Научная статья на тему 'Региональное инновационное развитие'

Региональное инновационное развитие Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
405
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННОСТЬ / INNOVATION / INNOVATIVE DEVELOPMENT / REGION / REGIONAL ECONOMIC POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жильников А.Ю.

В работе автор акцентирует внимание на необходимости перехода на инновационный путь развития регионам, предложены пути перехода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author emphasizes the need to transition to an innovative path of development of the regions proposed transition path.

Текст научной работы на тему «Региональное инновационное развитие»

3. Давыдова Е.Ю. Некоторые аспекты экономической эффективности проектных решений при информатизации предприятия // Перспективы инновационного развития современного мирового сообщества: экономико-правовые и социальные аспекты Материалы Международной юбилейной научно-практической конференции ВЭПИ-ВГЛТА: в 5-ти томах. Главный редактор С. Л. Иголкин, ответственный редактор Т. Л. Безрукова, А. Э. Ахмедова. 2012. С. 47-50.

4. Давыдова Е.Ю., Гапонова С.Н. Сущность и содержание управления информационными потоками в экономической деятельности предприятия // Актуальные проблемы развития науки в современной России материалы Международной научно-практической конференции. Редколлегия: И.Г. Амрахов, Г.И. Амрахов, П.В. Самойлов, В.М. Самойлов, С.В. Семененко, В.В. Сыроежко; НОУВПО "Институт экономики и права". 2012. С. 110115.

5. Шастин Я.А. Содержание логики и процесса планирования производственной деятельности на современном предприятии // Инновационное развитие экономики. 2011. № 5. С. 39-43.

Жильников А.Ю.

РЕГИОНАЛЬНОЕ ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

Старооскольский технологический институт, Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, регион, региональная экономическая политика, инновационность.

Аннотация: в работе автор акцентирует внимание на необходимости перехода на инновационный путь развития регионам, предложены пути перехода.

Keywords: innovation, innovative development, region, regional economic policy, innovation.

Abstract: the author emphasizes the need to transition to an innovative path of development of the regions proposed transition path.

В Стратегии инновационного развития России на период до 2020 года четко определён перевод отечественной экономики к 2020 году на инновационный путь развития. Стратегия призвана стать основополагающим документом, посвященным комплексному подходу в реализации единой государственной

инновационной и научно-технической политики.

Переход российской экономики в новую социально-экономическую формацию говорит о необходимости активизации действий региональной политики и переориентации её на инновационный тип развития. Региональное инновационное развитие становится эффективным рыночным инструментом управления современными инновационными системами, а инновационность - важнейшим конкурентным преимуществом.

Региональное инновационное развитие имеет фрагментарный характер, осуществляется не комплексно, без необходимого информационно-аналитического и инфраструктурного

обеспечения, имеет слабую научную и организационную поддержку. Возникают новые требования, предъявляемые к управлению инновационным развитием:

- реализация человеческого потенциала. Именно человеческий капитал является главным требованием эффективного инновационного развития, технологического прорыва какой-либо отрасли. Ресурсами, в определенных количествах, обладать могут все, капитал и необходимые финансовые ресурсы - так же являются, в большей степени равнодоступными, именно поэтому человеческий капитал становится основным ресурсом преимущественного развития в рамках построения «умной» экономики. От качества подготовки профессиональных кадров зависит основа конкурентного преимущества регионального инновационного развития;

- резкое повышение инновационной активности бизнеса. Модернизация технологических процессов и вывод на рынок и коммерциализация принципиально новых продуктов является базисной компетенцией регионального инновационного развития, что позволит обеспечить конкурентоспособность регионального инновационного продукта на внутреннем и мировом рынках. Ликвидировав невосприимчивость бизнеса к инновациям, удастся установить взаимодействие на уровне «генерация знаний» -«инновационная инфраструктура» - «бизнес». Также возникает необходимость содействия выходу региональных разработок на внешние рынки, что нельзя осуществить без активизации поддержки внешнеэкономической деятельности;

- реализация концепции «инновационного государства». Федеральные и региональные власти должны обеспечить благоприятную среду для инновационной активности. Необходимым является формирование государственного

инновационного поведения, что можно осуществлять через формирование технологических платформ, поддержку регионов -инновационных лидеров, содействие развитию инновационной деятельности в инновационно-депрессивных регионах.

К основным направлениям региональной инновационной политики можно отнести:

1. Совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности.

2. Создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности.

Целевая проработка комплексных программ развития и создание эффективного фундамента для их реализации.

3. Развитие инфраструктуры инновационного процесса.

Инфраструктурный потенциал Белгородской области

представлен: шестью организациями, функционирующими в сфере коммерциализации научных разработок: технопарк БелГУ; инновационно-технологический центр при БГТУ им. В.Г. Шухова; технопарк БелГСХА; инновационный бизнес-инкубатор при БГТУ им. В.Г.Шухова; инновационно-технологический центр «Трансфер»; центр инновационных технологий. Четырьмя информационно-консалтинговыми структурами: Региональный центр интеллектуальной собственности при БелГУ; Центр интеллектуальной собственности БелГУ Белгородский инновационно-технологический центр «Трансфер»; ОГУ «Белгородский региональный ресурсный инновационный центр»; ОГУ «Инновационно-консультационный центр АПК». [2] В настоящий момент формируется БИИС - Белгородская инновационно-интеллектуальная система, предполагающая базой своего развития «Аврора-парк».

Инфраструктурный потенциал Воронежской области определяется развитием четырех технопарков: «Содружество», «Митем», «Калининский», «Космос-Нефть-Газ», где в настоящее время располагаются более 60 малых инновационных предприятий. В регионе создано пять бизнес-инкубаторов: «Авиационный», «Восток», «Калининский», «ВГАСУ», «ВГТА». В Воронежском государственном университете созданы центр трансфера технологий, технопарк «Дубовка». В семи крупных высших учебных заведениях области работают офисы коммерциализации. С их помощью вузами дан старт реализации более 25 инновационных проектов.

Инновационный потенциал Курской области заключается в

развитии инновационных разработок, осуществляемых сотрудниками высших учебных заведений области и специалистами предприятий. Наиболее активно в этом направлении работают учёные старейших базовых вузов области: Юго-Западного государственного университета (ранее КурскГТУ), Курской государственной сельскохозяйственной академии, Курского государственного университета, Курского государственного медицинского университета. В регионе действуют шестнадцать научных школ, ведутся научные исследования более чем по 140 направлениям. Дальнейшее развитие инновационной деятельности является неотъемлемой частью развития региона. Основными звеньями системной интеграции инновационных процессов и региональной инновационной политики Курской области будут являться объекты инновационной инфраструктуры:

• технопарк Курской области;

• центр промышленных нанотехнологий и центр геоинформационных технологий при Юго-Западном государственном университете;

• инновационная корпорация подготовки конкурентоспособных кадров на основе интерактивного взаимодействия со стратегическими партнёрами Курского государственного университета;

• агропромышленный учебно-научный центр и агротехнопарк Курской государственной сельскохозяйственной академии;

• центр медицинских технологий Курского государственного медицинского университета. [3]

Инновационный потенциал Липецкой области сводится к реализации комплексной программы «Развитие инновационной деятельности в Липецкой области на 2011-2015 годы». Основным направлением которой, является создание инновационной инфраструктурной базы, отсутствующей на данный момент в регионе. В 2011 году в регионе реализуется 14 инновационных проектов, направленных на повышение инновационной привлекательности и повышение уровня отгруженной инновационной продукции. Планируется создание регионального инновационного комплекса на базе Липецкого государственного технического университета (ЛГТУ). В регионе уже создан Региональный Инновационно-технический фонд «Меккано-Липецк».

Инновационная инфраструктура Тамбовской области

представлена наукоградом Мичуринск, вузами, инновационно активными предприятиями, рядом организаций: Бизнес-инкубатор ТГТУ «Инноватика»; Инновационный центр высоких био- и химических технологий; Институт инноваций и приоритетных научных направлений; Тамбовский инновационно-технологический центр машиностроения; Тамбовский инновационный бизнес-инкубатор регионального центра управления и культуры; Тамбовский фонд поддержки и развития предпринимательства; Тамбовский центр научно-технической информации; Компания «Техноэкос»; Центр трансфера технологий при Тамбовском государственном техническом университете.

Изучив уровень развития инфраструктурной базы инновационной системы регионов Центрально-Черноземного региона, можно сделать вывод о необходимости создания и развития системы коммерческих форм взаимодействия науки и производства, таких как [4-5]:

- центры трансферта инновационных технологий;

- бизнес-инкубатор, технопарк, технополис;

- создание государственных венчурных фондов и управляющих компаний, устанавливающих взаимосвязь между научными центрами, инвесторами и производителями инновационного продукта;

- выделение ведущими предприятиям из своей структуры малых инновационных организаций - компаний «спиноф (отпрысков)», ведущих деятельность по направлению наиболее эффективной коммерциализации результатов НИОКР на зарубежных рынках.

Необходим качественный прорыв в деятельности объектов инновационной инфраструктуры, ориентация на

коммерциализацию всех перспективных результатов труда научного сектора.

4. Развитие малого инновационного предпринимательства.

Для таких организаций важным является оказание

государственной поддержки на начальном этапе деятельности. Налоговые льготы, беспроцентные кредиты, методологическая помощь, диссипация рисков, а также другие формы поддержки способны активизировать инновационный бизнес.

5. Совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ.

Важной тенденцией должна стать передача ответственности регионам. Необходимым является оказание поддержки уже существующих фирм, качественное сопровождение и аудит их

Территория науки. 2012. № 3. деятельности.

По нашему мнению целевое инновационное региональное развитие должно строиться на следующих взаимосвязанных принципах:

- цели должны формироваться на основе общей концепции поступательного научно-технического развития страны;

- региональные цели должны строиться с учетом специфики деятельности, ресурсообеспеченности и потребности региона;

- ресурсная программа должна выделяться из установленных целей.

Инновационная политика в регионе должна иметь селективный, строго избирательный характер, не стремясь охватить все направления научно-технического развития, а выбрав узкие поля стратегического прорыва, по которым возможно достижение или превышение мирового технологического уровня.

Каждый регион имеет свою специфику, воспроизводственную, отраслевую и технологическую структуру, свою систему приоритетов и должен рассчитывать на собственные силы и ресурсы при реализации этой стратегии.

Анализ основных тенденций инновационного развития Белгородской области включает диагностику основных характеристик, позволяющих оценить степень готовности региона к реализации инвестиционных проектов в инновационной сфере.

Невысокая активность инноваторов и незначительные расходы предприятий Белгородской области на научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность существенно сдерживают научно-техническое развитие региона и предопределяют низкий уровень коммерциализации разработок.

По оценкам Института Инноваций Инфраструктуры и Инвестиций Белгородская область по доле расходов на НИОКР находится на 64-м месте среди субъектов Российской Федерации, обладающих сходными предпосылками для развития инновационного производства.

Анализируя состояние инновационной инфраструктуры следует заметить, что доля организаций инновационной инфраструктуры Белгородской области в общем числе организаций, осуществляющих научно-исследовательскую деятельность, превышает среднероссийское значение более чем в два раза. На базе ВУЗов Белгородской области в агропромышленном, горнометаллургическом, медико-биологическом комплексах, промышленности строительных материалов созданы профильные

инфраструктурные объекты.

Развитие региональной инновационной системы сдерживается недостатком финансовых институтов и площадок для обмена информацией, низкой обеспеченностью объектами трансфера технологий и прототипирования продукции, необходимыми для поддержки инновационных коллективов на ранних стадиях инновационного цикла.

Белгородская область обладает диверсифицированной структурой экономики, имеет умеренный промышленно-производственный потенциал, базирующийся на горнометаллургическом (25,7%) , машиностроительном (2,6%), агропромышленном (17,7%), медико-биологическом (0,2%) и строительном (11,8%) комплексах.

Инновативность производства Белгородской области, характеризуемая долей затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг собственными силами по видам экономической деятельности, составила 0,34%, что в 6 раз ниже, чем в среднем по России. Вместе с тем, удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации в Белгородской области, в общем числе организаций составил 10,8%, что на 1,4 процентных пункта выше среднероссийского уровня (по данным за 2008 год). [2]

В целом масштабность и динамика развития базовых отраслей промышленности региона на фоне положительных тенденций инновационной активности определяют благоприятные перспективы развития промышленно-производственного потенциала Белгородской области.

Нами предлагается выделить ряд ограничений, не позволяющих максимально эффективно использовать потенциал региональной инновационной системы:

1. Недостаток квалифицированных научных и управленческих кадров ведущих эффективную деятельность в сфере инноватики и наноиндустрии.

2. Низкий уровень коммерциализации разработок, отсутствие системы взаимодействия между элементами инновационной инфраструктуры.

3. Недостаточная эффективность координации между субъектами региональной инновационной системы.

4. Низкая инновационная активность ведущих предприятий области и низкий уровень создания малых инновационных элементов бизнес среды.

5. Низкий уровень спроса на инновационную продукцию, в том числе и нанотехнологическую.

6. Ограниченность финансовых ресурсов, обусловленная отсутствием эффективной системы работы с венчурными фондами.

Комплекс проблем инновационного развития в Белгородской области в своих основных проявлениях аналогичен большинству регионов страны.

Проблема дефицита квалифицированных кадров в инновационной сфере является в настоящее время одной из наиболее острых проблем для России в целом и Белгородской области в частности. В этих условиях на базе вузов, по нашему мнению, целесообразно разрабатывать программы опережающей переподготовки кадров в инновационной области, направленные на формирование управленческих кадров для руководства потенциальными инновационными проектами.

Главным критерием оценки осуществления основных целей областной инновационной политики является динамика оценок инновационного развития приоритетных отраслей и Белгородской области в целом в сравнении с рассчитанными оценками по другим регионам. Для оценки можно использовать индексы, расчет которых предложен в Концепции инновационной политики Воронежской области.

Если через ИР1к обозначить уровень инновационного развития ь той отрасли в к-тый год, а через ИРО1к - уровень инновационного развития Белгородской области, выраженные в баллах от 0 до 100, то оценка инновационного развития отраслей и региона в целом в к-тый год может быть рассчитана как соотношение ИР1к к ИР10 и соотношение ИРО1к к ИРО10, где индекс 0 соответствует базовому году, относительно которого дается оценка эффективности. [1]

Сравнение приведенных выше оценок с аналогичными оценками для других регионов дает возможность отслеживать относительное развитие Белгородской области по отраслям. Целесообразно ежегодно рассчитывать рейтинг инновационного развития регионов Центрального федерального округа в разрезе отраслей и проводить мониторинг положения Белгородской области.

Оценка реализации целей региональной инновационной политики должна проводиться на основе социологических опросов населения Белгородской области по специально разработанной анкете, позволяющей дать агрегированную балльную (от 0 до 100) оценку уровня инновационности региона по мнению населения.

Динамика этого показателя даст возможность судить о действенности инновационной политики с позиций населения, проживающего на территории области.

Список литературы

1. Концепция областной инновационной политики на 2010-2015 годы. - Воронеж, 2010.

2. Региональная целевая программа ГК «РОСНАНОТЕХ» по Белгородской области на 2010-2012 годы, Москва, 2010.

3. http://www.spb-venchur.ru/

4. Жильников А.Ю. Анализ уровня инновационного развития мировых держав // Актуальные вопросы современной экономической науки. 2012. С. 127-129.

5. Жильников А.Ю. Характер и особенности развития инновационной деятельности в условиях становления информационной инновационно-ориентированной экономики // Перспективы инновационного развития современного мирового сообщества: экономико-правовые и социальные аспекты Материалы Международной юбилейной научно -практической конференции ВЭПИ-ВГЛТА-2012 : в 5 - ти томах. 2012. С. 64-67.

Каширина Ю.П.

ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РОССИИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: индивидуальный предприниматель, гражданско-правовой статус, предприниматели России, государственная регистрация.

Аннотация: в научной работе рассмотрены принципы правового статуса индивидуальных предпринимателей, особенности их возникновения в России.

Keywords: individual entrepreneur, civil status, Russian entrepreneurs, the state registration.

Abstract: in the scientific work the principles of the legal status of individual entrepreneurs, particularly their cart-penetration in Russia.

Правовой статус индивидуального предпринимателя возникает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.