Научная статья на тему 'Создание и особенности функционирования региональных инновационных систем'

Создание и особенности функционирования региональных инновационных систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
290
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА / УРОВЕНЬ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ / REGIONAL INNOVATION SYSTEM / THE PROGRAM OF DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY IN THE REGION / THE LEVEL OF INNOVATION ACTIVITY OF THE ORGANIZATION / A COMPARATIVE ANALYSIS OF THE DYNAMICS OF CHANGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казьмина И. В.

В статье проводится анализ основных мероприятий для обеспечения развития и результативного функционирования региональных инновационных систем в отдельных субъектах России. С использованием результатов анализа и официальных данных Росстата исследован уровень инновационной активности организаций в субъектах Центрально-Черноземного региона (ЦЧР) России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper analyzes the major activities to ensure the development and effective functioning of regional innovation systems in selected regions of Russia. Using the results of the analysis and the official data of Rosstat The level of innovation activity of organizations in the regions of Central Black Earth region (CCR) of Russia.

Текст научной работы на тему «Создание и особенности функционирования региональных инновационных систем»

Территория науки, 2014, № 6

z - средний объем инновационных товаров, работ, услуг.

Rx(yz)

Rj + R 2 - 2Ryx * Ryz * R„

1 - R2

(2)

Взаимосвязь переменных x, y, z является положительной (прямой), составляя по коэффициенту множественной корреляции величину 0,6, и по шкале Чеддока оценивается как «заметная».

Таким образом, с уверенностью можно сделать вывод о том, что на уровень ВРП региона уже в текущий момент оказывает воздействие инновационная деятельность, которая должна в будущем только расширяться.

Список литературы:

1. Жильников, А. Ю. Диагностика и оценка инновационного развития регионов [Текст] / Н. И. Ляхова, А. Ю. Жильников. -Воронеж: ФГБОУ ВПО ВГУИТ. - 2013. - 120с.

2. Российский статистический ежегодник. 2013: Стат.сб./Росстат. -Р76 М., 2013. - 717 с.

3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: Р32 . Стат. сб. / Росстат. - М., 2013. - 990 с.

Казьмина И. В.

СОЗДАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж

Ключевые слова: региональная инновационная система, программа развития инновационной деятельности региона, уровень инновационной активности организации, сравнительный анализ, динамика изменения

Keywords: regional innovation system, the program of development of innovative activity in the region, the level of innovation activity of the organization, a comparative analysis of the dynamics of change.

Аннотация: В статье проводится анализ основных мероприятий для обеспечения развития и результативного функционирования региональных инновационных систем в отдельных субъектах России. С использованием результатов анализа и официальных данных

57

Территория науки, 2014, № 6

Росстата исследован уровень инновационной активности организаций в субъектах Центрально-Черноземного региона (ЦЧР) России.

Abstract: This paper analyzes the major activities to ensure the development and effective functioning of regional innovation systems in selected regions of Russia. Using the results of the analysis and the official data of Rosstat The level of innovation activity of organizations in the regions of Central Black Earth region (CCR) of Russia.

Экономическая теория инноваций прошла несколько этапов развития. Но до середины XX столетия практически никто специально не интересовался внедрением инновационных процессов в промышленность. Сегодня инновации становятся основой производства, и деятельность предприятия строится вокруг инновационного процесса.

Необходимо осознать, что от того, насколько эффективно функционируют в России региональные инновационные системы (РИС) настолько результативно претворяются в реальность инновационные преобразования. Именно от того, насколько успешно перестраиваются РИС в отдельно взятом регионе России с точки зрения инновационных процессов, так и будет складываться общая картина по стране в части создания национальной инновационной системы (НИС).

Целью настоящих исследований является системный анализ основных мероприятий (мер) для обеспечения развития и результативного функционирования РИС, уровня инновационной активности предприятий в субъектах ЦЧР России на этапе становления креативной экономики при использовании РИС.

В настоящее время исследования на тему РИС и НИС опубликованы в издательствах США, Европейского Союза, Азии и России. Рост объема исследований в сфере разработки РИС и НИС на протяжении последних 10 -15 лет привел к тому, что только в странах -членах Европейского союза сегодня насчитывается более 180 программ развития региональных инновационных систем. Концепцию РИС взяли на вооружение и многие динамично развивающиеся страны третьего мира (Китай, Индия, Бразилия и др.).

В настоящее время отсутствует единое определение РИС. Анализ научной литературы в части РИС показал, что существуют различные определения понятия «региональная инновационная система», отражающие множественность подходов к пониманию их экономической сущности. Из анализа существующих понятий можно сформулировать в обобщенном виде определение РИС как

58

Территория науки, 2014, № 6

«совокупность инновационных компаний и организаций, технопарков, инновационных университетов, сетей бизнес-инкубаторов, объектов инновационной деятельности, находящихся на территории региона, а также существующие взаимосвязи между ними в рамках проводимой государственной региональной инновационной политики».

Правительством Российской Федерации в настоящее время энергично формируется НИС. При этом стратегия развития инноваций, принятая на федеральном уровне, предполагает, что процесс создания НИС должен базироваться на основе формирования и развития РИС. Только положительная инновационная динамика в каждом конкретном субъекте России может стать результирующим фактором как непосредственно регионального саморазвития, так и межрегионального взаимодействия в рамках НИС.

Пока в России нет примеров создания полноценной РИС в каком-либо регионе. Однако во многих из них создаются элементы такой системы. Это в первую очередь происходит в таких субъектах Центрального федерального округа России как, например, Липецкая и Тульская области. Те регионы (области), которые смогут первыми создать у себя полноценную РИС (когда в регионе доля инновационно - активных предприятий от общего их числа будет превышать 40 -50 % [1]) получат неоспоримое конкурентное преимущество и могут стать центрами роста креативной экономики России.

С учетом отечественного и зарубежного опыта можно сформулировать следующие подходы к формированию РИС [2 - 7, 9]:

- индивидуальный характер в рамках единой федеральной нормативной правовой базы с учетом законодательно установленных специальных условий, характерных для каждого субъекта России;

- государственная поддержка, инвестиционные проекты и программы, соответствующие приоритетам государственной социально-экономической и научно-технической политики;

- развитие инновационных процессов на основе ориентации на профильные отрасли региона, приоритеты его развития, на максимальное использование тех или иных преимуществ региона;

- формирование несколько сильных кластеров с целью объединения локальных игроков (компании, фирмы, университеты и объекты инновационной инфраструктуры) в рамках единой стратегии развития;

- участие государственного бюджета в проектах кластеров должно сочетаться с соразмерными вложениями со стороны как региональных органов власти, так и со стороны самих участников кластеров;

59

Территория науки, 2014, № 6

- учет требований рынка и тенденций технологического развития региона;

- организация контроля с целью своевременного обнаружения проблем при внедрении той или иной инновации.

Следует отметить, что начиная с 2012 года, в России осуществляется активная государственная поддержка инноваций в регионах в рамках кластерной политики. Кластерный подход способствует территориальному и социально-экономическому развитию региона. Кластер является своеобразным инструментом регионального инновационного развития, позволяющий

организациям и предприятиям совершенствовать производственнотехнологические цепочки.

Системный анализ общих подходов к формированию РИС и тенденций эффективного функционирования отечественных и зарубежных инновационных предприятий позволил уточнить основные мероприятия (меры) для обеспечения развития и результативного функционирования РИС:

- изучение опыта создания и развития РИС аналогичных в других регионах, их сильные и слабые стороны;

- создание эффективного механизма функционирования системы взаимодействия между региональными инновационными компаниями и государственными учреждениями;

- создание технопарков, венчурных фондов, инновационных университетов, лабораторий и сетей бизнес-инкубаторов для поддержки стартап-компаний;

- создание регионального инновационного фонда с целью увеличения инновационного потенциала региона и его реализации путём организации высокотехнологичных производств, создающих высокую добавленную стоимость;

- обеспечение роста числа новых реализуемых технологий, перспективных научных исследований;

- разработка мер, обеспечивающих долгосрочное финансирование деятельности научных предприятий;

- обеспечение тесного взаимодействия между местными вузами, НИИ и малым и средним бизнесом;

- заполнение региона (выделенной территории) базисной инновационной инфраструктурой;

- создание инновационных кластеров с целью формирования ключевого центра компетенций в конкретной отрасли, что обеспечит образования пояса инновационных компаний, производящих соответствующую отрасли продукцию и услуги;

60

Территория науки, 2014, № 6

- активное стимулирование профессиональной квалификации персонала;

- наполнение базисной инновационной инфраструктуры в регионе людьми, исследователями и создателями инноваций;

- организация процесса прохождения практики обучающими в вузах и НИУ на инновационно - ориентированных предприятиях;

- разработка комплекса мер для притока из внеквалифицированного рабочего персонала;

- обеспечение в регионе комфортности творческой деятельности основных исполнителей РИС;

- принятие областным правительством программы развития инновационной деятельности региона.

При этом следует подчеркнуть важность выбора инновационного приоритета (выбрать два-три прорывных проекта) и, соответственно, формирование под него творческого, креативного коллектива.

С целью создания и развития РИС областная администрация в первую очередь должна подготавливать, выносить на обсуждение и принимать региональную программу развития инновационной деятельности, которая должна определить цели, задачи и пути построения РИС.

В программе по развитию РИС должны быть отражены следующие основные вопросы [3 - 7, 9]:

- определения приоритетных направлений развития инновационной деятельности с учетом промышленной инфраструктуры и научного потенциала региона;

- правового регулирования инновационной деятельности (перечень законодательных и нормативных актов, которые необходимо подготовить и принять в целях развития инновационной деятельности в регионе);

- создания административно-хозяйственных структур в рамках

областной и муниципальных администраций, задачей которых станет формирование благоприятных условий для осуществления

инновационной деятельности;

- разработки перечня мер, стимулирующих ведение инновационной деятельности предприятиями и организациями;

- создания территориальных инфраструктур поддержки инноваций

в областных центрах (технопарки, венчурные фонды,

информационные центры и др.);

- организации подразделений по коммерциализации инновационных технологий в ведущих научно-исследовательских и образовательных институтах области;

61

Территория науки, 2014, № 6

- создания коммуникационных площадок для обеспечения взаимодействия власти, науки и бизнеса;

- развития РИС как части общероссийской национальной инновационной системы;

- разработки и проведения активной информационной кампании в регионе и за его пределами по разъяснению и продвижению программы превращения региона в территорию инновационного развития;

- продвижения региональных инноваций на рынках инноваций в других субъектах Российской Федерации и зарубежных странах.

Из перечня этих направлений видно, что развитие инновационной деятельности в регионе должно стать задачей, объединяющей законодательную и исполнительную власть, бизнес, образование и науку, средства массовой информации. При этом ответственность за организацию и координацию этой деятельности лежит на областном правительстве.

Каждый субъект Российской Федерации имеет свою программу развития инновационной деятельности. На основе сравнительного анализа статистических данных, характеризующих особенности функционирования РИС в субъектах ЦЧР России, проследим динамику изменения инновационной активности организаций (предприятий) по отдельным субъектам (Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой, Орловской и Тамбовской области) по показателю «уровень инновационной активности организаций». Уровень инновационной активности организаций (Yrn) определяется как отношение числа организаций, осуществлявших технологические, организационные или маркетинговые инновации, к общему числу обследованных за определенный период времени организаций в регионе.

На основе официальных данных Росстата [8] об основных показателях, характеризующих состояние и уровень развития инновационного потенциала России, построим динамику изменения указанного выше показателя для субъектов ЦЧР России в период с 2010 по 2013 гг. На рисунке 1 отображена динамика изменения уровня инновационной активности организаций в субъектах ЦЧР.

Из данного рисунка следует, что наибольшее значение показателя инновационной активности организаций за рассматриваемый период в Белгородской, Курской и Липецкой областях приходится на 2012 и 2013 годы.

62

Территория науки, 2014, № 6

Рисунок 1- Динамика изменения уровня инновационной активности организаций в субъектах ЦЧР

С 2010 года в ряде областей прослеживается отрицательная динамика изменения уровня инновационной активности организаций в субъектах ЦЧР, особенно в Орловской и Тамбовской областях (снижение показателя инновационной активности, например, в Орловской области с 14,2 % до 10,1 %). Самый низкий в 2013 году показатель уровня инновационной активности организаций в Тамбовской области, равный 8,5 %.

Согласно данным Росстата о состоянии инновационных процессов в субъектах ЦЧР России в 2013 году, можно выделить условно две группы областей по уровню инновационной активности организаций:

- с незначительным уровнем (10 % <Yrn<30 %): в Курская и Липецкая области;

- с низким уровнем (Yrn< 10 %): Белгородская, Воронежская, Орловская и Тамбовская области.

Следует отметить, что в 2013 году данный показатель в Курской и Липецкой областях превысил средний показатель по России, соответствующий 10,3 %.

Проведенный анализ инновационной активности организаций в субъектах ЦЧР свидетельствует о несоответствии уровня показателя инновационной активности организаций условиям перспективного развития экономики России. Это происходит потому, что отдельные элементы РИС функционируют не согласованно, самостоятельно решаются текущие задачи по реализации перспективных для

63

Территория науки, 2014, № 6

экономики региона инновационных проектов. Отсутствуют благоприятны финансовые условия для осуществления инновационной деятельности организаций и нежелание руководителей компаний и организаций вкладывать деньги в инновационные проекты. Данные выводы также подтверждает тенденция снижения с 2011 года показателя Yrn, характеризующего инновационный потенциал субъектов ЦЧР России. В этой связи требуется обеспечить повышение эффективности функционирования РИС. Необходимо в четыре-шесть раз увеличить доли инновационно - активных предприятий в субъектах ЦЧР, которая согласно стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года должна составлять до 40 - 50 %. К примеру, в Канаде доля инновационно - активного бизнеса от общего количества компаний составляет около 65 %.

Таким образом, на основании проведенного анализа основных проводимых мероприятий при создании РИС и уровня инновационной активности организаций в субъектах ЦЧР России на этапе становления креативной экономики можно сделать следующие выводы.

1. Уточнены основные мероприятия (меры) для обеспечения развития и результативного функционирования РИС в субъектах России, а также детализировано содержание региональной программы развития инновационной деятельности, которая определяет цели, задачи и пути построения РИС.Создание РИС в рамках национальной инновационной системы является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование эффективного экономического механизма инновационной политики.

2. На основе сравнительного анализа статистических данных,

характеризующих особенности функционирования РИС в субъектах ЦЧР России, выявлена динамика изменения инновационной активности организаций по отдельным субъектам ЦЧР России по показателю «уровень инновационной активности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

организаций».Проведенный анализ инновационной активности организаций в субъектах ЦЧР показал, что уровень показателя инновационной активности организаций не соответствует условиям перспективного развития экономики России. Необходимо в четыре-шесть раз увеличить доли инновационно - активных предприятий в субъектах ЦЧР России.

3. Общей задачей для всех субъектов ЦЧР России является обеспечение в 2015 и последующие годы устойчивой положительной динамики уровня инновационной активности организаций. Решение этой задачи возможно путем комплексного применения основных механизмов государственного стимулирования инновационной

64

Территория науки, 2014, № 6

деятельности предприятий и повышение эффективности функционирования региональных инновационных систем.

Список литературы:

1. Инновационная Россия - 2020 (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года). Минэкономразвитие России. - М., 2010. - 105 с.

2. Иванова Н.И. Национальные инновационные системы. - M.: Наука, 2002. - 245с.

3. Концепция областной инновационной политики Воронежской области на 2010 - 2015 годы.

4. Колоколов В.А. Инновационные механизмы предпринимательских систем. М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 2001. -325 с.

5. Долгосрочная областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2011-2015 годы».[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://innoros.ru/banner/programm.

б.Задумкин К.А. Инновационная деятельность в регионе: концептуальные подходы и практика: учебное пособие/ К.А.

Задумкин, Л.Г. Иогман, С.В. Теребова.- Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН,2006.- 144с.

7. Пешкова И.В. Стратегическое управление предприятием в условиях развития инновационной деятельности // Современные наукоемкие технологии. 2005. № 11. С. 69.

8. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: Стат. сб. / Росстат. - М., 2013. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru.

9. Шаталов М.А. Проблемы современного менеджмента в условиях инновационного развития региона/ М.А. Шаталов, С.Ю. Мычка// Наука. - 2014. - № 4-3. С. 481-483.

Косинская Е. В.

РОЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В БИЗНЕСЕ

Воронежский экономико-правовой институт, г. Старый Оскол

Ключевые слова: бизнес, специалист, компания, развитие,

общество, деятельность, международные отношения, резюме, договор.

Key words: business, professional, company, development, society, activity, international relations, CV, contract.

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.