Научная статья на тему 'Механизм управления рисками инновационного предпринимательства в регионе'

Механизм управления рисками инновационного предпринимательства в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иода Елена Васильевна

In the article the management mechanism of innovation enterprise risks in the context of innovation break-through strategy in the region is based and reflected.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The management mechanism of innovation enterprise risks in the region

In the article the management mechanism of innovation enterprise risks in the context of innovation break-through strategy in the region is based and reflected.

Текст научной работы на тему «Механизм управления рисками инновационного предпринимательства в регионе»

26. Бузгалин А. Переходная экономика. М., 1994. С. 1QS.

27. Курс экономической теории I под ред. А.В. Сидоровича. М., 1997. С. 467.

28. Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности. М., 1990. С. 11.

29. Политическая экономия / под ред. А.В. Сидоровича, Ф.В. Волкова. М., 1993. С. 192.

Поступила в редакцию 12.07.2006 г.

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ

Е.В. Иода

Ioda E.V. The management mechanism of innovation enterprise risks in the region. In the article the management mechanism of innovation enterprise risks in the context of innovation break-through strategy in the region is based and reflected.

Сегодня неизбежность перехода на инновационный путь развития национальной экономики стала аксиомой.

Ставка на повышение предпринимательской активности в сочетании с использованием для оживления экономики накопленного научно-технологического потенциала переносит центр тяжести усилий государства на оказание помощи в мобилизации внутренних резервов регионов, в т. ч. менее развитых. Иными словами, уменьшается удельный вес прямой поддержки со стороны государства, возрастает значение косвенных методов регулирования.

Однако практика свидетельствует, что инновационность как имманентное свойство предпринимателя на почве российских рыночных отношений еще не реализовалось. А это говорит о наличии серьезных недостатков в действующих экономических механизмах, прежде всего, тех, которые касаются стимулирования и обеспечения инновационной деятельности.

В данной ситуации государство оказывается перед необходимостью формирования долгосрочной инновационной стратегии, что означает, прежде всего, выбор между двумя ее вариантами: инерционно-рыночной стратегией и стратегией инновационно-технологического прорыва.

Вариант инерционно-рыночной стратегии предполагает приоритетное осуществление инвестиций и инноваций частным сектором, без участия и поддержки государством инноваций, при опережающем развитии им-

порта. Такой подход не позволит обеспечить повышение конкурентоспособности отечественной продукции, высокие темпы экономического роста, освоение базисных инноваций.

Вариант стратегий инновационно-технологического прорыва, наоборот, вытекает из необходимости перехода к инновационному пути развития страны и ускорения темпов экономического роста на основе повышения конкурентоспособности отечественной продукции.

Основные положения стратегии инновационно-технологического прорыва предполагают:

1. Государство и бизнес концентрируют инновационно-инвестиционные ресурсы на узком диапазоне стратегических инновационных приоритетов, призванных обеспечивать распространение пятого и освоение пилотных направлений перспективного шестого технологических укладов. Только таким образом можно повысить конкурентоспособность отечественных товаров и услуг, обеспечить высокие темпы экономического роста.

2. Необходимо создать законодательную базу, функционирующую инфраструктуру, эффективные организационные формы, надежную кадровую составляющую для осуществления стратегии инновационного прорыва. Ориентировать на это систему образования, общественные организации, средства массовой информации.

3. Государство должно взять на себя стартовое финансирование базисных инно-

ваций в производственном секторе и обеспечение инноваций в нерыночном секторе, создать благоприятный инновационный климат, развивать венчурное финансирование малого и среднего инновационного бизнеса, поддерживать экспорт отечественной наукоемкой продукции и импортозамещение на отечественном рынке.

4. Развитие международного стратегического партнерства в инновационно-технологической сфере и по совместному освоению перспективных ниш на мировых рынках.

Общеизвестен факт, что инновационная деятельность как подсистема развития рыночной экономики отличается высокой степенью неопределенности и риска. В связи с этим особого внимания заслуживает формирование механизма реализации стратегии инновационного прорыва во взаимоувязке со стратегией риск-менеджмента (рис. 1).

Механизм реализации стратегии инновационного прорыва подтверждает тот факт, что инновационная сфера не является единой организационной системой, ее составляющие присутствуют как в производственном, так и непроизводственном секторах экономики. Инновационную стратегию правомочно определить как систему концептуальных установок, втекающих из долгосрочных целей, определяющих характер распределения ресурсов между траекториями инновационного развития системы, а также их перераспределения при изменении внутренних и внешних условий ее функционирования.

Иерархическая структура (подсистема) инновационной стратегии прорыва связана с выделением и исполнением четырех стратегических уровней: макроуровня, регионального уровня, отраслевого уровня и микроуровня.

Формирование макроинновационных стратегий (как было отмечено выше) позволяет выделить три основные задачи:

- обеспечение инновационной безопасности страны;

- выявление и реализацию государственных научно-технических приоритетов;

- создание условий инновационные предпринимательской активности.

В свете обеспечения инновационной безопасности инновационные макростратегии призваны способствовать созданию таких условий функционирования научнотехнической сферы, которые позволяли бы

поддерживать на необходимом уровне фундаментальные исследования, обеспечивали бы оптимальную долю заводских НИОКР в общем объеме производимых в стране исследований и разработок, передачу результатов НИОКР в сферу производства и т. д.

Государственные научно-технические

приоритеты определяют направления развития науки и техники, которые имеют наибольшую важность для обеспечения конкурентоспособного положения страны в целом. Усилия государства по формированию стратегии претворения в жизнь выделенных приоритетов направлены на то, чтобы заинтересовать регионы, отраслевые образования, отдельные предприятия следовать в обозначенном русле.

Создание условий предпринимательской активности предполагает создание стимулов, позволяющих заинтересованным предприятиям и организациям вкладывать средства в проведение НИОКР и усиливать их восприимчивость к новшествам.

К стратегиям мезоуровня правомочно отнести и стратегии кластеров.

Акцентируя внимание на задачах мезо-уровня, необходимо отметить, что проблемы макроуровня в этом случае трансформируются в соответствующие проблемы мезоуровня: макроинновационная безопасность - в региональную и отраслевую / кластерную инновационную безопасность; государственные приоритеты - в региональные и отраслевые / кластерные; инновационная активность - в усиление инновационной активности в регионе и стимулирование повышения инновационного потенциала региона, а также активизацию инновационной деятельности внутри ассоциативных отраслевых образований и кластеров (рис. 2).

Инновационная стратегия на уровне предприятий или на микроуровне на прямую зависит от инновационных стратегий более высоких уровней. Макроуровень создает условия функционирования предприятия в научно-технических направлениях, соответствующих мировым тенденциям развития. Инновационная деятельность предприятия посредством прямого и косвенного воздействия направляется в русло этих тенденций. Региональные инновационные стратегии направлены на привязку деятельности предприятия к достижению целей региона, в том числе инновационных. В зависимости от того, что

Субъекты реализации инновационной стратегии прорыва

Государство

Предприниматели

Научные, проектно-

Общественные, научные,

всех форм собственности

Регион

конструкторские и образовательные структуры

инженерные, молоде: структуры, С]

!МИ

Задачи:

1) Создание организационных и экономических механизмов для повышения востребованности инноваций отечественным производством, обеспечения опережающего развития фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;

2) Совершенствование нормативно-правовой базы научной, научно-технической и инновационной деятельности;

3) Адаптация научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики, обеспечение взаимодействия государственного и частного капитала в целях развития науки, технологий и техники;

4) Рациональное сочетание государственного регулирования их рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования научной, научнотехнической и инновационной деятельности при реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники;

5) Совершенствование системы подготовки научных и инженерных кадров высшей квалификации в области науки и технологий;

6) Поддержка научных исследований экспериментальных разработок в приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники с учетом мировых тенденций в этой сфере;

7) Укрепление научно-исследовательского сектора высшей школы;

8) Активизация деятельности по обмену знаниями и технологиями между оборонным и гражданским секторами экономики, развитие технологий двойного применения и расширение их использования;

9) Ускорение реализации научных и научно -технических достижений, способствующих предотвращению возникновения военных конфликтов, техногенных и экологических катастроф и снижению ущерба от них;

10) Разработка и модернизация вооружения, военной и специальной техники, содействию развитию оборонно-промышленного комплекса;

11) Совершенствование технических средств, форм и способов борьбы с терроризмом, в т.ч. международным

Цели:

1) Концентрация ресурсов государства и бизнеса на правовых технологиях, обеспечивающих повышение конкурентоспособности отечественной продукции, освоение новых рыночных ниш, ускорение темпов экономического роста;

2) Инновационное обновление основных фондов страны, поворот к базисным и улучшающим инновациям инвестиций в основной капитал;

3) Реализация научно-

технических достижений и изобретений, улучшение использования интеллектуальной собственности, возрождение, реструк-тизация научно-технического потенциала страны;

4) Стратегическая направленность создаваемых национальной, региональных и межгосударственных инновационных систем;

Содействие формированию инновационного партнерства предпринимателей, государства, творческих личностей и общества

Система инновационных приоритетов:

1) Междисциплинарные фундаментальные исследования и долгосрочные прогнозы;

2) Биотехнология и биомедицина;

3) Новейшие нанотехнологические и информационные технологии и системы;

4) Энергосберегающие технологии и возобновляемые энергоресурсы;

5) Принципиально новые материалы;

6) Системы машин и технологий новых поколений;

7) Новые поколения авиакосмических технологий,

средств транспорта и связи;

8) Новые поколения оборонно-технических систем и средств безопасности

*

Направления реализации

Законодательное Научно- Стратегическое

Программная Финансирование

Создание

Кадровое

обеспечение

регулирование

.' .техническое и

планирование

реализация страте-

и стимулирование

целевых

инновационных

структур

инновационного развития •,•, ■

инновационное

прогнозирование

инновационного

развития

гических инновационных приоритетов

реализации

стратегических

приоритетов

і

Реализация мероприятий стратегии инновационного прорыва

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объект реализации; стратегии инновационного прорыва ■ Инновационная система: инновационная деятельность:

- УСЛОВИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ РИСКА

Рис. 2. Схема уровней инновационных стратегий и их задачи

представляет из себя регион, каковы его цели, определяется тип региональной стратегии. Поскольку предприятие территориально привязано к региону, оно не должно и не может напрямую противоречить его политике и обязано учитывать при формировании его стратегии региональные интересы.

Роль региональной инновационной стратегии обуславливается, прежде всего, тем, что любой производственный и инновационный процесс имеет территориальную дислокацию. По своему иерархическому положению региональная инновационная стратегия является стратегией промежуточного уровня между макро- и микроинновационными уровнями.

Формирование инновационной стратегии развития Тамбовской области определяется генеральной целью ее социально-экономического развития - превращением области в динамично развивающийся, инновационно активный, конкурентоспособный, комфортный для проживания, экологически благополучный регион, нацеленный на высокое качество жизни [1].

Социально-экономическое развитие

Тамбовской области определяется общероссийскими тенденциями и задачами, в то же время на него существенное влияние оказывают специфические особенности региона.

Проведенный SWOT-анализ позволил выявить благоприятные / неблагоприятные внешние события, определяющие ситуацию в области («возможности» и «угрозы»).

Выявленные ключевые проблемы.

Сохраняется низкий уровень благосостояния населения области. За 2002-2005 гг. темп роста реальных денежных доходов населения области составил 144,9 %, в то время как по России - 153,2 %.

Основными факторами, сдерживающими темпы роста реальных секторов экономики, явились прогрессирующее старение основных фондов, высокий уровень энергоемкости выпускаемой продукции, слабое инновационное наполнение производства основных видов продукции. Сохраняется низкий уровень диверсификации производства, отсутствие высококвалифицированных кадров высшего и среднего управленческого звена, ориентированных на рыночную экономику. Предприятия ОПК специализируются на выпуске однотипной продукции.

Для преодоления этих негативных факторов необходимо максимально эффективное использование имеющегося производственного и сырьевого потенциала. Достижение этой цели возможно при решении ряда проблем в приоритетных отраслях экономики и в социальной сфере.

Одним из факторов, способных влиять на улучшение социального благополучия населения, является политика по развитию общественной инфраструктуры.

Уровень развития транспортной системы области не соответствует современным требованиям. Негативными факторами являются:

- неразвитость внутрирегиональной сети автомобильных дорог, препятствующая, прежде всего, развитию АПК. Из-за отсутствия качественного дорожного покрытия в настоящее время около 35 % населенных пунктов не имеют связи с сетью дорог общего пользования с твердым покрытием;

- несоответствие пропускной способности существующих автомобильных дорог растущим объемам грузо- и пассажиропотоков;

- неразвитая система современного транспортного сервиса;

- слабое оснащение дорожного хозяйства области дорожно-строительной техникой и передовыми технологиями по строительству и ремонту дорожного покрытия.

Современное состояние жилищно-коммунального хозяйства характеризуется высоким уровнем износа основных фондов и связанной с этим высокой аварийностью в отрасли, большими непроизводственными потерями энергии, воды и других ресурсов.

Наряду с негативными тенденциями, в области отмечается целый ряд позитивных факторов, определяющих ключевые конкурентные преимущества области перед другими субъектами Российской Федерации:

- в целом удалось сберечь накопленные интеллектуальный, культурный и духовный потенциалы, способные решить задачи индустриального и социального развития региона;

- получили дальнейшее развитие высшие учебные заведения, вырос крупный научно-технический и образовательный потенциал для развития инновационной деятельности (Наукоград в г. Мичуринске);

- наличие в нем многопрофильного научно-образовательного комплекса, который способен обеспечить разработку и внедрение современных технологий мирового уровня на существующих и создаваемых предприятиях Тамбовской области;

- установлен порядок государственной поддержки, формирования, размещения и исполнения социального заказа на реализацию общественно значимых социальных проблем, выполнения программ, а также порядок получения областных грантов;

- наличие сырьевых ресурсов, позволяющих обеспечивать устойчивое производство продукции, в первую очередь, сельскохозяйственной;

- достаточно высокий потенциал раз-

вития производственной и транспортной инфраструктуры области, позволяющий реализовать преимущества выгодного географического положения региона - на перекрестке направлений «Центр-Юг», «Центр-Юго-

Восток», «Запад-Восток» - для оптовой торговли и эффективного осуществления межрегиональных и внешнеэкономических связей;

- совместимость различных секторов экономики. Наличие предпосылок для создания кластеров.

В Тамбовской области созданы основные элементы инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности, способствующие развитию малого и среднего инновационного бизнеса, сопровождению передовых технологий, а также коммерциализации и передаче в реальный сектор экономики области перспективных научных разработок:

- ООО «Тамбовский инновационно-технологический центр машиностроения» и ООО «Инновационный центр высоких био- и химических технологий», учредителями которых являются ТГТУ, НИИ и инновационно активные промышленные предприятия региона.

- Тамбовский инновационный бизнес-инкубатор Регионального центра управления и культуры (ТИБИ РЦУК), включающий Информационно-ресурсный центр поддержки малого и среднего бизнеса (ИРЦ) и Тамбовский областной центр промышленной субконтрактации и партнерства (ТОЦПСП).

- Молодежный исследовательско-деловой центр (МИДЦ) при ТГУ им. Г. Р. Державина и Центр трансфера технологий при ТГТУ.

- Научно-образовательный центр (НОЦ) «ТамбГТУ-ТамбовНИХИ» в области новых химических технологий.

Однако существующие элементы региональной инновационной инфраструктуры, указанные выше, действуют разрозненно и в сумме не дают существенного эффекта. Необходимо сформировать инновационную систему, которая будет генерировать новые бизнесы в приоритетных отраслях (кластерах) экономики области. Основным элементом системы должны стать университеты.

На региональном уровне, прежде всего, необходимо наращивать научный потенциал. Образовательный сектор - ядро научной

мысли, центр научно-технических программ и инноваций. Для сближения научной мысли (как источника новых технологий) и предпринимательства (как средства воплощения инноваций) необходимо создание системы инкубаторов, технопарков, центров трансфера технологий.

Необходимо организовать обучение управлению инновациями и соединить техническую подготовку студентов с обучением управлению инновациями. Предусмотреть возможность создания центра подготовки предпринимателей. Органы исполнительной власти области и муниципальных образований должны осуществлять поддержку центров подготовки предпринимателей, бизнес-инкубаторов и т. д., способствовать привлечению венчурного капитала.

Структурные и технологические преобразования, необходимые для роста конкурентоспособности экономики области, требуют развития партнерства бизнеса и государства в сфере научно-исследовательской деятельности на основе широкого привлечения внебюджетных ресурсов. Оно должно ориентироваться на реализацию крупных инфраструктурных проектов и создание новых источников роста в сфере высоких технологий и «экономики знаний».

В регионе действует закон Тамбовской области «О научно-технической политике, научной и инновационной деятельности в Тамбовской области», систематизирующий государственную инновационную политику. Создан Совет при главе администрации области по научной и инновационной политике, одна из главных задач которого - определение важнейших региональных приоритетов развития науки и технологий, которые соответствовали бы общемировым тенденциям развития, российским приоритетным направлениям, целям и задачам инновационной политики региона, которые носят долговременный характер.

Вышесказанное еще раз подтверждает тот факт, что социально-экономическое развитие Тамбовской области может и должно основываться на инновационной модели функционирования, с опорой на промышленность городов и специальных экономических зон, агропромышленный сектор, развитие сложившихся научно-технических центров, ориентированных на современные тех-

нологии, развитие новых секторов экономики. В перспективе в области должен сформироваться единый инновационно-технический комплекс, позволяющий производить конкурентоспособную продукцию и услуги.

При благоприятном для области воздействии внешней среды (возможностей) стратегические цели региона направлены на усиление конкурентных преимуществ (сильных сторон региона) и преодоление так называемых слабых сторон, характерных для области.

Для региона разработан стратегический план в трех вариантах, различающихся степенью воздействия внешних и внутренних факторов на развитие области, таких как состояние мировой и российской экономики, конъюнктура на мировых рынках, тарифная политика естественных монополий, уровень инфляции, реальный курс рубля, политика федерального центра по отношению к субъектам РФ, демографическое поведение населения области, степень использования различных региональных ресурсов, конкурентоспособность продукции, инвестиционный и предпринимательский климат в области.

1 вариант прогноза - инерционный -предполагает усиление негативных внешних факторов развития при повышении эффективности функционирования экономики области. При этом в области не предвидится реализации крупных инвестиционных проектов межрегионального, национального и международного значения. Предполагается сохранение существующего ресурсного потенциала в качестве базы социально-экономического роста. Это означает нарастающее отставание области в развитии сельскохозяйственного производства по сравнению с соседними регионами; выбытие значительной части основных фондов в реальном секторе экономики; в краткосрочной перспективе -высокая вероятность сохранения дефицитности областного бюджета при его умеренном росте и при консервации неэффективных механизмов расходования бюджетных средств. Для инерционного сценария, видимо, будет характерно сокращения численности населения в области. Инерционный сценарий социально-экономического развития области хотя и не отрицает возможность роста экономики, но чреват тем, что данный рост будет существенно ниже, чем у соседних регионов, входящих в ЦФО.

2 вариант - инновационный - предполагает положительное влияние внешних факторов при усилении воздействия благоприятных внутренних факторов. При этом форсированными темпами реализуются инвестиционные проекты, направленные на реализацию первоочередных задач по развитию инновационных наукоемких секторов; особой экономической зоны; традиционных для области производств.

3 вариант - вероятностный - промежуточный, компромиссный, сочетающий те и другие моменты и отвечающий методам вероятностной оценки событий. Этот сценарий рассчитан на увеличение потока инвестиций в область и существенное наращивание административных усилий региональных властей. Сценарий развития предполагает начало структурной перестройки экономики, появление новых производств, основанных на использовании собственного ресурсного потенциала. Предполагается сохранение стабильной численности населения на протяжении всего срока реализации стратегии, которая может быть достигнута при условии естественного прироста на - 2,1 человек на 1 000 жителей и незначительном увеличении миграционного прироста.

В качестве базового рассматривается третий вариант. Перспективы стратегического развития области в качестве основной экономической цели имеют удвоение валового регионального продукта за период 20002010 гг.

В представленном виде ведущая стратегия развития Тамбовской области ориентируется на достижение благополучия и согласия посредством обеспечения баланса государственных, экономических интересов и интересов сообщества граждан на основе повышения качества административного управления; дает единое направление деятельности всей вертикали власти в регионе, единый ориентир для повышения активности хозяйствующих субъектов, экономических и социальных институтов общества.

Воссоздание основ индустриального уровня развития области и закладывание основ постиндустриального возможно на основе реализации стратегии прорыва. Концепция прорыва определяется как превращение существующих ресурсов и интеллектуального потенциала в рыночные конкурентные

преимущества, развитие новых компетенций рационализации отраслевой и управленческой структуры на всех уровнях, которые в совокупности придадут необходимый импульс развитию региональной экономики.

Модель комплексного социально-экономического развития области основывается на четырех основополагающих идеях: формирования социально- ориентированного рыночного механизма хозяйственной деятельности, максимального использования интеллектуального и научно-технического потенциала развития, активного государственного стратегического управления, общего повышения культурного уровня населения.

Формула стратегии выглядит следующим образом:

«человеческий фактор» (квалифицированные кадры, образование, культура, традиции)

+ научно-технический потенциал + природные ресурсы, используемые в интересах области

+ синтез экономических методов стимулирования хозяйственной деятельности

= новая экономика региона, представляющая собой научно-производственный комплекс российского значения со всей системой жизнеобеспечения населения.

Модель реализации региональной стратегии прорыва изображена на рисунке 3.

Создание конкурентоспособной экономики решает задачу минимизации издержек производства и обращения, а значит, способствует повышению конкурентоспособности продукции. Кроме того, создаются предпосылки для развития малого бизнеса, действующего в интеграционных процессах и «вписанного» в устойчивые экономические связи.

В разработанной Минрегионразвития РФ концепции стратегий социально-экономического развития регионов Российской Федерации отмечено, что требуется срочный переход от политики выравнивания социально-экономического развития территорий к политике поляризованного развития, к определению «локомотивов роста». Такие «локомотивы» обозначены и внутри Тамбовской области.

В осуществлении технологического «прорыва» важную роль должна сыграть региональная интеграция расположенных предприятий и организаций, выполняющих разные функции (от проведения научных

РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ ПРОРЫВА

<+—

1 ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ 1 НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ | Единая ведущая стратегия развития области НОВЫЙ ХАРАКТЕР 1 СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ I ЭКОНОМИКИ |

Достижение согласия в обществе, баланса государства (власть), экономики (бизнес), общества (гражданские, общественные, политические и некоммерческие организации)

Ф

Стратегия эффективного управления: государственного, административного, местного самоуправления, управления бизнесом

I

СТРАТЕГИЯ 1

Развитие человеческих ресурсов______

СТРАТЕГИЯ 2

Обеспечение

социально-

экономического

благополучия

населения

СТРАТЕГИЯ 3

раз

Экономическое тие и

повышение конкур тоспособности

СТРАТЕГИЯ 4

Развитие конкур способности с/х с ра

СТРАТЕГИЯ 5

Эффективное

использование

ресурсного

потенциала

СТРАТЕГИЯ 6

Развитие государственной и общественной политической системы в регионе

:::г

ЦЕЛИ

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

2.1.

2.2.

2.3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.1.

3.2.

4.1.

5.1.

5.2.

6.1.

6.2.

6.3.

6.4.

6.5.

6.6.

Г

МЕРЫ .....

1.1.1

1.1..2

1.1..3

3.1

.3.2

1..5.1

1..5..2

1..5.. 3

2.1.1 2.1..2 2.1.. 3

1 Г

г

1 г

2..3.1

2..3..2

2..3..3

2..3.4

3.1.1

3.1.2

3.1.3

3.1.4

3..2.1

3..2.2

3..2.3

3..2.4

4.1.1

4.1..2

4.2.1 5.1.1

5.2.1

5.2.2

1.2.1

1.2.2

2..2.1

2..2..2

I 6.1.1 1 6..3.1 1

.2 6..3.. 2 6..5.1

6.1..3 6..3..3 6..5.2

6.1.4 6..3.4 6..5.3

62.1 6..3.. 5 6..5.4

6.2.2

6.2.3 6.4.1

6.2.4 6.4 .2

6.2.5 6.4 .. 3

6.2.6

ОЦЕНОЧНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

н

1.4.1

исследований и подготовки кадров до производства и транспортировки продукции), но объединенных технологическим процессом, результатом которого является наукоемкий продукт, созданный усилиями всех участников этого процесса.

Эффект в этом случае будет достигаться за счет того, что на рынке высокотехнологичной продукции начнут конкурировать не отдельные предприятия региона, а региональные научно-производственные и промышленные комплексы, которые, благодаря научно-производственной и технологической кооперации компаний, обеспечат сокращение транзакционных издержек.

Основной целью реализации кластерной политики в области является создание условий для формирования и развития кластеров как основы реализации конкурентных преимуществ территорий региона и повышения его конкурентоспособности.

Стимулируют формирование кластеров действия органов исполнительной власти всех уровней по развитию инженерной и транспортной инфраструктуры, телекоммуникаций, обеспечению населения доступным жильем, улучшению системы здравоохранения, образования и социальных услуг, улучшению экологической ситуации.

На этапе формирования кластеров необходимо:

- сформировать систему выявления кластеров, определить их текущую и потенциальную конкурентоспособность;

- определить механизмы стимулирования и поддержки кластерных инициатив;

- создать систему отбора кластерных инициатив, мониторинга кластеров и оценки эффективности действий органов исполнительной власти и местного самоуправления по реализации кластерной политики.

Для конкретно выявленного кластера, имеющего высокий потенциал дальнейшего развития, необходимо с участием органов власти и бизнес-сообщества разработать программу, предусматривающую комплекс мер по его развитию.

В рамках реализации кластерных инициатив необходимо:

- разработать механизмы и критерии отбора программ развития кластеров;

- сформировать механизмы оказания государственной поддержки данных программ.

Создание кластеров влечет за собой множество положительных эффектов для их участников:

- для органов исполнительной власти области эти эффекты выражаются, прежде всего, в общем оживлении региональной экономики и диверсификации экономической структуры территорий, влекущими за собой рост занятости, увеличение количества налогоплательщиков и налогооблагаемой базы, появление удобного механизма взаимодействия с бизнесом, снижение зависимости от отдельных предприятий-монополистов. Кластеры позволяют органам власти в регионе гораздо точнее отслеживать тенденции развития бизнеса, прогнозировать возможные пути изменений в отдельных секторах экономики, открывают новые возможности для координационной деятельности.

- для бизнеса эффекты связаны с улучшением кадрового обеспечения, с повышением доступности инфраструктуры для исследований и разработок, расширением возможностей для снижения издержек, с появлением возможности для более успешного выхода на международные рынки.

Кластеры стимулируют значительное повышение продуктивности и новаторства. Компании выигрывают, имея возможность делиться положительным опытом и снижать затраты, совместно используя одни и те же услуги и поставщиков. Постоянное взаимодействие способствует формальному и неформальному обмену знаниями и сотрудничеству между организациями с взаимодополняющими активами и профессиональными навыками. Местные образовательные учреждения и инфраструктура создают дополнительные преимущества для компаний. Соперничество между фирмами стимулирует конкурентоспособность и подталкивает их к постоянному обновлению. Многие из этих преимуществ более существенны для малого бизнеса, чем для крупных компаний, у которых имеется больший потенциал для создания этих преимуществ за счет внутренних резервов.

Особая роль в решении задач по привлечению в область инвестиций, диверсификации и выводу экономики региона на инновационный путь развития отводится созданию особых экономических зон, зон регулируемого развития, которые позволят обеспечить

дополнительное привлечение инвестиций, в том числе иностранных, в реальный сектор экономики и будут способствовать ускорению развития территорий, созданию новой конкурентоспособной продукции и услуг, новых рабочих мест.

Важное значение в реализации стратегии социально-экономического развития Тамбовской области играет г. Мичуринск, у которого есть все предпосылки для создания особой экономической зоны как наукограда Российской Федерации агропродовольственного типа. Указом Президента РФ от 4 ноября 2003 г. № 1306 городу Мичуринску присвоен статус Наукограда.

Основополагающим направлением повышения конкурентоспособности является активизация инновационной и научно-технической политики, формирование инновационной инфраструктуры для обеспечения последующего перехода к инновационной модели развития, определения приоритетов в инновационной деятельности, оказывающей влияние на эффективность производства и конкурентоспособность выпускаемой продукции.

С учетом этих подходов в Тамбовской области идет разработка целевых инновационных программ - в этом смысл нынешнего

этапа инновационной стратегии области. Разработанная программа развития научной, научно-технической и инновационной деятельности в Тамбовской области на 20062008 гг. выступает основным механизмом реализации инновационной стратегии.

Следующим этапом в реализации инновационной стратегии Тамбовской области является размещение регионального заказа среди исполнителей, которые отбираются на конкурсной основе. Осуществление мониторинга за ходом реализации Программы -важный элемент ее реализации.

И, наконец, результаты законченных инновационных разработок должны пройти приемку и внедрение с возможной продажей этих результатов потенциальным покупателям.

Стратегия инновационного развития Тамбовской области задает масштаб и вектор формирования стратегий инновационного развития отдельных секторов экономики.

Это позволит области перейти от стадии конкурентного развития (развития на основе факторов производства) к инновационному развитию.

Механизм реализации региональной стратегии прорыва складывается из следующих элементов (рис. 4):

1. Система нормативных правовых актов Тамбовской области, имеющих логическую связь и соподчиненность и регламентирующих применение конкретных методов и инструментов государственного регулирования. Такая система включает несколько уровней нормативных правовых актов:

а) стратегические планы, комплексные программы социально-экономического развития;

б) стратегические планы и программы социально-экономического развития территорий;

в) областные целевые программы;

г) муниципальные целевые программы.

2. Информационная, методологическая и инструментальная поддержка подготовки и принятия управленческих решений на уровне региональных органов государственной власти.

3. Широкое применение элементов стратегического управления развитием при оптимальном сочетании его с методами и формами оперативного (краткосрочного) управления.

4. Создание организационно-управленческой структуры, интегрирующей функции стратегического управления развитием.

Особое место в механизме реализации Стратегии занимает применение программно-целевого метода управления.

Механизм реализации стратегии предполагает реализацию стратегических целей через программы и проекты (программирование действий по реализации стратегий).

Следующий этап в развитии инновационной стратегии региона связан с учетом факторов неопределенности и риска, неизбежных в любом инновационном процессе и составляющих ключевую проблему для инвесторов.

В своих предыдущих работах [2] автор уже обосновывал тот факт, что инновационные процессы в регионе сопряжены с рисками и условиями неопределенности. Решение проблем инновационного «треугольника»

предпринимательства: предпринимательство -нововведение - риски от неопределенности конечных результатов, во много зависит от функционирующего механизма распространения инноваций, институциональных условий и инфраструктуры, в совокупности представляющих инновационную среду региона.

Инновационное предпринимательство как особый вид производственного бизнеса,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

связанного с инновационной деятельностью, принимает на себя все инновационные риски.

Анализ экономической литературы, посвященной проблеме риска [3-6], показывает, что среди исследователей до сих пор отсутствует единое мнение относительно определения понятия риск. Одни считают, что риск имеет место в том случае, если действие приводит к набору последствий для одной и той же альтернативы, причем вероятность проявления каждого из исходов полагается известной. Другие связывают понятие риска с вероятностью (угрозой) недополучения доходов в результате осуществления предпринимательской деятельности. Третьи полагают, что риск - это категория чисто вероятностная, и поэтому в процессе оценки степени риска настаивают на использовании «объективных» вероятностных расчетов. В классической теории предпринимательства риск отождествляется с математическим ожиданием потерь, которые могут произойти в результате принятого и реализуемого решения. Риск в данном случае рассматривается как ущерб, который наносится реализацией данного решения. Данное толкование сущности риска носит весьма односторонний характер по рассматриваемым последствиям.

Во всех ранее известных толкованиях не охватывается всего содержания терминов «предпринимательство» и «риск».

В предпринимательстве риск сознателен и обычно связан с желанием достичь существенного успеха. Лингвисты считают, что глагол «рисковать» имеет греческие корни [7]. Не исключено, что английское слово «risk» имеет французскую или итальянскую основу. Хотя, скорее всего, смысл термина восходит к греческому слову «rixikon» - утес. И первоначально слово «рисковать» означало «лавировать между скалами».

Понятие «предпринимательство» напрямую связано с такими особенностями человеческой деятельности, как инициатива, самостоятельность, предприимчивость, ответственность.

Если анализировать понятие «риск» с позиции возможности потерь и убытков, то придем к осознанию того, что опасности сами по себе объективны и, возможно, действуют постоянно, а угрозы лишь обозначают потенциальную возможность подвергнуться воздействию опасности. Кроме того, угрозы

неравнозначны статистически по частоте проявления и тяжести последствий, что, в свою очередь, позволяет подразделить источники опасностей и угроз на объективные (не зависящие от воли субъекта обстоятельства, в рамках которых люди вынуждены жить) и субъективные (в которые субъект себя сознательно погружает, стремясь достичь собственных целей).

Итак, угрозы могут привести к потерям или убыткам. Однако по своему смыслу слово «риск» вовсе не означает безысходности. Возможные потери или убытки обусловлены лишь потенциальной возможностью. Возможность и последствия проявления угрозы и связанного с ней риска зависят и от объективных причин, и от самого субъекта. При этом степень риска обычно оценивается предпринимателем степенью возможности и силой воздействия негативных последствий на материальное положение и деловую репутацию. Таким образом, риск потенциально присущ предпринимательской деятельности. Любая предпринимательская структура сознательно принимает на себя риски, чтобы родилась возможность получения прибыли. Ключ к увеличению предпринимательского капитала - нахождение разумного баланса между риском и доходностью. Отсюда вытекает методически оправданное умозаключение: главное содержание слова «риск» для предпринимателя заключается в его созидательном смысле как источнике дополнительной прибыли.

Под риском в широком смысле понимается риск как источник дополнительной прибыли, а под риском в узком смысле - конкретные угрозы причинения ущерба личности и бизнесу предпринимателя.

За многие десятилетия существования предпринимательской деятельности человечество как-то безоговорочно пришло к тому, что понятие «риск» употребляется исключительно в негативной трактовке. Однако предприниматель сознательно идет на определенный риск в надежде на получение дополнительной прибыли, т. е. когда он озабочен результатом будущей деловой операции. Предпринимательский риск возникает только в том случае, если операция может завершиться такими исходами, которые существенно различаются по предпочтительности для лица, принимающего решение.

Однако одного знания того, какие опасности подстерегают будущий проект, явно недостаточно для выработки конкретной стратегии и тактики его воплощения. Нужно еще оценить риск.

Для получения «объективной оценки риска» необходимо исключить лицо, принимающее решение, из процесса принятия рискованных решений, что само по себе исключено. Следовательно, получить «объективную оценку» риска невозможно. Для каждого конкретного человека степень риска всегда будет конкретно воспринимаемой, а значит, субъективной величиной.

Но при этом остается возможным объективно измерить составляющие риска.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод: риск - это не безысходность. Любой предприниматель сам решает, пойти ему на риск в конкретной ситуации или нет. При этом ситуация должна анализироваться им системно, с позиции важных существенных обстоятельств дела, а для демпфирования возможных негативных последствий риска необходима «проработка» финансово-экономической стратегии предпринимательской деятельности в части защиты от потерь. Для этого в практике бизнеса применяют стратегию управления риском и тактику ее реализации в конкретных условиях.

1. Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области до 2015 года. Утверждено решением коллегии администрации Тамбовской области от 23.09.2006 г. № 14/2.

2. Иода Е.В. // Экономика и управление. 2005. № 3 (20). С. 60-65.

3. Бублик Н.Д. Управление инновационными рисками при разработке наукоемких систем (проблемы, теория, практика): дис. ... д-ра эконом. наук. М., 2002.

4. Грантуров В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения. М., 2002.

5. Управление хозяйственным риском / Л.Ф. Догиль. Минск, 2005.

6. Цветкова Е.В., Арлюкова И.О. Риски в экономической деятельности. СПб., 2002.

7. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под ред. А.Г. Грязновой. М., 2002.

Поступила в редакцию 10.07.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.