Научная статья на тему 'Региональный аспект инновационной политики'

Региональный аспект инновационной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
16
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чайникова Лилия Николаевна

В статье рассмотрены цели и механизмы инновационных стратегий, как на федеральном уровне, так и региональном. Составлено дерево целей инновационных стратегий. Особое внимание уделено инновационной политике Тамбовской областиI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the purposes and mechanisms of innovative strategy, as at federal level, and regional are considered. The tree of the purposes of innovative strategy is made. The special attention is given the innovative policy of the Tambov region

Текст научной работы на тему «Региональный аспект инновационной политики»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бондаренко А. В., Быстрое В. В., Шевченко

Д. К. Проблемы и перспективы совершенствования управления инновационной деятельностью предприятий океанического машиностроения. Владивосток: «Уссури», 2001. 190 с.

2. Данные Краевого комитета государственной статистики 2006-2008 гг. Экономические показатели Приморского края. Приморье в цифрах. Основные показатели развития отдельных отраслей экономики края. Производственный потенциал промышленности края. Ход конверсии военного производства

3. Долгопятова Т. А., Евсеева И. И. Экономическое поведение промышленных предприятий в переходной экономике // Вопросы экономики. - 2007. № 8.

4. Мелмен С. Конверсия и разоружение. Демилитаризованное общество. М: Мир, 2000. 365 с.

5. Мильнер Б. З., Евенко Л. И., Рапопорт В. С. Системный подход к организации управления. М.: Экономика, 2007. 320 с.

6. Монден Я. «Тоета»: методы эффективного управления: Сокр. пер. с англ. / Науч. ред. А. Р. Бенедиктов, В. В. Мотылев. -М.: Экономика, 2005. 454 с.

7. Моторыгин Б. Д., Седлов П. А. Экономические проблемы создания новой техники. М.: Машиностроение, 2004. 276 с.

8. Об условиях предоставления государственной поддержки реформируемым государственным унитарным предприятиям и иным коммерческим организациям / Постановление Правительства Российской Федерации № 701 от 13 июня 1997 г.

9. Постановление правительства РФ от 2 февраля 1998 г № 143 «О порядке финансирования инвестиционных программ конверсии оборонной промышленности за счет средств федерального бюджета и условиях их конкурсного отбора.

10. Проскуряков А. В. Организация создания и освоения новой техники. М.: Машиностроение, 2005 271 с.

11. Справочное пособие для расчетов экономической эффективности внедрения новой техники. М.: ЦНИИ информации, 1984. 280 с.

12. Федеральный закон О науке и государственной научно-технической политике от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

УДК 332.1

Чайникова Л. Н. Региональный аспект инновационной политики

В условиях глобализации для любой страны важным условием устойчивости и экономической независимости становится ее внутренняя организация, включая способность быстро и чутко реагировать на изменения внутренней и внешней конъюнктуры, осуществлять быструю адаптацию за счет эффективной реализации инновационной политики. В Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года приведено следующее определение «политика Российской Федерации в области развития инновационной системы - составная часть государственной научно-технической и промышленной политики, представляющая собой совокупность осуществляемых государством социально-экономических мер, направленных на формирование условий для развития производства конкурентоспособной инновационной

продукции на базе передовых достижений науки, технологий и техники и повышение доли такой продукции в структуре производства, а также системы продвижения и реализации продукции и услуг на отечественном и мировом рынках». Также в данном документе отмечено, что политика Российской Федерации в области развития инновационной системы базируется на равноправном государственно-частном партнерстве и направлена на объединение усилий и ресурсов государства и предпринимательского сектора экономики для развития инновационной деятельности. Для реализации «Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» разработаны стратегии и концепции, которые нашли отражения в следующих документах: проекте Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2030 года;

Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года; Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года.

Глубина связанных с научно-техническим прогрессом преобразований, широкие последствия для национальной экономики и ее места в миро-

России необходимо ориентироваться на постиндустриальный мир, следовать стратегии модернизации промышленности, чтобы достигнуть высокого уровня индустриального развития.

Одним из элементов региональной инновационной системы является инновационная политика на уровне региона, под которой понимается совокупность установленных целей и приоритетов развития научно-инновационной деятельности в регионе, путей и средств их достижения на основе взаимодействия региональных и федеральных органов управления. Важность «регионализации» инновационной политики обусловлена

вом хозяйстве делают жизненно необходимым для каждой страны не только участие в этом процессе, но и восприятие международного опыта организации научно-технического развития. В связи с этим в табл. 1 приведен анализ стратегий научно-технологического развития высокоразвитых и развивающихся стран.

тем, что приходит эпоха нестандартизирован-ного, наукоемкого производства, в котором не масштабы производства и сбыта, а способность к постоянному обновлению продукции за счет внедрения «продуктовых технологий» (создание и продвижение на рынок принципиально новых товаров) играет решающее значение в усилении конкурентных позиций нации на мировом рынке [2]. В условиях общеэкономического кризиса активизация инновационной деятельности в регионе может быть обеспечена на основе разработки эффективной программы региональной инновационной политики.

Таблица 1

Стратегии научно-технологического развития [1]

Вид и содержание стратегии Недостаток Основные требования к реализации в российских условиях

1. Стратегия «переноса» (японский опыт середины XX века). Использование имеющегося зарубежного научно-технического потенциала и перенос нововведений в собственную экономику. Зависимость от высокоразвитых стран и угроза национальной безопасности Необходимость значительных финансовых затрат на приобретение лицензий

2. Стратегия «догоняющего» развития (опыт Китая и стран Юго-Восточной Азии). Освоение производства продукции, выпускающейся ранее в развитых индустриальных странах. Неспособность «догоняющей» нации создать структуры и институты, верно сигнализирующие обществу о зарождении тенденций спада, и тем самым предотвращающие систему от «перегрева». Невозможность сосредоточить усилия на модернизации сразу всех секторов экономики Развитость сектора малого предпринимательства в инновационной сфере. Резкое увеличение инвестиций за счет текущего потребления (например, доля накопления в ВНП стран-лидеров Юго-Восточной Азии составляет 35-37 % против 14-17 % в США). Требуется заимствование технологий и привлечение иностранного капитала

3. Стратегия «наращивания» (опыт высокоразвитых стран). Используется собственный научно-технический потенциал с привлечением зарубежных ученых и конструкторов, интегрированием фундаментальной науки университетов и прикладной фирменной науки. При ограниченном финансировании должна строиться на реализации узкого круга высокоэффективных инновационных проектов. Необходимо обеспечение системы госзаказов, выдаваемых на конкурсной основе, при условии гарантированного госфинансирования и долевого участия частных инвесторов.

Систему и структуру целей региональной инновационной политики необходимо разрабатывать на основе следующих принципов [3]:

- региональные цели должны вытекать из общей концепции научно-технического развития страны и не противоречить стратегическим федеральным целям;

- региональные цели должны быть сформулированы с учетом специфики и потребностей региона;

- ресурсная программа должна формироваться из установленных целей;

- конкретная разработка структуры целей и в целом целевой программы должна осуществляться на уровне современных методик с широким использованием независимых экспертов и системы экспертных оценок;

- международного научно-технического сотрудничества;

- государственных (федеральных) программ ускорения научно-технического прогресса;

- собственно региональной (муниципальной) политики развития научно-технического потенциала;

- отдельных промышленных предприятий и научных учреждений государственной и муниципальной форм собственности;

- отдельных приватизационных промышленных и научно-технических фирм;

- применительно к конкретным научным коллективам (группам) и отдельным ученым, самостоятельно решающим приоритетные научно-технические задачи.

На рис. 1 представлено дерево целей инновационных стратегий, которые отражает иерархию целей.

Ранги целей инновационных стратегий установлены в системе долгосрочного и краткосрочного планирования и прогнозирования социально-экономического развития страны и региона (на примере Тамбовской области), а также инновационных стратегий предприятия.

Данное дерево целей позволяет проследить взаимосвязь между перспективными целями на федеральном уровне и целями региональной инновационной системы с учетом специфики и потребностей Тамбовской области. Необходимо отметить, что цели инновационной политики Тамбовской области отражены в Законе «О научно-технической политике, научной и инновационной деятельности в Тамбовской области», а в региональной инновационная стратегия отсутствует. Достижение стратегических инновационных

целей на федеральном и региональном уровне невозможно без реализации на уровне предприятий стратегии инновационного развития, особенность которой заключается в выборе направлений и определении масштаба предполагаемых изменений. На рис. 1 выделены две группы инновационных стратегий, каждая из которых включает разновидности. Так, к наступательным стратегиям относятся [4]: стратегия создания нового рынка; стратегия приобретения компании; «разбойничья» стратегия; стратегия непрерывно совершенствования («кайзен»); стратегия сравнительных преимуществ; лицензионная стратегия.

Наступательные стратегии основаны на собственных творческих возможностях и необходимых и важным условием реализации данной стратегии становится внедрение инновации раньше конкурентов. Для реализации наступательных стратегий необходимы [4]: эффективная инновационная деятельность; руководство фирмы, склонное к новым идеям; хорошее знание рынка; эффективный маркетинг; сотрудники творческого склада; возможность распределения риска.

Группа стабилизационных стратегий включает следующие разновидности [4]: оборонительная; оппортунистическая; зависимая; защитная; селективная (избирательная).

Главным условием реализации наступательной стратегии является технологический рывок и быстрая реакция на рыночные изменения за счет гибкой организационной структуры и имеющихся уникальных ресурсов.

Также различают новаторскую, имитационную и венчурную стратегии в области инноваций. Новаторская стратегия достигается путём самостоятельной разработки и внедрения инноваций большой степени радикальности с охватом всех стадий инновационного процесса и фаз жизненного цикла инновации.

Имитационная стратегия предусматривает разработку с охватом всех стадий инновационного процесса и фаз жизненного цикла инновации, за исключением этапов НИОКР, конструкторской и технологической подготовки (начинается с разработки проекта и строительства). Достоинством данной стратегии является значительное снижение технологических, коммерческих, инновационных и финансовых рисков, что обусловливает широкое её использование в мировой практике [5].

Венчурная стратегия предполагает использование предприятием инновационных разработок венчурных предприятий, которые занимаются разработкой инноваций в быстро развивающихся

-

© а"

ю о ч и

5 -

©

я ©

I т

О

а

Цели формирования конкурентоспособности в глобальном мас табе национальной инновационной системы (проект Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2030

Цель создания национальной системы поддержки инноваций и

технологического развития (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года)

. концентрация ресурсов государства и бизнеса на прорывных инновационных технологиях, обеспечивающих повы ание конкурентоспособности отечественной продукции, освоение новых рыночных ни цускорение темпов экономического роста*

2. инновационное обновление основных фондов страны, поворот к базисным и улуч ающим инновациям инвестиций в основной капитал*

3. реализация научно-технических достижений и изобретений, улуч ение использования интеллектуальной собственности, возрождение и реструктуризация научно-технологического потенциала страны*

4. стратегическая направленность создаваемых национальной, региональных и межгосударственных инновационных систем*

5. содействие формированию инновационного партнерства предпринимателей, государства, творческих личностей и общества.

Мас табное технологическое обновление производства на основе передовых научно-технических разработок, формирование конкурентоспособного национального сектора исследований и разработок, обеспечивающего переход экономики на инновационный путь развития, формирование у населения и предприятий модели инновационного поведения, поддержка процессов создания и распространения инноваций во всех отраслях экономики

§

2 -

О

ИТ

0 -с

1 т О

8"

О

а §

£

Цель реализации Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 20 5 года

Цель государственной политики на федеральном уровне в области развития инновационной системы согласно Основным направлениям политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 20 0 года

Цели инновационной стратегии предприятия

Формирование сбалансированного сектора исследований и разработок и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повы ание ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста.

Формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации

- развитие и эффективное использование научного, научно-технического и образовательного потенциала области для социально-экономического развития и повы ения уровня жизни населения области*

- увеличение вклада науки и техники в развитие экономики области*

- государственная поддержка и обеспечение гарантий эффективной деятельности наукограда на территории области*

- создание инновационной среды, обеспечивающей превращение научных достижений организаций научно-производственного комплекса в рыночную конкурентоспособную продукцию*

- упрочение взаимосвязи науки и образования

Цель наступательной инновационной стратегии предприятия > Достижение лидирующего положения на рынке

Цель стабилизационной инновационной стратегии предприятия Удержание завоеванных позиций

Цель новаторской стратегии

Цель имитационной стратегии

Цель венчурной стратегии

Обеспечение высокой конкурентоспособности продукции

Незначительное усовер внствование известных продуктовых, технологических и других инноваций

Использование предприятием инновационных разработок венчурных предприятий

Рис. 1. Дерево целей инновационных стратегий

отраслях промышленности, охватывая стадию разработки (НИОКР, подготовка конструкторской, технологической и проектной документации) и фазу внедрения (классический венчур). Эти предприятия могут также сопровождать разработанную инновацию в производстве на предприятии-потребителе (венчур сопровождения). В первом случае (классический венчур) венчурное предприятие несёт весь инновационный риск, а во втором (венчур сопровождения) - также часть технологического риска. Поэтому предприятия, использующие венчурную стратегию, связаны с меньшими рисками по сравнению с другими стратегиями [5].

В связи с тем, что инновационная политика определяет не только цели инновационной стратегии, но и механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов, далее рассмотрим механизмы реализации инновационных стратегий.

Так, в проекте стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2030 года механизм реализации стратегии инновационного прорыва включает следующие элементы [6]: законодательное регулирование инновационного развития; научно-технические и инновационные прогнозы; стратегическое планирование инновационного развития; программная реализация стратегических инновационных приоритетов; финансирование и стимулирование реализации инновационных стратегических приоритетов; инновационные структуры; кадры для инноваций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для создания эффективной национальной инновационной системы в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года намечены следующие пути [7]:

- повысить спрос на инновации со стороны большей части отраслей экономики, поскольку в настоящее время инновационная активность сконцентрирована в узком числе секторов, а технологическое обновление производства опирается преимущественно на импорт технологий, а не на российские разработки;

- повысить эффективность сектора генерации знаний (фундаментальной и прикладной науки), так как происходит постепенная утрата созданных в предыдущие годы заделов, старение кадров, имеет место снижение уровня исследований, слабая интеграция в мировую науку и мировой рынок инноваций и отсутствует ориентация на потребности экономики;

- преодолеть фрагментарность созданной инновационной инфраструктуры, поскольку многие ее элементы созданы, но не поддерживают инновационный процесс на протяжении всего процесса генерации, коммерциализации и внедрения инноваций.

Инновационный вектор долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в региональном разрезе проявляются в следующем [7]:

- развитие научно-технического и образовательного потенциала крупных городских агломераций с высоким качеством среды обитания и человеческим потенциалом, динамичной инновационной и образовательной инфраструктурой;

- формирование территориально-производственных кластеров (не менее 6-8 до 2020 года), ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях российской экономики, с концентрацией таких кластеров в урбанизированных регионах;

- формирование территориально-производственных кластеров на слабоосвоенных территориях, ориентированных на глубокую добычу и переработку сырья, производство энергии с использованием современных технологий (механизированных, ресурсосберегающих и экологичных, нетрудоемких).

Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года определены следующие основные задачи государственной научно-технической и инновационной политики [8]: создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства; создание эффективной инновационной системы; развитие институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок; модернизация экономики на основе технологических инноваций. Предполагается, что федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» явится одним из основных инструментов реализации указанной Стратегии.

Также основные механизмы реализации государственной политики в области развития инновационной системы отражены в Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года [9]:

1) формирование целостной системы организационно-правовых, экономических и иных норм

стимулирования, поддержки и регулирования инновационной деятельности, включая: установление порядка закрепления и передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности гражданского и двойного назначения, созданные за счет средств федерального бюджета, с целью их введения в хозяйственный оборот; совершенствование законодательной базы для развития венчурного предпринимательства;

2) переход к программно-целевому принципу государственной поддержки инновационной деятельности путем координации федеральных, региональных, межведомственных и ведомственных целевых программ, включая поддержку инновационной деятельности в академиях наук, имеющих государственный статус, государственных научных центрах Российской Федерации и высших учебных заведениях;

3) увеличение доли внебюджетных ресурсов по мере выполнения этапов инновационных проектов, включая: создание институтов финансирования малых высокотехнологичных предприятий на начальном этапе создания ими инновационной продукции; содействие формированию системы региональных и отраслевых венчурных фондов;

4) развитие внутреннего рынка инновационной продукции;

5) привлечение организаций малого и среднего предпринимательства к участию в целевых программах и инновационных проектах;

6) формирование у предпринимателей мотивации к развитию инновационной деятельности, в том числе путем: расширения финансируемых государством программ фундаментальных и поисковых исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; участия государства в развитии инфраструктуры инновационной системы;

7) формирование экономических показателей в сфере инновационной деятельности для оценки уровня и динамики коммерциализации научно-технических разработок;

8) разработка критериев выбора приоритетов государственной политики в области развития инновационной системы и выявления на стадии проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ потенциальных возможностей для производства конкурентоспособной инновационной продукции.

В связи с тем, что эффективность инновационной системы России обусловлена эффективностью региональных инновационных систем, задачи инновационного развития занимают важ-

ное место в стратегиях развития регионов. Так стратегические задачи инновационного развития Тамбовской области определены социально-экономическим развитием области до 2010 года и к ним относятся [10]:

- формирование правовых, организационных, экономических условий для осуществления научно-технической и инновационной деятельности и защиты интеллектуальной собственности;

- создание рынка инноваций и привлечение инвестиций в инновационную сферу, обеспечение рыночной ориентации научных организаций региона;

- оказание организационно-экономической государственной поддержки субъектам инновационной деятельности, малым и средним фирмам, работающим в области коммерцианализации научно-технических достижений;

- обеспечение воспроизводства кадрового потенциала для научно-технической и инновационной сферы региона, включая подготовку управленческих кадров;

- повышение конкурентоспособности организаций и предприятий научно-технической и инновационной сфер региона;

- повышение эффективности использования бюджетных средств в научно-технической сфере.

Инновационная стратегия региона должна состоять из пяти приоритетных направлений, на основе которых осуществляется планирование конкретной деятельности по реализации инновационной стратегии: 1) стимулирование существующих региональных компаний к использованию инноваций; 2) стимулирование создания малых инновационных предприятий; 3) привлечение внешних инвестиций (преимущественно в высокотехнологичную сферу); 4) создание эффективной инфраструктуры для поддержки инноваций; 5) повышение уровня инновационной культуры в регионе [10].

Первые три приоритета определяют целевые группы воздействия инновационной стратегии. Четвертый и пятый приоритеты создают основу для реализации инновационной стратегии. Таким образом, все приоритеты рассматриваются во взаимосвязи и направлены на выполнение миссии и целей инновационной стратегии.

Также вопросы инновационного развития региона нашли отражение в Программе развития промышленности Тамбовской области на 2009-2010 годы, в которой выделены следующие направления инновационной деятельности в промышленности области [11]:

- мониторинг инноваций и хозяйствующих субъектов, способных в профессиональных областях создавать инновации;

- диагностику инновационной инфраструктуры, определение отсутствующих звеньев инновационной цепи, выстраивание технологических и инновационных коридоров;

- содействие во внедрении научно-технических разработок в промышленность;

- развитие механизмов предоставления субъектам промышленной деятельности, осуществляющих инновационную деятельность, финансово-кредитных ресурсов, включая инструменты местных фондов поддержки предпринимательства, кредитных союзов, лизинговых компаний, банковского сектора;

- развитие научно-технической среды, обеспечивающей превращение научных достижений организаций научно-производственного комплекса в рыночную конкурентоспособную продукцию;

- развитие приоритетных базовых технологий на территории области, обеспечение увеличения валового регионального продукта за счет освоения производства новых видов продукции и технологий.

В связи с тем, что в современной российской экономике отчетливо проявляется перенос

центра тяжести управления на региональный уровень, государственная региональная по-литика России должна стимулировать переход к инновационной модели развития и придать новый культурный и геоэкономический смысл региональным проектам и инициативам. Однако необходимо отметить, что в настоящее время многие регионы не имеют развитой инновационной системы, полноценной стратегии инновационного развития и поэтому не могут эффективно развиваться. В регионах отсутствует четкое понимание разделения функций между федеральной и региональной властями относительно совместного стратегического развития региональной и национальной инновационных систем. В связи с этим государство оказывает помощь регионам не столько путем прямых финансовых вливаний, сколько путем содействия в разработке инновационной политики и развитии инфрастуктуры. Так, для Тамбовской области разработка региональной стратегии в области инновационной деятельности позволила бы более эффективно реализовывать стратегический приоритет - повышение конкурентоспособности экономики Тамбовской области, отраженный в Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Полянчева А. Г. Исследование зарубежного опыта управления научно-технологическим развитием и оценка его использования в Российских условиях // Менеджмент в России и за рубежом. № 2. 2007.

2. Регион: первичный уровень формирования национальной инновационной системы. Режим доступа http: //www. novadon. ru

3. Региональная инновационная политика цели и приоритеты развития (статья). Режим доступа: http:// www.skorp.ru

4. Бовин, Андрей Андреевич. Управление инновациями в организации: учеб. пособие / А.А.Бовин, Л.Е.Чередникова, В.А.Якимович. - М.: Омега-Л, 2006. - 415 с.

5. Инновационная политика предприятия и её влияние на конкурентоспособность продукции. Режим доступа: http://revolution.allbest.ru

6. Проект Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2030 года. Режим доступа: http://www.h2club.mirea.ru

7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года Режим доступа: http://www.kadastr.ru

8. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. Режим доступа: http://ric.istu.edu/statii/analitika/docs/strateg.zip

9. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года. Режим доступа http://www. dnpp.ru

10. Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития: монография / В. Г. Матвейкин, С. И.Дворецкий, Л. В.Минько, В. П. Таров, Л. Н. Чайникова, О. И. Летунова. М: «Издательство Машиностроение-1», 2007. с. 284.

11. Программа развития промышленности Тамбовской области на 2009-2010 годы. Режим доступа: http://www.dumaer-tmb.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.