Ж. Ю. Кургаева, Т. В. Халилова
РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПО ДОБЫЧЕ И ПЕРЕРАБОТКЕ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «ГАЗПРОМ»)
Ключевые слова: инновация, инновационная политика, инновационные проекты, интеллектуальная собственность, патентно-лицензионная деятельность, венчурные фирмы, нефтехимическая отрасль, предприятия по добыче и переработке углеводородного сырья.
В статье рассматриваются особенности инновационной политики на предприятиях, в том числе роль патентно-лицензионной деятельности, роль венчурных фирм в процессе внедрения инноваций на крупных предприятиях по добыче и переработке углеводородного сырья на примере компании «Газпром».
Key words: Innovation, innovative policy, innovative projects, intellectual property, patent-licenced activity, venture firms, petrochemical industry, enterprises for extraction and processing of hydrocarbonic raw materials.
The article gives information about the features of the innovative policy at enterprises, including their patent-licenced activity, a role of venture firms during the process of introduction of innovations at the large enterprises for extraction
and processing of hydrocarbonic raw materials, on the
Управление инновациями — это изменения с целью внедрения и использования новых видов оборудования, процессов, обновления различных сторон инновационной деятельности предприятия.
Инновационная политика предприятия представляет собой определение руководством предприятия и его научно-техническими подразделениями целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов предприятия.
Существуют два подхода к разработке и реализации научно-технической политики и процессу внедрения инновации на предприятии.
1. Когда движущими силами процесса являются фирмы-инноваторы, первыми внедряющие инновации на своих предприятиях; их действия стимулируются возможностью получения временных значительных прибылей. Данный подход связывает внедрение и последующее распространение инноваций с возможностью либо быстрого и существенного снижения издержек производства, либо скорого рыночного успеха, проявляющегося в резком росте спроса. При этом НТП представляет собой скачкообразное, прерывистое изменение технологии, замену прежних товаров новыми.
2. Когда процесс внедрения и последующего распространения инноваций связан, прежде всего, с возможностью первоначального обеспечения лишь какого-то небольшого сегмента рынка и получения минимальной прибыли на этой основе. В дальнейшем научно-техническая политика, совместно с политикой маркетинга, ориентируется на последующее завоевание, может быть, и долгое, значительно большей доли рынка, что должно соответственно привести в будущем к увеличению прибыли. Такая научно-техническая политика предполагает наличие у предприятия долгосрочной и устойчивой стратегии в области НТП. При этом в расчет принимается не только рынок конкретной инновации, но и возможность развертывания сопряженных производств (это особенно важно при внедрении принципиально нового продукта, воздействующего на широкий
of the company Gazprom .
спектр производственных и личных потребностей). При таком подходе НТП (в рамках отдельного предприятия) рассматривается не как скачкообразный процесс, а скорее как непрерывный процесс.
На практике при разработке научнотехнической политики предприятия, как правило, выделяют 4 функциональные области (между которыми существуют широкие зоны перекрытия) управления инновациями:
1) исследования и разработки;
2) управление качеством и сертификации в
соответствии с составом и объемом элементов
ГОСТ;
3) создание обновленной производственной
базы;
4) освоение рынка инноваций.
В разделе «исследования и разработки» выделяются такие подразделы, как:
• поисковые и фундаментальные исследования;
• прикладные исследования;
• технические разработки (опытноконструкторские, технологические, проектные и организационные) и опытное производство;
• первое освоение инноваций (техническое и экономическое);
• распространение и тиражирование инноваций [1].
Создание обновленной производственной базы представляет собой своеобразный план технического перевооружения, но составленный не в виде заявок на финансирование (как нередко делают наши предприятия), а в виде системы бизнес-планов инвестиционных проектов с контрольной фиксацией окупаемости, рентабельности, чистой приведенной стоимости и внутренней процентной ставки по каждому бизнес-плану. Значительную помощь в развитии инновационных технологий предприятиям оказывают технопарки, а в сфере переработки углеводородного сырья - химические парки. Для россий-
ских предприятий очень ценным является изучение и использование передового опыта работы крупных химических парков зарубежных стран, в том числе Германии, Великобритании и США [2].
Развитие инновационных процессов оказывает существенное влияние на всю сопряженную с ними социальную инфраструктуру: меняются стили управления, организационные модели взаимодействия, требования к характеру и культуре труда, материальная и моральная мотивация персонала, социальный микроклимат и т. д. Инноватика стимулирует трансформацию и внешней среды, порождая у предприятий стремление к кооперации, повышению уровня надежности и делового доверия в партнерских взаимоотношениях.
Наконец, освоение рынка инноваций выступает как система мероприятий, увязанная с соответствующими положениями маркетинговой политики. Каждый новый продукт можно рассматривать с двух точек зрения:
1) наличия в нем новых технических решений и их значимости;
2) воздействия нового продукта на рынок.
Продукт может содержать много технических
новшеств и в то же время не иметь рыночной новизны, если он удовлетворяет те же потребности, что и традиционный. Цена при этом меняется незначительно, и он нерентабелен.
Вместе с тем рыночная новизна продукта может быть достигнута и без новых научнотехнических решений, а за счет изменения внешнего вида, размеров, формы, цвета и т.д.
Весьма важно также учитывать и то, что в действительности для потенциального пользователя инновации важнейшим фактором является сокращение времени разрыва между открытием и инновацией, а для производителя очень важно учитывать возможные риски, которые могут возникнуть при внедрении нововведений.
С. Д. Ильенкова, А.В. Бандурин выделяют следующие основные виды рисков в инновационной деятельности: риски ошибочного выбора инновационного проекта; риск неполучения средств, необходимых для разработки инновационного проекта; риск при использовании самофинансирования проекта; риск при использовании внешних источников финансирования; а также маркетинговые риски, такие как: риск недостаточной сегментации рынка; риск ошибочного выбора целевого сегмента рынка; риск ошибочного выбора стратегии продаж новшества из-за неудачной организации сети сбыта и системы продвижения новшества к потребителю. Кроме того, существуют риск проведения неэффективной рекламы новых товаров и услуг либо товаров с усовершенствованными характеристиками; риски неисполнения хозяйственных договоров (контрактов) и др. [3]. Если рассматривать сферу добычи и переработки углеводородного сырья, то для предприятий этой отрасли очень важным является учет экологических рисков.
На практике при формировании научнотехнической политики предприятия принятие реше-
ний о необходимости реализации инновации и выпуске на ее основе нового изделия, связанной с переходом на новую технологию, является трудной задачей. Нужно учитывать возможность возникновения всех перечисленных видов рисков. Даже при создании изделий с относительно небольшой степенью новизны возникают сложности при выборе наиболее предпочтительного варианта их изготовления и распространения. Еще труднее принимать решение о производстве принципиально нового продукта.
В любом случае новый продукт или технология как интеллектуальная или промышленная собственность нуждаются в патентно-лицензионной защите.
Интеллектуальной собственностью называется авторское право сотрудников, добровольно переданное ими предприятию для использования и защиты, а также в его промышленную собственность.
Промышленной собственностью называют патенты на изобретения, дизайн промышленных образцов, товарные знаки, знаки обслуживания и иные объекты, охраняемые Парижской конвенцией 1883-1884 гг.
Объекты интеллектуальной собственности могут быть предметами купли-продажи. Таковы, например, патентные права, секреты производства и технологий ноу-хау. Содержащий ноу-хау товар ценится дороже, поскольку его трудно, а порой и невозможно скопировать, так что фирма—владелец ноу-хау получает исключительные производственные и, следовательно, коммерческие права. Оформляя возможно большее число патентов на самые различные особенности конструкции и технологии, продавец может серьезно затруднить или даже сделать невозможным копирование удачного товара и его несанкционированную продажу [4].
Под ноу-хау понимаются не являющиеся общеизвестными и практически применимые в производстве и хозяйственной деятельности различного рода технические, коммерческие, производственноэкономические знания и опыт, включая методы, способы и навыки, необходимые для проведения проектирования, расчетов, строительства и изготовления каких-либо объектов и изделий, научноисследовательских, опытно-конструкторских работ, разработки и использование технологических процессов, методы и способы лечения, знания и опыт административного, организационного, управленческого, экономического, финансового или иного порядка. Объектами ноу-хау могут рассматриваться также материалы заявок на выдачу патентов Российской Федерации на изобретения, по которым еще не сделаны выкладки и нет публикаций.
Интеллектуальная собственность как разновидность промышленной собственности есть продукт умственного труда. Согласно ст. 138 Гражданского Кодекса РФ интеллектуальная собственность представляет собой исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним
средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполненных работ и услуг.
Д.Р. Шарафутдинова рассматривает интеллектуальную собственность как нематериальный актив.[5]
Нематериальные активы подлежат отражению в учете в сумме затрат на приобретение, включая расходы по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, и переносят равномерно (ежемесячно) свою первоначальную стоимость на издержки производства или обращения по нормам, определяемым на предприятии, исходя из установленного срока их использования. Если же отдельным видам нематериальных активов нельзя определить срок полезного использования, то нормы износа устанавливаются в расчете на 10 лет, но не более срока деятельности предприятия.[4]
Инновационная деятельность может осуществляться как в рамках предприятий специально созданными для этого подразделениями (так называемые внутренние венчуры), так и самостоятельными венчурными (рисковыми) фирмами.
Внутренние венчуры представляют собой небольшие подразделения, организуемые для разработки и производства новых типов наукоемкой продукции и наделяемые значительной автономией в рамках предприятий.
В течение обусловленного срока внутренний венчур должен провести разработку новшества и подготовить новый продукт или изделие к запуску в массовое производство. Как правило, это производство нетрадиционного для данной фирмы изделия.
Обычно при успешной деятельности внутренний венчур превращается в одно из производственных подразделений материнской компании, а его продукция реализуется по сложившимся в компании каналам сбыта [6].
Многие компании организуют одновременно несколько внутренних венчуров (примером может служить корпорация 1ВМ, которая в 1983 г. имела 15 «рисковых» проектов. По ним разрабатывалась и выпускалась на рынок такая продукция, как телекоммуникационное оборудование, новые виды дисплеев и персональные компьютеры, создание и выпуск которых — наиболее успешный проект внутренних венчуров 1ВМ, работа над которым была начата в 1979 году. Через год после начала практической реализации этого проекта продукция была направлена на рынок, а еще через два года объем ее продаж составил 2,5 млрд. долл. К этому моменту внутренний венчур превратился в крупнейшее производственное подразделение корпорации) [7].
Отбор и финансирование предложений, поступающих от сотрудников предприятия или независимых изобретателей, ведутся специализированными службами. В случае одобрения проекта автор идеи возглавляет внутренний венчур. Это подразделение функционирует при минимальном административно-хозяйственном вмешательстве со стороны руководства предприятия. Внутренним венчурам, как
правило, предоставляется юридическая и бюджетная самостоятельность, а также право формировать персонал предприятия. Для большей самостоятельности они обычно располагаются в отдельном здании. Материнская компания обеспечивает их научноисследовательским, вычислительным и другим оборудованием, предоставляет необходимые услуги в области управления.
Если предприятие реализует инновационный проект, а проект проваливается, то убытки от инновационной деятельности отражаются на финансовых результатах предприятия текущего года.
С бухгалтерской точки зрения, вложения предприятия в учреждение венчура — это долгосрочные финансовые вложения, которые в случае неудачи списываются за счет прибыли в течение 5 лет.
Более того, поскольку вклады в венчур нередко осуществляются в виде материальных активов (основных фондов), часть из них возвращается на предприятие, снижая убыток от неудачного проекта
[7].
Можно выделить следующие особенности инвестирования в венчурный бизнес:
1) финансовые средства вкладываются без материального обеспечения и гарантий;
2)обязательное долевое участие инвестора в уставном капитале;
3) средства предоставляются на длительный срок и на безвозмездной основе;
4)активное участие инвестора в управлении фирмой.
Венчурная фирма — это малое предприятие, специализирующееся на исследованиях и разработках инновационных идей, связанных со значительным риском. Для разработки перспективной идеи привлекается венчурный капитал крупных фирм, заинтересованных в инновациях. Крупная фирма обычно неохотно идет на собственную разработку инновационной идеи со значительным риском. Последствия возможной неудачи для нее намного тяжелее, чем для небольшой фирмы. Поэтому крупные корпорации, имея дорогостоящее оборудование и устойчивые позиции на рынке, не очень охотно идут на технологическую перестройку производства и разного рода эксперименты. Им более выгодно финансировать мелкие внедренческие фирмы и, в случае успеха последних, двигаться по проторенному ими пути. Поэтому главным направлением участия крупной фирмы в исследованиях вероятного характера, связанных с разработкой инновационных идей, становится осуществление рискового финансирования небольших фирм-новаторов, специализирующихся на подобных разработках [6].
В Российской Федерации внутренние вен-чуры созданы на ряде крупных промышленных предприятий, прежде всего, военно-промышленного (ВПК) и нефтегазохимического комплексов.
В настоящее время в России имеют место следующие проблемы управления инновациями на предприятиях:
• сокращение затрат на инновации, вызванное практически полной ликвидацией инвестиций не только в научную сферу, но и в техническое перевооружение, обновление производства и продукции;
• нарастание темпов отставания от мирового уровня научно-технического прогресса по широкому спектру качественных параметров развития техники; резкое сокращение численности научно-исследовательских групп, коллективов, школ и институтов, широкомасштабная «утечка мозгов» за рубеж;
• отсутствие гибкости в работе существующих материально -технических, производственно -экономических и социально-организационных структур;
• чрезмерная длительность инновационных процессов во времени (особенно на заключительной стадии жизненного цикла инноваций);
• ограниченность распространения инноваций (внедрение на одном - двух предприятиях);
• чрезвычайно низкий удельный вес радикальных инноваций в общем объеме (с эффектом более 1 млн. руб.);
• отсутствие заинтересованности в инновациях (в силу функциональной ориентации предприятий).
Крупный российский бизнес значительно уступает крупным зарубежным корпорациям, как по абсолютным, так и по относительным расходам на научно-исследовательские и опытно-
конструкторские разработки (НИОКР). Так, Россия представлена всего тремя участниками в рейтинге 1400 крупнейших по абсолютным затратам на НИОКР компаний мира, который ежегодно составляется Объединенным исследовательским центром ЕС. Ими являются ОАО «Газпром» (83-я позиция), АвтоВАЗ (620-я) и «ЛУКойл» (632-я позиция). Для сравнения: в рейтинге Fortune Global 500 среди 500 компаний мира по объемам выручки российских компаний вдвое больше - 6, а среди 1400 ведущих мировых компаний по выручке представителей России несколько десятков [8].
Внимание государства к проблеме стимулирования инноваций в последние несколько лет очевидно усиливается. В выступлениях первых лиц государства создание конвейера инноваций декларируется как цель, достигнув которой, российская экономика сможет избавиться от обидного, но справедливого эпитета «сырьевая», превратившись в страну с экономикой знаний. Основная задача, которая здесь выдвигается - создание целостной системы преференций инновационным компаниям и действенных стимулов, подталкивающих бизнес к ускоренному внедрению передовых технологий и различных инновационных проектов.
Реализации этой задачи в сфере добычи и переработки углеводородного сырья активно содействует Союз нефтегазопромышленников России, созданный в 1992 году.
Главная его задача - изменение общей процедуры принятия хозяйственных, а также внешне- и внутриполитических решений, затрагивающих интересы предприятий по переработке углеводородного сырья.
СНП сотрудничает с профильными Комитетами Государственной Думы РФ по внесению изменений в действующее налоговое законодательство, и добивается при этом: упрощения налоговой системы; дифференцированного подхода при налогообложении добытого углеводородного сырья; гибкого налогообложения эксплуатации месторождений, в зависимости от их горно-геологических и экономико-географических условий, гибкой системы льгот и налогов с учетом сложной специфики деятельности больших, средних и малых предприятий по добыче и переработке углеводородного сырья. Все эти меры несомненно активизируют инновационные процессы на российских предприятиях, действующих в сферах нефтехимии и ТЭК.
52 международные отраслевые выставки, 25 конгрессов и семинаров, 18 научно-практических конференций — таков итог за 15 лет организационного участия Союза нефтегазопромышленников России в пропаганде и популяризации новых высоких технологий для предприятий по добыче и переработке углеводородного сырья, в выработке единых корпоративных подходов и предложений в решении актуальных общеэкономических и отраслевых проблем [9].
Рассмотрим особенности реализации инновационной политики и управления инновациями на таком крупном российском предприятии по добыче и переработке углеводородного сырья, как ОАО «ГАЗПРОМ».
Несомненно, что ОАО «ГАЗПРОМ» - один из лидеров российской экономики и промышленности, во многом благодаря своей инновационной политике и системе инновационного менеджмента.
Инновационная деятельность часто трактуется как деятельность, связанная с использованием новых (высоких) технологий. Многие предприятия пытаются в том или ином виде осуществлять инновационную деятельность самостоятельно, через создаваемые специально для этого дочерние структуры или инновационные центры, призванные способствовать продвижению и использованию инновационной продукции. Нанимаются специалисты, разбирающиеся в патентно-лицензионной деятельности, охране интеллектуальной собственности и прочим компонентам, необходимым для коммерческого использования инноваций.
Компания ОАО «ГАЗПРОМ» уделяет пристальное внимание управлению научными исследованиями и разработками. Так, в компании действует Научно-технический совет, в состав которого входят, в том числе, 7 членов-корреспондентов
и 14 академиков Российской академии наук. Управление разработками ориентировано
на стратегические приоритеты бизнеса и осуществляется на основе регламентированных процедур с применением программно-целевых методов пла-
нирования. В настоящее время в ОАО «ГАЗПРОМ» реализуется 12 научно-технологических программ на развитие и 26 программ разрабатываются [10].
В ОАО «ГАЗПРОМ» создан и функционирует венчурный фонд. Это головная структура по координации венчурной деятельности в рамках Общества. Он ориентирует разработку
и производство новой техники и технологий, на создание инновационной продукции
на приоритетных для ОАО «ГАЗПРОМ» направлениях. Сегодня в рамках венчурного фонда реализуется 9 проектов по 5 направлениям общей стоимостью 1,4 млрд. рублей.
Лидирующие позиции в области инноваций «Газпром» во многом обеспечивает за счет стандартизации инновационной деятельности. Новые решения после их фиксации в стандартах обретают возможность быстро получить широкое практическое применение.
Инновационная деятельность Группы «Газпром» предусматривает разработку перспективных планов и программ для устойчивого развития ТЭК России, развитие сырьевой базы и создание новых технологий для эффективной добычи природного сырья.
Работа компании в этой области регулируется особым документом — Перечнем приоритетных научно-технических проблем ОАО «Газпром» [11].
Проведение научно-технических разработок планируется Департаментом стратегического развития. Кроме того, данное подразделение координирует планирование разработок дочерних компаний и поддерживает в актуальном состоянии соответствующие базы данных.
Все передовые идеи и предлагаемые решения поступают в Научно-технический совет ОАО «ГАЗПРОМ», в состав которого входят высококвалифицированные специалисты. Здесь происходит рассмотрение имеющихся предложений с точки зрения возможности их применения для разработки и обустройства месторождений, модернизации существующих мощностей и т. д.
Научно-технический совет - организационная форма управления инновациями в ОАО «ГАЗПРОМ». К основным функциям Совета относятся:
1. исследование передовых технологий в сфере газодобывающей промышленности;
2. разработка концепций инновационного развития ОАО «ГАЗПРОМ»;
3. проведение конкурсов и учреждение грантов за выдающиеся достижения в области техни-ки.[10]
Одной из важнейших проблем в инновационной деятельности является проблема организации этой деятельности, т.е. проблема управления. Как правило, проблема качественного управления решается за счет привлечения высококвалифицированных менеджеров со стороны и постоянного обучения персонала.
Работа любых передовых технологий всегда находится в руках конкретных людей. Эффективность их
работы зависит от профессионального уровня, а также таких факторов, как работоспособность, мотивация, вовлечённость в работу, лидерские качества, командообразование, построение непрерывной системы обучения. Все эти вопросы находятся в зоне интересов руководителей компаний и тех менеджеров, которые отвечают за развитие человеческих ресурсов инновационных компаний.
Система управления инновациями в ОАО «ГАЗПРОМ» состоит из трех элементов:
1. планирование и организация Научноисследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);
2. техническое регулирование
3. интеллектуальная собственность.
Рассмотрим каждый из этих элементов в отдельности.
Планирование и организация Научноисследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР)
Менеджмент НИОКР - это принятие решений в постоянно меняющихся условиях, непрерывное рассмотрение программы НИОКР и переоценка ее в целом и составных ее частей. Для руководителя сферы НИОКР естественно, что любое его действие окружено неопределенностями как внутреннего, так и внешнего порядка. В любой момент может возникнуть непредвиденная техническая проблема, необходимость перераспределения ресурсов, новые оценки рыночных возможностей. Поэтому любая система планирования и управления НИОКР должна быть достаточно гибкой и динамичной, особенно в сфере добычи и переработки углеводородного сырья.
Каждый проект должен начинаться с четкой постановки цели. Поскольку окончательный успех определяется на рынке, то и цели должны быть определены рыночной потребностью. Прежде всего, это рыночный сегмент и его взаимосвязанные характеристики (размер, допустимая цена, требования к технической эффективности и время вывода продукта). Продукт, в свою очередь, должен быть определен по своей эффективности, цене и дате появления. Все эти характеристики взаимозависимы, и, следовательно, требуется определенная процедура уточнения цели.
Особое внимание должно быть уделено тому, какого технического уровня продукта потребует данный рыночный сегмент с наибольшей вероятностью. Избыточность параметров наверняка увеличит затраты на НИОКР и производство, а также время разработки и, следовательно, снизит прибыльность.
Программа научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ ОАО «ГАЗПРОМ» (далее Программа НИОКР) разрабатывается ежегодно Научно-техническим советом ОАО «ГАЗПРОМ» и является основанием для последующего заключения договоров на выполнение НИОКР.
Программа НИОКР формируется в соответствии с Порядком планирования и организации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и
технологических разработок для ОАО «Газпром» и его дочерних обществ.
В Программу НИОКР ОАО «ГАЗПРОМ» включаются работы, направленные на решение приоритетных научно-технических проблем.
В настоящее время в Обществе действует Перечень приоритетных научно-технических проблем ОАО «Газпром» на 2011-2020 годы, утвержденный Председателем Правления ОАО «Газпром» А.Б. Миллером 4 октября 2011 года №01-114.
Новые работы включаются в Программу НИОКР на основании конкурсного отбора заявок на выполнение НИОКР, представленных структурными подразделениями ОАО «Газпром».
Конкурсный отбор заявок производится с использованием методики многокритериального анализа и специализированных компьютерных программ.
Экспертизу заявок на выполнение работ и оценку результатов выполненных научноисследовательских и опытно-конструкторских работ осуществляет Научно-технический совет Общест-ва.[10]
Научно-исследовательские организации,
высшие учебные заведения (независимо от форм собственности) могут подавать заявки на выполнение НИОКР для нужд ОАО «ГАЗПРОМ» в Департамент стратегического развития.
Функции по координации деятельности в области формирования Программы НИОКР ОАО «ГАЗПРОМ» возложены на Управление инновационного развития в составе Департамента стратегического развития.
По данным Минэкономразвития РФ, расходы на НИОКР ОАО «Газпром» составляют: в 2009 г.
- 0,19%, в 2010 г. - 0,22%, в 2011 г. - 0,19%, в 2012 г.
- 0,17%, в 2013 г. - 0,15%. [8] Таким образом, налицо негативная тенденция: по прогнозам ожидается снижение расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, проводимые компанией, за период с 2011 по 2013 гг.
Техническое регулирование
Функции по организации и координации деятельности в области обеспечения участия специалистов Общества в работах по техническому регулированию, в том числе по разработке технических регламентов, стандартизации, сертификации и управлению качеством продукции, процессов и услуг, производимых и потребляемых ОАО «ГАЗПРОМ», возложены на Управление инновационного развития Департамента стратегического развития.
Е.Ю. Хрусталева считает, что расширенное воспроизводство наукоемких технологий нуждается в создании такой экономической среды, в которой синергетический эффект от их применения проявляется и оказывает стимулирующее воздействие на всех технологических переделах производства конечной продукции.[12] Техническое регулирование в ОАО «ГАЗПРОМ», основанное на жесткой систе-
ме контроля за качеством, способствует созданию подобной экономической среды.
Интеллектуальная собственность
Вовлечение ОАО «Газпром» в процессы глобализации газового бизнеса и усиление его позиции в условиях либерализации рынков, реструктуризация в вертикально-интегрированную энергетическую компанию — все это требует активизировать поиск перспективных технологий и нестандартных решений для обеспечения значимых конкурентных преимуществ.
С целью формирования единых принципов организации в ОАО «ГАЗПРОМ» процессов создания, учета и рационального использования объектов интеллектуальной собственности постановлением Правления ОАО «ГАЗПРОМ» от 17 июня 2005 г. № 29 утверждена Концепция управления интеллектуальной собственностью ОАО «ГАЗПРОМ».[13]
Эффективное управление объектами интеллектуальной собственности необходимо рассматривать как один из важных элементов деятельности ОАО «Газпром», обеспечивающих реализацию стратегического курса государственной политики по переходу к инновационному развитию страны и направленных на улучшение экономических и финансовых показателей Общества.
Функции по координации деятельности в области управления интеллектуальной собственностью, а также изобретательской и рационализаторской деятельности в ОАО «ГАЗПРОМ» и его дочерних обществах возложены на Управление инновационного развития Департамента стратегического развития.
По данным Минэкономразвития РФ, патентная активность ОАО «Газпром» составляла в 2009 г. - 41 патент, в 2010 г. - 36, в 2011 г. - 40, в 2012 г., по прогнозам, предполагается оформить 40 патентов и в 2013 г. также - 40. [8] Таким образом, очевидно, что патентная активность компании стабилизировалась и ее рост в ближайшие 2 года не планируется.
Для успешного процесса коммерциализации инновационных разработок необходимо создание такой структуры управления компанией, в которой персонал встроен в своеобразный бизнес-процесс, обеспечивающий качественное изготовление инновационного продукта, выпускаемого компанией. Достигается это за счет организационных мер и важная роль в построении такой системы принадлежит методологии управления проектами.
Об эффективности системы управления инновациями в ОАО «ГАЗПРОМ» лучше всего говорят те высокотехнологичные проектные разработки, которые были внедрены в последние годы и успешно функционируют в корпорации.
Ежегодно «Г азпром» проводит конкурс на соискание Премии ОАО «Газпром» в области науки и техники. Премии ОАО «Газпром» присуждаются за крупные разработки в области добычи, транспорта, хранения, переработки и использования природного газа, завершившиеся созданием или усовершенствованием, а главное — эффективным
применением образцов новой техники, приборов, оборудования и материалов.
Результаты конкурса на соискание Премии рассматриваются и утверждаются на заседании Правления ОАО «Газпром». Лауреат Премии получает денежное вознаграждение, памятный диплом и почетный знак. Дипломом награждаются также организации, выдвинувшие на конкурс работы, удостоенные Премий. Авторы работы, занявшей первое место, награждаются особыми знаками
и дипломами. Ежегодно «Газпром» вручает не более 10 Премий.
Выдвигать работы на соискание Премий могут только дочерние общества и организации ОАО «Газпром» с первого марта по тридцатое апреля. Координацией деятельности по подготовке и проведению конкурса занимается Управление инновационного развития.
Лауреатом премии в 2011 году, в частности, стала проектная группа, которая разработала комплекс технических решений, реализующий цикличное использование компримированного попутного нефтяного газа (ПНГ) в качестве рабочего агента в газлифтных скважинах. При разработке технологических схем были применены инновационные технические решения по очистке
и компримированию ПНГ, автоматическому управлению технологическими процессами, оптимизации режимов работы компрессорных агрегатов и экологическому мониторингу.
Среди успешно реализованных в 2008-2010 гг. российских инновационных проектов, рейтинговое агентство «Эксперт РА» называет проект ОАО «Газпром нефтехим Салават», связанный с производством полиэтилена высокой плотности, а среди реализуемых этой компанией в настоящее время -строительство установки грануляции карбамида и модернизацию производства этилбензоластирола.
[8]
ОАО «ГАЗПРОМ» успешно изучает опыт зарубежных компаний в области разработки инновационной стратегии и политики. Изучение опыта крупнейших успешно действующих зарубежных глобальных компаний важно и полезно с нескольких точек зрения. Во-первых, это позволит отслеживать развитие современных методов и алгоритмов управ-
ления глобальными компаниями; во-вторых, идентифицировать своих главных конкурентов: узнать своих «врагов» не только в лицо, но и изнутри; в-третьих, определить пути дальнейшего развития инструментария современного менеджмента, будущие проблемы и способы их разрешения.
Литература
1. Управление инновационной политикой на предприятии [Электронный ресурс]:
http://www.kylbakov.ru/page70/page72/index.html/.
2. З.Х. Сергеева, Вестник КНИТУ, 1, 250-258 (2012).
3. С. Д. Ильенкова, А.В. Бандурин, Г.Я. Горбовцов и др., Производственный менеджмент. ЮНИТИ-ДАНА, Москва, 2002, С.306-312.
4. Управление патентно-лицензионной деятельностью фирмы [Электронный ре-
сурс]:http://www.kylbakov.ru/page101/page102/index .Ы:т1/.
5. Д.Р. Шарафутдинова, Вестник ТИСБИ, 2, 24-26 (2006);
6. В. Грибов, В. ^узинов, Инновационная деятельность предприятия,
http://www.inventech.ru/1ib/predpr/predpr0053.
7. Система управления венчурными фирмами
[Электронный ресурс]:
http://www.ky1bakov.ru/page78/page81/index.htm1/.
8. «Эксперт»-инновации 2011, Сборник аналитических материалов [Электронный ре-
сурс]:http://www.vedomosti.ru/research/getfi1e/856/% C8%ED%ED%EE%E2%E0%F6%E8%E8.indd.pdf
9. Ж.Ю Кургаева., Т.В. Халилова, Вестник КНИТУ, 12, 205-210 (2011).
10. Положение о Научно-техническом совете ОАО «ГАЗПРОМ» от 6 августа 2004 г. № 58 [Электронный ресурс]: http://www.gazprom.ru/.
11. Перечень приоритетных научно-технических проблем ОАО «ГАЗПРОМ» [Электронный ресурс]: http://www.gazprom.ru/.
12. Е.Ю. Хрусталева, Менеджмент в России и за рубежом, 1, 33-36 (2006).
13. Концепция управления интеллектуальной собственностью ОАО «ГАЗПРОМ» [Электронный ресурс]: http://www.gazprom.ru/.
© Ж. Ю. Кургаева - канд. ист. наук, доц. каф. государственного, муниципального управления и социологии КНИТУ, [email protected]; Т. В. Халилова - канд. ист. наук, доц. той же кафедры, thaШova2004@mai1. т.