Научная статья на тему 'Стратегические цели реализации и направления совершенствования региональной инновационной политики (на примере Воронежской области)'

Стратегические цели реализации и направления совершенствования региональной инновационной политики (на примере Воронежской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
245
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слепых Алексей Анатольевич

In the article the role of regional economy in innovation development of Russian Federation is allocated, the innovation potential of the Voronezh area is represented, and results of regional innovation policy implementation. On the basis of the analysis of the problems and strategic purposes of the innovation development of region, the author formulates basic tasks of innovation construction, supposing the solution on the basis of implementation of basic directions of regional innovation and industrial politics, completion of a complex of scientific and organizational-technical measures by regional bodies of state authority.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional innovation policy - strategic purposes of realization and directions of improvement (exemplified by the Voronezh area)

In the article the role of regional economy in innovation development of Russian Federation is allocated, the innovation potential of the Voronezh area is represented, and results of regional innovation policy implementation. On the basis of the analysis of the problems and strategic purposes of the innovation development of region, the author formulates basic tasks of innovation construction, supposing the solution on the basis of implementation of basic directions of regional innovation and industrial politics, completion of a complex of scientific and organizational-technical measures by regional bodies of state authority.

Текст научной работы на тему «Стратегические цели реализации и направления совершенствования региональной инновационной политики (на примере Воронежской области)»

фонды отраслей экономики (по полной балансовой стоимости, с учетом степени удорожания капитальных затрат) на душу населения составляют 81,1 тыс. руб., что почти в два раза больше, чем в среднем по РФ. Сегодня в области имеется в наличии большой объем неиспользуемых производственных мощностей, на которых, при задействовании определенных экономических механизмов, можно производить конкурентную продукцию, строить жилье высокого потребительского спроса.

Таким образом, налицо объективные предпосылки инновационного развития региона, основанного на партнерских взаимоотношениях и диалоге внутри регионального сообщества (власть, бизнес, активная часть региона).

Однако практика свидетельствует, что инновационность как имманентное свойство предпринимателя на почве российских рыночных отношений еще не реализовалось. А это говорит о наличии серьезных недостатков в действующих экономических механизмах, прежде всего тех, которые касаются стимулирования и обеспечения инновационной деятельности [6].

В данном контексте объективной необходимостью становится формирование государственной долгосрочной инновационной стратегии.

1. Иода Е.В. Управление рисками инновационной деятельности в регионе. Тамбов, 2007.

2. Мировой опыт и экономика России: X Всерос. эконом. форум. 21-22 нояб. 2000 г. М., 2000.

3. Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области до 2015 года. Утверждено решением коллегии администрации Тамбовской области от 23.09.2006 г. № 14/2.

4. http://www.gks.ru/

5. Бетин О.И. Единая программа действий. О положении в области и основных направлениях ее социально-экономического развития. Тамбов, 2006.

6. Иода Е.В., Иода Ю.В., Мешкова Л.Л. Экономический рост региона в условиях неопределенности и риска: факторы, анализ, перспективы. Тамбов, 2006.

7. Наука в системе образования. Отчет о научной и инновационной деятельности за 2003 год / Минобразование России. М., 2004.

Поступила в редакцию 6.09.2007 г.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

(на примере Воронежской области)

А.А. Слепых

Slepykh A. A. Regional innovation policy - strategic purposes of realization and directions of improvement (exemplified by the Voronezh area). In the article the role of regional economy in innovation development of Russian Federation is allocated, the innovation potential of the Voronezh area is represented, and results of regional innovation policy implementation. On the basis of the analysis of the problems and strategic purposes of the innovation development of region, the author formulates basic tasks of innovation construction, supposing the solution on the basis of implementation of basic directions of regional innovation and industrial politics, completion of a complex of scientific and organizational-technical measures by regional bodies of state authority.

В настоящее время Правительством РФ активно поддерживается создание национальной инновационной системы (НИС), базирующейся на основе формирования и развития региональных инновационных кластеров [1-2].

Представление региона как самовоспро-изводящейся хозяйственной системы мезо-

уровня с учетом современных требований конкуренции должно предполагать инновационную природу расширенного воспроизводства. Саморазвитие региональной экономики может осуществляться на основе реализации в ней «внутренних» нововведений, обеспечивающих эффективную диверсифи-

кацию производства и соответствующие структурные преобразования.

В настоящее время Воронежская область обладает одним из лучших в стране инновационным (технологическим, образовательным, в ряде областей прикладной науки и др.) потенциалом, однако отсутствуют благоприятные условия для его расширенного воспроизводства. Существуют разрывы в инновационном цикле и в переходе от прикладных исследований и НИОКР к коммерческим технологиям, массовому производству инновационной продукции, востребованной рынком. Низкий уровень «коммерциали-зуемости» инновационных проектов и прикладных разработок и неразвитость инновационной инфраструктуры приводят к тому, что на рынки поставляются знания при крайне недостаточном уровне, как внутреннего, так и внешнего экспорта технологий. Ресурсы инновационного сектора ориентированы в большей степени на закупку импортного оборудования. Процесс вовлечения объектов интеллектуальной собственности в рыночный оборот имеет единичный характер и применяется при решении частных задач модернизации производственного цикла.

За три года реализации региональной инновационной политики в Воронежской области удалось выстроить основной каркас региональной инновационной системы (РИС), обеспечивающей экономические, правовые и организационные условия для поэтапного перехода экономики области на инновационный путь развития на основе ускоренного внедрения и коммерциализации наукоемких технологий [3-5].

Создана сеть инфраструктурных организаций поддержки инновационной деятельности (инновационные центры, технопарки и др.); достаточно эффективно себя показали конкурсные механизмы долевого бюджетного финансирования разработки и реализации перспективных для экономики области инновационных проектов.

Несмотря на положительную динамику показателей развития инновационного сектора экономики области, остаются нерешенными стратегические цели инновационного развития региона, предусматривающие обеспечение ускоренных темпов экономического роста, повышение глобальной конкурентоспособности ключевых отраслей экономики

региона. Но добавляется качественно новая цель - переход к постиндустриальной модели экономики, постановка и решение социальных задач инновационной и научнотехнической политики, связанных со смещением приоритетов в сторону информационных услуг, медицины, экологии и других аспектов повышения качества жизни населения.

Для достижения стратегических целей необходимо поэтапно решить следующие принципиальные задачи:

- повышение эффективности РИС на основе максимального использования имеющихся инновационных ресурсов, объединения ее отдельных элементов, координации и активизации их деятельности;

- перестройка РИС в соответствие с создаваемыми новыми инновационными ресурсами и внешними условиями;

- встраивание модернизированной РИС Воронежской области в НИС Российской Федерации;

- подготовка модернизированной РИС к выполнению государственных заказов на уровне областных инновационных суперпроектов;

- выстраивание областной системы инновационного образования;

- усиление государственной политики в сфере информационного обеспечения инновационных процессов в интересах создания благоприятного инновационного имиджа региона.

Эти задачи можно решить только при наличии скоординированной на всех уровнях государственной власти региональной инновационной и промышленной политики, применяющей эффективные механизмы ее реализации по следующим основным направлениям:

1. Формирование организационных условий для создания и совершенствования региональной инновационной системы (РИС) и развития научно-технического потенциала предприятий региона.

2. Снижение негативных последствий и использование возможностей, возникающих от вступления России в ВТО на основе повышения конкурентоспособности предприятий области, наращивания темпов импорто-замещения.

3. Реформирование, ускоренная модернизация и опережающее развитие предпри-

ятий, производящих продукцию с более высокой долей добавленной стоимости.

5. Выявление потребности в кадрах и обеспечение повышения их квалификации.

6. Развитие межотраслевой кооперации и субконтрактации.

7. Развитие частно-государственного партнерства в промышленной и инновационной сфере.

8. Создание благоприятных условий для развития частного предпринимательства (в том числе малого и среднего) в инновационной сфере.

9. Разработка и реализация приоритетных инвестиционных и инновационных региональных суперпроектов («тянущие» технологии, «точки роста»).

10. Развитие межрегионального и международного сотрудничества в инновационной сфере, углубление интеграционных процессов с пограничными регионами «ближнего зарубежья».

11. Разработка организационной структуры управления инновационной и промышленной политики на принципах демократического партнерства.

Наиболее эффективным инструментом реализации региональной инновационной и промышленной политики является программно-целевой подход. Его формирование и реализация должны основываться на адекватном методическом и информационном обеспечении.

Новая сущность целевых программ состоит в их рыночной основе, коммерческой основе всех мероприятий. Способы привлечения исполнителей и распределения ресурсов основаны ныне на принципах добровольности, заинтересованности, материального стимулирования. Адресность и обязательность выполнения участниками программы запланированных мероприятий обеспечивается хозяйственными договорами (контрактами), системой экономических стимулов.

На данный момент целевые программы являются одним из важнейших средств реализации социально-экономической политики Воронежской области, активного воздействия на инновационные процессы в пределах полномочий, находящихся в ведении субъектов РФ.

Роль региональных органов власти состоит в том, чтобы сбалансировать интересы бизнеса с региональными приоритетами, краткосрочные тактические приоритеты со стратегическими долгосрочными перспективами.

Для успешной реализации региональной политики по формированию инновационной экономики региональными органами государственной власти должен быть выполнен комплекс научных и организационнотехнических мероприятий, основными из которых должны являться следующие:

1. Разработка Стратегии инновационного развития региона и инновационной инфраструктуры в регионе с определением долговременных стратегических целей и средств их достижения в рамках формирования инновационной экономики региона.

2. В рамках программно-целевого подхода необходима разработка и реализация отраслевых и ведомственных региональных инновационных программ в кратко-, средне-и долгосрочной перспективе.

3. Разработка на основе основных положений Стратегии инновационного развития региона комплексной Стратегии его социально-экономического развития.

4. Усиление роли органов местного самоуправления в инновационном строительстве, в т. ч. соответствующая ориентация на инновационное развитие администрации муниципального округа г. Воронеж, активизация работы районных администраций по формированию инновационных «точек роста».

5. Практическая деятельность по разработке и принятию соответствующих нормативных актов регионального значения, а также по осуществлению организационного и информационного обеспечения программ инновационного развития.

6. Выстраивание подсистемы финансовокредитной поддержки инновационной деятельности, в т. ч. резервирование доли в областном бюджете на развитие РИС (от 1 до 10 % от расходной части). Государственное участие в финансировании инновационных проектов должно стать, по сути, катализатором развития тех или иных направлений инновационного развития.

1. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года утвержденная Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1).

2. Трещевский Ю. И., Рисин И.Е. Теория и практика государственного регулирования современной экономики: моногр. М., 2000.

3. Экономические и организационные аспекты формирования региональных кластеров: моногр. / под ред. Е.Э. Смолиной, Ю.И. Тре-щевского. Тамбов, 2006.

4. Постановление Воронежской областной Думы «Об областной целевой программе «Раз-

витие инновационной деятельности в промышленности Воронежской области на 20052008 годы» от 27.05.2004 г. № 863-Ш-ОД. Режим доступа: www.novation.vrn.ru. Загл. с экрана.

5. Концепция развития промышленности Воронежской области на период до 2015 года, разработанная в соответствии с распоряжением администрации Воронежской области от 12.12.2005г. № 2087-р «О разработке стратегии социально-экономического развития Воронежской области». Режим доступа:

www.admin.vrn.ru. Загл. с экрана.

Поступила в редакцию 10.09.2007 г.

КЛАСТЕРНЫЕ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА

А.Ю. Манохин

Manokhin A.Y. Cluster models of interaction of enterprise structures in regional economy. The level of social and economic development and competitiveness of separate regions in conditions of globalization depend on the presence of territorial centers of economic development such as enterprise clusters in them.

В процессе развития региональной экономики используются различные институциональные подходы по разработке стратегий и использованию механизмов, направленных на ускоренное развитие региона и повышение его конкурентноспособности.

В связи с этим актуальное значение приобретают теоретико-методические принципы построения кластерной модели взаимодействия предпринимательских структур, которые в отличие от существующих подходов основаны на определении их конкурентноспособности в условиях глобализации.

Рассмотрим совокупность предпринимательских структур, которые взаимодействуют между собой для производства какого-либо конечного продукта или услуги в рамках полного технологического цикла.

Полный технологический цикл - совокупность технологических операций, выполняемых в определенной последовательности, начиная с переработки сырья, необходимая и

достаточная для изготовления конечного продукта [1].

Сырье - исходные по отношению к циклу материалы, из которых в рамках технологического цикла изготавливается конечный продукт [1].

Конечный продукт - продукция (продукт, услуга), предназначенная для потребления внешними по отношению к циклу юридическими или физическими лицами [2].

Таким образом, в рамках полного технологического цикла сырье, подвергнутое переработке по определенной последовательности, «превращается» в конечный продукт.

Особенность взаимодействия заключается в том, что каждая предпринимательская структура в совокупности является неотъемлемой ее частью, что позволяет рассматривать совокупность как единое целое при осуществлении процесса управления. Поскольку операции распределены между предпринимательскими структурами, то их можно расположить в порядке выполнения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.