В заключение хотелось бы отметить, что после рассмотрения ТЭК в рамках системы национальной безопасности РФ можно проследить как положительные, так и отрицательные стороны его функционирования и развития. Поэтому данная проблематика нуждается в более детальном изучении с целью оптимизации процессов менеджмента рассматриваемой отрасли на современном этапе и внесения коррективов в организацию ее деятельности согласно нынешней ситуации в стране и в мире. Поскольку, на наш взгляд, эффективное использование уникального энергетического потенциала РФ является экономическим фундаментом для преодоления кризиса и подъема российской экономики.
1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: указ Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537.
2. Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 17.12.1997 г. № 1300.
3. Экономика энергетики / Н.Д. Рогалев [и др.]; под ред. Н.Д. Рогалева. М., 2005.
4. Энергетическая Стратегия России на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 28.08.2003 г. №1234-р.
Поступила в редакцию 18.12.2009 г.
Moiseev P.S. Fuel and Energy Complex as a component of national safety of the Russian Federation.
The article is devoted to the problems of Russian national safety. It considers and generalized the main components of national safety, carries out its analysis and allocates an element (Fuel and energy complex) which connects all presented components. Research of the Fuel and Energy Complex of Russia is performed in order to define and consider its main problems, and also the influence of the economic crisis on a situation in the given branch is estimated.
Key words: national safety; power safety; fuel and energy complex; basic problems of a fuel and energy complex.
УДК 330.19
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ © С.В. Попов, Д.А. Колесниченко
В статье рассматривается региональный аспект инновационного развития России. Дается определение понятия стратегии. Выделяются основные положения стратегии инновационно-технологического прорыва. Стратегия инновационного развития региона предусматривает выдвижение таких целей и механизма их достижения, реализация которых должна обеспечить его эффективное функционирование в долгосрочной перспективе и безболезненную адаптацию к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.
Ключевые слова: инновационный путь развития; инновационная стратегия; инновационнотехнологический прорыв; стабильно-динамичный регион.
Устойчивое развитие таких сложных открытых социально-экономических систем, как регион, в современных условиях невозможно без масштабного системного использования результатов научно-технической деятельности, опоры на инновации. Чтобы эти результаты нашли применение, необходима адекватная организация инновационных процессов. А это, в свою очередь, требует построения соответствующей системы управления, способной взять на себя выполнение обозначенных функций.
Формирование данной системы является задачей стратегической, поскольку во мно-
гом закладывает фундамент долгосрочной конкурентоспособности территории. Следовательно, главной задачей, определяющей эффективное функционирование стабильнодинамичного региона, является формирование стратегии его социально-экономического развития и, прежде всего, на базе долгосрочной инновационной стратегии. Инновационная стратегия развития региона определяется как основополагающий, базовый элемент общей стратегии социально-экономического развития. Необходимость жить и развиваться в соответствии с выверенной, аргументированной и общественно поддержанной страте-
гией стала одной из ярких примет современной региональной экономики [1].
Необходимо отметить, что анализ специальной литературы показал, что пока не существует единого общепризнанного определения понятия «стратегия». На наш взгляд, причина заключается в различных мировоззренческих позициях исследователей.
Так, словарь иностранных слов трактует это понятие вне связи с какой-то определенной сферой деятельности, подразумевая под стратегией «искусство планирования руководства, основанное на правильных и далеко идущих прогнозах» [2]. Словарь иностранных слов и выражений более позднего издания уточняет это определение как «... искусство осуществления какой-либо деятельности, основанное на точных и далеко идущих прогнозах» [3]. Здесь делается акцент на определенную деятельность и обращается внимание на неотъемлемый признак стратегической направленности - наличие точных и долговременных прогнозов.
В первом из упомянутых словарей дано также определение понятия «стратегический» как «относящийся к стратегии, связанный со стратегией и как содержащий общие, основные установки, важные для подготовки и осуществления чего-либо». Во втором словаре эта формулировка дополнена понятием «стратегическое планирование», которое трактуется как «составление программы действий в отдаленном будущем в общих чертах».
С позиций выделения цели и поставленных задач для ее достижения «стратегия -это общий, всесторонний план достижения целей» и «продуманные долговременные задачи» [4].
Более емкое понятие стратегии, на наш взгляд, дает определение [5], рассматривающее стратегию как совокупность стратегических целей, ресурсов и технологий, с помощью которых они реализуются, а также систему управления, обеспечивающую достижение этих целей.
Таким образом, проанализировав существующие точки зрения по поводу определения категории «стратегия», можно выделить принципы, которые должны быть положены в основу разработки и реализации стратегии развития региона:
- необходимость достижения крупных целей;
- достаточно протяженный временный горизонт их реализации;
- введение в действие организационных, ресурсных, технологических факторов, обеспечивающих выполнение плана в целом и отдельных его этапов в установленные сроки;
- алгоритм выработки управленческих решений по реализации плана;
- детально проработанный план реализации целей, возможность их корректирования в случае изменения факторов внешней среды и целевых установок;
- наличие научной методологии разработки и реализации стратегии [5].
В соответствии с этими принципами под стратегией развития региона мы понимаем комплекс долгосрочных целей, обусловленных объективными потребностями регионального развития, а также деятельность органов власти по выработке приоритетных направлений и механизмов, обеспечивающих их реализацию.
При разработке и реализации стратегии развития региона необходимо еще раз отметить, что должны быть учтены основные положения, заложенные в основу стратегии развития страны, которые будут способствовать обеспечению выполнения общей стратегической задачи.
Важнейшим результатом позитивных перемен становится возможность перехода к политике планирования долгосрочного развития региона на основе разработки прогнозно-плановых документов, включающих стратегию, программу комплексного социально-экономического развития региона и его прогноз социально-экономического развития на ближайшие годы. При этом страте -гия и программа представляют собой единые, увязанные по содержанию и этапам реализации документы, имеющие сквозную систему оценочных показателей и позволяющие перейти к индикативному планированию территориального развития.
Создавая стратегию, регион получает ряд преимуществ. Прежде всего, разработка стратегии восполняет существующий пробел в перспективном планировании регионального развития, позволяет сформулировать цели и приоритеты развития (рис. 1) [5].
Единая ведущая стратегия стабильно-динамичного региона
Социальная цель
Создание условий для устойчивого роста благосостояния и социального развития населения области на основе использования ресурсного потенциала, сохранения и развития (наращивания) культурного потенциала - ключевого звена обеспечения миссии региона
Экономическая цель
Формирование воспроизводственного потенциала, обеспечивающего устойчивое развитие конкурентоспособности экономики региона, стабильную занятость населения и рост его доходов
Экологическая цель
Формирование условий для поддержания устойчивого равновесия системы расселения, размещения производительных сил и природы региона
Институциональная цель
Создание
институциональных условий устойчивого развития региона в форме принятия законов и других нормативных актов, формирования необходимых государственных и рыночных
организационных структур
1. Развитие 2. Обеспечение 3. Экономические 4. Эффективное 5. Развитие
человеческих социального развитие и повышение использование государственной
ресурсов благополучия конкурентоспособности ресурсного и общественно-
населения региона потенциала политической
региона системы в регионе
Рис. 1. Дерево целей стратегии социально-экономического развития стабильно-динамичного региона
Построение фундамента постиндустриального и воссоздание основ индустриального уровня развития стабильно-динамичного региона возможно на основе реализации стратегии прорыва. Стратегия прорыва определяется как превращение существующих ресурсов и интеллектуального потенциала в рыночные конкурентные преимущества, развитие новых компетенций рационализации отраслевой и управленческой структуры на всех уровнях, которые в совокупности придадут необходимый импульс развитию региональной экономики [2].
Концепция формирования региональной стратегии прорыва призвана учитывать интересы хозяйствующих субъектов и территории и охватывать не только традиционно применяемый отраслевой аспект развития, но также и территориальный, включающий создание и развитие кластеров, особых экономических зон. При этом особая роль в решении задач по привлечению в регион инвестиций, диверсификации и выводу экономики на инновационный путь развития отводится созданию особых экономических зон.
Новый концептуальный подход предполагает взаимоувязку и согласование федеральных, региональных, межрегиональных и
межотраслевых приоритетов развития, позволяющий выстроить механизм эффективного использования имеющихся ресурсов.
Новая концепция делает необходимым создание государственной инфраструктуры формирования стратегии регионального развития, в которой регионы являются базовыми единицами (система министерств, НИИ и т. д.).
При разработке концепции предварительно проводится стратегический анализ социально-экономического развития региона, охватывающий цели, имеющийся потенциал, структуру и внешнее окружение.
Заключительным этапом в процессе выработки концепции стратегии развития стабильно-динамичного региона является разработка общей стратегии, которая предполагает:
— выбор приоритетов развития в соответствии с определенными критериями;
— разработка целевых программ, содержащих индикаторы достижения определенных показателей, последовательность действий, обоснование потребности в ресурсах, расчет экономической эффективности;
— разработка мероприятий, обеспечивающих нормативно-правовую защищенность, совершенствование экономического
механизма функционирования организационно-правовых форм хозяйствования;
— определение конечных сроков реализации стратегии.
Формой реализации стратегии (как общей, так и частных) является координационная программа. В компетенцию руководства программой в основном должны входить координация и контроль выполнения календарного плана-графика, целевого использования выделенных средств, руководство группой периодически привлекаемых к работе экспертов. Это «верхний этаж» системы управления реализацией стратегии развития стабильно-динамичного региона.
Контроль выполнения стратегии также означает и контроль финансирования стратегических мер. Он охватывает все этапы реализации программы и построен на оценке окупаемости стратегических инвестиций. Однако по значению только этого показателя невозможно точно оценить, как выполняются сами стратегические цели. Поэтому стратегический контроль нельзя ограничивать лишь периодической фиксацией срока окупаемости инвестиций в том или ином проекте и программе. Он должен заключаться в наблюдении за сроками выполнения конкретных заданий согласно плану-графику осуществления проекта.
Все этапы формирования и реализации концепции стратегического развития стабильно-динамичного региона имеют свои особенности и сложности. Они объединены информационными потоками, поэтому являются взаимодополняющими и взаимозависимыми. От правильного проведения прогнозно-аналитических работ каждого этапа зависит эффективность стратегического управления регионом в целом [6].
Итак, в данной ситуации регион (так же, как государство в целом) оказывается перед необходимостью формирования долгосрочной инновационной стратегии, что означает, прежде всего, выбор между двумя ее вариантами: инерционно-рыночной стратегией и стратегией инновационно-технологического прорыва.
Инновационное развитие региона непосредственно связано с работой по формированию инновационной системы, призванной создать благоприятные условия для обеспечения непрерывного воспроизводственного
инновационного процесса с положительной динамикой развития. Указанные мероприятия призваны стать продолжением инновационной политики, а значит способствовать взаимодействию предпринимательских и научно-инновационных структур, формированию инновационных мотиваций хозяйственной деятельности, установлению государственных ориентиров и стимулов к инновационной модели развития.
Однако практика свидетельствует, что инновационность как имманентное свойство предпринимателя на почве российских рыночных отношений еще не реализовалось. А это говорит о наличии серьезных недостатков в действующих экономических механизмах, прежде всего тех, которые касаются стимулирования и обеспечения инновационной деятельности.
Вариант инерционно-рыночной стратегии предполагает приоритетное осуществление инвестиций и инноваций частным сектором, без участия и поддержки государством инноваций, при опережающем развитии импорта. Такой подход не позволит обеспечить повышение конкурентоспособности отечественной продукции, высокие темпы экономического роста, освоение базисных инноваций.
Вариант стратегий инновационно-технологического прорыва, наоборот, вытекает из необходимости перехода к инновационному пути развития страны и ускорению темпов экономического роста на основе повышения конкурентоспособности отечественной продукции [2].
Основные положения стратегии инновационно-технологического прорыва предполагают следующие моменты.
1. Государство и бизнес концентрируют инновационно-инвестиционные ресурсы на узком диапазоне стратегических инновационных приоритетов, призванных обеспечивать распространение пятого и освоение пилотных направлений перспективного шестого технологических укладов. Только таким образом можно повысить конкурентоспособность отечественных товаров и услуг, обеспечить высокие темпы экономического роста.
2. Создается законодательная база, функционирующая инфраструктура, эффективные организационные формы, надежная кадровая составляющая для осуществления стратегии инновационного прорыва. Необхо-
димо ориентировать на это систему образования, общественные организации, средства массовой информации.
3. Государство при этом берет на себя стартовое финансирование базисных инноваций в производственном секторе и обеспечение инноваций в нерыночном секторе, создание благоприятного инновационного климата, развитие венчурного финансирования малого и среднего инновационного бизнеса, поддержание экспорта отечественной наукоемкой продукции и импортозамещение на отечественном рынке.
4. Развивается международное стратегическое партнерство в инновационно-технологической сфере и по совместному освоению перспективных ниш на мировых рынках.
Инновационную стратегию правомочно определить как систему концептуальных установок, вытекающих из долгосрочных целей, определяющих характер распределения ресурсов между траекториями инновационного развития системы, а также их перераспределения при изменении внутренних и внешних условий ее функционирования.
Иерархическая структура (подсистема) инновационной стратегии прорыва связана с выделением и исполнением четырех стратегических уровней: макроуровня, регионального уровня, отраслевого уровня и микроуровня.
Новые концептуальные подходы к формированию инновационной стратегии прорыва стабильно-динамичного региона требуют своих отправных точек - точек роста (ТР). Приложение ТР позволит резко увеличить конкурентоспособность региона; создаст благоприятные условия для устойчивого развития региональных инновационных кластеров на основе интеграции образования, науки и инновационной деятельности, международного сотрудничества, реализации пилотных проектов и т. п. Для этого необходимо сформировать инновационную среду региона, которая должна включать в себя центры кристаллизации инновационной деятельности, т. е. те самые ТР в региональных кластерах.
Итак, стратегия развития стабильнодинамичного региона предусматривает выдвижение таких целей и механизма их достижения, реализация которых должна обеспечить его эффективное функционирование в
долгосрочной перспективе и безболезненную адаптацию к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. При этом применение данного специфического управленческого ресурса также позволит решить накопившиеся экономические, социально-демографические, организационно-хозяйственные и другие проблемы региона. Это, в свою очередь, будет способствовать укреплению территориальной структуры экономического пространства; комплексной социальной направленности региона; достижению выравнивания уровней развития в территориальном разделении труда; укреплению экономической и финансовой основы развития; совершенствованию хозяйственного механизма функционирования приоритетных отраслей народного хозяйства региона.
Как показывает международная практика управления реализацией задач и направлений стратегического развития в регионе, достижение целей во многом зависит от способности органов государственной власти выстроить эффективный механизм принятия и реализации решений, направленных на достижение стратегической цели.
В соответствии с новым концептуальным подходом модель комплексного социально-экономического развития региона основывается на четырех основополагающих идеях: формирования социально-ориентированного рыночного механизма хозяйственной деятельности, максимального использования интеллектуального и научно-технического потенциала развития, активного государственного стратегического управления, общего повышения культурного уровня населения.
Формула стратегии выглядит следующим образом: «человеческий фактор» (квалифицированные кадры, образование, культура, традиции) + научно-технический потенциал + природные ресурсы, используемые в интересах области + синтез экономических методов стимулирования хозяйственной деятельности = новая экономика региона, представляющая собой научно-производственный комплекс российского значения со всей системой жизнеобеспечения населения [7].
Создание конкурентоспособной экономики решает задачу минимизации издержек производства и обращения, а значит способствует повышению конкурентоспособности
продукции. Кроме того, создаются предпосылки для развития малого бизнеса, действующего в интеграционных процессах и «вписанного» в устойчивые экономические связи.
В разработанной Минрегионразвития РФ концепции стратегий социально-экономического развития регионов Российской Федерации отмечено, что требуется срочный переход от политики выравнивания социально-экономического развития территорий к политике поляризованного развития, к определению «локомотивов роста».
В осуществлении технологического «прорыва» важную роль должна сыграть региональная интеграция расположенных предприятий и организаций, выполняющих разные функции (от проведения научных исследований и подготовки кадров до производства и транспортировки продукции), но объединенных технологическим процессом, результатом которого является наукоемкий продукт, созданный усилиями всех участников этого процесса.
Эффект в этом случае будет достигаться за счет того, что на рынке высокотехнологичной продукции начнут конкурировать не отдельные предприятия региона, а региональные научно-производственные и промышленные комплексы, которые, благодаря научно-производственной и технологической кооперации компаний, обеспечат сокращение транзакционных издержек.
Вышеизложенный материал позволяет нам характеризовать инновационное предпринимательство как непосредственно движущую силу в процессе реализации стратегии инновационного прорыва в регионе. В связи с этим возникает неизбежная объективная необходимость в формировании механизма реализации стратегии инновационного прорыва в стабильно-динамичном регионе.
В общем виде модель разработки и реализации инновационной стратегии социально-экономического развития региона, представляющая собой структуру цикла в виде непрерывного и достаточно динамичного процесса, позволяющего обеспечить необходимую адекватность и гибкость.
Представленная модель отражает десять основных этапов разработки и реализации стратегии, раскрывающих процедуру дейст-
вий замкнутого цикла. Укрупнив эти этапы, можно выделить четыре основных блока: формирование миссии, стратегический анализ, разработка стратегии и реализация стратегии.
Основные направления регулирования инновационной деятельностью в регионе включают в себя ряд блоков: нормативноправовой, организационно-управленческий и экономико-финансовый.
В нормативно-правовой блок входят решения законодательных органов власти в рамках установления правовых основ взаимоотношений представителей власти, научной и предпринимательской сфер и совершенствование механизма контроля за соблюдением этих правил. К мероприятиям в рамках нормативно-правового блока следует отнести: установление порядка финансирования, механизма реализации научных, научнотехнических программ и проектов Липецкой области; закрепление контроля за ходом выполнения и использованием целевых средств.
Организационно-управленческий блок
способствует ускорению формирования механизма и обеспечению четкого организационно-управленческого сопровождения инновационного развития. В рамках данного блока авторы предлагают мероприятия по созданию Регионального инновационного центра, являющегося координирующей структурой и связывающей администрацию области, научные коллективы и производство посредством реализации функций по формированию, экспертизе, координации, организационно-техническому сопровождению программ и проектов. Кроме того, функцией предлагаемой структуры является ежегодное проведение мониторинга регионального инновационного потенциала и создание единой, постоянно обновляемой, информационной базы данных инновационных проектов.
К мероприятиям экономико-финансового блока предлагаем отнести: предоставление льгот по местному налогообложению, аренде помещений, выделению земли, оборудованию, кредитов; предоставление льгот инвесторам, финансирующим региональные инновационные проекты; при совместном участии администрации и вузов проведение ежегодных конкурсов работ студентов, аспирантов, ученых; учреждение ежегодной областной премии за достижение значительных
результатов в области образования, науки и техники, а также за активное участие бизнеса в региональной инновационной деятельности; формирование регионального резервного фонда; создание венчурного фонда и т. п.
Неотъемлемой частью процесса формирования механизма регулирования инновационной деятельности в регионе является создание эффективной инновационной инфраструктуры, которая, в свою очередь, одновременно несет нагрузку как инструмента управления инновационным риском.
Задача эта трудоемкая и многовариантная, требующая значительных ресурсов и временных затрат. Поэтому, прежде всего, необходима предварительная работа по формированию, поддержке и развитию ключевых элементов региональной инновационной системы. Наличие инфраструктуры - вот то необходимое, но все же недостаточное условие активизации инновационной деятельности, снижения уровня ее рискованности. К моменту запуска механизма по регулированию инновационной деятельности и вводу в эксплуатацию инфраструктурного комплекса, по нашему мнению, уже должна быть подготовлена необходимая база в виде сформированных подсистем: нормативно-правовой, базовых элементов инфраструктуры, финансовой, информационной.
Следует обратить внимание, что указанные подсистемы находятся в постоянном взаимодействии и взаимозависимости, где главенствующее значение принадлежит степени разработанности нормативно-правовой системы, обусловливающей взаимодействие указанных подсистем.
Необходимо отметить, что сегодня стратегическое планирование регионального развития выходит на новый этап, предполагающий взаимоувязку и согласование федеральных, региональных, межрегиональных и межотраслевых приоритетов развития, позволяющий выстроить механизм эффективного использования имеющихся ресурсов.
Принципиально важно иметь четко обозначенную экономическую стратегию развития национальной экономики, работающий механизм взаимодействия национальной и
региональной экономики для обоснования программ комплексного социально-экономического развития региона.
Это делает необходимым создание государственной инфраструктуры формирования стратегии регионального развития, в которой регионы являются базовыми единицами.
1. Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России. Состояние и пути ее развития. М., 2006.
2. Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научнотехнологической безопасности / рук. авт. колл. В.Л. Макаров, А.Е. Варшавский. М., 2004. С. 108-150.
3. Трансфер технологий и эффективная реализация инноваций. Серия Теория и практика коммерциализации технологий. М., 1999.
4. Мескон М.Х. Основы менеджмента / пер. с англ.; общ. ред. Л.И. Евенко. М., 1992.
5. Худеева В.В. Стратегические цели социальноэкономического развития Тамбовской области и механизмы их достижения // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 3 (59).
6. Худеева В.В. Управление развитием региона: проблемы и задачи стратегического планирования // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 2 (58).
7. Иода Е.В. Экономический рост региона в условиях неопределенности и риска: факторы, анализ, перспективы. Тамбов, 2006.
Поступила в редакцию 19.12.2009 г.
Popov S.V., Kolesnichenko D.A. Innovative development of Russia: regional aspect.
In the article regional aspect of innovative development of Russia are considered. Definition of concept of strategy is made. Substantive provisions of strategy of innovative-technological break are allocated. Strategy of innovative development of region provides promotion of such purposes and the mechanism of their achievement which realization should provide its effective functioning in long-term prospect and painless adaptation to changing conditions of the external and internal environment.
Key words: innovative way of development; innovative strategy; innovative-technological break; stable-dynamical region.