УДК 332.02
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
Т.М.Горбова, О.И.Михайлин
В современных экономических условиях модели управления инновационным развитием региона в недостаточной степени соответствуют стратегии инновационной трансформации. Возникает необходимость в разработке новой методологии управления, создании моделей управления, повышающих его эффективность в целях инновационного развития региона.
Ключевые слова: модели управления, инновационная трансформация, инновационное развитие региона.
Необходимо отметить, что экономические, социальные результаты, эффективность текущей деятельности и перспективного развития регионов в условиях существенных изменений состояния внешней среды в существенной степени зависят от управления инновационным развитием. Динамизм и глубина изменений, происходящих в экономике в последнее время, требуют анализа и переосмысления многих фундаментальных и прикладных проблем управления, к числу которых относятся и проблемы управления инновационным развитием регионов. В настоящее время экономика страны и ее регионов характеризуется неустойчивой динамикой и до сих пор ориентирована в основном на добывающие отрасли, что не позволяет обеспечить переход на новый качественный уровень развития и инновационный характер изменений.
Иными словами, динамичная и неопределенная среда, подверженная быстрым качественным изменениям, выдвигает новые задачи управления инновационным развитием, которые не могут быть решены на основе традиционного системно-ориентированного менеджмента или прямого заимствования зарубежного опыта. Переход к инновационному развитию требует не столько оптимизации ресурсов и мобилизации инновационного потенциала, сколько системной трансформации институциональной структуры экономики. Наиболее успешны в социальноэкономическом развитии те регионы, которые генерируют инновации, осуществляют выпуск высокотехнологичной продукции. Так, например, в экономически развитых странах «новая экономика» обеспечивает от 50% до 90% роста ВВП.
Мировая практика и теория накопили значительный опыт построения инновационных экономических систем, как на основе развития собственного национального инновационного потенциала, так и на основе заимствования чужого опыта. Наиболее яркими примерами инновационных экономических систем нового уклада являются Индия, Китай, Сингапур, Южная Корея, Ирландия, Израиль и Австралия; традиционно ориентированные на инновационное развитие -США, Япония, Германия, Англия, Швеция, Норвегия, Финляндия и др. Ядро мирового научнотехнического и инновационного потенциала сосредоточено в США, Европе и Японии, обеспечивающих развитие порядка 50 самых передовых макротехнологий. Из них на долю США приходится 22 технологии, на долю Германии - 8-10, Японии - 6-8, Великобритании и Франции - 35. По одной макротехнологии приходится на Швецию, Норвегию, Италию и Швейцарию [2]. Ежегодно от экспорта наукоемкой технологичной продукции США получает около 700 млрд. долл., Германия - 530 млрд. долл., Япония - 400 млрд. долл. Отмечается тенденция расширения триады основных научно-технических центров (США, ЕС, Япония) в сторону динамичных стран Азии, прежде всего Китая и Индии.
В каждом из регионов действует своя система институционального обеспечения роста инновационного потенциала. В США выделяется эффективная деятельность законодательных органов, сильный научный потенциал, высокий уровень патентования, инновационная активность компаний, интеграция науки, образования и производства, большие инвестиции в НИОКР, эффективная система мотивации труда работников. В Германии наряду с фундаментальной наукой большой вклад отмечается со стороны автомобильных концернов, отраслей станкостроения и фармацевтики. Кроме того, государство активно стимулирует инновационную деятельность посредством налоговых льгот. Технические достижения Швеции воплощаются преимущественно в нескольких крупных транснациональных корпорациях, действующих в уже сложившихся отраслях промышленности и составляющих основу шведской экономики. Экономика Китая, ставшая четвертой экономикой мира благодаря эффективной государственной политике, характеризуется увеличением доли наукоемкой продукции в экспорте с 5% в начале 90-х годов до 35% в 2010 г. В
целом, международный опыт показывает, что региональный инновационный потенциал связан с географическими и экономическими особенностями, выражающимися в особых конкурентных преимуществах данного региона. В то же время отмечается значительная неравномерность, дифференциация роста инновационного потенциала регионов Китая, Индии, Бразилии и др.
Вследствие недостаточной эффективности стратегии инновационного развития и необходимых институциональных условий Россия имеет низкие показатели внедрения новых технологий, затрат на НИОКР, остаются неразрешёнными противоречия между существующей практикой управления инновационным развитием и снижением конкурентоспособности экономики регионов. Показатели инновационного развития российских регионов в настоящее время характеризуются отрицательной динамикой. По данным Росстата, доля инновационно-активных предприятий (занимающихся разработкой и внедрением наукоемких технологий) в стране составляет менее 10%. Становится все более очевидным, что инновационные прорывы, в которых нуждается наша страна, не могут быть реализованы в рамках традиционного менеджмента. Необходима принципиально иная стратегия управления инновационным развитием, которая обеспечивала бы трансформацию экономики регионов в высокоэффективные, конкурентоспособные экономические системы, развивающиеся по инновационному сценарию. Несмотря на то, что Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года поставлена задача перехода российской экономики от экспортно-сыревого к инновационному социально ориентированному типу развития, значительная часть отечественных исследователей и практиков продолжает связывать развитие региональной экономики не столько с ростом инновационного потенциала, сколько с концентрацией усилий по использованию региональных природно-ресурсных потенциалов, развитием естественных монополий, экономией на масштабах и качестве, с использованием административных ресурсов и т.д.
Необходимость обеспечения системного инновационного развития регионов в противовес сложившемуся - очаговому в условиях исключительно сильных диспропорций в социальноэкономическом и инновационном развитии регионов обусловливает целесообразность выявления пространственных и институциональных аспектов управления инновационным развитием региона. Инновационный потенциал региона может быть определен как качественная интегральная характеристика его способности и возможности обеспечить реализацию инновационного процесса на своей территории и достижение стратегических целей развития средствами инновационной экономики. Современные представления об эффективной инновационной политике воплощены в настоящее время в понятии «новой инновационной политики», получившей название New Economic Geography, как интегрированной в единый комплекс научной, промышленной, экономической, инновационной и региональной политики [3]. Только такая интеграция позволяет подойти к решению так называемой проблемы когерентности, решение которой будет способствовать сокращению уровня межрегионального неравенства в инновационной сфере и институционально закреплять позитивные сдвиги. В настоящее время существенное различие уровней развития близко расположенных территорий, приводит к тому, что уровень развития одной территории служит фоном для развития другой. Поэтому медленно развивающиеся, отстающие регионы служат так называемым нулевым фоном для быстроразвивающихся регионов. Решение проблемы когерентности будет способствовать сближению уровней инновационного развития отдельных регионов и повышению их конкурентоспособности в рамках макрорегионов, а в перспективе - занятию более выгодных позиций в системе национальных и мировых экономических обменов.
Синхронизация темпов эволюции различных регионов приведет к тому, что внутри сложной системы макрорегиона будет осуществляться взаимная поддержка быстро и медленно развивающихся регионов, а это, в свою очередь, является условием и фактором повышения устойчивости национальной экономики в целом, ее инновационной способности. Общая конкурентоспособность региона характеризуется степенью его ресурсной, инфраструктурной и институциональной обеспеченности, транспортной доступности, а также совокупностью самых разнообразных условий территориального развития, реализация которых может обеспечить выгодные позиции региона в мировых обменах и создает условия для достижения высокого качества жизни людей. Анализ показывает, что в России примерно один раз в 12 лет происходит кардинальная смена парадигмы развития экономики, т.е. имеет место зигзагообразное развитие с многочисленными скачками и бифуркациями. Чтобы развиваться эволюционно, надо иметь гармоничную экономику, в которой должны разумно сочетаться инновационность и консерватизм, единство и многообразие, в которой должен сохраняться паритет между различными типами экономических систем (проектным, объектным, процессным, средовым)[1].
Каждый регион России, участвуя в общенациональном разделении труда, конкурирует с другими регионами за источники финансирования, за выгодные проекты, качественные трудовые ресурсы и т.п. При этом источником устойчивого конкурентного преимущества регионов является претворение в жизнь непрерывно развивающейся стратегии. Следовательно, налицо целесообразность перехода от практики традиционного стратегического планирования и программирования к технологии разработки динамичной стратегии развития территорий. Основное отличие заключается в том, что в традиционном программировании последовательно осуществляются фазы планирования (разработка программы) и исполнения программы. Динамичная стратегия основана на постоянном переплетении процессов формулирования и реализации стратегии, корректировке мероприятий и действий по мере того, как изменяется ситуация. Поэтому в современной неустойчивой среде региональная стратегия должна быть динамичной, т.е. такой, которая не может быть скопирована другими регионами, и только это может явиться источником устойчивого конкурентного преимущества региона в современном быстро меняющемся мире.
В результате проведенного анализа выявлено, что практически все российские регионы к настоящему времени имеют разработанные и утвержденные органами власти стратегии развития. Между тем, единой стратегии инновационного развития страны до сих пор нет, как нет и общих подходов и способов решения схожих региональных проблем средствами стратегического управления. Анализ российской практики разработки стратегических программ развития регионов позволяет сделать выводы о том, что в региональных стратегиях и программах социальноэкономического развития не задействован в полной мере механизм сценарного подхода и не учитываются факторы глобальной конкуренции, которые реально воздействуют на ситуацию в регионах и обусловливают локализацию территориальных конкурентных преимуществ. Кроме того, в региональных стратегических разработках не отражаются, как правило, интеграционные процессы и не учитываются приоритеты развития соседних регионов, участников региональной конкуренции, их инновационный потенциал. В процессах разработки и реализации стратегических программ принимают участие разные исполнители, что приводит к не реализуемости большинства региональных стратегических разработок. Кроме того, в целях повышения обоснованности и реализуемости стратегических разработок, необходимо помимо стандартных средств администрирования обеспечить создание и применение специальных методов, процедур, механизмов реализации стратегии.
Для вывода российской экономики из перманентного состояния неустойчивости на траекторию инновационного развития, необходимы серьёзные меры, и начать следует с выявления спектра важнейших параметров порядка, образующих своеобразные поля притяжения и подчиняющих себе поведение всех элементов системы. Это новая сложная научная задача. Известно, что в режиме своего развития социально-экономическая система может приблизиться к устойчивому равновесному состоянию только за счёт включения в борьбу с неустойчивостью параметров порядка. Например, параметром порядка в социально-экономической системе может выступать регулятивная деятельность государства.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что ряд полномочий для федеральных и региональных органов управления инновационным развитием необходимо объединять с целью совместного ведения в области: создания и реализации эффективно функционирующего
экономического механизма проведения единой текущей и перспективной ориентации на достижение оптимальных экономических, финансовых и социальных результатов; прогнозирования результативности и эффективности научно-инновационного и финансово- инвестиционного развития; размещения и эффективного использования научно-инновационных и финансовоинвестиционных ресурсов, направляемых на осуществление экономически и социально значимых программ и проектов; создания совместных фондов инновационного, технического и технологического развития.
THE MANAGEMENT OF THE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REGION IN MODERN ECONOMIC CONDITIONS
Models of management of the regional innovation development aren't adequate to the strategy of innovative transformation. At the present stage of innovative modernization the uniform methodological approach, working out of the new methodology of management raising its efficiency in questions of maintenance of a development of region is necessary.
модели управления, инновационная трансформация, инновационное развитие региона.
The key words: the model of management, innovative transformations, innovation development of
the region
Список литературы:
1. Клейнер Г.Б. Системная парадигма и экономическая политика. /Общественные науки и современность, 2007, № 2.
2. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития. - М.: Издательство «ЛКИ». - 2007. - 393с.
3. Матвиенко С.В. Формирование региональных и макрорегиональных инновационных систем при переходе к постнидустрильной экономике. СПб, СПбГИЭУ, 2005. - 263с.
Об авторах
Горбова Т.М. - к.э.н., доцент кафедры управления ФЭФ СЭИ БГУ им. акад. И.Г. Петровского, [email protected]
Михайлин О.И. - проректор БГУ им. акад. И.Г. Петровского по АХЧ, [email protected]