Научная статья на тему 'Формирование ресурсно-инновационной политики как фактора развития транспортного комплекса региона'

Формирование ресурсно-инновационной политики как фактора развития транспортного комплекса региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / TRANSPORT COMPLEX / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMING / МЕХАНИЗМ / MECHANISM / РЕГИОНЫ / REGIONS / РЕСУРСНО-ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / A RESOURCE-INNOVATIVE POLICY / ТЕНДЕНЦИИ / TENDENCIES / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / ECONOMIC TRANSFORMATIONS / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INNOVATIVE POTENTIAL / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ECONOMIC GROWTH / SOCIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рамазанова Таймат Юрьевна

Ресурсно-инновационная политика региона представляет собой систему управленческих воздействий на изменение экономического потенциала территории и его элементов за счет внедрения инновационных методов и технологий хозяйственной деятельности для достижения целей стратегического развития. Она является динамической и комплексной политикой, учитывающей интересы как развития потенциала социально-экономической системы региона, так и оптимальности его использования. Способность к инновациям на региональном уровне является выражением желания осуществлять инновационную деятельность, что отражено в различных стратегиях развития экономики территории и конкретных тактических шагах по их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING THE RESOURCE-INNOVATION BASED POLICY AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF THE TRANSPORTATIONAL COMPLEX OF THE REGION

The resource-innovation policy of the region represents a system of managerial impacts on a change in the economic potential of the territory and its elements due to an implementation of innovative methods and technologies of economic activity to achieve goals of strategic development. It is a dynamic and complex policy that takes into account interests of both the development of a potential of a social-economic system of the region, and of the optimality of its use. The ability to innovate on the regional level is an expression of a desire to perform innovative activity, which is reflected in different strategies of development of the economy of territories and specific steps to implement them.

Текст научной работы на тему «Формирование ресурсно-инновационной политики как фактора развития транспортного комплекса региона»

РАМАЗАНОВА Т.Ю.

ФОРМИРОВАНИЕ РЕСУРСНО-ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ТРА НСПОРТНОГО РЕГИОНА

Аннотация. Ресурсно-инновационная политика региона представляет собой систему управленческих воздействий на изменение экономического потенциала территории и его элементов за счет внедрения инновационных методов и технологий хозяйственной деятельности для достижения целей стратегического развития. Она является динамической и комплексной политикой, учитывающей интересы как развития потенциала социально-экономической системы региона, так и оптимальности его использования. Способность к инновациям на региональном уровне является выражением желания осуществлять инновационную деятельность, что отражено в различных стратегиях развития экономики территории и конкретных тактических шагах по их реализации.

Ключевые слова: транспортный комплекс, формирование, механизм, регионы, ресурсно-инновационная политика социально-экономическое развитие, тенденции, экономические преобразования, инновационный потенциал, экономический рост.

RAMAZANOVA Т.Уи.

FORMING THE RESOURCE-INNOVATION BASED POLICY AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF THE TRANSPORTATIONAL COMPLEX OF THE REGION

Abstract. The resource-innovation policy of the region represents a system of managerial impacts on a change in the economic potential of the territory and its elements due to an implementation of innovative methods and technologies of economic activity to achieve goals of strategic development. It is a dynamic and complex policy that takes into account interests of both the development of a potential of a social-economic system of the region, and of the opti-mality of its use.

The ability to innovate on the regional level is an expression of a desire to perform innovative activity, which is reflected in different strategies of development of the economy of territories and specific steps to implement them. Keywords: The transport complex, forming, a mechanism, regions, a resource-innovative policy, social-economic development, tendencies, economic transformations, the innovative potential, economic growth.

Рост региональных социально-экономических систем в современных условиях зачастую связан с повышенной эксплуатацией потенциала, что приводит к его резкому уменьшению (особенно в ресурсной части) в силу использования низкоэффективных технологий и несбалансированного потребления ресурсов. Однако инновации во многих регионах страны создаются и реализуются независимо друг от друга. Создание условий для развития инновационного потенциала территорий «осуществляется очень медленными темпами, поскольку из запланированных результатов в рамках реализации» [4].

Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года — большинство полученных показателей ниже даже тех, которые рассчитаны в рамках инерционного сценария. Удельный вес патентов полученных Россией за последние десять лет в мировом патентном фонде сократился в 10 раз и составляет всего 0,3 %.

Этот индикатор меньше более чем в 100 раз показателей США и Японии. В рамках каждого российского патента приблизительно трудится 17 человек, а над каждым зарубежным патентом — 3 602 человека. Удельный вес инновационно активных предприятий в регионах России за последние десять лет уменьшился в 5 раз.

Всё больший вес набирает приобретение нового более совершенного оборудования за рубежом в урон созданию собственных технологий. Поэтому невозможно достижение уровня показателей, определенных стратегией «Инновационная Россия — 2020», разработанной Министерством экономического развития РФ: занятие существенной доли (в 5-10 %) на рынках высокотехнологичных и интеллектуальных услуг по 5-7 позициям, повышение в два раза доли высокотехнологичного сектора в ВВП (с 10,9 до 17-20 %), увеличение в пять-шесть раз доли инновационной продукции в выпуске промышленности, в четыре-пять раз — доли иннова-

ционно активных предприятий (с 9,4 до 40-50 %).

В связи с этим в современных условиях задачей первостепенной важности является сохранение и последующее усиление инновационного потенциала региона, повышение степени его воздействия на экономическую эффективность производства.

Без этого невозможно обеспечение устойчивого регионального развития. Переход к инновационной экономике требует формирования в нашей стране и во всех без исключения регионах целостной и эффективно работающей системы преобразования новых знаний в новые технологии, продукцию и услуги, которые будут находить реальных покупателей на внутренних и внешних рынках.

Стоит отметить, что Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года поставлена задача перехода от экспортно-сырьевого к инновационно ориентированному типу развития.

Регионы юга России строят свое развитие именно на ресурсной составляющей экономики [2]. При этом большинство из наиболее рентабельных их ресурсов можно отнести к невоз-обновляемым видам, т. е. это говорит о том, что сегодняшние хозяйственные процессы в исследуемых регионах исчерпывают потенциал будущего территории. И если сегодня еще существует определенный баланс в развитии регионов в силу получения доходов от продажи ресурсов и разного вида деятельности, то при уменьшении ресурсного потенциала в сырьевых регионах возникнет ряд финансовых и социально-экономических проблем.

Способность к инновациям на региональном уровне является выражением желания осуществлять инновационную деятельность, что отражено в различных стратегиях развития экономики территории и конкретных тактических шагах по их реализации. Так, в числе основных характеристик роста инновационного потенциала, по мнению А. В. Герасимова, является создание точек бифуркации, то есть критических точек уровня развития региональных экономических систем, которые создают базу для перехода на качественно новый этап социально-экономического развития регионов и территорий [1].

Оценка и прогнозирование уровня инновационной активности региональной экономики связаны с набором методов и индикаторов. В экономической литературе имеется большое количество подходов к разрешению данной проблемы.

Мировая теория и практика имеют большой опыт развития собственных инновационных возможностей, в том числе и на основе заимствования чужого опыта. Наиболее яркими примерами развитых инновационных экономических систем являются Китай, Сингапур, Южная Корея, Индия, Израиль; традиционно ориентированы на инновационное развитие Япония, США, Англия, Германия, Швеция, Норвегия и др.

Ядро как инновационного, так и научно-технического потенциала расположено Европе, Японии и в США. Ежегодно США от экспорта наукоемкой продукции получают порядка 700 млрд долл., Германия — около 530 млрд долл., а Япония — приблизительно 400 млрд долл. В настоящее время наметилась тенденция расширения основных научно-технических центров (США, ЕС, Япония) в сторону динамичных стран Азии, прежде всего Китая и Индии.

Каждая из стран имеет свою систему инновационно-институциональной инфраструктуры, «обеспечивающей развитие экономики страны» [4]. США отличается крайне результативной деятельностью законодательных органов, высоким научным потенциалом, уровнем патентования, активностью компаний в области инноваций, интеграция науки, производства и образования, большим объемом инвестирования в НИОКР.

В Германии вместе с фундаментальной наукой значительный вклад наблюдается со стороны крупнейших автомобильных концернов, отраслей станкостроения и фармацевтической промышленности. Также государство стимулирует «инновационную активность через налоговые механизмы» [5].

Технический прогресс Швеции олицетворяют несколько крупных транснациональных корпораций, действующих в уже сформировавшихся отраслях промышленности и определяющих шведскую экономику.

Экономика Китая достигла сегодня четвертого места в мире по уровню экономического развития исключительно за счет эффективной политики государства в области инноваций.

Рамазанова Т.Ю.

формирование ресурсно-инновационной политики как фактора развития транспортного комплекса региона

Так, доля ее наукоемкой продукции в экспорте с 5 % в начале 90-х годов выросла до 35 % в 2012 году.

Таким образом, опыт развитых стран показывает, что инновационный потенциал региона связан исключительно с экономическими особенностями, представленными в его особых конкурентных преимуществах. В то же время можно отметить высокую асимметричность роста инновационного потенциала по субъектам Китая, Бразилии, Индии и др.

Современное состояние инновационной деятельности в субъектах России характеризуется: низким уровнем инновационной активности по отраслям, несбалансированностью развития основных элементов инновационного потенциала (финансового, трудового, информационного и др.), несоответствием поставленных задач количеству и качеству субъектов инновационной деятельности (наукограды, бизнес-инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и др.); недостатком источников финансирования инновационной деятельности (собственные средства предприятий, средства федерального бюджета, банковские кредиты, средства иностранных инвесторов и др.).

Зачастую низкая результативность инновационной деятельности в нашей стране связана «с отсутствием необходимого уровня спроса на инновационную продукцию и услуги (потребительского, промышленного, государственного секторов); освоением минимума принципиально новых видов технологий, нацеленных на импорт замещении, недостаточным развитием инфраструктуры и поддержки инновационной деятельности» [6].

Наиболее высокий уровень инновационной активности отмечается в регионах с традиционной экономической системой. В основном это регионы, где преобладает черная и цветная металлургия, электроэнергетика, нефтехимическая отрасль.

Увеличивается инновационный потенциал регионов, экономика которых базируется на топливно-сырьевом комплексе. Средний инновационный потенциал отмечен по регионам с доминированием судостроения (гражданского), химической, автомобильной отраслей, приборостроения, машиностроения.

Низкий уровень инновационного потенциала характерен для субъектов с базовыми отраслями — электронной, авиационной, текстильной. Характеристика инновационной активности по федеральным округам показана в таблице 1.

Таблица 1

Инновационная активность по федеральным округам, в %

Федеральные округа 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

1 2 3 4 5 6 7 8

Российская Федерация 80,8 90,0 90,6 90,9 90,4 90,5 90,5

Центральный федеральный округ 10,0 10,0 10,2 10,4 90,4 80,4 80,3

Северо-западный федеральный округ 70,7 80,6 90,1 11,0 80,9 90,7 90,3

Южный федеральный округ 70,6 80,1 80,5 80,2 70,2 60,5 60,7

Северо-Кавказский федеральный округ 50,4 50,6

Приволжский федеральный округ 10,1 90,4 11,0 11,4 12,5 12,7 12,4

Уральский федеральный округ 10,6 12,1 12,7 11,2 10,1 90,9 90,9

Сибирский федеральный округ 60,1 60,9 70,0 80,1 70,7 70,1 70,2

Дальневосточный федеральный округ 60,3 70,1 60,0 60,0 70,2 80,5 80,8

По данным Росстата (2008-2014).

Как видно из представленных расчетов (табл. 1), в Северо-Кавказском федеральном округе самая низкая инновационная активность. Это в большей степени связано с полным устареванием научно-технической базы по республикам Северного Кавказа, отсутствием стимулов к занятию наукой и высококвалифицированных кадров для ее развития, а наличие высокого уровня политических и экономических рисков затрудняет приток инвестиций для инновационно активной деятельности организаций. Низкая активность инновационной деятельности определяется высоким износом и устареванием фондов производства.

В соответствии с опросом Центра промышленных и инвестиционных исследований ИМЭМО РАН, всего 41 % предприятий промышленности страны применяет в работе старые советские основные фонды, 44 % — обновленные, но преимущественно советские фонды, 29% — новое зарубежное оборудование. При данной структуре основных фондов рост инновационного потенциала регионов невозможен.

Следует отметить, что по югу России самый высокий уровень инновационной активности в Ставропольском крае. В республиках Северного Кавказа в силу социальной ситуации и экономических проблем инновационная активность самая низкая по стране.

В качестве основных сдерживающих инновационное развитие регионов юга России факторов можно назвать следующие:

- слабая эффективность инноваций и повышенные риски проектов (в частности, управленческие) из-за высокого дефицита квалифицированных управленческих кадров в области высокотехнологичного бизнеса;

- нет взаимосвязи между разработчиками НИОКР и промышленными предприятиями, которые выступают в качестве заказчика;

- малая степень интеграции крупных промышленных компаний в инновационные процессы в субъектах РФ, поэтому не создается база для импортозамещения;

- нет инновационной инфраструктуры, направленной на создание и развитие технологий в преимущественно профильных отраслях для региона;

- низкая степень заинтересованности общества в инновациях и взаимосвязи в имеющихся на сегодня звеньях инновационной системы;

- низкая степень эффективности процессов сертификации, разрегулированность вопроса получения разрешений на создание новых производств, выпуск новых видов продукции и т. д.;

- низкий уровень поддержки финансовых институтов в отношении субъектов инновационной деятельности;

- основное вложение средств приходится на инвестиционные, а не инновационные проекты со стороны компаний и финансово-кредитных институтов, что создает настоящую угрозу экономической безопасности как региона, так и страны в целом из-за роста зависимости развития страны от нерегулируемых факторов и утраты ее инновационных возможностей;

- утечка новейших отечественных технологий за границу в силу падения деловой активности в научно-производственной сфере и отсутствие инновационного рынка как в России в целом, так и в южных регионах в частности;

- промышленные предприятия работают с применением неэффективных методов планирования необходимых работ и расходов, использования материальных и трудовых ресурсов, а также имеют проблемы в оперативном и стратегическом управлении финансами;

- почти абсолютное исчерпание наукоемких технологий и продуктов, разработанных еще в СССР.

Обобщая факторы и условия, препятствующие функционированию и развитию инновационного потенциала по всем регионам юга России, можно выделить следующие:

1) развитие за рубежом новых технологических инноваций, что еще более усиливает разрыв в технологическом и техническом уровне между отечественными и зарубежными производителями, регионами-лидерами и аутсайдерами;

2) рост конкуренции регионов за высококвалифицированные кадры и высокая мобильность трудовых ресурсов;

3) снижение качества знаний фундаментальной и прикладной науки, старение научных кадров, снижение эффективности исследований, зависимость от мирового рынка инноваций, пренебрежение потребностями экономики в отечественных разработках;

4) отсутствие эффективных и результативных механизмов финансово-инвестиционной поддержки инновационных отраслей;

5) дефицит современного научного оборудования и материалов;

6) отсутствие стимулирующего влияния на инновационную деятельность системы налогообложения;

7) несовершенство и зачастую отсутствие нормативно-правовой базы инновационной дея-

тельности;

8) отсутствие системы мониторинга потребностей рынка в инновационной продукции;

9) высокая степень бюрократии и коррупции.

При этом большинство из наиболее рентабельных ресурсов можно отнести к невозобновля-емым видам, т. е. это говорит о том, что сегодняшние хозяйственные процессы в исследуемых регионах исчерпывают потенциал будущего своей территории.

И если сегодня еще пока достигнут «определенный баланс в развитии регионов, в силу получения доходов от продажи ресурсов и разного вида деятельности» [7], то при уменьшении ресурсного потенциала в сырьевых регионах возникнет ряд финансовых и социально-экономических проблем.

Поэтому логично искать выход во внедрении ресурсосберегающих и замещающих стратегий, в рамках которых при исчерпании одних видов ресурсов будет осуществлена постепенная замена на другие, через развитие инновационных процессов в регионе.

Таким образом, субъекты с низким потенциалом за счет внедрения инновационных механизмов их использования могут повысить свой потенциал и стать более конкурентоспособными и инвестиционно привлекательными. А это, в свою очередь, требует разработки региональной ресурсно-инновационной политики.

Ресурсно-инновационная политика региона представляет собой систему управленческих воздействий на изменение экономического потенциала территории и его элементов за счет внедрения инновационных методов и технологий хозяйственной деятельности для достижения целей стратегического развития. Она является динамической и комплексной политикой, учитывающей интересы, как развития потенциала социально-экономической системы региона, так и оптимальности его использования.

Формирование ресурсно-инновационной политики базируется на следующих принципах:

1. Экономической целесообразности — состоит в том, что все инновационные преобразования должны быть экономически выгодны.

2. Гибкости — реализуется через разработку комбинаций используемых ресурсов, повышающих эффективность состояния производственной системы региона.

3. Устойчивости — его реализация требует состояния стабильности СЭСР, независимо от состояния внутренней и внешней среды.

4. Эффективности использования ресурсов — сводится к оптимальному использованию ресурсов и применению ресурсосберегающих технологий при наличии внешних ограничений на использование ресурсов.

5. Учета временного фактора — связан с реализацией краткосрочных и долгосрочных целей развития СЭСР и установление баланса между инновациями в производственную деятельность, качество ресурсной базы и ресурсосберегающие технологии.

6. Оперативного управления за счет ресурсной комбинации и эффективного ее использования.

7. Системного подхода, связанного с комплексным подходом к развитию СЭСР и ее эффективному ресурсосберегающего обеспечению.

8. Непрерывности реализации инновационно-ресурсной политики

Модернизация методов организации производственной деятельности является основным принципом реализации ресурсно-инновационной политики. «Организация производства должна подстраиваться под ресурсно-инновационную политику. Формирование ресурсно-инновационной политики основывается на изложенных выше принципах и происходит в следующей последовательности» [7].

Итерационный пошаговый процесс разработки ресурсно-инновационной политики с возможностью корректирующего воздействия на каждой его стадии включает следующие этапы:

1. Сбор информации о ресурсной базе региона и ее потенциальных возможностях.

2. Формирование целевых установок ресурсно-инновационного развития.

3. Определение приоритетов и ограничений в ресурсно-инновационном развитии региона.

4. Формирование направлений инновационного воздействия на ресурсную базу региона, обеспечивающих их сбережение.

5. Разработка управленческих решений по инновационно ориентированному использова-

нию экономического потенциала регион на основе применения ресурсосберегающих технологий.

6. Контроль реализации ресурсно-инновационной политики региона.

Можно выделить следующие направления стимулирования инновационного развития территории, которые могут быть реализованы в рамках ресурсно-инновационной политики региона:

1. Использование наработанного, но не использованного опыта. Специфика российской действительности состоит в том, что в стране имеются серьезные фундаментальные и технологические разработки, накоплена уникальная научно-производственная база, но оставшиеся невостребованными.

2. Упрощение и ускорение регистрации интеллектуальной собственности, связанное с улучшением законодательства.

3. Правительственные инновационные программы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Дополнительные меры поддержки региональных инноваций, путем создания благоприятных условий функционирования, обеспечения ресурсной базой, содействия в продвижении продукции, предоставления информационной поддержки.

Большое внимание уделяется разработке новых финансово-кредитных механизмов государственного стимулирования и поддержки развития инновационной сферы.

Так, например, льготное кредитование обеспечит привлечение частных инвестиций в наукоемкие сектора экономики; увеличение возможностей для доступа предприятий, применяющих инновации, к нужным источникам финансирования; усиление действующих федеральных программ по софинансированию и субсидированию инновационной деятельности; расширение сети небанковских кредитных учреждений в регионах страны и др.

Особое значение придается налоговому стимулированию развития инновационных предприятий за счет уменьшения налогового бремени, упрощение схем налогообложения и представления отчетности, расширения номенклатуры налоговых льгот.

Развитие инновационного потенциала возможно и через осуществление активной антимонопольной политики, борьбу с недобросовестной конкуренцией по отношению к субъектам инновационного бизнеса. Важно также «усовершенствовать механизм использования государственного и муниципального имущества для развития инновационного предпринимательства» [8].

Предполагается прямое государственное финансирование приоритетных инновационных проектов, реализация многоканального финансирования инновационных проектов с использованием ресурсов частного бизнеса, инвестиционных и венчурных фондов. Изначально инновационные проекты финансируются из средств регионального бюджета, а в дальнейшем — за счет инвестиционных структур.

Важнейшее значение для реализации региональной ресурсно-инновационной политики имеют программы наращения инновационной деятельности, соответствующие целям развития территорий. Поэтому целесообразно создать «механизм конкурсного отбора инновационных субсидий территориям, включить инновационную программу в систему разрабатываемых на федеральном уровне отраслевых стратегий» [9].

Конкурсный отбор осуществляется при выборе проектов, созданных участниками программы, сосредоточенных на решении конкретной проблемы и соответствующих целям и структуре региональной инновационной программы.

Необходимо также усилить роль и ответственность федеральных и региональных бюджетных и внебюджетных фондов в вопросах содействия развитию научно-технической сферы на региональном уровне. В их числе: Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский фонд технического развития (РФТР), Федеральный фонд поддержки предпринимательства (ФФПП), Фонд содействия развитию предприятий в научно-технической сфере (ФСРПТС) и др.

Основным источником финансирования остается государство. Ввиду переориентации экономической политики необходимо создание новых государственных программ, направленных на поддержку инновационных проектов, которые, как правило, требуют больших материальных затрат как на создание, так и на внедрение.

Поэтому для трансформации структурных пропорций в регионе за счет активизации инновационной деятельности транспортного комплекса необходимо наличие эффективного регионального инновационного механизма, сочетающего в себе такие функции, как планирование, стимулирование, регулирование инновационного потенциала территории, учитывающего специфику и региональные особенности, лежащего в основе региональной инновационной политики, обеспечивающей активное использование резервов развития деловой активности бизнес-структур.

При этом внимание региональных органов власти должно также состоять в создании механизмов и конкретных мер, обеспечивающих формирование инновационной инфраструктуры для развития инновационного предпринимательства, что особенно важно на мезоуровне.

Особенностью регулирования инновационной деятельности транспортного комплекса в регионе является совмещение органами власти на мезоуровне функций заказчика, инвестора и потребителя транспортной системы. В связи с этим необходимо обеспечить прибыльность заказа, его финансовую обеспеченность, систему льгот участникам, а также множественность форм собственности и сфер деятельности товаропроизводителей, мотивов их участия в инновационных программах региона.

Основу формирования инновационных программ должны составлять добровольные договорные отношения между органами регионального управления и хозяйствующими субъектами, закрепленные в нормативно-правовой базе и представляющие собой один из методов регулирования инновационной деятельности на мезоуровне.

Условиями реализации инновационных программ является взаимная заинтересованность органов регионального управления и исполнителей, конкурсный отбор при размещении инновационных заказов, определении разработчиков и соисполнителей программных заданий.

Кроме того, несмотря на трудный период существования неустойчивых межрегиональных связей, необходимость решения вопросов взаимодействия региональных социально-экономических систем в сфере ресурсно-инновационной политики транспортной системы не вызывает сомнений, особенно в части телекоммуникационного и информационного снабжения транспортного комплекса в социально-экономической сфере.

При этом важной составляющей является формирование данных информационных фондов с различных уровнем доступа, что обеспечило бы информационное содействие региональной инновационной деятельности. Их практическая реализация осуществляется через применение современных информационных средств, что позволит не только сэкономить материальные ресурсы, но и создать благоприятный климат для работников этой сферы: создателей научных образцов, разработчиков, экспертов и пр.

Ресурсно-инновационная политика включает следующие направления стимулирования роста экономического потенциала региона (рис. 1).

Рис. 1. Направления стимулирования экономического потенциала региона в рамках ресурсно-инновационной политики

Таким образом, на региональном уровне необходимо создать систему стимулов, делающую разработку и применение новых технологий экономически выгодными, что позволит повысить уровень региональной экономики. Единые механизмы стимулирования роста инновационного потенциала региональной экономики должны детализироваться с учетом специфических черт регионов, а следовательно, для каждого субъекта Федерации должен разрабатываться индивидуальный набор инструментов стимулирования роста инновационной активности.

Механизмы наращения инновационного потенциала транспортной системы региона должны иметь нужную степень влияния как на основное производство, научную деятельность, так и на инновационную инфраструктуру, финансовое обеспечение.

Литература

1. Апьбеков А. У. Логистика коммерции. — Ростов н/Д.: Феникс, 2001. 511с.

2. Гасанов М. А. Транспорт в региональном народно-хозяйственном комплексе. — М.: Наука, 1989. — 96 с.

3. Мазо Л. А. Разработка моделей определения себестоимости перевозок грузов с применением ЭВМ// Планирование и анализ издержек транспорта: сб. трудов ВНИИЖТ / под ред. А. П. Абрамова. — Вып. 557. — М.: Транспорт, 1976. — С. 64-77.

4. Мазо Л. А. Разработка моделей определения себестоимости перевозок грузов с применением ЭВМ// Планирование и анализ издержек транспорта: сб. трудов ВНИИЖТ / под ред. А. П. Абрамова. — Вып. 557. — М.: Транспорт, 1976. — С. 64-77.

5. Международная интеграция российских регионов / отв. ред. И. И. Курилла. — М.: Логос, 2008.

6. Махлин Е. М. Стратегия развития транспорта России: оптимальная траектория движения вперед //Журнал БТИ — Бюллетень транспортной информации. — 2008. — № 119.

7. Плахтина О. П. Модифицированная модель расчетов вектора затрат на развитие и эксплуатацию транспорта //Модели и методы планирования и прогнозирования социально-экономического развития народного хозяйства. — М.: ЦЭМИ АН СССР, 1983. — С. 133-139.

8. Раднаев Б. Л. Транспорт Востока России в новой социально-экономической и геополитической ситуации. — Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2006.

9. Штульберг Б. М., Введенский В. Г. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. — М.: Гелиос АРВ, 2000.

References:

1. Albekov A. U. logistics of Commerce. — Rostov n/D: Phoenix, 2001. 511с.

2. Hasanov M. A. regional Transport in the national economy. — M.: Nauka, 1989. — 96p.

3. Mazo, L. A. Development of models for determining the cost offreight with the use of computers // Planning and analysis of costs of transport: collection of works VNIIZHT / ed. by A. P. Abramov. — Vol. 557. — M.: Transport, 1976. — S. 64-77.

4. Mazo, L. A. Development of models for determining the cost offreight with the use of computers // Planning and analysis of costs of transport: collection of works VNIIZHT / ed. by A. P. Abramov. — Vol. 557. — M.: Transport, 1976. — S. 64-77.

5. International integration of the Russian regions / ed. edited by 1.1. kurilla. — Berlin: Springer, 2008.

6. Makhlin, E. M. transport Strategy of Russia: optimal trajectory offorward // Journal of BTI — Bulletin of transport information. — 2008. — No. 119.

7. Platina O. P. a Modified model calculation of the vector of costs of development and operation of transport // Models and methods of planning and forecasting of socio-economic development of the national economy. — Moscow: CEMI of the Academy of Sciences of the USSR, 1983. — S. 133-139.

8. Radnaev B. L. Transport East of Russia in the new socio-economic and geopolitical situation. — Novosibirsk: Publishing house SB RAS, 2006.

9. Shtulberg B. M., Vvedensky, V. G., Regional policy in Russia: theoretical foundations, objectives and methods of implementation. — M.: GeliosARV, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.