Научная статья на тему 'К вопросу о формировании ресурсно-инновационной политики как фактора развития экономического потенциала региона'

К вопросу о формировании ресурсно-инновационной политики как фактора развития экономического потенциала региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОН / РЕСУРСНО-ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / REGION / RESOURCE AND INNOVATIVE POLICY OF THE REGION / INNOVATIVE ACTIVITY / ECONOMIC POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шахбазов Поликарп Зосимович

В работе раскрыто содержание ресурсно-инновационной политики региона, ее основные принципы и этапы формирования. Выделены основные стимулирующие региональное развитие инновационные компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of formation of the resource-innovation policy as a factor of development of the economic potential of the region

In work the maintenance of resource and innovative policy of the region, its basic principles and formation stages is opened. The main innovative components stimulating regional development are allocated.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании ресурсно-инновационной политики как фактора развития экономического потенциала региона»

егионалиетика

TO THE QUESTION OF FORMATION OF THE RESOURCE-INNOVATION POLICY AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF THE ECONOMIC POTENTIAL OF THE REGION

Shakhbazov Polycarp Zosimovich, Post-graduate Student, Chair of Economics and Technologies of Management, North Caucasian Federal University, Stavropol

In the article the maintenance of resource and innovative policy of the region, its basic principles and formation stages is opened. The main innovative components stimulating regional development are allocated.

Keywords: region, resource and innovative policy of the region, innovative activity, economic potential.

удк 332.143 к вопросу о формировании ресурсно-

инновационной политики как фактора развития экономического потенциала региона

© Шахбазов П.З., 2013 В статье раскрыто содержание ресурсно-инновационной полити-

ки региона, ее основные принципы и этапы формирования. Выделены основные стимулирующие региональное развитие инновационные компоненты.

Ключевые слова: регион, ресурсно-инновационная политика региона, инновационная деятельность, экономический потенциал.

Q

8

ШАХБАЗОВ Поликарп Зосимович,

аспирант, кафедра Экономики и технологии управления, СевероКавказский федеральный университет, Ставрополь

Ресурсно-инновационная политика региона представляет собой систему управленческих воздействий на изменение экономического потенциала территории и его элементов за счет внедрения инновационных методов и технологий хозяйственной деятельности для достижения целей стратегического развития. Она является динамической и комплексной политикой, учитывающей интересы, как развития потенциала социально-экономической системы региона, так и оптимальности его использования.

Формирование ресурсно-инновационной политики базируется на следующих принципах:

1. Экономическая целесообразность - состоит в том, что все инновационные преобразования должны быть экономически выгодны.

2. Гибкость - реализуется через разработку комбинаций используемых ресурсов, повышающих эффективность состояния производственной системы региона.

3. Устойчивость - его реализация требует состояния стабильности СЭСР, независимо от состояния внутренней и внешней среды.

4. Эффективность использования ресурсов - сводится к оптимальному использованию ресурсов и применению ресурсосберегатель-ныхтехнологий при наличии внешних ограничений на использование ресурсов.

5. Учет временного фактора - связан с реализацией краткосрочных и долгосрочных целей развития СЭСР и установление баланса между инновациями в производственную деятельность, качество ресурсной базы и ресурсосберегающие технологии.

6. Оперативное управление за счет ресурсной комбинации и эффективного ее использования.

7. Системный подход - связан с комплексным подходом к развитию СЭСР и ее эффективному и ресурсобережливому обеспечению.

8. Непрерывность реализации инновационно-ресурсной политики.

Модернизация методов организации производственной деятельности является основным принципом реализации ресурсно-инновационной политики. Организация производства должна подстраиваться под ресурсно-инновационную политику. Формирование ресурсно-инновационной политики основывается на изложенных выше принципах и происходит в следующей последовательности.

Итерационный пошаговый процесс разработки ресурсно-иновационной политики с возможностью корректирующего воздействия на каждой его стадии включает следующие этапы:

1. Сбор информации о ресурсной базе региона и ее потенциальных возможностях.

2. Формирование целевых установок ресурсно-инновационного развития.

3. Определение приоритетов и ограничений в ресурсно-инновационном развитии региона.

4. Формирование направлений инновационного воздействия на ресурсную базу региона, обеспечивающих их сбережение.

5. Разработка управленческих решений по инновационно-ориентированному использованию экономического потенциала региона на основе применения ресурсосберегательныхтех-нологий.

6. Контроль реализации ресурсно-инновационной политики региона.

Можно выделить следующие направления стимулирования инновационного развития территории, которые могут бать реализованы в рамках ресурсно-инновационной политики региона

[1]:

1. Использование приобретенного, но неиспользованного опыта. Специфика российской действительности состоит в том, что в стране имеются серьезные фундаментальные и технологические разработки, накоплена уникальная научно-производственная база, но оставшиеся невостребованными.

2. Упрощение и ускорение регистрации интеллектуальной собственности, связанное с улучшением законодательства.

3. Правительственные инновационные программы.

4. Дополнительные меры поддержки региональных инноваций, путем создания благоприятных условий функционирования, обеспечения ресурсной базой, содействия в продвижении продукции, предоставления информационной поддержки.

Важное значение придается разработке особых финансово-кредитных механизмов государственного регулирования и поддержки функционирования инновационной сферы. В частности, льготные условия привлечения частных кредитов и инвестиций в обозначенный сектор экономики; расширение доступа субъектов инновационной деятельности к необходимым источникам финансирования; расширение действующих федеральных программ софинансирования инновационной деятельности; создание широкой сети кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования, других небанковских кредитных институтов в регионах страны и др.

Подчеркивается особое значение налогового стимулирования развития инновационных предпринимательских структур, в том числе: снижение налогового бремени; упрощение процедур налогообложения; представления отчет-

ности; создание системы налоговых льгот; отсрочек. Целям развития инновационного потенциала служат проведение активной антимонопольной политики, пресечение недобросовестной конкуренции по отношению к субъектам инновационного предпринимательства. Отмечается важность совершенствования механизмов в ^ использовании государственного и муниципального имущества для развития инновационного предпринимательства.

Предлагается прямое государственное финансирование приоритетных инновационныхпро- ^

ектов; осуществление многоканального финансирования инноваций за счет привлечения средств частного бизнеса, инвестиционных, инновационных и венчурных фондов. Начальную ^ стадию инновационных проектов предлагается финансировать из регионального бюджета, дальнейшие стадии - из других инвестиционных структур.

Важнейшее значение для реализации региональной ресурсно-инновационной политики имеют региональные инновационные программы и проекты, соответствующие приоритетам ^ развития территорий. Конкурсный отбор может применяться также при выборе проектов, инициированных самими участниками программы, направленных на решение определенной проблемы и адекватных целям и структуре региональной инновационной программы. Обращается внимание на повышение роли и ответственности федеральных и региональных бюджетных и внебюджетных фондов. В их числе: Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский Фонд технического развития (РФТР), Федеральный фонд поддержки предпринимательства (ФФПП),

Фонд содействия развитию предприятий в научно-технической сфере (ФСРПТС) и др. [2].

В настоящее время в качестве основных источников средств, используемых для финансирования основных направлений региональной ресурсно-инновационной политики, выступают:

1) бюджетные ассигнования, выделяемые на федеральном и региональном уровнях;

2) средства специальных внебюджетных фондов финансирования НИОКР, которые образуются ИП, региональными органами управления;

3) собственные средства предприятий (промышленные инвестиции из прибыли и в составе издержек производства);

4) финансовые ресурсы различных типов коммерческихструктур (инвестиционных компаний, коммерческих банков, страховых обществ,

ФПГ и т.п.);

5) кредитные ресурсы специально уполномоченных правительством инвестиционных банков;

6) конверсионные кредиты для ИП оборонного комплекса;

"

9

егионалиетика

a

10

7) иностранные инвестиции промышленных и коммерческих фирм и компаний;

8) средства национальных и зарубежных научных фондов;

9) частные накопления физических лиц.

Основным источником финансирования остается государство. Ввиду переориентации экономической политики необходимо создание новых государственных программ, направленных на поддержку инновационных проектов, которые, как правило, требуют больших материальных затрат как на создание, так и на внедрение.

Основными формами финансовой поддержки со стороны государства являются:

- гранты (безвозмездная субсидия предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, на обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании);

- субсидии (пособие, преимущественно в денежной форме, предоставляемое государством за счёт средств государственного бюджета местным органам власти, юридическим и физическим лицам, другим государствам);

- пособия отдельным талантливым молодым ученым.

На сегодняшний день не развиты партнерские отношения между инновационными бизнесструктурами как между собой, так и с другими носителями инновационного потенциала территории: вузами, научными организациями, выполняющими контрактные исследования для предприятий региона; проектными организациями, с кредитными организациями и т.д. Практически отсутствует инфраструктурная поддержка инновационного предпринимательства (бизнес-инкубаторы, научно-технические центры, научные библиотеки и т.д.).

Поэтому для трансформации структурных пропорций в регионе за счет активизации инновационной деятельности, необходимо наличие эффективного регионального инновационного механизма, сочетающего в себе такие функции, как планирование, стимулирование, регулирование инновационного потенциала территории, учитывающего специфику и региональные особенности, лежащего в основе региональной инновационной политики, обеспечивающей активное использование резервов развития деловой активности бизнес-структур. При этом внимание региональных органов власти должно также состоять в создании механизмов и конкретных мер, обеспечивающих формирование инновационной инфраструктуры для развития инновационного предпринимательства, что особенно важно на мезоуровне.

Особенностью регулирования инновационной деятельности в регионе является совмеще-

ние органами власти на мезоуровне функций заказчика, инвестора и потребителя инновационной продукции. В связи с этим необходимо обеспечить прибыльность заказа, его финансовую обеспеченность, систему льгот участникам, а также множественность форм собственности и сфер деятельности товаропроизводителей, мотивов их участия в инновационных программах региона. Основу формирования инновационных программ должны составлять добровольные договорные отношения между органами регионального управления и хозяйствующими субъектами, закрепленные в нормативно-правовой базе, и представляющие собой один из методов регулирования инновационной деятельности на мезоуровне. Условиями реализации инновационных программ является взаимная заинтересованность органов регионального управления и исполнителей, конкурсный отбор при размещении инновационныхзаказов, определении разработчиков и соисполнителей программных заданий.

Кроме того, необходимо учитывать, что, несмотря на сложный период существования неустойчивых межрегиональных связей, актуальность вопросов взаимодействия региональных систем в области инновационной политики не вызывает сомнений, особенно в части информационного и телекоммуникационного обеспечения научной и инновационной деятельности в социально-экономической сфере. При этом важным элементом является создание таких информационных фондов, различных уровней доступа, которые обеспечивали бы информационную поддержку региональной инновационной деятельности. Практическая реализация таких фондов, распределенных во времени и пространстве, взаимодействующих через глобальные информационные сети, осуществляется через использование современных средств информатики. Это позволит не только экономить материальные ресурсы, но и создаст благоприятный климат для работающих в данной сфере деятельности: разработчиков, экспертов, организаций, обеспечивающих весь инновационный процесс.

Ресурсно-инновационная политика включает следующие направления стимулирования роста экономического потенциала региона (рис.

1). Таким образом, на региональном уровне необходимо создать систему стимулов, делающую разработку и применение новых технологий экономически выгодными, что позволит повысить уровень региональной экономики.

Унифицированные механизмы обеспечения роста инновационного потенциала региональной экономики должны конкретизироваться с учетом специфических отличий регионов. К каждой территории должен применяться дифференцированный подход, свой набор механизмов стимулирования роста инновационного потенциала. Механизмы обеспечения роста иннова-

ционного потенциала региона должны иметь необходимую степень воздействия как на основное производство, научную деятельность, так и на инновационную инфраструктура, финансовую и налоговую поддержку.

Литература:

1. Герасимов А.В. Инновационный потенциал как фактор модернизации региональной экономики / А.В. Герасимов. - М.: ИТПИ, 2010.

2. Дагаев A.A. Рычаги инновационного роста /А. А. Дагаев //Проблемы теории и практики управления. - 2000. - № 5. - С. 70-76.

3. Инновационная Россия - 2020. (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года) [Электронный ресурс] Режим доступа http:// www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/ innovations/doc20101 231_016?presen tationtemplate = docHTMLTem plate 1&presentationtemplateid = 2dd7bc 8044687de796f0f7af753c8a7e.

Рисунок 1 - Направления стимулирования экономического потенциала региона в рамках ресурсноинновационной политики

ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF THE MANAGEMENT OF THE ECONOMIC POTENTIAL OF THE REGION

tn

CD

ГЧ

0

a__

c

ON

\

11

Shakhbazov Polycarp Zosimovich, Post-graduate Student, Chair of Economics and Technologies of Management, North Caucasian Federal University, Stavropol

In work the technique of an assessment of productivity of management by economic potential and process of its narashcheniye is offered. The system of estimated indicators and scale for the ranging, underlying adoption of administrative decisions is formulated.

Keywords: region; economic capacity of the region; productivity of management; potential build-up.

оценка результативности управления УДК332.143

экономическим потенциалом региона

В работе предложена методика оценки результативности управ- © Шахбазов П.З., 2013

ления экономическим потенциалом и процесса его наращения. Сформулирована система оценочных показателей и шкала для ранжирования, лежащая в основе принятия управленческих решений.

Ключевые слова: регион, экономический потенциал региона, результативность управления, наращение потенциала.

Механизм управления экономическим потенциалом региона - ключевой элемент территориальной системы управления. При этом он является ее наиболее сложной частью, включающей совокупность компонентов (органов управления, их функций и структуры; целевых стратегических установок; принципов, методов, технологий и инструментария управления и т.д.), тесно взаимосвязанных между собой, образующих управляемую, управляющую и инструментальную подсистемы как единое целое и воздействующие на региональную экономику в целях повышения уровня ее социально-экономического развития и качества жизни населения в нем.

Результативность управления экономическим потенциалом региона представляет собой одну из качественных характеристик социаль-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ШАХБАЗОВ Поликарп Зосимович,

аспирант, кафедра

Экономики и технологии

управления,

Северо-Кавказский

федеральный

университет,

Ставрополь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.