Научная статья на тему 'Влияние инновационной составляющей на развитие экономики региона'

Влияние инновационной составляющей на развитие экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
262
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОН / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / REGION / INNOVATIVE MECHANISM / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE POTENTIAL / ECONOMIC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шахбазов Поликарп Зосимович

В работе раскрыто содержание инновационного механизма развития экономики региона, его основные элементы и проблемы реализации. Выделены проблемы и пути их решения для интеграции инновационной деятельности в региональный экономический процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of the innovative component on development of economy of the region

In work the maintenance of the innovative mechanism of development of economy of the region, its basic elements and realization problems is opened. Problems and ways of their decision for integration of innovative activity into regional economic process are allocated.

Текст научной работы на тему «Влияние инновационной составляющей на развитие экономики региона»

Таблица 1 - Структура розничной годовой аптечной продажи по результатам АВС-анализа

Вид группы Удельный вес, % Абсолютные показатели

ЛС Товарооборот, % Стоимостно й, руб. Натуральный, (упак., фл.)

Группа А 11 79 609652.8 5916

Группа В 13 11 183318 3684

Группа С 42 10 299554.8 8388

Итого: 66 100 1092525.6 17988

Для определения прогнозных значений изучаемого ассортимента лекарственных средств нами была использована оценка стабильности потребления фармакотерапевтических групп методом ХУ2-анализа [4].

Как следует из данных таблицы 2, 59,10 % ассортимента изучаемых ЛС потребляются нерегулярно, что может быть вызвано в первую очередь наличием неудовлетворенного спроса врачей и отсутствия закономерности потребления. Это препараты группы Z с пониженным и непредсказуемым спросом. Установлено, что 22,73% ЛС, имеют умеренную скорость реализации, как правило, характеризуются средней стабильностью (это группа У). И только 18,18% ЛС, применяемых для лечения урологических больных, имеют высокую скорость реализации, более стабильный спрос, и отклонение в количестве проданных упаковок редко выходит за пределы 18% это группа Х. Высокая стабильность спроса зависит от предпочтений врачей, фармацевтических специалистов, известности и популярности препарата.

Таблица 2 - Результаты ХУИ-анализа анализируемого ассортимента

Группа ЛС Количество ЛС Удельный вес в общем количестве наименований %

Х 40 60.61

Y 15 22.73

Z 11 16.66

Итого 66 100,00

Z-анализов позволило определить ключевые позиции в ассортименте и выделить стратегические группы товаров. Учитывая то, что программа делает расчёты по тому же алгоритму, что и расчёты вручную, результаты получаются идентичными. Полу -ченные результаты позволяют унифицировать процесс прогнозирования спроса для каждой группы лекарственных средств, выбрать методы работы с поставщиками и модели управления запасами.

Таким образом, компьютеризация современных аптек - необходимое требование времени. Компьютеризация учета, в частности, позволяет в кратчайшие сроки достаточно эффективно принимать управленческие решения для реализации дифференцированного подхода к выбору технологии управления аптечными затратами.

Примечания:

1. Гурнович Т. Г., Ветрова М. Н. Оптимизация объема выпускаемой продукции предпринимательских структур // Российское предпринимательство. - 2006. - № 7. - С. 34-38.

2. Костюкова Е.И., Гришанова С.В. Анализ объема выбросов, прибыли фирм и национального благосостояния при диференцирован-ном налогообложении продукции фирм // Вестник АПК Ставрополья: ежеквартальный научно-практический журнал. - 2011. - № 1. - С. 73-76.

3. Костюкова Е.И., Манжосова И.Б., Ветрова М.Н., Бобрышев А.Н., Гришанова С.В. Управленческий учет в различных отраслях: теория и практика : монография. - Ставрополь : СевКав ГТУ, 2009. - 305 с.

4. Тюренков И.Н. Использование оборотных средств при формировании товарных запасов // Новая аптека - 2002 - № 9 - С. 35-39.

5. Яковлева Д.Н., Битерякова А.М. Некоторые аспекты анализа аптечного ассортимента в сетевых аптеках // Современная аптека. - 2005. - № 1. - С. 23-27.

о

ГЧ

__¿Э

©

с

I-----

Зт

NT С

—N

31

INFLUENCE OF THE INNOVATIVE COMPONENT ON DEVELOPMENT OF ECONOMY OF THE REGION

Shakhbazov Polycarp Zosimovich, Post-graduate Student, Chair of Economics and Management, North-Caucasian State Technical University, Stavropol

In work the maintenance of the innovative mechanism of development of economy of the region, its basic elements and realization problems is opened. Problems and ways of their decision for integration of innovative activity into regional economic process are allocated.

Keywords: region; innovative mechanism; innovative activity; innovative potential; economic.

ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ УДК332.05 НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

В работе раскрыто содержание инновационного механизма разви- © Шахбазов П.З., 2012

тия экономики региона, его основные элементы и проблемы реализации. Выделены проблемы и пути их решения для интеграции инновационной деятельности в региональный экономический процесс.

егионалиетика

Ключевые слова: регион; инновационный механизм; инновационная деятельность; инновационный потенциал; экономический потенциал.

ШАХБАЗОВ Поликарп Зосимович,

аспирант, кафедра

Экономики

и управления,

Северо-Кавказский

государственный

технический

университет,

Ставрополь

В контексте современныхтенденций регионализации экономики, обострения проблем, связанных с асимметричностью и поляризацией экономического развития отдельныхтерриторий, обусловленных историческими, природными, финансовыми, демографическими, производственными и другими различиями регионов, от государства требуется постоянный поиск дополнительных источников для интенсификации роста экономики структурных субъектов, связанных, прежде всего, с активным научно-техническим и инновационным развитием, направленным на формирование макро- и мезоинновационныхсистем.

Поэтому важнейшим направлением социально-экономического развития страны и ее регионов в частности на современном этапе является формирование и обеспечение условий для эффективного функционирования национальной инновационной системы как совокупности элементов, обеспечивающих производство и распределение научных знаний. Поэтому инновационный фактор в экономическом развитии структурных субъектов страны рассматривается как существенный элемент механизма динамичного развития общества.

Под инновационным механизмом развития экономики региона следует понимать организационно-методологическую форму реализации инновационной деятельности, поиску эффективных инновационных решений, а также рычаги стимулирования и регулирования этой деятельности в конкретном субъекте Федерации [1].

В качестве основных составляющих инновационного механизма, региональной экономики можно обозначить следующие частные механизмы: государственных капиталовложений в сферу НИОКР, частного инвестирования, фондирования, венчурного освоения нововведений, активизации региональных научно-технических ресурсов, технологических трансфертов [2]. Их существование и реализация напрямую зависят от уровня предпринимательской активности и механизма поддержки и активизации инновационной деятельности в регионе. При этом механизмы активизации (наращения) инновационной деятельности региона позволяют укрепить совокупный экономический потенциал территории и обеспечить эффективную реализацию федеральной и региональных инновационных стратегий, осуществить качественные изменения в структуре национальной экономики. В то же время необходимо отметить, что все вышеперечисленные механизмы должны действовать в определенной последовательности и характеризоваться сопряженностью и согласованностью.

В связи со сказанным, инновационный механизм развития региональной экономики следует рассматривать как совокупность специфических организационно-экономических методов, реализация которых позволяет создавать и регулировать взаимосвязи между участниками инновационной деятельностии по поводу генерирования инноваций, их распределения, стимулирования и т.д. В связи с этим, инновационный механизм в современных условиях необходимо рассматривать как ведущий элемент инновационно-ориентированного роста экономики страны в целом и её отдельных субъектов, что является обязательным условием эффективного развития социально-экономических систем на основе перехода их к качественно новому уровню развития производительных сил и производственных отношений.

Действующие на мезоуровне механизмы регулирования инновационных процессов должны быть дополнены специфическими методами и инструментами, отражающими особенности регионального развития, которые используются органами власти субъекта для регу-

лирования инновационных взаимодействий в рамках территории с целью комплексного учета их стратегий и максимального использования имеющегося потенциала.

В то же время, на сегодняшний день неразвиты партнерские отношения между инновационными бизнес-структурами как между собой, так и с другими носителями инновационного потенциала территории: вузами, научными организациями, выполняющими контрактные исследования для предприятий региона; проектными организациями, с кредитными организациями и т.д. Практически отсутствует инфраструктурная поддержка инновационного предпринимательства (бизнес-инкубаторы, научно-технические центры, научные библиотеки и т.д.) [1].

Поэтому для трансформации структурных пропорций в регионе за счет активизации инновационной деятельности, необходимо наличие эффективного регионального инновационного механизма, сочетающего в себе такие функции как планирование, стимулирование, регулирование инновационного потенциала территории, учитывающего специфику и региональные особенности, лежащего в основе региональной инновационной политики, обеспечивающей активное использование резервов развития деловой активности бизнес-структур. При этом внимание региональных органов власти должно также состоять в создании механизмов и конкретных мер, обеспечивающих формирование инновационной инфраструктуры для развития инновационного предпринимательства, что особенно важно на мезоуровне.

Ведущим инструментом регионального инновационного механизма является формирование региональной инновационной политики на основе инвестиционного и инновационного целевого программирования и планирования. Ее реализации связана с методами административного, социально-экономического, регулирования, стимулирования достижений в области науки и техники, кадровой политика, присвоении специальных званий и премий и др.

В то же время можно выделить следующие противоречия между задачами формирования инновационного потенциала и результатами его функционирования:

- неразвитость механизма оборота интеллектуальной собственности;

- пробелы в законодательной и правовой базе по авторскому праву и инновационной деятельности;

- заниженный социальный статус ученого-исследователя, предпринимателя-инноватора, отсутствие материальных и социальных стимулов для занятия инновационной деятельностью, что приводит к "утечке мозгов" и разработок за-рубеж;

- значительное использование командно-административных методов в системе управления инновационной системой на всех её уровнях;

- отсутствие эффективного менеджмента в научно-технической сфере и слабые знания большей части госменеджеров в области инновационного развития экономики;

- устаревание технологической и исследовательской базы;

- недостаточный интерес банковской системы страны к инновационной деятельности и вывоз капитала;

- неразвитость фондового рынка;

- ограниченность системы страхования инновационных рисков;

- низкий уровень информационно-консультативной системы для участников инновационного процесса.

Поэтому для повышения эффективности использования инновационного потенциала региона, необходимо разработка механизмов, обеспечивающих формирование условий эффективного практического взаимодействия научно-технической сферы с бизнес-структурами и государством.

Таким образом, региональная инновационная политика, выступающая важным фактором стабилизации и оживления экономики мезоуровня ^ должна быть ориентирована на обеспечение тесной взаимосвязи между всеми бизнес-субъектами, научно- исследовательскими и проектноконструкторскими организациями области, 33

торговыми и снабженческо-сбытовыми предприятиями, учреждениями по обучению, подготовке и переподготовке кадров для организаций различных отраслей народного хозяйства, представленных в регионе, кредитными учреждениями, страховыми, аудиторскими и другими компаниями, составляющими рыночную инфраструктуру предпринимательской деятельности, органами власти всех уровней региона, организациями и ассоциациями, представляющими интересы предпринимателей, с тем чтобы создать благоприятные возможности для устойчивого функционирования территории и перевода региональной экономики на инновационный путь развития.

Особенностью регулирования инновационной деятельности в регионе является совмещение органами власти на мезоуровне функций заказчика, инвестора и потребителя инновационной продукции. В связи с этим необходимо обеспечить прибыльность заказа, его финансовую обеспеченность, систему льгот участникам, а также множественность форм собственности и сфер деятельности товаропроизводителей, мотивов их участия в инновационных программах региона. Поэтому основу формирования инновационных программ должны составлять добровольные договорные отношения между органами регионального управления и хозяйствующими субъектами, закрепленные в нормативно-правовой базе, и представляющий собой один из методов регулирования инновационной деятельности на мезоуровне.

гч

о

гч

0

I---------

егионалиетика

Условиями реализации инновационных программ является взаимная заинтересованность органов регионального управления и исполнителей, конкурсный отбор при размещении инновационных заказов, определении разработчиков и соисполнителей программных заданий.

Важнейшее значение для реализации методов регионального регулирования инновационных процессов имеют региональные инновационные программы и проекты, соответствующие приоритетам развития территорий. Конкурсный отбор может применяться также при выборе проектов, инициированных самими участниками программы, направленных на решение определенной проблемы и адекватных целям и структуре региональной инновационной программы.

Кроме того, необходимо учитывать, что, несмотря на сложный период существования неустойчивых межрегиональных связей, актуальность вопросов взаимодействия региональных систем в области инновационной политики не вызывает сомнений, особенно в части информационного и телекоммуникационного обеспечения научной и инновационной деятельности в социально-экономической сфере. При этом важным элементом является создание таких

информационных фондов, различных уровней доступа, которые обеспечивали бы информационную поддержку региональной инновационной деятельности. Практическая реализация таких фондов, распределенных во времени и пространстве, взаимодействующих через глобальные информационные сети, осуществляется через использование современных средств информатики. Это позволит не только экономить материальные ресурсы, но и создаст благоприятный климат для работающих в данной сфере деятельности: разработчиков, экспертов, организаций, обеспечивающих весь инновационный процесс.

Таким образом, на региональном уровне необходимо создать систему стимулов, делающую разработку и применение новых технологий экономически выгодным, что позволит повысить уровень региональной экономики.

Примечания:

1. Балакирева О.В. Оценка и планирование развития инновационного потенциала региона с использованием балансовых моделей: теоретико-методический аспект: дис.... канд. экон. наук. - Ростов-на-Дону, 2005.

2. Дагаев A.A. Рычаги инновационного роста // Проблемы теории и практики управления. - 2000. - № 5. - С. 70-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.