Научная статья на тему 'Формирование инновационной системы как стратегическое направление развития региона'

Формирование инновационной системы как стратегическое направление развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
350
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОРЫВА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОРЫВ / INNOVATIVE SYSTEM / INNOVATIVE BREAK STRATEGY / REGIONAL INNOVATIVE SYSTEM / INNOVATIVE TECHNOLOGICAL BREAK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куракова Людмила Валентиновна

Рассматриваются теоретические аспекты формирования региональной инновационной системы на основе разработки и реализации стратегии инновационного развития. Залогом успешного развития национальной инновационной системы является способность регионов к построению открытой устойчивой инновационной системы на основе реализации стратегии инновационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of innovative system as strategic direction of regional development

Theoretical aspects of formation of the regional innovative system on the basis of development and realization of the innovative development strategy are considered. The key of successful development of the national innovative system is ability of regions to make the open steady innovative system on the basis of realization of the innovative development strategy.

Текст научной работы на тему «Формирование инновационной системы как стратегическое направление развития региона»

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ КАК СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Л.В. Куракова

Рассматриваются теоретические аспекты формирования региональной инновационной системы на основе разработки и реализации стратегии инновационного развития. Залогом успешного развития национальной инновационной системы является способность регионов к построению открытой устойчивой инновационной системы на основе реализации стратегии инновационного развития.

Ключевые слова: инновационная система, стратегия инновационного прорыва, региональная инновационная система, инновационно-технологический прорыв.

Неизбежно преследующие человечество проблемы повышения экономической эффективности всех видов его деятельности требуют постоянного внедрения достижений научно-технического прогресса, поиска все новых видов ресурсов. Одним из факторов современных глобальных экономических изменений являются кардинальные инновации.

Будущее состояние экономики напрямую зависит от преобразования всеобщей среды обитания человека при выборе однонаправленного вектора инновационного развития. Переход к инновационным системам (ИС) позволит адекватно реагировать на любые изменения конъюнктуры рынков, обеспечить массовое создание, распределение и использование инноваций на основе интенсивного технологического освоения новых научных знаний и оптимизации инновационных, производственных, финансовых и инвестиционных процессов, образующих единую наукоемкую систему.

Практическое решение этих задач требует формирования целостной системы взглядов на функционирование инновационных систем. В этом аспекте наиболее важное значение приобретают проблемы формирования национальной инновационной системы (НИС) как ресурсосберегающего элемента национальной экономики, поиска новых видов ресурсов и путей оптимального их использования. Функционирование НИС как системы сложного типа зависит от активной инновационной деятельности всех ее элементов, субъектов на всех уровнях: макро-, мезо-, микро-.

Региональной инновационной системе (мезоуровень) по праву отводится особое место, т. к. именно в ней, согласно эволюционному подходу, заложен один из основных

механизмов государственного регулирования естественно протекающих процессов без смены их направления (т. е. смягчение воздействия стихийных рыночных сил и коррекция развития регионов), путем ускорения естественных процессов стимулированием диффузии инноваций, миграцией рабочей силы, притоком инвестиций, других процессов.

Концепция региональной инновационной системы (основоположники К. Фримен, Б.А. Лундвалл и Р. Нельсон) позволяет выделить следующие моменты [1]:

- инновационный процесс рассматривается с позиций цепной модели;

- знания определяются в качестве новой парадигмы управления;

- решение проблемы высокой неопределенности и рискованности инноваций возлагается на соответствующие институты инноваций;

- инновации являются результатом эффективного взаимодействия различных участников инновационного процесса.

Целесообразность формирования российских региональных инновационных систем (РИС) на базе эволюционного подхода обусловлена следующими факторами:

1) процесс формирования РИС предусматривает учет индивидуальных особенностей социально-экономической структуры региона и направлен не на ломку, а на сохранение и укрепление уже сложившейся в регионе системы;

2) предусмотренные рычаги стимулирования инновационной активности объективно заставят участников инновационного процесса перейти к коммерциализации научнотехнических знаний;

3) создание благоприятных условий для развития инновационного бизнеса позволит

решить ряд острых социально-экономических проблем, в т. ч. создание новых рабочих мест, устранение внутренней и внешней «утечки мозгов»;

4) формирование РИС как совокупности предприятий и организаций, работающих в инновационной сфере региона, позволяет выявить возможные типы их взаимодействия с целью разработки региональных инновационных программ, формирования региональной инновационной политики;

5) функционирование РИС в российских регионах поможет им максимально эффективно использовать имеющийся инновационный потенциал и решать с его помощью первоочередные задачи социально-экономического развития;

6) выделение РИС как самостоятельного объекта управления является одним из ключевых условий постоянной ориентации научно-исследовательских организаций на решение программ регионального развития.

В целом ориентация на принципы эволюционного подхода регионального развития должна способствовать созданию диверсифицированной гибкой экономики инновационного типа вместо имеющегося инерционного индустриального типа развития.

На сегодняшний день у науки нет четкого и однозначного определения региональной социально-экономической системы (регион) и РИС. Мы придерживаемся позиции Е.В. Иоды, определяющей РИС как сложную искусственную систему, которая характеризуется территориальной совокупностью законодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности в пределах конкретного региона [2].

Итак, инновационное развитие региона непосредственно связано с работой по формированию инновационной системы, призванной создать благоприятные условия для обеспечения непрерывного воспроизводственного инновационного процесса с положительной динамикой развития. Указанные мероприятия призваны стать продолжением инновационной политики, а значит способствовать взаимодействию предпринимательских и научно-инновационных структур, формированию инновационных мотиваций хозяйственной деятельности, установлению

государственных ориентиров и стимулов к инновационной модели развития.

В этой связи ставка на повышение предпринимательской активности в сочетании с использованием для оживления экономики накопленного научно-технологического потенциала переносит центр тяжести усилий государства на оказание помощи в мобилизации внутренних резервов регионов, в т. ч. менее развитых. Иными словами, уменьшается удельный вес прямой поддержки со стороны государства, возрастает значение косвенных методов регулирования.

Однако практика свидетельствует, что инновационность как имманентное свойство предпринимателя на почве российских рыночных отношений еще не реализовалась. А это говорит о наличии серьезных недостатков в действующих экономических механизмах, прежде всего тех, которые касаются стимулирования и обеспечения инновационной деятельности [3].

В данной ситуации государство оказывается перед необходимостью формирования долгосрочной инновационной стратегии, что означает, прежде всего, выбор между двумя ее вариантами: инерционно-рыночной стратегией и стратегией инновационно-технологического прорыва.

Вариант инерционно-рыночной стратегии предполагает приоритетное осуществление инвестиций и инноваций частным сектором без участия и поддержки государством инноваций при опережающем развитии импорта. Такой подход не позволит обеспечить повышение конкурентоспособности отечественной продукции, высокие темпы экономического роста, освоение базисных инноваций.

Вариант стратегий инновационно-технологического прорыва, наоборот, вытекает из необходимости перехода к инновационному пути развития страны и ускорения темпов экономического роста на основе повышения конкурентоспособности отечественной продукции [4].

Основные положения стратегии инновационно-технологического прорыва предполагают следующее.

Государство и бизнес концентрируют инновационно-инвестиционные ресурсы на узком диапазоне стратегических инновационных приоритетов, призванных обеспечивать распространение пятого и освоение пи-

лотных направлений перспективного шестого технологических укладов. Только таким образом можно повысить конкурентоспособность отечественных товаров и услуг, обеспечить высокие темпы экономического роста.

Необходимо создать законодательную базу, функционирующую инфраструктуру, эффективные организационные формы, надежную кадровую составляющую для осуществления стратегии инновационного прорыва. Ориентировать на это систему образования, общественные организации, средства массовой информации.

Государство должно взять на себя стартовое финансирование базисных инноваций в производственном секторе и обеспечение инноваций в нерыночном секторе, создать благоприятный инновационный климат, развивать венчурное финансирование малого и среднего инновационного бизнеса, поддерживать экспорт отечественной наукоемкой продукции и импортозамещение на отечественном рынке.

Механизм реализации стратегии инновационного прорыва подтверждает тот факт, что инновационная сфера не является единой организационной системой, ее составляющие присутствуют как в производственном, так и непроизводственном секторах экономики. Инновационную стратегию правомочно определить как систему концептуальных установок, вытекающих из долгосрочных целей, определяющих характер распределения ресурсов между траекториями инновационного развития системы, а также их перераспределения при изменении внутренних и внешних условий ее функционирования.

Иерархическая структура (подсистема) инновационной стратегии прорыва связана с выделением и исполнением четырех страте -гических уровней: макроуровня, регионального уровня, отраслевого уровня и микроуровня.

Формирование макроинновационных стратегий позволяет выделить три основные задачи:

- обеспечение инновационной безопасности страны;

- выявление и реализация государственных научно-технических приоритетов;

- создание условий инновационной предпринимательской активности.

В свете обеспечения инновационной безопасности инновационные макрострате -

гии призваны способствовать созданию таких условий функционирования научно -технической сферы, которые позволяли бы поддерживать на необходимом уровне фундаментальные исследования, обеспечивали бы оптимальную долю заводских НИОКР в общем объеме производимых в стране исследований и разработок, передачу результатов НИОКР в сферу производства и т. д.

Государственные научно-технические

приоритеты определяют направления развития науки и техники, которые имеют наибольшую важность для обеспечения конкурентоспособного положения страны в целом. Усилия государства по формированию стратегии претворения в жизнь выделенных приоритетов направлены на то, чтобы заинтересовать регионы, отраслевые образования, отдельные предприятия следовать в обозначенном русле.

Создание условий предпринимательской активности предполагает создание стимулов, позволяющих заинтересованные предприятия и организации вкладывать средства в проведение НИОКР и усиливать их восприимчивость к новшествам.

К стратегиям мезоуровня правомочно отнести и стратегии кластеров.

Акцентируясь на задачах мезоуровня, необходимо отметить, что проблемы макроуровня в этом случае трансформируются в соответствующие проблемы мезоуровня: макроинновационная безопасность - в региональную и отраслевую (кластерную) инновационную безопасность; государственные приоритеты - в региональные и отраслевые (кластерные); инновационная активность - в проблему усиления инновационной активности в регионе и стимулировании повышения инновационного потенциала региона, а также активизации инновационной деятельности внутри ассоциативных отраслевых образований и кластеров.

Можно выделить четыре основных фактора, которые обусловливают необходимость формирования и реализации региональной стратегии [3]:

1) региональный аспект макроиннова-ционных стратегий;

2) государственную политику развития территорий;

3) собственные социально-экономические и научно-технические цели развития регионов;

Таблица 1

Типы региональных инновационных стратегий

Наименование региональной стратегии Содержание стратегии

Мезорегиональные стратегии

Самообеспечения Ориентация на снижение зависимости региона от ввоза продукции и интеллектуальных услуг из других регионов

Мобилизационная Стремление обеспечить развитие за счет мобилизации собственных интеллектуальных, производственных и сырьевых ресурсов

Привлечения внешних ресурсов Стремление обеспечить собственное развитие за счет привлечения интеллектуальных и прочих ресурсов

Реализация исключительных возможностей Стремление обеспечить развитие за счет имеющихся в регионе исключительных ресурсов, особенностей развития его производственной и научной базы, географического положения и т. д.

Интеллектуальной кооперации Попытка повышения инновационного уровня посредством осуществления совместных проектов с другими регионами

Технологической ниши Концентрация усилий по разработке и производству особенных технологий и продуктов

Интеллектуального и технологического лидерства Стремление превратить регион в экспортера интеллектуальных продуктов и технологий

Государственные стратегии развития территорий

Выборочного приоритетного развития Концентрация государственных ресурсов в отдельных приоритетных регионах, имеющих исторически высокий уровень развития

Равномерного развития Выравнивание уровней развития посредством направления более значительных ресурсов в слаборазвитые регионы

Пропорционального распределения ресурсов Распределение ресурсов пропорционально избранному параметру (численности населения, территории и пр.)

Региональный аспект макростратегии

Локализации Стремление реализовать макроинновационную стратегию с использованием потенциала ограниченного числа высокоразвитых регионов

Концентрации Стремление реализовать макроинновационную стратегию за счет привлечения и развития потенциала максимально возможного числа регионов

4) макроиноовационные стратегии предприятий, требующие наличия необходимого научно-технического, производственного и социально-культурного уровня развития регионов их дислокации.

Возможные типы региональных стратегий приведены в табл. 1.

Главная цель любой базовой стратегии -обеспечить конкурентное преимущество субъекту, поэтому их еще часто называют «стратегии роста или развития». Каждой стратегии роста присущ тот или иной инновационный аспект.

Парадигма системного подхода позволяет нам определить залогом успешного развития национальной инновационной системы способность регионов к построению открытой устойчивой инновационной системы на основе реализации стратегии инновационного развития.

1. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. М., 2QQ1.

2. Иода Е. В. Управление рисками инновационной деятельности в регионе: монография. Тамбов, 2QQ7.

3. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития I под ред. В. М. Ань-шина, А. А. Дагаева. М., 2QQ6.

4. Авсянников Н.М. Инновационный менеджмент. М., 2QQ2.

Поступила в редакцию 22.05.2008 г.

Kurakova L.V. Formation of innovative system as strategic direction of regional development. Theoretical aspects of formation of the regional innovative system on the basis of development and realization of the innovative development strategy are considered. The key of successful development of the national innovative system is ability of regions to make the open steady innovative system on the basis of realization of the innovative development strategy.

Key words: innovative system, innovative break strategy, regional innovative system, innovative technological break.

2Q4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.