Научная статья на тему 'Формирование инновационной стратегии развития производства в регионе'

Формирование инновационной стратегии развития производства в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
393
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATION STRATEGY / INNOVATION / INNOVATION POLICY / DEVELOPMENT OF INDUSTRY / INNOVATION DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чистникова Ирина Вячеславовна, Никулина Евгения Викторовна

В статье обосновывается необходимость формирования инновационной стратегии развития производства в регионе; рассматривается сущность, миссия, задачи, направления и формы реализации мероприятий инновационной стратегии развития производства в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чистникова Ирина Вячеславовна, Никулина Евгения Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of innovative strategy to develop industry in the region

The paper proves that it is necessary to form innovative strategy to develop industry in the region. The authors discuss the nature, mission, goals, directions and forms of realization of measures of innovative strategy on industry development in the region.

Текст научной работы на тему «Формирование инновационной стратегии развития производства в регионе»

УДК 330.341 ББК 65.011.151 Ч 68

И.В. Чистникова

Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и статистики Федерального государственного автономного образовательного учреждения Высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Белгородский государственный университет», г. Белгород. Тел.: (905) 040 11 72, e-mail: chi stnikova@bsu.edu.ru.

Е.В. Никулина

Кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономики и статистики Федерального государственного автономного образовательного учреждения Высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Белгородский государственный университет», г. Белгород. Тел.: (905) 040 11 72, e-mail: nikulina@bsu.edu.ru.

Формирование инновационной стратегии развития производства в регионе

(Рецензирована)

Аннотация. В статье обосновывается необходимость формирования инновационной стратегии развития производства в регионе; рассматривается сущность, миссия, задачи, направления и формы реализации мероприятий инновационной стратегии развития производства в регионе.

Ключевые слова: инновационная стратегия, инновации, инновационная политика, развитие производства, инновационное развитие.

I.V. Chistnikova

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Economy and Statistics Department, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education "NationalResearch University "BelgorodState University", Belgorod. Ph.: (905) 040 11 72, e-mail: chistnikova@bsu.edu.ru.

E.V. Nikulina

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of Economy and Statistics Department, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education "National Research University "Belgorod State University", Belgorod. Ph.: (905) 040 11 72, e-mail: nikulina@bsu.edu.ru.

Formation of innovative strategy to develop industry in the region

Abstract. The paper proves that it is necessary to form innovative strategy to develop industry in the region. The authors discuss the nature, mission, goals, directions and forms of realization of measures of innovative strategy on industry development in the region.

Keywords: innovation strategy, innovation, innovation policy, development of industry, innovation development.

В настоящее время обострилась проблема отставания производственного сектора экономики регионов России, ее решение возможно только с помощью инновационных

преобразований. Однако на достигнутом этапе развития экономики страны рыночные механизмы не создают достаточных стимулов для развития инноваций, важную роль должно играть государство посредством проведения инновационной политики.

Инновационная политика на современном этапе должна занимать особое место в социально-экономической политике региона. Направления инновационной политики региона отражают приоритеты органов власти в сфере инновационной и научно-технической деятельности, а также определяют формы деятельности по достижению высоких научных и технических результатов.

Инновационная политика государства должна быть нацелена на обеспечение повсеместного и непрерывного внедрения результатов научно-технического прогресса в промышленности и в быту [1].

Одной из важнейших целей инновационной политики должно стать расширение производственного сектора в регионах. Одновременно успешное развитие производственного сектора регионов должно сопровождаться инновационным обновлением на основе внедрения новых технологий и новых организационных принципов.

Для ускорения экономического развития страны проводимая инновационная политика должна иметь стратегический вектор. Таким образом, в сложившейся ситуации необходимо формирование инновационной стратегии развития производства в регионах, которая будет нацелена на создание новых и модернизацию устаревших производственных предприятий.

Инновационная стратегия развития производства региона представляет собой комплекс действий долгосрочного характера для достижения качественно нового уровня развития производства.

Инновационная стратегия развития производства региона отличается от обычной стратегии тем, что она строится только на основе решения задач в сфере инновационной деятельности.

Формирование инновационной стратегии развития производства региона подразумевает определение следующих основных параметров:

- уровня инновационного потенциала региона, в том числе высококвалифицированных научных и инженерных кадров, научно-производственной базы;

- целевых ориентиров развития производства в регионе в долгосрочной перспективе (в течение трех, пяти, десяти лет);

- механизмов воздействия на инновационную деятельность и производственный сектор в регионе;

- направлений деятельности по регулированию инноваций в производственной

сфере.

Для достижения технологического прорыва в производственной сфере региона и поддержании на оптимальном уровне рисков инновационной деятельности стратегия должна сочетать наступательный и защитный характер.

Наступательная инновационная стратегия развития производства в регионе направлена на разработку новых технологий или использование технологических решений для проникновения на рынок или диверсификации производственной деятельности.

Наступательная инновационная стратегия характеризуется высоким уровнем риска и эффективностью. При наступательной стратегии необходима ориентация на исследования (во многих случаях даже на фундаментальные) в сочетании с применением новейших технологий. Этот вид стратегии требует высокой квалификации при разработке нововведений, умения быстро реализовать новшества и способности предвидеть рыночные потребности [2].

Защитная инновационная стратегия развития производства в регионе направлена на поддержание уровня производства и сохранение позиций на рынке за счет внедрения инноваций.

Защитная (оборонительная) стратегия характеризуется невысоким уровнем риска, достаточно высоким уровнем технических (проектно-конструкторских и технологических)

разработок и определенной завоеванной долей рынка. При защитной стратегии предприятия отличаются высоким уровнем техники и технологии производства, качеством выпускаемой продукции, относительно низкими издержками производства и пытаются удержать свои рыночные позиции [2].

Разработанная инновационная стратегия развития производства в регионе должна иметь форму инновационной программы. При этом в процессе формирования стратегии в первую очередь необходимо опередить миссию, цели и задачи инновационных преобразований в производственном секторе региона.

Миссией инновационной стратегии развития производства в регионе может быть повышение уровня жизни населения региона на основе развития производства и эффективного использования интеллектуального потенциала.

В качестве целей инновационной стратегии развития производства в регионе целесообразно определить:

- развитие производственного потенциала;

- расширение производства инновационной продукции;

- расширение возможностей для развития бизнеса в производственной сфере;

- организацию эффективной научно-исследовательской деятельности в производственной сфере.

Задачами инновационной стратегии развития производства в регионе должны стать:

- наращивание инвестиционной активности в производственной деятельности;

- ускоренная модернизация экономики;

- формирование необходимого инновационной экономике человеческого потенциала.

Формирование инновационной стратегии развития производства в регионе возможно

на основе проведенного анализа инновационной ситуации. Параллельно следует провести оценку количественных и качественных характеристик инновационного потенциала региона, основными составляющими которого являются трудовые, производственные и инфраструктурные ресурсы.

При этом следует оценить инновационный потенциал региона, в который входят научно-производственная база и квалифицированный персонал.

Разработанные мероприятий инновационной стратегии развития производства в регионе целесообразно реализовывать в следующих формах:

- формирование и реализация образовательных программ по подготовке квалифицированного персонала для инновационных производств;

- развитие инновационной региональной инфраструктуры, объединяющей организации, деятельность которых направлена на оказание услуг и поддержку инновационных преобразований в производстве (консалтинговые, финансовые, информационные и др. организации);

- налоговое стимулирование инновационных и научно-технических проектов в производственной сфере за счет предоставления льгот по региональным и местным налогам;

- финансовое стимулирование и финансовая поддержка инновационных и научнотехнических проектов в производственной сфере;

- финансовая поддержка создания научных комплексов из предприятий, вузов и исследовательских учреждений по разработке и внедрению в производство инноваций;

- обеспечение возможности использования малыми предприятиями инфраструктуры научных учреждений, оборудования, программного обеспечения;

- создание региональной законодательной базы по защите объектов интеллектуальной собственности;

- создание специализированных информационных ресурсов (интернет-порталов, периодической печати, телевизионных и радио программ) о результатах инновационной производственной деятельности, перспективных инновационных проектах.

Для выявления и предотвращения рисков, связанных с выполнением региональной инновационной стратегии развития производства, необходим постоянный контроль за ходом

реализации контроля.

В процессе реализации стратегии могут быть применены три типа контроля:

- стратегический контроль подразумевает проверку и оценку достижений в производственной сфере более чем за год;

- тактический контроль предусматривает проведение проверочных работ по результатам, достигнутым в течение 6-12 месяцев;

- операционный контроль призван анализировать и оценивать результаты за период до 6 месяцев.

Для анализа инновационной деятельности региона целесообразно применять:

- метод массовых наблюдений;

- метод статистических группировок и таблиц;

- метод изучения изменения явления (статистические показатели рядов динамики);

- метод сравнения (сопоставление одноименных показателей);

- метод анализа с помощью обобщающих показателей [3].

Особо важное значение имеет стратегический контроль инновационной деятельности в регионе, на основе которого целесообразно осуществлять корректировку инновационной стратегии для дальнейшего производственного роста.

реализации инновационной стратегии развития о стать формирование саморазвивающейся научно-ентрирующей ресурсы на развитии наукоемких, способных производственных структур. рмирования и реализации инновационной стратегии

Этапы формировання инновационной стратеиии развития производства в регионе

схематично механизм фо

развити

оизводства в

Определение миссии стратегии

регионе можно представить в следующем виде (пис. 1).

Формулировка целей стратегии

Определение задач стпатегии

Анализ инновационной ситуации в производственном секторе региона

Выявление инновационных возможностей в производственном секторе региона

Разработка направлений деятельности

Реализация мероприятий по направлениям

формирование благоприятных условий инновационной деятельности

формирование системы научно-производственной кооперации и коммерциализации инноваций

развитие инновационного малого предпринимательства

инвестиционная поддержка инновационных проектов

информационное обеспечение инновационной деятельности

Стратегический контроль инновационной деятельности

Мониторинг результатов инновационной деятельности

Рисунок 1. Механизм формирования и реализации инновационной стратегии развития производства в регионе

В целом уровень социально-экономического развития и конкурентоспособность региона напрямую зависят от инновационного наполнения секторов экономики. Необходимость последовательного воплощения комплексной инновационной стратегической программы развития производства обусловливается технологической отсталостью на фоне высокого уровня изношенности основных производственных фондов в регионах России.

Сформированная инновационная стратегия развития производства в регионе должна иметь комплексный характер, объединять разнообразные формы и методы воздействия исполнительной власти на инновационные процессы в производственном секторе. В результате реализации стратегии в регионе ожидается прирост объема промышленного производства и доли инновационной продукции в регионе.

Примечания:

1. Чистникова И.В., Антонова М.В. О проблемах инновационной политики государства // Вестник СевКавГТИ. 2012. № 12. С. 168-172.

2. Агарков С.А., Кузнецова Е.С., Грязнова М.О. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика. М.: Академия Естествознания, 2011.

3. Инновационная деятельность региона: сущность, измерители, оценка /

Е.В. Никулина, И.В. Чистникова, А.В. Орлова, Ю.В. Лыщикова // Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте 2012: сб. науч. тр. Sworld: материалы междунар. науч.-практ. конф. Одесса: КУПРИЕНКО, 2012. Вып. 2, т. 23. С. 25-29.

References:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Chistnikova I.V, Antonova M.V On problems of innovative policy of the state // Bull. SEVKAVGTI, 2012. No. 12. P. 168-172.

2. Agarkov S.A., Kuznetsova E.S., Gryaznova M.O. Innovative management and state innovative policy. M.: Natural Science Academy, 2011.

3. Innovative activity of the region: essence, measuring instruments and assessment / E.V. Nikulina, I.V Chistnikova, A.V Orlova, Yu.V Lyshchikova // Promising innovations in science, education, industry and transport '2012: Proc. Sworld: Materials Intern. Sci. Conf. No.2. V. 23. Odessa: KUPRIENKO, 2012. P. 25-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.