ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
М. В. БЕСПАЛОВ,
кандидат экономических наук, доценткафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита
E-mail: rypy@list. ru Тамбовский государственный университет им. Г. Р.Державина
Рассмотрены основные направления российской инновационной политики. Проведен анализ развития инновационной деятельности в Центральном федеральном округе за 2003—2007 гг., и выявлены основные закономерности развития инновационной деятельности.
Ключевые слова: инновационная политика, инновационный потенциал; экономика; кризис.
Современный этап научно-технической революции характеризуется инновационными открытиями в области экономических, технических и естественных наук. По существу, идет становление нового технологического способа производства, отличающегося большей гибкостью, способностью адаптироваться к быстро меняющимся производственным и личным потребностям.
На сегодняшний день инновацию (нововведение) обычно рассматривают двояко: как единичный акт — в статике, и как процесс — в динамике. Инновация как единичный акт — это любой внедренный новый продукт или услуга, новый способ их производства, освоение нового рынка, изменение в организационной, коммерческой, управленческой деятельности. Инновация в динамике тождественна инновационному процессу. К определению инновационного процесса следует подходить как к сложному структурному явлению, направленному на получение полезного эффекта, у которого при
этом трудно определить траекторию его движения и возможные результаты.
В свою очередь в постановлении Правительства РФ от 24.07.1998 № 832 дается следующее определение инновации: «Инновация (нововведение) — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности» 1. Инновационный процесс охватывает проведение фундаментальных исследований, прикладных исследований и разработок, опытно-конструкторских работ, организацию производства новых товаров, продвижение новых товаров на рынке и т. д.
Фундаментальные исследования — это экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение новых знаний, выявление наиболее существенных закономерностей в исследуемых сферах (областях) материального мира и общества. Эти исследования осуществляются без ориентации на какую-либо конкретную цель, связанную с использованием этих знаний. Их результат — гипотезы, теории, методы — не предназначается для непосредственного использования в практической деятельности. Только около
1 URL: http://www. consultant, ru.
5 % полученных результатов фундаментальных исследований находят непосредственное воплощение в новых товарах. Учитывая высокие риски данного вида деятельности, им могут заниматься только крупные предприятия (как правило, ТНК и крупнейшие национальные компании) и некоммерческие организации, финансируемые государством (государственные НИИ и лаборатории, университеты). Ключевое значение фундаментальных исследований состоит в том, что они выступают в качестве генератора полезных идей, которые могут стать основой для разработки перспективных новых товаров.
Прикладные исследования предназначены для нахождения путей практического применения полученных в ходе фундаментальных исследований знаний, разработки новых методов решения ранее сформулированных проблем.
Государственная научно-техническая и инновационная политика имеет своей целью развитие и эффективное использование научно-технического и инновационного потенциалов, а также материальных и финансовых ресурсов, направляемых на создание наукоемких технологий, содействие развитию рынка инновационных проектов, выпуск наукоемкой, конкурентоспособной продукции и расширение за счет этого налогооблагаемой базы в интересах населения страны.
На наш взгляд, в российских условиях государственная инновационная политика должна включать следующие направления:
• обеспечение постепенного переходакустойчиво-му социально-экологическому развитию страны за счет освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий, а также расширение на этой основе рынков их сбыта;
• разработку и внедрение системы мер по переориентации производства на ресурсосберегающие технологии, производство экологически чистых продуктов;
• определение общенациональных приоритетных направлений в инновационном развитии и концентрацию необходимых для их продвижения ресурсов;
• создание эффективной системы управления инновационной деятельностью;
• развитие инновационной инфраструктуры и формирование среды, привлекательной для инвестиций в российскую экономику, в том числе в инновационный сектор;
• содействие повышению уровня занятости высококвалифицированных кадров, зани-
мающихся научной и научно-технической деятельностью;
• содействие развитию рыночных отношений в научно-техническом комплексе, расширению сети малых и средних наукоемких фирм различной формы собственности;
• обеспечение информированности населения о принципах и ходе реализации инновационной политики и мониторинг общественного мнения по данному вопросу.
Российская инновационная политика должна стимулировать разработку и ускоренное промышленное освоение отечественных и зарубежных научно-технических и технологических достижений. Для этого необходимы мероприятия, направленные на эффективное государственное регулирование инновационной деятельности, в том числе:
• разработка и принятие правовых актов об инновационной деятельности в России;
• разработка, принятие и исполнение целевых научно-инновационных программ;
• предоставление средств, гарантий и льгот субъектам инновационной предпринимательской деятельности;
• контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделяемых на организацию и осуществление научно-технической и инновационной деятельности;
• размещение на конкурсной основе государственных заказов среди отечественных предприятий на создание наукоемкой продукции;
• разработка системы координации действий научных, научно-технических, образовательных, производственных и общественных структур, заинтересованных в развитии научно-технической и инновационной деятельности.
Для формирования инновационной экономики необходимо развивать соответствующую инфраструктуру: технопарки, инновационно-технологические центры, инновационно-промышленные комплексы, наукограды и т. д.
Технопарк — это компактно расположенный комплекс, который в общем виде может включать в себя научные учреждения, высшие учебные заведения, предприятия промышленности. Фирмы, входящие в технопарк, могут находиться на разных этапах развития инноваций — проводить исследования и разработки, выпускать готовую продукцию, оказывать сервисные услуги, заниматься посреднической деятельностью. Технопарк объединяет как начинающие компании, так и фирмы с налаженным производством. Целью создания технопарка
является коммерциализация научно-технической деятельности и ускорение продвижения нововведений в сферу материального производства.
На сегодняшний день в России существуют более 80 технопарков, преимущественно при вузах2. Однако реально действующих технопарков значительно меньше. Низкий показатель эффективности деятельности технопарков связан с тем, что при их создании не использовались рыночные подходы. Большинство технопарков организовывалось с единственной целью — получить дополнительные бюджетные средства под новую структуру. В итоге на сегодняшний день технопарки объединяют, как правило, малые предприятия, не обязательно наукоемкие, которые уже наладили выпуск своей продукции, и поэтому своей изначальной функции поддержки высокотехнологичного бизнеса, за редким исключением, не выполняют.
Для развития инновационной деятельности также необходима система технологических инкубаторов. Инкубаторы представляют собой структуры, которые обычно являются частью технопарка и организуются для того, чтобы обеспечивать благоприятные условия малым инновационным фирмам на самых ранних, рисковых стадиях развития их проектов, когда еще сложно определить вероятность успеха. Мировой опыт показывает, что инкубаторы чаще всего формируются вокруг университетов, потому что сотрудничество с университетами не только дает идеи для новых проектов, но и позволяет малым фирмам привлекать наиболее квалифицированный молодой научный персонал.
В России технологические инкубаторы практически не получили развития. К настоящему времени в высокотехнологической сфере функционируют несколько таких структур: Международный технологический бизнес-инкубатор в Москве, а также основанные при его участии аналогичные подразделения в Нижнем Новгороде, Томске, Тамбове. Перечисленные инкубаторы получили название «виртуальных» или «инкубаторов без стен». Это означает, что у них нет собственных площадей, и они оказывают содействие малым фирмам, территориально расположенным в разных местах. Такой принцип их деятельности обусловлен стремлением к экономии средств на аренду помещений, коммунальные платежи и другие подобные расходы.
В настоящее время в России насчитывается около 70 наукоградов. Главным преимуществом наукограда является возможность сочетания об-
2 URL: http://www. minfin. ru.
разования, науки и производства. Большинство наукоградов имеют собственные высшие учебные заведения, в которых научные исследования являются неотъемлемым компонентом учебного процесса.
Еще одним механизмом развития науки ино-вой продукции являются инновационные кластеры. Это взаимодействие различных хозяйствующих субъектов, имеющих разные степени хозяйственно-административного развития, но объединенных общим экономическим интересом. В России развитие системы инновационных кластеров только начинается.
На наш взгляд, преодолеть современные кризисные явления в российской экономике можно путем повышения конкурентоспособности отечественной продукции на основе инновационно-технологического прорыва, что подтверждает необходимость перехода страны к инновационному типу развития. Для этого необходимо коренным образом изменить отношение к созданию и дальнейшему использованию отечественных изобретений, которые являются важнейшей составляющей интеллектуального богатства нашей страны, для чего:
• провести инвентаризацию фонда отечественных изобретений;
• создать условия для развития в стране изобретательской деятельности;
• создать механизм, обеспечивающий эффективную защиту российской интеллектуальной собственности, как в стране, так и за рубежом. Основные части научно-технического и инновационно-технологического потенциалов нашей страны сконцентрированы в оборонно-промышленном комплексе, поэтому необходимо создать условия, позволяющие использовать эти потенциалы в гражданских целях.
Для стимулирования инновационного развития отечественной экономики необходимо изменение соотношения экспортно-сырьевого и инновационного типов развития, с возрастающей ролью интеллекта в промышленном производстве, с целью создания нового конкурентоспособного продукта. Такой подход требует изменения в структуре финансовых вложений. Безусловно, инвестиции необходимо вкладывать прежде всего в перспективные направления, где преобладает инновационная составляющая, что позволит российской экономике повысить свою конкурентоспособность. Вместе с тем спецификой инновационной экономики является возрастающая роль человеческого капитала и уровня его подготовки.
При этом конечный результат инновационной деятельности — внедрение в производство более эффективных видов технологий, сырья, материалов, создание новых и совершенствование действующих видов продукции.
Среди экономических факторов, сдерживающих развитие инновационной деятельности, руководители российских предприятий прежде всего выделяют:
• недостаток собственных денежных средств, что препятствует осуществлению инновационной деятельности на постоянной основе;
• высокую стоимость нововведений;
• недостаточную финансовую поддержку со стороны государства;
• неразвитость инновационной инфраструктуры (информационные, юридические, банковские, прочие услуги);
• неопределенность экономической выгоды от использования интеллектуальной собственности;
• недостаточность законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность.
В целом инновационные механизмы на отечественных предприятиях внедряются достаточно медленно, недостаточное финансирование инновационной деятельности тормозит реализацию эффективных инновационных проектов, снижая тем самым общий уровень инновационной активности в экономике. Крупные проекты по внедрению инноваций, охватывающих полный цикл работ, связанных с проведением специализированных исследований и разработок, технологической подготовкой производства, выпуском принципиально новой продукции и обеспечением надежных методов защиты научно-технологических результатов, в частности путем их патентования, становятся все более дорогостоящими в условиях экономического кризиса.
Следует отметить, что при анализе степени развития инновационной деятельности необходимо использовать следующие показатели:
• численность персонала, занятого в области исследований и разработок;
• численность аспирантов и докторантов, защитивших диссертацию;
• доля предприятий, осуществляющих технологические инновации;
• объем инновационной продукции в ВВП и т. д. Для определения степени инновационности
российской экономики мы проанализировали раз-
витие инновационной деятельности в Центральном федеральном округе (ЦФО) за 2003—2007 гг. На протяжении этого периода численность населения ЦФО оставалась относительно неизменной. При этом одним из основных показателей инновационного потенциала экономики является количество персонала, занятого в научно-исследовательской деятельности (табл. 1).
Из данных табл. 1 видно, что в начале анализируемого периода лидерами по числу персонала, занятого исследованиями и разработками, были Калужская, Тульская, Воронежская, Ярославская и Владимирская области. На последних местах, 15-м и 16-м соответственно, находились Липецкая и Костромская области. В конце 2007 г. в пятерку лидеров также вошли Калужская, Воронежская, Тульская, Ярославская и Владимирская области. При этом во всех областях, кроме Курской, Рязанской и Смоленской, наблюдалось снижение числа персонала, занятого исследованиями и разработками. Следует отметить, что к 2007 г. среднее число занятых научными разработками по областям ЦФО сократилось до 68 на 10 тыс. чел. населения, в то время как в 2003 г. эта цифра составляла 73 чел.
Рассмотрим количество аспирантов, защитив-шихдиссертацию (табл. 2).
В 2003 г. наибольшее количество аспирантов, закончивших обучение с защитой диссертации, было в Воронежской, Ивановской и Тульской областях 3. Наименьшее число защитившихся аспирантов — в Смоленской, Липецкой и Калужской областях. На конец 2007 г. в лидерах осталась Воронежская область — 794 защитившихся аспиранта. Наихудшие показатели — во Владимирской, Костромской и Калужской областях. Следующим показателем, характеризующим инновационный потенциал, является количество защищенныхдо-кторскихдиссертаций (табл. 3).
В тройку лидеров ЦФО по числу защитившихся в 2003 г. докторов наук входят Воронежская, Тверская, Ивановская области. При этом во Владимирской, Калужской Курской и Липецкой областях отсутствовали защитившие докторские диссертации. Коренные изменения в числе защитивших диссертацию докторов наук на конец 2007 г. произошли в Липецкой и Владимирской областях. Число защитивших диссертацию докторов наук возросло в Липецкой области сОв 2003 до 8 чел. в 2007 г., и с 0 в 2003 до 4чел. в 2007 г. во Владимирской области. При этом наибольшее число докторов, защитивших диссертации в 2007 г. было в Иванов-
3 URL: http://www. gks. ru.
Таблица 1
Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, на 10 тыс. занятых в экономике, чел.
Область Год
2003 2004 2005 2006 2007
Белгородская 22 20 19 19 19
Брянская 35 30 32 29 32
Владимирская 115 122 111 109 106
Воронежская 131 130 131 134 141
Ивановская 30 27 23 19 18
Калужская 284 225 218 224 228
Костромская 7 5 5 4 4
Курская 31 28 26 58 57
Липецкая 7 7 7 8 6
Орловская 37 30 22 26 25
Рязанская 57 56 63 67 70
Смоленская 22 21 20 24 23
Тамбовская 55 56 55 45 45
Тверская 92 90 89 89 87
Тульская 131 133 128 133 96
Ярославская 118 115 99 100 107
Таблица 2
Численность аспирантов, защитивших диссертацию, чел.
Область Год
2003 2004 2007
Белгородская 40 72 367
Брянская 36 44 120
Владимирская 35 41 120
Воронежская 206 226 794
Ивановская 102 113 391
Калужская 15 17 78
Костромская 38 60 116
Курская область 84 113 261
Липецкая 19 29 143
Орловская 72 89 397
Рязанская 36 48 249
Смоленская 23 45 146
Тамбовская 69 113 326
Тверская 57 62 164
Тульская 91 69 247
Ярославская 73 108 388
ской области — 29 чел., Тульской области — 27 чел. и Смоленской области — 26 чел. Тревожной тенденцией является ситуация в Калужской и Курской областях, в которых не было зафиксировано ни одной защиты докторской диссертации.
Сравним количество предприятий в регионах ЦФО, осуществляющих технологические инновации (табл. 4).
Наибольшая доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, в 2003 г. была в Орловской, Воронежской и Калужской областях.
Таблица 3
Численность докторантов, защитивших диссертацию, чел.
Область Год
2003 2004 2007
Белгородская 1 8 10
Брянская 1 2 7
Владимирская 0 0 4
Воронежская 9 7 22
Ивановская 8 10 29
Калужская 0 0 0
Костромская 7 8 25
Курская 0 0 0
Липецкая 0 0 8
Орловская 2 2 19
Рязанская 1 1 0
Смоленская 3 6 26
Тамбовская 2 1 7
Тверская 8 5 4
Тульская 4 5 27
Ярославская 1 8 10
Таблица 4
Доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, %
Область Год
2003 2004 2005 2006 2007
Белгородская 10,1 8,2 8,7 10,4 14,1
Брянская 5,4 5,8 6,2 6,3 7,8
Владимирская 7,3 9,9 10,7 12,9 9,8
Воронежская 13,2 13,6 12,2 11,1 9,4
Ивановская 3,5 5,9 4,5 3,6 3,3
Калужская 10,6 12,7 14 12 11,1
Костромская 9,7 9,2 9,2 7,2 7,6
Курская 4,2 2,7 6,7 8,5 9,1
Липецкая 7,6 9,1 11,6 9,5 8,5
Орловская 16,9 17,6 19,6 13,4 10,4
Рязанская 6,3 7,6 7 6,2 4,3
Смоленская 6,1 5,2 5 6,6 6,8
Тамбовская 8,9 9 5,5 8,8 8,1
Тверская 6,3 5,3 4,7 4,7 4,8
Тульская 10 11,2 15,6 12,7 11,3
Ярославская 8,6 8,3 8,5 5,4 7,3
При этом наихудшие показатели отмечались у Ивановской, Курской и Брянской областей. По итогам 2007 г. наилучшие показатели отмечены у Белгородской, Тульской и Калужской областей, в то время как наихудшие показатели были выявлены у Ивановской, Рязанской и Тверской и областей.
Следующим показателем, характеризующим инновационный потенциал, является объем произведенной инновационной продукции (табл. 5).
Объем инновационной продукции включает продукцию, произведенную в отчетном году на
Таблица 5
Объем произведенной инновационной продукции, млн руб.
Область Год
2003 2004 2005 2006 2007
Белгородская 2 376,26 1 897,88 2 206,85 1 658,76 12 691,95
Брянская 1 125,93 2 606,14 4 461,41 3 566,65 8 019,99
Владимирская 2 920,21 2413,19 3 390,57 6 642,03 6 546,61
Воронежская 1 735,75 3 644,71 6 407,72 3 491,43 12 537,60
Ивановская 410,88 230,23 452,26 632,91 495,09
Калужская 3 327,43 3 524,62 2 715,10 3 201,92 4 243,38
Костромская 759,41 1221,91 1 523,55 589,81 832,29
Курская 614,12 766,02 1 428,76 1 772,58 1 389,19
Липецкая 7 497,38 7 970,20 6 937,59 6 200,04 9 825,23
Орловская 1 125,19 1413,68 1 352,33 1 594,76 2 514,13
Рязанская 1 665,57 1 225,22 1 775,30 780,29 2 382,98
Смоленская 494,66 609,20 346,55 582,74 1 503,13
Тамбовская 784,40 1 447,19 1 030,92 1 706,75 3 252,34
Тверская 3 448,70 2 272,07 2 992,59 8 099,36 2212,15
Тульская 986,84 1 774,00 2 270,16 2 390,43 3 262,61
Ярославская 4 151,48 4 269,06 4 244,74 5 283,64 6110,53
основе разного рода технологических инноваций. Данный показатель наиболее наглядно демонстрирует развитие инновационной деятельности в каждом конкретном регионе. В 2003 г. наибольший объем инновационной продукции был произведен в Липецкой, Ярославской и Тверской областях. В 2007 г. лидерами по объему произведенной инновационной продукции были Белгородская, Воронежская и Липецкая области 4.
Благодаря мерам, направленным на поддержку инновационной деятельности, к 2007 г. в ряде регионов ЦФО произошел значительный рост объемов производимой инновационной продукции по отношению к объемам 2003 г. Так, в Воронежской области произошел рост объемов инновационной продукции на 722 %, в Брянской — на 712%,ав Белгородской — на534%.
Из приведенных данных можно сделать главный вывод о том, что, несмотря на разную степень инновационной составляющей в регионах ЦФО, практически во всех регионах произошел рост показателей, характеризующих инновационный потенциал за рассматриваемый период. Это, безусловно, положительная тенденция, свидетельствующая о постепенном переходе российской экономики на инновационный тип развития. В целом инновационность экономики страны напрямую зависит от степени инновационного развития ее регионов, от их способности к созданию и освоению инноваций.
Современная рыночная экономика, несмотря на экономический кризис, характеризуется
4 URL: http://www. gks. ru.
динамичным развитием. Экономический кризис заставляет субъекты экономики мобилизовать все больше сил, искать новые эффективные инструменты управления бизнесом. К сожалению, реальных инструментов как оценки, так и управления инновационным потенциалом экономики практически нет. Широко распространенный для оценки внутреннего потенциала экономики SWOT-aнaлиз, характеризующий ее сильные и слабые стороны, их возможности и угрозы, относится к качественной оценке, т. е. не формализован. По его результатам невозможно сопоставлять внутреннее состояние конкурентов, проследить динамику потенциала предприятия в исследуемый период. SWOT-aнaлиз не позволяет моделировать уровень инновационное™ экономики, а лишь указывает направление необходимых преобразований.
На инновационный потенциал экономической системы влияет множество внешних и внутренних факторов (рис. 1).
Следует отметить, что экономическая система со стратегией развития промышленного комплекса и высоким инновационным потенциалом должна обладать следующими качественными характеристиками:
1) быть современной высокотехнологичной, гибкой производственной системой, способной с минимальными затратами в кратчайшие сроки эффективно перерабатывать, преобразовывать ресурсы в высококачественные изделия и быстро переналаживаться на новый вид продукции;
2) быть высокоэффективной, ориентированной на маркетинг системой менеджмента качества;
Факторы внешней среды прямого воздействия:
наука и технологии, поставщики, конкуренты, государство, потребители, посредники, профсоюзы, налоговое законодательство, контактные аудитории
Внутренняя среда
Ресурсы
Система
качества
Производственные процессы
Наука и
технологии
Оценка конкурентоспособности
Инновационный потенциал экономики
Человеческий капитал
Система управления
Финансовая деятельность
Инновационная деятельность
Товары, услуги
Обратная с|язь
Факторы внешней среды косвенного воздействия:
состояние экономики; политико-правовые факторы; научно-технический прогресс; демографическая ситуация; социокультурные, природно-климатические факторы
Рис. 1. Факторы внутренней и внешней среды, влияющие на инновационный потенциал экономики
3) иметь прогрессивные инструменты маркетинговой службы;
4) иметь инновационно ориентированную конструкторско-технологическую службу, владеющую современными методами разработки конкурентоспособных товаров и организационно-технологической подготовкой производства, способную провести полный цикл НИОКР с высоким качеством в кратчайшие сроки;
5) иметь высококвалифицированный и постоянно развивающийся персонал;
6) обладать разветвленной системой реализации и обслуживания товаров в эксплуатации;
7) иметь высокие показатели финансово-хозяйственной деятельности, собственные финансовые ресурсы для развития, возможность и способность их привлечения со стороны;
8) использовать высокопрофессиональный менеджмент, владеющий современными инструментами управления.
Алгоритм управления уровнем инновационного развития экономической системы следует представить следующим образом (рис. 2). При определении инновационного потенциала экономии устанавливаются «узкие места» и разрабатываются мероприятия по достижению уровня потенциала желаемых значений. Как видно из алгоритма уп-
равления инновационным потенциалом, на первом этапе производится сравнение групповых показателей, и по их результатам разрабатываются мероприятия по их повышению. На втором этапе сравнение ведется по интегральным показателям инновационного потенциала.
Результаты оценки инновационного потенциала могут лечь в основу методики выбора стратегии развития экономической системы. Применение предлагаемого метода управления инновационным потенциалом, на наш взгляд, будет способствовать повышению конкурентоспособности экономики.
В целом инновационная экономика в России не может возникнуть только на базе крупных производств и городов, она может возникнуть только при широком внедрении инновационного производства по всей стране. При этом локомотивами инновационной экономики могут стать такие города, как Зеленоград, Томск, Новосибирск, Мичуринск, Арзамас и другие, в которых есть сильные вузовская база и промышленность. Также для развития и формирования инновационной экономики требуется помощь государства, которая в современных условиях оказывается через деятельность государственных корпораций, таких как российская корпорация нанотехнологий, Росатом, Внешэкономбанк и др. Деятельность государственных корпораций оценивается неоднозначно, однако их наличие свидетельствует о том, что руководство страны на высшем уровне заинтересовано в инновационном развитии государства что, безусловно, положительный факт. Можно размышлять о механизме функционирования государственной поддержки инновационной деятельности в стране, осуществлять ее через отдельные государственные программы или создавая отдельные форды по приоритетным отраслям промышленности или с использованием института государственных корпораций либо через финансирования венчурных фондов. Но в любом случае государственная поддержка инно-
вационно ориентированному бизнесу просто необходима, без нее российской экономике практически нет шансов перейти на рельсы инновационного развития.
Современная обладающая высоким инновационным потенциалом национальная экономика должна иметь:
• высокотехнологичную, гибкую производственную систему;
• высококвалифицированный персонал;
• профессиональный менеджмент, владеющий современными инструментами управления.
Стимулирование развития российской инновационной экономики ускорит процесс выхода страны их развивающегося экономического кризиса и позволит России занять одно из лидирующих мест в глобальной посткризисной экономической среде.
(^НАЧАЛО^)
Постановка цели
Установление и выбор уровня инновационного потенциала
X
Инновационный продукт 1
Инновационный
продукт 2 |
Инновационный продукт 3
Инновационный продукт п
Выбор и классификация показателей инновационного потенциала
Расчет комплексных показателей инновационного потенциала экономической системы по отдельным группам, Р1
Нет 1
Разработка мероприятий по повышению инновационного потенциала экономики
Р!>Рт
Расчет комплексных показателей инновационного потенциала по группам у конкурентов,
Да
Расчет коэффициентов весомости групп показателей инновационного потенциала экономической системы
X
Расчет инновационного потенциала экономики, Ии
Разработка мероприятий по повышению инновационного потенциала экономической системы
Список литературы
1. Вертакова Ю. В., Симо-ненко Е. С. Управление инновациями. Теория и практика. М.: Эксмо, 2008. 432 с.
2. Инновационное предпринимательство как основной фактор развития информационной экономики России. Мат-лы Всеросс. науч. -практ. конф. М.: Луч, 2008.
3. Основы инноватики и инновационной деятельности /
Г. С. Гамидов [идр.]. СПб.: Политехника, 2008.
4. Петрунин В. В. Инновационная деятельность в свободных экономических зонах и технопарках: особенности налогообложения // Финансовый
Оценка инновационного потенциала конкурентов, Ииж
-
Рис. 2. Алгоритм управления уровнем инновационного развития экономической системы
вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2008. № 3.
5. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент. М.: Бизнес-школа, 2008.