Научная статья на тему 'Реформы образования и музыкальное воспитание'

Реформы образования и музыкальное воспитание Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
356
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / МУЗЫКА ХХ ВЕКА / МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРАКТИЧЕСКОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ / СВИРЕЛЬ / МЕТОДИКА ДОНОТНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Космовская М. Л.

В статье излагаются отдельные соображения по поводу концептуальных проблем современного состояния образования и созидательных или разрушительных возможностей звука в системе человеческого бытия; ФГОС рассматриваются как насущная потребность эпохи и попытка обеспечения жизнедеятельности человека в звуковой сфере; а опыт практического музицирования как способ восстановления утраченных в технократический век связей с природой человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реформы образования и музыкальное воспитание»

УДК 371.486

РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

© 2014 М.Л. Космовская

докт. искусствоведения, профессор, зав. кафедрой методики преподавания музыки и изобразительного искусства e-mail: urkas@fitmail. ru

Курский государственный университет

В статье излагаются отдельные соображения по поводу концептуальных проблем современного состояния образования и созидательных или разрушительных возможностей звука в системе человеческого бытия; ФГОС рассматриваются как насущная потребность эпохи и попытка обеспечения жизнедеятельности человека в звуковой сфере; а опыт практического музицирования как способ восстановления утраченных в технократический век связей с природой человека.

Ключевые слова: музыка, музыка ХХ века, музыкальное сопровождение общего образования, практическое музицирование, свирель, методика донотного музицирования.

Волна негодований по поводу реформ в сфере образования, вызванная принятием Федеральных государственных образовательных стандартов, утихнет еще очень нескоро: воспринимая происходящее как крушение привычного, традиционного, спорщики кликушествуют о развале страны и нации, не задумываясь о причинах, вызвавших реформаторов идти на столь крутые меры, - тех революционных научнотехнических переменах, которые происходят с человечеством на наших глазах...

В условиях стремительного, подлинно фантастического развития информационно-компьютерных технологий с выходом во всемирную паутину World Wide Web, когда в считанные секунды мы получаем любую информацию, - можно ли учить детей нового поколения по старинке, стремясь и сегодня, по Ленину, «обогатить свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество» [Ленин 1981: 305]?* Причем не свою (то есть по собственному желанию и устремлению), а детскую! Да и «обучающиеся» (как теперь принято называть школьников) уже совершенно не те: система мышления меняется, и это воспринимается учителями старшего поколения как потеря базовых человеческих качеств. А они совсем не хуже предыдущих поколений - они просто другие: у них иные возможности, иное восприятие мира.

Веря в прогресс и разум, в поступательное движение человечества, давайте посмотрим, что предлагает современность в ракурсе только одного физического явления, избранного мною почти 40 лет тому назад как профессия: звук, музыка.

Отвечая на один из вечных вопросов: «Стоит ли труда говорить или даже писать так много об музыке? Разве музыка не есть дело настолько невинное, что она не может принести ни пользы, ни вреда?» [Эпштейн 1895: 41], прозвучавший в «Русской музыкальной газете» Н. Ф. Финдейзена** в конце XIX века, вспомним крылатую фразу Мигеля Сервантеса де Сааведа, изреченную еще двумя веками ранее - на рубеже XVI-XVII столетий: «Где музыка - плохого быть не может».

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

Что такое музыка? Каково ее место в нашем мире? Обратимся к высказываниям философов, музыкантов, поэтов, причем разных эпох... «Музыка первична,

предшествует материальной форме мира. ... Музыка приводит нас к самому порогу Божественного - к существу жизни» [Хоун 1987: 283], - читаем в рассуждениях Герберта Хоуна; «Музыка - откровение гораздо более высокое, чем мудрость и философия» [Борохов: 291], - убеждает нас Людвиг Бетховен; «Музыка потому самое совершенное из искусств, что она наиболее выражает и отражает замыслы Зодчего... Музыка творит мир, она есть духовное тело мира... Дойдя до предела своего, поэзия вероятно утонет в музыке... Чем больше совершенствуется мой аппарат, тем более я разборчив, - и в конце концов должен оглохнуть вовсе ко всему, что не сопровождается музыкой (таковы современная жизнь, политика и тому подобное)» [Блок 1965], -утверждает Александр Блок.

Слова Л. Бетховена, А. Блока, Г. Хоуна дают вектор к философскому осмыслению предназначения музыки не как «отражения жизни в звуках», а как Божественного откровения, дарованного людям на языке, едином для всех стран и народов мира. Такое понимание искусства звуков может способствовать возрождению былого высочайшего культурного уровня России. В противном случае то, что в прошлом было лекарством души и тела или духа души, по В.В. Вейдле [Вейдле 1996: 116], так и будет, как в ХХ веке, низведено на роль второстепенного предмета общеобразовательной школы, некой «приправы» к реалиям жизни. Замечательное определение в одном из своих блестящих интервью иркутскому корреспонденту дал диакон Андрей Кураев: «Чудо - любое проявление Божией воли. И именно потому, что это чудо, оно не подлежит дальнейшему анализу. Это нельзя дальше расчленять. Здесь можно просто замереть... Чудо есть чудо, и чудо есть Бог» [Ладик-Кураев 1999]. И именно это мы ощущаем, когда позволяем детям погрузиться в Музыку. И услышать вместе с ними, и почувствовать. Это - кульминация нашей работы, это - смысл и радость, это - сила и благодать эмоционального воздействия.

Обратим внимание современников на последние «новации» в звуковой сфере, которые уже привели нас к двум негативным явлениям. Во-первых, к тому, что миллионы сайтов в Интернете пропагандируют и напрямую предлагают музыкальные наркотики (запросите в любой из поисковых систем это словосочетание или «аудионаркотики»). Во-вторых, идет разработка оружия массового уничтожения, сегодняшним образцом которого уже стала звуковая пушка, воздействующая на непокорных или инакомыслящих с помощью звука, а в средствах массовой информации слышны предупреждения типа: «Акустическое оружие пока считается несмертельным, но это ненадолго» [Белоус]. «Музыка ведь не игрушка», -

предупреждал еще А. А. Блок. Поистине стоило прислушаться к его словам столетней давности!

В этой ситуации уже явно недостаточно вести беседы о жизни, слушая музыку -так, по сути, формулируется одна из основных задач уроков музыки в общеобразовательной школе у некоторых составителей современных учебнометодических комплексов. Необходимо говорить с детьми и подростками о подлинном обеспечении жизнедеятельности человека в звуковой сфере. Музыка уже не может быть только средством воспитания. Тем более в реальном отрыве от практики: от пения и исполнительства на музыкальных инструментах.

Надо ли удивляться, что роль уроков музыки ФГОСами существенно переосмысливается. Порой это воспринимается как низведение самого процесса приобщения к искусству на уровень необязательного. Однако все кроется, на наш взгляд, несколько в ином: администрации дается возможность, не имея в коллективе инициативного, креативного, незаурядного учителя музыки, отказаться от этого

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2 (30)

Космовская М. Л. Реформы образования и музыкальное воспитание

предмета и ограничить детей внеурочными музыкальными занятиями для освоения того или иного направления деятельности, именно того, которое может обеспечить имеющийся в его структуре педагогический коллектив.

Музыка нужна школе. Обращение к подросткам на исходе получения ими общего музыкального образования с вопросами о роли музыки в их жизни дает основание говорить, что существует огромный разрыв между потребностями школьников и реалиями их обучения в системе общего образования.

О потребностях. На вопрос: «Что значит музыка для вас?» при анкетировании 910 классов школы-лицея №21 города Курска были получены весьма разнообразные ответы: «Помощник в тяжелое душевное время. Друг в счастливые моменты жизни» (Татьяна Ш.); «Средство познания себя» (Вероника М.), «Это то, что меня окружает каждый день, и то, без чего жить не могу. Музыка - поддержка расшатанным нервам, помощь в трудной ситуации» (Ольга Б.); «Музыка - это что-то необъятное и непознанное, без чего я не представляю своё существование» (Юрий Г.); А Даша Киселева, известная в Курске как юный композитор и почти уже решившая посвятить свою жизнь экономике, написала: «Это жизнь для меня. Жизнь то печальная, то веселая, то глубокая, то примитивная... Музыка - это необычайно интересно. Я думаю так: конец музыкального произведения похож на видимый горизонт: подлетаешь туда -и снова видишь бесконечное пространство, ограниченное лишь мнимой чертой...».

Музыка как способ познания своего Божественного предназначения и самого себя ни в коей мере не ассоциируется у старшеклассников с теми уроками, которые носили это название. Парадоксально, но мнение подростков об уроках музыки в сегодняшней школе и отношение к музыке - не совпадают. И это - проблема проблем, и об этом читаем: «Урок музыки - это нуднистика. Не понимаю, зачем нам по сто раз слушать биографии композиторов и слушать дореволюционные пластинки» (Ирина Е.); «Для меня музыка, если честно, являлась в расписании лишним уроком» (Михаил Г.); «На уроке музыки мы пели скучные, неинтересные песни и учили много о композиторах» (Лидия Т.). Для проведения среза, выявляющего отношение

современных подростков к урокам музыки были избраны два экономических класса и историко-литературный. Любопытно, что в процентном отношении негативных ответов было одинаковое количество в каждом из классов: 25% детей. Полученные данные можно считать фактом отношения к урокам музыки вообще в городе: в 9 класс школы-лицея проводится конкурсный отбор детей со всего города. И это - лучшие ученики, пришедшие, как правило, из гимназий и центральных школ! И это - современные реалии.

Еще более настораживают ответы на вопрос «Чем занимались на уроках музыки?»: «Часто прикалывались над учителем» (Дмитрий А.); «Отдыхали, баловались и разучивали новые песни» (Антон Б.); «Редко сидели на месте, за что и получали двойки» (Михаил Г.); «Бессмысленно записывали тексты песен» (Алексей П.); «Доучивали уроки, следили за будильником на инструменте: когда эта тонкая, длинная, изящная японская стрелка достигнет конца урока.» (аноним). И это - об уроках искусства, об уроках музыки, на которых не может быть скуки, учителя которых в один голос говорят о нехватке времени ни на пение, ни на игру на музыкальных инструментах, ни на тем более слушание музыки!

Нужны ли такие уроки? Ведь те же самые дети увлеченно занимаются практическим музицированием, сочиняют романсы для школьных уроков литературы***, стремятся к осознанию особенностей различных музыкальных стилей и даже импровизируют в предлагаемых стилистических параметрах (закончившие школы искусств и минимально владеющие тем или иным музыкальным инструментом). А ведь

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

все это лежит за рамками целей, задач и содержания программного обеспечения школьных уроков музыки.

Обилие часов на внеурочную деятельность, которые предлагаются ФГОСами, возможно, будет способствовать преодолению сложившегося в начале третьего тысячелетия отношения школьников к урокам музыки. Особенно радует в новых школьных стандартах многократное упоминание слов «практическое музицирование» и «импровизация». Да, это формы работы, способные не только увлечь детей звукотворчеством, но и привести их к самоосознанию и самопониманию, а следовательно, и к реализации собственного предназначения.

Погружаясь в звук, рождаемый их голосами или музыкальными инструментами под их руками, с их дыханием, дети преображаются. Это ведет к духовному, а вместе с тем и физическому оздоровлению, причем в процессе живого общения со сверстниками и преподавателями, что уже не просто приводит к освоению элементарного музицирования, а дает возможность решения целого комплекса проблем.

Одна из таких методик, разработка которой была начата в Курске в 1990/1991 учебном году, - приобщение к практическому музицированию на элементарном духовом музыкальном инструменте - свирели. Впоследствии, когда появились первые, очень яркие результаты (особенно в координации слуха и голоса в подростковом возрасте, что давало лицеистам возможность не только играть на элементарном музыкальном инструменте, но и петь под собственный аккомпанемент на гитаре), даже был подписан договор (№7 от 1 марта 1992 года) между Курским государственным педагогическим институтом (название нашего ФГБОУ ВПО КГУ того времени) и директором МП КИДЦ “Хоровод” Э.Я. Смеловой на тему: «Разработка комплекса научно-методических рекомендаций по приобщению к музицированию на свирели конструкции Э.Я. Смеловой (донотный период)».

Отчасти инициированные этим договором наработки, апробированные учителями музыки школ города Курска и преподавателями-музыкантами нашего вуза, были обобщены в научных и учебно-методических публикациях [Космовская 1993, 2001, 2011], которые получили признание не только в нашем регионе, но и в других городах России, причем особенно масштабно в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Москве.

Творческие виды работы по любому школьному предмету выходят на музыку: и по истории (былины, сказания, исторические песни; художественные стили и осознание их особенностей), и по литературе (песни, романсы на стихи поэтов школьной программы и проч.), и по математике (вспомним, что и в античности, и в средние века математика, астрономия и музыка рассматривались как единое целое), и по физике (акустика - самое прямое отношение к музыке) и т. д. И эта сфера бытования музыки в общеобразовательной школе целенаправленно исследуется в Курске В.А. Лаптевой [Лаптева 2007, 2008, 2013]. Не случайно же уже сегодня идет речь не о межпредметных, а о метапредметных связях. И звук, музыка - это тот всеобъемлющий параметр, который объединяет всю систему образования по множественным параметрам: и в теории, и в практике, и в самых, казалось бы, элементарных, но исходных аспектах, ведь звучание учительского голоса - это альфа и омега восприятия детьми этого человека.

* Не парадоксален ли тот факт, что ленинская фраза - не что иное, как прямое отрицание библейского утверждения: «...не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием» [Ек. 1:6].

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2 (30)

Космовская М. Л. Реформы образования и музыкальное воспитание

** Исследование и публикация материалов архивной коллекции Н.Ф. Финдейзена с 2000 года ведутся при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда. В 2012 году получен грант РГНФ №12-04-00136 для работы по теме: «Дневники Н. Ф. Финдейзена 1915—1920 годов (расшифровка рукописи, исследование, комментирование и подготовка к публикации)».

*** Именно в процессе работы автора статьи со старшеклассниками (с 1990 года) в школе-лицее №21 было разработано одно из учебных пособий для того, чтобы собственные музыкальные мысли на стихи поэтов-классиков лицеисты могли петь-высказывать под гитарный аккомпанемент [Космовская 2002].

Библиографический список

Белоус В. С. Хорошо слышимая смерть // Независимое военное обозрение [Сайт]. URL: http://nvo.ng.ru/armament/2005-08-19/6 sound.html/ (дата обращения: 2.10.2012).

Борохов Э. Энциклопедия афоризмов (Мысль в слове). М.: ООО «Фирма “Издательство АСТ”», 1999. 720 с.

Вейдле В. В. Умирание искусства: Размышления о судьбе литературного и художественного творчества. СПб.: Аксиома, 1996. 332 с.

Блок А. А. Записные книжки: 1901-1920. Запись от 29.06.1909 / сост., подг. текста, предисл. и прим. В.Н. Орлова. М.: Худож. лит., 1965. 663 с.

Блок А. А. Искусство и революция // Знамя труда. 1918. 19 января [Сайт]. URL: http: dugward.ru library hlok hlok int i rev.html (дата обращения: 2.10.2012).

Космовская М. Л. Девять уроков игры на свирели: донотный период. Курск: Курск. гос. пед. ун-т, 1993.

Космовская М. Л. Девять уроков игры на свирели: донотный и нотный периоды: учеб. пособие по практическому музицированию. Курск: Курск. гос. ун-т, 2011. 47 с.

Космовская М. Л. Десять уроков гитарного аккомпанемента. Начальный этап: учеб. пособие. Курск: Курск. гос. пед. ун-т, 2002. 65 с.

Космовская М. Л. Методические рекомендации для проведения уроков практического музицирования на свирели: для учителей и родителей. Курск: Курск. гос. пед. ун-т, 2001. 16 с.

Космовская М. Л. Научно-методическое руководство игры на свирели. Курск: Курск. гос. ун-т, 2011. 16 с.

Ладик Л. Интервью с диаконом Андреем Кураевым // Верую! Газета православных христиан. Иркутск. 1999. № 1 (15). См. также: [Сайт] URL: -http://www.kuraev.ru/index.php?id=33 (дата обращения: 2.10.2012).

Лаптева В. А. Музыкальное сопровождение процесса образования: история и современность // Художественное образование ребенка. История и современность: сб. науч. ст. по итогам I-й Междунар. науч.-практической конф. (Санкт-Петербург, 26-28 ноября 2007 г.) / под ред. Т.А. Барышевой, В. А. Шекалова; оформление И.Д. Пелих. СПб.: Наука, САГА, 2007. С. 162-165.

Лаптева В. А. Роль музыкального сопровождения в образовании человека // Ученые записки: Электронный научный журнал Курского государственного

университета. 2008. № 2(6). URL: www.scientific-notes.ru/pdf/006-18.pdf (дата оращения: 21.11.2013). № гос. регистрации 0420800068\0040.

Лаптева В. А. Разработка концептуальных основ музыкального сопровождения общего образования как прикладного направления музыкальной педагогики // Роль университетов в поддержке гуманитарных научных исследований: материалы III Междунар. науч.-практич. конф. (27-29 мая 2008 г.): в 5 т. / отв. ред. О.Г. Вронский. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2008. Т. 1. С. 107-111.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

Лаптева В.А. Человек в звучащем пространстве: история и современность в ракурсе образовательных проблем // Ученые записки: Электронный научный журнал Курского государственного университета». 2013. № 1(25). URL: www.scientific-notes.ru/pdf/029-025.pdf (дата обращения: 17.12.2013).

Ленин В. И. Задачи союзов молодежи: Речь на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического союза молодежи 2 октября 1920 года // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Изд.6-е. М.: Полит. лит., 1981. Т. 41. 695 с.

Хоун Г. Сокровенный лик музыки // АУМ. Синтез мистических учений Запада и Востока: сб. ст. № 2. М.: Терра, 1987. С. 283-309.

Эпштейн Э. О музыкальном воспитании юношества // Русская музыкальная газета. 1895. №1. Стб. 39-51; №2. Стб. 135-139; №3. Стб. 182-185; №4. Стб. 231-244; №5/6. Стб. 332-362; №7. Стб. 414-430; №8. Стб. 483-494; №9. Стб. 544-557; №10. Стб. 611-622; №11. Стб. 717-727; №12. Стб. 802-811.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2 (30)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.