УДК 376+78.073
ПРАКТИЧЕСКОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ НА СВИРЕЛИ
КАК ФОРМА РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
© 2013 Н. В. Скриплев
педагог e-mail: snv 78snv@yandex. ru
МКОУДОД «Центр детского творчества» пос. К. Либкнехта Курчатовского района
В статье представлен один из способов творческой реабилитации детей с помощью обучения игре на свирели, опирающийся на современные методики обучения и при этом позволяющий обучать детей с ограниченными возможностями.
Ключевые слова: обучение детей с ограниченными возможностями, свирель, реабилитация детей-инвалидов.
Игра на духовых музыкальных инструментах в небольших поселках России из-за сегодняшнего экономического положения большей части населения нашей страны -неосуществимая мечта многих детей, а детей с ограниченными возможностями особенно. А ведь этот увлекательный процесс развивает музыкальные задатки ребенка, формируя способность приобщиться к подлинному искусству, и кроме того, дает радость общения со звуками, к тому же, благодаря тому что по сути это - дыхательная гимнастика, обеспечивает гипервентиляцию мозга, препятствует простудным заболеваниям.
В 1980-е гг. на одной из фабрик детских игрушек, в Завидово, а в последующие дебсятилетия в Санкт-Петербурге создавались и продолжают выпускаться простейшие и, на сегодняшний день, самые дешевые музыкальные инструменты - откалиброванные как настоящие духовые инструменты детские полистирольные свирели. В начале 1990-х гг. в Курском государственном университете под руководством М.Л. Космовской апробировалась методика работы с этой игрушкой-свирелью в системе общего (дошкольного и начального школьного) образования, в результате чего были созданы первые учебно-методические пособия [Космовская, Подымова, Ларина 1992; Космовская 1993 и др.]. В основе разрабатывавшейся методики лежал способ обучения Э.Я. Смеловой, утверждавшей, что, если ребенок умеет считать до шести - он может играть на свирели, что и отражено в ее буклете [Смелова 1991: 4-5], который прилагается к каждой свирели
Речь идет о шестидырочном музыкальном инструменте (строй «соль»), на котором можно сыграть сотни прекрасных мелодий, причем дать его можно в руки каждому ребенку, в том числе и с ограниченными возможностями, поскольку его стоимость на сегодняшний день равна стоимости менее чем полкилограмма самого качественного сливочного масла.
В Санкт-Петербурге и Москве с середины 1990-х гг. тысячи детей уже играют по разработанной в Курске методике. И в российской провинции начинается внедрение этого интересного дела. Впрочем, так ли уж ново оно, скорее это - возвращение к национальным истокам: каждый пастушок когда-то умел сам вырезать свирель и играть на ней. Отличие составляет лишь материал: пластмассовую (из пищевого полистирола) свирель можно мыть, и она десятилетиями не выходит из строя, тогда как деревянная
подвергается всем природным воздействиям: рассыхается, трескается, теряет строй. Да и гигиенические требования с деревянной свирелью весьма трудно выполнять именно по этим же причинам.
Первоначально, с 2005 г., работа в посёлке имени Карла Либкнехта Курчатовского района (более раннее название - Пены) по приобщению детей к практическому музицированию на свирели проводилась в детской школе искусств. Обучение велось по методическим разработкам 1990-х годов [Космовская 1993, 2011]. В последующие полтора десятилетия вышло немало учебно-методических брошюр педагогов-практиков из Санкт-Петербурга: Е.В. Евтух [2001, 2002, 2003], В.М. Никитина [1999а, 1999б], Е.А. Рисовой [2006, 2010]. Однако и сегодня разработки, созданные в начале 1990-х годов в Курске [Космовская 1993, 2011, 2001], остаются основой для обучения игре на свирели. Тем более что в 2011 г. они были обновлены, особенно «Девять уроков игры на свирели», которые уже объединили донотный и нотный периоды обучения.
Постепенно интерес к свирели распространился по поселку. С 2010 г. к работе были подключены учащиеся двух общеобразовательных школ (№1 и №2), созданы кружки в Муниципальном общеобразовательном учреждении дополнительного образования детей «Центр детского творчества», а в 2011 г. - в коррекционной школе-интернате для умственно отсталых и оставшихся без попечения родителей (сирот) детей.
Пенская школа-интернат была организована в 1964 г. До 1986 г. восьмилетняя школа-интернат располагалась под одной крышей с общеобразовательной школой №2. В 1983 г. школа начала функционировать самостоятельно, а с 1986 г. была реорганизована во вспомогательную школу-интернат для обучения детей с нарушениями интеллекта, из которых большинство детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. В 2002 г. школа получила статус сиротского учреждения: ОГОУ «Пенская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот с отклонениями в развитии». В 2009 г. была переименована в ОГОУ «Пенская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (рис. 1, жилой корпус интерната).
Рис. 1
В этом учебном заведении обучаются дети всех районов Курской области, в основном - это учащиеся с лёгкой умственной отсталостью и с диагнозом «резедуальная инцефалопатия».
Возможно, тридцать человек, охваченных сегодня практическим музицированием на свирели в коррекционной школе-интернате (а это - 34,2% от общего числа детей, обучающихся здесь в 2012 г.) в масштабах России это не так уж и
много, однако для коррекционной школы - удивительный результат: научившись играть на свирели, дети задумываются о музыке и уже по иному относятся к жизни в целом.
Как правило, детям из интерната по понятным причинам поступить в музыкальную школу не просто сложно, а невозможно: речь ведь идет об особых детях, которые усваивают любой учебный материал гораздо медленнее, чем обычные, а тем более талантливые и музыкально одаренные (музыкальные же школы - это начальная ступень профессионального музыкального образования). Однако и они хотят и, что самое главное, могут играть на музыкальных инструментах. И наше общество, стремясь адаптировать детей с непростыми судьбами, к тому же ограниченными по здоровью, к последующей самостоятельной жизни, просто обязано использовать эту возможность - приобщить их к практическому музицированию, выявить их творческий потенциал и дать радость звукотворчества.
К тому же, свирель - это не только музыкальный инструмент, который развивает у учащихся с ограниченными возможностями слух, чувство ритма, музыкальную память и приобщает их к музицированию. Естественно, у детей начинает появляться интерес к музыке, развивается творческое мышление, что необходимо для развития всего процесса обучения этих детей. Уже и этого было бы достаточно для начала работы со свирелью.
Однако практическое музицирование на свирели дает еще и мощный здоровьесберегающий эффект. Как говорится в одной из первых работ М.Л. Космовской, в которой приводится научное обобщение проведенных в 1990-е гг. исследований, «работа со свирелью способствует вентиляции легких. Это также и дыхательная гимнастика, а известно, что в Японии, где большое внимание уделяют тренировке дыхания, реже, чем в других странах, встречается инфаркт миокарда. ... Поскольку занятия со свирелью способствуют также гипервентиляции мозга, то в практике Э.Я. Смеловой был даже случай снятия диагноза "судорожный синдром", благодаря постоянной и систематической работе» [Космовская 2011: 6]. То есть медицинский эффект - налицо.
Уже на начальной стадии эксперимента отмечался и педагогический эффект от работы со свирелью: «Дети реже пропускают уроки, реже болеют, так как им очень хочется научиться играть то, что умеет учительница или старшие товарищи. . Значительно повышается работоспособность детей по всем предметам, если включить ежеурочные 2-3-минутные занятия в конце урока. ... Развивается воображение детей, увеличивается объем непроизвольного внимания. И это вполне объяснимо с точки зрения психологии, так как ключ к умственному развитию ребенка лежит в его эмоциональной сфере» [Там же: 6-7].
Остановимся на положительном музыкально-эстетическом результате работы по практическому музицированию, который начинает проявляться уже в первые годы работы. Играя на свирели, дети начинают приобщаться к великому искусству музыки, у них развивается образное мышление, что способствует в целом повышению уровня образования и адаптации детей в обществе. В «Девяти уроках» собраны лучшие мелодии народного музыкального творчества (например, «А я по лугу», «Во поле берёзка стояла», «Вдоль да по речке», «Во саду ли в огороде», «Как у наших у ворот», «По малину в сад пойдем», «Со вьюном я хожу», «Солдатушки», «Уж ты зимушка зима», «Я на горку шла» и т. д.), русской («Патриотическая песня» М.И. Глинки, Романс из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель» Г.В. Свиридова, Мелодия из кинофильма «Мой добрый папа» А.П. Петрова и др.) и зарубежной классики (старинный студенческий гимн Gaudeamus igitur, «Тамбурин» Ж.-Ф. Рамо, тема рондо из «Маленькой ночной серенады» и «Весенняя, или Тоска по
весне» В. А. Моцарта, «Ода к радости» И. Шиллера из Девятой симфонии Л. Бетховена, «Форель» Ф. Шуберта, Марш Тореадора из оперы «Кармен» и «Фарандола» из сюиты «Арлезианка» Ж. Бизе, Тема марша из Третьей части Первой симфонии Г. Малера и др.). То есть в практической деятельности детей начинается освоение наследия мировой музыкальной культуры.
Обобщая первоначальные результаты приобщения детей с ограниченными возможностями к музицированию на свирели, можно сказать, что у детей, которые включаются в творчество, развиваются такие качества личности, как воспитанность, трудолюбие, уважительное отношение к музыке и социуму, что благотворно отражается на повседневной жизни.
Опыт работы, хотя и не столь большой, но уже показал, что обучающимся с ограниченными возможностями нравится играть на свирели различные мелодии, народные и эстрадные песни.
Было проведено анкетирование в старшей группе инструментального ансамбля «Свирелька» школы-интерната. Восемь учащихся ответили на семь поставленных вопросов:
1. Кем планируешь быть, когда вырастешь? Почему?
2. Какие твои любимые предметы в школе?
3. Какой месяц или год ты учишься играть на свирели?
4. Какие мелодии можешь сыграть?
5. Что ты чувствуешь, когда играешь на свирели?
6. Что тебе дает свирель?
7. Выступал ли ты на сцене? Если еще нет, то хотел бы или нет? Если да, то где,
когда, с каким результатом?
На первый вопрос, о том, кем они хотят стать, учащиеся ответили по-разному: один мальчик решил быть строителем, другой - футболистом; хоть профессии разные, но их объединяет то, что в этих профессиях нужна физическая подготовка. В профессиях сапожника и сварщика нужна усидчивость, так ответили Влад В. и Денис К., да и у остальных учащихся различные взгляды и подход к выбору профессий.
Как показала анкета, только один из членов ансамбля задумывается о профессии музыканта, и то в особой отрасли. Вот его ответ на вопрос: «Хочу быть певцом».
На второй вопрос, о любимых дисциплинах, обучаемые ответили так:
Владислав В. Труды и физкультура.
Алексей М. Физкультура.
Денис К. Математика, физкультура и труды.
Артём У. Математика.
Оксана П. Физкультура.
Алексей Р. Математика.
Александр К. Физкультура и труды.
Катя Л. Чтение.
То есть ответы на второй вопрос показали, что ученикам нравится вести здоровый образ жизни, пять человек из восьми предпочитают физическую культуру и трудовое обучение, троим нравится математика - это отражение негуманитарной направленности интересов школьников. В то же время им нравится заниматься тем, что требует усидчивости, а для практического музицирования это очень важное качество. Еще одной девочке нравится чтение, которое также развивает внимание, что немаловажно для обучения.
В перечне детьми любимых дисциплин нет музыкальных занятий, поскольку они проходят как внеурочная деятельность и воспринимаются не обучающим, а увлекательным и развлекательным процессом. И в этом есть большая значимость
встреч со свирелью: через игру, приносящую здоровьесбережение и музыкальное развитие, - к эстетическому воспитанию и образованию. Именно в этом и состоит реализация одного из важнейших принципов обучения: развлекая - обучать.
Дети, принимавшие участие в анкетировании, занимаются в группе от трёх месяцев до двух лет, каждый ученик по мере своих возможностей может сыграть различное количество произведений различной сложности. Учащиеся на этот вопрос ответили каждый по своему, хотя изучали одинаковое количество пьес. Ученики запомнили те пьесы, которые им больше всего понравились, однако некоторые из низ них - Алексей М. и Алексей Р. - учатся первый год, поэтому некоторых пьес они не знают.
Пятый и шестой вопрос показал, что учащиеся во время игры на свирели испытывают разные чувства, но чаще всего у них поднимается настроение, поскольку семь человек из восьми написали (в числе прочих ответов): «Хорошее настроение».
А вот на вопрос: «Что тебе даёт свирель?» - трое ответили: «Ум и знания», остальных ответов было по одному: «Хорошее чувство», «Образование», «Добро» и опять-таки: «Хорошее настроение».
Только по мнению одной девочки свирель вообще ничего ей не даёт. Впрочем, и на остальные вопросы она ответила весьма негативно: возможно, внутреннее состояние этого ребенка требует вмешательства психолога, поскольку у нее нет радости от игры, от общения со сверстниками. А ведь это не только важные компоненты при обучении в школе, но и жизненно необходимые качества, ведь, к примеру, Катя Л., отвечая на первый вопрос, решительно написала, что она хочет быть санитаркой.
Весьма неожиданным был ответ на последний вопрос: об участии в сценической деятельности. Все без исключения участники анкетирования хотят выступать на сцене, даже пессимистично настроенная Екатерина Л.
Многие учащиеся уже выступали на внутришкольных концертах, играя на свирели. А ансамбль «Свирелька 10 апреля 2012 года в поселке имени Жукова успешно выступил на смотре художественной самодеятельности коррекционных школ «Мы можем всё», посвященном 70-летию Курской битвы. Проходил смотр в гарнизонном доме культуры. В торжественной обстановке выступал и наш инструментальный ансамбль. Представительное жюри высоко оценило успехи начинающего коллектива, наградив его дипломом 2 степени (рис. 2).
Рис. 2
Из проведённого анкетирования видно, что свирель благотворно влияет на личность учащихся и поднимает настроение, что также немаловажно для обучения детей с ограниченными возможностями.
Очень важна обстановка, в которой исполняются музыкальные произведения. Детям нравится выступать на концертах при большом стечении слушателей - это укрепляет их самосознание, тренирует нервную систему, они с большим желанием выходят на сцену, чтобы показать, что и они не хуже других, что они что-то могут. А ведь это является не только фактором адаптации к ситуации публичных выступлений (рис. 3 и 4), но и значительным шагом к их социализации. Когда маленький человек с ограниченными возможностями выступает на сцене, он погружается в традиционный образ и культуру того или иного народа (в зависимости от исполняемой мелодии), что приводит к обостренному восприятию народных песен, у учащихся развивается образное мышление, появляется тяга к новым знаниям.
Рис. 4
Одна из форм концертного выступления и проведения музыкальных занятий в интернате - это игра на свирели на свежем воздухе, где гармония природы и чистый воздух (напомним, что речь идет о небольшом поселке с населением около 8000 человек) - главные факторы, в которых проходят дыхательные упражнения (в принципе, так можно трактовать игру на свирели) - укрепляют дыхательную систему,
дают обильную вентиляцию легких и головного мозга, все ткани тела обогащаются кислородом, что в целом и приводит к укреплению здоровья детей.
А ведь это и есть реабилитация детей-инвалидов. И все для этого есть: и дети, и свирели, и учебно-методический комплекс. Следовательно, в Курской области, разработана, апробирована еще в 1990-е годы и активно внедряется в наши дни прекрасная система практического музицирования, которая постепенно распространяется по всей стране, приводя детей с ограниченными возможностями не только к радости общения с музыкой, но и к интенсивному оздоровлению, адаптации в обществе, а в последующем, возможно, и к их полной социализации в нашем мире, непростом для каждого, а для них - в особенности.
Библиографический список
Евтух Е. В. Вместе с октавиком: Начинаем играть на свирели. СПб., 2001. 18 с.
Евтух Е. В. Гусь, танцующий фокстрот: Играем на свирели и блокфлейте. СПб., 2003. 16 с.
Евтух Е. В. Игра на свирели как форма активизации музыкальной деятельности учащихся: Из опыта работы учителя музыки: методическое пособие. СПб., 2002. 50 с.
Космовская М. Л., Подымова Л. С., Ларина Е. А. Практическое руководство игры на свирели (донотный период) по методике Э. Е. Смеловой / Рук. деп. в ОЦНИ «Школа и педагогика». М., 1992. №225-92. 89 с.
Космовская М. Л. Девять уроков игры на свирели. Курск: Курск. гос. пед. ун-т, 1993. 25 с.
Космовская М. Л. Девять уроков игры на свирели. 2-е изд., доп. Курск: Курск. гос. ун-т, 2011. 47 с.
Космовская М. Л. Методические рекомендации для проведения уроков практического музицирования на свирели: для учителей и родителей. Курск: Курск. гос. пед. ун-т, 2001. 16 с.
Космовская М. Л. Научно-методическое руководство игры на свирели. Курск: Курск. гос. ун-та, 2011б. 16 с.
Никитин В. М. Играй, свирель, и пой, душа. Ах, песня, как ты хороша: репертуар для игры на свирели по двухстрочной партитуре и пения хором по нотной записи. Вып. 2. СПб., 1999. 18 с.
Никитин В. М. Наслаждайся, познавай, пой по нотам и играй: репертуар для игры на свирели по двухстрочной партитуре и пения хором по нотной записи. Вып. 2. СПб., 1999. 18 с.
Рисова Е. А. Играй, свирель: репертуар для игры на свирели. Ч. 1. СПб., 2006.
16 с.
Рисова Е. А. Играй, свирель: репертуар для игры на свирели. Ч. 2. СПб., 2010.
16 с.
Смелова Э. Я. Свирель поет: буклет-вкладыш к свирели. М., 1991. 16 с.
Скриплев Н. В. Практическое музицирование в МОУ ДОД «Центр детского творчества» как здоровьесберегающая технология // Культурология в контексте гуманитарного знания: сб. ст. Курск: Курск. гос. ун-т, 2011. С. 379-381.