Научная статья на тему 'Роль музыкального сопровождения в образовании человека'

Роль музыкального сопровождения в образовании человека Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
975
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальное сопровождение общего образования / прикладное направление музыкальной педагогики / музыкально-педагогическая компетентность / musical accompaniment of general education / applied direction of musical pedagogics / musical and pedagogical competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаптева В. А.

Научная статья посвящена музыкальному сопровождению общего образования как прикладному направлению музыкальной педагогики. Автором рассматриваются вопросы истории, теории и практики музыкального сопровождения в отечественном образовании, а также подходы к формированию музыкально-педагогической компетентности учителя, воспитателя, педагога дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF MUSICAL ACCOMPANIMENT IN HUMAN EDUCATION

The scientific article is devoted to musical accompaniment of general education as an applied direction of musical pedagogics. The author examines the questions of history, theory and practice of musical accompaniment in native education together with approaches to the formation of musical and pedagogical competence for teacher, educator and complementary education teacher.

Текст научной работы на тему «Роль музыкального сопровождения в образовании человека»

УДК 78

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА

© 2008 В. А. Лаптева

канд. пед. наук, старший преподаватель кафедры МПМиИИ Курский государственный университет

Научная статья посвящена музыкальному сопровождению общего образования как прикладному направлению музыкальной педагогики. Автором рассматриваются вопросы истории, теории и практики музыкального сопровождения в отечественном образовании, а также подходы к формированию музыкально-педагогической компетентности учителя, воспитателя, педагога дополнительного образования.

Ключевые слова: музыкальное сопровождение общего образования, прикладное направление музыкальной педагогики, музыкально-педагогическая компетентность

Трудно представить себе полноценное образование современного человека без занятий музыкой. Однако роль музыкальных средств в процессе обучения и воспитания этим не ограничивается. Музыкальное сопровождение процесса образования может приобретать разнообразные виды и формы в соответствии с целями и задачами преподавания различных учебных («немузыкальных») дисциплин, внеклассных и внешкольных мероприятий, кружковой и студийной работы, свободной деятельности.

Традиции музыкального сопровождения общего образования человека, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, имеют глубокие исторические корни и в настоящее время эта проблема представляет несомненный научный интерес [1].

Вопросы музыкального сопровождения процесса образования в последние годы активно исследовались автором статьи и неоднократно освещались в сборниках научных трудов, материалах конференций, научных журналах [2].

Исследования последних лет позволили выделить четыре исторических этапа развития традиций музыкального сопровождения образования.

Первый этап - с древнейших времен до середины XIX в (от народной педагогики и семейного воспитания до первых научных исследований).

Второй этап - с середины XIX в. по 1918 г. (научно-педагогические исследования К. Д. Ушинского его современников и учеников).

Третий этап - с 1918 г. по 90-е гг. XX в. (в 1918 г., когда школа была отделена от церкви, в образовании были утрачены традиции церковного песнопения, а следовательно, стали утрачиваться и музыкальные традиции

образования; период, когда общее и музыкальное образование, за исключением подготовки специалистов-музыкантов, существовали разрозненно; связь их была, в лучшем случае, эпизодической, а зачастую -только формальной).

Четвертый этап - с конеца XX в. по настоящее время (появление и развитие инновационной педагогики).

Данная периодизация положена в основу создания научной методологической концепции традиций музыкального сопровождения образования в России.

Идея нашего подхода такова, что система культурно-исторических ценностей России сложилась в результате развития двух тенденций: во-первых, традиций народной педагогики, появившихся из языческих обрядов, с музыкально-художественной основой ненавязчивого процесса обучения, происходившего в реальной жизни; во-вторых, православной традиции церковного песнопения, которая была привнесена и в процесс образования детей, поскольку первые школы появились при храмах и монастырях (очагах культуры того времени). Их тесное переплетение, синтез и дальнейшая трансляция на процесс образования подрастающего поколения стали истоками не только музыкальных традиций образования, но и элементом исторического сознания. Именно поэтому музыка многие столетия была неявным, ненавязчивым, но при этом системообразующим элементом в обучении и воспитании детей. В 1918 году, когда школа была отделена от церкви, данная традиция была нарушена, но, к счастью, не утрачена окончательно, поскольку элементы ее, пусть в незначительном объеме, оставались в учебном процессе. В 90-е гг. XX века музыкальное сопровождение начало возвращаться в учебно-воспитательный процесс, но, как правило, на уровне отдельных инновационных программ и методик, знаменующих собой возрождение музыкальных традиций образования. Фундаментального теоретического исследования по этой проблеме пока нет, что и обусловило необходимость проводимого нами в настоящее время исследования. Это попытка возвращения музыке ее истинной роли в обучении, воспитании, развитии человека духовного, образованного в полном смысле этого слова.

Музыка в образовании человека выступает как аксиологический фактор, поскольку она является непреходящей ценностью для любого из нас, естественным сопровождением всей жизни - от рождения до перехода в Вечность (создает положительную мотивацию для взаимодействия с ней,

а, следовательно - для развития).

Что же дает возможность музыке оказывать столь глубокое влияние на всю жизнь человека в целом и на его образование в частности. Это ее основа - музыкальный образ, который в минувшие века служил не только музыкантам. Даже в исследованиях в области точных наук использовались

средства, с которыми большинство из нас привыкло встречаться лишь в области искусства. Например, при помощи монохорда - предшественника современного рояля (музыкального инструмента с одной струной) древнегреческие теоретики делали математические вычисления. По словам исследователя В. Ф. Зайцева, «даже не алгеброй проверяли гармонию, а гармонией алгебру...» [3]. Поэтому, как отмечает педагог Н. Л. Аринина, математика в учении Пифагора представлена как эстетика [4], ведь в основе ее лежат гармония и красота, свойственные любому виду искусства. А совершеннейшим из всех искусств в минувшие века философы и ученые считали музыку. В античном мире музыкальное воспитание было «первоосновой в становлении сущности человека» [5]. А, например, А. Августин считал музыку совершеннейшим искусством «благодаря тому, что она есть искусство меры» [6].

Музыка является естественным сопровождением человеческой жизни в любой ее момент, в любой культуре, любой возрастной параллели, любом социальном слое. И люди, чувствуя это, всегда относились к музыкальным средствам соответствующим образом, использовали их возможности по назначению. Шаманы «уводили» племя в другую реальность под звуки бубна, пастушок вызывал свою любимую на свидание игрой на дудочке или свирели, бойцы во все времена шли на врага под звуки военного марша, младенец засыпал под мелодию колыбельной, а просыпался, слыша утреннюю распевку петуха. И примеры из современной жизни на эту тему также можно приводить бесконечно.

В рамках же педагогического процесса музыка позволяет сопровождать детей (и взрослых тоже) на учебных занятиях, на различных этапах образовательного процесса и в разнообразных формах. Тем самым создается музыкальное сопровождение процесса образования.

Это система методических мероприятий, средств, приемов организации учебно-воспитательной деятельности, позволяющих включить музыку в разнообразные учебные занятия по любым учебным дисциплинам в качестве

* фактора создания положительного настроя на обучение (например, в церковно-приходских школах, независимо от профиля урока, занятия начинались с музыки);

* элемента организации учебного занятия (чистописание под музыку, заучивание английского алфавита под музыку);

* средства осуществления учебно-воспитательной деятельности (музыкально-математическая методика В. А. Лаптевой [7], методика обучения чтению Н. А. Зайцева [8], «Буквы в рифмах и звуках» М. Л. Космовской [9] и др.);

* учебного материала (обучение музыке в музыкальной школе, в студии авторской песни, в фольклорном коллективе и др., одним из ярких примеров можно считать методику обучения игре на свирели

Э. Я. Смеловой, получившую развитие в методических и педагогических изысканиях М. Л. Космовской [10] и реализуемой в настоящее время на новом уровне автором статьи);

* средства для создания ассоциаций при запоминании, припоминании и др. ;

* «музыки» природы, социума и др.

Все перечисленные качества могут проявляться в разнообразных ситуациях: как в специально организованном образовательном процессе, так и в свободной деятельности, а кроме того, и стихийно. Важно то, что в развивающий процесс, сопровождаемый музыкой, может на том или ином уровне включиться всякий, кто готов слышать и чувствовать, не волнуясь о возможных недостатках музыкального образования, что при желании тоже восполнимо. Ведь музыкальное образование - не прихоть, а естественная душевная потребность каждого человека.

«Надобно понимать музыку как составную часть общей духовной жизни нации, а не как обособленное ремесло» [11]. Трудно не согласиться с этими словами Г. Свиридова и остается только удивляться тому, что в процессе образования человека (не специалиста-музыканта), являющегося одним из самых значимых аспектов духовной жизни, музыка зачастую носит форму «развлечения», необязательного компонента, который имеет место лишь эпизодически и легко приносится в жертву процессу получения знаний, умений, навыков. Таковы реалии обучения в русле когнитивной парадигмы, свойственной отечественному образованию.

В то же время, одной из основных целей нашего образования является формирование целостной личности - образованной и интеллектуально, и эстетически (то есть, в том числе и музыкально образованной). Почему же музыка все-таки остается дополнительным занятием? Отчего же возникает это противоречие?

Целостность личности как сущностная характеристика человека является не только неотъемлемой, основополагающей, стержневой структурой, но и одной из главных целей воспитания, обучения и, следовательно, - образования. Ведь именно эти процессы призваны поддерживать названную целостность, но они же в состоянии её и нарушить, даже разрушить. Это происходит тогда, когда образование, давая естественно определенный «багаж» знаний, умений и навыков, все-таки почему-то не делает человека счастливым.

Нам представляется, что причиной появления образованных, но несчастливых людей является отсутствие «равновесия» в их интеллектуальном и эстетическом (в частности, музыкальном) образовании, отсутствие постоянного развития этого процесса и поддержания его «равновесия» на необходимом и достаточном уровне.

Счастье, по мнению академика Б. Т. Лихачева, является целью жизни человека и состоит «не столько в достижении желаемого результата.,

сколько в движении и развертывании своей личности. Всякий конечный результат есть конец деятельности, а стало быть, и конец, приостановление переживания счастья» [12]. Однако в нашей культуре, а следовательно, и в обществе, и в образовании традиционным является достижение результата, стремление к цели, а сам процесс её достижения считается лишь неким «промежуточным продуктом» - необходимым, но не слишком важным, по сути. Более того, процесс часто неприятен для человека, но поскольку цель поставлена, приходится терпеть, «наступать на горло собственной песне», приносить жертвы, часто неоправданные, поскольку цель не всегда достижима и, даже если это происходит, то далеко не всегда приходит удовлетворение, ведь довольно часто прилагается слишком много лишних, ненужных усилий. Часто в такой борьбе за «светлое будущее» проходит вся жизнь человека, но оно - это будущее - может и не наступить, а человек до конца своих дней так и не почувствует себя счастливым. Поэтому, на наш взгляд, необходимо:

во-первых: в качестве основной цели развития предполагать не результат, а сам процесс;

во-вторых: результат считать не целью, а ориентиром для

направления движения, при этом ориентир при необходимости изменять;

в-третьих: считать сам процесс своего рода результатом, а качество процесса - показателем этого результата;

в-четвертых: достижение цели считать не окончанием процесса, а переходной ступенькой на следующий, качественно более высокий уровень.

Разумеется, мы не призываем отказываться от целеполагания -основного побудителя развития. Главное, чтобы конечная цель не просто вела к счастью (может быть, даже призрачному - как знать?), но процесс развития тоже был радостным. Недаром, еще в начале прошлого столетия швейцарский педагог, композитор, создатель системы музыкальноритмического воспитания Эмиль Жак-Далькроз писал: «Мы не знаем более могущественного и более благотворного средства воздействия на жизнь и процветание всего организма, чем чувство радости» [13].

Радостное восприятие образовательного процесса, пусть даже трудного и сложного с точки зрения его содержательной стороны и серьезного, объемного информационного наполнения, во многом зависит от двух взаимосвязанных и взаимозависимых факторов: правильно, оптимально организованной образовательной среды и личности педагога как носителя музыкально-педагогической культуры, которая «представляет собой многокомпонентное личностное образование, включающее систему средств, способов и результатов деятельности, направленной на восприятие, воспроизведение, создание и распространение художественно-эстетических и педагогических ценностей» [14].

Аксиологический аспект и здесь имеет первостепенное значение, поскольку художественно-эстетические и педагогические ценности, лежащие в основе образовательного процесса (и продолжающие создаваться в нем), делают сам процесс значимым для всех, кто принимает в нем участие как в плане познания, так и в эмоциональном, эстетическом аспектах.

Всё это позволяет сделать процесс образования не только результативным и высокоэффективным, но и приносящим радость его участникам (педагогам, родителям, ученикам, воспитанникам) на пути обучения, воспитания, развития. Ведь, как отмечал Э. Фромм, «.радость -это то, что мы испытываем в процессе приближения к цели стать самим собой» [15].

Это, пожалуй, самая важная цель любой человеческой жизни. Но достижение ее - процесс достаточно сложный и противоречивый, связанный с колоссальной работой над собой в достижении духовного роста, повышении своего культурного уровня - уровня интеллектуальной, нравственной, эмоциональной (в том числе и музыкальной) культуры.

Однако уровень музыкальной культуры, музыкальной просвещенности, музыкальной компетентности современных специалистов-немузыкантов оставляет желать лучшего. Поэтому необходима разработка прикладного раздела музыкальной педагогики, позволяющего создать систему музыкального сопровождения предметов общеобразовательного цикла, начиная, конечно, с образования дошкольников и младших школьников, и включить соответствующие научно-теоретические и практические знания в систему образования специалистов-немузыкантов в педагогических колледжах, вузах, институтах повышения квалификации работников образования.

Роль музыкального сопровождения в образовании современного человека поистине неоценима. Она не исчерпывается одними лишь занятиями музыкой, тем более что занятия эти в их классическом варианте не каждому по плечу (огромное количество людей, желающих учиться музыке попросту «разбивается» о нотную грамоту). Музыкальное же сопровождение в широком смысле этого слова, способствуя созданию благоприятной, развивающей, общеобразовательной среды, также «прокладывает дорогу» музыкальному образованию. Поэтому, как уже отмечалось выше, вопросы музыкального сопровождения вызывают не только практический, но и научный интерес.

Вот уже несколько лет (и пока все еще на общественных началах) на кафедре методики преподавания музыки и изобразительного искусства Курского государственного университета активно функционирует научноисследовательская лаборатория музыкальных технологий под научным руководством доктора искусствоведения, профессора М. Л. Космовской.

Одним из основных направлений работы научно-исследовательской лаборатории является музыкальное сопровождение (музыкальная поддержка) процесса общего образования дошкольников и школьников разного возраста [16], активно разрабатываемое автором статьи в деятельности лаборатории и в рамках докторского исследования. Прикладное направление музыкальной педагогики развивается как в теоретическом и практическом аспектах, так и в плане популяризации.

С весны 2005 г. в лекционный курс по математике для дошкольных педагогов, а также для педагогов коррекционных классов в общеобразовательных школах и коррекционных школ-интернатов в Курском областном ИПКиПРО включена музыкально-математическая методика. Начало семинаров было предварено записью в лаборатории музыкальных технологий аудиоприложения к «Музыкальной математике», которое позволяет педагогам-немузыкантам привносить музыкальное сопровождение в математические занятия.

Занятия по обучению игре на свирели в ИПКиПРО проводятся для дошкольных педагогов, педагогов коррекционных классов и логопедов по методике Э. Я. Смеловой, М. Л. Космовской. Также специальные занятия по свирели проводятся со слушателями программы «Семья» - родителями, ожидающими рождения ребенка, который также участвует в занятиях.

В настоящее время автор статьи в качестве педагога дополнительного образования реализует идеи музыкального сопровождения в целом и музыкально-математической методики в частности в Центре творческого развития «Диалог» г. Курска.

Музыкальному сопровождению образования посвящаются выездные и проводящиеся в г. Курске семинары.

Популяризация наших идей осуществляется в процессе сотрудничества с учреждением дополнительного образования г. Москвы «Школа Радости». В ноябре 2005 г. на его базе состоялся авторский семинар по «Музыкальной математике».

В мае 2006 г. для сотрудников отдела студийной работы Дворца пионеров был проведен авторский семинар на тему: «Музыкальное сопровождение «немузыкальных» занятий с детьми разного возраста».

В апреле 2006 г. в рамках работы международной научной конференции «Эмоциональный компонент эстетического образования», проходившей в Тульском государственном педагогическом университете, был проведен семинар М. Л. Космовской, В. А. Лаптевой, познакомивший участников конференции, студентов, слушателей повышения квалификации с основными идеями музыкального сопровождения процесса образования (Свирель. Уроки гитарного аккомпанемента. Буквы в рифмах и звуках. Детские песни XIX века. Музыкальная математика).

В феврале 2007 г. в рамках авторского семинара кандидата педагогических наук, педагога из г. Санкт-Петербурга А. И. Бурениной

«Ритмическая мозаика», проводившегося Курским областным ИПКиПРО, были представлены методики музыкального сопровождения, разработанные кафедрой методики преподавания музыки и изобразительного искусства КГУ.

В мае 2007 г. в Белгородском государственном университете в рамках работы IX Региональной научно-практической конференции РГНФ «Гуманитарная наука в современной России: состояние, проблемы, перспективы развития» был проведен семинар, посвященный традициям музыкального сопровождения образования дошкольников и младших школьников для преподавателей и студентов педагогического факультета БелГУ.

В октябре 2007 г. в Курском государственном университете для участников Всероссийской научно-практической конференции «Музыка изменяющейся России»[17].

Аналогичные семинары запланированы к проведению на последующих научных конференциях. С этой целью осуществляется анкетирование, охватывающее педагогов дошкольных образовательных учреждений, учителей начальных классов, педагогов учреждений дополнительного образования, педагогов-музыкантов, а также студентов соответствующих педагогических специальностей.

Подавляющее большинство педагогов-«немузыкантов» отмечают неоценимую роль музыки в образовании, однако лишь немногие определяют ее значимость на «немузыкальных» занятиях. И только незначительная часть респондентов называет виды музыкального сопровождения, которые они используют или хотели бы научиться использовать в практической педагогической деятельности.

Что касается педагогов-музыкантов, то они также отмечают важность музыки в образовании, но относительно музыкального сопровождения общего образования часто ограничиваются лишь общими рекомендациями. Это говорит, к глубокому сожалению, о том, что общее и музыкальное образование на данном историко-педагогическом этапе очень далеки друг от друга.

По окончании анкетирования респондентам (педагогам-«немузыкантам») предлагается попробовать применить разнообразные музыкальные средства на «немузыкальных» занятиях и оценить их эффективность, опираясь на выданный им перечень вопросов для самоанализа работы в условиях музыкального сопровождения процесса образования. Аналогичные вопросы получают педагоги-музыканты, которым в дальнейшем предложено выступить консультантами по вопросам музыкального сопровождения.

Дальнейшие исследования планируется посвятить изучению и систематизации форм музыкального сопровождения процесса образования, реально включаемых педагогами в учебно-воспитательную деятельность.

Однако результаты наблюдения, опросов, анкетирования, бесед уже на данном этапе позволяют сделать выводы о том, что обучение педагогов реализации программ и методик музыкального сопровождения учебновоспитательного процесса имеет шанс восполнить имеющиеся «пробелы» в их личном музыкальном образовании, а также не допустить возникновения их у обучаемых детей.

Естественность присутствия музыкальных фрагментов в разнообразных учебных и воспитательных ситуациях, безусловно, выводит процесс образования на новый, качественно более высокий уровень. А критерием достижения этого уровня, по всей вероятности, должно служить ощущение радости собственного бытия.

Примечания

1. Исследование на тему «Традиции музыкального сопровождения общего образования дошкольников и младших школьников в Курской области (на современном историкопедагогическом этапе)» проводится при поддержке гранта РГНФ № 07-06-72602а/Ц.

2. Из последних можно назвать: Космовская М. Л.,

Лаптева В. А. Перспективы работы научно-исследовательской лаборатории музыкальных технологий // Гуманитарная наука в изменяющейся России: состояние и перспективы развития : Материалы VIII Региональной науч.-практ. конф. РГНФ : в 2 ч. Ч. 2 / Общ. ред. Ю. Ф. Мелихова. Отв. ред. М. Л. Космовская и В. А. Лаптева; Курск. гос. ун.-т. 2006. - КВК 5-88313-529 - С. 168-175. (Электронная версия в одноименном сб. - Курск: Изд. Курск. гос. ун.-та, 2006. - 1111 с.; фото, аудио и видеоматериалы. Гос. регистрация 0320601545, свидетельство 8841 от 30.10.2006. С.983-995.). Лаптева В. А. Музыка в школе - не только урок музыки // Музыка в школе. - № 6. - 2006. - С. 28-31. Лаптева В. А. Роль музыкального сопровождения процесса образования в осуществлении преемственности на всех его этапах // Непрерывность и преемственность в образовании (дошкольное и начальное звено): Опыт. Проблемы. Решения. Материалы областной научно-методической конференции - Курск : ИПКиПРО, 2007 - С. 28-32. Лаптева В. А. Музыкальное сопровождение учебно-воспитательного процесса как фактор организации культуросообразной среды учреждений дополнительного образования // Организационная культура учреждений дополнительного образования детей: проблемы развития: Сб. науч. ст. / Под ред. Т. А. Антопольской. - Курск: Изд.-во Курск. гос. ун.-та, 2007. -С.120-125.

3. Зайцев В. Ф. Биоритмы творчества. - М.: Знание, 1989. - С. 3

4. Аринина Н. Л. Уроки прекрасного: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1983. - 128 с.

5. Раненко М. Э. Общее музыкальное образование как средство социализации учащихся средней школы. - Автореф.дис.канд.пед.наук. -Новгород, 1999. - С. 11.

6. Волошинов А. В. Онтология красоты и математические начала искусства. - Дис.докт.филос.наук. - Саратов, 1992. - С. 55

7. Лаптева В. А. Музыкальная математика для детей 4-7 лет. -

М.: ТЦ Сфера, 2003. - 48 с. Лаптева В. А. Математика в рифмах и звуках: Звукозапись / Под ред. М.Л.Космовской.- Курск: Изд.-во Курск. гос. ун.-та, 2005. - 1 диск CD-R. (Рег. Свидетельство ФГУП НТЦ

«ИНФОРМРЕГИСТР» № 6513 от 10 ноября 2005 г. № гос. регистрации 0320500949). Методика имеет более чем 14-летнюю апробацию в образовательных учреждения Москвы, Московской обл., Курска и в настоящее время успешно реализуется автором в Центре творческого развития «Диалог» г. Курска.

8. Зайцев Н., Струве Г. Читай и пой: Детям вместо букваря. С аудиоприложением. - СПб., 1988. - 64 с.

9. Космовская М. Л. Буквы в рифмах и звуках. - Курск: Изд.-во Курск. гос. пед. ин.-та, 1995. - 18 с.

10. Смелова Э. Я. Свирель поет: Буклет-вкладыш к свирели. - М., 1991. - 16 с. Космовская М. Л. Научно-методическое пособие игры на свирели: По методике Э. Я. Смеловой (Курск, 1993); Космовская М. Л. Девять уроков игры на свирели (Курск, 1993); Космовска М. Л. Методические рекомендации для проведения уроков практического музицирования на свирели: По методике и конструкции Э. Я. Смеловой (Курск, 2002). В 2005 году «Девять уроков игры на свирели» М. Л. Космовской были переизданы книжкой со страницами формата А-4 в г. Санкт-Петербурге. Лаптева В. А. Развивающие игры со свирелью (до рождения): Серия «Программа Семья». - Курск.: Курский областной ИПКиПРО, 2006. - 10 с.

11. Свиридов Г. В. Музыка как судьба /Сост и авт. предисл и коммент. А. С. Белоненко. - М.: Молодая гвардия, 2002. - С. 95

12. Лихачев Б. Т. Философия воспитания: Специальный курс: Учебное пособие для студентов вузов. - М:. Прометей, 1995. - С. 133.

13. Жак-Далькроз Е. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и для искусства / Шесть лекций. Перевод Н. Гнесиной. - М.: Издательство журнала «Театр и искусство», б.г. - С. 56.

14. Гладких З. И. Формирование музыкально-педагогической культуры учителя начальных классов в системе высшего педагогического образования.- Авт.канд.пед.наук.- 13.00.08.- М., 1997.- С. 6.

15. Фромм Э. Иметь или быть. - М.: Прогресс, 1986. - С. 145.

16. Другие направления деятельности научно-исследовательской лаборатории следующие. Работа по сохранению музыкального наследия Курского края. Освоение техники нотной записи и подготовка к

изданию нотных (брошюр и электронных) и СБ-сборников сочинений курских авторов. Создание Словаря «Музыкальные деятели Курской губернии» (осуществляется при поддержке РГНФ проект № 06-047241 а/Ц). Разработка темы: Музыкально-компьютерные технологии и педагогика. Организация, научное и техническое сопровождение Интернет-конференций (2003 г «Музыкальное образование в пространстве-времени культуры», 2005 г. «Музыка в современной школе: проблемы и перспективы», посвященной 90-летию со дня рождения Г.И. Свиридова). Подготовка учебно-методических материалов по истории, теории и практике музыкальной педагогики (перевод на электронные носители учебно-методической литературы; создание звуковых приложений к монографиям, учебникам, учебным пособиям, учебно-методическим рекомендациям и т.д.; подготовка нотных изданий к публикации). Работа с раритетными записями из фондов фонотеки отдела искусств Областной научной библиотеки по перезаписи их на современные носители. Разработка фольклорного направления. Создание сборников материалов фольклорных экспедиций и др., проводящихся в разных районах Курской области и составляющих культурное наследие нашего края. Создание экспериментальных площадок совместно с учебными заведениями среднего специального, общего среднего и дополнительного образования.

17. Конференция проводилась при поддержке гранта РГНФ № 0704-03406 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.