Научная статья на тему 'Научно-практическая деятельность факультета искусств Курского государственного университета по музицированию в общероссийском масштабе: факты истории'

Научно-практическая деятельность факультета искусств Курского государственного университета по музицированию в общероссийском масштабе: факты истории Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
427
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУКА И ИСКУССТВО / КОНЦЕРТЫ И ФЕСТИВАЛИ / МУЗИЦИРОВАНИЕ ВО ВСЕОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Космовская М. Л.

В статье дается краткий обзор информации о начале конкурсной деятельности факультета искусств Курского государственного университета. Из трех конкурсов-фестивалей первого полугодия 2015 года выделяется детско-юношеский I Всероссийский конкурс-фестиваль «Наш Свиридов» и подводятся его итоги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-практическая деятельность факультета искусств Курского государственного университета по музицированию в общероссийском масштабе: факты истории»

УДК 930.85

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФАКУЛЬТЕТА ИСКУССТВ КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПО МУЗИЦИРОВАНИЮ В ОБЩЕРОССИЙСКОМ МАСШТАБЕ:

ФАКТЫ ИСТОРИИ

© 2015 М. Л. Космовская

докт. искусствоведения, профессор, завкафедрой методики преподавания музыки и изобразительного искусства e-mail: KosmovskayaMI/aoutlook. com

Курский государственный университет

В статье дается краткий обзор информации о начале конкурсной деятельности факультета искусств Курского государственного университета. Из трех конкурсов-фестивалей первого полугодия 2015 года выделяется детско-юношеский I Всероссийский конкурс-фестиваль «Наш Свиридов» и подводятся его итоги.

Ключевые слова: эстетическое образование, наука и искусство, концерты и фестивали, музицирование во всеобщем образовании

«Художественно образованный человек и к жизни предъявляет более серьезные требования» [РНБ Финдейзен 1918: л.2], - писал Н.Ф. Финдейзен1 (1868-1928), ученый, историк, музыкальный критик и общественный деятель, убежденный в том, что средствами искусства свершаются глобальные перевороты в сознании людей. Пусть даже личностные: социум-то и состоит из каждого из нас. Тот факт, что в ХХ веке искусству была отведена роль «приправы» жизни, что отразилось, в частности, на отношении к урокам музыки и изоискусства как второстепенным предметам, и привел к падению нравственности, а вместе с тем и экономики страны.

Восстановление былого могущества России немыслимо без коренного поворота в мышлении общества по отношению к искусству: анализ истории культуры показывает, что государственный подход к художественно-эстетическому образованию является одним из ключевых показателей направленности цивилизации к развитию или деградации. Для примера вспомним Древний мир: в Греции эпохи античности хоровое пение было почетной обязанностью свободных граждан до 30 лет, а спустя всего несколько столетий в Риме игра и пение стали уделом рабов, делом якобы недостойным римских патрициев и их семей. Процветающая Древняя Греция. Разложившийся и рухнувший Древний Рим.

Метацель научных, научно-методических и научно-практических форумов факультета искусств Курского государственного университета - способствовать возрождению музыкальной культуры России в ее песенно-инструментальном проявлении. Ежегодно кафедра методики преподавания музыки и изобразительного искусства (далее - МПМиИИ, работает с 1998 г.) и научно-исследовательская

1 Исследование архивной коллекции Н.Ф. Финдейзена в 2015 году ведется при поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда № 2015-04-00191. Тема: «Дневники Н.Ф. Финдейзена 19201924 годов (расшифровка рукописи, исследование, комментирование и подготовка к публикации М.Л. Космовской)». The study of archival collection is carried out as part of the scientific project №2015-0400191, supported by Russian Foundation for the Humanities. The Topic: Diaries of N.F. Seisen of 1920-1924 (transcript of the manuscript, study, comment and preparation for publication by M.L. Kosmovskaya).

ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕОЛОГИЯ

лаборатория музыкально-компьютерных технологий (далее - НИЛ МКТ, юридический статус получен с 1 сентября 2008 года) избирают одну из проблемных тем для обсуждения во всероссийском и международном масштабе: от анализа процесса подготовки будущего учителя к реализации образовательной области «Искусство» в начальной школе (вопросы истории, теории, практики) в 2000 году [Подготовка 2000] -к анализу положения искусства в 1-4 классах в 2001 [Искусство 2001]; от обзора проблем бытия искусства в системе гуманизации общего и профессионального образования в 2002 [Искусство 2002] и довольно-таки общих тем, например «Некоторые проблемы музыкального образования - 2003» [Некоторые... 2004] «Музыка во времени и пространстве: памяти Г.В. Свиридова. “Песнопения и молитвы” Георгия Свиридова в контексте современной духовной культуры России: Материалы открытой всероссийской научной конференции (23-25 сентября 2003 года, Курск) [Музыка во времени 2007], «Музыка в современной школе: проблемы и перспективы» в 2005 [Музыка 2003], «Гуманитарная наука в изменяющейся России: состояние и перспективы развития» в 2006

[Гуманитарная 2006] , «Музыка изменяющейся России» в 2007 [Музыка 2007] - к просветительским аспектам в 2010-2011 годах [Музыкально-просветительская работа 2010], анализу отражения современной музыкальной культуры в зеркале архивов русских музыкантов [Современная музыкальная культура. 2012], исследованию краеведческих тем под эгидой «Музыки в провинции: традиции бытования и перспективы художественного образования» в 2013 г. [Музыка 2013]. постижению многомерности взаимосвязей «Церкви и искусства» в 2013-2015 гг. [Церковь. 2013, 2014, 2015]. Пройдя такой - в полтора десятилетия - путь, мы пришли к выводу о том, что возвращение к истокам и восстановлению исконных составляющих повседневной жизни россиянина может и должно лежать в песенно-инструментальном музицировании, способном не только погрузить новые поколения в особую звуковую среду, но и укрепить семейные связи, оздоровить человека духовно и физически, дать новое видение мира и собственного предназначения в нем.

2014/2015 уч. год для кафедры МПМиИИ и НИЛ МКТ ознаменован началом организации конкурсов факультета. Искусств только за первые полгода состоялось три конкурса. Назовем их в хронологическом порядке: I Всероссийский конкурс исполнителей на классической гитаре - 23-25 февраля, I студенческий конкурс «Таланты факультета искусств» - 21 апреля и I Всероссийский очно-заочный детскоюношеский творческий конкурс-фестиваль «Наш Свиридов», проведенный в рамках Всероссийского музыкального фестиваля, посвященного 100-летию со дня рождения Г.В. Свиридова, очный тур с 28 по 30 мая. Знаменателен тот факт, что стартовал последний из прошедших форумов 16 декабря 2014 года, в день 99-й годовщины Г.В. Свиридова.

Если о первом конкурсе достаточно подробно сказано в предыдущем номере «Ученых записок. Электронного науного журнала Курского государственного университета» [Космовская 2015], а второй представлял собой внутрифакультетское мероприятие двух кафедры - методики преподавания музыки и изобразительного искусства и хорового дирижирования и сольного пения (информация на сайте КГУ, в новостях), то третий, проходивший на протяжении четырех с половиной месяцев, стал наиболее массовым мероприятием, что дает возможность не только подвести итоги самого конкурса, но и сделать выводы о целесообразности нового направления работы факультета.

2 Все сборники, упоминающиеся далее, в электронном виде размещены на сайте «Научные конференции Курского государственного университета». URL: http://www.kursksu.ru/pages/scientific conferences. Сборники с 2000 по 2014 г. изданы и в бумажном виде.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 4 (36)

Космовская М. Л. Научно-практическая деятельность факультета искусств Курского государственного университета по музицированию в общероссийском масштабе: факты истории

Согласно Положению, цель конкурса виделась в сохранении интонаций духовности и народности музыки Г.В. Свиридова в повседневной жизни и образовательном процессе современности, и достигалась она предложением погружения всех участников конкурса-фестиваля в музыку композитора с одновременным ее исполнением на свирели и ее аналогах. Для реализации цели был создан сайт: www.svirel.biz, на одной из страничек которого

(http://www.svirel.biz/festival) и были размещены практические материалы: «Сочинения Г.В. Свиридова для исполнения и слушания».

Следует отметить, что сайт имел уже за время заочного тура довольно высокий рейтинг. Согласно установленным счетчикам с декабря по 15 апреля (за четыре месяца) на сайт пришло более 250 новых посетителей, 2317 раз обратившихся к разным страничкам сайта. Всего же, с учетом повторных возвращений на сайт, 697 визитов из России, Украины (Николаев, Мелитополь, Харьков и Киев), Соединенных Штатов Америки (штаты Вирджиния и Аризона). Были единичные заходы из Европы (Германии) и Азии (Израиля). За последующие три месяца количество заинтересованных читателей удвоилось и на 12 июля оно составляло 513 посетителей, 4829 просмотров и 1480 визитов.

Приведенные цифры показывают, что интерес к конкурсу и практическому музицированию оказался очень высоким. Возможно, сказались и поставленные перед ним задачи, прописанные в Положении:

- консолидация научно-методических и практических сил страны с целью обобщения практических наработок и создания условий для приобщения к практическому музицированию детей и подростков;

- интенсификация и стимулирование творческой инициативы педагогов учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования;

- распространение лучшего опыта учителей и преподавателей музыки по коллективному практическому музицированию во всероссийском и международном масштабе;

- развитие начальной, базовой ступени инструментального музицирования на простейших народных духовых инструментах (в их современном кустарном или промышленном воплощении) в России в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов к общему и дополнительному образованию россиян;

- приобщение школьников к музыке ХХ века в практическом музицировании на свирели и ее национальных аналогах (с кратким обоснованием в заключительном, четвертом приложении к Положению).

Заочный тур, проведенный с 16 декабря 2014 г. по 15 апреля 2015 г., дал следующие результаты: по номинации «Инструментальное музицирование» подано 39 заявок, по номинации «Слово о музыке» - 25, для участия в конференции - более 60. Заявки и материалы поступили от ученых, преподавателей и учителей музыки (помимо Курска и Курской области - Железногорска, Льгова, Рыльска, Суджи и Суджанского района, Обояни, пос. Карла Либкнехта Курчатовского района и Курчатова, Фатежского района) из Москвы, Санкт-Петербурга, Брянска, Гатчины, Вологды, Владимира, Казани, Мегиона ХМАО-ЮГРА, Оренбурга, Тамбова, Тынды Амурской области и Читы, а также Мелитополя, Николаева и Харькова (Украина). В общей сложности задействованными участниками конкурса стали более 500 детей дошкольно-школьного возраста и 70 взрослых. Всего около 600 человек. Результаты конкурса 15 мая были вывешены в Новостях сайта https://svirel-public.sharepoint.com/news, а через месяц отправлены в Архив (https://svirel-

ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕОЛОГИЯ

public.sharepoint.com/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D 1%81%D 1%82%D0%B8 /https-svirel-public-sharepoint-com-news-old), где с ними можно познакомиться и сегодня. А также сведения о результатах конкурса были размещены на официальном сайте Курского государственного университета [Номинация «Слово...», Номинация «Инструментальное...»].

Финалом конкурса-фестиваля стал очный тур с гала-концертом и Всероссийской научно-практической конференции с международным участием на тему «Инструментальное музицирование в школе: история, теория и практика», прошедшие с 28 по 30 мая на базе кафедры методики преподавания музыки и изобразительного искусства Курского государственного университета.

Организованная с целью научной оценки и обобщения результатов практического опыта учителей и преподавателей музыки и музыкальных руководителей по практическому музицированию в России, конференция стала не только научным форумом, но и мощным стимулом для внедрения лучшего опыта в учебный процесс современной школы, а также для обобщения результатов фактического распространения научно-методических разработок курских ученых-музыковедов и педагогов по донотному и нотному периодам музицирования на свирели начала 1990-х годов, созданных по первому хоздоговору тогда еще музыкальной секции кафедры педагогики и методики начального образования с ООО «Хоровод» под руководством Э.Я. Смеловой.

Первый день конференции начался в конференц-зале восьмиэтажного (нового) корпуса Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Курский государственный университет». Открылась встреча приветствием представителя Комитета по культуре Курской области Станислава Алексеевича Крыженевского; выступлением проректора по учебной работе Виталия Алексеевича Кудинова и краткого вступительного слова и. о. декана факультета искусств Г еоргия Джунгловича Пилишвили.

Вступительную торжественную часть завершило выступление гостей конференции из Вологды - ансамбля свирелей «Созвездие», под руководством Ларисы Юрьевны Смирновой, лауреата I премии I Всероссийского конкурса-фестиваля «Наш Свиридов», участники которого в стихотворной форме выразили свои пожелания всем участникам форума и исполнили на свирелях мелодию «Песенки друзей» Геннадия Гладкова из мультфильма «Бременские музыканты».

Пленарное заседание открылось 28 мая 2015 г. в конференц-зале нового корпуса Курского государственного университета (Радищева, д. 29) выступлением председателя оргкомитета конкурса-фестиваля М.Л. Космовской. Выделив имена двух российский методистов, без которых конкурс-фестиваль мог бы не состояться - Изольды Александровны Власовой, ведущего методиста по музыке в Вологде, члена Совета кафедры художественного образования АПКиПРО, ученицы Д.Б. Кабалевского, организовавшей учителей музыки Вологодского края и Ханты-Мансийского автономного округа, а также стимулировавшей систематическую подготовку форума, и Елизаветы Александровны Рисовой, методиста Калининского района Санкт-Петербурга, своими фестивалями первого десятилетия нашего столетия давшей импульс и образец для проведения форума, а сегодня проводящей активную работу по внедрению элементарного музицирования в Ленинградской области, и обрисовав основные ракурсы предстоящей работы, докладчица остановилась на философскоэстетическом введении в проблему инструментального музицирования как особой системы бытия, мышления и создания звуковой среды повседневности.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 4 (36)

Космовская М. Л. Научно-практическая деятельность факультета искусств Курского государственного университета по музицированию в общероссийском масштабе: факты истории

Исторический раздел открыл доклад о музицировании в царской семье Романовых Т.С. Чудной, директора «Званновской детской школы искусств» Глушковского района Курской области. Тема была продолжена в сообщениях о военном музыкальном образовании в Новгородской губернии (М.К. Бурьяк, Великий Новгород), о музицировании в светских салонах Курской губернии (С.Е. Радченко, Курск) и в Мариинской гимназии (Т.А. Брежнева, Курск). В докладе В.В. Богатыревой (Брянск) были озвучены цифры статистики об оркестрах и ансамблях в общеобразовательных школах Брянской области в 1950-1960-е гг., показавшие, как далеко мы отошли от конкретной музыкально-инструментальной работы в общеобразовательной школе за последние 50-60 лет...

От картины исторической эволюции инструментального музицирования в разных социальных слоях участники пленарного заседания перешли к анализу роли музицирования в развитии музыкального слуха - в выступлении И. В. Воронцовой (Москва), кандидата искусствоведения, доцента Московской консерватории; представлению форм внедрения свирели в работу с детским православным хором в условиях воскресной школы Ольгой Константиновной Майбой, аспиранткой Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова (Киев), педагога дирижерско-хоровых дисциплин, концертмейстера Мелитопольского училища культуры, регента детско-юношеского хора Свято-Троицкого храма Мелитополя Запорожской области (Украина).

Завершилось пленарное заседание выступлением Елены Александровны Темрук, художественного руководителя семейного ансамбля «Весенняя свирель», вызвавшим живой интерес не только убедительными фактами, но и, в еще большей степени, прекрасными музыкальными иллюстрациями на духовых инструментах всего мира с выделением значения славянской свирели.

После обеда состоялась презентация электронного учебного пособия «Практикум по работе с оркестром детских музыкальных инструментов» Вероники Алексеевны Лаптевой, кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника НИЛ МКТ, доцента кафедры МПМ и ИИ. На презентацию были приглашены все, кто за последние 5 лет принимал участие в музыкально-просветительских лекториях, посвященных осмыслению значения звука в повседневной жизни человека - теме, которая является ведущей в исследованиях Лаборатории, о чем читаем в статьях М.Л. Космовской [Космовская 1995, 2004, 2013, 2014] и В.А. Лаптевой [Лаптева 2002, 2003, 2005, 2006]. Недавние студенты, а в настоящее время - учителя музыки, преподаватели ДШИ и средних специальных учебных заведений, артисты Курской областной филармонии и многие другие с радостью откликнулись на приглашение и активно выступали на встрече.

В 17.00 28 мая 2015 г. в Актовом зале основного корпуса Курского государственного университета (бывшей Мариинской гимназии) начался гала-концерт победителей инструментальной номинации конкурса-фестиваля «Наш Свиридов».

Полуторачасовой концерт представил почти всех участников заочного тура, что вызвало определенную калейдоскопичность и фрагментарность видеофрагментов, перемежавшихся звучанием музыки со сцены старинного зала. Помимо детей, игравших преимущественно на свирели, в концерте приняли участие и студенческие коллективы: исполнение «Запевки» Г.В. Свиридова двумя детскими коллективами подхватил смешанный хор Курского государственного университета Е.Д. Легостаева. Блок народного творчества в детском исполнении завершил Ансамбль народного танца

ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕОЛОГИЯ

Курского государственного университета «Родник» под руководством Владимира Сухих.

После кульминационной сцены гала-концерта - награждения победителей председателем Курского отделения Национального свиридовского фонда Леонидом Афанасьевичем Марченко и председателем оргкомитета М.Л. Космовской -последовали три подарка-выступления: виртуознейшее исполнение на ксилофоне Скерцо А.П. Долуханяна студенткой первого курса Ростовской консерватории Анной Князевой; проникновенное звучание «Аве Марии», песни-мольбы Эсмеральды из мюзикла «Нотр Дам де Пари» Р. Коччанте в исполнении студентки магистратуры факультета искусств Ирины Амельченковой и яркое представление того уровня мастерства, к которому следует стремиться в исполнении на свирели, в звучании семейного ансамбля «Весенняя свирель».

Завершающий аккорд гала-концерта - «Прощание славянки» В.И. Агапкина в исполнении ансамбля из Вологды «Созвездие» - единственного коллектива,

приглашенного на конференцию из другого региона.

В целом гала-концерт конкурса-фестиваля «Наш Свиридов» (видеоварианты концерта см.: https://svirel-public.sharepoint.com/news или

https://www.youtube.com/watch?v=XLfvGB7kin0) дал полное представление о количестве детей, играющих на свирели в России и об обширной географии прошедшего конкурса, так как выступления на сцене чередовались с тематическими фрагментами выступлений лучших участников конкурса-фестиваля на мониторе.

После концерта гости под руководством Т.А. Брежневой, кандидата исторических наук, прошли с экскурсией по памятным местам города Курска: к памятнику Г.В. Свиридову; к мемориальной доске на доме, в котором жил А.П. Бородин, собирая материалы для создания оперы «Князь Игорь»; посетили Сергиево-Казанский собор, построенный родителями Серафима Саровского, со строящейся колокольни которого 7-летний Прохор Мошнин упал и явил миру первое свое чудо, оставшись в живых; зашли в Троицкий женский монастырь; прошли по Красной площади с ее многовековой историей и посетили Знаменский собор, после чего обошли вокруг всего комплекса помещений на месте бывшего курского кремля с бывшим Дворянским собранием (Домом офицеров), зданием бывшей гимназии, в которой учился Г.В. Свиридов (сегодня - один из заводских корпусов), Архиерейским домом (ныне - Краеведческим музеем) и др.

Второй день конференции - 29 мая (пятница) - начался традиционным для проходящих в Курске конференций и конкурсов, посвященных музыке, возложением цветов к памятнику Г.В. Свиридова, на котором в этот раз присутствовали дети из Вологды, Москвы, Тамбова.

Научная часть второго дня стала активным обменом опытом учителей и преподавателей музыки. По решению конференции все секции были объединены в одну, но для этого выступающим было предложено сократить доклады до фактологии и выводов.

«Инструментальное музицирование в школе» - тема объединенной секции, прошедшей под руководством Вероники Алексеевны Лаптевой. Это - центральная проблема конференции. Открыл заседание научный доклад Надежды Игнатьевны Артемовой (в исполнении студентки 2 курса Марии Пятеревой), который дал обобщение опыта коллективного музицирования на свирели в образовательном пространстве Ханты-Мансийского автономного округа. Учитель музыки из Мегиона, небольшого города с населением в 55 тысяч человек, за последние 5 лет приобщила к

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 4 (36)

Космовская М. Л. Научно-практическая деятельность факультета искусств Курского государственного университета по музицированию в общероссийском масштабе: факты истории

практическому музицированию более тысячи детей в своем городе, создавая в регионе творческую атмосферу, активно выступая со своими коллективами, проводя фестивали и расширяя собственное воздействие по всему округу выступлениями на курсах повышения квалификации учителей музыки в Нижневартовске. Особо следует подчеркнуть, что доклад Н.И. Артемовой является научным обобщением проделанной работы: с приведением статистики, анализом результативности и значимыми для современной музыкальной педагогики выводами.

Профессия учителя музыки, ее значимость для сегодняшней школы и роль практического музицирования в эстетической работе со школьниками в докладе Натальи Владимировны Байдиной предстала в том идеальном виде, к которому должен стремиться каждый музыкант: учитель музыки МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 с углублённым изучением английского языка» Ново-Савиновского района города Казани сумела охватить музицированием не только детей, но и их родителей, для которых проводятся специальные занятия. Активность семей в стремлении к коллективной игре на свирели оказалась удивительной даже для учителя с большим педагогическим стажем.

Лариса Юрьевна Смирнова, почетный работник общего образования, зам. директора по учебно-воспитательной работе и учитель музыки высшей категории МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» города Вологды, говорила об элементарном музицировании в школе как одном из приоритетных направлений работы учителя музыки (из опыта работы).

Елена Николаевна Балина и Зиновия Ивановна Суворова, учителя музыки МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 37 имени маршала Советского Союза И.С. Конева» из Вологды проанализировали возможности инструментального музицирования как средства духовного воспитания школьников.

Николай Владимирович Скриплев, педагог МКОУ ДОД «Центр детского творчества» Курчатовского района Курской области (посёлок им. Карла Либкнехта), дал оценку возможности приобщение учащихся с ограниченными возможностями здоровья к музыке Г.В. Свиридова посредством музицирования на свирели.

Людмила Ивановна Зарудная, учитель музыки МКОУ «Черкасско-Пореченская средняя общеобразовательная школа» Суджанского района Курской области, раскрыла свою систему организации духового оркестра в сельской школе.

Михаил Алексеевич Башкатов, преподаватель по классу трубы МКОУ ДОД «Обоянская детская школа искусств», г. Обоянь Курской области, предложил рассматривать знакомство с элементарной пластиковой шестидырочной свирелью как один из вариантов решения проблемы раннего приобщения к игре на духовых инструментах и представил результаты собственной 10-летней работы по классу трубы.

Ольга Николаевна Елизарова, преподаватель по классу скрипки МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 9» г. Курска, говоря об ансамблевом музицировании как форме обучения в классе скрипки, дала целый ряд практических советов для работы с детьми над звуком и достижения интонационной стройности и чистоты звучания музыкального коллектива.

Светлана Александровна Досова, музыкальный руководитель МА ДОУ «Детский сад № 9 “Теремок”», г. Курчатова Курской области, поделилась своими соображениями и наработками по элементарному музицированию в детском саду.

Секционное заседание показало, что опыт учителей музыки

общеобразовательных школ весьма интересен и преподавателям школ искусств, а специально-профессиональная работа над звуком, проводимая в музыкальных учебных

ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕОЛОГИЯ

заведениях, - тот багаж, который очень нужен и музыкальному руководителю в детском саду, и учителю музыки в школе.

Вторая половина дня 29 мая была посвящена музыкально-литературной номинации «Слово о музыке». Подведение итогов и награждение победителей состоялось в Мемориальном доме-музее Г.В. Свиридова в Фатеже Курской области после экскурсии под руководством Леонида Афанасьевича Марченко, заслуженного работника культуры Российской Федерации, директора Курского филиала Национального свиридовского фонда, и его живого и увлекательного рассказа о встречах с композитором.

После возвращения из Фатежа в актовом зале Курского государственного университета состоялся концерт семейного ансамбля Шмыревых-Темрук «Весенняя свирель», завершившийся овациями, несмотря на немногочисленных слушателей, собравшихся в университете: свирель была представлена во всем ее многообразии и многокрасочности тембров. Это был не только удивительный концерт славянского исполнительского искусства, но и настоящий мастер-класс для учителей-практиков, специалистов и любителей музыки. Впечатления, переполнявшие участников и слушателей, и обмен мнениями не прекращались в последующие часы: ни на товарищеском ужине, ни в процессе долгого вечернего расставания коллег.

30 мая (суббота) - последний день конференции. Проблемные семинары: обсуждение системы работы по музицированию в школе, форм и методов работы, интересных авторских приемов.

Открыл ранний научный день (с 9.00 утра) специальный доклад Ларисы Васильевны Ульяновой, председателя регионального отделения Всероссийского педагогического общества Карла Орфа по Тамбовскому региону, преподавателя Детской музыкальной школы им. С.М. Старикова при Тамбовском государственном музыкально-педагогическом институте им. С.В. Рахманинова, педагога

дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДОД г. Тамбова, на тему «Возможности Орф-метода в музыкальном обучении». Талантливый музыкант показала прекрасную работу с детьми, многообразие приемов и собственную изобретательность. Обилие видеозаписей позволяет сделать вывод о том, что ученики очень увлечены музыкой и незаурядной личностью педагога, с удовольствием выполняют все задания. Учителя-практики активно включились в обсуждение опыта работы Л.В. Ульяновой. Возражение вызвало только пристрастие к немецкой блок-флейте при наличии славянской свирели, дающей более мягкий и певучий звук.

Вторая половина проблемного семинара была посвящена формам и методам работы со свирелью и перспективам всеобщего музыкального образования в плане приобщения к практическому музицированию.

Приветствие и специальный доклад Марии Александровны Игнатовой, кандидата искусствоведения, преподавателя Детской музыкальной школы города Тынды Дальневосточного Федерального округа Амурской области (зачитанный Марией Толбиной-Белинской) о славянской свирели в детской музыкальной школе и ее возможностях [Игнатова], раскрыл весьма существенный ракурс: необходимость технической подготовки в работе с самым элементарным музыкальным инструментом. Очевидная для каждого музыканта истина, как оказалось, не переносилась педагогами на работу со свирелью. А отсюда и такие негативные последствия, как интонационная неустойчивость, вызывающая фальшь и сипящий звук. От упражнений - к исполнительской технике - идя по такому пути, воспитанники М.А. Игнатовой, к

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 4 (36)

Космовская М. Л. Научно-практическая деятельность факультета искусств Курского государственного университета по музицированию в общероссийском масштабе: факты истории

примеру Алиса Свиридова, не только завоевывают первые лауреатские места на международных конкурсах-фестивалях, но и радуют своим искусством многочисленных слушателей.

Круглый стол по итогам конкурса-фестиваля и конференции завершил работу форума, создав Всероссийский оргкомитет для подготовки II конкурса-фестиваля по инструментальному музицированию, включив в него наиболее активных представителей из всех городов, принявших участие в конкурсе 2015 г. Для новой программы на 2016 год предложено включить тему «Проблемы группового интонирования на свирели», «Система перехода от свирели к блок-флейте», «Инструментарий для работы на разных ступенях общего музыкального образования» и др.

После закрытия конференции представители оргкомитета с гостями нашего города уехали в Коренную пустынь для посещения Музея Курской битвы (ставка Рокоссовского, блиндаж), Мемориального музея «Курская коренная Рождества Пресвятой Богородицы пустынь» и мужского монастыря.

Краткий обзор фактов истории I Всероссийского (с международным участием) детско-юношеского творческого конкурса-фестиваля «Наш Свиридов», посвященного 100-летию композитора, показывает, что работа по созданию системы внедрения практического музицирования в педагогический процесс общеобразовательной школы, начатая в Курском государственном университете в 1990 г., продолжена и получила весьма немалое распространение в самых отдаленных уголках России. За истекшие четверть века накоплен огромный опыт, нуждающийся в обобщении и обнародовании, выработаны формы и методы по всеобщему приобщению детей к музыке через их собственное исполнение.

Почти у каждого из учителей-практиков собирается свой видеоархив, публикация которого в электронном варианте могла бы существенно активизировать распространение остро необходимого сегодня опыта. Так, к примеру, в ходе конференции Н.В. Байдина [2015] (Казань) представила фрагменты своей работы с родителями первоклассников, Л.В. Ульянова [2015] - видеозаписи собственной работы, причем, опираясь на методику К. Орфа, педагог сама изобретает все новые и новые методы и приемы, игры и потешки.

Социологические данные об экологической ситуации в стране и здоровье детей далеки от утешительных. В этой ситуации здоровьесбережение и восстановительные процессы, которые наблюдаются при работе со свирелью, вполне способны внести положительные сдвиги при включении этого инструмента во всеобщую систему музыкального образования.

По итогам форума созданы два сборника - музыкально-литературных детскоюношеских работ номинации «Слово о музыке» и научно-практического сборника «Инструментальное музицирование в школе: история, теория и практика»; размещен во всемирной глобальной паутине гала-концерт исполнительской номинации.

Продолжается работа по анкетированию музыкантов по проблемам музицирования в школе. Отголоски о прошедшем форуме слышны по всей России: и из Ханты-Мансийского автономного округа [Порунова], и из Вологды [Конкурс-фестиваль]. Но главное, и это отмечалось на круглом столе и в письменных пожеланиях участников, -был обеспечен трехдневный контакт ученых и педагогов-практиков, который уже продолжается в переписке по электронной почте; состоялся обмен опытом и выявлены приоритетные направления поиска для музицирования на свирели в целом (акустика и

ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕОЛОГИЯ

работа со звуком, поиск новых возможностей самых элементарных инструментов и пути перехода на мастеровые свирели, создание оркестровых коллективов, расширение репертуара и т.д.) и для каждого учителя; утверждена форма очно-заочного детскоюношеского конкурса-фестиваля с итоговой научно-практической конференцией для последующей встречи, в 2016 году.

Объединение ученых-исследователей, преподавателей и учителей музыки, а также музыкальных руководителей детских садов общей идеей и поиском решения проблем, с которыми они сталкиваются, приходя на занятия-уроки, - вот то, ради чего и был организован прошедший форум. В таком ежегодном поиске, с постоянным расширением географических рамок участников и повышением исполнительского уровня за счет целенаправленной работы над интонацией, видится перспективность и научных исследований. Поскольку, как справедливо отметила М.А. Игнатова, «свирель - инструмент мира» [Игнатова 2015: 217], выход за пределы нашей Родины вполне целесообразен, тем более что Украина уже была представлена на прошедшей в 2015 г. конференции.

Звук и музыка - мало используемая в политических баталиях сила. И работа со свирелью или украинской сопилкой вполне может стать механизмом к восстановлению утраченного: через осознание детьми самоценности жизни и искусства. «В единении -сила: да будет наш девиз» [РНБ Финдейзен 1892], - написал в одном из дневников Н.Ф. Финдейзен, и справедливость этих его слов мы видели в дни проведения конференции «Инструментальное музицирование в школе: история, теория и

практика».

Таким образом, полгода работы научно-исследовательской лаборатории музыкально-компьютерных технологий (инициатора проведения факультетского и инструментального конкурса с конференцией) кафедры методики преподаваниям музыки и изобразительного искусства (взрастившей устроителя конкурса гитаристов -кандидата исторических наук Д.В. Бычкова [Бычков] и принявшей активное участие в организации и работе жюри) факультета искусств показали, что новая форма работы очень востребована как среди студентов Курского государственного университета, так и по всей России, о чем говорит хотя бы география всероссийских конкурсов, совокупно охвативших более 40 субъектов Российской Федерации.

Увлеченность детей процессом музицирования, ярко проявившаяся в дни проведения конкурсов, говорит о том, что страна тянется к инструментальному музицированию, к показу собственных достижений, к тому, чтобы получить эстетическое удовольствие от игры на музыкальных инструментах и подарить его слушателям. Яркие впечатления еще будут сохраняться в памяти у всех участников и слушателей.

Радость, сиявшая в глазах юных исполнителей и подростков, студентов и взрослых в ходе проведения мероприятий, - вот, пожалуй, то единственно верное мерило, которым можно охарактеризовать результат трех проведенных конкурсов, два из которых были еще и фестивалями, то есть сопровождались массовыми музыкальными действами. И этой радостью мы рады поделиться со всеми, кто задумывается об искусстве звуков, о его роли в повседневной жизни социума и значении музицирования: от элементарных игрушек-инструментов (см., к примеру, гала-концерт исполнителей на элементарных инструментах, центральным из которых была свирель [Г ала-концерт]) - до классических.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 4 (36)

Космовская М. Л. Научно-практическая деятельность факультета искусств Курского государственного университета по музицированию в общероссийском масштабе: факты истории

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ)

Финдейзен Н.Ф. О введении в программу учебного плана Народной школы курса ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ МУЗЫКИ. Докладная записка и программа одногодичного курса. (18 сент. 1918 г) // ОР РНБ. Ф.816. Оп.1. Ед. хр. 258. 7 л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Финдейзен Н. Ф. О необходимости издания полного музыкального словаря на русском языке и о способах его составления. СПб., 1892 // ОР РНБ. Ф.816. Оп.1. Ед.хр.454. 2 л. Машинопись.

ПУБЛИКАЦИИ

Байдина Н.В. Профессия учителя музыки и практическое музицирование в школе // Инструментальное музицирование в школе: история, теория и практика: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / гл. ред. М.Л. Космовская, редколл. С.А. Боженов, В.А. Лаптева,

О.М. Молодых. Курск: Курск. гос. ун-т, 2015. С. 154-165.

Бычков Д. Личный сайт. 2014. URL: http://danilbychkov.ru/ (дата обращения: 5.05.2015).

Гала-концерт конкурса-фестиваля «Наш Свиридов» [Электронное издание]. Курск: Курск. гос. ун-т, 2015. URL: https://www.youtube.com/watch?v=VeDO1yk2U9E (дата обращения: 19.08.2015)

Гуманитарная наука в изменяющейся России: состояние и перспективы развития: материалы VIII Региональной науч.-практ. конф. РГНФ / под общ. ред. Ю.Ф. Мелихова; отв. ред. М.Л. Космовская и В. А. Лаптева. Курск: Курск. гос. ун.-т, 2006. 1111 с.; фото, аудио и видеоматериалы. Гос. регистрация 0320601545, свидетельство от 30.10.2006. URL:

http://www.kursksu.ru/documents/science conferences/rgnf.pdf. (дата обращения: 01.06.2015).

Игнатова М.А. «Творческая мастерская Лель» Детской музыкальной школы города Тынды Амурской области // Инструментальное музицирование в школе: история, теория и практика: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / гл. ред. М.Л. Космовская; редкол. С.А. Боженов,

В.А. Лаптева, О.М. Молодых. Курск: Изд. Курск. гос. ун-та, 2015. С. 217-219.

Игнатова М.А. Славянская свирель в ДМШ: некоторые направления в работе над кантиленой // Там же. С. 291-295.

Инструментальное музицирование в школе: история, теория и практика: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / гл. ред. М.Л. Космовская, редкол. С.А. Боженов, В.А. Лаптева, О.М. Молодых [Электронное издание]. Курск: Курск. гос. ун-т, 2015. 302 c. URL:

http://kursksu.ru/documents/science conferences/music.pdf (дата обращения: 19.08.2015).

Искусство в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы: материалы региональной науч.-практ. конф. / под ред. М.Л. Космовской (отв. ред.), З.И. Гладких, Е.Н. Кирносовой. Курск: Курск. гос. пед. ун-т, 2001. 223 с.

Искусство в системе гуманизации общего и профессионального образования: материалы Всерос. научно-практ. конф. / под ред. З.И. Гладких (отв. ред.), Е.Н. Кирносовой, М.Л. Космовской. Курск: Курск. гос. пед. ун-т, 2002. 285 с.

Конкурс-фестиваль «Наш Свиридов» (СОШ 31) // Муниципальная система образования. Управление образования Администрации города Вологды: МОУ СОШ № 31. URL:

http://www.vologda.edu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2117: -l-r&catid=42:2010-03-11-19-52-33&Itemid=60 (дата обращения: 19.08.2015)

Космовская М.Л. Освоение звукового пространства как фундаментальное знание в системе общего образования: проблемы и перспективы // Музыкальное искусство и музыкальное образование: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 9 / науч. ред. В. И. Адищев. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т., 2013. С. 23-29.

Космовская М.Л. Реформы образования и музыкальное воспитание // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. №2 (30). URL: http://scientific-notes.ru/index.php?page=6&new=35 (дата обращения: 19.08.2015).

Космовская М.Л. История первого всероссийского конкурса исполнителей на классической гитаре в Курске // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. №3 (35). URL: www.scientific-notes.ru/pdf/040-011.pdf (дата обращения: 15.10.2015).

Космовская М.Л., Шевцов В.Н. Слово и звук в русской культуре Х1Х-ХХ1 веков (к проблеме изменения общественного сознания и его отражения в музыке) // Состояние и проблемы развития гуманитарной науки в Центральном регионе России: тр. 6-й Региональной науч.-практ. конф. г. Калуга, 26-29 мая 2004 г. / отв. ред. А.В. Дерягин. Калуга: Полиграф-Информ, 2004. С. 79-83.

ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕОЛОГИЯ

Космовская М.Л. Буквы в рифмах и звуках: учеб. пособие для работы с детьми от 3 до 7 лет. СПб.: Вакс, 1995. 20 с.

Лаптева В.А. Математика в рифмах и звуках: Звукозапись / общ. ред. и предисл. М.Л. Космовской. Курск: Курск. гос. ун-т, 2005. С. 2-6.

Лаптева В.А. Музыкальная математика для детей 4-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2003. 48 с.

Лаптева В.А. Математика... Это песня, которая всегда с тобой // Начальная школа плюс до и после. 2002. № 7. С. 26-33.

Лаптева В.А. Музыка в школе - не только урок музыки // Музыка в школе. 2006. № 6. С. 28-31.

Лаптева В.А. Человек в звучащем пространстве: история и современность в ракурсе образовательных проблем // Ученые записки: Электронный научный журнал Курского государственного университета». 2013. № 1(25). URL: www.scientificnotes.ru/pdf/029-025.pdf (дата обращения: 5.05.2015)

Музыка в провинции: традиции бытования и перспективы художественного образования: материалы всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. / гл. ред. М.Л. Космовская; отв. ред. В.А. Лаптева и Л.А. Ходыревская. Курск: Курск. гос. ун-т, 2013. 332 с. URL:

http://www.kursksu.ru/documents/science conferences/Music-in-the-province.pdf (дата обращения: 1.06.2015)

Музыка в современной школе: проблемы и перспективы: материалы науч.-практ. интернетконференции, посвящ. 90-летию со дня рождения Г.В. Свиридова (20-25 сентября 2005 г.) / под ред. М.Л. Космовской и В.А. Лаптевой. Техн. исполн. - Ю.В. Некрасов. Гос. регистрация 0320501544 от 19 января 2006 г. Курск: Курск. гос. ун-т, 2005. 153 с.

Музыка во времени и пространстве: памяти Г.В. Свиридова. «Песнопения и молитвы» Георгия Свиридова в контексте современной духовной культуры России (23-25 сентября 2003 года, Курск): материалы открыт. всерос. науч. конф. / гл. ред. А.С. Белоненко, ред. М.Л. Космовская и Т.А. Брежнева. Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. 213 с.

Музыка изменяющейся России: материалы всерос. науч.-практ. конф. / гл. ред. М.Л. Космовская, отв. ред. В.А. Лаптева и Л. А. Ходыревская. Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. 346 с. URL: http://www.kursksu.ru/documents/science conferences/muz.pdf. (дата обращения: 1.06.2015).

Музыкально-просветительская работа в прошлом и современности (к 90-летию учреждения Г.Л. Болычевцевым «Народной консерватории» в Курском крае): материалы междунар. науч.-практ. конф. / гл. ред. М.Л. Космовская, отв. ред. С.Е. Горлинская, Л. А. Ходыревская. Курск: Курск. гос. ун-т, 2010. Свидетельство 20347 от 5 октября 2010 г. Гос. регистрация №0321001984. URL: http://www.kursksu.ru/pages/scientific conferences. (дата обращения: 1.06.2015).

Некоторые проблемы музыкального образования - 2003: материалы науч.-практ. интернетконференции «Музыкальное образование в пространстве-времени культуры» (4-6 декабря 2003 г.) / под ред. М.Л. Космовской. Рег. № 0320401329. Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2004. 191 с.

Номинация «Инструментальное музицирование» (Результаты) [Электронное издание]. Курск: Курск. гос. ун-т, 2015. URL: http://kursksu.ru/documents/science_conferences/music_3.pdf (дата обращения: 19.08.2015).

Номинация «Слово о музыке» (Результаты) [Электронное издание]. Курск: Курск. гос. ун-т, 2015. URL: http://kursksu.ru/documents/science_conferences/music_4.pdf (дата обращения: 19.08.2015).

Подготовка будущего учителя к реализации образовательной области «Искусство» в начальной школе (вопросы истории, теории, практики): материалы региональной науч.-практ. конф. / ред. колл. З.И. Гладких (отв. ред.), М.Л. Космовская, Д.И. Мищенко и др. Курск: Курск. гос. пед. ун-т, 2000.

Порунова И.В. I Всероссийский детско-юношеский творческий конкурс-фестиваль «Наш Свиридов»: Новости МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» г. Мегион ХМАО - Югра. URL: http://shkola9.edu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2513:festival-sviridov&catid=278&Itemid=525 (дата обращения: 19.08.2015).

Просветительство как форма освоения музыкального наследия: прошлое, настоящее, будущее: материалы междунар. науч.-практ. конф. / гл. ред. М.Л. Космовская. отв. ред. С.Е. Горлинская, Л. А. Ходыревская. Курск: Курск. гос. ун-та, 2012. 323 с. URL:

http://www.kursksu.ru/documents/science conferences/sbornikc.pdf (дата обращения: 1.06.2015).

Слово о музыке: сб. ст. победителей литературно-музыкальной номинации I Всерос. детскоюношеского конкурса-фестиваля «Наш Свиридов»: к 100-летию со дня рождения композитора / гл. ред. М.Л. Космовская; редколл. В.А. Лаптева, О.М. Молодых, С.А. Боженов [Электронное издание]. Курск: Курск. гос. ун-т, 2015. 105 c. URL: http://kursksu.ru/documents/science conferences/music 2.pdf (дата обращения: 19.08.2015).

Современная музыкальная культура в зеркале архивов русских музыкантов: по итогам научноисследовательской практики в центральных хранилищах России: Москва, Клин, Санкт-Петербург: 31 октября - 12 ноября 2011 года / отв. ред. М.Л. Космовская. Ред. С.Е. Горлинская и Л.А. Ходыревская. Курск: Курск. гос. ун-т, 2011. 127 с. URL: http://www.kursksu.ru/documents/science conferences/sovr-muz-kult.pdf (дата обращения: 1.06.2015).

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 4 (36)

Космовская М. Л. Научно-практическая деятельность факультета искусств Курского государственного университета по музицированию в общероссийском масштабе: факты истории

Ульянова Л.В. Возможности Орф-метода в музыкальном обучении // Инструментальное музицирование в школе: история, теория и практика: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / гл. ред. М.Л. Космовская; редколл. С.А. Боженов, В.А. Лаптева, О.М. Молодых. Курск: Курск. гос. ун-т, 2015. С. 220-228.

Церковь и искусство: материалы IX Всерос. научно-образовательных Знаменских чтений «Традиционные ценности в условиях глобализации» / гл. ред. М.Л. Космовская, техн. ред. Л. А. Ходыревская. Курск: Курск. гос. ун-т, 2013. 267 с.

http://www.kursksu.ru/documents/science conferences/The-Church-and-the-Arts.pdf (дата обращения:

1.06.2015).

Церковь и искусство: материалы X Междунар. научно-образовательных Знаменских чтений «Формирование и развитие исторического типа русской цивилизации: к 700-летию рождения преподобного Сергия Радонежского»: 19-20 марта 2014 г. / гл. ред. М.Л. Космовская; отв. ред. Л.А. Ходыревская. Курск: Курск. гос. ун-т, 2014. 98 c. URL:

http://www.kursksu.ru/documents/science conferences/conf-20 03 01.pdf. (дата обращения: 1.06.2015).

Церковь и искусство: материалы XI Междунар. научно-образовательных Знаменских чтений «Русская цивилизация в свете исторического выбора святого князя Владимира» / под ред. М.Л. Космовской. Курск: Курск. гос. ун-т, 2015. 224 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.