УДК 930.85
ИСТОРИЯ ПЕРВОГО ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА ИСПОЛНИТЕЛЕЙ НА КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЕ В КУРСКЕ
© 2015 М. Л. Космовская
докт. искусствоведения, профессор, зав. кафедрой методики преподавания музыки и изобразительного искусства e-mail: KosmosvskayaML@,outlook. com
Курский государственный университет
В статье дан аналитический обзор фактов прошедшего в Курском государственном университете Первого всероссийского конкурса исполнителей на классической гитаре -новой страницы музыкальной жизни Курского края и России.
Ключевые слова. История культуры, всероссийский конкурс, академическая гитара, образование и воспитание.
Фиксация значимых исторических фактов и их первоначальная оценка - то, без чего спустя десятилетия невозможно воссоздание истории культуры. Одним из таких важных событий современности является конкурс исполнителей на классической гитаре, прошедший на базе Курского государственного университета в 2015 г.
Всероссийские и международные конкурсы для курян не новинка: за последние десятилетия проходит в нашем городе их немало. Наиболее престижными стали конкурсы исполнителей народной песни имени Надежды Плевицкой, классического вокала - имени Г.В. Свиридова, баянистов и аккордеонистов - имени В.Ф. Гридина. Эти три конкурса носят имена наших всемирно известных земляков: начинались они с фестивалей - сначала областных, потом региональных, затем всероссийских - и со временем вышли на международный уровень. Новый конкурс, который впервые прошел в Курске с 23 по 25 февраля на базе факультета искусств Курского государственного университета, сразу взял планку всероссийского конкурса исполнителей на классической гитаре.
В процессе организации было немало волнений и сомнений, уверенности в положительном результате не было почти ни у кого, кроме инициаторов и главных организаторов. Тем не менее, конкурс организованный в Курске, стал яркой страницей музыкальной жизни не только нашего города, но и России: на предложение молодого кандидата исторических наук, лауреата первых премий и обладателя Гран-при десятков всероссийских и международных конкурсов Данила Бычкова и обладателя также немалых наград Александра Артемого (оба со школьных лет прошли фундаментальную школу артиста Курской государственной филармонии, доцента кафедры методики преподавания музыки и изобразительного искусства КГУ Олега Витальевича Овчаренко) откликнулись представители 34 городов и населенных пунктов нашей страны.
География прошедшего конкурса обширна: Москва и Московская область (Алексеевка, Дмитровград, Домодедово, Коломна, Мытищи, Одинцово, Озеры, Протвино, Пушкино, Серпухов и др.), Белгород и поселок Северный, а также Старый Оскол Белгородской обл., Брянск и село Супонеево Брянской области, Вологда, Воронеж, Котово Нижегородской обл., Липецк, Мирный Архангельской обл., Орел, Рязань, Самара, Саранск, Сыктывкар, Тамбов, Энгельс, Ярославль и др. Первоначально было подано 145 заявок, из которых 109 были подтверждены участием (включая ансамбли - более 150 человек). Из ранее заявленных в Курск не приехали только исполнители из Читы.
ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕОЛОГИЯ
Столь мощный отклик России на предложение Александра Артемого и Данилы Бычкова вызван был, безусловно, прежде всего, высоким исполнительским рейтингом в нашей стране и за рубежом его главных организаторов. Еще одним положительным и привлекающим фактором стала полная информационная открытость: на специально созданном сайте была размещена многоплановая и разнообразная информация - цели и задачи, Положение, состав жюри и проч. [Первый]. Эти же сведения были продублированы на нескольких профессиональных сайтах (к примеру, на форуме гитаристов [Форум] и «Гитарного журнала» [Гитарный]), а также, в сокращенном виде, на личных страницах инициаторов проведения конкурса в социальных сетях.
К тому же на сайтах Д. Бычкова [Бычков] и А. Артемова [Артемов Биография] мы знакомимся не только с фактами их биографий, но и с уровнем гитарного исполнительства в видеовариантах [Артемов Бычков Возвращение]. Они настолько современны, что даже уроки игры на гитаре предлагают проводить по скайпу [Артемов Уроки] и тут же, на отдельной странице сайта вывешивают собственное поурочное пособие как первые бесплатные уроки для гитаристов [Артемов Первые], а также готовы работать по освоению гитарного исполнительства в непосредственном контакте с начинающими музыкантами [Бычков Уроки].
Немаловажную роль в том, что с первого года конкурс взял столь высокую планку, сыграл состав жюри, особенно приезд в Курск его председателя - Евгения Юльевича Финкельштейна, профессора, заведующего кафедрой классической гитары Московской государственной классической академии им. Маймонида, а также активно концертирующего по всему миру гитариста из Нижнего Новгорода - Григория Владимировича Новикова. Остальные два участника жюри - куряне: Олег Витальевич Овчаренко, артист филармонии, доцент кафедры МПМиИИ КГУ, и автор этой статьи, Марина Львовна Космовская.
Открытие конкурса состоялось 23 февраля в 19.00 в актовом зале Курского государственного университета (бывшем рекреационном зале Мариинской гимназии) - в старейшем и лучшем по акустике концертном помещении Курской области. В первый вечер после приветственных слов к участникам конкурса с пожеланием им творческих успехов, сказанных ведущим концертов, студентом магистратуры факультета искусств Ильей Дубчаком (студентом из Молдовы), с концертом выступили известные российские музыканты-гитаристы Евгений Финкельштейн и Григорий Новиков.
Окутывающий и покоряющий звук гитары, без внешних эффектов и циркачества; звучание почти всех произведений в умеренных темпах - высшее исполнительское мастерство Евгения Финкельштейна [Финкельштейн] дало для детей и юношества, игравших в последующие дни, тот образец рождения звука струны, к которому следует стремиться каждому музыканту, взявшему в руки гитару. Гитарист концертирует по России и странам бывшего СССР, Австрии, Великобритании, Германии, Чехии и другим странам Европы, активно участвует в гитарных фестивалях и проводит летние школы исполнительского мастерства в Москве.
Разнообразие стилистических интересов и виртуозность Григория Новикова совершенно покорили слушателей, умножив число поклонников его мастерства во всем мире, ведь только за три последних года он концертировал, помимо России, в Европе (Австрия, Белоруссия, Испания, Италия, Германия, Греция, Украина, Франция, Хорватия), Азии (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Тайланд) и Северной Америке (Мексика).
Актовый зал, переполненный участниками конкурса и курскими гитаристами, очень тепло принял незаурядное исполнительство именитых музыкантов, которые с 9 утра следующего дня приступили к прослушиванию молодых гитаристов.
Во второй вечер конкурса, 24 февраля, в этом же зале состоялся концерт инициаторов гитарного соревнования - дуэта Данилы Бычкова и Александра Артемова,
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3 (35)
Космовская М. Л. История первого всероссийского конкурса исполнителей на классической гитаре в Курске
лауреатов десятков конкурсов всех уровней, недавних учеников одного из членов жюри -О.В. Овчаренко.
Участники номинаций «солисты» и «ансамбли» подразделялись на четыре группы: до 10 лет включительно; с 11 по 14 лет; с 15 по 18 лет и отдельно учащиеся музыкальных училищ и колледжей.
В связи с массовостью конкурса прослушивание исполнителей в первый день работы происходило в два потока: в каждом конкурсантов оценивали два человека из жюри, к которым присоединились директор конкурса - Данила Бычков (выпускник аспирантуры КГУ 2013 года, кандидат исторических наук 2014 года) и художественный руководитель - Александр Артемов (магистрант МГКА им. Маймонида).
Свои репетиционные классы и аудитории для конкурсных выступлений предоставил факультет искусств, студенты которого активно участвовали в сопровождении конкурса: встречали и провожали гостей, вели концерты, объявляли конкурсные номера на прослушиваниях и т.д. Новый корпус Курского государственного университета: большие фойе, светлые просторные классы, а также доброжелательность педагогического состава факультета и всех, с кем встречались дети и взрослые, всегда готовые помочь и советом, и делом, - все это оставило благостное впечатление у участников конкурса, которые, ожидая своей очереди, как истинные музыканты, продолжали репетировать в каждом свободном уголке факультета: гитаристу нужно только свободное место, где можно чтобы присесть и взять в руки гитару.
В процессе конкурса, во время немногочисленных перерывов, давая оценку происходящему, Е.Ю. Финкельштейн отметил: «Где-нибудь за границей, в маленькой Европе, международный конкурс, если соберёт человек 50, они счастливы» [Подтуркина]. И добавил: «Впечатление очень солидное, основательное. Здесь надо сказать слова благодарности отважным людям, прекрасным музыкантам, лауреатам международных конкурсов Александру Артемову и Данилу Бычкову за то, что они не побоялись поднять эту махину» [Рязанцева].
Все прослушивания проводились в традиционном для современных исполнительских конкурсов открытом режиме - в присутствии всех желающих, а при необходимости (как это было в номинации «Учитель-ученик»), когда свободных мест в самых больших аудиториях факультета для слушателей уже не оставалось, - и при открытых дверях.
Конкурсные мероприятия, помимо концертов и прослушиваний, включали и интереснейшие мастер-классы членов жюри из Москвы и Нижнего Новгорода.
Разносторонним было информационное освещение конкурса: В.А. Лаптевой ежедневно отправлялись сообщения на сайт университета (см. Архив новостей на сайте Курского государственного университета от 24-26 февраля 2015 года); в новостных программах ГТРК «Курск» [Подтуркина, Черненко] и телерадиокомпании «Сейм» [Рязанцева] по несколько раз в день проходила информация о конкурсе, проводилось интервьюирование организаторов, участников и членов жюри. Благодаря такому подходу к организации мероприятия сохранилась фрагментарная информация о впечатлениях участников, о них самих и их планах.
Так, к примеру, в объектив телекорреспондентов попали сестры Ангеловы из Ярославля - студентки 4 курса музыкального училища, по итогам конкурса - лауреаты I степени среди ансамблей и победители в номинации «Солисты» (лауреат II степени -Любава Ангелова, лауреат III степени - Ирина Ангелова) в группе учащихся средних специальных учебных заведений, которые так ответили на вопрос о творческом волнении: «Да с ним не справиться... - мы с ним миримся. Да, есть волнение, никуда от него не деться. Главное, чтобы это в страх не перерастало» [Подтуркина]. Говоря о себе, они дали очень существенный совет юным музыкантам. Студенты и преподаватели факультета искусств КГУ во главе с деканом - Георгием Джунгловичем Пилишвили сделали все,
ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕОЛОГИЯ
чтобы сохранялся радостный творческий дух и дети чувствовали себя комфортно и свободно.
Так в чем же смысл подобных встреч музыкантов и их соревнования в достигнутом уровне исполнительского мастерства? По мнению председателя жюри, конкурсы в сегодняшней музыкальной практике занимают совершенно особое место: «Когда детки просто занимаются, это хорошо. Иногда им хочется, иногда им не очень хочется. Когда впереди ожидает конкурс, то уровень заинтересованности другой: они занимаются со страшной силой. И в этот момент они творчески растут» [Подтуркина]. Это мнение профессора, педагога. Работа над звуком, над собственным и особым звукоизвлечением, его подачей - главный его совет начинающим. Воплощать в практику этот совет можно годами... А Александр Аношин из Саранского музыкального училища так ответил на вопрос о его стремлении к участию в конкурсе: «Узнаешь много нового, интересного и полезного, что может помочь в дальнейшем развитии как музыканта. Какие-то технические приемы. Избавление от зажатости левой руки. Можно вешать на сгибе локтя нетяжелый груз. Сумку пустую или еще что-то. И, соответственно, от этого левая рука будет правильнее» [Черненко].
Для участников же, помимо полученных ими уроков мастерства, важны были и вещественные награды. Об этом Д. Бычков, еще до окончания конкурса, сообщил корреспонденту ГТРК «Курск» следующее: «За Гран-при, за самое высокое место, предусмотрена гитара ручной работы. За первые места мы предусмотрели бесплатное посещение мастер-классов в летней гитарной школе в Москве. За вторые и третьи места -подарки от музыкальных магазинов» [Подтугина].
Подведение итогов конкурса и торжественное награждение победителей состоялось 25 февраля в 21.00, незадолго до отхода московских поездов. Более половины участников получили свои заслуженные награды - дипломы лауреатов, дипломантов и участников (52 человека). Гран-при конкурса, по единодушному мнению жюри, вместе с новой долгожданной профессиональной гитарой, был вручен Ивану Колесникову, учащемуся Детской музыкальной школы им. А.М. Иванова-Крамского (преподаватель Д. В. Бородаев).
Как справедливо отметила корреспондент ГТРК «Курск», «самая главная для победителей и призёров награда - статус лучших исполнителей страны» [Подтуркина]. Добавим - и осознание участия для всех остальных начинающих гитаристов в прекрасном форуме гитарного мастерства с перспективой собственных будущих побед на предстоящих конкурсах в Курске. И еще одно замечание как члена жюри. Каждый победитель да и каждый участник конкурса был своеобразен и неповторим: на протяжении всех прослушиваний не было ни одного «провального» выступления - все показали себя с самой лучшей стороны. Каждый был артистом и музыкантом. Отмечены же дипломами те, кто уже достиг высокого уровня исполнительского мастерства и сумел совладать со сценическим волнением.
Таким образом, первый всероссийский конкурс гитаристов в Курске прошел, безусловно, успешно, несмотря на некоторые досадные недоработки из-за большого количества участников (самым досадным видится несостоявшийся, хотя и объявленный в Положении, гала-концерт - прослушивания и работа жюри закончились слишком поздно), и, по нашим ощущениям, открыл новую страницу в жизни факультета искусств, показав, что наш университет готов к приему и организации музыкальных соревнований столь большого масштаба.
Следует отметить выявленную проведенным мероприятием очень высокую востребованность конкурса в России, огромное стремление детей и родителей к участию в соревнованиях такого уровня и профиля. Особо подчеркнем, что конкурс прошел за счет организационных взносов участников и при поддержке Комитета по делам молодежи и
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015.
№ 3 (35)
Космовская М. Л. История первого всероссийского конкурса исполнителей на классической гитаре в Курске
туризму Курской области, Учебно-методического центра Комитета по культуре Курской области, на базе кафедры методики преподавания музыки и изобразительного искусства Курского государственного университета.
Уже сегодня можно говорить о том, что факультет искусств готов к проведению II конкурса гитаристов в еще более широком масштабе (с выведением его на международный уровень) и задействованию студентов не только средних специальных, но и высших учебных заведений. У нас есть уже задел и возможности для организации конкурсов-аналогов: вокалистов, народников, оркестрантов и т.д.
Сотрудничество с инициатором и директором конкурса Данилой Бычковым может быть и в дальнейшем успешным, так как всю подготовительную работу (информационное оповещение - создание специального сайта конкурса и постоянное его сопровождение, сбор заявок и их систематизация и проч.) он выполнил самостоятельно. Сложившаяся в 2015 году система подготовки и проведения конкурса на базе кафедры методики преподавания музыки и изобразительного искусства может быть признана оправдавшей себя, и вполне реально воплощать ее в будущем. Вот корреспондентский взгляд со стороны на происходившее в конкурсные дни: «“Ни минуты покоя” - именно в таком формате прошел в Курске конкурс гитаристов. С утра и до вечера - прослушивания участников. После эстафету принимали мастер-классы. Именитые гитаристы делились с исполнителями секретами мастерства. <...> Первый всероссийский конкурс гитаристов на курской земле достойно зарекомендовал себя. Об этом говорили и приглашенные гости, и участники из других регионов. А потому организаторы намерены сделать это музыкальное состязание ежегодным» [Черненко].
Подчеркнем, что проведение подобных мероприятий существенно повысит отношение к профессии музыканта в нашем регионе. И не только в Курской области. Ведь почти в каждом из регионов, в каждом городе и поселке были отмечены участники курского конкурса. Так, к примеру, на официальном сайте администрации города Серпухова Московской области (заметка от 3 марта 2015 года) была опубликована статья «Гитара принесла удачу» о том, что Дарья Зыбова стала дипломантом в номинации «Солисты» [Гитара].
Устраивая музыкальные форумы, надо осознавать, что малопознанное звуковое пространство классической музыки воздействует на человека с огромной созидательной силой, увлекая слушателя, проникая в самую глубину души. Об этом говорил в своем интервью Данил Бычков: «Нам нравится классическое направление, гитарная классика, Фернандо Сор, Джулиани. Они хорошо звучат в больших залах. Классическая музыка каждый уголок зала прозвучивает и увлекает своим звучанием слушателей» [Рязанцева]. А Евгений Финкельштейн давал такие наставления: «Я бы хотел им прежде всего пожелать особого внимания к звуку. Чтобы гитарный звук был красивым. Влюбиться в красивый звук. И долгой увлеченности инструментом. Долгая увлеченность порождает систематические занятия. А это уже дает результат настоящий» [Черненко]. Отметим, что эти идеи оказались очень созвучны научным разработкам кафедры, ставшей базовой для проведения конкурса: осознанием роли звука в современном мире преподаватели занимаются уже не один год. И в плане научно-практических искусствоведческих обобщений [Космовская 2003, 2004, 2013, 2014], и для создания концепции звукового пространства образования с целью его организации и корректировки [Лаптева 2002, 2003, 2006, 2013]. Прошедший же конкурс дает новый ракурс и мощный импульс научным обобщениям.
К этому искусству, искусству самовыражения в звуке, и созданию особой, творческой звуковой среды уже идут участники конкурса, особенно его лауреаты и дипломанты, да и все те, кто участвовал в конкурсе: посвящая гитаре сокровенные мечты, они вырастают до их осуществления. Погружаясь в звук, рождаемый музыкальными инструментами под их руками, с их дыханием, дети преображаются. А это - реальный
ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕОЛОГИЯ
путь для духовного оздоровления и становления самосознания в процессе живого общения с музыкой в собственном исполнении не только для детей и юношества, играющих на гитаре, но и для их слушателей и почитателей.
Библиографический спаисок
Артемов А. Биография. URL: http://artyomov.com/ (дата обращения: 1.03.2015).
Артемов А. Первые уроки игры на гитаре. URL: http://artyomov.com/category/perwe-uroki-igry-na-gitare/ (дата обращения: 5.05.2015).
Артемов А. Уроки гитары по скайпу. URL: http://artyomov.com/guitar-skype/ (дата обращения:
1.03.2015) .
Артемов А., Бычков Д. Возвращение ветров Н. Кошкина: Видео дуэта. URL:
http://artyomov.com/returning-of-the-winds/ (дата обращения: 5.05.2015).
Бычков Д. Личный сайт. URL: http://danilbychkov.ru/ (дата обращения: 5.05.2015).
Бычков Д. Уроки игры на классической гитаре. URL: http://danilbychkov.ru/lessons/ (дата обращения:
5.05.2015) .
Гитара принесла удачу // Официальный сайт администрации города Серпухова Московской области. 2015. 3 марта. URL: http://serpuhov.ru/novosti/gitara-prinesla-udachu. (дата обращения: 5.05.2015).
Гитарный журнал. URL: http://guitarmag.net/kursk-guitar-competition-2015/#ixzz3ULlwpziV (дата обращения: 5.05.2015).
Космовская М.Л. Музыка внеевропейских цивилизаций и стандарты специального профессионального образования (к проблеме освоения национальных звуковых систем) // Картинная мира и способы ее репрезентации: сб. науч. тр. / Научные доклады конференции «Национальные картины мира: язык, литература, культура, образование» (21-24 апреля 2003 г., Курск); ред. Л.И. Гришаева, М.К. Попова. Воронеж: ВГУ, 2003. - С. 291-295.
Космовская М. Л. Освоение звукового пространства как фундаментальное знание в системе общего образования: проблемы и перспективы // Музыкальное искусство и музыкальное образование: межвузовский сб. науч. тр. Вып. 9 / науч. ред. В. И. Адищев. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т., 2013. С. 23-29.
Космовская М.Л. Реформы образования и музыкальное воспитание // Ученые записки Курского государственного университета: электронное издание. - 2014. - №2 (30). - С. 135-140. URL: http://scientific-notes.ru/index.php?page=6&new=35 (дата обращения: 5.05.2015)
Космовская М.Л., Шевцов В.Н. Слово и звук в русской культуре XIX - ХХ1 веков (к проблеме изменения общественного сознания и его отражения в музыке) / Совм. с В.Н. Шевцовым // Состояние и проблемы развития гуманитарной науки в Центральном регионе России: тр. 6-й Регион. науч.-практ. конф. г. Калуга, 26-29 мая 2004 г. / отв. ред. А.В. Дерягин. Калуга: Полиграф-Информ, 2004. С. 79-83.
Лаптева В.А. Человек в звучащем пространстве: история и современность в ракурсе образовательных проблем // Ученые записки: Электронный научный журнал Курского государственного университета». 2013. № 1(25). URL: www.scientificnotes.ru/pdf/029-025.pdf (дата обращения: 5.05.2015).
Лаптева В.А. Математика... Это песня, которая всегда с тобой // Начальная школа плюс до и после. 2002. № 7. С. 26-33.
Лаптева В.А. Музыкальная математика для детей 4-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2003. 48 с.
Лаптева В.А. Музыка в школе - не только урок музыки // Музыка в школе. № 6. 2006. С. 28-31. Первый Всероссийский конкурс исполнителей на классической гитаре в г. Курске (23-25 февраля 2015 года): Сайт конкурса. URL: http://guitar-competition.ru/ (дата обращения: 5.05.2015).
Подтуркина О. В. Курске завершится первый Всероссийский конкурс юных гитаристов: ГТРК Вести-Курск: URL:
http://player.rutv.ru/iframe/video/id/1181083/sid/kursk/start zoom/true/showZoomBtn/true?time play=13.27&isPla y=true&showPopUpBtn=false&showZoomBtn=true. (дата обращения: 5.05.2015).
Рязанцева А. Гитаристы со всей России съехались в Курск // Сейм: Телерадиокомпания. 2015. 25 февраля. URL: http://sevminfo.ru/gitaristi-so-vsey-rossii-sechalis-v-kursk.html. (дата обращения: 5.05.2015).
Финкельштейн Е.: официальный сайт. URL: http://finkelstein-guitar.com/ (дата обращения: 5.05.2015). Форум гитаристов. URL: http://forum.guitarplayer.ru/index.php?topic=320903.0 (дата обращения:
5.05.2015) .
Черненко Е. В Курске завершился Всероссийский конкурс гитаристов: Новости ГТРК Курск URL: http://gtrkkursk.ru/lenta-novostei/20150226155116 l.html (дата обращения: 5.05.2015)
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3 (35)
Космовская М. Л. История первого всероссийского конкурса исполнителей на классической гитаре в Курске
СОЛИСТЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОНКУРСА
Колесников Иван, Гран-при, преподаватель Д.В. Бородаев, ГБОУДОД г. Москвы «ДМШ им. А.М. Крамского»
Группа A (по 10 лет включительно)
1 место: Сазонова Ксения, преподаватель Ю.А. Головинская, ГБОУОДОД г. Москвы «ДМШ
Шостаковича»
2 место: Кулешова Виктория, преподаватель К.В. Струнин, МАОУДО ОДМШ г. Одинцово
3 место: Савицкая Лада; преподаватель О. Л. Руднева, МОУ ДОД «Озёрская ДШИ»
3 место: Аксенова Мария, преподаватель О. Л. Руднева, МОУ ДОД «Озёрская ДШИ»;
Бобылёв Никита, преподаватель О.Л. Руднева, МОУ ДОД «Озёрская ДШИ»;
Сазонов Георгий, преподаватель В.И. Елисеева, МОУ ДОД ДШИ №9 г. Воронежа.
Диплом: Колганова Анна, преподаватель О. Л. Руднева, МОУ ДОД «Озерская ДШИ»;
Марусина Мария, преподаватель В.Н. Бигус, ГБОУ ДОД г. Москвы «ДМШ им. М.Л. Таривердиева»; Рыжих Евгений, Проняев Захар, Агибалов Кирилл, ДМШ №2 г. Курска, преподаватель Е.А. Крупнова Группа B (от 11 до 14 лет)
1 место: Арсеньева Александра. Преподаватель К.В. Струнин МАОУ ДОД ОДМШ г. Одинцово Московской обл.
2 место: Сибилев Алексей, преподаватель К.В. Струнин, МАОУ ДОД «Сыктывкарская детская музыкально-
хоровая школа»
3 место: Епишев Алексей, преподаватель Л.С. Агнёткина «Филиал Центральной детской музыкальной школы им.
А.А. Алябьева».
Диплом: Калашников Максим, преподаватель Ю.И. Лебединский, МБОУ ДОД «Школа искусств №1 им. Г.В. Свиридова» г. Курска;
Клепиков Артём, преподаватель И.Н. Клепикова, МКОУ ДОД «ДШИ с. Новая Усмань»;
Пеньков Алексей, преподаватель Н.В. Журбенко, ДШИ №5 г. Белгорода;
Зыбина Дарья, преподаватель Т.П. Зимина, МОУ ДОД ДМШ № 3 г. Серпухов;
Немыкин Эдуард, преподаватель А.М. Луценко, ДШИ №3 г. Белгорода.
Группа C (от 15 по 18 лет - за исключением учащихся музыкальных училищ и колледжей)
1 место: Джиоев Дмитрий. Преподаватель С.Г. Абрамов. МБОУ ДОД ДШИ №7 г. Воронежа.
2 место: Ромашевский Глеб, преподаватель О.А. Попов, МБОУ ДОД ДШИ №1 им. Т.П. Николаевой г. Брянска.
3 место: Кошевой Михаил, преподаватель О. Л. Руднева, МОУ ДОД «Озёрская ДШИ»$
Ролдугина Валерия, преподаватель Н.В. Гладыщева, МОУ ДОД ДМШ №10 г. Липецка.
Диплом: Панфилёнок Дмитрий, преподаватель Н.П. Алешникова, МБУ ДО ДМШ №1, г. Белгород;
Хмелевской Павел, преподаватель Л.Б. Фёдорова, МОУ ДОД ДШИ г. Железногорск.
Группа D (с 15 по 18 лет, учащиеся музыкальных училищ и колледжей)
1 место: Кузнецов Николай, преподаватель Д.Ю. Татаркин. 2-й Московский областной музыкальный колледж
им. С. С. Прокофьева.
2 место: Ангелова Любава, преподаватель А.А. Харчев, ГОУ СПО ЯО «Ярославское училище (колледж) им. Л.В.
Собинова».
Попов Кирилл, преподаватель В.В. Румянцев, ОБОУ СПО «Липецкий областной колледж искусств им. К.Н. Игумнова».
3 место: Ангелова Ирина, преподаватель А.А. Харчев, ГОУ СПО ЯО «Ярославское музыкальное училище
(колледж) им. Л.В. Собинова».
Ячминская Оксана, преподаватель О.Н. Филиппова, МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа № 19» г. Самара.
Горохов Андрей преподаватель О. А. Попов, Брянский областной колледж музыкального и изобразительного искусства.
Диплом: Щеглов Крилл, преподаватель В.В. Румянцев, Липецкий областной колледж искусств.
Конев Егор, преподаватель Е.А. Чистотин, Вологодский областной музыкальный колледж.
Калмычкова Арина, преподаватель О.Н. Филиппова, Самарское музыкальное училище им. Д.Г. Шаталова. Гиматдинова Алсу, преподаватель С.Н. Сальников, ГООБУ СПО «Дмитровградское музыкальное училище».
Иванова-им. Д.Д.
АНСАМБЛИ
Группа A (по 10 лет включительно)
1 место — не присуждалось
2 место Савицкая Лада, Аксенова Мария и Колганова Анна, преподаватель О. Л. Руднева, МОУ ДОД «Озёрская
ДШИ»
Группа B (от 11 до 14 лет)
3 место Белов Дмитрий и Пастушенко Антон, преподаватель Ю.М. Пряжников «ДМШ им. А.Б. Гольденвейзера» г.
Москва.
ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕОЛОГИЯ
Диплом: Ансамбль «Птицы» (Чайков Виктор и Жаворонков Николай), преподаватель Н.М. Канаматов, ГБОУ ДОД г. Москвы «ДМШ им. А.Н. Скрябина»
Группа C (от 15 по 18 лет - за исключением учащихся музыкальных училищ и колледжей)
1 место Кошевой Михаил и Рыбин Роман Преподаватель О. Л. Руднева МОУ ДОД «Озёрская ДШИ»
Группа D (с 15 по 18 лет, учащиеся музыкальных училищ и колледжей)
1 место Ангелова Ирина и Ангелова Любава, преподаватель А.А. Харчев, ГОУ СПО ЯО «Ярославское
музыкальное училище (колледж) им. Л.В. Собинова».
2 место Ячминская Оксана и Калмычкова Арина, преподаватель О.Н. Филиппова, «Самарской музыкальное
училище им. Д. Г. Шаталова»
Диплом: Малаховский Денис и Масалова Ирина (балалайка), преподаватель А.Ю. Староконь, ОБОУ СПО «КМК им. Г.В. Свиридова» г. Курск.
УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК
1 премия — «Ярославский гитарный квартет»: Харчев Андрей Александрович, Ангелова Любава, Ангелова Ирина,
Шаромова Ксения. ГОУ СПО ЯО «Ярославское музыкальное училище (колледж) им. Л.В. Собинова» г. Ярославль.
2 премия — Белов Дмитрий, Пастушенко Антон, Пряжников Юрий Михайлович, преподаватель Ю.М. Пряжников,
ДМШ им. А.Б. Гольденвейзера.
2 премия — Джиоев Дмитрий, Плотников Михаил, Е.В. Колкунов, преподаватель С.Г. Абрамов, МБОУ ДОД
«ДШИ №7 г. Воронежа».
3 премия — Сводный гитарный ансамбль ДШИ №3, (г. Мытищи, Московской области): Бамматов
Тимур, Железнова Даша, Иванов Алексей, Рыбакова Настя, Прохоров Илья и др.,
Ансамбль ДМШ им. А.Н. Скрябина: Жаворонков Коля, Козлов Иван, Чайков Витя. г. Москва 3 премия — Ансамбль гитаристов ДМШ им. Мурадели Преподаватели: А.С. Орехова, Т.В. Левина.ГБОУ ДОД «ДМШ им. В.И. Мурадели» г. Москва
Диплом — Ансамбль «Дилижанс»: Прохоров Илья, Иванов Алексей, Р.М. Канаматов, О.В. Канаматова.
Диплом — Ансамбль под руководством Крупнова Александра Сергеевича: Агибалов Кирилл; Цыганков Илья; Шишов Дмитрий; Файзулин Тимофей; Дюкарев Илья; Мезенцева Дария, ДШИ №2 г. Курска.
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3 (35)