УДК 378 ББК 74.489
РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО В ПРОГРАММАХ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (аспект воспитания)
Е.Н. Землянская
Аннотация. В статье представлен нормативный подход к формированию профессиональных компетенций бакалавра педагогического образования в области воспитания младших школьников. Анализируются ориентиры политики государства в области воспитания, обусловленные введением новых образовательных стандартов. Раскрывается содержание принятых в последние годы документов сферы начального образования. Обосновываются позиции модернизации подготовки бакалавров педагогического образования.
Ключевые слова: воспитание, начальное образование, образовательный стандарт, подготовка учителя, профессиональная компетентность педагога, педагогическое образование, нормативные документы.
Summary. The article presents a standard approach to the formation of professional competencies of bachelor of pedagogical education in the field of upbringing of younger students. It also analyzes the reference points of state policy in the field of education, caused by the introduction of new educational standards. The content of the documents adopted in recent years in primary education is revealed. Position of modernization of bachelor teacher trainingis stated.
Keywords: upbringing, primary education, educational standards, teacher training, professional competence of teachers, teacher education, regulations.
11
1
Происходящие в современном обществе изменения обуславливают необходимость модернизации школьного образования в направлении развития личности учащегося, раскрытия его внутреннего мира, воспитания духов-
ности, нравственности, формирования активной жизненной позиции. При этом в условиях современного информационного общества практически любой человек может легко отыскать массу пособий по организации «воспитательного процесса» в начальной шко-
12
ле, в которых приводятся пошаговые разработки воспитательных занятий, игр, внеклассных дел. Однако профессиональному педагогу необходимо глубокое осознание научных основ своей деятельности. Вместе с тем именно таких современных, обновленных знаний зачастую и не хватает педагогам.
С введением новых нормативных документов сместились акценты в понимании основных категорий педагогики. Так, образование рассматривается сегодня как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [1, ст. 2]. Таким образом, современное образование уже не может изолироваться от воспитания, сконцентрировавшись только на обучении. Важно, что воспитание понимается как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [там же]. Отсюда следует, что модернизируются целевые установки, содержание, структура и технологии вузовской дисциплины «Теория и ме-
тодика воспитания младших школьников», результатом освоения которой для студентов становится компетентность будущих педагогов в области воспитания школьников. Попробуем в небольшой статье обосновать, какие же принципиально новые позиции должны сегодня присутствовать в данной дисциплине.
Нормативно-методическую базу воспитания в современной начальной школе и подготовки педагогов к этой деятельности составляют следующие документы, разработанные в 2009-2013 гг.:
• Закон РФ об Образовании [1];
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС НОО) [2];
• Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников [3];
• Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (далее - Примерная ООП НОО) [4];
• Профессиональный стандарт «Педагог» [5].
Кроме того, издан ряд методических разработок для учителя, некоторые из которых названы в списке литературы к статье [6-10]. В них предлагаются практико-ориентированные советы организатору и исполнителям воспитательной деятельности в начальном образовании.
Таким образом, формирование профессиональных компетенций студентов бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» предполагает необходимость:
• знакомить обучающихся с основами и современными подходами к нормативно-правовому обеспечению
управления, функционирования и развития образовательных систем;
• создавать условия для овладения студентами навыками самостоятельной работы с документами, нормативными актами в области образования;
• развивать информационную, правовую культуру будущих педагогов;
• воспитывать у студентов потребность руководствоваться в своей профессиональной деятельности документами, строить ее на правовой основе, согласовывать свою деятельность с задачами государственной политики в сфере образования;
• помогать студентам приобрести способность применять полученные знания и умения в ходе их практической деятельности в сфере образования.
Данные направления являются принципиально новыми в преподавании дисциплины «Теория и методика воспитания младших школьников».
2
Следуя логике и содержанию названных документов, можно выделить ряд позиций современного воспитания в начальной школе, которые должны быть отражены в программе профессиональной подготовки педагога, в частности в дисциплине «Теория и методика воспитания младших школьников». Приведем и кратко осветим некоторые из них.
1. Воспитание детей с особыми потребностями.
2. Актуализация и содержательная поддержка аксиологического, субъектного и деятельностного подходов в воспитании.
3. Ориентация воспитания на образовательный результат. Данное
положение раскрывается в вузовской дисциплине несколькими направлениями.
3.1. Понятие цели и основного результата воспитания как полноправного компонента образования, в том числе через выделение универсальных учебных действий обучающихся.
3.2. Методика и технологии обеспечения воспитательных результатов в различных организационных форматах начального образования, среди которых важнейшими являются:
• уроки по предметам;
• внеурочная деятельность школьников;
• классные часы и др.
3.3. Диагностика и мониторинг воспитательных результатов в формате каждого воспитанника и группы учащихся в целом.
4. Реализация воспитательной деятельности через расширение и организацию социального партнерства.
3
Остановимся на характеристике данных позиций.
1. Воспитание детей с особы- 13 ми потребностями
Прежде всего, в разделе I (Общие положения) ФГОС НОО, читаем: стандарт направлен на:
• «... сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации.;
• обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения.» (статья 6).
Аналогичные требования содержит Профессиональный стандарт «Педагог» [2].
14
Развивая данные положения, ФГОС НОО предлагает организаторам воспитательной деятельности разработать ряд отдельных программ (разделов основной образовательной программы), таких как Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся; Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; Программа коррекционной работы (раздел III, статья 19), а также формулирует соответствующие Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (раздел IV, статьи 21, 22).
Таким образом, эти и ряд других нормативных требований обуславливают необходимость подготовки педагога-воспитателя к работе со следующими категориями детей:
• одаренными детьми;
• детьми с ограниченными возможностями здоровья;
• детьми из семей мигрантов и культурной среды, отличной от среды места их проживания;
• детьми с девиациями в поведении и др.
2. Актуализация и содержательная поддержка аксиологического, субъектного и деятель-ностного подходов в воспитании
Аксиологический подход состоит в ориентации педагогического процесса на ценностные ориентации личности (их выявление, изучение и формирование). Этот подход всегда признавался как один из основных в воспитательном деле, однако значительно актуализировался с появлением в 2009 г. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) [3]. В ней цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, а на его основе, в свою очередь, формулируются базовые национальные ценности, которые и определяют содержание духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников.
Примерная ООП НОО выделяет направления воспитательной работы в школе именно на основе данной системы ценностей. А их содержательное раскрытие и составляет суть программ воспитания в организациях начального образования:
• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
• воспитание нравственных чувств и этического сознания;
• воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду и учению;
• формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
• воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях [4].
Актуализация субъектного и де-ятельностного подходов в воспитании объясняется тем, что ребенок, будучи субъектом многообразных отношений с окружающей действительностью, является и субъектом разносторонней деятельности в воспитательном процессе.
При этом надо сказать, что новая образовательная политика близка к антропологизму и не является полностью изобретением современной педагогической мысли. Рассмотрение воспитания и в целом образования как процессов и событий жизни ребенка, в которых каждый акт учения и обучения, воспитания и самовоспитания наполнены личностными смыслами, ценностями и целями, имеет серьезные философские предпосылки и педагогические традиции (К.Д. Ушинский, Э. Кант и др.).
Это направление наиболее адекватно выражает суть современной воспитательной парадигмы, выраженной в дефиниции категории воспитания, предложенной в Законе об образовании.
Педагогическая сущность антропологизма включает, таким образом, совместную деятельность всех субъектов воспитательного процесса по созданию, поддержанию и воспроизводству условий, способствующих саморазвитию, самореализации, самовоспитанию. Воспитанный человек (в этой концепции) - это человек, способный к саморазвитию, самореализации, самовоспитанию.
А отсюда следует, что воспитательное воздействие педагога должно рассматриваться только как ВЗАИМОдействие, через согласование деятельностей всех участвующих субъектов-партнеров.
3. Ориентация воспитания на образовательный результат
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования обозначены в статьях 9-13 ФГОС НОО. Выделены три группы результатов обучающихся (личностные, ме-
тапредметные и предметные), которые в документе конкретизированы [2]. Примерная ООП раскрывает понятие, функции и виды универсальных учебных действий (далее - УУД) (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные), а также обозначает их связь с содержанием учебных предметов [4]. Таким образом, новые документы образования определяют путь и способы оценки результатов воспитательной работы, которые проектируются и оцениваются на основе системно-деятельностного подхода через выделение УУД обучающихся [10].
При этом воспитание имеет место в начальной школе как на уроках по предметам, так и на специальных уроках - классных часах, так и во внеурочной и внешкольной деятельности обучающихся. В самом деле, личностные результаты освоения основной образовательной программы начального образования представлены в ФГОС НОО, например, такими результатами:
• готовность и способность обучающихся к саморазвитию; 15
• сформированность мотивации к обучению и познанию;
• ценностно-смысловые установки обучающихся;
• сформированность основ гражданской идентичности и др. (ст. 10).
Метапредметные результаты образования неверно понимать как результаты обучения, необходимые школьнику при освоении учебных предметов, или как межпредметные умения; их следует понимать шире - как совокупность приобретаемых умений, опыта деятельности и компетенций, обеспечивающих ученику достижение целей личностного, социального и познава-
тельного развития. В части воспитания они представлены, например, следующими результатами:
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
• готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
• становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
• воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
• осознание ценности человеческой жизни и др. (ст. 11 ФГОС
16 НОО).
Воспитательный потенциал уроков определяется целью и задачами урока, его контентом (содержанием), а также педагогическими технологиями и методами обучения [9]. Если раньше обязательным требованием к современному уроку являлась запланированная заранее воспитательная задача, которая формулировалась как часть общей цели урока наряду с обучающей и развивающей задачами, то сегодня такая задача часто формулируется через называние конкретных универсальных учебных действий школьников, отрабатываемых на данном уроке.
Применяемые на уроке педагогические технологии (например, учебные проекты, работа в малых группах, учебные исследования и др.), а также его содержание составляют предпосылки достижения обучающимися личностных и метапредметных образовательных результатов.
ФГОС НОО утверждает, что основная образовательная программа начального общего образования должна быть реализована образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность. То есть в современных условиях значительно возрастает роль внеурочной деятельности школьников, которая из второстепенной становится полноправным компонентом основной образовательной программы (ООП) начальной школы. Внеурочная деятельность обеспечивается специально разработанной программой (что требует от профессионального воспитателя компетенции в экспертизе, отборе и составления программ внеурочной деятельности); на нее выделяются часы учебного плана (10 час. в неделю).
Согласно ст. 16 ФГОС НОО, внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Исходя из особенностей контингента обучающихся, структура внеурочной деятельности может дополняться и другими направлениями: поликультурным, адаптационным, для детей с особенностями психического, физического и интеллектуального развития (инвалидов, одаренных, мигрантов и др.). Таким образом, сегодня, в контексте новых обра-
зовательных инициатив, уточняются приоритеты целей данной деятельности, которая, оставаясь индустрией досуга детей, предусматривает значительное усиление воспитательного потенциала этой сферы [11].
Ориентация воспитания на результат смещает акценты в диагностике воспитательной работы, которая ориентирована сегодня на оценку прироста формирующихся отношений и качеств каждого отдельно взятого воспитанника в динамике его самостановления и представляет собой не диагноз воспитаннику, а прогноз его развития, позволяющий спроектировать пути и способы педагогической поддержки.
Мониторинг воспитательных результатов - комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки и прогноза состояния целостной системы воспитания. Управленческая цель мониторинга - информационное отражение состояния воспитания, аналитическое обобщение результатов воспитательной деятельности, разработка прогноза развития воспитательной работы учителя или школы в целом. Педагогическая цель мониторинга - выяснить, насколько организованный в школе процесс воспитания способствует позитивным изменениям в личности ребенка. Важно при этом понимать, что мониторинг - инструмент не контроля, а управления воспитательной работой, следовательно, он ориентирован на отслеживание динамики и прироста в воспитании, а не на соответствие воспитательных результатов заданному образцу. Поэтому современный мониторинг часто устроен на основе критериальной оценки результатов
освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных организаций.
4. Реализация воспитательной деятельности через расширение и организацию социального партнерства
В Примерной ООП НОО обозначаются три уровня результатов внеурочной деятельности. Так, третий уровень предполагает получение школьником опыта самостоятельного социального действия [4]. Понятно, что достижение заявленных результатов и эффектов воспитания невозможно только в стенах школы. Современная школа становится открытой, то есть вступает в деловые взаимоотношения по поводу своей образовательной деятельности с рядом внешних субъектов и институтов. Этим и обусловлена необходимость социального партнерства в образовании.
Данный феномен предполагает особый тип взаимодействия равноправных субъектов, формирующейся на основе заинтересованности обеих сторон в обучении и воспитании детей и развития их социокультурного окружения, ориентирующее участников на поиск согласия, достижения консенсуса, оптимизацию отношений. Его особенности:
• направлено для совместного и взаимовыгодного решения определенных задач; предполагает равенство отношений, а также моральной или юридической ответственности за выполнение коллективных договоров и соглашений;
• каждая сторона имеет собственные интересы и возможности, а
ВЕК
18
также может иметь собственное мнение; в партнерстве важно осознание обеими сторонами, что в одиночку, баз партнера, с поставленными задачами не справиться;
• реализуется сторонами лишь в части решения строго определенных задач; другие задачи своей деятельности каждый из партнеров решает самостоятельно или в ином партнерстве.
Поиск и установление партнерских связей — новый аспект профессиональной деятельности не только для учителей, но и для администрации начальной школы. Традиционное вузовское педагогическое образование практически не охватывает эту сферу деятельности ни в правовом, ни в содержательном, ни в этическом аспекте.
Социальными партнерами начальной школы в воспитании, между тем, могут стать:
• семьи обучающихся
• общественные группы (партии, союзы, движения)
• этнические сообщества, диаспоры
• религиозные конфессии
• средства массовой информации
• социальные сети
• предприятия-шефы
• учреждения культуры и досуга: музеи, концертные залы, театры, парки музеи, концертные залы, театры, парки
• творческие индустрии
• учреждения спорта и досуга: стадионы, бассейны и другие спортивные сооружения
• другие школы
• организации дополнительного образования: дворцы, секции, объединения, кружки
• детско-молодежная индустрия города
• отдельные значимые личности: депутаты, деятели литературы, искусства, науки, культуры
• бывшие ученики школы. Подведем итог. Обозначенные в
статье аспекты подготовки педагога-воспитателя не могут быть обойдены в дисциплине «Теория и методика воспитания младших школьников», концепция, содержание и технологии которой, таким образом, должны быть приведены в соответствие с условиями новой образовательной политики. При этом, помимо данной дисциплины, воспитательная компетентность педагога начального образования может быть расширена и углублена в процессе изучения студентами дисциплин по выбору Образовательной программы бакалавриата по направлению «Педагогическое образование».
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rg.ru/2012 /12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 11.12.2013).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/ prm373-1.doc (дата обращения: 11.12. 2013).
3. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников [Электронный ресурс]. - URL: http://standart. edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985 (дата обращения: 9.12.2013).
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.
ЕК
Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. -3-е изд. - М. : Просвещение, 2011.
5. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550). [Электронный ресурс]. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 155553/?frame=2 (дата обращения: 13.12. 2013).
6. Базовые компетенции педагогической деятельности / рук. группы разработчиков -В.Д. Шадриков. - Городской методический центр [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kazanmc.ru/inno/1.doc 12.12.2013 (дата обращения: 15.12. 2013).
7. Григорьев, В.Д. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:
пособие для учителя [Текст] / В.Д. Григорьев, П.В. Степанов. - М. : Просвещение, 2013.
8. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: Методические рекомендации [Текст]. - М. : Просвещение, 2011.
9. Землянская, Е.Н. Современные педагогические технологии начального образования [Текст] / Е.Н. Землянская. - М. : РУДН, 2009.
10. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова [Текст]. - М. : Просвещение, 2011.
11. Землянская, Е.Н. Научно-организационные основы внеурочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС [Текст] / Е.Н. Землянская, М.Я. Ситничен-ко // Наука и школа. - 2013. - № 5. -С. 12-17. ■
19