Научная статья на тему 'Актуализация учебного материала при подготовке будущих учителей начальных классов в соответствии с нововведениями ФГОС НОО'

Актуализация учебного материала при подготовке будущих учителей начальных классов в соответствии с нововведениями ФГОС НОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБНОВЛЕНИЕ ФГОС / РАБОТА С НОРМАТИВНЫМ ДОКУМЕНТОМ / ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА ФГОС / УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / EDUCATIONAL STANDARD / PRIMARY EDUCATION / INNOVATION IN STANDARD / WORK WITH DOCUMENTS / UNDERSTANDING OF THE TEXT OF THE STANDARD / PRIMARY SCHOOL TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ничагина А.В.

В статье рассмотрены основные обновления в законодательстве начального общего образования. Выделены последние поправки, вносимые в ФГОС НОО. Автор раскрывает понятие «понимание текста ФГОС» с педагогической точки зрения. В работе дается ответ на вопросы: какие основные нововведения в требованиях стандарта начального образования? какие трудности испытывают молодые учителя при работе с нормативным документом (на примере ФГОС НОО)?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ничагина А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to innovations in the legislation on primary education. The latest changes of the primary education are described. The article reveals the concept of « understanding of the text of the standard » from the pedagogical point of view. The following questions are discussed: What are the main innovations in the requirements of the standard of primary education? What are the difficulties experienced by young teachers during the work with the normative documents (on the example of the standard of primary education)?

Текст научной работы на тему «Актуализация учебного материала при подготовке будущих учителей начальных классов в соответствии с нововведениями ФГОС НОО»

УДК: 373.3 : 378.014.3

А. В. Ничагина

Актуализация учебного материала при подготовке будущих учителей начальных классов в соответствии с нововведениями ФГОС НОО

В статье рассмотрены основные обновления в законодательстве начального общего образования. Выделены последние поправки, вносимые в ФГОС НОО. Автор раскрывает понятие «понимание текста ФГОС» с педагогической точки зрения. В работе дается ответ на вопросы: какие основные нововведения в требованиях стандарта начального образования? какие трудности испытывают молодые учителя при работе с нормативным документом (на примере ФГОС НОО)?

The article is devoted to innovations in the legislation on primary education. The latest changes of the primary education are described. The article reveals the concept of « understanding of the text of the standard » from the pedagogical point of view. The following questions are discussed: What are the main innovations in the requirements of the standard of primary education? What are the difficulties experienced by young teachers during the work with the normative documents (on the example of the standard of primary education)?

Ключевые слова: образовательный стандарт, начальное общее образование, обновление ФГОС, работа с нормативным документом, понимание текста ФГОС, учитель начальных классов.

Key words: educational standard, primary education, innovation in standard, work with documents, understanding of the text of the standard, primary school teacher.

С 1 сентября 2018 г. вступает в силу Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (далее - ФГОС НОО, Стандарт), по определению которого планируется внедрение ФГОС НОО в новой редакции.

Обучение по действующему Стандарту № 373 (от 06.10.2009 г.) прекращается 5 сентября 2019 г. [7]. Отсюда следует что, для работников начальной школы является актуальным изучение требований нового Стандарта с последующей реализацией на практике. Следовательно, мы поставили задачу: уточнить последние нововведения Стандарта начального общего образования, с целью

© Ничагина А. В., 2018

дальнейшей актуализации учебного материала при подготовке бакалавров.

С момента введения Стандарта второго поколения (2010 г.) написано множество диссертаций, монографий и научных статей, посвященных данной проблеме, в которых выделены инновационные идеи и особенности ФГОС на этапе школьного образования; проведен сравнительный анализ стандарта 2004 и 2009 годов; раскрыто содержание, структура и совокупность требований ФГОС НОО [1; 4; 8; 9] и др.

За весь период реализации Стандарта, в его текст были внесены шесть изменений. Действующими является корректировки от 31.12. 2015 г. [6]. В настоящее время особое внимание заслуживают последние поправки [7]: изложена новая редакция пунктов с 6 по 29; удален п. 19.7 и дополнены новые (п.12.8 и 19.10); заменены некоторые понятия и словосочетания.

Особый интерес при изучении нового Стандарта вызывает второй и третий разделы. Так, во втором разделе поясняется, что метапредметные результаты освоения Программы, включают не три, а пять универсальных учебных действий (УУД): познавательные, регулятивные и коммуникативные, а также работу с информацией и совместную деятельность. Теперь выделяется не девять, а десять предметных областей, т.к. дополнен новый пункт 12.8. «Музыка», ранее входил в предметную область «Искусство».

В третий раздел ФГОС добавлены формы организации внеурочной деятельности (п. 15) и подкорректированы требования к пояснительной записке, к программам воспитания обучающихся и формирования экологической культуры здорового образа жизни, к плану внеурочной деятельности.

Поправки, вносимые в Стандарт НОО, повлияли и на обновление понятийного аппарата учителя. В соответствии с приказами № 1643 от 29 декабря 2014 г. и № 1576 от 31.12. 2015 г., в терминологии стали использоваться понятия: «организация, осуществляющая образовательную деятельность», «участники образовательных отношений», «адаптивные образовательные программы», «учебная деятельность», «уровень образования» [10].

В новейшей версии 2018 года [7] также заменены некоторые понятия и словосочетания (табл. 1).

Таблица 1

Изменения понятий и словосочетаний ФГОС НОО

БЫЛО (приказ № 1576 от 31.12. 2015) СТАЛО (проект приказа от 09.07.2017) Пункт нового ФГОС НОО

Воспитание и развитие качеств личности Воспитание с целью развития качеств личности п. 7

Физическое и духовное здоровье обучающихся Трудовое, экологическое, физическое воспитание, культура здорового образа жизни обучающихся п. 8

Становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы») Становление личностных характеристик обучающегося, освоившего ООП НОО

Мотивация к обучению и познанию Учебно-познавательная мотивация к познанию и обучению п. 9

Социальные компетенции, личностные качества Социально значимые личностные качества

Универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные и коммуникативные Универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные, коммуникативные, работа с информацией, совместная деятельность

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся Воспитание обучающихся п. 16, п. 19.6

Индивидуальные образовательные маршруты обучающихся Индивидуальные учебные планы обучающихся п. 22

Современные образовательные технологии деятельностного типа Современные образовательные технологии

Практика показывает, что начинающие педагоги не отслеживают обновления государственной политики в области образования, а в частности изменения Стандарта. Данные наблюдения подтвердились при анализе отчетов студентов выпускного курса по преддипломной практике (направление 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль - начальное образование).

В апреле 2018 г. на практику были направлены студенты IV курса дневного отделения (филиала ЛГУ им. А.С. Пушкина), в количестве 14 чел.: 6 чел. в городе Всеволожск и 8 чел. в г. Выборг. Среди выпускников большинство (11 чел.) работают в детских

образовательных организациях: воспитателями 3 чел. (72,7%) и учителями начальных классов 8 чел. (27,3%).

Основная цель преддипломной практики: совершенствовать опыт профессионально-педагогической деятельности учителя начальных классов, в том числе в процессе осуществления исследовательской работы. При составлении заданий мы поставили перед собой задачу: выяснить уровень теоретической знаний и соответствующих умений о новых требованиях ФГОС НОО. Студентам-практикантам были предложены следующие задания:

Задание 1. Письменно ответьте на вопрос: какими нормативно-правовыми актами сферы образования вы руководствовались в процессе профессиональной деятельности? Представьте перечень этих документов по плану: наименование вида документа, заголовок к тексту, дата утверждения, регистрационный №, статьи (пункты) документа.

Задание 2. Заполните таблицу, составив глоссарий по проблеме исследования, ссылаясь на литературу. Письменно ответьте на вопрос: какие термины с учетом ФГОС НОО легли в основу вашего исследования?

Задание 3. Опишите в таблице результаты констатирующего эксперимента по плану: 1. Задачи эксперимента. 2. Диагностический инструментарий (название методики, цель методики, оцениваемые критерии, метод оценки). Письменно ответьте на вопрос: какие универсальные учебные действия (УУД) вы оценивали в ходе эксперимента?

Задание 4. Заполните таблицу, описав организацию формирующего эксперимента по плану: 1. Задачи эксперимента. 2. Опытно-экспериментальная работа (тема урока/занятия, цель, результат). 3. Формируемые УУД (название группы УУД, ссылка на пункт/подпункт ФГОС НОО). Письменно ответьте на вопрос: через какие умения проявляется результаты формирования метапредметных учебных действий в рамках вашего эксперимента?

Задание 5. Опишите организацию контрольного этапа педагогического эксперимента по плану: 1. Цель и задачи эксперимента. 2. Изменения в показателях, которые произошли в результате осуществления формирующего эксперимента. Письменно ответьте на вопрос: какие требования нового ФГОС НОО вы учитывали при организации учебно-воспитательной работы в школе?

Отчеты студентов-практикантов условно объединили в группы.

Группа 1 - «Знают и умеют» (7,1 % опрошенных): следят за изменениями в области образования, знают новые требования ФГОС НОО, владеют современной терминологией Стандарта и используют актуальные данные.

Группа 2 - «Умеют, но не знают» (21,4 % обучающихся) -достаточно грамотно составили программу эксперимента по формированию метапредметных учебных действий, сделали выводы и предложили свои рекомендации. Однако не смогли сослаться на конкретную статью (пункт) документа; не владеют информацией о современных требованиях Стандарта; допускают ошибки в терминологии.

Группа 3 - «Знают, но не умеют» (57,3 % выпускников): знают об основных обновлениях образовательной политики, об основных изменениях стандарта ФГОС НОО. Однако при организации учебно-воспитательной работы сослались на ФГОС нОо старой редакции, что повлекло за собой использование устаревших понятий (например «учреждение», «ученик» и т.п.); допустили неточности при составлении программы формирования УУД.

Группа 4 - «Не знают и не умеют» (14,2 % студентов): не понимают разницы в поправках текста Стандарта за весь его период реализации; не знают о предстоящем появлении новой редакции данного документа; показали схематичные знания о требованиях к реализации ООП НОО; практическую деятельность не подкрепили ссылкой на текст Стандарта; используют только электронную версию ФГОС НОО.

Следовательно, можно утверждать, что даже при достаточно высоком уровне готовности к профессиональной деятельности молодые учителя испытывают трудность при работе с нормативными документами, в частности отслеживание изменений в Стандарте.

На основании проведенного опроса, мы посчитали необходимым внести некоторые коррективы в учебные дисциплины и начать работу, направленную на знание, понимание и свободное оперирование актуальными требованиями Стандарта НОО. Работу планируем проводить в два этапа:

Этап 1. Понимание нормативно-правовой документации (на примере ФГОС НОО).

Цель: определить уровень понимания данного вида документа.

Этап 2. Способность использовать нормативно-базовые правовые знания в различных сферах деятельности (на примере ФГОС НОО).

Цель: выявить наиболее эффективные стратегии понимания официально-делового текста.

Анализ исследований в области психолингвистики позволил установить, что понимание официально-делового текста зависит от объективного и субъективного факторов [2; 3]. В связи с этим понимание текста ФГОС мы рассматриваем как процесс теоретического осмысления требований данного документа, усвоение и осознание текста, а также его целостная оценка.

Теоретическое осмысление требований текста ФГОС выступает как объективный фактор и подразумевает:

1) осознанное чтение набора реквизитов (элементов) в тексте документа;

2) усвоение правил составления конкретного вида документа (по ГОСТу Р 6.30-2003 Требования к оформлению документов).

Целостная оценка - субъективное отношение реципиента, зависит от языкового, когнитивного развития и уровня педагогических стереотипов.

Опишем первый этап и представим диагностическую программу (табл. 2).

Таблица 2

Изучение уровня понимания документации (на примере ФГОС НОО)

Критерии Показатели Диагностический инструментарий

Теоретическое осмысление требований текста ФГОС Умение читать текст делового документа Модифицированный тест «Самооценка умения читать «про себя» (Л. Засорина)

Понимание смысла текста документа Анкета «Оценка смысловой информации текста»

Целостная оценка текста Понимания терминологии документа (ключевых слов) Модифицированная методика «Семантическая мишень» (И.Ф. Неволин)

Уровень раскрытия содержания понятий Терминологический диктант

На первом этапе эксперимента (сентябрь 2018 г.) реципиентами являются студенты IV курса дневного отделения, в количестве 23 чел. В качестве экспериментального материала использовался Проект приказа от 09.07.2017 [7].

С целью определить уровень осмысления требований текста ФГОС мы использовали тест «Самооценка умения читать "про себя"». Каждому участнику необходимо прочитать текст за 2 мин. Работа выполнялась в течение трех проб, каждый раз при этом предлагался новый фрагмент документа.

При анализе результатов автор методики рекомендует использовать средний показатель скорости чтения «про себя» - 181250 слов/мин художественного текста. Однако при чтении нормативно-правового документа эти показатели существенно снизились - 136-178 слов/мин.

С помощью контрольных вопросов анкеты «Оценка смысловой информации текста» мы определили степень понимания смысла прочитанного текста. Лист опроса включает в себя 10 пунктов, каждый из которых имеет варианты ответа. Пункты (вопросы) группируются в три блока, в соответствии с основными критериями оценки текста - это значимость, важность, точность.

1. Общие положения ФГОС НОО (вопросы 1-3): Сколько представлено требований в ФГОС? Какой подход лежит в основе Стандарта? Что является результатом освоения программы в условиях ФГОС?

2. Современные нововведения Стандарта (вопросы 4-6): Как в соответствии с ФГОС НОО звучат метапредментые требования? Сколько предметных областей в тексте Стандарта на данный период? Какая современная формулировка программы ДНРиВ?

3. Понимание основных элементов в тексте документа (вопросы 79): На основании какого нормативного акта утвержден ФГОС НОО? Назовите основные реквизиты документа (вид, дата, номер, заголовок к тексту). Дайте характеристику текста документа (разделы и их название, количество пунктов).

Ответы студентов распределились следующим образом: не вызвали затруднений вопросы 1 и 2, т. е. больше половины опрашиваемых (60,8%) дали правильный ответ; вызвали затруднения вопросы 4-6, т. е. большинство (78,2%) не знают нововведений ФГОС и не обратили на это внимание в раздаточном материале; неточности в ответах были на вопросы 8 и 9, т.е. почти половина студентов (47,8%) уверены, что ФГОС НОО утвержден на основе приказа № 373, но с датой приказа большинство запутались; вопрос 10 остался без ответа у всех респондентов.

С целью определения уровня понимания терминологии документа мы провели методику «Семантическая мишень». Задание «выделить ключевые слова в тексте документа» не вызвало затруднений. После выполненной работы каждому в индивидуальном порядке задавались вопросы на понимание смысла текста. Средний коэффициент понимания составил 0,2-0,3 (при норме 0,4), что характеризует низкий уровень понимания терминологии (ключевых слов) документа. Мы выяснили, что значительная часть студентов (69,5%) выделяет ключевые слова в тексте случайным образом и неосознанно.

После опроса проводился терминологический диктант, при котором мы учли уровень раскрытия содержания понятий: высокий уровень -полное определение (соответствует научному); средний - неполное определение (присутствуют неточности); уровень ниже среднего -фрагментарное определение (в житейском понятии отражается часть признаков научного); низкий - элементное определение (есть признак научного понятия) [5, с. 129].

Ответы распределились так: 39,1% опрошенных находятся на уровне ниже среднего; часть на среднем (47,8%); остальные на низком (13,1%).

На втором этапе эксперимента (ноябрь-декабрь 2018 г.) обучающиеся будут применять и подбирать для себя эффективные стратегии понимания текста документа, например: моделирование, систематизация, компрессия материала, стратегия диалога. Ожидаемый результат такой работы:

1. Овладение знаниями, которые мы условно разделили на четыре группы: фундаментальные знания (связаны с образовательной политикой РФ); ведущие знания (осмысление вопросов, которые выходят за рамки начального общего образования, например, понимание требований ФГОС ДО); основополагающие знания, связаны непосредственно с профессиональной деятельностью учителя начальных классов; прикладные знания (овладение технологией профессиональной деятельности в условиях ФГОС, например, особенности учебно-методических комплектов (УМК) по развивающим программам).

2. Овладение умениями: собирать, изучать, анализировать ФГОС НОО; уметь находить нужную информацию в тексте документа; решать педагогическую задачу, ссылаясь на статью (пункт) нормативно-правового акта; составлять и оформлять документы в соответствии с требованиями; осуществлять обработку документов и контроль за их исполнением.

Таким образом, проведенное исследование позволило:

1. Уточнить последние нововведения Стандарта начального общего образования:

- изменение основных понятий и словосочетаний, исключение фраз, изложение новой редакции некоторых пунктов (см. табл. 1);

- конкретизацию требований к предметным, метапредметным и личностным результатам освоения основной общеобразовательной программы (ООП НОО), корректировку требований к структуре освоения программы, а также к условиям её реализации;

- оптимизирована структура программы воспитания.

2. Актуализировать учебный материал при подготовке бакалавров, т.е. внедрение программы по выявлению уровня понимания ФГОС НОО (см. табл. 2) в изучении дисциплин, которые направлены на формирование универсальных компетенций (УК-1, 2); общепрофессиональных компетенций (ОПК-1, 5, 8) и профессиональных компетенций (ПК-2):

- «Психолого-педагогическая диагностика в начальном общем образовании» (Б1.О.05.05);

- «Основы документационного обеспечения деятельности учителя начальных классов» (Б1.О.05.07).

Список литературы

1. Баранов С. П., Бурова Л. И., Овчинникова А. Ж. Методика обучения и воспитания младших школьников: учеб. пособие. - М.: Академия, 2015. - С. 106.

2. Бутакова Л. О. Психолингвистическое моделирование процессов восприятия и понимания официально-деловых текстов профессионалами // Вестник ОмГУ. -2014. - №4 (74). - С. 169-174.

3. Иванова В. П. Уровневый характер понимания научного текста // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 3. - С. 53-61.

4. Кондаков А. М. Стандарты второго поколения: преемственность и инновационность // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 14-18.

5. Понятийный аппарат педагогики и образования: коллективная монография / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. - Вып. 9. - Екатеринбург, 2016. - 484 с.

6. О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом Министерства от 6 октября 2009 г. № 373: приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1576. -URL: Ийрз://минобрнауки.рф/документы/8033

7. Об утверждении ФГОС НОО в новой редакции: проект приказа Минобрнауки России от 09.07.2017. - URL: http://www.garant.ru/products/IPO/prime/doc/56619639

8. Советова Е. В. Школа нового поколения. Административная работа. - Ростов н/Д.: Феникс, 2012. - С. 10.

9. Сборник примерных программ для начальной общеобразовательной школы: пособие для учителя / под ред. А. Б. Воронцова. - М., 2012. - С. 6.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 5-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2017. - 53 с.

Статья поступила: 12.11.2018. Принята к печати: 10.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.