Научная статья на тему 'Оценка качества начального общего образования в Ленинградской области в соответствии с ФГОС'

Оценка качества начального общего образования в Ленинградской области в соответствии с ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
407
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА / ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНА / QUALITY OF PRIMARY EDUCATION / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / PEER REVIEW / THE OFFICIAL WEBSITE OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION / THE DEVELOPMENT DIRECTION OF PRIMARY GENERAL EDUCATION IN THE REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мостова О.Н.

В статье приводится описание региональной модели оценки качества начального общего образования в Ленинградской области и результаты ее апробации в 2016 г. Параметры, показатели и индикаторы данной модели разработаны на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом последних изменений и дополнений. На основе полученных результатов обозначены направления совершенствования системы начального общего образования региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мостова О.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a regional model of assessing the quality of primary education in the Leningrad region and the results of its testing in 2016. The parameters and indicators of the model developed based on the requirements of the federal state educational standard primary education to reflect the latest changes and additions. On the basis of the results indicated by the direction of improving the system of primary education in the region.

Текст научной работы на тему «Оценка качества начального общего образования в Ленинградской области в соответствии с ФГОС»

УДК 373.3 (470.23) : 37.014.3

О. Н. Мостова

Оценка качества начального общего образования в Ленинградской области в соответствии с ФГОС

В статье приводится описание региональной модели оценки качества начального общего образования в Ленинградской области и результаты ее апробации в 2016 г. Параметры, показатели и индикаторы данной модели разработаны на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом последних изменений и дополнений. На основе полученных результатов обозначены направления совершенствования системы начального общего образования региона.

The article presents a regional model of assessing the quality of primary education in the Leningrad region and the results of its testing in 2016. The parameters and indicators of the model developed based on the requirements of the federal state educational standard primary education to reflect the latest changes and additions. On the basis of the results indicated by the direction of improving the system of primary education in the region.

Ключевые слова: качество начального общего образования, федеральный государственный образовательный стандарт, экспертная оценка, официальный сайт образовательной организации, направления развития начального общего образования региона.

Key words: quality of primary education, the federal state educational standards, peer review, the official website of the educational organization, the development direction of primary general education in the region.

Настоящая модель региональной системы оценки качества образования в Ленинградской области (далее РОСКНОО ЛО) разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования с дополнениями и изменениями 2015 г. [8] и с учетом основного перечня нормативных требований к проведению подобного рода процедур в современных условиях[1-7] .

Современный образовательный стандарт для начальной школы включает в себя три системы требований к начальному общему образованию: к структуре основной образовательной программы; к условиям ее реализации: информационно-методическим, кадровым, психолого-педагогическим, материально-техническим; к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования [8, с. 1].

© Мостова О. Н., 2017

Структура и содержание региональной системы оценки качества начального общего образования Ленинградской области (далее РСОКНОО ЛО) определяются исходя из структуры и содержа-содержания требований действующего стандарта для начальной школы.

РСОКНОО ЛО - совокупность способов установления соответствия качества образования: требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; образовательным потребностям участников образовательного процесса в образовательных организациях Ленинградской области через получение полной, достоверной информации и последующей ее внешней и внутренней оценки.

В настоящее время, когда система образования стремится к информационной открытости и доступности, на федеральном уровне разработаны нормативные требования к структуре, наполнению и оформлению официальных сайтов образовательных организаций. В условиях сложности и напряженности деятельности руководителей и педагогов образовательных организаций использование официальных сайтов общеобразовательных школ любого региона Российской Федерации в качестве источников информации позволяет получить достаточно подробные сведения по всем направлениям мониторинга качества НОО в соответствии с требованиями ФГОС, не загружая руководителей образовательных организаций дополнительной отчетностью и участием в мониторингах.

Это стало возможным благодаря тому, что на официальном сайте каждой школы в настоящее время должны быть размещены в режиме свободного доступа сведения об образовательной организации по разным направлениями ее деятельности [7] , в том числе:

1) учредительные документы; основные образовательные программы начального общего образования с их описанием; 2) адаптированные образовательные программы для разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ); 3) рабочие программы педагогов по всем предметам учебного плана, курсам внеурочной деятельности; 4) программы дополнительного образования; 5) учебные планы для начальной школы в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ; 6) отчеты по самообследованию; 7) информация о педагогических работниках, сведения о материально-техническом обеспечении и оснащенности образовательного процесса; 8) планы научно-методической, инновационной деятельности, планы и отчеты о воспитательной работе и другая информация, актуальная для деятельности школы.

Анализ данных, размещенных самой образовательной организацией на своем официальном сайте, а также сопоставление этих сведений с информацией, полученной из других источников, позволяет сделать определенные выводы по разным направлениям оценки качества начального общего образования региона.

Для проведения регионального мониторинга качества НОО были выбраны 54 школы из всех 18 районов Ленинградской области, что составило 14 % от общего числа общеобразовательных организаций региона. Соотношение школ разных типов в нашей выборке приближено к реальному по всей генеральной совокупности школ региона. Среди взятых для мониторинга было выбрано 17 городских средних общеобразовательных школ (31,5 % от общего числа участников мониторинга), 23 сельских средних общеобразовательных школы - (42,6 %), 10 гимназий, лицеев и школ с углубленным изучением отдельных предметов (18,5 %), две школы-интерната (3,7 %) и две школы для детей с ОВЗ (3,7 %). Важно отметить, что суммарная доля городских и сельских общеобразовательных школ составила 71,1 % от всей выборки, что соответствует реальному соотношению школ разного типа в Ленинградской области. Сельские и городские общеобразовательные организации представлены в отношении, близком к реальному, на уровне всего региона (количество городских школ в регионе незначительно превышает число сельских школ). В нашей выборке их соотношение составило 51,9 % (городских школ и гимназий) к 48,1 % (сельских школ).

В качестве основных подходов в исследовании были использованы метод экспертной оценки информации, содержащейся на сайтах школ, взятых для изучения, а также контент-анализ полученной информации. В случае отсутствия необходимой информации в качестве дополнительного метода использовался устный опрос специалистов школ по интересующим эксперта позициям.

Оценка производилась специалистами кафедры начального общего образования ГАОУ ДПО «ЛОИРО» с использованием специально разработанной программы мониторинга, в которой представлены параметры, критерии, показатели и индикаторы качества НОО в соответствии требованиями ФГОС, обозначенными выше. Нами также разработан лист экспертной оценки качества НОО, в котором каждому критерию соответствует система показателей и индикаторов для их оценки по шкале 0 или 1. Отдельные значения, выраженные в процентах, для удобства обработки данных обозначались десятичными дробями, например 50 % обозначены в матрице как 0,5.

Система оценивания: 1 - наличие информации на официальном сайте организации и соответствие требованиям; 0 - отсутствие информации, несоответствие требованиям качества. Рассмотрим полученные результаты по каждому из критериев.

Критерий 1.

Качество разработки образовательных программ

Показатели:

- соответствие требованиям ФЗ «Об образовании в РФ» 2012 г.;

- соответствие требованиям ФГОС НОО с изменениями и дополнениями;

- соответствие примерным программам, рекомендованным федеральным УМО в 2015 г.;

- соответствие методическим рекомендациям федерального и регионального уровня

- наличие авторской позиции и творческого подхода к разработке.

Объекты оценки:

- структура и содержание основных образовательных программ начального общего образования;

- структура и содержание рабочих программ по предметам, программ внеурочной деятельности, дополнительного образования;

Индикаторы и средние оценки по выборке школ

1.1. Основная образовательная программа начального общего образования (далее ООП НОО) соответствует примерной - 0,89.

1.2. В ООП НОО отражены особенности контингента обучающихся - 0,89.

1.3. В ООП НОО представлена авторская концепция учебно-воспитательной работы - 0,76.

1.4. В ООП НОО отражен принцип преемственности дошкольного, начального и основного общего образования - 0, 88.

1. 5. В ООП НОО представлена система организации проектной деятельности - 0,57.

1.6. В ООП НОО представлена система работы с одаренными детьми - 0,84.

1.7. В ООП НОО представлена система коррекционной работы - 0,75.

1.8. В ООП НОО представлена система формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни - 0,91.

1.9. Программы внеурочной деятельности и дополнительного образования содержат планируемые результаты обучения и способы оценки их достижения - 0,89.

Средний балл по критерию 1-0,82

Критерий 2.

2. Качество условий реализации основной образовательной программы начального общего образования

Показатели:

- создание условий для психолого-педагогического сопровождения обучающихся;

- доступность образования для граждан, в том числе с ограниченными возможностями здоровья,

- наличие необходимых материально-технических условий;

- кадровые условия реализации ООП НОО (соответствие образования педагогов требованиям профессионального стандарта, соответствие квалификации нормативным требованиям, наличие мотивации у педагогов к повышению квалификации.

Объекты оценки:

- информация на разных рубриках официального сайта образовательной организации (ОО);

- содержание публичных докладов руководителей ОО, отчетов по самообследованию школ;

Индикаторы и средние оценки по выборке школ

2.1. Наличие на сайте школы информации о школьной библиотеке - 0,81.

2.2. Наличие информации об использовании ЦОР, электронного обучения, дистанционного обучения - 0,85.

2.3. Перечень оборудования и оснащения школы в целом соответствует современным требованиям - 0,96.

2.4. Обеспечение доступа к зданию для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 0,30.

2.5. Наличие информации о группах продленного дня - 0,63.

2.6. Наличие адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ - 0,43.

2.7. Наличие информации о разработке индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся - 0,23.

2.8. Наличие в школе специалистов службы психолого-педагогического сопровождения (педагога-психолога, социального педагога) - 0,33.

2.9. Наличие иных специалистов (тьютора, дефектолога, логопеда, сурдопедагога), необходимых для обучающихся с ОВЗ по заключению ПМПК - 0, 17.

2.10. Наличие информации о сотрудничестве со специалистами психолого-педагогических, медико-социальных и др. центров - 0,53.

2.11. Наличие информации для родителей по вопросам повышения психологической культуры и безопасности, формированию основ здорового образа жизни - 0,79.

2.12. Наличие информации на сайте школы об условиях питания и охраны здоровья обучающихся - 0,79.

2.13. Наличие результатов иных мониторингов - 0,17.

2.14. Наличие информации о работе творческих групп педагогов и обучающихся - 0,63.

2.15. Процент педагогов начальной школы, имеющих высшее педагогическое образование - 73.

2.16. Процент педагогов с первой категорией - 38.

2. 17. Процент педагогов с высшей квалификационной категорией - 31.

2.18. Наличие информации о повышении квалификации педагогов - 0,91.

2.19. Наличие информации о достижениях педагогов - 0,83.

2.20. Наличие планов методической работы - 0,74.

2.21. Наличие личных страничек педагогов на сайте школы - 0,25.

Средний балл по показателю «Информационно-методические

условия» - 0,53.

Средний балл по показателю «Психолого-педагогические условия» - 0,42.

Средний балл по показателю «Материально-технические условия» - 0,74.

Средний балл по показателю «Кадровые условия» - 0,59.

Средний балл по критерию 2-0,56

Критерий 3.

Качество социальных и педагогических результатов реализации ООП НОО:

- характер отношений между участниками образовательного процесса;

- степень удовлетворенности родителей деятельностью школы;

- достижения обучающихся в урочной и внеурочной деятельности;

Объекты оценки:

- содержание планов и отчетов, содержащихся на официальном сайте;

- содержание отзывов родителей (законных представителей обучающихся) и социальных партнеров образовательных организаций.

Индикаторы и средние оценки по выборке школ

3.1. Наличие отзывов от обучающихся, от родителей обучающихся, социальных партнеров на доброжелательное, вежливое и компетентное поведение работников школы на форуме на официальном сайте - 0,34.

3.2. Наличие информации об участии родителей в планировании и осуществлении внеурочной деятельности обучающихся - 0,31.

3.3. Наличие положительных отзывов родителей о мероприятиях в школе - 0,21.

3.4. Наличие информации о работе творческих групп педагогов и обучающихся - 0,63.

3.5. Наличие информации о проектах, проведенных совместно с родителями - 0,42.

3.6. Наличие информации о результатах анкетирования родителей - 0,17.

3.7. Процент успеваемости учащихся начальной школы - 100.

3.8. Среднее качество знаний учащихся - 59,8.

3.9. Средний процент выполнения ВПР по региону (по трем предметам) - 79,10 (РФ - 77,5).

3.10. Русский язык - 75,4 (РФ - 76,6).

199

3.11. Математика - 87,3 (РФ - 81,5).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.12 Окружающий мир - 74,7 (РФ - 74,4).

3.13. Наличие победителей олимпиад и конкурсов - 0,75.

Качество информации о воспитательной работе в начальной школе - 0,60.

Среднее качество обученности по выборке школ с учетом среднего качества знаний по итогам за год и результатов всероссийских проверочных работ по региону - 0,75.

Общее качество социальных результатов - 0,61.

Максимальный суммарный балл по трем критериям - 42.

Суммарный балл по трем критериям - 22,3.

Соотношение суммарного балла к максимальному - 0,54.

Средний балл по всем индикаторам для выборки школ - 0,62.

Полученная информация дает возможность определить сильные стороны и обозначить следующие направления совершенствования начального общего образования региона: 1) совершенствование психолого-педагогических и кадровых условий реализации ООП НОО; 2) повышение эффективности методической работы на уровне образовательных организаций; 3) развитие доступности и эффективности образовательной среды для обучающихся с ОВЗ; 4) создание условий для более активного вовлечения родителей обучающихся в образовательный процесс; 5) совершенствование внутришкольной системы оценки качества НОО; 6) улучшение обратной связи с родителями обучающихся.

Список литературы

1. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы: (распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 792-р.

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования: федер. закон от 21 июля 2014 г. № 256-ФЗ.

3. О проведении мониторинга качества образования: приказ Минобрнауки РФ от 26.11 2015 г. № 1381.

4. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ.

5. Об осуществлении мониторинга системы образования: постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662.

6. Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности: постановление Правительства РФ от 18.11.2013 № 1039.

7. Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации: приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 (ред. от 02.02.2016) (зарегистрировано в Минюсте России 04.08.2014 № 33423).

8. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 окт. 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 нояб. 2010 г. № 1241, от 22 сент. 2011 г. № 2357), от 31.12.2015 № 1576.

УДК 37.047 - 057.87

О. О. Пантелеева Факторы, влияющие на самоопределение абитуриентов

В статье на примере целевой аудитории абитуриентов, поступающих на инженерные и гуманитарные направления, определяются главные факторы, влияющие на профессиональное самоопределение школьников. Актуальность заключается в определении основных задач, перспективных для решения проблем, связанных с противоречивостью дальнейшего самоопределения абитуриентов, главенствующая роль в осуществлении которых отведена довузовской подготовке. К основным факторам, влияющим на выбор абитуриентов вуза и дальнейшее самоопределение, относятся: местоположение школы, удаленность от вуза, вид школы, ее ранняя дифференциация, информированность абитуриента о вузе и мероприятиях довузовской подготовки. Важным критерием в выборе профессии является материальное положение семьи и высокий уровень образования родителей. К проблемам самоопределения следует отнести несовпадение требований, предъявляемых школами и вузами к вступительным испытаниям, а также потребность в преемственности образования. Основной задачей педагога является создание условий для развития природных творческих потенций школьников.

The article deals with the definition of the main factors influencing professional self-determination of school students on the example of target audience of the entrants arriving on the engineering and humanitarian directions. Relevance consists in definition of the main objectives, perspective for the solution of the problems connected with discrepancy of further self-determination of entrants whose predominating part in implementation is assigned to pre-university preparation. The major factors influencing the choice of entrants of higher education institution and further self-determination are location of school, remoteness from higher education institution, a type of school, its early differentiation, knowledge of the entrant of higher education institution and actions of pre-university preparation. The important criterion in choice of profession is financial position of a family and high education level of parents. It is necessary to refer discrepancy of requirements imposed by schools and higher education institutions to entrance tests and also need for continuity of education to problems of self-determination. The main objectives and tasks of the teacher is creation of conditions for development of natural creative potentialities of school students.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, довузовская подготовка, дифференциация школы, информированность, педагогическое мастерство, преемственность образования, уровень образования.

Key words: professional self-determination, pre-university preparation, differentiation of school, information, pedagogical skill, continuity of education, education level.

© Пантелеева О. О., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.