Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ'

РЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогический вуз / преподавание иностранного языка в вузе / студент / преподаватель / иностранный язык / pedagogical university / teaching foreign language at university / student / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Р.Ш. Магамдаров, М.Ч. Сагидова, Д.М. Мурзаева

В настоящей статье исследуются основные потенции, существующие на современном этапе развития отечественной системы высшего образования для реализации современных подходов в процессе обучения иностранному языку в российских вузах. В первую очередь рассматриваются основные тенденции в развитии современного общества и, в частности, системы высшего образования. Доказывается необходимость внедрения инновационных методов в процесс преподавания иностранного языка как одно из условий успешности дальнейшей его модернизации. Далее исследуются основные особенности современных методов и возможности, существующих для их интеграции в образовательный процесс на современном этапе развития высшего образования в России. Демонстрируются конкретные преимущества, которые может дать их интеграция в образовательное пространство современных вузов как в смысле усовершенствования процесса преподавания иностранного языка, так и дальнейшей модернизации системы ВО в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Р.Ш. Магамдаров, М.Ч. Сагидова, Д.М. Мурзаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF MODERN APPROACHES IN THE PROCESS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT A UNIVERSITY

The article examines the main potencies existing at the present stage of the Russian higher education system development for the modern approaches implementation in the process of foreign language teaching. First of all, the main trends in the modern social development and, in particular, the higher education system are considered. The necessity of introducing innovative methods into the process of teaching a foreign language as one of the conditions for its further modernization success is proved. Further, the main features of modern methods and the possibilities existing for their integration into the educational process at the present stage of the Russian higher education development are investigated. The specific advantages that their integration into the educational space of modern universities can give are demonstrated, both in terms of improving the process of teaching a foreign language and further improving the educational system as a whole.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ»

- проведение конкурсов на получение грантов;

- учёт мнения органов студенческого самоуправления при принятии решений об отчислении их членов;

- интеграция представителей объединений в комиссии по направлению профиля получаемого образования;

- обеспечение участников студенческих объединений бесплатным проездом на всероссийские и международные мероприятия по профилю деятельности объединений;

- бесплатное предоставление студенческим организациям необходимых для их деятельности помещения, транспортных средств и техники;

- поддержка взаимовыгодного сотрудничества между студенческими объединениями и коммерческими организациями, создание условий для дальнейшего трудоустройства выпускников.

Библиографический список

Таким образом, студенческие объединения активно вовлечены в общественную жизнь университета и страны в целом. Исходя из этого, необходимо более внимательное отношение государства к деятельности молодежных организаций, особенно со стороны стимулирования и трудоустройства.

Научная новизна статьи связана с важностью развития воспитательного потенциала студенческих общественных объединений, в основе которых лежит идея формирования конкурентоспособного специалиста.

Теоретическая значимость статьи заключается в обращении достаточного внимания со стороны государства на возрастающую активность студенческой молодежи.

Практическая значимость статьи определяется принятием конкретных мер по поддержке деятельности студенческих общественных объединений заинтересованной стороной.

1. Вартанян А.С. Аспекты формирования корпоративной культуры студенческого коллектива через самоорганизацию внеучебной жизни. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021; Т. 13, № 2: 48 - 54. Available at: https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-2-48-54

2. Гарькин И.Н., Гарькина И.А. Молодёжные форумы - площадка для личностного и профессионального развития молодых специалистов. Молодой ученый. 2014; № 18 (77): 533 - 535. Available at: https://moluch.ru/archive/77/13374/

3. Завертяева Ю.А., Трушкова И.Н. Студенческое самоуправление как инструмент формирования молодежного кадрового потенциала. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2018; № 4: 48 - 51.

4. Козлова Е.А., Толстенева А.А., Груздева М.Л., Хижная А.В. Проектирование и реализация работы студенческих объединений в вузе. Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. С. 63.

5. Морозова Т.И. Роль студенческого самоуправления в процессе социализации молодежи в вузе. Воспитание и обучение: теория, методика и практика: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. 2016: 60 - 63.

6. Петрова М.С., Корсакова А.А., Смирнов П.А. Студенческие объединения как механизм выявления и поддержки инициатив обучающихся. Наука и реальность. 2020. № S3.1. С. 45 - 48.

7. Саидов З.А., Ярычев Н.У, Соколова Н.И. Навыки XXI века в контексте современных образовательных реалий. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 318 - 320. References

1. Vartanyan A.S. Aspekty formirovaniya korporativnoj kul'tury studencheskogo kollektiva cherez samoorganizaciyu vneuchebnoj zhizni. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2021; T. 13, № 2: 48 - 54. Available at: https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-2-48-54

2. Gar'kin I.N., Gar'kina I.A. Molodezhnye forumy - ploschadka dlya lichnostnogo i professional'nogo razvitiya molodyh specialistov. Molodojuchenyj. 2014; № 18 (77): 533 - 535. Available at: https://moluch.ru/archive/77/13374/

3. Zavertyaeva Yu.A., Trushkova I.N. Studencheskoe samoupravlenie kak instrument formirovaniya molodezhnogo kadrovogo potenciala. Vestnik Voronezhskogogosudarstvennogo universiteta. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya. 2018; № 4: 48 - 51.

4. Kozlova E.A., Tolsteneva A.A., Gruzdeva M.L., Hizhnaya A.V. Proektirovanie i realizaciya raboty studencheskih ob'edinenij v vuze. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2018. № 4. S. 63.

5. Morozova T.I. Rol' studencheskogo samoupravleniya v processe socializacii molodezhi v vuze. Vospitanie i obuchenie: teoriya, metodika i prakiika: sbornik materialov VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2016: 60 - 63.

6. Petrova M.S., Korsakova A.A., Smirnov P.A. Studencheskie ob'edineniya kak mehanizm vyyavleniya i podderzhki iniciativ obuchayuschihsya. Nauka i real'nost'. 2020. № S3.1. S. 45 - 48.

7. Saidov Z.A., Yarychev N.U., Sokolova N.I. Navyki XXI veka v kontekste sovremennyh obrazovatel'nyh realij. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 318 - 320.

Статья поступила в редакцию 14.01.22

УДК 378

Magamdarov R.Sh, Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of English, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: passikhat05@mail.ru

Sagidova M.Ch., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Romance-Germanic and Oriental Languages and Teaching Methods,

Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: passikhat05@mail.ru

Murzaeva D.M., Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Department of Foreign Languages and Methods of Their Teaching, Dagestan State Pedagogical

University (Makhachkala, Russia), E-mail: passikhat05@mail.ru

IMPLEMENTATION OF MODERN APPROACHES IN THE PROCESS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT A UNIVERSITY. The article examines the main potencies existing at the present stage of the Russian higher education system development for the modern approaches implementation in the process of foreign language teaching. First of all, the main trends in the modern social development and, in particular, the higher education system are considered. The necessity of introducing innovative methods into the process of teaching a foreign language as one of the conditions for its further modernization success is proved. Further, the main features of modern methods and the possibilities existing for their integration into the educational process at the present stage of the Russian higher education development are investigated. The specific advantages that their integration into the educational space of modern universities can give are demonstrated, both in terms of improving the process of teaching a foreign language and further improving the educational system as a whole.

Key words: pedagogical university, teaching foreign language at university, student, teacher.

Р.Ш. Магамдаров, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: passikhat05@mail.ru

М.Ч. Сагидова, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: passikhat05@mail.ru

Д.М. Мурзаееа, канд. филол. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» г. Махачкала,

E-mail: passikhat05@mail.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

В настоящей статье исследуются основные потенции, существующие на современном этапе развития отечественной системы высшего образования для реализации современных подходов в процессе обучения иностранному языку в российских вузах. В первую очередь рассматриваются основные тенденции в развитии современного общества и, в частности, системы высшего образования. Доказывается необходимость внедрения инновационных методов в

процесс преподавания иностранного языка как одно из условий успешности дальнейшей его модернизации. Далее исследуются основные особенности современных методов и возможности, существующих для их интеграции в образовательный процесс на современном этапе развития высшего образования в России. Демонстрируются конкретные преимущества, которые может дать их интеграция в образовательное пространство современных вузов как в смысле усовершенствования процесса преподавания иностранного языка, так и дальнейшей модернизации системы ВО в целом.

Ключевые слова: педагогический вуз, преподавание иностранного языка в вузе, студент, преподаватель, иностранный язык.

Актуальность настоящей статьи заключается в том, что три последних десятилетия ознаменованы для российского социума переходом на постиндустриальную ступень. Данный процесс по природе своей является сложным и многогранным. Он затрагивает все сферы жизни общества: экономическую, социальную и культурную, отражаясь также на системе образования [1-15].

Современный вуз должен не только вооружать своих будущих выпускников предусмотренными образовательной программой знаниями, умениями и навыками, но и формировать профессионалов, способных к скорейшей адаптации в динамично меняющейся экономической, социальной и культурной среде постиндустриального общества. Не в последнюю очередь сказанное относится к изучению иностранного языка студентами неязыковых специальностей. Успешное освоение программы соответствующей дисциплины должно способствовать скорейшей адаптации выпускников российских вузов к условиям информационного общества [6; 7].

Цель статьи - исследование основных возможностей, существующих для внедрения современных подходов в процесс обучения иностранному языку в отечественных вузах на современном этапе развития системы высшего образования.

С поставленной целью связаны следующие задачи:

- определить содержание профессиональной подготовки будущих бакалавров неязыковых направлений, которое с большой вероятностью позволит сформировать профессионала, конкурентоспособного в условиях современного общества;

- рассмотреть роль и место изучения иностранных языков в структуре компетентности такого профессионала;

- исследовать основные современные подходы к изучению иностранного языка, позволяющие оптимизировать процесс его формирования.

Методы исследования: наблюдение, обобщение, анализ научно-исследовательской литературы.

Принимая во внимание ключевые тенденции в развитии современного российского общества и, в частности, образовательной сферы, отмечавшиеся во вводной части настоящей статьи, можно констатировать, что целью изучения иностранных языков в образовательном пространстве неязыкового вуза является формирование и совершенствование иноязычной профессиональной компетенции студентов бакалавриата [1; 2; 3]. Следовательно, содержание профессиональной языковой подготовки должно пониматься педагогом-исследователем и практиком в качестве процесса формирования у обучающихся конкретных профессиональных компетенций и подготовки их к будущей межкультурной коммуникации, прежде всего, в профессиональной сфере [4, с. 23].

В связи с вышеизложенным особую актуальность приобретает компетент-ностный подход в обучении иностранному языку будущих бакалавров, осваивающих неязыковые специальности. Последний прежде всего ориентирован на формирование у обучающихся ключевых компетенций. При этом преподаватель превращается в организатора, чья основная задача - оптимизировать процесс самостоятельного получения студентами достаточного объёма знаний, умений и навыков [5; 6; 7].

Таким образом, в результате широкого внедрения данного подхода в практику преподавания иностранного языка студентам бакалавриата, осваивающим неязыковые специальности, педагогический смысл занятий будет сводиться к развитию у них комплекса знаний, умений и навыков, непосредственно связанных с самостоятельным решением проблем в различных сферах их будущей социальной и профессиональной жизни на основе использования социального опыта. Большое значение при этом приобретает собственный опыт обучающихся, получаемый в ходе таких занятий [5, с. 246].

В процессе использования компетентностного подхода при обучении студентов неязыковых специальностей иностранному языку является формирование у них универсальных компетенций, иначе называемых «мягкими навыками» (англ. - soft skills) [8; 9]. Эти последние являются одним из ведущих слагаемых процесса формирования профессионала, способного адаптироваться к динамично меняющимся условиям современного общества. Таким образом, обучение будущих бакалавров неязыковых специальностей иностранному языку в русле компетентностного подхода создаёт почву для дальнейшего формирования профессиональных компетенций разного типа во всех сферах их будущей социальной и профессиональной жизни.

На современном этапе развития системы высшего образования в нашей стране компетентностный подход может быть реализован посредством соблюдения принципа профессиональной направленности в обучении студентов иностранному языку. Последний заключается в стимуляции обучающихся к реализации их коммуникативных потребностей в выбранной сфере профессионального общения [4, с. 24].

Формированию у современных студентов, осваивающих неязыковые специальности, навыков межкультурной коммуникации и общекультурных ком-

петенций также с определённой вероятностью будет способствовать интеграция в образовательное пространство коммуникативного подхода [1; 2; 7; 8]. Данный подход направлен на развитие у обучающихся системы умений и навыков, связанных с практическим применением изучаемого языка в процессе будущего профессионального общения [10, с. 43]. Первоочередное внимание в ходе его реализации следует уделять созданию таких педагогических ситуаций, в которых обучающиеся могли бы широко использовать неподготовленную иноязычную речь, прежде всего устную.

Внедрение в вузовскую практику охарактеризованного выше инновационного подхода позволяет оптимизировать процесс развития у студентов межкультурной компетенции, а именно - такой важной её составляющей, как способность решать коммуникативные задачи в различных ситуациях профессионального и личного общения средствами изучаемого языка [4, с. 25]. Развитие у будущих профессионалов коммуникативной компетентности, таким образом, с высокой вероятностью поможет им в будущем раскрыть свой профессиональный потенциал, что особенно важно в условиях современного, динамично меняющегося социума.

Важным условием успешной реализации коммуникативного подхода является правильный подбор тем и ситуаций для моделируемого общения на изучаемом языке. Последний с необходимостью должен осуществляться в соответствии с направлениями подготовки бакалавров. Так повышается вероятность того, что в своей будущей профессиональной жизни они смогут эффективно использовать полученные знания, умения и навыки. Таким образом, при реализации рассматриваемого подхода учебная цель занятия становится задачей между участниками образовательного процесса в учебных ситуациях, близких к реальным условиям их будущей профессиональной деятельности [4; 10].

Ещё одним инновационным педагогическим подходом, применимым с точки зрения дальнейшего совершенствования преподавания иностранных языков в образовательном пространстве неязыкового вуза, является коммуникативно-де-ятельностный [11, с. 227-228]. При работе в русле этого подхода деятельность участников образовательного процесса направляется на подготовку и решение конкретных задач. Его внедрение позволяет развивать иноязычную речевую деятельность будущих профессионалов в четырех аспектах:

- говорение;

- чтение;

- письмо;

- слушание [3; 8; 11].

Немаловажным с точки зрения совершенствования процесса обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов является также интеграция в их образовательное пространство культурологического подхода. Последний с определённой вероятностью позволит повысить эффективность процесса формирования межкультурной компетенции обучающихся. Его реализация связана с изучением языка с позиций культурологической парадигмы. В свою очередь, её постижению будет способствовать использование ряда методов:

- изъяснение лексического фона изучаемых иноязычных текстов;

- выявление страноведческого содержания текстов;

- использование лингвострановедческих комментариев в процессе изучения языка [12, с. 185].

Внедрение такого подхода существенно расширяет существующие в современных вузах возможности для использования развивающих образовательных технологий. К числу последних могут быть отнесены:

- методы активного обучения;

- технологии развития критического мышления;

- технологии проективного обучения;

- технологии развивающего обучения [13, с. 315].

В свою очередь, расширение использования вышеперечисленных методов и технологий с высокой вероятностью позволит осуществить дальнейший отход от информационно-репродуктивной практики обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей. Таким образом, широкое внедрение в практику изучения иностранного языка культурологического подхода позволяет активизировать механизмы сознательного освоения обучающимися иноязычной культуры, ценностное отношение к ней [12-15].

В контексте основного предмета рассмотрения настоящей статьи небезынтересным является также средовый подход. Он заключается в организации процесса обучения будущих бакалавров иностранному языку таким образом, что преподаватель практически прекращает активное воздействие на них. Основной акцент учебной деятельности при этом смещается в область генерации обучающей среды, представляющей собой совокупность условий и возможностей, содержащихся в пространственно-предметном и социокультурном окружении участников образовательного процесса. В таких условиях с необходимостью активизируется стремление студентов к саморазвитию и самовыражению [6; 7; 8]. Таким образом происходит трансформация студентов в субъектов об-

разовательной деятельности. Это, в свою очередь, подразумевает складывание у них ценностных ориентиров и способов действий, позволяющих, во-первых, более эффективно усваивать предусмотренные программой дисциплины компетенции, во-вторых, оптимизировать процесс их саморазвития и самообразования в будущей социальной и профессиональной жизни [3; 5].

Приоритет самостоятельной познавательной деятельности обучающихся прослеживается также в русле системно-деятельностного подхода. Его суть заключается в использовании деятельности как средства становления и развития субъектности студентов неязыковых вузов, изучающих иностранный язык [14, с. 258]. Заложенный в основе рассматриваемого подхода принцип приоритета исследовательской деятельности позволяет осуществить процесс формирования современного профессионала, характеризующегося высокой степенью развития способности к самостоятельному решению профессиональных и иных задач в динамично меняющихся условиях современного общества.

Подводя итоги нашего исследования, мы можем заключить, что на современном этапе развития системы отечественного ВО основной целью изучения иностранных языков студентами, осваивающими неязыковые специальности, является формирование и совершенствование их иноязычной профессиональной компетенции.

В этой связи процесс профессиональной языковой подготовки должен быть направлен преимущественно на формирование у обучающихся конкретных профессиональных компетенций и подготовки их к будущей межкультурной коммуникации.

Соответственно, актуализируется внедрение в вузовскую практику компе-тентностного подхода. Это подход характеризуется направленностью на формирование у обучающихся ключевых компетенций, позволяющих в дальнейшем осуществлять эффективную межкультурную коммуникацию в избранной ими профессиональной сфере.

Широкое внедрение в практику преподавания иностранного языка студентам неязыковых вузов коммуникативного подхода с определённой вероятностью

Библиографический список

будет способствовать формированию у студентов навыков межкультурной коммуникации и общекультурных компетенций.

Указанный выше подход направлен на развитие у обучающихся системы умений и навыков, связанных с практическим применением изучаемого языка в процессе будущего профессионального общения.

Коммуникативно-деятельностный подход связан с направлением деятельности участников образовательного процесса на подготовку и решение конкретных задач. Следовательно, его интеграция в образовательное пространство современного российского вуза с высокой вероятностью позволит развивать иноязычную речевую деятельность будущих профессионалов во всех её аспектах.

Средовый подход к изучению иностранного языка связан с самостоятельной деятельностью студентов в рамках образовательной среды современного вуза, что в дальнейшем будет способствовать их эффективным самостоятельным действиям в динамично меняющейся среде современного общества.

Оптимизации процесса формирования данных качеств также с высокой вероятностью будет способствовать внедрение в практику обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов системно-деятельностного подхода, подразумевающего активизацию исследовательской деятельности обучающихся.

Научная новизна статьи определяется выявлением основных проблем, связанных с изучением иностранного языка в неязыковых вузах нашей страны, обусловливающих необходимость широкого внедрения инновационных подходов к его изучению в образовательную практику.

Теоретическая значимость статьи состоит в расширении знаний об инновационных подходах к преподаванию иностранного языка студентам неязыковых вузов.

Практическая значимость заключается в том, что на основе анализа специальной литературы в ней определены основные направления, по которым может осуществляться внедрение современных подходов в образовательную практику российских вузов на современном этапе их развития.

1. Гусева Н.В. Применение информационных технологий в процессе диагностики обучения иностранному языку курсантов военных вузов. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 1 (80): 189 - 191.

2. Ростовцева П.П., Гусева Н.В. Развитие творческого потенциала будущих экономистов с помощью современных технологий. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 316 - 318.

3. Соколова Н.И. Цифровые ресурсы для организации дистанционного обучения английскому языку. Дистанционное обучение: актуальные вопросы: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары: Среда, 2020: 80 - 83.

4. Оскольская И.А. Современные методики преподавания иностранного языка в вузе: комплексный подход в обучении. Современное педагогическое образование. 2020; № 6: 22 - 28.

5. Соколова Н.И. Анализ использования электронных ресурсов в преподавании иностранного языка у студентов экономических специальностей вуза. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 245 - 247.

6. Кузикулова Д.М., Садыкова Н.Х. Использование современных педагогических технологий в формировании конкурентоспособного специалиста. Бюллетень науки и практики. 2019; Т. 5, № 4: 443 - 447.

7. Лапыгин Ю.Н. Методы активного обучения: учебник и практикум для вузов. Москва: Юрайт, 2018.

8. Агарагимова В.К., Абдулаев М.А., Амамбаева Н.С., Амчиславская Е.Ю. и др. Подготовка студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры к осуществлению будущей профессиональной деятельности на основе современных социокультурных реалий. Москва, 2021.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Гасанова П.М., Буйских Т.М. Интерактивные методы обучения в малой группе (на примере преподавания речеведческих дисциплин). Образовательная политика. 2018; № 1 (76): 17 - 23.

10. Элбоева ГБ., Бахромова Г.Ж. Коммуникативный подход в обучении неродному языку. Вестник науки и образования. 2020; № 10 (88), Ч. 3: 43 - 45.

11. Колесова О.В., Тивикова С.К., Фокина Е.И. Реализация коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи учащихся. Перспективы Науки и Образования. 2018; № 3 (33): 226 - 231.

12. Дмитриева Е.Н., Оберемко О.Г Подготовка преподавателя иностранного языка в русле культурологической парадигмы. Язык и культура. 2018; № 55: 182 - 197.

13. Тарева Е.Г Система культуросообразных подходов к обучению иностранному языку. Язык и культура. 2017; № 40: 302 - 320.

14. Хованская Е.А. Системно-деятельностный подход в контексте модернизации российского образования. Вестник удмуртского университета. 2018; Т. 28, Выпуск 2: 257 - 260.

15. Соколова Н.И. Анализ использования открытых электронных ресурсов в преподавании иностранного языка у студентов экономических специальностей вуза. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 245 - 247.

References

1. Guseva N.V. Primenenie informacionnyh tehnologij v processe diagnostiki obucheniya inostrannomu yazyku kursantov voennyh vuzov. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 1 (80): 189 - 191.

2. Rostovceva P.P., Guseva N.V. Razvitie tvorcheskogo potencíala buduschih 'ekonomistov s pomosch'yu sovremennyh tehnologij. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 316 - 318.

3. Sokolova N.I. Cifrovye resursy dlya organizacii distancionnogo obucheniya anglijskomu yazyku. Distancionnoe obuchenie: aktual'nye voprosy: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Cheboksary: Sreda, 2020: 80 - 83.

4. Oskol'skaya I.A. Sovremennye metodiki prepodavaniya inostrannogo yazyka v vuze: kompleksnyj podhod v obuchenii. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2020; № 6: 22 - 28.

5. Sokolova N.I. Analiz ispol'zovaniya 'elektronnyh resursov v prepodavanii inostrannogo yazyka u studentov 'ekonomicheskih special'nostej vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 245 - 247.

6. Kuzikulova D.M., Sadykova N.H. Ispol'zovanie sovremennyh pedagogicheskih tehnologij v formirovanii konkurentosposobnogo specialista. Byulleten' nauki i prakíiki. 2019; T. 5, № 4: 443 - 447.

7. Lapygin Yu.N. Metody aktivnogo obucheniya: uchebnik i praktikum dlya vuzov. Moskva: Yurajt, 2018.

8. Agaragimova V.K., Abdulaev M.A., Amambaeva N.S., Amchislavskaya E.Yu. i dr. Podgotovka studentov bakalavriata, magistratury, aspirantury k osuschestvleniyu buduschej professional'noj deyatel'nosti na osnove sovremennyh sociokul'turnyh realij. Moskva, 2021.

9. Gasanova PM., Bujskih T.M. Interaktivnye metody obucheniya v maloj gruppe (na primere prepodavaniya rechevedcheskih disciplin). Obrazovatel'naya politika. 2018; № 1 (76): 17 - 23.

10. 'Elboeva G.B., Bahromova G.Zh. Kommunikativnyj podhod v obuchenii nerodnomu yazyku. Vestnik nauki i obrazovaniya. 2020; № 10 (88), Ch. 3: 43 - 45.

11. Kolesova O.V., Tivikova S.K., Fokina E.I. Realizaciya kommunikativno-deyatel'nostnogo podhoda k razvitiyu rechi uchaschihsya. Perspektivy Nauki i Obrazovaniya. 2018; № 3 (33): 226 - 231.

12. Dmitrieva E.N., Oberemko O.G. Podgotovka prepodavatelya inostrannogo yazyka v rusle kul'turologicheskoj paradigmy. Yazykikul'tura. 2018; № 55: 182 - 197.

13. Tareva E.G. Sistema kul'turosoobraznyh podhodov k obucheniyu inostrannomu yazyku. Yazyk i kul'tura. 2017; № 40: 302 - 320.

14. Hovanskaya E.A. Sistemno-deyatel'nostnyj podhod v kontekste modernizacii rossijskogo obrazovaniya. Vestnik udmurtskogo universiteta. 2018; T. 28, Vypusk 2: 257 - 260.

15. Sokolova N.I. Analiz ispol'zovaniya otkrytyh 'elektronnyh resursov v prepodavanii inostrannogo yazyka u studentov 'ekonomicheskih special'nostej vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 245 - 247.

Статья поступила в редакцию 13.01.22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.