Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ'

ВОЗМОЖНОСТИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональный интеллект / педагогический вуз / преподавание иностранного языка в вузе / студент / преподаватель / emotional intelligence / pedagogical university / teaching foreign language at university / student / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — П Д. Абдурахманова, Р Ш. Магамдаров, Д М. Мурзаева

В настоящей статье раскрываются основные возможности учебной дисциплины «Иностранный язык» в процессе формирования эмоционального интеллекта у студентов педагогических вузов, существующие на современном этапе развития системы высшего образования в Российской Федерации. Непосредственно перед разговором о возможностях, предоставляемых данной дисциплиной для развития соответствующей стороны личности обучающихся, путём анализа специальной литературы раскрывается сущность понятия «эмоциональный интеллект». Доказывается необходимость его развития у будущего специалиста, которому предстоит осуществлять профессиональную деятельность в политических, экономических и культурных реалиях современной России. Далее раскрываются формы работы на занятиях по иностранному языку, с большой вероятностью позволяющие развить эмоциональный интеллект у будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF THE DISCIPLINE “FOREIGN LANGUAGE” IN THE PROCESS OF FORMING EMOTIONAL INTELLIGENCE AMONG STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES

The article reveals the main possibilities of the academic discipline “Foreign Language” in the process of forming emotional intelligence among students of pedagogical universities, existing at the present stage of development of the higher education system in the Russian Federation. Before talking about opportunities provided by this discipline for the development of the relevant side of the personality of students, the essence of the concept of “emotional intelligence” is revealed by analyzing the special literature. The necessity of its development in the future specialist, who will have to carry out professional activities in the political, economic and cultural realities of modern Russia, is proved. Forms of work in foreign language classes are revealed, which most likely allow developing emotional intelligence in future teachers.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ»

4. Stieglitz S. Gamification: using game elements in serious contexts. New York: Springer, 2016.

5. Titova S.V. Cifrovye tehnologii v cifrovom obuchenii: teoriya ipraktika. Moskva: Litagent 'Editus, 2017.

6. Eliseeva E.V., Zyateva L.A., Isakova G.S. i dr. Sovershenstvovanie podgotovki buduschih specialistov v vuze na osnove vnedreniya tehnologii gejmifikacii. Problemysovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2016; № 53-3: 178 - 185.

7. Titova S.V., Chikrizova K.V. Gejmifikaciya v obuchenii inostrannym yazykam: psihologo-didakticheskij i metodicheskij potencial. Pedagogika ipsihologiya obrazovaniya. 2019; № 1: 135 - 152.

8. Gorbunova I., Hiner H. Music Computer Technologies and Interactive Systems of Education in Digital Age School. Proceedings of the International Conference Communicative Strategies of Information Society (CSIS 2018). 2019: 124 - 128.

9. Gorbunova I.B., Tovpich I.O., Yakimchuk O.S. Integration of Information, Linguistic and Artistic Milieux of Education in the System of General Education with the Use of Music Computer Technologies. 22th BORDEAUX-FRANCE Int'l Conference on Humanities, Social Sciences & Interdisciplinary Studies (HSSIS-19). Proceedings. 2019: 5 - 8.

10. Moving Learning Games Forward. Available at: www.educational.mit.edu/papers/movinglearninggamesforward_ edarcade.pdf

Статья поступила в редакцию 02.08.21

УДК 378

Abdurakhmanova P.D., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Head of Department of Foreign Languages and Methods of Their Teaching, Dagestan State

Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Magamdarov R.Sh., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of English, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: [email protected]

Murzaeva D.M., Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Department of Foreign Languages and Methods of Their Teaching, Dagestan State Pedagogical

University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

POSSIBILITIES OF THE DISCIPLINE "FOREIGN LANGUAGE" IN THE PROCESS OF FORMING EMOTIONAL INTELLIGENCE AMONG STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES. The article reveals the main possibilities of the academic discipline "Foreign Language" in the process of forming emotional intelligence among students of pedagogical universities, existing at the present stage of development of the higher education system in the Russian Federation. Before talking about opportunities provided by this discipline for the development of the relevant side of the personality of students, the essence of the concept of "emotional intelligence" is revealed by analyzing the special literature. The necessity of its development in the future specialist, who will have to carry out professional activities in the political, economic and cultural realities of modern Russia, is proved. Forms of work in foreign language classes are revealed, which most likely allow developing emotional intelligence in future teachers.

Key words: emotional intelligence, pedagogical university, teaching foreign language at university, student, teacher.

ПД. Абдурахманова, д-р филол. наук, проф., зав. каф. иностранных языков и методики их преподавания ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

Р.Ш. Магамдаров, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

Д.М. Мурзаееа, канд. филол. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

ВОЗМОЖНОСТИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

В настоящей статье раскрываются основные возможности учебной дисциплины «Иностранный язык» в процессе формирования эмоционального интеллекта у студентов педагогических вузов, существующие на современном этапе развития системы высшего образования в Российской Федерации. Непосредственно перед разговором о возможностях, предоставляемых данной дисциплиной для развития соответствующей стороны личности обучающихся, путём анализа специальной литературы раскрывается сущность понятия «эмоциональный интеллект». Доказывается необходимость его развития у будущего специалиста, которому предстоит осуществлять профессиональную деятельность в политических, экономических и культурных реалиях современной России. Далее раскрываются формы работы на занятиях по иностранному языку, с большой вероятностью позволяющие развить эмоциональный интеллект у будущих педагогов.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, педагогический вуз, преподавание иностранного языка в вузе, студент, препода-

Деятельность современного педагога нередко насыщена достаточно напряженными ситуациями, которые связаны с возможностью повышенного эмоционального реагирования. При этом нередко напряженные ситуации даже у опытных педагогов вызывают эмоциональное напряжение, которое может проявляться в пассивно-защитной или агрессивной форме. Как отмечают современные исследователи [1 - 7], в наибольшей степени велико влияние эмоциональной напряженности на молодых педагогов. При этом нередко возникает ситуация, когда так называемый синдром эмоционального выгорания начинает складываться у будущих педагогов еще в период обучения в вузе, если нет систематической работы по его профилактике [1]. В то же время большинство исследователей данного вопроса отмечают, что существующие формы академического обучения в педагогическом вузе, как и в вузах другой направленности [7 - 14], не имеют специфической направленности на формирование эмоционально-коммуникативных и регуляторных способностей, качеств, составляющих эмоциональную сферу личности.

В то же время нельзя не признать, что тенденция к технократическому, информационному развитию общества негативно влияет на развитие эмоциональности молодых людей. Мы видим возможность решения данной проблемы в целенаправленном развитии эмоционального интеллекта у будущих педагогов ещё на этапе профессиональной подготовки. Однако предпримем экскурс в область развития данного понятия в мировой и отечественной образовательной

практики.

Дефиниция «эмоциональный интеллект» впервые была использована американскими психологами П. Сэловеем и Дж. Мэйером. Эти исследователи определяли её как особую «форму социального интеллекта». Последняя, по их мнению, «включает способность определять собственные и чужие чувства и эмоции», а также способности «различать их и использовать эту информацию» в целях «определения направленности мышления и действий» индивида [1, с. 129]. На сегодняшний день в мировой психолого-педагогической науке нет единого определения эмоционального интеллекта. Однако большинство авторов сходятся во мнении, что данное понятие позволяет объединить в себе умения различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями партнёров по общению, что определяет успех во всех жизненных сферах [2 - 4].

Определённый интерес с точки зрения темы настоящего исследования представляет модель эмоционального интеллекта за авторством американского психолога, научного журналиста и литератора Дэниэла Гоулмана. Согласно его концепции, эмоциональный интеллект состоит из 5 компонентов:

1. Самопознание как способность идентифицировать собственные эмоции и мотивацию при принятии решений, узнавать свои слабые и сильные стороны, определять цели и жизненные ценности.

2. Саморегуляция понимается Д. Гоулманом как способность контролировать свои эмоции.

3. Мотивация - способность стремиться к достижению цели ради факта её достижения.

4. Эмпатия - способность учитывать чувства других людей при принятии

Таблица 1

Модель эмоционального интеллекта (Рувен Бар-Оном) [5, с. 122 - 123].

№ Способность Её проявление

1. Самоуважение - способность понимать и оценивать себя, видеть свои возможности и ограничения, сильные и слабые стороны и принимать себя вместе со своими сильными и слабыми сторонами

2. Эмоциональная осознанность - способность человека распознавать у себя наличие эмоции в конкретный момент, различать свои эмоции и понимать причины их возникновения

3. Ассертивность/Самовыражение - представляет собой способность индивида ясно и конструктивно выражать собственные мысли и чувства, а равно и способность мобилизовывать собственную эмоциональную энергию, проявлять при необходимости твёрдость убеждений, стоять на своём

4. Независимость - способность полагаться на себя, будучи эмоционально независимым от окружающих

5. Эмпатия - умение распознавать, осознавать и понимать чужие чувства

6. Социальная ответственность - способность идентифицировать себя как члена социальной группы, осуществляя при этом конструктивное сотрудничество с другими людьми

7. Межличностные отношения - способность индивида к конструктивному общению посредством вербальных и невербальных коммуникаций, а также способность к установлению взаимовыгодных отношений, основанных на чувстве эмоциональной близости

8. Стрессоустойчивость - способность эффективно управлять своими эмоциями, быстро находить выход из ситуации

9. Контролирование импульсов - способность сдерживать свои эмоции, воздерживаться перед соблазном

10. Оценка действительности - способность индивида сверять свои мысли и чувства с объективной внешней реальностью

11. Гибкость - способность к быстрой коррекции собственных чувств, мыслей, представлений и поведения соответственно меняющимся обстоятельствам

12. Решение проблем как способность устанавливать и формулировать проблему, а также находить для неё потенциально эффективное решение

13. Самоактуализация - способность устанавливать цели и стремиться к их достижению, реализовывать свой потенциал

14. Оптимизм - как способность сохранять надежду и позитивное отношение даже в сложных обстоятельствах

15. Счастье/Благополучие - способность индивида чувствовать удовлетворённость собой и другими

решений, а также способность сопереживать другим людям.

5. Социальные навыки, включающие способности выстраивать отношения с людьми, а также манипулировать людьми и подталкивать их в желаемом направлении.

Модель эмоционального интеллекта, созданная израильским психологом Рувеном Бар-Оном, включает 15 основных способностей (табл. 1):

Так или иначе, но в настоящее время эмоциональный интеллект как характеристика молодого специалиста, является одной из ведущих при найме его на работу. Такая тенденция не вызывает удивления, если принять во внимание, что в условиях постиндустриального общества к сотрудникам предъявляется целый ряд требований, имеющих отношение не только к их профессиональным компетенциям, но и к ряду личностных [2; 3; 4; 6; 7]. При этом индивиды, способные управлять своими эмоциями, находятся в выигрышном положении, им легче развивать такие компетенции, как способность работать в стрессовой ситуации, а также инициативность [4; 6].

Сказанное в полной мере относится к современным педагогическим работникам. Работу по формированию эмоционального интеллекта у будущих специалистов данной категории мы проводим в процессе преподавания иностранного языка студентам различных специальностей в Дагестанском государственном педагогическом университете. В рамках преподавания данной академической дисциплины развитие эмоционального интеллекта способствует повышению мотивации студентов к её изучению, а также к повышению эффективности процесса обучения, поскольку эмоциональная сфера играет важную роль в формировании языковых навыков и речевых умений. Многие компоненты эмоционального интеллекта, например, мотивация достижения, эмпатия, рефлексия или саморегуляция необходимы как для полноценного развития эмоциональной сферы личности студента, так и для успешного формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Учебные занятия по иностранному языку, проводимые у будущих педагогов, предоставляют бесконечные возможности для проектирования различных коммуникативных ситуаций, дальнейшего анализа и последующей отработки определенных моделей поведения в разных ситуациях общения.

При осуществлении педагогической деятельности в образовательном пространстве ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» нами были использованы различные подходы, методы, формы организации деятельности студентов с учётом изученного опыта учёных ведущих вузов страны [1; 2; 5; 8; 9; 10].

Изученный опыт наглядно свидетельствует о трудностях, возникающих на уровне межличностного понимания и общения на иностранном языке, что обусловлено бедной эмоциональной палитрой современного молодого человека, отсутствием у него эмпатии, слабо развитыми коммуникативными навыками, частичной утратой мыслительных и познавательных функций.

В таких условиях возрастает значение проводимого в рамках учебных занятий по иностранному языку моделирования ситуаций различных моментов жизни, а также ролевых игр, в которых есть большое место «полету фантазии», игре

воображения, позволяющим «проиграть» то, что чувствует, думает, видит человек в определенном жизненном контексте [11, с. 131].

В рамках учебных занятий по академической дисциплине «Иностранный язык», проводимых с будущими педагогами, определённое значение в плане формирования у них эмоционального интеллекта имеет просмотр фильмов и социальной рекламы с дальнейшим обсуждением.

Педагогические теория и практика также показывают, что ещё одним действенным средством, способствующим развитию эмоционального интеллекта у будущих педагогов, является работа с художественными текстами на занятиях по иностранному языку.

Художественная литература представляет собой ценный источник жизненных ситуаций и поведенческих моделей. Кроме того, запоминание учащимися слов, выражающих эмоции и чувства, также улучшается благодаря осуществляемой таким путём привязки к определенному контексту [12, с. 240].

На наш взгляд, при работе с такого рода текстами представляется эффективным обращать внимание студентов на то, как слова, выражающие чувства, функционирует в тексте, предлагать им составлять собственные «вокабуляры» слов-эмоций на основе изученного материала.

Такого рода словари могут создаваться в течение семестра или всего учебного года, в конце которых можно дать задание в виде составления собственного рассказа с использованием этих слов. Все это, безусловно, расширяет словарный запас студентов и позволяет чувствовать себя «свободными» при общении на изучаемом языке [12 - 13]. При составлении словарей можно расположить иноязычные термины, обозначающие эмоции, их в соответствии с их противоположными свойствами, например, попарно:

• ненависть и любовь;

• страх и безопасность;

• симпатия и отвращение.

Далее, одной из наиболее существенных трудностей, возникающих при описании эмоций на изучаемом языке, является необходимость передачи посредством иноязычных терминов всех оттенков переживаний. Для её преодоления могут быть использованы такие диалоги:

Т. - How are you?

Р - I'm fine (not so good, not bad, so-so, terrible, sleepy, humorous, and excited). /I'm in good (bad) mood today. I feel like singing and dancing today, because I have passed my exams successfully. (Я в хорошем настроении. Хочется петь и танцевать, потому что я сдал все экзамены успешно).

В использовании таких мини-диалогов в рамках учебных занятий по иностранному языку у будущих педагогов заложены большие ресурсы для развития эмоционального интеллекта [3 - 7].

Отметим также, что в процессе преподавания иностранного языка в педагогическом вузе целесообразно включать разбор на иностранном языке различных ситуаций, которые могут возникнуть у будущих педагогов в их дальнейшей про-

фессиональной деятельности. Таким образом, в современном мире эмоциональный интеллект является

При этом учебные ситуации должны предполагать использование как ра- залогом жизненного успеха. ционального, так и эмоционального способа познания при решении. Создавать Причём хотелось бы особенно отметить, что в данном случае термин

условия для применения эмоционального интеллекта можно путем ограничения «успех» означает не только успешную профессиональную карьеру но и успех времени для решения задания, что делает аналитический путь решения заведо- в отношениях с окружающими, в семье и повседневном общении с другими мо неэффективным либо подбора заданий, решение которых с трудом поддается людьми.

вербализации и требует целостного эмоционального «схватывания» в противо- По этой причине является важным осознание студентам, осваивающим пе-

вес логическому рассуждению. Большим потенциалом обладает и тренинговый дагогические специальности, роли эмоционального компонента в развитии как метод, который дает возможность взглянуть на моделируемые ситуации с разных личностных, так и профессионально значимых качеств. точек зрения [6, с. 23 - 24]. Следовательно, крайне желательным является включение в программы по

обучению будущих педагогов иностранным языкам знакомства с определенными стратегиями, направленными на поддержание и стимулирование положительных эмоций, снижение интенсивности отрицательных, отработку навыков их применения в различных профессиональных и жизненных ситуациях.

Библиографический список

1. Симонова Л.Б. Развитие эмоционального интеллекта будущего педагога. Психология образования в XXI веке: теория и практика: материалы конференции. Волгоград. 2011. Available at: https://psyjournals.ru/education21/issue/54867_full.shtml

2. Агарагимова В.К., Абдулаев М.А., Амамбаева Н.С., Амчиславская Е.Ю. и др. Подготовка студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры к осуществлению будущей профессиональной деятельности на основе современных социокультурных реалий. Москва: Деловая карьера, 2021.

3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Москва: АСТ, 2008.

4. Ильина ГА. Развитие эмоционального интеллекта студентов в неязыковом вузе в процессе изучения иностранного языка. Профессионально ориентированное обучение языкам: реальность и перспективы: сборник статей, участников всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург: ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», 2018: 104 - 108.

5. Bar-On R. The development of a concept of psychological well-being. Doctoral dissertation. Rhodes University, South Africa, 1988.

6. Попп Т.В. Развитие эмоционального интеллекта в процессе обучения студентов. Гуманитарный трактат. 2018; № 30: 23 - 25.

7. Ежова Н.Ф. Развитие эмоционального интеллекта студентов-юристов на занятиях английского языка. Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2018; № 11(51): 47 - 53.

8. Чотбаева Э.А., Усубалиев К.Н. Роль преподавателя в формировании и развитии эмоционального интеллекта студентов. Высшее образование сегодня. 2019; № 8: 69 - 73.

9. Тимофеев О.Н. Развитие эмоционального интеллекта студентов в техническом вузе. Вестник Казанского технологического университета. 2011; № 11: 235 - 239.

10. Ширшова И.А. Развитие эмоционального интеллекта студентов университетов путем детального анализа случаев употребления модальных глаголов в английском языке. Мир науки. Педагогика и психология. 2020; Т. 8, № 6: 1 - 8.

11. Кошелева И.Н. Развитие эмоционального интеллекта как один из путей повышения социальной компетенции студентов в процессе обучения иностранному языку. Филологические науки в МГИМО. Москва: МГИМО-Университет, 2013: 123 - 132.

12. Гоголь Н.И., Суровцева Л.Г., Суровцев А.В., Гоголь Л.В. Развитие эмоционального интеллекта у студентов высших учебных заведений как элемент повышения качества образования. Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование: сборник научных трудов VII Международной молодежной научно-практической конференции. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2020: 238 - 242.

13. Месникович С.А., Хуцкая О.А. Эмоциональный интеллект как составляющая профессионального развития студентов. Психология обучения. 2013; № 6: 62 - 68.

14. Айсувакова Т.П., Ахмедова Э.М., Горбунова Н.В., Давыдова Л.Н., Джамалханова М.А. Психолого-педагогические аспекты осуществления образовательного процесса в современных социокультурных условиях. Москва: Деловая карьера, 2021.

References

1. Simonova L.B. Razvitie 'emocional'nogo intellekta buduschego pedagoga. Psihologiya obrazovaniya v XXI veke: teoriya i praktika: materialy konferencii. Volgograd. 2011. Available at: https://psyjournals.ru/education21/issue/54867_full.shtml

2. Agaragimova V.K., Abdulaev M.A., Amambaeva N.S., Amchislavskaya E.Yu. i dr. Podgotovka studentov bakalavriata, magistratury, aspirantury k osuschestvleniyu buduschej professional'noj deyatel'nosti na osnove sovremennyh sociokul'turnyh realij. Moskva: Delovaya kar'era, 2021.

3. Goulman D. 'Emocional'nyj intellekt. Moskva: AST, 2008.

4. Il'ina G.A. Razvitie 'emocional'nogo intellekta studentov v neyazykovom vuze v processe izucheniya inostrannogo yazyka. Professional'no orientirovannoe obuchenie yazykam: real'nost' i perspektivy sbornik statej, uchastnikov vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: FGBOU VO «Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj 'ekonomicheskij universitet», 2018: 104 - 108.

5. Bar-On R. The development of a concept of psychological well-being. Doctoral dissertation. Rhodes University, South Africa, 1988.

6. Popp T.V. Razvitie 'emocional'nogo intellekta v processe obucheniya studentov. Gumanitarnyjtraktat. 2018; № 30: 23 - 25.

7. Ezhova N.F. Razvitie 'emocional'nogo intellekta studentov-yuristov na zanyatiyah anglijskogo yazyka. VestnikUniversiteta imeni O.E. Kutafina (MGYuA). 2018; № 11(51): 47 - 53.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Chotbaeva 'E.A., Usubaliev K.N. Rol' prepodavatelya v formirovanii i razvitii 'emocional'nogo intellekta studentov. Vysshee obrazovanie segodnya. 2019; № 8: 69 - 73.

9. Timofeev O.N. Razvitie 'emocional'nogo intellekta studentov v tehnicheskom vuze. Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta. 2011; № 11: 235 - 239.

10. Shirshova I.A. Razvitie 'emocional'nogo intellekta studentov universitetov putem detal'nogo analiza sluchaev upotrebleniya modal'nyh glagolov v anglijskom yazyke. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. 2020; T. 8, № 6: 1 - 8.

11. Kosheleva I.N. Razvitie 'emocional'nogo intellekta kak odin iz putej povysheniya social'noj kompetencii studentov v processe obucheniya inostrannomu yazyku. Filologicheskie nauki v MGIMO. Moskva: MGIMO-Universitet, 2013: 123 - 132.

12. Gogol' N.I., Surovceva L.G., Surovcev A.V., Gogol' L.V. Razvitie 'emocional'nogo intellekta u studentov vysshih uchebnyh zavedenij kak 'element povysheniya kachestva obrazovaniya. Kachestvo produkcii: kontrol', upravlenie, povyshenie, planirovanie: sbornik nauchnyh trudov VII Mezhdunarodnoj molodezhnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kursk: Yugo-Zapadnyj gosudarstvennyj universitet, 2020: 238 - 242.

13. Mesnikovich S.A., Huckaya O.A. 'Emocional'nyj intellekt kak sostavlyayuschaya professional'nogo razvitiya studentov. Psihologiya obucheniya. 2013; № 6: 62 - 68.

14. Ajsuvakova T.P., Ahmedova 'E.M., Gorbunova N.V., Davydova L.N., Dzhamalhanova M.A. Psihologo-pedagogicheskie aspekty osuschestvleniya obrazovatel'nogo processa v sovremennyh sociokul'turnyh usloviyah. Moskva: Delovaya kar'era, 2021.

Статья поступила в редакцию 23.07.21

УДК 371

Abdurakhmanova P.D., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Head of Department of Foreign Languages and Methods of Their Teaching, Dagestan State

Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Idrisova P.G., Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Department of Foreign Languages and Methods of Their Teaching, Dagestan State Pedagogical

University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Saidova Ya.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Linguistics and Journalism, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

LEADING TRENDS IN THE IMPLEMENTATION OF LANGUAGE EDUCATION IN THE RUSSIAN EDUCATIONAL SYSTEM. The article discusses the main trends in implementation of language education in the Russian educational system. Their study is carried out taking into account the leading trends in development of world and Russian society. At the same time, special attention is paid to such a significant trend as the globalization of modern society. The influence of this and other global trends on processes that have been in Russian education over the past three decades is proved. Based on the analysis of the Russian language education theory and practice, the most significant trends in the development of the national system of language education during this period are considered. A conclusion is made about certain transformations that, due to these trends, are undergoing the role and place of this segment of the educational system in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.