Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК ОСНОВА ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК ОСНОВА ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1062
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преподавание иностранного языка в школе / предметная область «Иностранные языки» / профессионально значимые личностные качества педагога / учитель / ученик / teaching foreign language at school / subject “Foreign languages” / professionally significant personal qualities of teacher / teacher / student

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ш С. Гасанова, Р Ш. Агамурадова, М Ч. Сагидова

В настоящей статье основные профессионально значимые личностные качества учителя иностранного языка рассматриваются в качестве основы его профессиональной компетентности. Непосредственно перед началом обсуждения основного предмета в статье рассматривается социально-экономическое и культурное состояние современного российского общества, при котором профессионально значимые личностные качества педагога, в частности учителя иностранного языка, выходят на первый план в структуре его профессиональной компетентности. Далее на основе анализа научно-исследовательской литературы изучаются личностные качества современного учителя, осуществляющего профессиональную деятельность в рамках предметной области «Иностранный язык». Доказывается их первостепенная значимость с точки зрения эффективной подготовки обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ш С. Гасанова, Р Ш. Агамурадова, М Ч. Сагидова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONALLY SIGNIFICANT PERSONAL QUALITIES OF A FOREIGN LANGUAGE TEACHER AS THE BASIS OF HIS PROFESSIONALISM

In the article the main foreign language teacher’s professionally significant personal qualities are considered as one of the most significant parts of his or her professional competence. The article examines socio-economic and cultural state of modern Russian society, in which professionally significant personal qualities of a teacher, in particular a foreign language teacher, come to the fore in his or her professional competence structure. On the basis of the research literature analysis, personal qualities of a modern teacher who carries out professional activities within the framework of the discipline “Foreign Language” are studied. Their primary importance is proved from the point of view of effective training of students at the stage of secondary (full) general education.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК ОСНОВА ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»

на личность учащегося и формированием у него способностей к автономному усвоению изучаемого языка и взаимодействию с носителями этого языка в условиях реальной межкультурной коммуникации, характерных для современного глобализированного общества. Библиографический список

1. Обдалова О.А. Иноязычное образование в XXI веке в контексте социокультурных и педагогических инноваций. Томск: Издательство Томского университета, 2014.

2. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования. Москва: Русский язык, 2010.

3. Гальская Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика. Москва, 2005.

4. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Москва, 2000.

5. Агарагимова В.К., Абдулаев М.А., Амамбаева Н.С., Амчиславская Е.Ю. и др. Подготовка студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры к осуществлению будущей профессиональной деятельности на основе современных социокультурных реалий. Москва, 2021.

6. Солонцова Л.П. Методика обучения иностранным языкам: в 3 ч.: учебник для вузов (бакалавриат). Москва, 2018.

7. Айсувакова Т.П., Ахмедова Э.М., Горбунова Н.В., Давыдова Л.Н. и др. Психолого-педагогические аспекты осуществления образовательного процесса в современных социокультурных условиях. Москва, 2021.

8. Сысоев П.В. Концепция языкового поликультурного образования (на материале культуроведения США). Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2004.

9. Сысоев П.В. Языковое поликультурное образование в XXI веке. Язык и культура. 2009; № 2 (6): 96 - 110.

10. Дунев А.И. Интенциональный характер лингвокультурологических задач. Русский язык в школе. 2018; № 4: 9 - 13.

11. Орлова Е.С. Современные парадигмы лингводидактики. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013; № 4: 366 - 372.

12. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. Available at: www.http://asp¡rantrggu.ru/pr¡nthtml&¡d-50758

References

1. Obdalova O.A. Inoyazychnoe obrazovanie v XXI veke v kontekste sociokul'turnyh ipedagogicheskih innovacij. Tomsk: Izdatel'stvo Tomskogo universiteta, 2014.

2. Passov E.I., Kuzovleva N.E. Osnovy kommunikativnojteoriiitehnologiiinoyazychnogo obrazovaniya. Moskva: Russkij yazyk, 2010.

3. Gal'skaya N.D., Gez N.I. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam: lingvodidaktika imetodika. Moskva, 2005.

4. Gal'skova N.D. Sovremennaya metodika obucheniya inostrannym yazykam. Moskva, 2000.

5. Agaragimova V.K., Abdulaev M.A., Amambaeva N.S., Amchislavskaya E.Yu. i dr. Podgotovka studentov bakalavriata, magistratury, aspirantury k osuschestvleniyu buduschej professional'noj deyatel'nosti na osnove sovremennyh sociokul'turnyh realij. Moskva, 2021.

6. Soloncova L.P. Metodika obucheniya inostrannym yazykam: v 3 ch.: uchebnik dlya vuzov (bakalavriat). Moskva, 2018.

7. Ajsuvakova T.P., Ahmedova 'E.M., Gorbunova N.V., Davydova L.N. i dr. Psihologo-pedagogicheskie aspekíy osuschestvleniya obrazovatel'nogo processa v sovremennyh sociokul'turnyh usloviyah. Moskva, 2021.

8. Sysoev P.V. Koncepciya yazykovogo polikul'turnogo obrazovaniya (na materiale kul'turovedeniya SShA). Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2004.

9. Sysoev P.V. Yazykovoe polikul'turnoe obrazovanie v XXI veke. Yazyk i kul'tura. 2009; № 2 (6): 96 - 110.

10. Dunev A.I. Intencional'nyj harakter lingvokul'turologicheskih zadach. Russkij yazyk v shkole. 2018; № 4: 9 - 13.

11. Orlova E.S. Sovremennye paradigmy lingvodidaktiki. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2013; № 4: 366 - 372.

12. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetencii- novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya. Available at: www.http://aspirant.rggu.ru/print.htmlSid-50758

Статья поступила в редакцию 23.07.21

УДК 378

Gasanova Sh.S, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Foreign Languages and Methods of Their Teaching, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Agamuradova R.Sh., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign Languages and Methods of Their Teaching, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Sagidova M.Ch., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Romano-Germanic and Oriental Languages and Teaching Methods, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

PROFESSIONALLY SIGNIFICANT PERSONAL QUALITIES OF A FOREIGN LANGUAGE TEACHER AS THE BASIS OF HIS PROFESSIONALISM. In the

article the main foreign language teacher's professionally significant personal qualities are considered as one of the most significant parts of his or her professional competence. The article examines socio-economic and cultural state of modern Russian society, in which professionally significant personal qualities of a teacher, in particular a foreign language teacher, come to the fore in his or her professional competence structure. On the basis of the research literature analysis, personal qualities of a modern teacher who carries out professional activities within the framework of the discipline "Foreign Language" are studied. Their primary importance is proved from the point of view of effective training of students at the stage of secondary (full) general education.

Key words: teaching foreign language at school, subject "Foreign languages", professionally significant personal qualities of teacher, teacher, student.

Ш.С. Гасаноеа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

Р.Ш. Агамурадоеа, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

М.Ч. Сагидоеа. канд. филос. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

КАК ОСНОВА ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

В настоящей статье основные профессионально значимые личностные качества учителя иностранного языка рассматриваются в качестве основы его профессиональной компетентности. Непосредственно перед началом обсуждения основного предмета в статье рассматривается социально-экономическое и культурное состояние современного российского общества, при котором профессионально значимые личностные качества педагога, в частности учителя иностранного языка, выходят на первый план в структуре его профессиональной компетентности. Далее на основе анализа научно-исследовательской литературы изучаются личностные качества современного учителя, осуществляющего профессиональную деятельность в рамках предметной области «Иностранный язык». Доказывается их первостепенная значимость с точки зрения эффективной подготовки обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования.

Ключевые слова: преподавание иностранного языка в школе, предметная область «Иностранные языки», профессионально значимые личностные качества педагога, учитель, ученик. этой последней важные места занимают профессионально значимые личностные качества педагога.

В условиях модернизации российского общества и, в частности, системы При этом специфическая особенность профессиональной компетентности

школьного образования, ключевое значение приобретает профессиональная учителя иностранного языка заключается в том, что в её основе лежит, прежде компетентность учителя иностранного языка [1 - 4]. В свою очередь, в структуре всего, коммуникативная компетенция. Она представляет собой способность об-

щаться письменно и устно с носителем конкретного языка в реальной жизненной ситуации. Учитель иностранного языка, таким образом, должен быть готов построить учебный процесс на коммуникативно-речевой основе в целях практического овладения учащимися иностранным языком. При этом важна не только правильность использования языковых форм, но и смысловая сторона высказываний [1; 5 - 9].

Далее, важным компонентом профессиональной компетентности учителя иностранного языка является также лингводидактическая компетенция. Последняя представляет собой систему приобретенных знаний с учетом их глубины, объема, социальной функции учителя. Данный вид компетенции предполагает, с одной стороны, умение обучать учащихся предметам «Иностранный язык» и «Второй иностранный язык», с другой, - потребность и умение заниматься самообразованием [9; 10].

Социальная компетенция предполагает готовность и желание учителя, осуществляющего профессиональную деятельность в рамках предметной области «Иностранные языки», взаимодействовать с другими людьми, т.е. действовать в социуме с учетом позиций других людей. Здесь также необходимо отметить, что специфическая особенность учителя иностранного языка заключается в том, что он должен научить школьников взаимодействию с представителями других культур на их языке с учётом социокультурных особенностей.

Тем самым социокультурная компетенция является своеобразным инструментом формирования международно-ориентированной личности, и в этой связи на учителя иностранного языка возложена особая миссия средствами иностранного языка способствовать её воспитанию [7, с. 106].

В основу дидактической компетенции учителя иностранного языка входит приобретенный синтез общеобразовательных, социальных и психолого-педагогических знаний, самообразовательных и профессионально-педагогических умений, а также навыков творческой педагогической деятельности.

Всё перечисленное складывается в интегративные личностные образования учителя иностранного языка, то есть в систему конкретных профессиональных и общекультурных компетенций [1; 3].

Содержание коммуникативного и лингводидактического компонентов в составе профессиональной компетентности учителя иностранного языка находит свое отражение в конкретной оценочной деятельности, лежащей в основе рефлексивной компетенции. Последняя проявляется в умении педагога сознательно контролировать результаты собственной профессиональной деятельности и уровень собственного развития [8, с. 172].

Таким образом, профессионально значимые личностные качества учителя мы вслед за Е.Ю. Самарцевой можем определить как совокупность характеристик умственной, эмоционально-волевой, нравственной сторон личности, влияющие на продуктивность (успешность) профессионально-педагогической деятельности учителя иностранного языка, которые определяют её индивидуальный стиль [8, с. 173 - 174].

Далее, мастерство современного учителя, осуществляющего профессиональную деятельность в рамках предметной области «Иностранные языки», тесно связано с педагогическими способностями. Данную дефиницию мы можем трактовать как свойства человеческой личности, отвечающие требованиям педагогической деятельности [11, с. 19 - 20].

Можно с определённой долей уверенности говорить о следующих педагогических способностях и личностных качествах учителя:

• педагогическое воображение и предвидение;

• педагогическая наблюдательность;

• педагогический такт;

• способность владеть собой;

• способность к анализу и самоанализу;

• креативность;

• ораторские способности.

Немаловажное место в ряду личностных качеств учителя английского языка занимают также:

• ответственность;

• самоотверженность;

• педагогический долг [1; 5; 7; 9].

Публичный характер общения между участниками образовательного процесса требует от современного педагога наличия знаний, умений и навыков, позволяющих эффективно управлять собственным эмоциональным состоянием во время общения, т.е. развитой способности к саморегуляции. Одним из важнейших способов саморегуляции является воспитание доброжелательности и оптимизма.

Адекватность восприятия школьниками учебного материала также в значительной степени зависит от совершенства речи учителя. Педагогическая речь тесно связана с понятием коммуникативного поведения учителя. В современной психолого-педагогической науке под термином «педагогическая речь» понимается не просто процесс говорения, передачи информации, а такая организация речи и речевого поведения, которая влияет на следующие аспекты:

• характер взаимоотношений между участниками образовательного процесса;

• создание эмоционально-психологической атмосферы общения между ними [12, с. 30].

При этом атмосфера на учебных занятиях по иностранному языку, созда-

ваемая коммуникативным поведением учителя, отличается следующими характеристиками:

• сиюминутность;

• невоспроизводимость [4; 5; 12].

Приведённые выше характеристики современный учитель иностранного языка должен учитывать в своей профессиональной деятельности. Сиюминутность атмосферы возлагает на него определённую ответственность:

• за интонацию;

• за выбор слов и выражений [1; 4; 12].

Культура педагогической речи определяется следующими качествами речи педагога:

• правильность;

• лексическое богатство;

• точность;

• уместность;

• выразительность и чистота.

Таким образом, идеальная модель речи учителя представляет собой речь, обладающую следующими характеристиками:

• точность;

• понятность;

• соответствие нормам современного иностранного языка;

• лексическое разнообразие [13, с. 195].

Одной из главных функций педагогической речи является обеспечение продуктивных взаимоотношений между учителем и учащимися. Именно характером таких чисто человеческих отношений между участниками образовательного процесса в значительной мере определяется успех педагогической деятельности в рамках учебных занятий по предметам «Иностранный язык» и «Второй иностранный язык».

Продолжая разговор о профессионально значимых качествах личности учителя, следует также упомянуть личностную направленность. В общепсихологическом смысле направленность личности можно определить как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, характеризуемую идеалами, интересами, убеждениями и склонностями, в которых выражается мировоззрение индивида. Расширяя это определение применительно к педагогической деятельности, Н.В. Кузьмина включает в него:

• интерес учителя к учащимся;

• интерес к педагогическому творчеству;

• осознание педагогом собственных способностей и сильных черт личности, на которые можно опираться, формируя индивидуальный стиль преподавания;

• склонность индивида к занятиям педагогической деятельностью [11, с. 42 - 43].

При этом выбор главных стратегий педагогической деятельности учителем иностранного языка обусловливает три типа направленности (табл. 1).

Таблица 1

Типы направленности учителя иностранного языка

№ Направленность Ее проявление

1. Истинно педагогическая Педагогическая деятельность учителя иностранного языка направлена на развитие личности учащихся, на формирование у учащихся навыка общения на иностранном языке с учётом культурных особенностей граждан иностранных государств

2. Формально-педагогическая Педагогическая деятельность учителя иностранного языка направлена, прежде всего, на получение учебных результатов в процессе освоения учащимися иностранного языка, на успешную сдачу ОГЭ, ЕГЭ, развитие личности учащихся практически не учитывается

3. Ложно педагогическая Педагогическая деятельность используется учителем для решения, прежде всего, личных задач, которые ставятся во главу угла

Очевидно, что лишь первый из перечисленных типов направленности способствует достижению высоких результатов в профессиональной деятельности учителя, осуществляющего её в рамках предметной области «Иностранные языки».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хотелось бы ещё отметить, что реализация истинно педагогической направленности возможна, когда учитель выполняет функцию педагогического ко-учинга.

Перевод слова «коучинг» - «тренерство». Коуч - это тренер, способный сделать из человека чемпиона, т.е. речь идет о «выращивании» победителей (winner-making) [14]. Применительно к образовательной практике можно сказать, что когда учитель реализует педагогический коучинг, он реализует нестандартные подходы, связанные с развитием языковой личности учащегося. Именно этот

подход способствует в большей степени тому, что учащиеся не просто изучают язык - лексику, грамматику, а активно учатся использовать его в жизни, в процессе общения с иностранными гражданами, учатся преодолевать языковые и прочие барьеры в процессе межличностного взаимодействия [14].

Подводя итоги нашего исследования, приходим к следующим выводам:

Мы можем с определённой долей уверенности утверждать, что в ходе существенных трансформаций, наблюдающихся в российском обществе и, в частности, в системе школьного образования на протяжении трёх последних десятилетий, ключевое значение имеет профессиональная компетентность учителя иностранного языка.

В её структуре важные места занимают профессионально значимые личностные качества педагога.

В основе профессиональной компетентности современного учителя иностранного языка лежит коммуникативная компетенция.

Важным компонентом профессиональной компетентности педагога, осуществляющего профессиональную деятельность в рамках предметной области «Иностранные языки» также является его лингводидактическая компетенция.

Социальная компетенция учителя иностранного языка предполагает его личности учителя иностранного языка немаловажное место занимает также его п

готовность и желание взаимодействовать с другими людьми, т.е. действовать в социуме с учетом позиций других людей.

Дидактическая компетенция представляет собой синтез общеобразовательных, социальных и психолого-педагогических знаний, самообразовательных и профессионально-педагогических умений педагога, а также систему навыков творческой педагогической деятельности.

Педагогическое мастерство учителя, осуществляющего профессиональную деятельность в рамках предметной области «Иностранные языки», тесно связано с такими личностными образованиями, как педагогические способности - свойствами человеческой личности, отвечающими требованиям педагогической деятельности.

Кроме того, публичный характер общения между участниками образовательного процесса требует наличия у учителя иностранного языка знаний, умений и навыков, позволяющих эффективно управлять собственным эмоциональным состоянием во время общения, т.е. развитой способности к саморегуляции.

Успешность педагогической деятельности в значительной степени зависит от совершенства речи учителя. В ряду профессионально значимых качествах агогическая направленность.

Библиографический список

1. Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. Москва: АРКТИ, 2007.

2. Солонцова Л.П. Методика обучения иностранным языкам. Москва: ВЛАДОС, 2018.

3. Агарагимова В.К., Абдулаев М.А., Амамбаева Н.С., Амчиславская Е.Ю. и др. Подготовка студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры к осуществлению будущей профессиональной деятельности на основе современных социокультурных реалий. Москва: Деловая карьера, 2021.

4. Айсувакова Т.П., Ахмедова Э.М., Горбунова Н.В., Давыдова Л.Н. и др. Психолого-педагогические аспекты осуществления образовательного процесса в современных социокультурных условиях. Москва: Деловая карьера, 2021.

5. Полищук Е.В. Профессиональные компетенции учителя английского языка в начальной школе. Available at: https://urok.1sept.ru/articles/676299

6. Гальская Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика. Москва: Академия, 2005.

7. Тетина С.В. Профессиональная компетентность учителя иностранного языка в условиях введения профессионального стандарта педагога. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2016; № 2 (27): 106 - 111.

8. Самарцева Е.Ю. Профессионально значимые личностные качества учителя элитарной школы. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011; № 11: 171 - 174.

9. Рашидова А.Д., Абдурахманова П.Д., Идрисова П.Г Анализ развития понятия «коммуникативная компетенция» в исследованиях зарубежных учёных. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 2 (75): 189 - 191.

10. Абдурахманова П.Д., Сагидова М.Ч., Гасанов Ш.С. Психолого-педагогические аспекты имиджа преподавателя иностранного языка. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 3 (76): 259 - 260.

11. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. Москва: Высшая школа, 1990.

12. Куприна Н.Г., Вадас С.В. Характеристика основных компонентов художественно-эстетической среды школы. Педагогическое образование в России. 2019; № 5: 29 - 35.

13. Жадько Н.В. Компетентностный подход в содержании и методике обучения. Тенденции развития образования: Лидерство в школьном и дошкольном образовании: вчера, сегодня, завтра: материалы XII Международной научно-практической конференции. Москва: Дело, 2016: 193 - 202.

14. Цыбина Е.А. Коучинг в обучении студентов старших курсов английскому языку: учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2007.

References

1. Blinov V.I. Kakrealizovat'kompetentnostnyjpodhod na uroke i vo vneurochnojdeyatel'nosti. Moskva: ARKTI, 2007.

2. Soloncova L.P. Metodika obucheniya inostrannym yazykam. Moskva: VLADOS, 2018.

3. Agaragimova V.K., Abdulaev M.A., Amambaeva N.S., Amchislavskaya E.Yu. i dr. Podgotovka studentov bakalavriata, magistratury, aspirantury k osuschestvleniyu buduschej professional'noj deyatel'nosti na osnove sovremennyh sociokul'turnyh realij. Moskva: Delovaya kar'era, 2021.

4. Ajsuvakova T.P, Ahmedova 'E.M., Gorbunova N.V., Davydova L.N. i dr. Psihologo-pedagogicheskie aspekty osuschestvleniya obrazovatel'nogo processa v sovremennyh sociokul'turnyh usloviyah. Moskva: Delovaya kar'era, 2021.

5. Polischuk E.V. Professional'nye kompetencii uchitelya anglijskogo yazyka v nachal'noj shkole. Available at: https://urok.1sept.ru/articles/676299

6. Gal'skaya N.D., Gez N.I. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam: lingvodidaktika i metodika. Moskva: Akademiya, 2005.

7. Tetina S.V. Professional'naya kompetentnost' uchitelya inostrannogo yazyka v usloviyah vvedeniya professional'nogo standarta pedagoga. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2016; № 2 (27): 106 - 111.

8. Samarceva E.Yu. Professional'no znachimye lichnostnye kachestva uchitelya 'elitarnoj shkoly. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2011; № 11: 171 - 174.

9. Rashidova A.D., Abdurahmanova P.D., Idrisova P.G. Analiz razvitiya ponyatiya «kommunikativnaya kompetenciya» v issledovaniyah zarubezhnyh uchenyh. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2019; № 2 (75): 189 - 191.

10. Abdurahmanova P.D., Sagidova M.Ch., Gasanov Sh.S. Psihologo-pedagogicheskie aspekty imidzha prepodavatelya inostrannogo yazyka. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 3 (76): 259 - 260.

11. Kuz'mina N.V. Professionalizm lichnostiprepodavatelya i mastera proizvodstvennogo obucheniya. Moskva: Vysshaya shkola, 1990.

12. Kuprina N.G., Vadas S.V. Harakteristika osnovnyh komponentov hudozhestvenno-'esteticheskoj sredy shkoly. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2019; № 5: 29 - 35.

13. Zhad'ko N.V. Kompetentnostnyj podhod v soderzhanii i metodike obucheniya. Tendencii razvitiya obrazovaniya: Liderstvo v shkol'nom i doshkol'nom obrazovanii: vchera, segodnya, zavtra: materialy XII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: Delo, 2016: 193 - 202.

14. Cybina E.A. Kouching v obucheniistudentov starshih kursov angljskomuyazyku: uchebnoe posobie. Ul'yanovsk: UlGTU, 2007.

Статья поступила в редакцию 23.07.21

УДК 371

Dzhioeva A.R., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, North-Ossetian State University n.a. K.L. Khetagurov (Vladikavkaz, Russia), E-mail: [email protected]

Malieva Z.K., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, North-Ossetian State University n.a. K.L. Khetagurov (Vladikavkaz, Russia), E-mail: [email protected]

Besaeva A.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Psychology, South-Ossetian State University n.a. A.A. Tibilov (Tschinval, The Republic of South Ossetia), E-mail: [email protected]

THE PROBLEM OF ADOLESCENTS' INTERACTION WITH ADULTS. The article deals with peculiarities of interaction of adolescents with representatives of the older generation - parents, other relatives, teachers. The main source of issues arising in this area is considered to be the lack of understanding by adults of the inner world of adolescents, their values, interests, experiences, underestimation of the high importance of interaction with peers for them. The desire of adolescents

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.