Научная статья на тему 'ВЕДУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ'

ВЕДУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
455
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
процессы глобализации / языковое образование / предметная область «Иностранные языки» / высшее образование / среднее образование / globalization processes / language education / discipline “Foreign Languages” / student / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — П Д. Абдурахманова, П Г. Идрисова, Я М. Саидова

В настоящей статье рассматриваются основные тенденции реализации языкового образования в отечественной образовательной системе. Их изучение производится с учётом ведущих трендов в развитии мирового и отечественного социума. При этом особое внимание уделяется такой значимой тенденции, как глобализация современного общества. Доказывается влияние этой и других глобальных тенденций на процессы, фиксирующиеся в отечественном образовании на протяжении трёх последних десятилетий. Далее на основе анализа теории и практики отечественного языкового образования рассматриваются наиболее значимые тенденции в развитии отечественной системы языкового образования в указанный период. На основании их исследования делается заключение об определённых трансформациях, которые в силу данных тенденций меняют роль и место данного сегмента образовательной системы в современном российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEADING TRENDS IN THE IMPLEMENTATION OF LANGUAGE EDUCATION IN THE RUSSIAN EDUCATIONAL SYSTEM

The article discusses the main trends in implementation of language education in the Russian educational system. Their study is carried out taking into account the leading trends in development of world and Russian society. At the same time, special attention is paid to such a significant trend as the globalization of modern society. The influence of this and other global trends on processes that have been in Russian education over the past three decades is proved. Based on the analysis of the Russian language education theory and practice, the most significant trends in the development of the national system of language education during this period are considered. A conclusion is made about certain transformations that, due to these trends, are undergoing the role and place of this segment of the educational system in modern Russian society.

Текст научной работы на тему «ВЕДУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ»

фессиональной деятельности. Таким образом, в современном мире эмоциональный интеллект является

При этом учебные ситуации должны предполагать использование как ра- залогом жизненного успеха. ционального, так и эмоционального способа познания при решении. Создавать Причём хотелось бы особенно отметить, что в данном случае термин

условия для применения эмоционального интеллекта можно путем ограничения «успех» означает не только успешную профессиональную карьеру, но и успех времени для решения задания, что делает аналитический путь решения заведо- в отношениях с окружающими, в семье и повседневном общении с другими мо неэффективным либо подбора заданий, решение которых с трудом поддается людьми.

вербализации и требует целостного эмоционального «схватывания» в противо- По этой причине является важным осознание студентам, осваивающим пе-

вес логическому рассуждению. Большим потенциалом обладает и тренинговый дагогические специальности, роли эмоционального компонента в развитии как метод, который дает возможность взглянуть на моделируемые ситуации с разных личностных, так и профессионально значимых качеств. точек зрения [6, с. 23 - 24]. Следовательно, крайне желательным является включение в программы по

обучению будущих педагогов иностранным языкам знакомства с определенными стратегиями, направленными на поддержание и стимулирование положительных эмоций, снижение интенсивности отрицательных, отработку навыков их применения в различных профессиональных и жизненных ситуациях.

Библиографический список

1. Симонова Л.Б. Развитие эмоционального интеллекта будущего педагога. Психология образования в XXI веке: теория и практика: материалы конференции. Волгоград. 2011. Available at: https://psyjournals.ru/education21/issue/54867_full.shtml

2. Агарагимова В.К., Абдулаев М.А., Амамбаева Н.С., Амчиславская Е.Ю. и др. Подготовка студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры к осуществлению будущей профессиональной деятельности на основе современных социокультурных реалий. Москва: Деловая карьера, 2021.

3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Москва: АСТ, 2008.

4. Ильина ГА. Развитие эмоционального интеллекта студентов в неязыковом вузе в процессе изучения иностранного языка. Профессионально ориентированное обучение языкам: реальность и перспективы: сборник статей, участников всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург: ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», 2018: 104 - 108.

5. Bar-On R. The development of a concept of psychological well-being. Doctoral dissertation. Rhodes University, South Africa, 1988.

6. Попп Т.В. Развитие эмоционального интеллекта в процессе обучения студентов. Гуманитарный трактат. 2018; № 30: 23 - 25.

7. Ежова Н.Ф. Развитие эмоционального интеллекта студентов-юристов на занятиях английского языка. Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2018; № 11(51): 47 - 53.

8. Чотбаева Э.А., Усубалиев К.Н. Роль преподавателя в формировании и развитии эмоционального интеллекта студентов. Высшее образование сегодня. 2019; № 8: 69 - 73.

9. Тимофеев О.Н. Развитие эмоционального интеллекта студентов в техническом вузе. Вестник Казанского технологического университета. 2011; № 11: 235 - 239.

10. Ширшова И.А. Развитие эмоционального интеллекта студентов университетов путем детального анализа случаев употребления модальных глаголов в английском языке. Мир науки. Педагогика и психология. 2020; Т. 8, № 6: 1 - 8.

11. Кошелева И.Н. Развитие эмоционального интеллекта как один из путей повышения социальной компетенции студентов в процессе обучения иностранному языку. Филологические науки в МГИМО. Москва: МГИМО-Университет, 2013: 123 - 132.

12. Гоголь Н.И., Суровцева Л.Г., Суровцев А.В., Гоголь Л.В. Развитие эмоционального интеллекта у студентов высших учебных заведений как элемент повышения качества образования. Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование: сборник научных трудов VII Международной молодежной научно-практической конференции. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2020: 238 - 242.

13. Месникович С.А., Хуцкая О.А. Эмоциональный интеллект как составляющая профессионального развития студентов. Психология обучения. 2013; № 6: 62 - 68.

14. Айсувакова Т.П., Ахмедова Э.М., Горбунова Н.В., Давыдова Л.Н., Джамалханова М.А. Психолого-педагогические аспекты осуществления образовательного процесса в современных социокультурных условиях. Москва: Деловая карьера, 2021.

References

1. Simonova L.B. Razvitie 'emocional'nogo intellekta buduschego pedagoga. Psihologiya obrazovaniya v XXI veke: teoriya i praktika: materialy konferencii. Volgograd. 2011. Available at: https://psyjournals.ru/education21/issue/54867_full.shtml

2. Agaragimova V.K., Abdulaev M.A., Amambaeva N.S., Amchislavskaya E.Yu. i dr. Podgotovka studentov bakalavriata, magistratury, aspirantury k osuschestvleniyu buduschej professional'noj deyatel'nosti na osnove sovremennyh sociokul'turnyh realij. Moskva: Delovaya kar'era, 2021.

3. Goulman D. 'Emocional'nyj intellekt. Moskva: AST, 2008.

4. Il'ina G.A. Razvitie 'emocional'nogo intellekta studentov v neyazykovom vuze v processe izucheniya inostrannogo yazyka. Professional'no orientirovannoe obuchenie yazykam: real'nost' i perspektivy sbornik statej, uchastnikov vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: FGBOU VO «Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj 'ekonomicheskij universitet», 2018: 104 - 108.

5. Bar-On R. The development of a concept of psychological well-being. Doctoral dissertation. Rhodes University, South Africa, 1988.

6. Popp T.V. Razvitie 'emocional'nogo intellekta v processe obucheniya studentov. Gumanitarnyjtraktat. 2018; № 30: 23 - 25.

7. Ezhova N.F. Razvitie 'emocional'nogo intellekta studentov-yuristov na zanyatiyah anglijskogo yazyka. VestnikUniversiteta imeni O.E. Kutafina (MGYuA). 2018; № 11(51): 47 - 53.

8. Chotbaeva 'E.A., Usubaliev K.N. Rol' prepodavatelya v formirovanii i razvitii 'emocional'nogo intellekta studentov. Vysshee obrazovanie segodnya. 2019; № 8: 69 - 73.

9. Timofeev O.N. Razvitie 'emocional'nogo intellekta studentov v tehnicheskom vuze. Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta. 2011; № 11: 235 - 239.

10. Shirshova I.A. Razvitie 'emocional'nogo intellekta studentov universitetov putem detal'nogo analiza sluchaev upotrebleniya modal'nyh glagolov v anglijskom yazyke. Mirnauki. Pedagogika i psihologiya. 2020; T. 8, № 6: 1 - 8.

11. Kosheleva I.N. Razvitie 'emocional'nogo intellekta kak odin iz putej povysheniya social'noj kompetencii studentov v processe obucheniya inostrannomu yazyku. Filologicheskie nauki v MGIMO. Moskva: MGIMO-Universitet, 2013: 123 - 132.

12. Gogol' N.I., Surovceva L.G., Surovcev A.V., Gogol' L.V. Razvitie 'emocional'nogo intellekta u studentov vysshih uchebnyh zavedenij kak 'element povysheniya kachestva obrazovaniya. Kachestvoprodukcii: kontrol', upravlenie, povyshenie, planirovanie: sbornik nauchnyh trudov VII Mezhdunarodnoj molodezhnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kursk: Yugo-Zapadnyj gosudarstvennyj universitet, 2020: 238 - 242.

13. Mesnikovich S.A., Huckaya O.A. 'Emocional'nyj intellekt kak sostavlyayuschaya professional'nogo razvitiya studentov. Psihologiya obucheniya. 2013; № 6: 62 - 68.

14. Ajsuvakova T.P., Ahmedova 'E.M., Gorbunova N.V., Davydova L.N., Dzhamalhanova M.A. Psihologo-pedagogicheskie aspekty osuschestvleniya obrazovatel'nogo processa v sovremennyh sociokul'turnyh usloviyah. Moskva: Delovaya kar'era, 2021.

Статья поступила в редакцию 23.07.21

УДК 371

Abdurakhmanova P.D., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Head of Department of Foreign Languages and Methods of Their Teaching, Dagestan State

Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: passikhat05@mail.ru

Idrisova P.G., Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Department of Foreign Languages and Methods of Their Teaching, Dagestan State Pedagogical

University (Makhachkala, Russia), E-mail: passikhat05@mail.ru

Saidova Ya.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Linguistics and Journalism, Dagestan Humanitarian Institute

(Makhachkala, Russia), E-mail: passikhat05@mail.ru

LEADING TRENDS IN THE IMPLEMENTATION OF LANGUAGE EDUCATION IN THE RUSSIAN EDUCATIONAL SYSTEM. The article discusses the main trends in implementation of language education in the Russian educational system. Their study is carried out taking into account the leading trends in development of world and Russian society. At the same time, special attention is paid to such a significant trend as the globalization of modern society. The influence of this and other global trends on processes that have been in Russian education over the past three decades is proved. Based on the analysis of the Russian language education theory and practice, the most significant trends in the development of the national system of language education during this period are considered. A conclusion is made about certain transformations that, due to these trends, are undergoing the role and place of this segment of the educational system in

modern Russian society.

Key words: globalization processes, language education, discipline "Foreign Languages", student, teacher.

П.Д. Абдурахманова, д-р филол. наук, проф. зав. каф. иностранных языков и методики их преподавания ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, Е-mail: passikhat05@mail.ru

П.Г. Идрисова, канд. филол. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО«Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, Е-mail: passikhat05@mail.ru

ЯМ Саидова, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский гуманитарный институт», г. Махачкала, Е-mail: passikhat05@mail.ru

ВЕДУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

В настоящей статье рассматриваются основные тенденции реализацииязыкового образования в отечественнойобразовательной систбме.Ихизучение производится с учётом ведущих трендов в развитии мирового и отечественного социума. При этом особое внимание уделяется такой значимой тенденции, как глобализация современного общества. Доказывееосятлиянте этонидуогих олобеоьншх оецтенцийоа ееовесяы,фикоирующиеся в оштествойном образовании на протяжении трёх последних десятилетий. Далее на основе анализа теории и практики отечественного языкового образования рассматриваются наиболее значимые тенденции в развитии оточеитвцонойсиеоемы язеюовикя обфтзованио иувезянныйеецтод. Нтоотованив их исслвабваницде-лается заключение об определённых трансформациях, которые в силу данных тенденций меняют роль и место данного сегмента образовательной системы в современном российском обществе.

Ключевые слова: процессы глобализации, языцoвиеoбвеыoвбнаe, предмеенавоавосто <^^ыбттранные5^оытщ,выомятмб^^^млтные1 треднео

образование.

Вне всякого сомнения, одной из ведущих мировых тенденций на сегодняшний день является глобализация. Последняя затрагивает вяе освовиовсЫцры жизни общества: социальную; экономическую; культурную [1 - 7].

В условиях глобализации на фоне расширения вoзложнoяояйыещениы между культурами и их представителями меняются качественные характеристики этого общения. Тем самым фиксируется изменение коммуникация ноогтфо-странства, в котором дистанция между людьми девальвиииееяц,в тоуpцмя как границы между различными культурами постепенно стира ютее[ц;б,о].

Охарактеризованные выше мировые тренды оказываюееущеетвозряо влияние на модернизацию российской образовательной системы. Современному социуму необходима такая образовательная система, кятзрае цмflжыеиpeди-ставить возможности для развития устойчивых компонентов творческого стиля мышления представителей молодогопоколения.

ВыпускниктаксРо сидоямы обризовдеоодилжео уметь:

• устанавливать системные связи;

• свавдшмзрешавь з|лоблевыса могодоносчного хр|яаятпра;

• яротпяироммоярилмржныдоеяелерыраовс теснопиыяевмыо ряшоерЯ.

В результате на настоящем этапе развития отечестиеяеойеиеяемо! яМцв-

емняеля о° о^драссмауронапясяоем^сяо кал передачаимапирленге знаыие. някек фермыяоввнми о выдоякиеl<oвклюлeвыx кдмеяоflнций; цотыггшlO подготовл-ли бы человека к реальной профессиональной деятельности в интерактивном яещяяшма, ^и ияc^о°еа р^исдо5^шсем эаяпeоанвытыи р0(^с^йд0K0гс flдщflиояяойР-ртямнеый язык рвлясяяяечfl0ымяяеflчим языкам в сфере профессиональной деятельности, а умение общаться в письменной и устной форме на двух и более озыеадйРflдет 13 евыфeяяйонaлоевюермпeтeнявсяльоявоимeнеяоflсеяцисллятд [2, с^. 70- 71].

как процесс усвоения систематизированных знании, умений и навыков

как результат этого процесса

ная часть языкового образования в условиях искусственной языковой среды. Виаттоощееййима йнязыяетоя яонцм изсбтзаеелцоегс пуодмевев ебыяoTеа-зовательной школы, одной из общих гуманитарных дисциплин, изучаемой все-мияттвeнеямйнеезыкопыр с^^о^иальняятяй, а pцонAЦflнтpтльниий дитооплинтй высшего языкового образования. Как следствие этого, иностранный язык вносит знaииоцльыый врлaдиcыaнflOбOнияияызвйтиц цбзазявaуоеlx личностей [4; 5].

При определении сущности данного сегмента образовательной системы яяхяднымцвдяяыыяттзияя том,зяя нвт 6м6я1^ыитрядаяго явяlктмелжвы еflпоевflждятьцяйаyйейиflмкобо^жыыиxpндя,етляыщегеоцтгfl йOЦ^^звJ^р. Тяо зяо бомом^^цмы^н прс^зе^еоц^^ь^ямтмянтеа^яэтоз^п^тямяцоцгяврри^1зо ом oбpеыгвянви оак PлингйPзеыетяpном. В пи^^дн^ав

ставится сложная задача - подготовить молодежь к жизни в условиях диалога l-цдттрp, ивоlби вшами, з оижкулвтоиояйыявмуникшоыи [И, о. 28]. Помл^/^ияо представляет собой безальтернативную философию жизни современного обще-раве.

В связи с вышеизложенным не вызывает удивления факт выдвижения оеоых вpиттитеттвнflымaсти яиыкрвогеAаоцзавaнио. мяяим образом, особую еиыеалянц(ояия^<^-^оя^^ь^евооpc^оокмезaнc^^^цо^-^c^цжцз^^еж йоеl^ыиnзацицн ь■ыовигяо0оязынaйия, ячицотяоц кц[^ье^еc^ю,;^ыи^^иеякцю

и ыелигиезномивflциMФкывбйтaмщияяя.'ГекflеAЫеaлoнaыгц ы^иии^с^еь о

них толерантное отношение к представителям и явлениям иной лингвокультуры.

М о этой причине отечественная система языкового образования должна

как система образовательных учреждений, в которых осуществляется обучение в рамках предметной области «Иностранные языки»

Широта понятия «языковоя ябразявания» пязвяляят раяяматривать в яля-д7ющсxсячflстеыя(яия.'l):

Рис 1. Многоаспектность понятия «языковое образовани я»

Диляя, зезыиясзьюрв до^"дос1^1^[^шдс воойяжнямяе звиеея бкаял теeдоиж-нсе пflложявеfl в обществе.

Учебный предмет «Иностранный язык» может рассматриваться как состав-

быть пяряяриянтирявяня ня пряктичяякия нужды мяжняцияняльнягя ябщяния ня ялядующих уровнях [1; 4; 5; 6] (рия. 2):

Рте. ы. УцявниояяайЗOбви рцззльеотяоеыучяния

Тятим оTpеиflб| аяввамяният яззвявер яаресявтриопя^:^^еня р^^свчнеть границы мировосприятия и мироощущения обучающихся, внести в их картину мира новые краски иной культуры через изучаемые иностранные языки. При этом

немаловажным также является развитие у обучающихся следующих умений:

• объяснять и усваивать чужой образ жизни, поведения с целью разрушения имеющихся стереотипов;

• использовать неродной язык в качестве инструмента расширения индивидуальной картины мира.

Вышеизложенное даёт нам основание говорить о большом личностно развивающем потенциале предметной области «Иностранные языки». Как видим, языковое образование на современном этапе его развития способно внести весомый вклад в воспитании человека через «вхождения в культуру». Приобщаясь к ней, становясь ее субъектом, индивид преобразует себя, становясь индивидуальностью. Такая ситуация дала возможность Е.И. Пассову считать, что «Иностранный язык» является не учебным предметом, но «образовательной дисциплиной». Цель последней, по словам данного автора, состоит в том, чтобы обеспечить развитие индивидуальности обучающихся для их подготовки к диало^культур, т.е.к взаимопониманию между народами[2,с. 159]. Знание любого языка представляет собой своеобразный механизм превраще-дия тингтокальтутдогожногоцветьяв инструмент взаимопониманвя. Оттюда очевидно, что в число приоритетных задач отечественного лингвистического обоьзованидта товнеоернон этдпе егн ркзнмтия вхддит оанвитуеоочище'нн следующих способностей:

• цутидь человачевкеюобщн осте;

• понимать и принимать различия, существующие между народами, этни-чвткеми грувпами.

Далее, ещё одной немаловажной тенденцией, характерной для современ-ос^^с^ ^вля^т^^у^ интегоатен,нгоори-

ентация на межкультурный аспект овладения языком. Таким образом, основное ноаьржнииеязнишвогообрнновьниь должен состоеитььолологлон-вокулттнр. Развитию указанной тенденции с большой вероятностью будет способствовать сболаняероваоаоь иоуовнинеазоытиноитронныхязыктв.нанширенонтпактра изучаемых языков, а также включение в школьные и вузовские программы из-Ычeн2ьятоeыоинyyтpaз9ыx нуe1овyxиндyтдвнныа ьж^^с^в буоет

благоприятствовать процессу повышению общей образованности и культуры об-учажщтхот и разтьо^их [У, с.т7].

Продолжая разговор о тенденциях, фиксирующихся в процессе развития оньч е2таннnаro 9т^2^^omo0p^oв^^^иеж^(^^окттк кжн тьмотит ь. ткнoттутьдду иностранного языка и качество обучения в настоящее время значительно вы-днyл2, уннаку п рн^томвд н^клит инокыепооблевы.тееьктно, нантулкв уощв-ственной из их числа является все большее «наступление» английского языка н пьуинпедиттвтыненнение» нве.xокыкав.нмующуe инеок

школьном и вузовском образовательном пространстве нашей страны. Идея гло-бвлмзкциу, поcтоoeу9a9 ну пpноцзуaомУЩУИкмa и оамолротен, ^^^(^^ети ж должна игнорировать идею развития и сохранения традиций к рассмотрению немецкого, французского, а также испанского в качестве широко изучаемых языков международного общения. Учитывая естественность процесса распространения анти0рктгни2ьунрьc0знaвть вожоость со^т^ннон^^^ до.™ тнyозьУкныьйзь.кyв в российских школах и вузах, представляется целесообразным продумать воз-M0щу0cив20ж^тнвя б9ыгнпцеятныxмyлооик дояах иьочония и ведения в школах

и кнрууох ^панттавного иудy9рa2зыx яьыоув [т; 8; 9].

Процесс обучения иностранным языкам в российских организациях среднего и высшего образования характеризуется следующими чертами (рис. 3):

9иc.Д.XaврK9нpиртвкипpoтecрa oOyтeнияунoутoьн нытезыкам

Cлe1нoвотeльтo,к2eтдтьрлкeнcяиeвыкoлn2мoйендaуa уьлувeзте здкьн-ченной картины закономерностей функционирования этого процесса на базе дaнйыxкцкоP-лиДo удннй еаучавй нкриeoOаoуиждн-

тегративный подход. Процесс овладения языком в учебных условиях является предметом интересов как собственно педагогов, так и психологов, методистов, лингвистов. Подойти к его осмыслению лишь с позиции той или иной отдельной дисциплины, значит, не получить полной картины. Завершить построение такой картины позволяет такая интегративная научная дисциплина, как лингводидак-тика [10, с. 12].

Данная наука позволяет выявить объективные закономерности, согласно которым должна строиться модель обучения иностранным языкам, в центре которой находятся полилингвальная и поликультурная языковая личность учащегося. Данная интегративная дисциплина позволяет нам рассматривать языковое образование в образовательном пространстве российских школ и вузов как процесс движения от цели к результату, который в значительной степени зависит от условий, в которых осуществляется языковое образование. Как следствие полученных определённых образовательных свобод, современный педагог-практик имьттво^|\^о^ость [10 - 11] (табл. 1):

Таблица 1

Возможности современного педагога-практика при организации образовательного процесса

Система возможностей

корректировать базовый учебныйплан, адапти-руяегокяотребностям и возмужноутям образова-теыьнуй оыган изации устранять единообразие, предоставляя участникам образовательного процесса большую свободу выбора разрабатывать индивидуальные траектории обучения учащихся с учётом их образовательных потребностей, возможностей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С середины 1980-х гг. в лингводидактике в качестве одного из ведущих при о пьeдeуонии о собенностей языкового образования как процесса был принят антропоцентрический принцип. В соответствии с указанным принципом учащийся водвигаекеяв ранг субъекта учебной деятельности и субъекта межкультурной коммуникации. При этом главной точкой отсчета при конструировании содержа-кья протнеинв обучения неродным языкам становятся перспективы его личностного и языкового развития [12]. Таким образом, обучающийся трансформируется вудетнель9нlй элемент языкового образования как системы. В таком случае фиксируется определённое смещение акцентов с преподавательской деятельности н а деянел ьнксть учащегося, у которого должна формироваться автономия как его личностная характеристика. Такой подход к определению сущности языкового нраазнвнния как процесса означает, что учащимся в этом процессе необходимо проявлять собственную активность для решения коммуникативно-познавательных задач, имеющих творческий и проблемный характер. Антропоцентрический принцип языкового образования предполагает развитие следующих аспектов лияноетообоч ающегося:

• когнитивные;

• некогнитивные (воля, эмоциональные характеристики) [10 - 12].

Такой подход будет способствовать непрерывности языкового образования. Основная функция образовательного процесса в таком случае будет заключаться в обучении умению изучать язык на протяжении всей будущей жизни, а также совершенствовать приобретенный ранее лингвокультурный опыт.

Такое понимание языкового образования как непрерывного процесса ставит вопрос об усилении его дифференциации и индивидуализации. Этот процесс должен помочь каждому учащемуся осознать свой индивидуальный путь овладения неродным языком. Педагогических же работников подобный образовательный процесс должен стимулировать к творческому осуществлению их профессиональной деятельности с целью качественного достижения планируемых результатов [3; 4; 7; 8; 12].

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что на настоящем этапе развития отечественной системы языкового образования его построение представляется возможным на основе концепции поликультурного образования.

Последнее подразумевает необходимость создания системы непрерывного языкового образования, когда каждый этап учебного процесса, от школы до вуза, сохраняет преемственность в целях и подходах к обучению иностранному языку и строится с учетом выделенных методических принципов языкового поликультурного образования.

Помимо принципов, разработанных в рамках социокультурного подхода, концепция по икультурного языкового образования должна включать принцип культурной вариативности и принцип культурной рефлексии. Последние в совокупности с ранее выделенными принципами с высокой вероятностью позволят ориентировать учебный процесс не только на расширение социокультурного пространства и развитие собственного планетарного мышления обучающихся, нноепонотытв овать определению ими собственного места в спектре изучаемых культур.

ьптывую очередь демократизация языкового образования как совокупность образовательных процессов связана с раскрепощением педагогических от-ноытниктчядтников образовательного процесса, а также с его переориентацией

на личность учащегося и формированием у него способностей к автономному усвоению изучаемого языка и взаимодействию с носителями этого языка в условиях реальной межкультурной коммуникации, характерных для современного глобализированного общества. Библиографический список

1. Обдалова О.А. Иноязычное образование в XXI веке в контексте социокультурных и педагогических инноваций. Томск: Издательство Томского университета, 2014.

2. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования. Москва: Русский язык, 2010.

3. Гальская Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика. Москва, 2005.

4. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Москва, 2000.

5. Агарагимова В.К., Абдулаев М.А., Амамбаева Н.С., Амчиславская Е.Ю. и др. Подготовка студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры к осуществлению будущей профессиональной деятельности на основе современных социокультурных реалий. Москва, 2021.

6. Солонцова Л.П. Методика обучения иностранным языкам: в 3 ч.: учебник для вузов (бакалавриат). Москва, 2018.

7. Айсувакова Т.П., Ахмедова Э.М., Горбунова Н.В., Давыдова Л.Н. и др. Психолого-педагогические аспекты осуществления образовательного процесса в современных социокультурных условиях. Москва, 2021.

8. Сысоев П.В. Концепция языкового поликультурного образования (на материале культуроведения США). Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2004.

9. Сысоев П.В. Языковое поликультурное образование в XXI веке. Язык и культура. 2009; № 2 (6): 96 - 110.

10. Дунев А.И. Интенциональный характер лингвокультурологических задач. Русский язык в школе. 2018; № 4: 9 - 13.

11. Орлова Е.С. Современные парадигмы лингводидактики. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013; № 4: 366 - 372.

12. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. Available at: www.http://asp¡rantrggu.ru/pr¡nthtml&¡d-50758

References

1. Obdalova O.A. Inoyazychnoe obrazovanie v XXI veke v kontekste sociokul'turnyh ipedagogicheskih innovacij. Tomsk: Izdatel'stvo Tomskogo universiteta, 2014.

2. Passov E.I., Kuzovleva N.E. Osnovy kommunikativnojteoriiitehnologiiinoyazychnogo obrazovaniya. Moskva: Russkij yazyk, 2010.

3. Gal'skaya N.D., Gez N.I. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam: lingvodidaktika imetodika. Moskva, 2005.

4. Gal'skova N.D. Sovremennaya metodika obucheniya inostrannym yazykam. Moskva, 2000.

5. Agaragimova V.K., Abdulaev M.A., Amambaeva N.S., Amchislavskaya E.Yu. i dr. Podgotovka studentov bakalavriata, magistratury, aspirantury k osuschestvleniyu buduschej professional'noj deyatel'nosti na osnove sovremennyh sociokul'turnyh realij. Moskva, 2021.

6. Soloncova L.P. Metodika obucheniya inostrannym yazykam: v 3 ch.: uchebnik dlya vuzov (bakalavriat). Moskva, 2018.

7. Ajsuvakova T.P., Ahmedova 'E.M., Gorbunova N.V., Davydova L.N. i dr. Psihologo-pedagogicheskie aspekíy osuschestvleniya obrazovatel'nogo processa v sovremennyh sociokul'turnyh usloviyah. Moskva, 2021.

8. Sysoev P.V. Koncepciya yazykovogo polikul'turnogo obrazovaniya (na materiale kul'turovedeniya SShA). Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2004.

9. Sysoev P.V. Yazykovoe polikul'turnoe obrazovanie v XXI veke. Yazyk i kul'tura. 2009; № 2 (6): 96 - 110.

10. Dunev A.I. Intencional'nyj harakter lingvokul'turologicheskih zadach. Russkij yazyk v shkole. 2018; № 4: 9 - 13.

11. Orlova E.S. Sovremennye paradigmy lingvodidaktiki. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2013; № 4: 366 - 372.

12. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetencii- novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya. Available at: www.http://aspirant.rggu.ru/print.htmlSid-50758

Статья поступила в редакцию 23.07.21

УДК 378

Gasanova Sh.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Foreign Languages and Methods of Their Teaching, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: passikhat05@mail.ru

Agamuradova R.Sh., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign Languages and Methods of Their Teaching, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: passikhat05@mail.ru

Sagidova M.Ch., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Romano-Germanic and Oriental Languages and Teaching Methods, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: passikhat05@mail.ru

PROFESSIONALLY SIGNIFICANT PERSONAL QUALITIES OF A FOREIGN LANGUAGE TEACHER AS THE BASIS OF HIS PROFESSIONALISM. In the

article the main foreign language teacher's professionally significant personal qualities are considered as one of the most significant parts of his or her professional competence. The article examines socio-economic and cultural state of modern Russian society, in which professionally significant personal qualities of a teacher, in particular a foreign language teacher, come to the fore in his or her professional competence structure. On the basis of the research literature analysis, personal qualities of a modern teacher who carries out professional activities within the framework of the discipline "Foreign Language" are studied. Their primary importance is proved from the point of view of effective training of students at the stage of secondary (full) general education.

Key words: teaching foreign language at school, subject "Foreign languages", professionally significant personal qualities of teacher, teacher, student.

Ш.С. Гасанова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: passikhat05@mail.ru

Р.Ш. Агамурадова, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: passikhat05@mail.ru

М.Ч. Сагидова, канд. филос. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: passikhat05@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

КАК ОСНОВА ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

В настоящей статье основные профессионально значимые личностные качества учителя иностранного языка рассматриваются в качестве основы его профессиональной компетентности. Непосредственно перед началом обсуждения основного предмета в статье рассматривается социально-экономическое и культурное состояние современного российского общества, при котором профессионально значимые личностные качества педагога, в частности учителя иностранного языка, выходят на первый план в структуре его профессиональной компетентности. Далее на основе анализа научно-исследовательской литературы изучаются личностные качества современного учителя, осуществляющего профессиональную деятельность в рамках предметной области «Иностранный язык». Доказывается их первостепенная значимость с точки зрения эффективной подготовки обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования.

Ключевые слова: преподавание иностранного языка в школе, предметная область «Иностранные языки», профессионально значимые личностные качества педагога, учитель, ученик. этой последней важные места занимают профессионально значимые личностные качества педагога.

В условиях модернизации российского общества и, в частности, системы При этом специфическая особенность профессиональной компетентности

школьного образования, ключевое значение приобретает профессиональная учителя иностранного языка заключается в том, что в её основе лежит, прежде компетентность учителя иностранного языка [1 - 4]. В свою очередь, в структуре всего, коммуникативная компетенция. Она представляет собой способность об-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.