подход способствует в большей степени тому, что учащиеся не просто изучают язык - лексику, грамматику, а активно учатся использовать его в жизни, в процессе общения с иностранными гражданами, учатся преодолевать языковые и прочие барьеры в процессе межличностного взаимодействия [14].
Подводя итоги нашего исследования, приходим к следующим выводам:
Мы можем с определённой долей уверенности утверждать, что в ходе существенных трансформаций, наблюдающихся в российском обществе и, в частности, в системе школьного образования на протяжении трёх последних десятилетий, ключевое значение имеет профессиональная компетентность учителя иностранного языка.
В её структуре важные места занимают профессионально значимые личностные качества педагога.
В основе профессиональной компетентности современного учителя иностранного языка лежит коммуникативная компетенция.
Важным компонентом профессиональной компетентности педагога, осуществляющего профессиональную деятельность в рамках предметной области «Иностранные языки» также является его лингводидактическая компетенция.
Социальная компетенция учителя иностранного языка предполагает его личности учителя иностранного языка немаловажное место занимает также его п
готовность и желание взаимодействовать с другими людьми, т.е. действовать в социуме с учетом позиций других людей.
Дидактическая компетенция представляет собой синтез общеобразовательных, социальных и психолого-педагогических знаний, самообразовательных и профессионально-педагогических умений педагога, а также систему навыков творческой педагогической деятельности.
Педагогическое мастерство учителя, осуществляющего профессиональную деятельность в рамках предметной области «Иностранные языки», тесно связано с такими личностными образованиями, как педагогические способности - свойствами человеческой личности, отвечающими требованиям педагогической деятельности.
Кроме того, публичный характер общения между участниками образовательного процесса требует наличия у учителя иностранного языка знаний, умений и навыков, позволяющих эффективно управлять собственным эмоциональным состоянием во время общения, т.е. развитой способности к саморегуляции.
Успешность педагогической деятельности в значительной степени зависит от совершенства речи учителя. В ряду профессионально значимых качествах агогическая направленность.
Библиографический список
1. Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. Москва: АРКТИ, 2007.
2. Солонцова Л.П. Методика обучения иностранным языкам. Москва: ВЛАДОС, 2018.
3. Агарагимова В.К., Абдулаев М.А., Амамбаева Н.С., Амчиславская Е.Ю. и др. Подготовка студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры к осуществлению будущей профессиональной деятельности на основе современных социокультурных реалий. Москва: Деловая карьера, 2021.
4. Айсувакова Т.П., Ахмедова Э.М., Горбунова Н.В., Давыдова Л.Н. и др. Психолого-педагогические аспекты осуществления образовательного процесса в современных социокультурных условиях. Москва: Деловая карьера, 2021.
5. Полищук Е.В. Профессиональные компетенции учителя английского языка в начальной школе. Available at: https://urok.1sept.ru/articles/676299
6. Гальская Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика. Москва: Академия, 2005.
7. Тетина С.В. Профессиональная компетентность учителя иностранного языка в условиях введения профессионального стандарта педагога. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2016; № 2 (27): 106 - 111.
8. Самарцева Е.Ю. Профессионально значимые личностные качества учителя элитарной школы. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011; № 11: 171 - 174.
9. Рашидова А.Д., Абдурахманова П.Д., Идрисова П.Г Анализ развития понятия «коммуникативная компетенция» в исследованиях зарубежных учёных. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 2 (75): 189 - 191.
10. Абдурахманова П.Д., Сагидова М.Ч., Гасанов Ш.С. Психолого-педагогические аспекты имиджа преподавателя иностранного языка. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 3 (76): 259 - 260.
11. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. Москва: Высшая школа, 1990.
12. Куприна Н.Г., Вадас С.В. Характеристика основных компонентов художественно-эстетической среды школы. Педагогическое образование в России. 2019; № 5: 29 - 35.
13. Жадько Н.В. Компетентностный подход в содержании и методике обучения. Тенденции развития образования: Лидерство в школьном и дошкольном образовании: вчера, сегодня, завтра: материалы XII Международной научно-практической конференции. Москва: Дело, 2016: 193 - 202.
14. Цыбина Е.А. Коучинг в обучении студентов старших курсов английскому языку: учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2007.
References
1. Blinov V.I. Kakrealizovat'kompetentnostnyjpodhod na uroke i vo vneurochnojdeyatel'nosti. Moskva: ARKTI, 2007.
2. Soloncova L.P. Metodika obucheniya inostrannym yazykam. Moskva: VLADOS, 2018.
3. Agaragimova V.K., Abdulaev M.A., Amambaeva N.S., Amchislavskaya E.Yu. i dr. Podgotovka studentov bakalavriata, magistratury, aspirantury k osuschestvleniyu buduschej professional'noj deyatel'nosti na osnove sovremennyh sociokul'turnyh realij. Moskva: Delovaya kar'era, 2021.
4. Ajsuvakova T.P, Ahmedova 'E.M., Gorbunova N.V., Davydova L.N. i dr. Psihologo-pedagogicheskie aspekty osuschestvleniya obrazovatel'nogo processa v sovremennyh sociokul'turnyh usloviyah. Moskva: Delovaya kar'era, 2021.
5. Polischuk E.V. Professional'nye kompetencii uchitelya anglijskogo yazyka v nachal'noj shkole. Available at: https://urok.1sept.ru/articles/676299
6. Gal'skaya N.D., Gez N.I. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam: lingvodidaktika i metodika. Moskva: Akademiya, 2005.
7. Tetina S.V. Professional'naya kompetentnost' uchitelya inostrannogo yazyka v usloviyah vvedeniya professional'nogo standarta pedagoga. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2016; № 2 (27): 106 - 111.
8. Samarceva E.Yu. Professional'no znachimye lichnostnye kachestva uchitelya 'elitarnoj shkoly. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2011; № 11: 171 - 174.
9. Rashidova A.D., Abdurahmanova P.D., Idrisova P.G. Analiz razvitiya ponyatiya «kommunikativnaya kompetenciya» v issledovaniyah zarubezhnyh uchenyh. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2019; № 2 (75): 189 - 191.
10. Abdurahmanova P.D., Sagidova M.Ch., Gasanov Sh.S. Psihologo-pedagogicheskie aspekty imidzha prepodavatelya inostrannogo yazyka. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 3 (76): 259 - 260.
11. Kuz'mina N.V. Professionalizm lichnostiprepodavatelya i mastera proizvodstvennogo obucheniya. Moskva: Vysshaya shkola, 1990.
12. Kuprina N.G., Vadas S.V. Harakteristika osnovnyh komponentov hudozhestvenno-'esteticheskoj sredy shkoly. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2019; № 5: 29 - 35.
13. Zhad'ko N.V. Kompetentnostnyj podhod v soderzhanii i metodike obucheniya. Tendencii razvitiya obrazovaniya: Liderstvo v shkol'nom i doshkol'nom obrazovanii: vchera, segodnya, zavtra: materialy XII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: Delo, 2016: 193 - 202.
14. Cybina E.A. Kouching v obucheniistudentov starshih kursov angljskomuyazyku: uchebnoe posobie. Ul'yanovsk: UlGTU, 2007.
Статья поступила в редакцию 23.07.21
УДК 371
Dzhioeva A.R., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, North-Ossetian State University n.a. K.L. Khetagurov (Vladikavkaz, Russia), E-mail: [email protected]
Malieva Z.K., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, North-Ossetian State University n.a. K.L. Khetagurov (Vladikavkaz, Russia), E-mail: [email protected]
Besaeva A.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Psychology, South-Ossetian State University n.a. A.A. Tibilov (Tschinval, The Republic of South Ossetia), E-mail: [email protected]
THE PROBLEM OF ADOLESCENTS' INTERACTION WITH ADULTS. The article deals with peculiarities of interaction of adolescents with representatives of the older generation - parents, other relatives, teachers. The main source of issues arising in this area is considered to be the lack of understanding by adults of the inner world of adolescents, their values, interests, experiences, underestimation of the high importance of interaction with peers for them. The desire of adolescents
to compensate their dissatisfaction by the mode of interaction with adults is usually expressed in a decrease of its value, a desire for substitute activities, aggression or avoidance of communication, demonstrative negative behavior. It is concluded that interaction with adults occupies a decisive place in the integration of various manifestations of human existence in a teenager's personal self. Miscalculations in the upbringing of a teenager in the future can have an extremely negative impact on the entire subsequent life path of a developing personality.
Key words: teenagers, adults, interaction, peers, adolescence, parents.
А.Р. Джиоева, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ, E-mail: [email protected]
З.К. Малиева, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ, E-mail: [email protected]
А.Г. Бесаева, канд. пед. наук, проф., Юго-Осетинский государственный университет имени А.А. Тибилова, г. Цхинвал, E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКОВ С ВЗРОСЛЫМИ
В статье рассматриваются особенности взаимодействия подростков с представителями старшего поколения - родителями, другими родственниками, педагогами. Основным источником возникающих в данной сфере вопросов считается недостаточное понимание взрослыми внутреннего мира подростков, их ценностей, интересов, переживаний, недооценка высокой значимости для их взаимодействия со сверстниками. Стремление подростков компенсировать неудовлетворенность характером взаимодействия с взрослыми обычно выражается в снижении его ценности, стремлении к замещающей деятельности, проявлении агрессии или избегании общения, демонстративном негативном поведении. Делается вывод о том, что взаимодействию с взрослыми принадлежит определяющее место в интеграции в личностном «Я» подростка различных проявлений человеческого существования. Допущенные просчёты в воспитании подростка в дальнейшем могут крайне негативно сказаться на всём последующем жизненном пути развивающейся личности. Ключевые слова: подростки, взрослые, взаимодействие, сверстники, подростковый возраст, родители.
ют себе категоричное вторжение в секреты взрослеющих детей. С особой силой это проявляется в старшем подростковом возрасте, когда последние переживают острую потребность во взаимодействии с взрослыми «на равных», но удовлетворяется она далеко не всегда. Результатом такого состояния обычно становится противопоставление подростком собственного «Я» взрослым, стремление к автономии.
Младшие подростки стремятся компенсировать свою неудовлетворенность характером взаимодействия с взрослыми, что обычно выражается в следующем:
- снижении ценности желаемого взаимодействия;
- стремлении к замещающей деятельности;
- погружении в атмосферу фантастических образов;
- проявлении агрессии или избегании общения. Характерными для лиц старшего подросткового возраста являются такие
проявления отрицательного отношения к взрослым, как:
- оппозиция (демонстративное негативное поведение),
- отказ от выполнения требований,
- стремление к изоляции в целях предотвращения конфликтных ситуаций.
Пубертатный кризис является довольно продолжительным и острым. Это объясняется тем, что ввиду интенсивного физического и интеллектуального развития у подростков возникает ряд существенных потребностей, удовлетворение которых в силу их пока недостаточной социальной зрелости оказывается невозможным.
Возможность понимания другого человека, в частности понимания взрослым подростка, представляется реальной лишь при условии проявления уважения к нему, принятия его как определенной автономной сущности. Самое распространенное нарекание подростков в адрес старших состоит в том, что их «не слушают». Взрослые часто торопятся, не умеют, не хотят или не могут выслушать их, понять, что происходит в их сложном душевном мире, попытаться взглянуть на суть того или иного вопроса с их позиции. Безапелляционная уверенность взрослого в безупречности собственного жизненного опыта чаще всего становится причиной возникновения психологического барьера между ним и подростком.
В исследовании И.С. Кона приводится описание экспериментального наблюдения, осуществленного с группой старшеклассников. Подросткам было предложено оценить себя в контексте проявления указанных экспериментатором личностных качеств (благородства, коммуникабельности, решительности, выдержки и др.) по пятибалльной системе, а затем вообразить, как они могут быть оценены по той же системе их родителями, друзьями, ровесниками. Затем приглашенным в образовательное учреждение родителям было предложено определить уровень сформированности вышеперечисленных качеств своих детей и спрогнозировать данные их самооценки. Оказалось, что подростки намного точнее прогнозируют, как они будут оценены родителями, чем те представляют их самооценки. Наиболее внимательные родители серьезно заинтересовались поставленной перед ними задачей, но посчитали ее довольно сложной. Определенная часть родителей даже не поняли задания. Они ответили, что сами лучше знают, каковы на самом деле их дети. Некоторым же, как оказалось, вовсе неизвестно самосознание их ребенка [4].
Дело, безусловно, совсем не в том, что подростки более проницательны или чувствительны, чем их родители. Представить родительскую оценку особого труда не составляет: ведь она довольно часто прямо или косвенно высказывается ими. Взаимодействие подростка со старшими осуществляется в условиях
Известно, что именно общение представляет собой главную форму деятельности подростков. При этом часто первостепенное внимание обращается на взаимодействие индивида с ровесниками, вопрос же его общения со старшим поколением отходит на задний план. А между тем именно через взаимодействие с взрослыми подрастающее поколение приобретает тот арсенал знаний о нормах и правилах поведения, который во многом содействует его дальнейшему участию в жизни социума. Именно старшие всегда выступали и выступают главными носителями общественных ценностей, поэтому продуктивное общение подростков с ними является совершенно необходимым для обеспечения передачи и трансляции опыта, для осуществления преемственности поколений. Исследованию данного вопроса посвящено немало работ отечественных ученых, в числе которых фундаментальные труды И.Ю. Кулагиной, В.Н. Колюцкого, В.С. Мухиной, Л.Ф. Обозова и др., в которых единодушно подчеркивается важная роль общения подростков с взрослыми - в первую очередь с родителями, другими родственниками, учителями - и отмечается, что это одна из определяющих сфер взаимодействия индивида данной возрастной группы [1; 2; 3].
Влияние родителей в это время становится довольно ограниченным, оно уже не охватывает все аспекты деятельности подростков, как это было ранее, но его значимость вряд ли возможно переоценить. Точка зрения товарищей является для подростка приоритетной в вопросах дружеского и иного взаимодействия с мальчиками и девочками, в вопросах, связанных с организацией досуга, с выбором направлений молодежной моды, с отношением к произведениям искусства и пр. Что же касается формирования ценностных ориентаций развивающейся личности, осознания социальных проблем, интерпретации фактов, событий, поступков с позиции морали, нравственности, иной ценностной значимости -успешность решения связанных с этим вопросов определяется прежде всего характером взаимодействия с родителями и иными значимыми взрослыми [4 - 11].
В качестве основных источников, возникающих в данной сфере вопросов, выступают, на наш взгляд, недостаточное понимание взрослыми душевного мира подростка, искаженное представление о его стремлениях, ценностях, переживаниях, интересах, мотивации тех или иных действий, недооценка значимости для подростков взаимодействия с товарищами, ровесниками.
Как показывают исследования, порой индивид, входя в подростковый возраст и становясь старше, встречает все меньше понимания со стороны значимых взрослых. Если их представления о переживаниях детей IV - V классов в целом соответствуют действительности, то представления о переживаниях подростков VII -VIII классов существенно разнятся с ней. Зачастую представления родителей и педагогов оказываются близкими. Родители недостаточно понимают или вовсе перестают понимать истинное душевное состояние своих детей, а учителя - учащихся, принимая вместо этого некую абстрактную его версию, полученную из литературы, средств массовой информации, разговоров с другими людьми, но не из реального видения индивида. Как родители подростков, так и педагоги часто оказываются не в состоянии ясно видеть и учитывать в воспитательной практике ту интенсивность процесса взросления, которая имеет место в пределах данного возрастного диапазона. Они всеми силами стремятся сохранить применяемые ранее средства контроля и методы общения с детьми. А между тем в этот период общение с родителями вызывает у подростков существенные переживания. Они огорчаются, когда родители чрезмерно опекают их, по-прежнему пристально следят за их аппетитом, формой одежды и пр., не понимают их переживаний и забот; тщательно умалчивают о собственных проблемах и в то же время позволя-
формирования у него чувства взрослости. Он демонстрирует несогласие по поводу ранее безоговорочно выполнявшихся требований, более настойчиво заявляет о своих правах на автономность, независимость. Вопреки внешнему противостоянию, демонстрируемому по отношению к взрослым, подросток переживает существенную потребность в их поддержке. Наиболее оптимальной представляется такая атмосфера, при которой взрослый выступает в роли друга, ненавязчивого наставника. Совместное выполнение общих дел или проведение досуга позволяют индивиду по-новому узнать сотрудничающих с ним старших. Это ведет к развитию более тесных эмоциональных и духовных контактов, оказывающих подростку существенную поддержку в разных жизненных ситуациях.
В связи с высокой уязвимостью подростка для взрослых особую значимость представляет поиск эффективных форм и методов установления способов и средств взаимодействия, его укрепления. Подросток стремится разделить с ними свои переживания, сообщить о существенных для него фактах и событиях, но для него проблематично начать такое тесное общение самому.
Характер взаимодействия подростка во многом определяется непостоянством его настроения. В течение довольно непродолжительного временного отрезка оно может измениться до совершенно противоположного, что нередко приводит к неадекватности реакций индивида. Эмоциональная неустойчивость, неспособность «оказанию сопротивления давлению со стороны взрослыхчасто становится причиной «ухода» подростка от сложившейся или складывающейся ситуации. Его поведению также в значительной мере присущи детские реакции.
Сроме аога, ко авысрос(Ю.А.МатваснарозЫУказзыыоют, сво за оаноом этапе развития личности нередко формируется такое личностное образование, ыонтресожноотн.Овыэсоа озаоыжытсо взаменомюранрсДохосровыться в аичв ностную особенность [5].
Высокий уровень тревожности может приобрести устойчивость в случае оаличхя перыaнононхгонедoжжюствa pоьyльрaраммстeBооBдовтeмпнорсиьoд-ростка со стороны его родителей.
Хоонтослтросовв.неоонапьзвс птдныоей г^т^н^Ц^^'^нснхс^осеюебнсВро М0ГУв воаснтров ныовльостриозыеть :эмтрпонрльвый диском-форрнодрюссков.ыквмофатом можев сфо^ррозывеья м;атлк^натвд п(р ис. 1).
Рис. 1. Взаимовлияние реакции окружающих и учебной неуспеваемости подростка [5]
Как можно заметить на основе данного рисунка, неблагоприятные личност-нож oеыTeноoсси нвсрoовкасомымнeraсвзным ебсоcoмттртжтютссео уптбнон деятельности.
["фи эвсмеедо стасотнаяоеселсват инcаcсьрсeбноЫжнквнльыocри вонь ваза соответствующую реакцию со стороны окружающих. Последняя же с высокой вероятностью усиливает особенности, сложившиеся у подростка [5].
BысдоанoHcирyоьзпнывЫсoдлмвl отрзАелСсные иаврыепиярcвытoвок и оценок родителей. Взрослым в данном случае следует концентрировать вни-манос ма ^^ствв^енвяыре°сека, нмамкжжвяel"o за 0тдeвlпзнl0ррд0кeвы. ваком осомом рвосеносревожн вмrнмoжетOзгвь с^жон^ сиырже обстоятельств, охарактеризованных выше, это может позитивно повлиять на успешность выполне-нвтымдцoсскoмрчрбныx зсдaннЬ-6]l
Во многом схожей является ситуация, когда подросток делает значитель-пме сс по и нуоё^, н о в|^и зано ро^внзож идaюсмвоыrooалвжыго, пвсoковo0 орнчи со ноззнaюнрpвдюяьлярь зaвпlОJсеныeвpe0азaнид [7,с.Ю].
Специфичным для рассматриваемого возрастного диапазона является под-ыармныо во^мв^о догевсниз. Восоозры бывaховыведобвасрпeшнoьовнaоомoбo ^ронлоro,пхтрeм внонанив понрооркы обо^^^о^с^с о^ср!е нcа-oвaкнeшнза сто^ну. Г^ииирыом ус^нз з^рнчсоври и нвеaмохсoвсeлрносой воувденсях зо-добный пример для подражания может оказать неблагоприятное воздействие на поведение индивида.
Недостаток внимания, участия, понимания, формализм во взаимодействии со стороны старших воспринимаются подростком довольно небезболезненно. Он
ощущает некое отчуждение, считая себя источником обременительных забот, и зачастую начинает жить собственной жизнью, многое утаивая от родителей.
Гипертрофированная опека и чрезмерный контроль со стороны старших родственников тоже довольно часто влекут за собой неблагоприятные последствия. В таких условиях индивид вообще не имеет возможности для проявления самостоятельности, для пользования свободой. Когда же его потребность в самостоятельности усиливается, со стороны взрослых нередко ужесточается контроль, появляется желание изолировать сына или дочь от среды ровесников. В итоге оппозиция может стать еще более интенсивной.
Избыточное покровительство, желание избавить подростка от проблем, оградить его от исполнения непривлекательных обязанностей нередко становятся причинами развития дезорганизации, потери способности к адекватной саморегуляции. Долгое время находясь в атмосфере постоянного всеобщего внимания и вдруг утрачивая его, индивид оказывается перед опасностью попасть в кризисную ситуацию. Неоправданно высокий уровень претензий и потребности во внимании к себе не коррелирует с отсутствием у него способности к оптимальному выходу из сложных ситуаций.
Примечательно и то, что в ряде случаев у подростков наблюдается тенденция к нейтрализации конфликтов путем сокрытия отрицательных поступков. ЕВсвупление в прямые конфликты со старшими членами семьи наблюдается довольно редко. Более распространенным оказывается использование таких внешних форм защиты собственной автономности, как, например, резкость, не-пнчвительность, грубость во взаимодействии с взрослыми, интерпретируемые индивидом как показатель личной свободы. В то же время, несмотря на противо-рвни е, он может обладать сензитивностью к проявлению воспитанности во взаимодействии с взрослыми.
При этом для подростков очень специфична тенденция к высвобождение из-под опеки старших членов семьи. Основные трудности взаимодействия, конфликтные ситуации обычно развиваются в связи с чрезмерным ррди тельским контролем за поведением сына или дочери, их успеваемостью, выбором друзей [5].
Серьезный научный интерес представляет еще одна специфическая характеристика взаимодействия подростков и значимых взрослых. Если первые чаще всего не удовлетворены этими отношениями, то вторые рассматривают их как вполне приемлемые, что служит показателем непонимания, переоценки или недооценки особенностей данного взаимодействия.
Специфика отношений с взрослыми существенно воздействует на такие аспекты личностного становления подростков, как мера их самостоятельности и автономности, уровень самооценки.
Это наглядно иллюстрируется результатами экспериментальных наблюдений, согласно которым среди подростков, способных к доверительному взаимодействию с взрослыми, лишь 8% характеризуются неадекватной (в основном заниженной) самооценкой. Среди респондентов с преобладающим регламентированным типом общения с представителями старшего поколения неадекватной самооценкой отличаются 89%. Устойчивая самооценка выявлена у 79% исследуемых подростков, которые имеют возможность доверительного общения, и у 24% - располагающих регламентированным общением.
Подростки, характеризующиеся доверительным взаимодействием с взрослыми, обладают способностью самостоятельно, без посторонней помощи, не выси пичному сценарию, глубоко и в соответствии с жизненными реалиями ана-выс ровать и оценивать личностные свойства, поступки, мнения ровесников и взрослых, представляющих их круг общения. У них не возникает несоответствия между стремлением к доверительному взаимодействию и условиями его реального осуществления. Поведение таких подростков определяется старшими и смев стниками именно как «взрослое».
Принципиально иная картина наблюдается относительно респондентов с он™ м уровнем удовлетворенности характером взаимодействия с взрослыми. Они не способны к самостоятельному анализу и оценке личностных свойств, поступков сверстников и взрослых и не стремятся к этому. В их поведении пре-нали руют такие проявления, как агрессивность, недоверчивость, конфликтность, равнодушие.
Таким образом, подросток переживает период поиска форм и средств приложения собственных сил, энергии, возрастающих по мере его физического созревания. И дело не только в физической силе, но и в силе выраженности его сор остного «Я», состоящей в возможности интеграции различных проявлений человеческого существования, определяющее место в которой принадлежит иснн но его взаимодействию с взрослыми. В этом процессе осуществляется воци ализация подростка в культурном и образовательном пространстве, проис-води т передача ему богатейшего арсенала духовно-нравственного и иного цен-новен ого наследия предшествующих поколений. При этом именно в подростковом возрасте окончательно формируется психологическое здоровье личности [М], которое будет в дальнейшем проявляться, в том числе, и в студенческие годы, а также закладываются ведущие ценностные ориентации подростков [11]. Допущенные просчёты в воспитании подростка в дальнейшем могут крайне негативно сказаться на всём последующем жизненном пути развивающейся личности.
Неблагоприятные личностные особенности подростка
Негативная реакция 1 1 „ , ..г v Проблемы в учебе окружающих v J
Библиографический список
1. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Москва: Просвещение, 2018.
2. Мухина В.С. Возрастная психология. Москва: Просвещение, 2017. Академия, 2011.
3. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Москва: Издательство педагогического университета, 2015.
4. Кон И. Психология ранней юности. Москва: Просвещение, 2011.
5. Сорокопуд Ю.В., Матвеева О.А. Влияние семейного воспитания на подростковую тревожность. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 66 - 68.
6. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва, 2000.
7. Астапов В.М. Тревожность у детей. Москва: Per Se, 2008.
8. Кустова В.В. Проблемы психологического здоровья студентов, обучающихся на заочном отделении транспортного вуза. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 5 (84): 46 - 48.
9. Агарагимова В.К., Абдулаев М.А., Амамбаева Н.С., Амчиславская Е.Ю. и др. Подготовка студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры к осуществлению будущей профессиональной деятельности на основе современных социокультурных реалий: коллективная: монография. Москва: Деловая карьера, 2021.
10. Айсувакова Т.П., Ахмедова Э.М., Горбунова Н.В., Давыдова Л.Н. и др. Психолого-педагогические аспекты осуществления образовательного процесса в современных социокультурных условиях: коллективная монография. Москва: Деловая карьера, 2021.
11. Джиоева А.Р, Бесаева А.Г., Хадикова И.М. Формирование ценностно-смысловой ориентации подрастающего поколения средствами произведений художественной литературы. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 1 (80): 133 - 135.
References
1. Kulagina I.Yu., Kolyuckij V.N. Vozrastnayapsihologiya. Moskva: Prosveschenie, 2018.
2. Muhina V.S. Vozrastnaya psihologiya. Moskva: Prosveschenie, 2017. Akademiya, 2011.
3. Bozhovich L.I. Izbrannyepsihologicheskie trudy. Moskva: Izdatel'stvo pedagogicheskogo universiteta, 2015.
4. Kon I. Psihologiyarannejyunosti. Moskva: Prosveschenie, 2011.
5. Sorokopud Yu.V., Matveeva O.A. Vliyanie semejnogo vospitaniya na podrostkovuyu trevozhnost'. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 66 - 68.
6. Prihozhan A.M. Trevozhnost' u detej ipodrostkov: psihologicheskaya priroda i vozrastnaya dinamika. Moskva, 2000.
7. Astapov V.M. Trevozhnost' udetej. Moskva: Per Se, 2008.
8. Kustova V. V. Problemy psihologicheskogo zdorov'ya studentov, obuchayuschihsya na zaochnom otdelenii transportnogo vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 46 - 48.
9. Agaragimova V.K., Abdulaev M.A., Amambaeva N.S., Amchislavskaya E.Yu. i dr. Podgotovka studentov bakalavriata, magistratury, aspirantury k osuschestvleniyu buduschej professional'noj deyatel'nosti na osnove sovremennyh sociokul'turnyh realij: kollektivnaya: monografiya. Moskva: Delovaya kar'era, 2021.
10. Ajsuvakova T.P., Ahmedova 'E.M., Gorbunova N.V., Davydova L.N. i dr. Psihologo-pedagogicheskie aspekty osuschestvleniya obrazovatel'nogo processa v sovremennyh sociokul'turnyh usloviyah: kollektivnaya monografiya. Moskva: Delovaya kar'era, 2021.
11. Dzhioeva A.R., Besaeva A.G., Hadikova I.M. Formirovanie cennostno-smyslovoj orientacii podrastayuschego pokoleniya sredstvami proizvedenij hudozhestvennoj literatury. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 1 (80): 133 - 135.
Статья поступила в редакции 29.07.21
УДК 378
Rostovtseva P.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University under the Government of Russian Federation (Moscow, Russia)
INTERACTIVE TEACHING METHODS AS WAYS TO INCREASE EMOTIONAL INTELLIGENCE. The article examines the main interactive teaching methods that contribute to the development of emotional intelligence in modern university students. The methods' effectiveness is investigated based on the analysis of research literature and the author's teaching experience at the Financial University under the Government of the Russian Federation. At the same time, the main attention is paid to the role of interactive teaching methods in the formation of emotional intelligence of students in the framework of foreign language classes for non-linguistic specialties students. In addition, the study demonstrates the main specific feature of interactive methods, which lies in a high level of interaction between participants in the educational process that takes place during their application. In this regard, they also talk about certain transformations in the role and place of participants in the educational process in a modern university.
Key words: emotional intelligence, interactive teaching methods, higher education, student, teacher.
П.П. Ростовцева, канд. пед. наук, доц., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации ФГБОУ ВО «Финансовый
университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
В настоящей статье исследуются основные интерактивные методы обучения, способствующие развитию эмоционального интеллекта у студентов современного вуза. Эффективность данных методов исследуется на основе анализа научно-исследовательской литературы и опыт преподавательской деятельности автора в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации. При этом основное внимание уделяется роли интерактивных методов обучения в формировании эмоционального интеллекта обучающихся в рамках учебных занятий по иностранному языку у студентов неязыковых специальностей. Кроме того, в исследовании демонстрируется основная специфическая особенность интерактивных методов, заключающаяся в высоком уровне взаимодействия участников образовательного процесса, имеющем место в ходе их применения. В этой связи также говорится об определённых трансформациях в роли и месте участников образовательного процесса в современном вузе.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, интерактивные методы обучения, высшее образование, студент, преподаватель.
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счёт бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
За последний период, связанный, прежде всего, с пандемией, цифрови-зацией экономики, в мире труда произошли существенные изменения. В ответ на эти изменения система высшего образования должна быстро реагировать и выстраивать подготовку будущих специалистов различных сфер таким образом, чтобы они были готовы к эффективному осуществлению профессиональной деятельности не только обладая профессиональными компетенциями, но также и профессионально значимыми качествами, в том числе так называемыми soft skills (англ. - «мягкие навыки»), среди которых значительное внимание уделяется эмоциональному интеллекту [1 - 12].
Требования, предъявляемые современным обществом к выпускнику системы ВО, непосредственно связаны с рядом особенностей его развития. Перечислим их:
• организационная структура ряда компаний претерпевает определённые изменения, что, в свою очередь, связано с возрастание количества горизонтальных коммуникаций;
• все большее значение приобретает самореализация сотрудников при сохранении важности миссии компаний;
• конкуренция по сервису преобладает над конкуренцией по товару;