а
«о
о £ о
в
сц
«о 50 Л SJ
а ж
а
^
Si о
DOI 10.25588/CSPU.2020.156.3.002
УДК 42: 378 ББК 81.432.1: 74.480
О. Ю. Афанасьева1, М. В. Смирнова2, М. Г. Федотова3
^RCID № 0000-0001-9289-1573 Доцент, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой английской филологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
2ORCID № 0000-0003-0643-9703 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и методики обучения английскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
3ORCID № 0000-0003-2033-1096 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и методики обучения английскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: fedotovamg@cspu. ru
ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СОДЕРЖАНИИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Аннотация
Введение. В статье рассматривается сущность и структура эмоционального интеллекта, его место и роль в профессиональном становлении будущего учителя иностранного языка. Даны определения терминов «эмоция», «интеллект», «эмоциональный интеллект», «языковые средства». Выявлен набор языковых средств, ре-
а
50 О
^ презентирующих компоненты эмоционального интеллекта в
а
и содержании обучения иностранному языку. Цель статьи состоит в обосновании отбора репертуара языковых средств, отражающих а структуру и содержание эмоционального интеллекта и включенных в языковой компонент профессиональной подготовки учителя иностранного языка.
Материалы и методы. Основными методами исследования выступил анализ научной литературы по проблемам развития эмо-
ционального интеллекта в профессиональном образовании, отбор и стратификация языкового материала, обобщение и интерпретация полученной информации.
Результаты. Результатом проведенного исследования явля- 3
ы
ется определение репертуара языковых средств объективации ком- § понентов эмоционального интеллекта в содержании обучения иностранному языку в высшей педагогической школе.
Обсуждение. Состоит в выявлении роли языковых средств в объективации компонентов эмоционального интеллекта в содержа- е нии обучения иностранному языку в высшей педагогической школе. 3
Заключение. Делается вывод о том, что выделенный репер- |
а
туар языковых средств на основе компонентов эмоционального ин- И теллекта позволяет осуществлять целостный подход к его развитию р у студентов — будущих учителей иностранного языка.
теллект; содержание обучения иностранному языку; ИЯ.
кй № д с Т в а
о а и о
Ключевые слова: эмоция; интеллект; эмоциональный ин- §
ь н
о
^
о
Основные положения: и
х 3
- проведен анализ теоретических основ эмоционального ин- л теллекта как методического феномена; 3
- разработан категориально-понятийный аппарат, отражаю-
а № О
щии структуру и содержание эмоционального интеллекта; №
3
- выявлены языковые средства, представляющие компоненты эмоционального интеллекта в содержании обучения ИЯ.
1 Введение (Introduction)
Направленность образования на становление успешной конкурентоспособной личности в условиях динамично меняющегося мира, диктует необходимость концентрации внимания на развитие 33 внутренних ресурсов человека как источника достижения позитивных В результатов в личностном и профессиональном планах. Проведенные исследования [1; 2] свидетельствуют о том, что мерилом плодотворной и эффективной деятельности выступает не только и не столько становление и развитие когнитивных способностей человека, сколько эмоциональная стабильность, которая составляет неотъемлемую характеристику деятельности педагога.
д
f № г О V л к
а
«о
о £ о
-"О
е
о
а
«о
е
л
с а н а
В связи с этим, на наш взгляд, является продуктивным рассмотрение вопроса о становлении будущего учителя иностранного языка с помощью конструкта «эмоциональный интеллект», так как именно эмоциональный интеллект позволяет успешно реализовывать профессиональные функции, в частности: налаживать взаимодействие и оказывать влияние на обучающихся; адаптироваться к текущей учебной ситуации; управлять как своими эмоциями, так и эмоциями учеников для создания позитивной атмосферы; сглаживать конфликты; активизировать профессиональное мышление с целью решения педагогических задач; актуализировать приемы саморегуляции и самореализации. Существуют различные подходы к определению эмоционального интеллекта [1; 2; 3; 4; 5].
Мы придерживаемся точки зрения, в соответствии с которой эмоциональный интеллект в профессиональном образовании рассматривается как эмоционально-интеллектуальная деятельность, направленная на развитие способностей работать с профессионально ориентированной информацией, скрытой в эмоциях, в целях развития профессионального мышления и выдвижения идей, обеспечивающих успех профессиональной деятельности. Результатом такой деятельности выступает эмоциональная компетентность будущего учителя.
Предметом деятельности учителя иностранного языка выступает язык. В контексте нашего исследования важно выяснить, каким образом развивать эмоциональный интеллект студентов при изучении иностранного языка, а также определить те языковые средства, освоение которых ставит студента в позицию активного
а
«о
о
н3 субъекта речевой деятельности в социальном, профессиональном,
и культурном и эмоциональном аспектах.
из
2 Материалы и методы (Materials and methods)
Основными методами настоящего исследования выступают анализ научно литературы по искомой проблеме, а также систематизация и обобщение полученной информации.
По нашему мнению, структура и содержание эмоционально-<3 го интеллекта опосредованы, с одной стороны, иноязычной речевой
деятельностью, а с другой — уровнем сформированности компетенций, характеризующих вторичную языковую личность. Существую различные модели эмоционального интеллекта:
- модель Майера, Саловея, Карузо (восприятие эмоций - по- ^ нимание эмоций - управление эмоциями - стимулирование эмоций); §
- модель Д. Гоулмана (самоосознание, саморегуляция, мотивация, социализация, эмпатия);
- модель Р. Бар-Она (познание себя, межличностное общение, адаптация, управление стрессом, настроение) и т. д.
Среди российских исследований эмоционального интеллекта отметим концепцию В. Шиманской (осознанность, самооценка, мотивация, адаптивность) [1; 2; 6; 7].
Многообразие моделей свидетельствует о том, что процессы эмоционального, интеллектуального и социального развития чело-
кй р
е д о
3
§
а р
е р е
'-д е
Ж
3 а -к и
и р
о
к и
о а
века не идентичны: между ними существует сложная зависимость §
Ж о
г о
и взаимообусловленность. Эмоциональный интеллект порождает новый тип поведения, отражающий эмотивную сторону личности и | ее мотивационную готовность к осуществлению профессиональной деятельности.
Профессиональная деятельность учителя иностранного языка непосредственно связана с самим языком. Следовательно, эмоциональный интеллект учителя иностранного языка должен отра-
3
а №
о о
д
е
р
а и
жать социальную сущность языка, подчеркивать его знаковую и
Ж
природу, учитывать его отраженность в когнитивных структурах | вторичной языковой личности [8]. Вторичная языковая личность, Л
Жо
как проявление личности в целом, — это многоаспектное явление, О
о
заключающее в себе когнитивный компонент, отражающий познавательный опыт личности, аффективный компонент, характеризующийся отношением к ценностям, и поведенческий компонент, содержа- и щий планы действий относительно возникшей коммуникативной ситуации.
По нашему мнению, совокупность этих компонентов отражает все многообразие проявление личности в интеллектуальном, эмоционально-эмпатийном и социальном планах, которые состав-
д
е
е
г о
и
ляют структуру эмоционального интеллекта. Следовательно, структура эмоционального интеллекта, проецированная на структуру вторичной языковой личности, позволяет представить его как единство внутриличностной сущности и внешней поведенческой (межличностной) выразительности [4]. Исходя из этого, мы выделяем три плана эмоционального интеллекта:
1) интеллектуальный (способность к познанию, самопознанию, самоосознанию и саморефлексии);
2) эмоционально-эмпатийный (способность выстраивать эмоциональное отношение к себе и другим);
3) социальный (способность к общению и взаимодействию на основе универсальных ценностей).
Следует признать, что эмоциональный интеллект не сводится к простой сумме составляющих его компонентов. Теоретическое осмысление понятия «интеллект» позволяет констатировать, что поскольку эмпатия и эмоции пронизывают все остальные компоненты, эмоционально-эмпатийная составляющая является ведущим и системообразующим элементов в системе эмоционального интеллекта, определяющим особенности функционирования других компонентов.
Проведенный нами анализ структуры эмоционального интеллекта является методологической основой выявления способов его языковой репрезентации. 3 Результаты (Results)
Исходя из понимания языка как социального явления, мы отмечаем его важную роль в развитии эмоционального интеллекта. нр Интеллектуальный компонент эмоционального интеллекта связан с 3 познавательной функцией иностранного языка, которая отражает когнитивный компонент вторичной языковой личности. По мнению А. С. Запесоцкого, когнитивный компонент вторичной языковой личности предполагает формирование рациональности как способности воспроизводить и производить мир в интерсубъектной плоскости. Данное качество определяется понятием «интеллект» как способности личности выявлять ценность информации и преобра-
В
а
в е
ь с а н а
<3
ровать свои сильные и слабые стороны, рационально подходить к своей профессиональной деятельности.
Эмоционально-эмпатийный компонент непосредственно связан с понятиями «эмоция» и «эмпатия», которые участвуют в регуляции любой деятельности. Общепризнано, что любая актив-
зовывать ее в систему смыслов, которая детерминирует жизненный успех личности [9].
Следовательно, интеллектуальный компонент эмоционального интеллекта представлен в языке средствами, которые отража- 8 ют: а) собственные взгляды; б) эмоциональные отношения; в) са- §
мореализацию личности. Данный компонент выражается в умениях о
р
осознавать и интерпретировать свои эмоции для оценки ситуации, д
о
дифференцировать и оценивать свой эмоциональный настрой, §а
управлять своими эмоциями и эмоциями других, знать и анализи- ре
р
ее е
Ж
а
к и
и
р
о
к и
о
Жа
ность в той или иной степени сопровождается эмоциональным пе- §
Ж
о г о
реживанием, при этом эмоции выполняют различные функции: ак-
тивационную, мобилизующую, защитную, прогностическую, Ж
е
подкрепляющую, переключающую и др. Вторая сторона данного компонента представлена чувствами сопереживания, понимания партнера путем эмоционального вчувствования в его переживания. Именно эмпатия позволяет гармонизировать межличностные отношения путем устранения возможных причин конфликтов.
Выделяют такие типы эмпатии, как когнитивная, эмоцио-
л
кта
а
§ о
о д е р
а Ж
и и иЖ
нальная, поведенческая, коррелирующие с эмоциональным пони- §
манием, эмоциональным настроем и эмоциональным откликом (действием).
Следует подчеркнуть, что эмпатия проявляется только в ситуациях общения и взаимодействия, а ее интенсивность детерминируется типом культуры, которой принадлежат партнеры. и
Выделяют две группы средств, отражающих содержание эмоционально-эмпатийного компонента — эксплицитные и имплицитные. Эмплицитные средства включают лексические средства (эмо-тивы, браные и ласкательные слова, описания эмоций, модальные и усилительные частицы, инвективы и др.), морфологические средства
л Ж
о г о о
Р о
§
а
уд
е
е
г о у ч и
29
а
«о
о S о
в
(суффиксация) и синтаксические средства (порядок слов). К имплицитным средствам относятся лексико-фразеологические единицы (метафора, перифраз, ирония, идиомы и др.), свободные словосочетания и речевые клише, отражающие правила речевого этикета [10]. Таким образом, используя данный набор языковых средств у обучаемого формируются умения: выявлять, интерпретировать и вербаль-но выражать эмоции, вырабатывать позитивный взгляд на мир, представлять (вербально и невербально) сопереживание, корректно определять место и роль эмоций в принятии решений.
Социальный компонент эмоционального интеллекта рассматривает общение и взаимодействие как коммуникативно-познавательный процесс, цель которого заключается в достижении смыслового контакта на основе действий восприятия, интерактивности и коммуникации.
Тот факт, что иноязычное речевое общение базируется на универсальных ценностях, таких, как позитивное восприятии партнера, диалогичность и толерантность и т. д. позволяет рассматривать его в контексте эмоционального интеллекта, как способ снижения импозитивности, то есть навязывания чего-либо собеседнику. Средствами вербального воплощения импозитивности выступают речевой этикет, стратегии сближения/дистанцирования, косвенные речевые акты, переспросы, преключения, описания и т. д.
4 Обсуждение (Discussion)
Проведенное исследование свидетельствует о том, что развитие эмоционального интеллекта позволяет эффективно решать задачи профессиональной подготовки учителя иностранного языка.
а
«о
о
^ Реализация компонентов эмоционального интеллекта в контексте
3 изучения иностранного языка требует выделения и овладения спе-
сц
циальными языковыми средствами, репрезентирующими структуру эмоционального интеллекта в содержании обучения иностранному
а
«о
50
5 языку в высшей школе. ж
^ 5 Заключение (Conclusion)
^ Основываясь на полученных результатах исследования, мы
q приходим к выводу о том, что эмоциональный интеллект оказывает
существенное влияние на успех в профессиональной деятельности
через ее предметную составляющую, то есть иностранный язык, но
благодаря определению и изучению репертуара языковых средств,
репрезентирующих компоненты эмоционального интеллекта, спо- ^
£
собствует его целостному освоению. §
6 Благодарности (Acknowledgments)
Статья подготовлена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени
исследовательских работ от 01.06.2020 № 16-288 по теме «Приме-
KÛ е
д с
§
М. Ю. Евсевьева» по договору на выполнение научно- з
Л
3
3
нение современных образовательных технологий как фактор по- | вышения уровня автономности профессионально-познавательной к деятельности студентов в иноязычном образовании». |
Авторы выражают благодарность за финансовую поддержку -к
о
ж §
о* ж
о
^
о
ж ж
а
исследования.
Библиографический список
1. Гарскова Г. Г. Введение понятия эмоционального интеллекта в психологическую теорию I Ананьевские чтения : тезисы научно-практической конференции. Спб. : Изд-во СПбГУ 2013. С.25-27.
2. Социальный интеллект: теория, измерение, исследования I под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М. : Институт психологии РАН, 2004. - 176 с. - ISBN » 5-9270-0058-4. д
3. Mayer J.D., Salovey P. & Caruso D.H. (2008), "Emotional Intelli- ^ gence: new ability or eclectic traits", American Psychologist Journal, 63, ж 503-517. Л
4. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить ж больше, чем IQ. M. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 650 с.
5. Bar-On R. (2006), "The Bar-On model of emotional-social intelli- чж gence (ESL)", University of Texas Medical Branch, USA, 25p. г
6. Андреева И. Н. Современные представления об эмоциональном ин- о
S
Психология. 2017. № 2. С.104-109. g
7. Шиманская В. Как развивать эмоциональный интеллект? 4 практиче- I ских шага II Компания Rusbase — независимое издание о технологиях и бизнесе организатор мероприятий и создатель сервисов для предпринимателей, инвесто- у ров и корпораций : [сайт]. URL: http:IIrb.ruIopenionIegI (дата обращения: ^ 20.04.2020). у
8. Карпова Ю. А. Средства выражения эмоционально-эмпатийного взаи- I модействия в условиях речевого общения II Вестник Перм. Ун-та. Российская и зарубежная филология. 2011. Вып. 4 (16). С.73-79.
р
у
а
9. Карпова Ю. А. Эмотивно-эмпатийный компонент межкультурной коммуникации // Вестник Пермского государственного технического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2010. № 4. С.147-159.
10. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М. : Наука, 1987.- 204 с.
11. Запесоцкий А. С. Образование: философия, культурология, политика. М. : Наука, 2002. - 456 с.
O. Yu. Afanasyeva1, M. V. Smirnova2, M. G. Fedotova3
!ORCro No. 0000-0001-9289-1573 Docent, Doctor of Pedagogic Sciences, Head of the Department of English Philology, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
2ORCID No. 0000-0003-0643-9703 Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of English and English Language Teaching Methods,South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
3ORCID No. 0000-0003-2033-1096 Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of English and English Language Teaching Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
THE LINGUISTIC MEANS OF REPRESENTING EMOTIONAL INTELLIGENCE IN THE CONTENT OF A FUTURE TEACHER'S FOREIGN LANGUAGE EDUCATION
Abstract
^ Introduction. The article examines the essence and struc-
ture of emotional intelligence, its place and role in the professional development of a future foreign language teacher. The def-| initions of the terms "emotion", "intelligence", "emotional intelligence", "language means" are given. A set of linguistic means representing the components of emotional intelligence in « the content of teaching a foreign language is revealed. The pur-^ pose of the article is to substantiate the selection of the repertoire ^ of language means that reflect the structure and content of emo-¡s tional intelligence and are included in the language component of 3 the professional training of a foreign language teacher.
Materials and methods. The main research methods are the analysis of scientific literature on the development of emotional intelligence in vocational education, selection and stratification of linguistic material, generalization and interpretation of the information received.
Results. The result of the research is to define the repertoire of linguistic means of objectification of the components of emotional intelligence in the content of teaching a foreign language in a higher pedagogical school. |
s
Discussion. It consists in identifying the role of linguistic means in objectifying the components of emotional intelligence in the content of teaching a foreign language in a higher pedagogical school. §
Conclusion. The article concludes that the selected repertoire of language means based on the components of emotional intelligence allows for a holistic approach to its development in students - future teachers of a foreign language.
Keywords: Emotion; Intelligence; Emotional intelligence; The content of teaching foreign languages.
Highlights: I
The analysis of the theoretical foundations of emotional intelligence as a methodological phenomenon; f
reflecting the structure and content of emotional intelligence;
Linguistic means were identified that represent the components of emotional intelligence in the content of learning language.
References
R
s
s
e |
g E
A categorical - conceptual apparatus has been developed, ^
f
I I
a
c ^
e r
1. Garskova G.G. (2013), Vvedenie ponyatiya emocional'nogo intel- r
C6
lekta v psihologicheskuyu teoriyu [Introduction of the concept of emotional §
s
intelligence into psychological theory]. Tezisy nauchno-prakticheskoj kon- ^
ferencii "Anan'evskie chteniya" [Theses of the scientific -practical conference g
'Anan'ev readings"]. Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo Gosudarstvennogo g
Universiteta, Saint Petersburg, pp. 25-27. (In Russian). ^
2. Edrs: Lyusin D.V. & Ushakov D.V. (2004), Social'nyj intellekt: Te- U oriya, izmerenie, issledovaniya [Social intelligence: Theory, measurement,
research]. Institutpsihologii RAN, Moscow, 176 p. (In Russian). s
3. Mayer J.D., Salovey P. & Caruso D.H. (2008), "Emotional Intelligence: new ability or eclectic traits", American Psychologist Journal, 63, 503-517.
4. Goulman D. (2013), Emocional'nyj intellekt. Pochemu on mozhet znachit' bol'she, chem IQ [Emotional intellect. Why it can matter more than IQ]. Mann, Ivanov i Ferber, Moscow, 650 p. (In Russian).
5. Bar-On R. (2006), "The Bar-On model of emotional-social intelligence (ESL)", University of Texas Medical Branch, USA, 25 p.
6. Andreeva I.N. (2017), Sovremennye predstavleniya ob emocion-al'nom intellekte i ego meste v strukture lichnosti [Modern ideas about emotional intelligence and its place in the structure of personality]. Zhurnal Belorusskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Filosofiya. Psikhologiya, 2, 104-109. (In Russian).
7. Shimanskaya V. Kak razvivat' emocional'nyj intellekt? 4 praktich-eskih shaga [How to develop emotional intelligence? 4 practical steps]. Sayt "Rusbase" [Website "Rusbase"]. Available at: http://rb.ru/openion/eg/ (Accessed: 20.04.2020). (In Russian).
8. Karpova Yu.A. (2011), Sredstva vyrazheniya emocional'no -empatijnogo vzaimodejstviya v usloviyah rechevogo obshcheniya [Means of expressing emotional-empathic interaction in the context of verbal communication]. Vestnik Permckogo Universiteta. Rossiyskaya i zarubezhnaya filologiya, 4 (16), 73-79. (In Russian).
9. Karpova Yu.A. (2010), Emotivno-empatiynyy komponent mezhkul'turnoy kom-munikatsii [Emotive-empathic component of intercultural communication]. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Problemy yazykoznaniya i pedagogiki, 4, 147-159.
10. Karaulov Yu.N. (1987), Russkij yazyk i yazykovaya lichnost' [Russian language and linguistic personality]. Nauka, Moscow, 204 p. (In
a Russian).
Js 11. Zapesockij A.S. (2002), Obrazovanie: filosofiya, kul'turologiya,
ode politika [Education: philosophy, cultural studies, politics]. Nauka, Moscow,
£
ej
a >
o
.5
CC
a ^
a s
S £
Ö
456 p. (In Russian).