Научная статья на тему 'К проблеме социально-коммуникативного развития детей-дошкольников в процессе обучения английскому языку'

К проблеме социально-коммуникативного развития детей-дошкольников в процессе обучения английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ / РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ИНТЕЛЛЕКТ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ОТНОШЕНИЯ / УСТАНОВКИ / SOCIAL AND COMMUNICATIVE DEVELOPMENT / EARLY FOREIGN LANGUAGE INSTRUCTION / MORAL VALUES / VALUE ORIENTATIONS / INTELLIGENCE / SOCIAL INTELLIGENCE / EMOTIONAL INTELLIGENCE / RELATIONSHIPS / ATTITUDES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вронская Ирина Владимировна

Статья посвящена проблемам реализации задач образовательной области ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие» в методике раннего обучения иностранным языкам. Несмотря на то, что обучение иностранным языкам не выделено в государственном стандарте в качестве обязательного компонента, иностранный язык повсеместно включен в образовательный процесс дошкольных учреждений, а практика обучения иностранным языкам детей дошкольного возраста стала повседневной реальностью. В методике раннего обучения иностранным языкам приоритетное значение всегда придавалось поиску эффективных методов и приемов работы с детьми. Реализация образовательных и развивающих задач происходила во многом благодаря особенностям самого иностранного языка, позволяющего познакомить ребенка дошкольника с новым средством выражения мысли, традициями и обычаями страны изучаемого языка. Воспитательные цели, скорее, декларировались в науке, нежели реализовывались на практике. Анализ содержания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» позволил установить ее основные компоненты и направления для разработки содержания воспитательной работы с дошкольниками в процессе обучения иностранному языку. Данная область включает морально-нравственные ценности, лежащие в основе нравственного сознания в целом, формирование социального и эмоционального интеллекта, обеспечивающих успешное функционирование субьекта в обществе благодаря способностям распознавать, различать, понимать чувства и эмоции свои и у других и на этой основе осознанно и целенаправленно осуществлять социальное взаимодействие. Также речь идет о формировании социально значимых отношений и оценок уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формировании позитивных установок к различным видам труда и творчества. Отношения субъекта, составляя одну из сторон сознания, включают ряд аспектов: когнитивный, выраженный в знаниях, представлениях, образах, значениях и т. д.; эмоционально-оценочный, являющийся неотъемлемым атрибутом отношений и обусловливающий выбор ценности и ее дальнейшую фиксацию в установке, а также поведенческий, определяющий готовность индивида к деятельности в соответствии с вышеуказанными компонентами. Тесная взаимосвязь всех компонентов, в большей степени взаимосвязь интеллекта (социального и эмоционального) и эмоционально-оценочного компонента отношений, а также ценностных ориентаций и установок позволяет определить направления для обеспечения нравственного воспитания личности ребенка в процессе обучения иностранным языкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUE OF YOUNG LEARNER SOCIAL AND COMMUNICATIVE DEVELOPMENT IN EARLY FOREIGN LANGUAGE INSTRUCTION

The article is devoted to the issues of social and communicative development of young learners in the process of foreign language instruction in line with the requirements of the Federal State Educational Standard of pre-school education. Although foreign language instruction is not viewed in the standard as a compulsory educational component, nowadays foreign language instruction is widespread in all types of pre-school institutions and is included in child care programs. However, in the early foreign language instruction methodology priority has always been given to effective methods and techniques, while the goals associated with social and moral development have been mostly declared in methodological research only. The analysis of the content of the “Socio-communicative development” educational area offers us an opportunity to identify the main components and areas for this kind of work with children.It was established that this educational field includes moral values that underlie moral consciousness as a whole, the development of social and emotional intelligence, which ensure the subject’s successful integration into society due to the ability to recognise, distinguish, and understand feelings and emotions and, on this basis, to carry out social interaction consciously and purposefully. It also involves the development of socially significant relationships that include a number of aspects. Firstly, it is the cognitive aspect, expressed in knowledge, ideas, images, meanings, etc. Secondly, it is the emotional and evaluative element which determines the choice of value and its further integration in behaviour. Thirdly there is the behavioural aspect which gives an individual determination to act in accordance with the above components. The close interconnection of all components, and, to a greater extent, the interconnection of intelligence and the emotional-evaluative component of relationships, as well as value orientations and attitudes, allow us to determine the areas for a child’s moral education in the process of foreign language instruction.

Текст научной работы на тему «К проблеме социально-коммуникативного развития детей-дошкольников в процессе обучения английскому языку»

Комплексные исследования детства, 2019, т. 1, № 4 Comprehensive Child Studies, 2019, vol. 1, no. 4 _www.kid-journal.ru

Статьи

УДК 37.02

DOI: 10.33910/2687-0223-2019-1-4-292-300

К проблеме социально-коммуникативного развития детей-дошкольников в процессе обучения английскому языку

Н1

И. В. Вронская

1 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 191186, Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48

Аннотация. Статья посвящена проблемам реализации задач образовательной области ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие» в методике раннего обучения иностранным языкам. Несмотря на то, что обучение иностранным языкам не выделено в государственном стандарте в качестве обязательного компонента, иностранный язык повсеместно включен в образовательный процесс дошкольных учреждений, а практика обучения иностранным языкам детей дошкольного возраста стала повседневной реальностью. В методике раннего обучения иностранным языкам приоритетное значение всегда придавалось поиску эффективных методов и приемов работы с детьми. Реализация образовательных и развивающих задач происходила во многом благодаря особенностям самого иностранного языка, позволяющего познакомить ребенка дошкольника с новым средством выражения мысли, традициями и обычаями страны изучаемого языка. Воспитательные цели, скорее, декларировались в науке, нежели реализовывались на практике. Анализ содержания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» позволил установить ее основные компоненты и направления для разработки содержания воспитательной работы с дошкольниками в процессе обучения иностранному языку. Данная область включает морально-нравственные ценности, лежащие в основе нравственного сознания в целом, формирование социального и эмоционального интеллекта, обеспечивающих успешное функционирование субьекта в обществе благодаря способностям распознавать, различать, понимать чувства и эмоции свои и у других и на этой основе осознанно и целенаправленно осуществлять социальное взаимодействие. Также речь идет о формировании социально значимых отношений и оценок — уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формировании позитивных установок к различным видам труда и творчества. Отношения субъекта, составляя одну из сторон сознания, включают ряд аспектов: когнитивный, выраженный в знаниях, представлениях, образах, значениях и т. д.; эмоционально-оценочный, являющийся неотъемлемым атрибутом отношений и обусловливающий выбор ценности и ее дальнейшую фиксацию в установке, а также поведенческий, определяющий готовность индивида к деятельности в соответствии с вышеуказанными компонентами. Тесная взаимосвязь всех компонентов, в большей степени — взаимосвязь интеллекта (социального и эмоционального) и эмоционально-оценочного компонента отношений, а также ценностных ориентаций и установок позволяет определить направления для обеспечения нравственного воспитания личности ребенка в процессе обучения иностранным языкам.

Сведения об авторе

Ирина Владимировна Вронская, SPIN-код: 1167-1951, ORCID: 0000-0003-0292-7259, e-mail: [email protected]

Для цитирования:

Вронская, И. В. (2019) К проблеме социально-коммуникативного развития детей-дошкольников в процессе обучения английскому языку. Комплексные исследования детства, т. 1, № 4, с. 292-300. DOI: 10.33910/2687-0223-2019-14-292-300

Получена 3 октября 2019; прошла рецензирование 13 октября 2019; принята 23 октября 2019.

Права: © Автор (2019). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.

Ключевые слова: социально-коммуникативное развитие, раннее обучение иностранным языкам, морально-нравственные ценности, ценностные ориентации, интеллект, социальный интеллект, эмоциональный интеллект, отношения, установки.

The issue of young learner social and communicative development in early foreign language instruction

I. V. Vronskaya™

1 Herzen State Pedagogical University of Russia, 48 Moika River Emb., Saint Petersburg 191186, Russia

Author

Irina V. Vronskaya, SPIN: 1167-1951, ORCID: 0000-0003-0292-7259, e-mail: [email protected] For citation: Vronskaya, I. V. (2019) The issue of young learner social and communicative development in early foreign language instruction. Comprehensive Child Studies, vol. 1, no. 4, pp. 292-300. DOI: 10.33910/2687-0223-2019-14-292-300

Received 3 October 2019; reviewed 13 October 2019; accepted 23 October 2019.

Copyright: © The Author (2019). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.

Abstract. The article is devoted to the issues of social and communicative development of young learners in the process of foreign language instruction in line with the requirements of the Federal State Educational Standard of pre-school education. Although foreign language instruction is not viewed in the standard as a compulsory educational component, nowadays foreign language instruction is widespread in all types of pre-school institutions and is included in child care programs. However, in the early foreign language instruction methodology priority has always been given to effective methods and techniques, while the goals associated with social and moral development have been mostly declared in methodological research only. The analysis of the content of the "Socio-communicative development" educational area offers us an opportunity to identify the main components and areas for this kind of work with children.

It was established that this educational field includes moral values that underlie moral consciousness as a whole, the development of social and emotional intelligence, which ensure the subject's successful integration into society due to the ability to recognise, distinguish, and understand feelings and emotions and, on this basis, to carry out social interaction consciously and purposefully. It also involves the development of socially significant relationships that include a number of aspects. Firstly, it is the cognitive aspect, expressed in knowledge, ideas, images, meanings, etc. Secondly, it is the emotional and evaluative element which determines the choice of value and its further integration in behaviour. Thirdly there is the behavioural aspect which gives an individual determination to act in accordance with the above components. The close interconnection of all components, and, to a greater extent, the interconnection of intelligence and the emotional-evaluative component of relationships, as well as value orientations and attitudes, allow us to determine the areas for a child's moral education in the process of foreign language instruction.

Keywords: social and communicative development, early foreign language instruction, moral values, value orientations, intelligence, social intelligence, emotional intelligence, relationships, attitudes.

Актуальность проблемы

В современном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделяются две образовательные области, которые предполагают становление личности ребенка в тесной взаимосвязи с его общелингвистическим развитием, — это область «Речевое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие». Несмотря на то, что стандарт не ставит задач, связанных с овладением иностранным языком, включение иностранного языка в образовательный процесс дошкольного учреждения в виде дополнительной услуги в настоящее время стало практически повседневной реальностью, что, безусловно, требует

обеспечения качества обучения маленьких детей на самом высоком уровне. Неслучайно поэтому в последние годы научный поиск был ориентирован на решение сугубо прагматических вопросов в области раннего обучения иностранным языкам, связанных с разработкой общих моделей, а также интересных приемов и форм обучения дошкольников иностранным языкам. Однако всё это в большей степени соотносится с задачами образовательной области «Речевое развитие», предполагающими овладение ребенком звуковой и интонационной культурой речи и нормами грамматического оформления речи, а также расширение лексического запаса. И думается, что иностранный язык как дополнительное к имеющемуся у ребенка

средству общения — родному языку — может серьезно расширить рамки этого развития. Особое значение здесь видится в формировании большей чуткости к языковым явлениям, развитии интеллектуальных и познавательных функций ребенка на основе интенсивной аналитической работы по сравнению и анализу особенностей речи на родном и иностранном языках.

Вместе с тем в названии другой образовательной области тоже есть термин, имеющий прямое отношение к взаимодействию, к коммуникации. Нам представляется необходимым рассмотреть, что может представлять собой область социально-коммуникативного развития применительно к обучению детей-дошкольников иностранным языкам.

Достаточно длительный период времени в методике раннего обучения иностранным языкам был посвящен решению целого ряда практических вопросов, в первую очередь, связанных с разработкой конкретных методов и приемов обучения маленьких детей. Необходимо было найти те формы работы, которые бы сделали процесс обучения иностранным языкам не только возможным в условиях отсутствия языковой среды, но и интересным для детей-дошкольников. Для обеспечения результативности обучения также крайне важно было уточнить предмет обучения, определить содержание и общие принципы проектирования образовательного процесса.

Известно, что иностранный язык как учебный предмет характеризуется, во-первых, таким свойством, как беспредметность. Он не содержит некоторой суммы знаний, которая позволяла бы отграничить его от другой области научного познания. Он не дает, например, знания о живой природе, как биология, или о химических элементах и веществах, как химия. Но вместе с тем он везде — он присутствует во всех областях науки и жизни. Нет ни одной сферы объективной реальности, которая могла бы существовать и функционировать вне языка. Сама фиксация знания и передача опыта другим поколениям была бы невозможна без него. Язык, по существу, является материальной формой воплощения любой мысли. Поэтому, учитывая различные условия обучения, возрастную специфику обучаемых, их образовательные потребности, исследователи долгое время пытались определить, что должно составлять предмет разговора и обсуждения, о чем следует говорить, если цель — научить общаться на языке.

Другая особенность языка, обусловливавшая серьезные трудности его усвоения, — это его

беспредельность. Огромный объем языкового материала не позволяет овладеть им быстро и быть способным говорить на нем в относительно сжатые сроки. Поэтому проблема минимизации этого объема, определения содержания учебного материала для каждого из уровней обучения всегда стояла на повестке дня методической науки.

Отдельный вопрос, который вызывал жаркие научные споры, состоял в том, что является целью и результатом обучения иностранному языку. Долгое время считалось необходимым обеспечить прочные знания лексических единиц, грамматики изучаемого языка. Однако позже стало понятным, что само это знание не обеспечивает возможности решать различные коммуникативные задачи в ходе общения. Разработка теории речевых навыков и умений в русле теории речевой деятельности стала серьезным прорывом в методической науке. Все это лишь некоторые ключевые вопросы, решение которых было первоочередным, но которое заняло десятилетия напряженной исследовательской работы.

С конца 90-х гг. прошлого века в методике утвердился приоритет развивающих аспектов раннего обучения иностранным языкам. Проблема развития вышла на первый план и продолжает оставаться центральной, если не сказать модной. Это отразилось даже в названиях большого количества открывшихся в стране частных дошкольных учреждений, позиционирующих себя как развивающие детские центры, специализирующиеся преимущественно на обучении иностранным языкам. Общественная увлеченность идеями развития и совершенствования довольно прочно укрепилась в общественном сознании, и посещение детьми таких образовательных учреждений продолжает оставаться обязательным атрибутом «правильного воспитания» детей в семье. Вместе с тем само воспитание как педагогический процесс оказалось на деле скорее декларируемым, нежели действительно реализуемым. Однако главная составляющая в подготовке подрастающего поколения к жизни, как и условие сохранения и развития самого общества, была и есть воспитание. С учетом современных реалий необходимо уже на самом раннем этапе определить содержание обучения иностранным языкам с учетом реализации воспитательных целей. Впрочем, уточнение содержания образовательных программ в этом ключе еще только выносится на повестку дня. В связи с чем и представляется необходимым рассмотреть сущность социально-

коммуникативного развития в свете требований ФГОС ДОО.

Формирование системы ценностных ориентаций как компонент социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста

Согласно ФГОС ДОО, «социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» (Федеральный государственный образовательный стандарт...).

Как отмечает Л. В. Трубайчук, «новая позиция социального развития ребенка является основанием для вхождения в социум через освоение системы потребностей, социальных интересов, ценностных ориентаций, связанных с системой межличностных отношений, коммуникацией с другими людьми» (Трубайчук 2015, 86).

Действительно, спектр представленных в данной области аспектов достаточно широк и включает ряд важнейших качеств и образований личности, которые в целом направлены на развитие ребенка как самостоятельного и понимающего смысл и направленность своих действий человека, осознающего их цели и регулирующего свои желания, эмоции, поведение в соответствии с имеющимися у него ценностными ориентациями, общепринятыми социальными нормами. Такое развитие также включает способность на основе уважительного и доброжелательного отношения устанавливать конструктивное взаимодействие с другими, осуществлять совместную деятельность, добиваться планируемых результатов.

Для полноценной реализации педагогами, работающими в области иностранного языка, целей, диктуемых стандартом, представляется необходимым структурировать содержание данной образовательной области.

В первую очередь речь идет о моральных и нравственных ценностях и нормах, принятых в обществе. Эти категории являются предметом изучения одного из направлений философии — этики.

Е. П. Поликанова определяет мораль «как особую форму нормативно оценочной ориентированности людей в обществе и как важнейшую форму общественной воли» (Поликанова 2014, 132). Она отмечает, что моральные нормы представляют собой особые стандарты поведения людей, обеспечивающие согласование свободы и воли человека с общими потребностями, интересами и волей других субъектов. А сформированные в соответствии с нормами морально-нравственные качества являются своего рода внутренним камертоном, с которым согласуются все поступки и устремления человека, определяя его выбор в каждой конкретной ситуации. Согласно Е. Ю. Стрижову, философская научная парадигма рассматривает моральные нормы и принципы как системообразующий фактор структуры нравственного сознания в целом (Стрижов 2009).

К ключевым морально-нравственным ценностям исследователи относят добро, любовь, дружбу, красоту, истину, честность, справедливость, общественную пользу, интересы государства, народа и др. В научной литературе отмечается, что именно в дошкольном возрасте происходит овладение детьми данными ценностями и формирование на этой основе индивидуальной ценностно-смысловой системы личности. В. Н. Карташова, А. В. Амбеталь говорят о том, что в процессе индивидуального развития происходит присвоение ребенком общечеловеческих норм, их объективности и справедливости, приобретение практического опыта поступков, соответствующих моральным правилам общества, и овладение на его основе гуманным отношением к окружающим, ответственным отношением к деятельности (Карташова, Амбеталь 2014).

Думается, что обучение иностранному языку может внести существенный вклад в формирование системы ценностных ориентаций ребенка-дошкольника. Конечно, определенные трудности будут возникать в связи с весьма ограниченным объемом усваиваемого языкового материала, который не позволяет в полной мере выразить мысль на иностранном языке в начале его изучения. Однако, например, при изучении темы «Животные» возможно формировать любовь и бережное отношение к животным и к природе в целом, учить детей проявлять доброту и заботу по отношению к домашним

питомцам. Впоследствии при изучении темы «Семья» педагог может продолжить воспитывать чувства любви и привязанности к членам семьи. В целом при изучении любой темы в процессе постоянного взаимодействия с детьми необходимо учить детей доброжелательному отношению друг к другу, честности, дружбе, справедливости.

Обучение общению, развитие социального и эмоционального интеллекта

Следующий блок в образовательной области «социально-коммуникативное развитие» представлен задачами развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Общение является одной из центральных категорий методики обучения иностранным языкам в целом, в том числе и методики раннего обучения. Его особое значение обусловлено самой целью обучения иностранным языкам, которая в современной науке в самом широком смысле рассматривается как обучение общению на изучаемом языке. Вместе с тем термин «социально-коммуникативное развитие» побуждает нас рассматривать обучение общению не столько с позиции сугубо прагматического овладения системой языковых средств для передачи мыслей и намерений, сколько в большей степени в социальном ключе — как готовность и способность устанавливать контакты, добиваться взаимопонимания, стремление взаимодействовать на основе установления доброжелательных отношений. В связи с этим к данной части мы бы также отнесли формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, также отмечаемую в данной образовательной области.

Следует отметить, что для методической науки данные категории не являются чем-то принципиально новым. Все они включаются в так называемую социальную компетенцию, являющуюся компонентом коммуникативной компетенции — сложного интегрального образования, складывающегося в результате овладения иностранным языком как средством общения. Таким образом, все ключевые аспекты, обусловливающие желание общаться и способность успешно реализовывать цели общения, описаны в структуре коммуникативной компетенции и относятся в методике к области учебных (обучающих, коммуникативных) целей.

Третьим блоком в рассматриваемой нами образовательной области является становление самостоятельности, целенаправленности и са-

морегуляции ребенком собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. По сути, все перечисленные здесь компоненты входят в структуру социального интеллекта. В отечественной психологии интеллект в целом понимается как сложное многокомпонентное образование, обусловливающее универсальную психическую способность человека к умственной, в том числе познавательной деятельности в широком смысле, активности и саморегуляции, развивающейся в процессе взаимодействия с окружающей средой. Социальный интеллект в разное время рассматривался разными учеными-исследователями: И. Н. Андреевой, Д. В. Люсиным, Г. Олпортом, А. И. Савенковым, П. Сэловеем, Дж. Мейером, Д. Карузо и др. Так, например, Р. Амтхауэр в определенной степени соотносил его с мышлением и определял его как систему умственных способностей, составляющих один из уровней в сложной структуре личности. Действительно, анализ литературы показывает, что мышление является краеугольным компонентом интеллекта наряду с процессами восприятия, воображением, вниманием, памятью, речью, и в своей совокупности они составляют когнитивно-коммуникативный уровень интеллекта, в том числе обусловливая его социальный характер, определяя способность индивида к саморегуляции и продуктивному взаимодействию с другими субъектами в ходе деятельности. Как отмечает В. Н. Манойлова, если интеллектуальное развитие человека определяет степень готовности к усвоению и переработке знаний и умений, а также обеспечивает возможность приспособиться к новым условиям, активно их преобразовывать и оценивать свои действия, обобщать свой прошлый опыт, то эмоциональный интеллект определяет способность к самопознанию и эмоциональной саморегуляции, обеспечивая в итоге жизненную и профессиональную успешность людей (Манойлова 2004).

Американские психологи П. Сэловей, Дж. Мей-ер, Д. Карузо рассматривают эмоциональный интеллект как подструктуру социального интеллекта. Они описывают модель эмоционального интеллекта, включающего комплекс следующих способностей: распознавать, различать, понимать чувства и эмоции свои и у других, выражать эти чувства и эмоции и испытывать сопереживание и сочувствие (эмпатию) по отношению к другим людям, управлять эмоциями

оптимизации мыслительных процессов и деятельности.

М. А. Манойлова дает такое определение понятия «эмоциональный интеллект» — «это способность человека к осознанию, принятию и регуляции эмоциональных состояний и чувств других людей и себя самого» (Манойлова 2004, 17). Она отмечает, что в структуре эмоционального интеллекта выделяются два аспекта: внутриличностный и межличностный, или социальный — способность управлять собой и способность управлять отношениями с людьми. Таким образом, мы видим, что эмоциональный интеллект занимает особое место в системе социального функционирования субъекта и выстраивании его отношений в социуме.

Изучение иностранных языков вносит огромный вклад в общее интеллектуальное развитие любого человека; оно не только совершенствует все без исключения психические процессы, но принципиально меняет картину мира в сознании обучаемого. Значение изучения иностранных языков неоднократно рассматривалось в научных исследованиях, поэтому здесь не будем останавливаться на этом. Но вопросы, связанные с формированием эмоционального интеллекта, пока не получили должного освещения. Представляется необходимым в этой связи и на занятиях по иностранному языку учить детей понимать свое эмоциональное состояние, чувства свои и других, воспитывать у детей сочувствие и сопереживание, использовать ситуации, позволяющие детям совместно испытывать положительные эмоции — радость, восторг. Например, изучаемая в дошкольном возрасте тема «Настроения» может стать разделом для проведения такой целенаправленной работы.

Отношения и установки в системе социально-коммуникативного развития

Четвертый модуль в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» затрагивает систему отношений и установок, определяющих поведение человека. В нем идет речь о формировании уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формировании позитивных установок к различным видам труда и творчества; формировании основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Заслуга в определении сущности психологической категории отношений принадлежит

В. Н. Мясищеву. Он одним из первых дал развернутое определение этого понятия: «Психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания» (Мясищев 1957, 143).

Именно работы В. Н. Мясищева ввели в категориальный аппарат психологической науки понятие отношений личности. Впоследствии данное явление рассматривается в его отношении к сознанию, что позволяет более детально определить его особенности. Как отмечает В. П. Позняков, отношения субъекта, составляя одну из сторон сознания, обусловливают «эмоционально окрашенную оценку социальных явлений, выступающих объектами сознания» (Позняков 2013, 168). По его мнению, если когнитивная, познавательная сторона сознания находит свое выражение в знаниях, представлениях, образах, значениях и т. д., то понятие психологических отношений напрямую связано с другой, не менее важной стороной индивидуального и группового сознания — с оценкой объектов и явлений окружающего мира, в соответствии с которыми личность воспроизводит и осуществляет новые отношения, действия и оценки.

Об оценочности как неотъемлемом атрибуте отношений говорит в своем исследовании И. Г. Кокурина. Вне зависимости того, в какой парадигме изучается концепт отношений: субъект-объектной или субъект-субъектной, отношения сходны по своей сути, поскольку в обоих случаях они оценочны. «Особенность оценочных отношений состоит в том, что они целиком и полностью определяются характеристиками самих сравниваемых объектов или субъектов, а отношение играет лишь роль "весов" в оценке значимости их характеристик для того, кто их оценивает. Результатом оценивания происходит выбор индивидом той или иной ценности (человека, группы или вещи) с последующей фиксацией этого выбора в виде социальной установки» (Кокурина 2012).

Б. Ф. Ломов, подчеркивая обусловленность отношений особенностями личности индивида, который выступает в качестве их субъекта и носителя, считал необходимым говорить о субъективно-личностном характере отношений. По его мнению, «термин "отношение" подразумевает не только и не столько объективную связь личности с ее окружением, но прежде

Рис. 1. Структура компонентов образовательной области ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие»

Социально-коммуникативное развитие (ФГОС ДО)

V

Социально-психологические свойства

V

Морально-нравственные нормы

Ценностные ориентации

Установки

<—

V

V

Психологические свойства

Отношения

Когнитивный аспект (знания об объекте

отношений)

Эмоциональный аспект-

оценка

Поведенческий аспект-

готовность к

деятельности, поведению, общению

V

Интеллект

Социальный интеллект

Эмоциональный интеллект

V

Деятельность (поведение, общение)

всего ее субъективную позицию в этом окружении. "Отношение" здесь включает момент оценки, выражает пристрастность личности» (Ломов 1984, 326).

Будучи неотъемлемой составляющей психической жизни человека, отношения, по мнению автора, образуют не столько сумму субъективных позиций и оценок, но многокомпонентное «субъективное пространство» отношений, которое включает в себя отношение к труду, собственности, другим людям и т. д. При этом субъективное пространство отношений субъекта может не совпадать с пространством общественных отношений, в которое личность включена объективно (Позняков 2013). Именно это имеет место в обучении, когда при взаимодействии педагога и обучаемых происходит некоторое выравнивание индивидуальных знаний и отношений. Собственно, само существование и развитие человеческого общества зависит от овладения системой общественно значимых

отношений в процессе передачи и усвоения социально-исторического опыта. Неслучайно в педагогике утверждается постулат о ценностных отношениях как содержательной основе современного воспитания (Савинова 2019).

Подводя итоги, можно сказать, что в целом структура образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» представляется следующим образом.

Очевидна тесная взаимосвязь всех компонентов, представленных на схеме, однако в большей степени прослеживается взаимосвязь интеллекта (социального и эмоционального) и эмоционально-оценочного компонента отношений, а также ценностных ориентации и установок. Это позволяет говорить о необходимости дальнейшего исследования вопросов, связанных с путями реализации задач образовательной области «социально-коммуникативное развитие» и определения эмоционально-ценностной составляющей образовательного

процесса обучения иностранным языкам. Как отмечает М. Г. Яновская, «без эмоционально-ценностной составляющей трудно отказаться от консервативного представления об образовательном процессе, втиснутом в узкие рамки ЗУНов и переориентироваться на широкий контекст образования, культуры, духовности, нравственности» (Яновская 2009, 126).

Думается, что развитие ценностных ориентаций у дошкольников, развитие эмоционального интеллекта и создание эмоционально-благоприятной атмосферы взаимодействия на занятии по иностранному языку будет способствовать нравственному воспитанию личности ребенка и позволит более успешно реализовать образовательный потенциал методической науки.

Литература

Карташова, В. Н., Амбеталь, А. В. (2014) К вопросу о формировании ценностно-смысловой сферы личности в дошкольном возрасте. Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки, № 18 (37), с. 61-68.

Кокурина, И. Г. (2012) «Отношение» как фундаментальная категория социальной психологии в анализе мотивации совместной деятельности. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, № 1, с. 29-40.

Ломов, Б. Ф. (1984) Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 444 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Манойлова, М. А. (2004) Развитие эмоционального интеллекта будущих педагогов. Псков: ПГПИ, 60 с.

Мясищев, В. Н. (1957) Проблема отношений человека и ее место в психологии. Вопросы психологии, № 5, с. 142-155.

Позняков, В. П. (2013) Психологические отношения субъектов совместной жизнедеятельности. Знание. Понимание. Умение, № 1, с. 167-174.

Поликанова, Е. П. (2014) Моральные ценности и их роль в современном обществе. Философия и общество, № 3 (75), с. 131-140.

Савинова, Л. Ю. (2019) Трудности диагностики эмоционально-оценочного компонента ценностных отношений младших школьников. Комплексные исследования детства, т. 1, № 1, с. 57-64. DOI: 10.33910/2687-02232019-1-1-57-64

Стрижов, Е. Ю. (2009) Моральные и универсальные ценности в системе нравственной надежности личности. Вестник ТГПУ, вып. 1 (79), с. 84-88.

Трубайчук, Л. В. (2015) Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста. Вестник Челябинского государственного педагогического университета, № 6, с. 85-91.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения 20.09.2019).

Яновская, М. Г. (2009) Эмоционально-ценностный подход в образовательном процессе. Вестник Вятского государственного гуманитарного университета, № 4-1, с. 117-126.

References

Kartashova, V. N., Ambetal, A. V. (2014) K voprosu o formirovanii tsennostno-smyslovoj sfery lichnosti v doshkol'nom vozraste [To the question of value-semantic sphere formation of the preschool age individual]. Vestnik Vladimirskogo gosudarstvennogo universiteta im. Aleksandra Grigor'evicha i Nikolaya Grigor'evicha Stoletovykh — Bulletin of Vladimir State University named after A. G. and N. G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences, no. 18 (37), pp. 61-68. (In Russian)

Kokurina, I. G. (2012) "Otnoshenie" kak fundamental'naya kategoriya sotsial'noj psihologii v analize motivatsii sovmestnoj deyatel'nosti ["Attitude" as a fundamental category of social psychology in the analysis of motivation for joint activities]. VestnikMoskovskogo universiteta. Seriya 14: Psikhologiya — Moscow University Psychology Bulletin, no. 1, pp. 29-40. [Online]. Available at: http://msupsyj.ru/articles/detail.php?article=2273 (accessed 19.09.2019). (In Russian)

Lomov, B. F. (1984) Metodologicheskie i teoreticheskieproblemypsikhologii [Methodological and theoretical problems of psychology]. Moscow: Nauka Publ., 444 p. (In Russian)

Manojlova, M. A. (2004) Razvitie emotsional'nogo intellekta budushchikh pedagogov [The development of emotional intelligence of future teachers]. Pskov: Pskov State Pedagogical Institute Publ., 60 p. (In Russian)

Myasishchev, V. N. (1957) Problema otnoshenij cheloveka i ee mesto v psikhologii [The problem of human relations and its place in psychology]. Voprosypsikhologii, no. 5, pp. 142-155. (In Russian)

Poznyakov, V. P. (2013) Psikhologicheskie otnosheniya sub'ektov sovmestnoj zhiznedeyatel'nosti [The psychological attitudes of the subjects of joint activity]. Znanie. Ponimanie. Umenie — Knowledge. Understanding. Skill, no. 1, pp. 167-174. (In Russian)

Polikanova, E. P. (2014) Moral'nye tsennosti i ikh rol' v sovremennom obshchestve [Moral values and their role

in modern society]. Filosofiya i obshchestvo — Philosophy and Society, no. 3 (75), pp. 131-140. (In Russian) Savinova, L. Yu. (2019) Trudnosti diagnostiki emotsional'no-otsenochnogo komponenta tsennostnykh otnoshenij mladshikh shkol'nikov [Difficulties in diagnosing the emotional-evaluative component of primary schoolchildren's value-based attitudes]. Kompleksnye issledovaniya detstva — Comprehensive Child Studies, vol. 1, no. 1, pp. 57-64. DOI: 10.33910/2687-0223-2019-1-1-57-64 (In Russian) Strizhov, E. Yu. (2009) Moral'nye i universal'nye tsennosti v sisteme nravstvennoj nadezhnosti lichnosti [Moral and universal values in the system of moral reliability of an individual]. Vestnik TGPU — Tomsk State Pedagogical University Bulletin, no. 1 (79), pp. 84-88. (In Russian) Trubaychuk, L. V. (2015) Sotsial'no-kommunikativnoe razvite detej doshkol'nogo vozrasta [Sociocommunicative development of preshoolers]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta — Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University, no. 6, pp. 85-91. (In Russian) Federal'nyjgosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovaniya [Federal State Educational Standard

for Preschool Education]. [Online]. Available at: https://fgos.ru/ (accessed 20.09.2019). (In Russian) Yanovskaya, M. G. (2009) Emotsional'no-tsennostnyj podkhod v obrazovatel'nom protsesse [Emotional-evaluative approach in the process of education]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta — Bulletin of Vyatka State Humanitarian University, no. 4-1, pp. 117-126. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.