К. Ю. Солдатенко
Организация коммуникативной деятельности старших дошкольников в процессе иноязычного образования
В статье обоснована проблема организации коммуникативной деятельности старших дошкольников в процессе раннего иноязычного образования. Различные формы коммуникативной деятельности детей могут быть органично включены в образовательную деятельность на занятиях по английскому языку, обогащая процесс обучения коммуникативным и этнолингвистическим содержанием. В модернизации дошкольного образования процесс изучения иностранного языка, построенный на коммуникативной основе, имеет огромное значение и способствует становлению способности ребенка к межкультурному и межнациональному общению, а также его личностному развитию, как нравственного и ответственного гражданина нашей страны. Автор описывает основные формы и принципы работы педагога английского языка в условиях детского сада, приводит примеры видов работы с дошкольниками на занятиях по английскому языку, которые могут быть реализованы как педагогом, так и родителями.
Ключевые слова: раннее иноязычное образование, интеллектуальное развитие, межкультурное общение, деятельностный тип обучения иностранному языку, коммуникативная деятельность.
Organization of communicative activity of the senior preschool children in the process of foreign language education
Soldatenko Kseniya,
Pedagogue of the Preschool establishment #13 (Likino-Dulevo, Russia)
In the article the problem of the organization of communicative activity of the senior preschool children in the process of early foreign language education is presented. Various forms of communicative activity of children can be organically included in the educational activities in the classroom during foreign language acquisition, enriching the learning process with communicative and ethno-linguistic content. In preschool education modernization the process of foreign language learning, built on the basis of communication, is of great importance and contributes to a child's ability to intercultural and international communication, as well as for his/her personal development as moral and responsible citizen. The author describes the basic forms and principles of the English language teaching in preschool and gives examples of the types of work with preschool children in the classroom in English, which can be implemented by teachers and parent.
Keywords: early foreign language education, intellectual development, intercultural communication, communicative activity.
Солдатенко Ксения Юрьевна - аспирант Московского государственного гуманитарного института кафедры педагогики начального и дошкольного образования (г. Орехово-Зуево), воспитатель муниципального бюджетного дошкольного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад №13 «Тополек» (г. Ликино-Дулево, Московская область, Россия)
В современном мире существует проблема повышения уровня освоения иностранного языка и выхода его в межкультурное общение. В условиях модернизации российского образования огромное значение приобретает изучение иностранного языка в дошкольном возрасте.
Изучение иностранного языка - это открытие необычного и интересного мира для ребенка. Эффективность обучения зависит от многих факторов, в том числе и от остроты восприятия дошкольником этого нового мира, физической и эмоциональной активности ребенка.
Занятия по английскому языку в детском саду являются подготовительным этапом иноязычного образования, который позволяет дошкольникам в устной форме представлять на иностранном языке не только зарубежную, но и родную культуру, в том числе с использованием инновационных коммуникационных технологий обучения.
Помимо этого, ознакомление в кружке английского языка с доступными образцами зарубежного фольклора, выражение своего отношения к литературным героям, участие в ролевых играх способствуют становлению старших дошкольников как членов гражданского общества.
«Качественное иноязычное образование является в настоящее время одним из приоритетов как государства, так и общества». (Никитенко, 2011).
В исследованиях, посвященных раннему иноязычному образованию, раскрываются идеи познавательного, развивающего, воспитательного и учебного аспекта данного процесса (Е.И. Пассов, Е.Н. Землянская, С.Н. Цейтлин, М.Б. Елисеева, А.А. Залевская, Н.Д. Гальскова, М.З. Биболетова, З.Н. Никитенко и др.).
Воспитание в процессе дошкольного иноязычного образования - это процесс обретения ребенком нравственных качеств и ценностей, необходимых для диалога культур на иностранном (например, английском) языке.
Интеллектуальное развитие старших дошкольников включает в себя развитие когнитивных, иноязычных речевых способностей, рефлексии, мотивации и интереса к новому языку и новой культуре.
Результатом раннего иноязычного образования является личность ребенка как интегра-тивная совокупность качеств, ценностных ори-ентаций и способностей, сформировавшихся в процессе образовательной деятельности и определяющих его готовность к успешному продолжению изучения иностранного языка в начальной школе и в межкультурном общении.
За последние десятилетия понятие «коммуникативный» стало наиболее частотным и современным, так как коммуникативность -основа для построения образовательного процесса, особенно с детьми дошкольного возраста.
Иноязычное образование, построенное на коммуникативной основе, представляет собой деятельностный тип обучения иностранному языку (схема №1), который включает в себя активность педагога, детей и образовательного пространства дошкольной организации (Е.И. Пассов, З.Н. Никитенко, И.Л. Бим, Н.Д. Тарева, Е.Г. Гальскова, Н.И. Гез, Е.И. Негневицкая и др.).
В рамках дополнительной программы педагог иностранного языка помогает старшим дошкольникам овладеть способами речевого общения, поэтому в образовательном пространстве детского сада организация коммуникативной деятельности детей имеет огромное значение.
Согласно федеральному государственному стандарту дошкольного образования коммуникативная деятельность - это «форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным партнером по общению, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» (Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах, 2014).
Схема №1. Деятельностный тип обучения иностранному языку
Таблица №1. Формы коммуникативной деятельности в процессе обучения иностранному языку
Формы коммуникативной деятельности
Непосредственно образовательная коммуникативная Самостоятельная
деятельность коммуникативная
деятельность детей
- чтение художественной литературы на иностранном языке; - сюжетно-ролевая игра;
- решение проблемных ситуаций; - подвижная игра с текстом;
- общение педагога с детьми на иностранном языке; - игровое общение;
- обсуждение; - хороводная игра с пением;
- рассказ; - игра-драматизация;
- беседа; - прослушивание художествен-
- разыгрывание коммуникативных ситуаций, диалогов; ных произведений, рифмовок,
- словесная игра на прогулке; скороговорок и отгадывание
- дидактическая игра; загадок;
- интегративная деятельность; - дидактическая игра;
- игра-драматизация; - выполнение творческих, про-
- показ и драматизация настольного театра; ектных заданий (коллективных
- разучивание стихотворений, рифмовок, скороговорок; в группе детского сада и само-
- просмотр и обсуждение мультфильмов, презентаций на английском языке; стоятельных с помощью педаго-
- театрализованная игра; га и родителей);
- режиссерская игра; - работа с аудио/видео
- творческие игры (игры с игрушками, картинками); материалом;
- работа с карточками, игрушками, картинками; - прослушивание и пение песен
- прослушивание и пение песен на английском языке; на английском языке;
- игры с пением на английском языке; - коллективная творческая
- упражнения в освоении танцевальных движений под песенки на английском работа;
языке; - общение детей друг с другом;
- рисование, раскрашивание с проговариванием английской лексики; - самостоятельная коммуника-
- работа с магнитной английской азбукой; тивная деятельность детей
- выполнение занимательных заданий; в домашних условиях.
- проектная деятельность;
- викторины, конкурсы, КВНы, открытые вечера, праздники и пр.
Реализация «деятельностного» обучения включает в себя организацию многообразия форм коммуникативной деятельности, обеспечивающих социальную и образовательную успешность ребенка в течение всего периода дошкольного детства.
Рассмотрим соотношение форм коммуникативной деятельности на примере изучения английского языка в условиях дошкольной организации (таблица №1).
В процессе коммуникативной деятельности на занятиях по иностранному языку приоритетом является личность старшего дошкольника, его нравственность и интеллект, проявляющиеся в становлении его способности к межкультурному общению (т.е. его коммуникативной компетентности).
Также немаловажным является подготовка и отношение педагога к процессу обучения детей. Мы выделили основные принципы организации преподавателем коммуникативной деятельности старших дошкольников:
1. Обеспечение активной иноязычной практики. В содержание занятий включается работа по активизации словаря - освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение. Тем самым, у старших дошкольников расширяется лингвистический кругозор - ребенок получает общее представление о строе английского языка и его основных отличиях от родного.
2. Развитие языкового «чутья» (языковой способности). Изучение иностранного языка предполагает формирование способности к слуховой дифференциации английских звуков и слов, постановку и решение коммуникативной задачи, адекватное использование средств общения, соблюдение речевого этикета.
3. Формирование элементарного осознания явлений иностранного языка включает в себя различение звука и слова, нахождение места звука в слове, т.е. в процессе обучения
иностранному языку осуществляется воспитание звуковой культуры речи ребенка, а именно развитие восприятия иноязычных звуков и произношения.
4. Взаимосвязь работы над различными сторонами иноязычной речи: изучение дошкольниками фонетики, английского алфавита (графики, каллиграфии), лексики, а также грамматических элементов в области системного, частично морфологического и синтаксического строения иноязычной речи.
5. Обогащение мотивации иноязычной речевой деятельности. В процессе изучения нового для детей языка осуществляется установление и закрепление положительной мотивации и учебно-познавательного интереса к английскому языку благодаря использованию педагогом занимательных методов и форм организации работы.
6. Взаимосвязь сенсорного, умственного и речевого развития. Занятия по английскому языку предполагают освоение мира вещей как предметов человеческой культуры и форм позитивного общения с людьми; развитие половой идентификации, постепенное формирование позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
В процессе образовательной деятельности по иностранному языку педагог находится в активном коммуникативном взаимодействии с дошкольниками, направляя речь детей и используя такие формы работы, как:
- Диалог/ дискуссия. Педагог организует обсуждение игры, занимательного задания, определенной темы или проблемы занятия, направляя и формулируя реплики детей.
- Беседа. Педагог предъявляет и разъясняет новый иноязычный материал, затем дошкольники отвечают на вопросы педагога, свободно высказывая свою точку зрения.
- Опрос. Педагог формулирует и задает вопросы, оценивает ответы детей. Не исключается разъяснение непонятных для ребят моментов.
- Тренинг. Педагог формирует у детей коммуникативные способности через систему дидактических игр и заданий.
- Командная работа. Педагог формирует команды из ребят, проводит игры, конкурсы, викторины и т.п., направленные на усвоение иноязычного материала, организуя коммуникативную деятельность в каждой из
команд.
- Проектная/поисковая деятельность.
Педагог формирует поисковые группы детей для выполнения прикладного проекта на поставленную тему. Далее организует работу как среди детей, так и их родителей, оказывая помощь в поиске, оформлении и подаче материала.
- Игровая деятельность. Коммуникативное воздействие в дошкольном возрасте основано на использовании педагогом системы дидактических игр с элементами сюжетно-ролевых.
Далее рассмотрим виды работы с дошкольниками на занятиях по английскому языку, которые могут быть реализованы как педагогом, так и родителями:
1) «Наши увлечения»
Совместная деятельность: ребята в домашних условиях готовят материал (вырезки из журналов, фотографии, рисунки), иллюстрирующий их интересы. Затем оформляют работу на листе цветного картона.
Коммуникативная деятельность: рассказ о любимом времени года, городе, игрушке и т.д. - повторение определенных лексических единиц английского языка, систематизация знаний по различным темам.
2) «Музей народной культуры»
Совместная деятельность: педагог английского языка, дети и родители анализируют информацию исторического характера (историю чаепития, колыбельных песен, одежды и др.), составляют небольшие рассказы, диалоги, оформляют стенгазету или стенд с рисунками, работами и высказываниями ребят.
Коммуникативная деятельность: рассказы, диалоги на иностранном языке, изучение лексических конструкций.
3) «Красная книга»
Совместная деятельность: коллективное создание книги из рисунков редких, исчезающих видов растений, животных, птиц.
Коммуникативная деятельность: обсуждение, беседа, игры о животных, птицах, например:
- Игра «Телепередача». Дети рассказывают «по телевизору» о своих животных, используя конструкцию «I have got...».
- Игра «Лисичка». Водящий - Лиса спит в углу на стульчике. Дети приближаются к ней, декламируя начало рифмовки: «Foxy, Foxy, let us play!» Лиса, просыпаясь, отвечает: «I am hungry! Run away!» При этом Лиса вскакивает
и бежит, стараясь догнать кого-либо из детей. Ребенок, которого она коснется рукой, становится водящим.
- Игра «Найди животное». Педагог показывает детям картинку с изображением животных. Дети находят зверей, используя выражение «I see.».
- Игра «Угадай». Водящий произносит название животного на английском языке, а дети находят его из нескольких картинок.
4) «Игра-путешествие»
Это может быть путешествие в подводный мир, мир леса, город будущего, по сказкам, в Англию, Австралию и т.д.
Коммуникативная деятельность: дошкольники делятся на команды, выполняют занимательные задания и находят выход из проблемных ситуаций, используя изученный лексический материал.
Совместная деятельность: конкурсы, игры, эстафеты, песни, викторины, например:
- Игра «Путешествие». Педагог знакомит ребят с географической картой Британских островов, с символикой стран, входящих в состав Великобритании, с понятием «столица» (рассказ о Лондоне). Для достижения лучшего запоминания материала можно обогатить его выполнением аппликации: королевский дворец, флаги. Можно вырезать из бумаги кораблик, который будет «ходить» по морям и проливам.
5) «Летний, осенний, зимний, весенний вернисаж»
Совместная деятельность: создание выставки фотографий, картин, рисунков детей, дидактические игры.
Коммуникативная деятельность: каждый ребенок рассказывает на английском языке о своем любимом времени года и его особенностях. Педагог организует ситуативные беседы, диалоги, подбирает тематические стихи, рифмовки, игры, например:
- Игра «Happy birthday!». Дети называют, в какое время года у них день рождения. Затем разбиваются на пары и поздравляют друг друга с днем рождения («Happy birthday, Sasha»). Можно дать домашнее задание: помочь маме составить меню на свой день рождения, чтобы все друзья остались довольны (меню дети красиво оформляют с помощью педагога и родителей, называют блюда по-английски).
6) «Веселые пазлы»
Совместная деятельность: педагог английского языка предлагает детям (самостоятельно
или с помощью взрослых) нарисовать или раскрасить картинку, наклеить ее на картон и разрезать на несколько частей.
Коммуникативная деятельность: в течение данного процесса повторяются иноязычные лексические единицы, соответствующие картинке.
Мозаики могут использоваться и в самостоятельных играх детей, например:
- Игра «Кто где живет?». На стене висят картины с пейзажами леса, фермы, джунглей. Педагог показывает детям картинку животного, а ребята называют его по-английски и приклеивают к картине - месту его обитания (Duck, go to the farm. Fox, go to the forest. Tiger, go to the jungle).
7) «Тематический КВН»
Коммуникативная деятельность: закрепление изученной лексики английского языка, совершенствование коммуникативных умений и навыков.
Совместная деятельность: педагог, дети и родители заранее разрабатывают конкурсы, инсценировки, декорации, костюмы. Дошкольники делятся на команды, выбирают капитанов, составляют девиз и выполняют занимательные задания, например:
- Игра «Угадай-ка». Дети срывают с нарисованного дерева листочки, которые с обратной стороны раскрашены в те или иные цвета. Ребята поворачивают листочек и называют его цвет по-английски.
- Игра «Путаница». Ночью ветер перепутал таблички на клетках зоопарка или в магазине на продуктах. Детям необходимо «навести порядок», правильно называя слова по-английски.
- Игра «Большие следы». На полу разложены бумажные следы с изображением цифр, сначала в порядке возрастания, затем вразброс. Дети идут по следам, называя цифру, на которую наступают.
- Игра «Угадай и спляши». Под музыку дети двигают той частью тела, которую по-английски называет ведущий.
8) «Игры-драматизации по сказкам»
Совместная и коммуникативная деятельность: игры-драматизации по сказкам осуществляются поэтапно. Сначала преподаватель рассказывает или читает детям сказку с показом картин, иллюстраций. Затем дошкольникам предлагается назвать знакомые, услышанные в сказке, слова. После повторного чтения между ребятами распределяются роли. Далее разучиваются отдельные сценки
сказки и, после прочного усвоения содержания детьми, осуществляется ее драматизация. При этом участники меняются ролями, чтобы каждый ребенок усвоил лексику сказки. На этапе закрепления педагог может использовать такие игры, как:
- Игра «Сказочные герои». Дети фантазируют от имени сказочных героев (Буратино, Карлсон, Красная Шапочка и др.) - кем они хотят быть, используя структуру «I want to be...».
- Игра «Хорошо ли ты знаешь сказки?». Педагог располагает на столе несколько картинок / портретов героев английских сказок. Ребенок выбирает одного из них и рассказывает про него («I have got.»).
9) «Оригами»
Совместная деятельность: организация педагогом коллажа детских работ оригами - любимые игрушки ребят, животные, сделанные из бумаги, а также целые сценки с персонажами, которые в процессе работы оживают и говорят на английском языке, что делает обучение интересным и занимательным.
Коммуникативная деятельность: рассказы, высказывания, заучивание лексических конструкций, диалоги детей о проделанной работе.
10) «Театр» (теневой, настольный, магнитный, пальчиковый, марионеток, игрушек и т.д.)
Совместная деятельность: народные, авторские и интернациональные сказки демонстрируются целиком или фрагментами.
Коммуникативная деятельность: рассказы, диалоги, беседы, игры, такие как:
- Игра «Лесные звери». Дети «превращаются» в лесных зверей и «веселятся на полянке». Ведущий называет по-английски животное, которое крадется к полянке. Если это хищник - дети кричат «Go away!», а если доброе животное, травоядное - кричат «Come here!».
- Игра «Чей голос?». Ребята по очереди воспроизводят звуки животных и отгадывают название животного по этому звуку, используя конструкцию: «It is a cat».
- Игра «Веселые превращения». Ведущий называет животное, а ребенок его изображает и, например, здоровается с остальными (Hello! I am a fox!). Можно использовать маски жи вотных.
Исходя из вышесказанного, совершенно очевидно, что различные формы коммуникативной деятельности детей могут
быть органично включены в образовательную деятельность на занятиях по английскому языку, обогащая процесс обучения коммуникативным и этнолингвистическим содержанием.
Таким образом, в модернизации дошкольного образования процесс изучения иностранного языка, построенный на коммуникативной основе, имеет огромное значение и способствует становлению способности ребенка к межкультурному и межнациональному общению, а также для его личностного развития, как нравственного и ответственного гражданина нашей страны. ■
Литература
1. Астафьева МД. Праздники для детей, изучающих английский язык. Сборник сценариев праздников для детей 6-7 лет. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. - 72 с.
2. Биболетова М.З. Концепция учебного предмета «Иностранный язык» / М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, А.В. Щепилова // Иностранные языки в школе. - 2013. -№9. - С. 2-9.
3. Землянская Е.Н. Инновации и традиции в начальном образовании: Сборник материалов Межвузовской научно-практической конференции молодых ученых 15-22 декабря 2011 года. - Вып. 2. - М.: МПГУ, 2012. - 74 с.
4. Козлова СА. Эффективная коммуникация как средство реализации деятельнос-тного подхода в процессе обучения (опыт образовательной системы «Школа 2100») / С. А. Козлова // Начальная школа плюс До и После. - 2014. - №4. - С. 59.
5. Никитенко З.Н. Концептуальные основы развивающего иноязычного образования в начальной школе: Монография. -М.: МПГУ, 2011. - 192 с.
6. Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Обучение дошкольников иностранному языку. Программа «Little by little». - М.: ИД «Карапуз» - ТЦ «Сфера», 2009. - 80 с.
7. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах // Под общ. ред. М. Е. Верховкиной, А. Н. Атаровой. - СПб.: КАРО, 2014. - 112 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - М.: Центр педагогического образования, 2014. - 32 с.
Статья поступила в редакцию 08.02.2015 г.