УДК 372.881.111:373.21 ББК Ч410.241.3=432.1
ГСНТИ 14.23.11
Код ВАК 13.00.02
Громов Артем Глебович,
преподаватель, кафедра делового иностранного языка, Уральский государственный экономический университет;
620144, г. Екатеринбург, ул. 8-е Марта / Народной воли, д. 62/45; e-mail: [email protected]
Казаева Евгения Анатольевна,
доктор педагогических наук, профессор, кафедра психологии образования, Уральский государственный педагогический
университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]
КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: межкультурные коммуникации; коммуникативные компетенции; мотивация обучения; метод проектов; английский язык; педагогическая режиссура; дошкольники; начальное обучение английскому языку
АННОТАЦИЯ. Социальная потребность и повышение интереса к изучению иностранного языка в современном обществе обусловили необходимость переоценки и пересмотра ранее сложившихся методов и приемов преподавания этого предмета. При обучении иностранному языку в условиях отсутствия возможности его использования в повседневном общении особенно остро стоят вопросы привлечения культуроведческих компонентов и повышения мотивации к изучению иностранного языка. Предметом исследования данной статьи является реализация культуроведческого подхода к проблеме повышения мотивации к изучению английского языка детей дошкольного возраста. Цель данной статьи - показать один из возможных вариантов реализации культуроведческого подхода к обучению иноязычной коммуникативной компетенции дошкольников. В статье рассматриваются основные направления, в рамках которых изучаются различные аспекты интеграции языка и культуры. Авторы анализируют особенности мотивационной сферы дошкольников, дают характеристику метода проектов как многоцелевой и многофункциональной технологии. В качестве эффективной технологии рассмотрен пример применения метода проектов, обогащенного культуроведче-скими средствами и приемами педагогической режиссуры с применением моделей, соответствующих интересам дошкольников. Рекомендации, представленные в статье, могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных учреждений при организации учебного процесса и при конструировании проектов для дошкольников.
Gromov Artem Glebovich,
Lecturer, Department of Business Foreign Languages, Ural State University of Economics, 620144, Ekaterinburg, Russia.
Kazaeva Evgeniya Anatolyevna,
Doctor of Pedagogy, Professor, Department Educational Psychology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
CULTURAL ASPECT OF INCREASING PRESCHOOL CHILDREN'S MOTIVATION FOR ENGLISH LEARNING
KEY WORDS: intercultural communication; communicative competence; motivation to study; method of projects; English; pedagogical direction; preschool age; English for children.
ABSTRACT. Social demand and the increasing interest in the study of a foreign language in modern society determined the need for reassessment and revision of the previously established methods and techniques of teaching. When learning a foreign language in the absence of the possibility to use it in everyday life, particularly important are the issues of involving cultural components and enhancing the motivation to learn. The research subject is to implement the cultural approach to the problem of preschool children's motivation for learning English. The purpose of this article is to show one of the ways of cultural approach implementation to teaching preschool children foreign language communicative competence. The article analyzes various aspects of integration of language and culture, the peculiarities of motivational sphere of preschool children and characteristics of the project method as a multi-purpose and multi-functional technology. As an example of efficient technology we chose the method of projects, enriched by cultural tools and techniques to meet the interests of preschoolers. The advice given in the article can be used by teachers of preschool educational institutions during the educational process and in designing projects for preschoolers.
Те
^енденции развития современного информационного общества, обилие иностранной терминологии в русском языке, публикация большого количества научных трудов на английском языке, а также необходимость его использования как языка международного общения в коммуникативной и профессиональной деятельности нашли свое отражение в необходимости
трансформации системы обучения иностранному языку с самого раннего возраста.
С учетом высокой потребности общества в раннем иноязычном образовании должны развиваться и педагогические технологии обучения английскому языку детей дошкольного возраста. Поиск новой модели должен осуществляться с учетом следующих факторов: глобализации и интеграции мирового
© Громов А. Г., Казаева Е. А., 2017
хозяйства и экономики, сверхбыстрого развития интернет-технологий, роста межнациональных контактов на профессиональном и личностном уровне. Это в свою очередь обусловило необходимость формирования и развития навыков работы в сотрудничестве, готовности к межкультурной коммуникации, способности к эмпатии по отношению к другой культуре в современном мире, отягощенном расовыми, межэтническими и религиозными конфликтами.
При встрече с носителями изучаемого языка часто возникают негативные реакции, вызванные неприятием другой культуры и защитой идеи собственного культурного превосходства. Поэтому воспитание толерантного и уважительного отношения к ценностям представителей другой национальности, формирование таких качеств, как готовность понять и принять чужую культуру, доброжелательность, открытость, а также развитие навыков и умений выступать в качестве субъекта диалога культур становится важной задачей современного педагога.
В настоящее время возникла необходимость переосмысления существующих и поиска новых интегрально-культуроведческих подходов к обучению английскому языку. Многофункциональность и деятельностный характер учебного предмета «Английский язык» позволяют при его изучении не ограничиваться узким объемом знаний только языка, а использовать весь спектр жизненных ситуаций и проблем в сочетании со знанием культуры, истории, этнических особенностей страны изучаемого языка, этики межкультурных контактов, что может также способствовать повышению познавательной мотивации дошкольников.
Интеграция культуроведческой компоненты с программой изучения английского языка требует усовершенствования существующих и разработки новых методических, лингводидактических, психолого-педагогических основ социокультурного гуманистически ориентированного обучения английскому языку детей дошкольного возраста, так как именно в этот период одновременно с процессом социализации и адаптации в обществе закладываются основы толерантности, понимания, доброжелательности к представителям других культур. Однако в существующей педагогической практике ощущается недостаточная теоретическая и методологическая разработанность проблемы интеграции языка и культуры в раннем иноязычном обучении.
Актуальность темы статьи определяют как социальная значимость формирования культуроведческой компетенции, так и
практическая необходимость усовершенствования и обогащения методов и приемов раннего обучения английскому языку средствами культуроведения с целью формирования устойчивой познавательной мотивации к его изучению. Необходимость решения этой проблемы обусловила цель написания данной статьи.
В педагогике идея интеграции культуры и образования не является новой. В настоящее время большое распространение получило не только культуроведение, отражающее совокупность сведений о культуре страны изучаемого языка, необходимых для осуществления речевой коммуникации, но и ряд других направлений, изучающих различные аспекты интеграции языка и культуры: лингвокультурология (язык изучается как феномен культуры - В. А. Маслова, З. К. Сабитова и др.), лингвострановедение (изучает языковые единицы с национально-культурным компонентом значения -Е. М. Верещагин, Е. В. Михайлова, Н. М. Родина, В. Г. Костомаров и др.), этнолингвистика (изучает связь языка с народной культурой, традициями, обычаями: В. Гумбольдт, А. А. Потебня и др.), этнопсихо-лингвистика (изучает этнические и психологические особенности людей, национальные стереотипы поведения, этикет отдельных народов - Л. С. Выготский и др.), линг-вокультурная лексикография (составление лингвострановедческих словарей и т. д. -А. Р. Рум, Г. Д. Томахин) и др.
Теоретической разработке данных подходов, а также их применению в педагогической практике посвящено большое количество исследований отечественных и зарубежных авторов, в трудах которых рассматривается как использование данных подходов в воспитательных целях и в процессе обучения в целом, так и в изучении английского языка в частности.
Воспитание толерантности через развитие культуры межнационального общения рассматривали в своих трудах Т. Г. Жа-воронкова, С. В. Геркушенко, Л. С. Ядри-хинская и др.; к проблемам приобщения дошкольников к культуре других народов обращались О. А. Михалькова, Г. Ю. Тю-тюнникова, С. В. Зудилина и др.
Н. К. Гаранина рекомендует приобщать дошкольников к народной культуре разных народов средствами декоративно-прикладного искусства [3], М. В. Степанова - посредством дидактической игры [12], К. Д. Шишкина - средствами театрализованной деятельности [15], П. В. Сысоев, М. Н. Евстигнеев предлагают при обучении английскому языку использовать интернет-технологии, содержащие материалы куль-туроведения [13], Л. В. Кудрявцева - теле-
коммуникационные проекты [5]. Н. М. Родина одним из ключевых аспектов в изучении иностранного языка считает лингвост-рановедение [8], В. А. Маслова, З. К. Сабитова - лингвокультурологию [6; 10], В. В. Сафонова - страноведческое культуро-ведение как основу социокультурного образования [11]. В работах этих авторов разнообразны не только цели, достижение которых планируется в результате взаимодействия культуры и образования, но и технологии, в которые внедряется культуровед-ческий аспект.
Однако влияние применения культурологического аспекта в образовательном процессе на формирование познавательной мотивации к изучению английского языка детей старшего дошкольного возраста, на наш взгляд, рассмотрено недостаточно, хотя для педагогической практики проблема мотивации представляет несомненный интерес. В. И. Рябова потребности, ценностные ориентиры и мотивацию выделяет в отдельную составляющую при оценке готовности детей к межкультурной коммуникации [9, с. 199].
Очевидно, что потребности, ценностные ориентиры, интересы как составляющие мотивационной сферы различны на разных этапах возрастного развития. Старший дошкольный возраст характеризуется тягой к творчеству, к новым видам деятельности [2]. В этом возрасте ребенок испытывает необходимость в признании взрослых и сверстников, в связи с этим очень развит соревновательный мотив. Л. И. Божович отмечает, что «в этот период развития дети начинают мечтать о школе и выражают желание учиться» [1, с. 176]. У детей старшего дошкольного возраста появляются такие качества мышления, как широта, критичность, рациональность. Познавательный интерес возникает из потребности во внешних впечатлениях, насыщения сформировавшегося опыта дошкольника новыми сведениями об окружающем мире, а формирование интереса активнее происходит в процессе деятельности.
В настоящее время в педагогической теории и практике существует множество подходов к раннему обучению иностранному языку. В данной статье в качестве одного из способов повышения познавательной мотивации к иноязычному образованию нами рассматривается применение метода проектов, обогащенного культуроведчески-ми средствами. Безусловно, культуроведче-ский аспект может использоваться во многих педагогических технологиях. Наш выбор в пользу проектной технологии обусловлен ее многоцелевой, многофункциональной направленностью и важностью ее
интегрирования в образовательный процесс дошкольников, т. к. приобретенные в ходе реализации проекта навыки пригодятся в будущей учебе в школе. Психологическими предпосылками успешного применения этого метода в обучении английскому языку детей старшего дошкольного возраста являются новообразования данного возрастного периода, связанные с возникновением интереса к исследовательской деятельности, а также активный характер овладения языковыми и речевыми единицами, которые выступают и как новые свойства предмета и как способ совершения конкретных действий. Кроме того, данный метод создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала ребенка, позволяет развить воображение и фантазию, сформировать внутренний мотив к изучению английского языка, выработать навыки самостоятельной работы и работы в сотрудничестве, которые станут необходимыми в процессе дальнейшего обучения.
Метод проектов на данном возрастном этапе предлагается обогатить использованием культуроведческого материала, отражающего совокупность сведений о культуре страны изучаемого языка, соответствующих интеллектуальным возможностям и особенностям мотивационной сферы дошкольников. Получение новых сведений об окружающем мире даст возможность расширить речевое развитие и спроектировать яркие, интересные как по форме, так и по содержанию занятия. Н. М. Родина отмечает: «Все обучение дошкольников - это только закладывание основ, создание базы, развитие способностей, снятие психологического барьера, и осуществляться оно должно ненасильственными, приятными, занимательными методами» [8, с. 14].
Использование метода проектов с культуроведческим аспектом при обучении английскому языку дошкольников помогает реализовать следующие задачи: образовательные (участники усваивают новые знания как по английскому языку, так и по страноведению), развивающие (в процессе работы над проектом происходит повышение познавательной мотивации, развитие творческих способностей и критического мышления, формируются навыки исследователя), воспитательные (формируются навыки работы в команде, взаимопомощи, толерантности).
Проектной технологии или методу проектов посвящено большое количество исследований отечественных и зарубежных авторов. Характеристика метода проектов, исто-рико-педагогический анализ, методологические аспекты его применения рассмотрены в
трудах Е. С. Полата, М. А. Ступницкой, М. В. Щегленко, О. И. Воинова, И. Б. Игнатова, Л. Н. Сушкова, Н. В. Белоусовой, Н. Ко-четуровой и др. Частные методические аспекты применения проектной технологии при обучении иностранным языкам исследовались М. Ю. Бухаркиной, Н. В. Кор-милиной, Н. Ю. Шугаевой, О. А. Мироновой, Л. И. Палаевой, М. Л. Ростовой и др.
Однако все эти авторы рассматривали применение метода проектов в процессе образования вообще и в обучении английскому языку в частности на более старших этапах возрастного развития. Вопрос использования проектной технологии в практике преподавания английского языка для детей старшего дошкольного возраста проработан недостаточно. При отсутствии теоретической и методологической базы метод проектов при обучении этой возрастной категории детей применяется на практике очень редко и на основе стихийно складывающегося опыта. Отсутствие портфеля проектов с применением культуроведческих средств значительно обедняет педагогическую практику и приводит к стихийному внедрению без предварительной подготовки. А вместе с тем проект с культуроведческим аспектом для дошкольников мог бы послужить наглядно-действенной, предметно-практической, личностно ориентированной и эмоционально насыщенной опорой для повышения познавательной мотивации, приобретения коммуникативной компетенции и ее дальнейшего развития путем применения лингвострановедческих средств в школьном учебном процессе.
Эффективность проектной деятельности с культуроведческим аспектом можно повысить за счет выполнения следующих условий: выбора темы и содержания проекта, соответствующих возрастной мотиваци-онной сфере, постановки реальных и достижимых целей, учета индивидуально-психологических (темперамент), статусных (положение в группе) особенностей ребенка, создания системы поощрения. Учитывая импульсивность детей, трудность сосредоточения длительного внимания на одном виде деятельности, лучше применять короткие проекты, являющиеся отдельными звеньями более масштабного проекта. Особое внимание следует уделить тематике и содержанию проекта. Внимание детей привлекает использование фантастических, приключенческих сюжетов, популярных среди детей сказочных или мультипликационных героев, яркий материал и его неординарная подача. При разработке проекта можно использовать особенно развитые в дошкольном возрасте мотивы: соревновательный мотив, мотив подражания героям,
успешным людям, животным. Дошкольники должны четко представлять цель проекта, достижение которой планируется (например, найти клад, спасти доброго героя от злого и т. д.).
Примером проекта с культуроведче-ским аспектом для дошкольников может послужить проект «Путешествие по волшебной реке», который состоит из пяти отдельных мини-проектов: «Англия», «Индия», «Австралия», «Канада», «США». Если учесть увлеченность дошкольников компьютерными играми, такая структура проекта будет напоминать собой многоуровневую компьютерную игру, в которой переход от одного уровня к другому связан с освоением определенного лексического, грамматического и страноведческого материала. Самый высший уровень - это прибытие в штат Калифорния (США) в «Парк Диснейленд», где состоится бал героев мультипликационных фильмов. Путешествовать по волшебной реке ребенок может самостоятельно, а можно разбить детей на команды.
Каждый мини-проект конструируется на основе определенного сюжета, в котором сочетаются реальный и воображаемый мир, используются различные виды актуальной для ребенка деятельности и типы коммуникативных заданий. Мотивация к познавательной деятельности может быть усилена включением различных соревнований, викторин, конкурсов на знание культуры посещаемых путешественниками стран, на отгадывание культуроведческих загадок, а также театрализацией различных ситуаций.
Результатом таких мини-проектов может стать книжечка, альбом с рисунками дошкольника о стране, которую он посетил, с надписями на английском языке, сделанными с помощью педагога и родителей. Учитывая то, что в настоящее время подавляющее большинство дошкольников уже владеют основными навыками общения с компьютером, результатом проекта может стать выполненная с помощью родителей электронная презентация. Такая организация совместной деятельности родителей и детей является продуктивной и будет способствовать формированию навыков поиска информации в сети интернет и создания презентаций, что пригодится ребенку в процессе дальнейшего обучения.
Прежде чем отправиться в путешествие по волшебной реке, можно изучить флаги англоязычных стран, их расположение на карте мира, освоив лексический материал по темам «Счет», «Цвета», «Стороны света» и т. д.
Для конструирования каждого мини-проекта педагогу необходимо проанализировать и выявить наиболее яркую, интересную и запоминающуюся культуроведческую
информацию и составить сценарий. Так, в мини-проекте «Англия» можно попасть на чаепитие к самой королеве. Но для этого необходимо знать особенности английского чаепития, фразы приветствия, прощания и т. д., а также иметь соответствующий наряд. Много различной одежды может храниться в волшебном сундучке, но для того, чтобы получить определенное платье или костюм, нужно освоить необходимый для его приобретения набор лексических единиц по теме «Одежда». В волшебном сундучке могут быть как национальные костюмы и платья, так и одежда сказочных героев и т. д. Больше всего «знаний» необходимо для получения, например, сказочного платья принцессы или костюма короля Артура. По пути в королевский дворец можно побывать в гостях у Гарри Поттера, где можно освоить отобранную лексику по теме «Волшебная комната» (мебель), а также собрать волшебные предметы, которые понадобятся в дальнейшем путешествии. В данном случае может быть задействован интерес дошкольников к коллекционированию и стремление получить как можно больше волшебных средств. Учитывая интерес детей, проявляемый к животным, стоит заглянуть в гости к Маугли, чтобы познакомиться с природой джунглей. Результат мини-проекта - презентация или книжечка с рисунками о самом понравившемся событии, коллекция собранной одежды, фотографии или рисунки животных и т. д.
В мини-проектах «Австралия» и «Индия» можно продолжить знакомство с животным и растительным миром, временами года, природными явлениями. В качестве результата дошкольник может создать свой собственный нарисованный или интерактивный зоопарк.
В мини-проекте «Канада» можно изучить транспорт, попасть в канадский детский сад или школу. А результатом данного проекта могут стать придуманные и проведенные дошкольниками уроки для малышей, т. к. на данном возрастном этапе дети любят действовать «как взрослые» [4]. По мнению Л. И. Божович, у детей обнаруживается отчетливо выраженное желание заниматься «серьезным» делом, выполнять «ответственные» поручения [1, с. 176].
В мини-проекте «США» путешественникам предстоит встреча с индейцами и ковбоями, которые, для того чтобы проехать по их территории, дают путешественникам различные задания на знание английского языка. Не стоит забывать и про разные преграды в виде спортивных заданий на свежем воздухе.
Педагогу необходимо отобрать языковые единицы с ярко выраженной национально-культурной семантикой: топонимы
(географические названия и т. д.), антропонимы (имена людей, исторических и государственных деятелей и т. д.), этнографические реалии (одежда, пища, транспорт, праздники и т. д.), реалии, связанные с культурой (музыка, загадки, пословицы, сказки, стихи и т. д.), коннотативную и фоновую лексику, доступную по содержанию и соответствующую интересам и возможностям общения детей дошкольного возраста. Также нужно подобрать лексический или грамматический материал, на знание которого будут обмениваться различные волшебные предметы, одежда и т. д., т. е. определить «стоимость» каждого предмета.
Для формирования межкультурной компетенции в содержание проекта необходимо включать диалоговые ситуации (например, коммуникация в школе, в магазине, в гостях и т.д.).
Результатом и кульминационной частью всего проекта может стать бал в парке «Диснейленд», на который дети могут одеть костюмы любимых сказочных героев, пригласить своих родителей и родственников, продемонстрировать подготовленные альбомы, поделки, коллажи, презентации, рассказать выученные стихи, спеть песни, а затем можно организовать чайную церемонию по-английски.
Успешная реализация таких проектов требует от педагога не только больших усилий по подготовке, но и личной заинтересованности, а также навыков владения приемами педагогической режиссуры. Но такой подход к организации проекта будет способствовать повышению познавательной мотивации к изучению английского языка, формированию навыков работы в сотрудничестве, воспитанию толерантности и развитию навыков межкультурной коммуникации.
В заключение необходимо отметить, что при обучении английскому языку детей старшего дошкольного возраста можно и нужно использовать культуроведческие средства. Их использование положительно влияет на формирование познавательной мотивации к изучению английского языка, способствует воспитанию толерантности и развитию навыков межкультурной коммуникации.
Культуроведческий аспект, интегрированный в метод проектов, позволяет сконструировать яркие, эмоционально насыщенные занятия, соответствующие особенностям мотивационной сферы дошкольников, развить творческие способности и воображение, приобрести навыки коммуникативной компетенции и заложить основу для дальнейшего воспитания личности, готовой к конструктивному участию в диалоге культур.
Эффективность проектной деятельно- ческой режиссуры, в качестве приемов кости с культуроведческим аспектом в целях торой можно использовать модели, приме-повышения познавательной мотивации няемые в компьютерных играх и вызываю-дошкольников во многом зависит от выбора щие у детей устойчивый интерес. темы и содержания проекта и от педагоги-
ЛИТЕРАТУРА
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ehb.gnpbu.ru/text/bozhovich_hchnost-i-ee-formirovanie_2008/go,4;fs,0/ (дата обращения: 24.10.2016).
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://portal2l.ru/news/we_recommend.php?ELEMENT_ro=5278 (дата обращения: 28.10.2016).
3. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2010.
4. Коряковцева О. В. Методика обучения английскому языку детей преддошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2010.
5. Кудрявцева Л. В. Использование междисциплинарных телекоммуникационных проектов в обучении иностранному языку: на материале культуроведения США, профильный уровень : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Тамбов, 2007.
6. Маслова В. А. Лингвокультурология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Академия, 2001. - 208 с.
7. Полат Е. С. Метод проектов: история и теория вопроса // Школьные технологии. - 2006. - № 6. -С. 43-47.
8. Родина Н. М., Протасова Е. Ю. Методика обучения дошкольников иностранному языку : учеб. пособие для студ. вузов. - М. : Владос, 2010. - 210 с.
9. Рябова В. И. Оценка готовности детей к межкультурной коммуникации // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - № 2. - Т. II (Психолого-педагогические науки). - С. 198-202.
10. Сабитова З. К. Лингвокультурология : учебник. - М. : ФЛИНТА, 2013. - 524 с.
11. Сафонова В. В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1992.
12. Степанова М. В. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре разных народов посредством дидактической игры : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2012.
13. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Использование новых учебных Интернет-технологий в обучении иностранному языку (на материале культуроведения США) // Вестник Т ГУ. - 2008. - Вып. 2. - С. 363-371.
14. Томахин Г. Д. Теоретические основы лингвострановедения (на материале американизмов английского языка) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1984.
15. Шишкина К. Д. Приобщение к культуре разных народов детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности [Электронный ресурс] // Культура и образование. - Режим доступа: http://vestnik-rzi.ru/2015/03/3450 (дата обращения: 16.10.2016).
REFERENCES
1. Bozhovich L. I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http: //elib.gnpbu.ru/ text/bozhovich_lichnost-i-ee-formirovanie_2008/go,4;fs,0/ (data obrashcheniya: 24.10.2016).
2. Vygotskiy L. S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http: //portal21.ru/news/we_recommend.php?ELEMENT_ID=5278 (data obrashcheniya: 28.10.2016).
3. Garanina N. K. Priobshchenie doshkol'nikov k narodnoy kul'ture sredstvami dekorativno-prikladnogo is-kusstva : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2010.
4. Koryakovtseva O. V. Metodika obucheniya angliyskomu yazyku detey preddoshkol'nogo vozrasta : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2010.
5. Kudryavtseva L. V. Ispol'zovanie mezhdistsiplinarnykh telekommunikatsionnykh proektov v obuchenii inostrannomu yazyku: na materiale kul'turovedeniya SShA, profil'nyy uroven' : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. -Tambov, 2007.
6. Maslova V. A. Lingvokul'turologiya : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy. - M. : Akade-miya, 2001. - 208 s.
7. Polat E. S. Metod proektov: istoriya i teoriya voprosa // Shkol'nye tekhnologii. - 2006. - № 6. - S. 43-47.
8. Rodina N. M., Protasova E. Yu. Metodika obucheniya doshkol'nikov inostrannomu yazyku : ucheb. posobie dlya stud. vuzov. - M. : Vlados, 2010. - 210 s.
9. Ryabova V. I. Otsenka gotovnosti detey k mezhkul'turnoy kommunikatsii // Yaroslavskiy pedagogi-cheskiy vestnik. - 2011. - № 2. - T. II (Psikhologo-pedagogicheskie nauki). - S. 198-202.
10. Sabitova Z. K. Lingvokul'turologiya : uchebnik. - M. : FLINTA, 2013. - 524 s.
11. Safonova V. V. Sotsiokul'turnyy podkhod k obucheniyu inostrannomu yazyku kak spetsial'nosti : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - M., 1992.
12. Stepanova M. V. Priobshchenie detey starshego doshkol'nogo vozrasta k kul'ture raznykh narodov posredstvom didakticheskoy igry : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2012.
13. Sysoev P. V., Evstigneev M. N. Ispol'zovanie novykh uchebnykh Internet-tekhnologiy v obuchenii inostrannomu yazyku (na materiale kul'turovedeniya SShA) / / Vestnik TGU. - 2008. - Vyp. 2. - S. 363-371.
14. Tomakhin G. D. Teoreticheskie osnovy lingvostranovedeniya (na materiale amerikanizmov angliyskogo yazyka) : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - M., 1984.
15. Shishkina ^ D. Priobshchenie k kul'ture raznykh narodov detey doshkol'nogo vozrasta sredstvami teatralizovannoy deyatel'nosti [Elektronnyy resurs] // Kul'tura i obrazovanie. - Rezhim dostupa: http://vestnik-rzi.ru/2015/03/3450 (data obrashcheniya: 16.10.2016).
Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. Н. Н. Васягина.