Научная статья на тему 'Особенности социально-коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста'

Особенности социально-коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
389
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДОШКОЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Перцева Ирина Александровна

В статье раскрывается специфика организации воспитательно-образовательного процесса по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста. Автор делает вывод, что высокий уровень социального и эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста является основой становления гармоничной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности социально-коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста»

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Перцева И.А.

Перцева Ирина Александровна - воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 178, г. Иваново

Аннотация: в статье раскрывается специфика организации воспитательно-образовательного процесса по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста. Автор делает вывод, что высокий уровень социального и эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста является основой становления гармоничной личности.

Ключевые слова: социальный интеллект, эмоциональный интеллект, дошкольный возраст, социально-коммуникативное развитие, взаимодействие, дошкольная организация.

Особенности социально-коммуникативного развития дошкольника является одной из самых важных проблем педагогики. В современных условиях его актуальность возрастает в связи с особенностями социального окружения ребенка, так как наблюдается дефицит доброжелательности, речевой культуры и доброты.

Согласно ФГОС ДО, развитие дошкольника в ДОУ реализуется по пяти направлениям: речевое развитие, художественно-эстетическое, познавательное, физическое и социально-коммуникативное развитие.

Целью социально-коммуникативного развития является приобщение дошкольников к социокультурным нормам общества, государства и традициям семьи. Главной задачей социально-коммуникативного развития становится обучение ребят конструктивному взаимодействию друг с другом, формирование понятий о нормах и ценностях принятых в обществе, включая нравственные и моральные ценности, развитие самостоятельности, целенаправленности и умению делать и отвечать за свои поступки. Очень важно развивать эмоциональный и социальный интеллект, эмоциональную отзывчивость и сопереживание. Необходимо формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, воспитывать патриотизм к семье, к Родине к Отечеству, рассказывать о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Современный дошкольник познает мир через игру. Содержание игр изменилось, и наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, более современные головоломки и конструктор. Дети стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются во взрослой жизни и современной технике. Отмечается изменение поведения детей в обществе. Во многих семьях нет условий для гармоничной социализации ребенка, поэтому наблюдается ослабление преемственной связи между семейным и дошкольным воспитанием. Следовательно, в рамках реализации ФГОС, пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и задач социально-коммуникативного развития.

Через игру у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат. Исследовательская деятельность дает ребенку возможность самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений. Изобразительная деятельность дает ребенку с помощью своих работ вжиться в мир взрослых и реализовать свои мечты. Предметная деятельность помогает малышу ориентироваться в окружающем мире, тем самым удовлетворяет познавательные интересы ребенка. Наблюдательная деятельность обогащает знания дошкольника, стимулирует развитие познавательных интересов. Коммуникативная деятельность удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной

близости с взрослым, в его поддержке и оценке. Проектная самостоятельная деятельность ребенка активируется, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности. Конструктивная деятельность дает возможность творческому воображению, формированию сложных мыслительных действий и выстраивает механизм управления собственным поведением.

Дошкольник сегодня-это всесторонне развитая личность, легко адаптирующаяся к разным ситуациям. Необходимо научить ребенка бесконфликтному общению, ведь именно в дошкольном возрасте отношения зарождаются более интенсивно и многократно.

Социально-коммуникативное развитие ребенка в первую очередь направлено на достижение следующих целей: развитие общения и взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками; учить ребенка быть самостоятельными добиваться своих целей; развивать в ребенке социальный и эмоциональный интеллект ,сопереживание, формирование уважительного отношения к семье и обществу; учить моральным и нравственным ценностям принятых в обществе; развивать в ребенке интерес к труду и творчеству; донести до ребенка правильную информацию о поведении на природе (бережное отношение к живой и неживой природе) и рассказать о безопасности поведения дома (в быту).

Социально-коммуникативное развитие основывается на особенностях каждого возрастного периода. Первый период в 2-3 месяца малыш общается с близкими людьми - мамой и папой, в основе которого лежит потребность ребенка в доброжелательном внимании родителей. Малыш не владеет никакими видами поведения учится перенимать социальный опыт через эмоциональное общение со взрослыми, которые всё делают для удовлетворения его первых органических потребностей. Второй период от 6 месяцев до 3лет, здесь идёт сотрудничество ребёнка и взрослого. Малыш хочет, чтобы мама участвовала в игре вместе с ним и была главной. Третий период от 3 до 5 лет, в основе которого лежит потребность в уважительном отношении взрослого. Это связано с тем, что ребенок начинает развиваться в мышлении, внимании, речи, всё это позволяет ему расширять границы своего кругозора. Однако возможности малыша ещё ограничены и единственным источником знаний, позволяющим получить ответ на его вопросы, остаётся взрослый. Четвертый возрастной период от 5 до 7лет, здесь ребенок больше общается и со взрослыми, и со сверстниками, ребёнок больше обращает внимание на особенности межличностных контактов, на взаимоотношения которые происходят в его семье, в кругу их друзей и знакомых, на работе, у родителей. Это позволяет ему удовлетворить потребности в познании себя, других людей и очень часто ребёнок проигрывает эти ситуации, отношения, общение через игру со своими сверстниками.

Подводя итоги, следует отметить, что первый опыт общения в дошкольном возрасте становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как складываются отношения ребёнка в детском саду со сверстниками, во многом зависит его дальнейшее социальное и личностное развитие и в целом судьба.

Список литературы

1. Моторина Н.В. Развитие эмоционального интеллекта воспитателей групп раннего возраста дошкольных образовательных организаций / Н. Моторина // Дошкольное воспитание, 2015. № 1. С. 118-122.

2. Ильина И.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие. Ярославль: Академия развития, 2008. 144 с.

3. Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2008. 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.