Научная статья на тему 'Модель развития социального интеллекта у старших дошкольников в процессе совместной деятельности'

Модель развития социального интеллекта у старших дошкольников в процессе совместной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
811
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА / SOCIAL INTELLIGENCE / SENIOR PRESCHOOLERS / JOINT ACTIVITIES / DEVELOPMENT MODEL OF SOCIAL INTELLIGENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савенкова Татьяна Дмитриевна, Карпова Светлана Ивановна

Система отечественного дошкольного образования ориентирована на позитивную социализацию личности, развитие у детей навыков гибкого социального поведения, основой которого выступает социальный интеллект. Развитие базовых параметров социального интеллекта (когнитивных, эмоциональных, поведенческих) наиболее успешно происходит в процессе совместной деятельности ребенка со сверстниками и взрослыми. Совместная деятельность со сверстниками создает предпосылки для позитивной социализации, формирования основ коллективных взаимоотношений, развития коммуникативных способностей, становления лидерских качеств ребенка, совершенствования сотрудничества детей, преодоления объективно свойственного дошкольникам эгоцентризма, выражаемого в первых попытках действовать в интересах других людей. Разработанная модель развития социального интеллекта у старших дошкольников в процессе совместной деятельности различной предметной направленности включает две части: первая часть воспроизводит структурно-функциональные взаимосвязи между основными компонентами модели и служит источником для разработки педагогами методического инструментария развития социального интеллекта; вторая часть модели воспроизводит последовательные этапы образовательной работы педагога по развитию социального интеллекта у старших дошкольников в процессе совместной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савенкова Татьяна Дмитриевна, Карпова Светлана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of social intelligence development in senior preschoolers in the process of joint activity

The focus of preschool education national system is on the positive socialization of the individual, the development of flexible social behavior skills in children, the basis of which is social intelligence. The development of the basic parameters of social intelligence (cognitive, emotional, behavioral) most successfully occurs in the process of joint activity of a child with peers and adults. Joint activity with peers creates the prerequisites for positive socialization, the formation of the foundations of collective relationships, the development of communicative abilities, the development of leadership qualities of the child, the improvement of children's cooperation, the overcoming of the egocentrism objectively characteristic of preschool children, expressed in the first attempts to act in the interests of other people. We propose a model for the social intelligence development in older preschoolers in the process of joint activities of various subject areas, which includes two parts: the first part reproduces the structural and functional relationships between the main components of the model and serves as a source for teachers to develop methodological tools for the development of social intelligence; the second part of the model reproduces the successive stages of the educational work of the teacher on the development of social intelligence in older preschoolers in the process of joint activity in the conditions of a preschool educational organization.

Текст научной работы на тему «Модель развития социального интеллекта у старших дошкольников в процессе совместной деятельности»

DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-183-128-136 УДК 373.1

Модель развития социального интеллекта у старших дошкольников в процессе совместной деятельности

Татьяна Дмитриевна САВЕНКОВА, Светлана Ивановна КАРПОВА

ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» 129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4, корп. 1 ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8179-6033, e-mail: tdpichik1@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9663-1592, e-mail: karpova_svetlana@inbox.ru

Model of social intelligence development in senior preschoolers in the process of joint activity

Tatiana D. SAVENKOVA, Svetlana I. KARPOVA

Moscow City University 4-1 2-y Selskokhozyaystvennyy Dr., Moscow 129226, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8179-6033, e-mail: tdpichik1@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9663-1592, e-mail: karpova_svetlana@inbox.ru

Аннотация. Система отечественного дошкольного образования ориентирована на позитивную социализацию личности, развитие у детей навыков гибкого социального поведения, основой которого выступает социальный интеллект. Развитие базовых параметров социального интеллекта (когнитивных, эмоциональных, поведенческих) наиболее успешно происходит в процессе совместной деятельности ребенка со сверстниками и взрослыми. Совместная деятельность со сверстниками создает предпосылки для позитивной социализации, формирования основ коллективных взаимоотношений, развития коммуникативных способностей, становления лидерских качеств ребенка, совершенствования сотрудничества детей, преодоления объективно свойственного дошкольникам эгоцентризма, выражаемого в первых попытках действовать в интересах других людей. Разработанная модель развития социального интеллекта у старших дошкольников в процессе совместной деятельности различной предметной направленности включает две части: первая часть воспроизводит структурно-функциональные взаимосвязи между основными компонентами модели и служит источником для разработки педагогами методического инструментария развития социального интеллекта; вторая часть модели воспроизводит последовательные этапы образовательной работы педагога по развитию социального интеллекта у старших дошкольников в процессе совместной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: социальный интеллект; старшие дошкольники; совместная деятельность; модель развития социального интеллекта

Для цитирования: Савенкова Т.Д., Карпова С.И. Модель развития социального интеллекта у старших дошкольников в процессе совместной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2019. Т. 24, № 183. С. 128-136. DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-183-128-136

Abstract. The focus of preschool education national system is on the positive socialization of the individual, the development of flexible social behavior skills in children, the basis of which is social intelligence. The development of the basic parameters of social intelligence (cognitive, emotional, behavioral) most successfully occurs in the process of joint activity of a child with peers and adults. Joint activity with peers creates the prerequisites for positive socialization, the formation of the foundations of collective relationships, the development of communicative abilities, the development of leadership qualities of the child, the improvement of children's cooperation, the overcoming of the egocentrism objectively characteristic of preschool children, expressed in the first attempts to act in the interests of other people. We propose a model for the social intelligence

128

© Савенкова Т.Д., Карпова С.И., 2019

development in older preschoolers in the process of joint activities of various subject areas, which includes two parts: the first part reproduces the structural and functional relationships between the main components of the model and serves as a source for teachers to develop methodological tools for the development of social intelligence; the second part of the model reproduces the successive stages of the educational work of the teacher on the development of social intelligence in older preschoolers in the process of joint activity in the conditions of a preschool educational organization.

Keywords: social intelligence; senior preschoolers; joint activities; development model of social intelligence

For citation: Savenkova T.D., Karpova S.I. Model' razvitiya sotsial'nogo intellekta u starshikh doshkol'nikov v protsesse sovmestnoy deyatel'nosti [Model of social intelligence development in senior preschoolers in the process of joint activity]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2019, vol. 24, no. 183, pp. 128-136. DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-183-128-136 (In Russian, Abstr. in Engl.)

Система отечественного дошкольного образования ориентирована на позитивную социализацию личности, развитие у детей навыков гибкого социального поведения, основу которого составляет социальный интеллект. Важность задачи развития социального интеллекта у старших дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социальной ситуации развития, ситуации разобщенности современных детей, в значительной мере погруженных в виртуальную реальность.

Данные исследований (И.Н. Андреева, Ю.Д. Бабаева, Р. Бар-Он, ИИ. Ветрова, Х. Вайсбах, У. Дакс, Д. Карузо, О.В. Лунева, Д.В. Люсин, Дж. Майер, Г. Олпорт, Г. Орме, А.И. Савенков, Е.А. Сергиенко, Р. Стернберг, П. Сэловей, Д.В. Ушаков, В.С. Юркевич и др.) свидетельствуют о наличии качественных различий в функционировании социального интеллекта на разных стадиях возрастного развития личности. Важным научным направлением является выявление специфики онтогенетического развития социального интеллекта ребенка в разные возрастные периоды. В связи с этим актуализируется проблема поиска решений, направленных на разработку педагогических моделей развития социального интеллекта детей, создание диагностического инструментария для оценки его базовых параметров, выявления факторов и организационно-педагогических условий, способствующих успешности развития социального интеллекта дошкольников в современной образовательной среде.

Социальный интеллект является сложным интегрированным личностным образованием, в структуре которого ученые выделяют три блока параметров (когнитивные,

эмоциональные, поведенческие). В наиболее простом виде структура социального интеллекта представлена на рис. 1.

Схема позволяет увидеть основные блоки параметров социального интеллекта ребенка, подлежащие оценке и развитию в условиях дошкольной образовательной организации.

Социальный интеллект развивается во всех образовательных областях и видах деятельности, в которые так или иначе вовлечены дети. Согласно ФГОС дошкольного образования, дошкольники в своей повседневной жизни занимаются следующими видами деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, самообслуживанием и элементарным бытовым трудом, конструированием из различных материалов, изобразительной, музыкальной, двигательной, чтением (восприятие художественной литературы и фольклора)1.

Развитие базовых параметров социального интеллекта наиболее успешно происходит в процессе совместной деятельности ребенка со сверстниками и взрослыми. Анализ работ отечественных ученых, исследующих образовательный потенциал совместной деятельности детей (С. Ахунджарова, В.К. Дьяченко, С.А. Козлова, Т.С. Комарова, А.И. Савенков, Ф.А. Сохина, С.Ю. Степанов, Е.И. Ти-хеева, И.Т. Турро и др.), позволяет сделать вывод о том, что практику совместной деятельности, реализуемую путем общения и активного взаимодействия ребенка-дошкольника со взрослыми и сверстниками, можно рассматривать как основное средство психо-

1 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказы письма Минобрнауки РФ. М.: ТЦ Сфера, 2018.

социального развития личности. Совместная деятельность со сверстниками создает предпосылки для позитивной социализации, формирования основ коллективных взаимоотношений, развития коммуникативных способностей, становления лидерских качеств, совершенствования сотрудничества детей, преодоления объективно свойственного дошкольникам эгоцентризма, выражаемого в первых попытках действовать в интересах других людей. В процессе совместной деятельности у детей интенсифицируются межличностные отношения, возникающие на основе предметно заданных функционально-ролевых взаимодействий, которые обусловлены содержанием и формами организации совместной деятельности. Возникающие межличностные отношения оказывают существенное воздействие на процесс и результаты совместной деятельности.

В работах специалистов по психологии совместной деятельности (В.Г. Асеев, Ф.Д. Горбов, А.И. Донцов, А.Л. Журавлев,

Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов, Д.А. Ошанин, Л.И. Уманский, А.С. Чернышев и др.) традиционно выделяются три основные формы ее организации: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно-взаимодействующая. Эти названия видов совместной деятельности условны, они предложены Л.И. Уманским [1].

С позиции организации совместно-индивидуальная форма считается наиболее простой, участники сначала работают каждый индивидуально, а затем результаты своей деятельности соединяют в общий продукт (постройку из строительного материала, художественную композицию и др.). Вторая форма организации совместной деятельности получила условное название «совместно-последовательной», ее сравнивают со «спортивной эстафетой» или «производственным конвейером» (А.И. Савенков), когда результат, полученный одним участником, становится предметом деятельности следующего участника, затем третьего, четвертого и

Социальные знания

Социальная память

Социальная интуиция

Социальное прогнозирование

Эмоциональная выразительность

Сопереживание

Способность к саморегуляции

Социальное восприятие

Социальное взаимодействие

Социальная адаптация

Рис. 1. Структура основных блоков базовых параметров социального интеллекта старшего дошкольника

далее. Совместно-последовательная форма организации деятельности вполне может быть творческой по своему содержанию и направлености. Третья из выделенных - «совместно-взаимодействующая» форма организации совместной деятельности, предполагающая четкое взаимодействие участников деятельности на всех этапах совместной работы. Последовательность включения дошкольников в совместные формы коллективной деятельности отражает ступенчатый характер творческого взаимодействия детей, начиная от простых вариантов взаимодействия в парах и небольших группах (3-4 человека) на первоначальном этапе до сложных вариантов коллективного творчества детей (в группах по 20-25 человек) на заключительном этапе [2].

Формирующиеся в совместной деятельности у ребенка поведенческие стратегии по отношению к партнерам могут строиться на основе стремления к сотрудничеству и быть ориентированы на содействие и результативную помощь другим, активное стремление к достижению общих целей, а могут, напротив, проявляться в противодействии достижению целей другими участниками. Характер их формирования в дошкольном возрасте зависит от руководящей роли взрослого (педагога). Именно педагог содействует становлению у ребенка способности разбираться в человеческих отношениях, ситуациях межличностного общения, устанавливать образование причинно-следственной связи между действиями участников совместной деятельности, в том числе и отношений между ними.

С учетом характера взаимоотношений участников в разных формах организации совместной деятельности различной предметной направленности нами была разработана педагогическая модель развития социального интеллекта у старших дошкольников в совместной деятельности. В процессе разработки модели мы опирались на концепцию социальной компетентности и модель социального интеллекта известного отечественного ученого А.И. Савенкова [3], включающую три основных блока (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) с соответствующей каждому блоку системой критериев и показателей и на классификацию форм ор-

ганизации совместной деятельности (совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно-взаимодействующая).

Педагогическая модель развития социального интеллекта старших дошкольников в совместной деятельности включает две взаимосвязанные части. Первая часть воспроизводит структурно-функциональные взаимосвязи между основными компонентами модели развития социального интеллекта у старших дошкольников в процессе совместной деятельности:

- базовыми характеристиками социального интеллекта (когнитивные, эмоциональные, поведенческие);

- формами организации совместной деятельности (совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно-взаимодействующая);

- видами деятельности старших дошкольников, в которых социальный интеллект ребенка проявляется и формируется в условиях дошкольной образовательной организации (игровая, познавательно-исследовательская, изобразительная, музыкальная и др.).

Графически первая часть модели представлена в виде параллелепипеда. Каждая грань параллелепипеда характеризует процессы развития социального интеллекта ребенка с трех сторон: на первой грани отражены базовые составляющие социального интеллекта ребенка (когнитивные, эмоциональные, поведенческие); на второй - основные образовательные области, виды деятельности старших дошкольников, в которых социальный интеллект ребенка проявляется и формируется в дошкольной образовательной организации (игровая, познавательно-исследовательская, двигательная и др.); третья грань характеризует формы организации совместной деятельности детей: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно-взаимодействующая (рис. 2).

Основная функция первой части модели - служить источником для разработки педагогами методического инструментария развития социального интеллекта у старших дошкольников в процессе совместной деятельности различной предметной направленности.

Рис. 2. Подструктура (1-я часть) педагогической модели развития социального интеллекта у старших дошкольников в совместной деятельности

Для того чтобы воспользоваться данной схемой, достаточно выбрать одну из клеток. Пересечение линий на трех гранях параллелепипеда позволяет разрабатывать множество методических решений как для диагностики, так и развития базовых составляющих социального интеллекта ребенка старшего дошкольного возраста. Возьмем для примера на первой грани нашего параллелепипеда в третьем сверху ряду клетку в крайнем левом столбце. Она символизирует вид деятельности - «игровую», форму организации совместной деятельности - «совместно-индивидуальную», параметр социального интеллекта - «социальные знания». Следовательно, возникающая перед нами задача может быть сформулирована таким образом: «как с помощью игровой деятельности, используя совместно-индивидуальную форму организации, развивать ребенка, обучая его «социальным знаниям - знаниям о людях, знаниям специальных правил, пониманию других людей?». Эта задача для педагога является классической дивергентной, условие задачи одно, а вариантов решения множество. При-

мером одного из таких решений может служить совместная игра на оценку поведения другого человека, определению уровня и преодолению детского эгоцентризма - «как воспринимают одну и ту же ситуацию разные люди». С этой целью предлагаем детям короткий неоконченный рассказ: «Алеша жил на 23-м этаже жилого дома. Однажды он нашел газету, которую его папа читал вчера. Алеша стал рвать газету и бросать кусочки бумаги с балкона, вниз. Бумажки красиво кружились в воздушных потоках и падали на тротуар, на газон и даже на головы прохожих... Что бы ты сказал Алеше, если был: его другом? его мамой, возвращающейся из магазина? его дедушкой, гуляющим во дворе? полицейским, который идет по улице? его папой, возвращающимся с работы?». Каждый ребенок выполняет свою задачу на знание нравственных норм и восприятие внешнего контроля поведенческих проявлений героя рассказа - Алеши. Причем осуществляется это на основе совместно-индивидуальной формы организации деятельности. Индивидуальное высказывание каждого ре-

бенка вносит свой вклад в содержание создаваемого общего продукта - совместной социальной оценки рассказа о поведении мальчика Алеши.

Возьмем грань параллелепипеда, где у нас обозначен вид деятельности - «изобразительная». Задания по изобразительной деятельности, ориентированные на работу с детьми старшего дошкольного возраста, позволяющие развивать практически все параметры социального интеллекта, в условиях различных форм организации совместной деятельности представлены в исследованиях А.И. Савенкова, выполненного под руководством Т.С. Комаровой [4]. Предложенные в этой работе сюжеты для коллективных занятий по изобразительной деятельности можно результативно использовать в программе развития социального интеллекта старших дошкольников. Разработка сюжетов совместных работ в разных формах организации совместной деятельности старших дошкольников, направленных на развитие социального интеллекта, может быть очень разнообразной. Сочетая три элемента в каждой клетке нашей объемно-пространственной модели, можно разработать варианты простых и сложных заданий для детей.

Вторая часть модели воспроизводит последовательные этапы образовательной работы по развитию социального интеллекта у старших дошкольников в процессе совместной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации: I этап - диагностический, предполагает выявление, анализ и оценку исходного уровня развития базовых параметров социального интеллекта у старших дошкольников, обсуждение с коллективом педагогов содержания программы развития социального интеллекта в совместной деятельности детей со сверстниками и взрослыми; II этап - основной, характеризуется как деятельностно-творческий, развивающий. Его цель заключается в разработке и реализации программы развития социального интеллекта у старших дошкольников в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми разной предметной направленности; III этап - оценочно-рефлексивный, включает повторную диагностику уровня развития базовых параметров социального интеллекта у старших дошкольников, анализ и обсуждение результатов, выяв-

ление причин возникновения трудностей, планирования дальнейшей образовательной работы. Основная функция второй части педагогической модели - раскрыть направления деятельности педагога на каждом этапе образовательной работы по развитию социального интеллекта у старших дошкольников в процессе совместной деятельности.

Л.С. Выготский неоднократно отмечал в своих работах, что развитие личности ребенка происходит не столько спонтанно, сколько целенаправленно, в результате активного и, вместе с тем деликатного, воздействия взрослого [5]. Ученик и последователь Л.С. Выготского А.В. Запорожец также указывал на важнейшую роль референтного взрослого в данном процессе [6]. Взаимодействие этого референтного взрослого с ребенком позволяет ему сформировать в собственном сознании необходимые для позитивного включения в социум социальные нормы, стандарты и модели способов эффективных действий. Важно, что ребенок подражает эмоциональным реакциям и социальным поведенческим проявлениям этого взрослого, поскольку взрослый служит образцом для подражания.

Поэтому основным условием эффективности реализации педагогической модели, объединяющим две ее части, является руководство педагога, предполагающее:

- педагогически целесообразное комплектование состава каждой группы детей, основной показатель - потенциальная готовность каждого ребенка к сотрудничеству с целью достижения максимального образовательного эффекта для каждого из детей;

- четкое распределение обязанностей на этапе планирования и активной взаимной помощи на последующих этапах выполнения работы;

- создание игровых ситуаций взаимодействия в повседневной жизни детей в дошкольной образовательной организации.

Очень важно, составляя программу развития социального интеллекта у старших дошкольников, максимально активизировать все параметры социального интеллекта, используя разные виды деятельности и формы совместной работы детей старшего дошкольного возраста.

Графическое изображение модели представлено на рис. 3.

ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ - ^МК^ИЛИП к1но1|Ч .и л.4*

Р-" Щ1№*и ¡--а ¿лги по р1апк rqnu.ii. т го тиут ; спрлп ла[пш.тыл|лм р гдв ■ ■ р |1К1 ^лнинкшпр1ъд|пкт1

ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ РЕЛЛН 1 \ttlM) ПЕЛ4Г0Г11ЧЕСК0И МОЛЕПН - КОРРЕКТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РУКОВО:]СТЗО ПЕДАГОГА

Коип.™ ктгоа р гртучкпщц п «гми пниигт»

ЧгМ» рилрипги! НИЩ ; 1КТ11и ЫК >1

ЭТЛВг 0.1 * АЧри >1ЫМ и » МШЛЯЮЫЧНИНН пГЦ ЧкЫ] }Т*Ы1

БкЛЮЧГНЯГ № ¿щн* □стш

И г р О В ЫХ НИИ ВII НПОлспсти НЕТ

1ЭТАП - ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ- ИЕ-ТЬ- tid.il«. 7 [»ни

р) итн ¿ixi.ui ир1»|И|»|| пши.шпгв иплхш 1 тршш лaeti.is.inщи»

ИЭ1АП ОСНОВНОЙ, РА1В11ВАЮЦШЛ. ШЛЬ

та ■ ршчцч

приртниирштп гапхж.хьнагв ■жт».х.ии.т1 у «пршп шшишш ■ прошен сакмгтаЕ ^#т.ипгтж

Носпрлкпвгкнш1 ПМ1Г0Г» на п*п* мрноци.ина«

р]6оты по ршатнп (ааниъносо ннтмлгки ; старишь дошкольников в проанк- «вчтпиин лглгмьнип н

Ш ЭТАП - ОЦЕНОЧНО РФ ТЕКСНБНЬШ [Ц'ЛЬ: ПрббМтННг НовТпргтЙ пи<МКл

оогх !М'кч<. длаииршаяи» л ал ьн см ш гй обр з а тс л ьво й работы

^дкишд

Б<«11 Лсропыг ■

ароС.11МЕЫГ

(ш; 4 и »и.

готвар чечгтва, ргфлгкгнн а «1ГМН1ЛЦ]

Нйгпрйншмгяи* гтрчктлрно. ф* НЩЛ[!Н:ПНКЪП ВТ IIIЧОСРК >ГЙ ЧГЖЛ> К|)1|П<Н|[НТ1Ч|| рижгня сои II 2.1 ИНОГО КЛТМЛПЛ1 ГПрШНЛ . I о школьников Ш ршва ф0рЧ11 ОрГапНЭЛМН (ОЬЧгсТПФЙ ЛгКТЫЫЮТН

ПЕДАГ0П1ЧЕ( КАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА 1 СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Й ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЕ! ДЕЯТЫЬНОСТН

В1ИЫ лги гг.1Ы1(10к:

мГрпЬаЧ двнгатгльвая

чузыкалытав

щобразитмьпач

кон ггрухро а нн(

•(С.1М» ИТМЬС* »И траловая

СИСТЕМА МГТОЛОВ

Рис. 3. Педагогическая модель развития социального интеллекта у старших дошкольников в процессе совместной деятельности различной предметной направленности

Взаимодействие детей в разных формах организации совместной деятельности предоставляет педагогам и психологам богатую базу для эмпирических наблюдений за поведенческими проявлениями социального интеллекта, оценка которых очень важна для более глубокого понимания этого феномена. Реализация модели в образовательной практике работы со старшими дошкольниками в

условиях дошкольной образовательной организации позволит активизировать развитие базовых параметров социального интеллекта, используя педагогический потенциал основных форм организации совместной деятельности детей со сверстниками и взрослыми (совместно-индивидуальной, совместно-последовательной, совместно-взаимодействующей).

Список литературы

1. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980.

2. Карпова С.И., Савенкова Т.Д., Пархимович З.В. Модель развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в коллективной изобразительной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23. № 174. С. 99-107. Б01 10.20310/1810-0201-2018-23-174-99-107

3. СавенковА.И. Структура социального интеллекта // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 2. С. 7-15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Комарова Т.С., Савенков А.И. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей. М.: Юрайт, 2018.

5. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Изд-во Эксмо, 2004.

6. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986.

References

1. Umanskiy L.I. Psikhologiya organizatorskoy deyatel'nosti shkol'nikov [Psychology of Organizational Activity of Schoolchildren]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1980. (In Russian).

2. Karpova S.I., Savenkova T.D., Parkhimovich Z.V. Model' razvitiya emotsional'nogo intellekta i sotsial'noy kompetentnosti u detey starshego doshkol'nogo vozrasta v kollektivnoy izobrazitel'noy deyatel'nosti [Model of emotional intelligence and social competence development in children of senior preschool age in collective visible activity]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2018, vol. 23, no. 174, pp. 99-107. DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-174-99107 (In Russian).

3. Savenkov A.I. Struktura sotsial'nogo intellekta [Social intelligence structure]. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya - Journal of Modern Foreign Psychology, 2018, vol. 7, no. 2, pp. 7-15. (In Russian).

4. Komarova T.S., Savenkov A.I. Doshkol'naya pedagogika. Kollektivnoye tvorchestvo detey [Preschool Pedagogy. Collective Creativity of Children]. Moscow, Yurayt Publ., 2018. (In Russian).

5. Vygotskiy L.S. Psikhologiya razvitiya rebenka [Psychology of Child's Development]. Moscow, Eksmo Publ., 2004. (In Russian).

6. Zaporozhets A.V. Izbrannyye psikhologicheskiye trudy: v 2 t. T. 1. Psikhicheskoye razvitiye rebenka [Selected Psychological Works: in 2 vols. Vol. 1. Mental Development of the Child]. Moscow, Pedagogika Publ., 1986. (In Russian).

Информация об авторах

Савенкова Татьяна Дмитриевна, старший преподаватель департамента педагогики. Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: tdpichik1@yandex.ru

Вклад в статью: анализ литературы, разработка модели развития социального интеллекта, написание части текста.

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8179-6033

Information about the authors

Tatiana D. Savenkova, Senior Lecturer of Pedagogy Department. Moscow City University, Moscow, Russian Federation. E-mail: tdpichikl @yandex.ru

Contribution: literature analysis, design of social intelligence development model, part of text drafting. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8179-6033

Карпова Светлана Ивановна, доктор педагогических наук, профессор департамента педагогики. Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: karpova_svetlana@inbox.ru

Вклад в статью: концепция исследования, подбор литературы, написание части текста, окончательное редактирование.

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9663-1592

Конфликт интересов отсутствует.

Для контактов:

Карпова Светлана Ивановна

E-mail: karpova_svetlana@inbox.ru

Поступила в редакцию 02.09.2019 г.

Поступила после рецензирования 26.09.2019 г.

Принята к публикации 25.10.2019 г.

Svetlana I Karpova, Doctor of Pedagogy, Professor of Education Department. Moscow City University, Moscow, Russian Federation. E-mail: karpova_svetlana@inbox.ru Contribution: study conception, literature selection, part of text drafting, final editing.

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9663-1592

There is no conflict of interests.

Corresponding author:

Svetlana I. Karpova

E-mail: karpova_svetlana@inbox.ru

Received 2 September 2019 Reviewed 26 September 2019 Accepted for press 25 October 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.