УДК 372.2.01
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО БАЗИСА СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В.Н. Карташова, А.В. Амбеталь
В статье рассматривается социально значимая и актуальная проблема закладки ценностного базиса, формирования системы личностных ценностей индивида. Особое внимание обращено на старший дошкольный возраст и потенциал раннего иноязычного образования, способный оказать влияние на процесс формирования ценностно-смысловой сферы личности ребенка. Охарактеризованы особенности начального обучения иностранному языку на аксиологической основе.
Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера личности, дошкольный возраст, раннее иноязычное образование, педагогическая технология.
Индивидуальное бытие каждого человека формируется через освоение опыта и культуры общества, через осознание социальных норм и ценностей. Актуальной и социально значимой проблемой настоящего времени признается проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, подразумевающая усвоение нравственных принципов, овладение заданными обществом образцами поведения, становление нравственной позиции личности. Одним из важнейших компонентов духовно-нравственного воспитания является формирование личностных ценностей и смыслов, которые определяют поведение человека и выбор его жизненного пути.
Исследованием ценностного базиса личности и аспектов, связанных с данным психологическим образованием, занимались многие отечественные и зарубежные специалисты. Стоит отметить, что единого мнения относительно сущности, определения, структуры рассматриваемого понятия нет. Нам близка точка зрения ученых, согласно которой целесообразным признается выделение ценностно-смысловой сферы личности и понимание под этим термином важнейшего компонента структуры личности, задающего мировоззренческие установки и поведенческие стратегии (А.Г. Асмолов, В.В. Гулякина, Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев, Г. Оллпорт, М. Рокич, С.Л. Рубинштейн, A.B. Серый и др.).
Процесс становления личности и, в частности, ценностно-смысловой сферы продолжается в течение всей жизни индивида, но, как отмечает С.А. Козлова, обучение азам функционирования в человеческом обществе необходимо осуществлять как можно раньше [5]. В этой связи, в качестве уникального и значимого периода в развитии личности исследователи рассматривают дошкольный возраст. В ходе данного периода ребенком осуществляется активное познание мира и человеческих отношений, усвоение норм и правил жизнедеятельности.
Дошкольный возраст расценивается в качестве благоприятной основы для формирования фундамента духовности, морали, так как детям присущи чистота восприятия и эмоциональная восприимчивость. На этапе дошкольного детства у ребенка возникает особый интерес к области человеческих отношений, желание их постичь, поэтому очень важным для целенаправленного воспитания является приобщение детей к общечеловеческим ценностям, закладка основ духовно-нравственного здоровья.
В настоящее время в дошкольной педагогической науке осуществляется поиск педагогических принципов и средств организации жизнедеятельности детей, активизирующих механизмы социально-ценностного ориентирования. Перед современным детским садом ставятся задачи обеспечения психологического комфорта, гармонии взаимодействия ребенка с окружающим миром, закладки фундамента личностного развития детей. Исследователями признается необходимость разработки игровых технологий воспитания и обучения в дошкольном детстве, органично связанных с игровой субкультурой и актуальными интересами современных детей [4].
В дошкольном возрасте ребенок должен осознать объективность и справедливость общечеловеческих норм, приобрести практический опыт поступков, соответствующих моральным правилам общества, и на его основе - навыки поведения, в которых будет проявляться гуманное отношение к окружающим, ответственное отношение к деятельности.
Формирование ценностно-смысловой сферы ребенка происходит в процессе его многогранной деятельности: в играх, в общении, в разнообразных отношениях со сверстниками и взрослыми. Становление системы личностных ценностей ребенка зависит от различных факторов, но, следует отметить, что значимую роль в данном процессе играет педагогическое влияние.
Учитывая ряд факторов, а именно: - неослабевающую актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения; -возросшую значимость иностранного
языка как способа общения и приобщения к духовному наследию мира; - общественный интерес к обучению иностранному языку детей, начиная с дошкольного возраста и значительный потенциал предмета «Иностранный язык», мы обратили внимание на процесс раннего иноязычного образования как на средство формирования ценностно-смысловой сферы детей старшего дошкольного возраста.
По нашему мнению, обучение иностранному языку на раннем этапе обладает большим потенциалом в плане формирования ценностно-смысловой сферы личности старшего дошкольника, так как а) позволяет показать ребенку культурную вариативность современного мира, сформировать толерантное отношение к культурным особенностям других стран, б) способствует включению детей дошкольного возраста в разнообразные по содержанию и эмоционально-притягательной форме виды деятельности, способствующие раскрытию рефлективных способностей ребенка, в) благоприятствует проявлению личностной активности во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, проявлению ценностных отношений, г) дает возможность обратиться к темам близким, понятным ребенку и проработать их с аксиологических позиций.
С учетом специфики воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, нами была разработана и апробирована педагогическая технология, ставящая своей целью формирование ценностно-смысловой сферы старших дошкольников в процессе раннего иноязычного образования.
Технология предусматривала:
- последовательное освоение дошкольниками предложенного курса иностранного языка (немецкого) в соответствии с постепенным развертыванием его содержания;
- использование форм и методов, обеспечивающих активную позицию ребенка в процессе познания, а также способствующих развитию эмоций, чувств детей, проявлению ценностных отношений;
- проведение диагностики с целью выявления уровней сформированности ценностно-смысловой сферы личности.
Педагогическая технология строилась с опорой на следующие принципы:
- деятельностный принцип, означающий, что ведущим способом процесса формирования личности старших дошкольников является создание условий, активизирующих проявления личностного и эмоционального опыта детей;
- принцип адекватности, учитывающий возрастные и индивидуальные особенности ребенка, ориентирующий на соответствие формируемых ценностных представлений приоритетам группы;
- принцип синтетичности, подразумевающий использование совокупности средств и способов воздействия на ребенка, объединенных в единый процесс (музыкальное и художественное оформление, зрелищность, игровое пространство, реквизиты и т.д.);
- принцип правдоподобия, основанный на конструировании ситуаций, аналогичных ситуациям реальной жизни; на создании атмосферы, побуждающей «поверить» в игровые обстоятельства; на конструировании атрибутов игры;
- принцип личного проживания, фиксирующий особую роль эмоционально-чувственной сферы, благодаря которой происходит оценивание и отнесение рассматриваемого феномена к системе личностно значимых/незначимых ценностей; обеспечивающий эмоциональную включенность ребенка в деятельность, в игровые ситуации. В процессе игровых ситуаций, созданных в рамках раннего иноязычного образования, ребенком приобретался опыт, частично переносимый в реальную жизнь.
Исследователи по-разному очерчивают круг ценностей, формируемых в дошкольном возрасте. Так Ю.П. и Л.Н. Азаровыми подчеркивается важность приобщения дошкольников к таким общечеловеческим ценностям, как самосознание личности, мировоззрение, демократия, долг и дисциплина, свобода и любовь, добро, истина, красота, справедливость [1]. Н.С. Ежкова обозначает семь основных ценностей, которые «в своей совокупности представляют ценностно-ориентационный аспект содержания образования детей дошкольного возраста»: Человек и его Жизнь, Семья, Труд, Знание, Родина, Красота, Мир [3]. В представлении Н.В. Космачевой, фундаментальной ценностью, перспективной для формирования с дошкольной ступени образования, выступает сам Человек, его жизнь, здоровье и благо [6].
Обозначим систему ценностей, на которую мы ориентировали детей старшего дошкольного возраста в ходе внедрения педагогической технологии в воспитательно-образовательный процесс. На основе изучения итоговых результатов, которые должны быть достигнуты детьми при освоении
основной общеобразовательной программы дошкольного образования нами были выделены три основных направления процесса формирования ценностно-смысловой сферы личности детей старшего дошкольного возраста:
1. Первое направление мы обозначили названием «Я». В рамках данного направления мы проводили работу по формированию у старших дошкольников ценностных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, а также формированию ценностного отношения к здоровью. Для работы в данном направлении мы обращались к таким темам, как «Знакомство» («Bekanntschaft»), «Продукты питания» («Essen und Trinken»), «Мое тело» («Mein Körper»).
2. Второе направление работы нами было обозначено следующим образом: «Люди, которые меня окружают». Развитие данного направления осуществлялось в процессе изучения таких тем, как «Семья» («Die Familie»), «В магазине» («Im Geschäft»), «Мой друг» («Mein Freund»). Работа педагога была ориентирована на приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формирование уважительного отношения к окружающим, изучение эталонов обращения, приветствий, культуры поведения, формирование у детей представлений о дружбе.
3. Третье направление работы было названо нами «Мир вокруг меня». Работу в данном направлении мы вели в процессе изучения таких тем, как «Животные» («Tiere»), «Времена года + Погода» («Jahreszeiten + Wetter»), «Идем на прогулку» («Unser Spazierengehen»). Задачей ставилось формирование у детей целостной картины мира, экологической культуры, представлений об окружающем мире природы, а также бережного отношения к любому проявлению жизни на Земле.
Формирование ценностно--смысловой сферы - процесс достаточно сложный, имеющий определенную протяженность по времени. Данный процесс должен предполагать деликатность в предъявлении и становлении аксиологических позиций. Воздействия педагога необходимо направлять на представление детям в процессе раннего иноязычного образования системы общечеловеческих ценностей, на создание условий для личностного восприятия ценностей ребенком, на проектирование ситуаций, при которых поступки, соответствующие моральным нормам, становились бы для детей личностно значимыми.
Учитывая все вышесказанное, мы строили работу в соответствии со следующими стадиями:
1 - стадией внедрения системы ценностных представлений в образовательный процесс раннего иноязычного образования и предъявления их воспитаннику;
2 - стадией активизации позитивных переживаний ребенка;
3 - стадией проявления и закрепления ценностных представлений и ценностных отношений в поведении, деятельности.
Нами был разработан комплекс мероприятий, которые вошли в процесс обучения иностранному языку с целью формирования ценностно-смысловой сферы личности старших дошкольников и наполнили ценностным содержанием все тематические разделы курса. Это мероприятия:
- позволяющие расширить и разнообразить ценностные представления детей (использование рифмовок и небольших по объему стихотворений определенного содержания, беседы, проведение тематических занятий и др.);
- активизирующие позитивные переживания ребенка, способствующие вызову его эмоционально-положительной реакции (показ на компьютере слайдов, способствующих формированию интереса и бережного отношения ребенка к окружающему миру; тренинговые упражнения и элементы психогимнастики и др.);
- формирующие собственный опыт ребенка (ролевые игры, игры-упражнения, мини-диалоги).
Курс обучения иностранному языку был представлен семью тематическими блоками, в каждом из которых были выделены обучающая часть (лексические единицы, подлежащие усвоению; материал для аудирования; страноведческий материал), а также воспитывающий компонент. Содержание курса было дополнено и расширено введением нравственно-ценного словаря.
Педагогическая технология предполагала использование большого количества наглядного материала, разнообразных игр, что обеспечивало развитие дошкольников в наиболее близких и естественных для них видах деятельности. В ходе обучения дети осваивали способы общения и взаимодействия, позволяющие проявить доброжелательное отношение, заботу, культуру общения.
В рамках каждого тематического блока развивались коммуникативные умения детей, раскрывались культурные нормы сотрудничества, осваивались ценностные основы деятельности и отношений человека к окружающим, природному миру. Расширялся социальный кругозор дошкольников, представления о дружбе, семейных и родственных отношениях, традициях родной страны и страны изучаемого языка.
Педагог стремился развивать у дошкольников интерес к жизни других народов, эмоциональную отзывчивость и сопереживание, учил активно выражать положительное отношение к миру, дружбе, всему живому. В итоге у детей накапливался опыт самостоятельных, ценностно обусловленных поступков, формировались ценностные представления, ценностные отношения, элементарные социально-ценностные ориентации, помогающие ребенку правильно выстраивать индивидуальное поведение. Раннее иноязычное образование способствовало раскрытию опыта народа, закрепленного в языке, становлению личности дошкольников путем их приобщения к культуре страны изучаемого языка. В ходе воспитательно-образовательного процесса дети учились слушать и слышать собеседника, понимать и признавать мысль другого, оценивать и сопоставлять культурные ценности иной нации со своими, принимать их.
В ходе опытно-экспериментальной работы по апробации педагогической технологии нами были также определены критерии и показатели, позволяющие диагностировать уровни сформированности ценностно-смысловой сферы личности. В данном качестве мы рассматривали:
- Когнитивный критерий, связанный с наличием у ребенка определенных знаний, ценностных представлений о важном и значимом в жизни каждого человека, осознанием данных категорий. Качественными показателями данного критерия выступали степень сформированности важнейших понятий (таких, как семья, дружба, здоровье и др.), широта ценностных представлений ребенка.
- Эмоциональный критерий - критерий принятия информации о ценностях, предполагающий наличие у детей положительных эмоций от деятельности, ориентированной на уважение и терпимость к другим, на бережное отношение к окружающей природе. В качестве показателей данного критерия рассматривались степень эмоциональной отзывчивости старших дошкольников; чувства, возникающие в процессе общения со сверстниками, взрослыми; интерес к миру природы.
- Поведенческий критерий, базирующийся на способности дошкольников решать соответствующие их возрастным возможностям проблемные ситуации, находить правильные решения в ситуациях морального выбора. Показателями данного критерия являлись устойчивые потребности индивида и определенный стиль поведения.
В соответствии с перечисленными критериями мы отобрали и модифицировали методики, позволяющие оценить уровни сформированности ценностно-смысловой сферы личности детей дошкольного возраста. Для изучения последних мы использовали методики «Разложи картинки» (разработана нами по аналогии с методикой «Сюжетные картинки» Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко [8]), рисовальные пробы «Это все мое, родное» (разработана нами на основе методик «Рисовальные пробы» Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко [8] и «Рисунок моего окружения» Л.И. Борщевой [2]), «Сферограмма» (автор Н.Е. Щуркова).
На заключительном этапе уровни сформированности ценностно-смысловой сферы личности дошкольников были оценены с помощью методик «Иерархия ценностей» (разработанной на основе методики «Ценностные ориентации» М. Рокича и адаптированной для дошкольного возраста), «Незаконченные предложения» (авторы Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко [8]), «Подели игрушки» (авторы Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко [8]). Диагностика по окончании практического этапа опытно-экспериментальной работы в целом показала позитивную динамику процесса формирования ценностно-смысловой сферы личности старшего дошкольника в процессе раннего иноязычного образования.
1. В процессе исследования было выявлено преобладание у детей экспериментальной группы численных показателей, соответствующих высокому и среднему уровням, у воспитанников контрольной группы - показателей, соответствующих низкому уровню сформированности ценностно-смысловой сферы личности.
2. Произошли изменения в предпочтении детьми ценностей (от предпочтения сугубо материальных ценностей к ориентации на ценности духовные).
3. Возросла активность детей на занятиях, актуализация интереса к миру, окружающим людям и явлениям (что отразилось в вопросах, сообщениях детей, их поведении на занятиях).
4. Обогатилось и усложнилось содержание общения, его направленность на соответствие
нравственным нормам, взаимопонимание между детьми.
5. Произошел переход от нестойких, эпизодически возникающих отношений к устойчивым и осознанным проявлениям ценностных представлений, отношений и ориентаций.
Полученные результаты позволяют судить об эффективности разработанной и апробированной педагогической технологии, направленной на формирование системы личностных ценностей старших дошкольников в процессе раннего иноязычного образования, о возможности и целесообразности использования раннего иноязычного образования в качестве средства формирования ценностно-смысловой сферы личности старшего дошкольника.
The article deals with the socially important and urgent problem of bookmarks value basis, of forming a system of personal values. The particular attention is paid on the early foreign language education and its potential having an impact on the process of value-semantic sphere of the individual child in the preschool years. The organization of early foreign language teaching characterized on the axiological basis.
The key words: value-sense sphere of personality, early foreign language education, preschool age, the technology of education.
Список литературы
1. Азаров Ю.П., Азарова Л.Н. Босоногие Сократы: Приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям // Дошкольное воспитание. 1996. № 6. С. 20-28.
2. Борщева Л.И. Организация инновационной проектной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях: дис. ... канд. пед. наук. Пятигорск, 2011. 194 с.
3. Ежкова Н.С. Образование с позиций возрастных ценностей // Дошкольное воспитание. 2007. № 4. С. 6-9.
4. Кафедра дошкольной педагогики Герценовского университета: 85 лет подготовки педагога - традиции и инновации: коллективная монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. 417 с.
5. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 416 с.
6. Космачева Н.В. Проблема формирования нравственных ценностных ориентаций у дошкольников // Детский сад: теория и практика. 2011. № 4. С.17.
7. Краснощекова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 304 с.
8. Практикум по возрастной психологии: учеб.пособие / Л.Н. Кулешова [и др.]; под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. 694 с.
Об авторах
Карташова В.Н. - Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, г. Елец [email protected], [email protected]
Амбеталь А.В. - Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, г. Елец [email protected], [email protected]