Научная статья на тему 'Построение раннего иноязычного образования на аксиологической основе'

Построение раннего иноязычного образования на аксиологической основе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННЕЕ ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / EARLY FOREIGN LANGUAGE EDUCATION / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / THE SPHERE OF PERSONALITY'S ORIENTATION OF VALUES / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / PRESCHOOL AGE / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА / EXPERIMENTAL WORK / ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ / DIAGNOSTICS OF LEVELS OF FORMATION OF THE PERSONALITY'S VALUE-SENSE SPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амбеталь Алеся Викторовна

В статье описан опыт работы по формированию ценностно-смысловой сферы личности старшего дошкольника в процессе раннего иноязычного образования. Представлена авторская педагогическая технология, ставящая своей целью создание условий для становления и развития системы личностных ценностей ребенка старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creation of Early Foreign-Language Education on the Axiological Basis

This article describes the experience of forming a value-semantic sphere of the personality of senior preschoolers in early foreign language education. In the article is represented the author’s educational technology, with its goal to create conditions for the formation and development of the system of personal values of a senior preschool child.

Текст научной работы на тему «Построение раннего иноязычного образования на аксиологической основе»

УДК 373.21

А. В. Амбеталь

Построение раннего иноязычного образования на аксиологической основе

В статье описан опыт работы по формированию ценностно-смысловой сферы личности старшего дошкольника в процессе раннего иноязычного образования. Представлена авторская педагогическая технология, ставящая своей целью создание условий для становления и развития системы личностных ценностей ребенка старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: раннее иноязычное образование, ценностно-смысловая сфера личности, дошкольный возраст, педагогическая технология, опытно-экспериментальная работа, диагностика уровней сформированном^ ценностно-смысловой сферы личности.

А. V. Ambetal

Creation of Early Foreign-Language Education on the Axiological Basis

This article describes the experience of forming a value-semantic sphere of the personality of senior preschoolers in early foreign language education. In the article is represented the author's educational technology, with its goal to create conditions for the formation and development of the system of personal values of a senior preschool child.

Keywords: early foreign language education, the sphere of personality's orientation of values, preschool age, educational technology, experimental work, diagnostics of levels of formation of the personality's value-sense sphere.

Проблема раннего обучения иностранным языкам приобретает в настоящее время все большую значимость. Изучение иностранного языка предоставляет возможность показать ребенку культурную вариативность современного мира, сформировать толерантное отношение к особенностям других стран и первоначальные представления о стране изучаемого языка. Среди современных требований к организации раннего обучения иностранному языку ведущими являются создание условий для личностного развития обучающегося, формирование личности ребенка-дошкольника средствами языка.

С учетом современных требований к дошкольному воспитанию [4] и повышенного интереса к обучению дошкольников иностранному языку нами была выдвинута гипотеза о возможности формирования в процессе раннего иноязычного образования ценностно-смысловой сферы старших дошкольников и разработана педагогическая технология, ставящая своей целью осуществление данной деятельности. В статье представлены результаты проведенной работы.

В качестве принципов педагогической технологии формирования ценностно-смысловой сферы старших дошкольников в процессе раннего иноязычного образования нами были выделены следующие:

- деятельностный принцип (основанный на теории А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина о роли деятельности в психическом развитии ребенка);

- принцип адекватности (учитывающий возрастные и индивидуальные особенности ребенка, ориентирующий на соответствие формируемых ценностных представлений приоритетам группы);

- принцип активности (предполагающий создание условий для активации интереса детей, для проявления их способностей);

- принцип синтетичности (подразумевающий использование совокупности средств и способов воздействия на ребенка, объединенных в единый процесс: музыкальное и художественное оформление, зрелищность, игровое пространство, реквизиты и т. д.);

- принцип правдоподобия (предполагающий конструирование ситуаций, аналогичных ситуациям реальной жизни; создание атмосферы, побуждающей «поверить» в игровые обстоятельства; конструирование атрибутов игры);

- принцип личного проживания (заключающийся в эмоциональной включенности ребенка в деятельность, в игровые ситуации).

Нами были выделены три основных направления, в рамках которых осуществлялось становление ценностно-смысловой сферы личности старших дошкольников:

© Амбеталь А. В., 2013

1. Первое направление мы обозначили названием «Я». В рамках данного направления мы проводили работу по формированию у старших дошкольников ценностных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, а также по формированию ценностного отношения к здоровью. Для работы в данном направлении мы обращались к следующим темам: «Здравствуйте, это я!» («Guten Tag! Das bin ich»), «Продукты питания» («Essen und Trinken»), «Мое тело» («Der Körper»).

2. Второе направление работы нами было обозначено следующим образом: «Люди, которые меня окружают». Развитие данного направления осуществлялось в процессе изучения таких тем, как «Моя семья» («Die Familie»), «В магазине» («Ins Geschäft»), «Мой друг» («Mein Freund»). Работа педагога была ориентирована на:

а) приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формирование уважительного отношения к окружающим;

б) изучение эталонов обращения, приветствий, культуры поведения;

в) формирование у детей представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека, а также ценностных отношений к труду.

3. Третье направление работы было названо нами «Мир вокруг меня». Работа в данном направлении велась при изучении таких тем, как «Животные» («Haustiere», «Im Zoo»), «Времена года» («Wetter und Jahreszeiten»), «Растения» («Im Garten»). Задачей ставилось формирование у детей целостной картины мира, представлений об окружающем мире природы, экологической культуры, а также бережного отношения к любому проявлению жизни на Земле.

Формирование ценностно-смысловой сферы -процесс достаточно сложный, имеющий определенную протяженность по времени. Данный процесс предполагает деликатность в предъявлении и становлении аксиологических позиций. В ходе работы воздействия педагога были направлены на знакомство детей в процессе раннего иноязычного образования с системой общечеловеческих ценностей, на создание условий для личностного восприятия ценностей ребенком, на проектирование ситуаций, при которых поступки, соответствующие моральным нормам, становились бы для ребенка личностно значимыми.

Работа по формированию ценностно-смысловой сферы личности детей старшего дошкольного возраста в процессе раннего иноязычного образования включала следующие стадии:

1 - стадию внедрения системы ценностных представлений в образовательный процесс раннего иноязычного образования и предъявления их воспитаннику.

2 - стадию активизации позитивных переживаний ребенка.

3 - стадию проявления и закрепления ценностных представлений и ценностных отношений в поведении, деятельности.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений г. Ельца № 5 «Ландыш», № 14, № 26 «Елочка» и включала три этапа: подготовительный, практический и аналитический.

Первым этапом работы выступила диагностика уровня сформированности ценностно-смысловой сферы личности старших дошкольников. С целью выявления уровней в экспериментальной и контрольной группах нами был проведен констатирующий эксперимент. Он был направлен на определение имеющейся у детей системы осознаваемых ценностей, а также смысловой нагрузки этих ценностей в сознании.

Анализ уровней сформированности ценностно-смысловой сферы личности старших дошкольников проводился в соответствии со следующими критериями, разработанными нами с опорой на исследования Л.В. Безруковой, Н.В. Мельниковой, И.В. Сушковой: когнитивным, эмоциональным, поведенческим.

Когнитивный критерий, в нашем понимании, представлен наличием у ребенка определенных знаний, ценностных представлений о важном и значимом в жизни каждого человека, осознанием данных категорий. Качественными показателями данного критерия выступают степень сформиро-ванности важнейших понятий, широта ценностных представлений ребенка.

Эмоциональный критерий - это критерий принятия информации о ценностях. Данный критерий предполагает наличие у детей положительных эмоций от деятельности, ориентированной на уважение и терпимость к другим, на бережное отношение к окружающей природе. В качестве показателей данного критерия могут рассматриваться степень эмоциональной отзывчивости старших дошкольников; чувства, возни-

кающие в процессе общения со сверстниками, взрослыми; интерес к миру природы.

Поведенческий критерий определяет способность старших дошкольников решать соответствующие их возрастным возможностям проблемные ситуации, находить правильные решения в ситуациях морального выбора. Показателями данного критерия являются устойчивые потреб-

ности индивида и определенный стиль поведения.

Перечисленные критерии и показатели являются, по нашему мнению, базовыми для определения уровней сформированности ценностно-смысловой сферы личности старших дошкольников. В соответствии с данными параметрами нами были выделены следующие уровни (табл. 1):

Таблица 1

Уровни сформированности ценностно-смысловой сферы личности старших дошкольников

Низкий уровень Характеризуется недостаточно точным осознанием смысла и значения определенных явлений нашей жизни. Ценностные представления детей поверхностны. Дети объясняют свои представления о человеке, природе на элементарном уровне, односложно аргументируя свою точку зрения (хорошо / плохо, важно / не важно). Для детей характерно проявление равнодушия, отсутствие интереса к деятельности группы, незначительная эмоциональность, низкая эмоциональная отзывчивость. Они испытывают трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнера. Поведение неустойчиво, ситуативно. Привычка самостоятельно следовать правилам культуры поведения еще не сложилась. Наряду с добрыми поступками ребенок часто демонстрирует негативное поведение.

Средний Дети имеют представления о культуре поведения, о традициях своей семьи, об авторитете старшинства и др. Ценностные представления детей существенны и дифференцированы, содержат сформировавшиеся убеждения. Для детей характерна подражательность, положительная эмоциональная направленность на выполнение действий совместно со сверстниками, стремление к согласованным действиям, проявление интереса к деятельности группы, окружающему миру. Дети размышляют о нормах и правилах, но не всегда соблюдают их в ситуациях выбора.

Высокий Отличается осознанием смысла и значения определенных явлений, сформированностью важнейших понятий, обоснованной аргументацией своих представлений, наличием элементарной иерархии ценностей. Ребенок хорошо ориентируется в правилах культуры поведения, охотно вступает в общение, проницателен во взаимоотношениях с окружающими. Для детей характерны высокая эмоциональная отзывчивость, социальная и эмоциональная активность, проявление сострадания, эмоционального переживания, влияющих на деятельность и поведение. Ценностные представления и ценностные отношения проявляются в поведении ребенка, становясь его ценностными ориентациями. Поведение и общение устойчивы, положительно направлены.

С целью выявления уровней сформированно-сти ценностно-смысловой сферы личности старших дошкольников в экспериментальной и контрольной группах нами был разработан диагностический инструментарий, включающий комплекс следующих методик:

1. Методика «Разложи картинки», ставящая своей целью определение наличия и широты ценностных представлений ребенка.

2. Рисунок «Это все мое, родное» для определения ценностных отношений ребенка к окружающему миру и людям.

3. «Сферограмма» (автор Н.Е. Щуркова), целью которой было выявление потребностей ребенка, сферы его духовной сопричастности.

По результатам выполнения каждого задания осуществлялась оценка ответов детей, ребенок получал от 0 до 3 баллов.

Данные об уровнях сформированности ценностно-смысловой сферы личности старших дошкольников были получены в результате диагностического исследования 65 воспитанников детских образовательных учреждений №№ 5, 14, 26 г. Ельца Липецкой области: 32-х - отнесенных к экспериментальной группе (ЭГ), 33-х - к контрольной (КГ).

В результате анализа данных, полученных в ходе проведения трех методик, дети экспериментальной и контрольной групп были условно отнесены к трем уровням развития ценностно-смысловой сферы личности.

Диапазон суммарной оценки в баллах по результатам исследования с помощью трех методик составил от 0 до 9 баллов. Максимальная сумма баллов по трем заданиям - 9 баллов. К группе с низким уровнем сформированности

ценностно-смысловой сферы личности были отнесены дошкольники, набравшие по результатам трех заданий от 0 до 3 баллов; к группе со средним уровнем сформированности ценностно-смысловой сферы личности - дети, набравшие от

Проведенная диагностика позволила оценить уровень сформированности ценностно-смысловой сферы личности в экспериментальной и контрольной группах, подтвердила актуальность проблемы формирования ценностно-смысловой сферы личности в старшем дошкольном возрасте.

Полученные данные были использованы нами при организации формирующего эксперимента, основу которого составила апробация авторской педагогической технологии по формированию ценностно-смысловой сферы личности старших дошкольников в процессе раннего иноязычного образования.

Работа в данном направлении велась в течение одного учебного года в выбранной нами экспериментальной группе. Разработанная педагогическая технология, внедренная в процесс обучения иностранному языку, осуществлялась в рамках кружка «Kleine Freunde der deutchen Sprache». План занятий иностранным языком предусматривал 7 занятий (длительностью 20-25 минут) в месяц. В зависимости от содержания деятельности целесообразными были признаны фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы.

Основная цель - формирование ценностно-смысловой сферы личности старшего дошкольника, в качестве сопутствующих целей выступали начальное обучение немецкому языку, обеспечение коммуникативно-психологической адаптации старших дошкольников к новому языковому миру. Процесс раннего иноязычного образования рассматривался в качестве средства достижения поставленных целей.

4 до 6 баллов; к группе с высоким уровнем - дошкольники с результатами от 7 до 9 баллов.

В процентном соотношении полученные результаты представлены на диаграмме № 1.

Диаграмма 1

Были сформулированы следующие задачи:

- усилить ценностный потенциал занятий по иностранному языку;

- стимулировать активность детей при освоении материала;

- развивать позитивные ценностные отношения в процессе межличностного взаимодействия;

- прививать эталоны добра, способствовать становлению позиции ребенка в нравственном пространстве.

Нами был разработан комплекс мероприятий, которые вошли в процесс обучения иностранному языку с целью формирования ценностно-смысловой сферы личности старших дошкольников и наполнили ценностным содержанием все тематические разделы курса. Это мероприятия:

- позволяющие расширить и разнообразить ценностные представления детей (разучивание стихотворений «Meine liebe Mutter du», «Jedes Kind hat eine Oma», «Oma, so lieb», «Zusammen gehen» и др.; использование рифмовок, формирующих ценностное отношение к личной гигиене, здоровью, занятиям спортом; включение в процесс обучения тематических занятий «Muttertag», «Gemüse-Party», «Familie Obst» и других);

- активизирующие позитивные переживания ребенка, способствующие вызову его эмоционально-положительной реакции (тренинговые упражнения и элементы психогимнастики, прием «Ромашка обращений к маме», выставка детских работ на тему «Seid gesund!» и др.);

- формирующие собственный опыт ребенка (ролевые игры, игры-упражнения, мини-диалоги «Begegnungen», «Ins Geschäft» и др.).

После проведения всех запланированных мероприятий опытно-экспериментальной програм-

мы нами был организован контрольный эксперимент, целью которого явилась оценка эффективности педагогической технологии по формированию ценностно-смысловой сферы личности старшего дошкольника в процессе раннего иноязычного образования.

С помощью трех выбранных методик («Иерархия ценностей», «Незаконченные предложения», «Подели игрушки») были осуществлены повторная диагностика уровней сформированно-сти ценностно-смысловой сферы личности старших дошкольников и сравнительный анализ результатов ЭГ и КГ. Уровни определялись (как и на этапе контрольного эксперимента) по сле-

Таким образом, диагностика по окончании практического этапа опытно-экспериментальной работы в целом показала позитивную динамику процесса формирования ценностно-смысловой сферы личности старшего дошкольника.

Полученные результаты позволяют судить о возможности использования потенциала раннего иноязычного образования для личностного развития обучающихся, об эффективности разработанной и реализованной нами педагогической технологии формирования ценностно-смысловой сферы личности старших дошкольников в процессе раннего иноязычного образования.

Библиографический список

1. Карташова, В. Н. Раннее иноязычное образование. Теория и практика [Текст] : монография / В. Н. Карташова. - Елец : Изд-во ЕГУ, 2001. - 149 с.

2. Петрова, В. И. Нравственное воспитание в детском саду [Текст] : программа и методические рекомендации / В. И. Петрова, Т. Д. Стульник. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. - 80 с.

3. Практикум по возрастной психологии [Текст] : учеб. пособие / Л. Н. Кулешова [и др.]; под ред. Л. А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб. : Речь, 2002. - 694 с.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 г. «Об ут-

дующим критериям: когнитивному, эмоциональному и поведенческому.

В соответствии с диапазоном суммарной оценки в баллах были получены следующие результаты: от 0 до 3-х баллов получили 4 ребенка из ЭГ и 13 из КГ, от 4-х до 6-ти баллов получили 18 человек из ЭГ и 12 из КГ; от 7 до 9 баллов -10 детей из ЭГ и 8 из КГ. Процентное соотношение результатов диагностики сформированности ценностно-смысловой сферы личности старших дошкольников в ЭГ и КГ, полученных в ходе контрольного эксперимента отражены на диаграмме № 2.

Диаграмма 2

верждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» [Текст] // Российская газета. - 2010. - 5 марта.

5. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Мозаика-Синтез, 2007.

Bibliograficheskij spisok

1. Kartashova, V.N. Rannee inoyazychnoe obra-zovanie. Teoriya i praktika. Monografiya [Tekst] / V.N. Kartashova. - Elets: EGU im. 1.А. Bunina, 2001. - 149 c.

2. Petrova, V.I. Nravstvennoe vospitanie v detskom sadu. Programma i metodicheskie rekomendatsii [Tekst] / V.I. Petrova, T.D. Stul'nik. - M.: Mozai-ka-Sintez, 2008. -80 s.

3. Praktikum po vozrastnoj psikhologii [Tekst]: ucheb.posobie / L.N. Kuleshova [i dr.]; pod red.LA. Golovej, E.F. Rybalko. - SPb.: Rech', 2002. - 694 s.

4. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossij-skoj Federatsii № 655 ot 23 noyabrya 2009g. «Ob ut-verzhdenii i vvedenii v dejstvie federal'nykh go-sudarstvennykh trebovanij k strukture osnovnoj obshheobra-zovatel'noj programmy doshkol'nogo ob-razovaniya» [Tekst] // Rossijskaya gazeta. - 2010. - 5 marta

5. Programma vospitaniya i obucheniya v detskom sadu [Tekst] / Pod red. М.А. Vasil'evoj, V.V. Gerbovoj, T.S. Komarovoj. - M.: Mozaika-Sintez, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.