УДК 78 +37
НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЭТИКО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ИДЕАЛОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
© 2014 Л.А.Павлова
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 04.02.2014
Статья посвящена актуальной проблеме формирования этико-эстетических идеалов ребенка как доминанты ценностного отношения к жизни и искусству. В статье даётся обоснование выбора методологических подходов при выработке стратегии формирования этико-эстетических идеалов у старших дошкольников, рефлексивная способность старшего дошкольника рассматривается как надежный механизм саморазвития. Ключевые слова: этико-эстетические идеалы, старшие дошкольники, методологические подходы, принципы, эстетизация этики, смыслы, ценности, рефлексия, интеграция искусств.
Значительными возможностями в формировании этико-эстетических идеалов детей обладает музыкальная школа как культурно-образовательная среда с единой стратегией воспитания ребенка средствами искусства. Изучение обозначенного процесса у старших дошкольников, обучающихся в подготовительном классе ДМШ, привело нас к мысли, что этико-эсте-тический идеал формируется у ребёнка через эмоционально-чувственное принятие нравственных и эстетических знаний, образов, ценностей. Идеал становится регулятором поведения только в ходе осознания детьми его значимости и красоты. Нами была предпринята попытка научного обоснования методологических подходов, которые определили общую стратегию исследования. В качестве ведущих нами были выбраны синкретический подход эстетизации эти-ки1, опирающийся на эстетические стратегии и механизмы совершенствования личности и ценностно-смысловой подход, рассматривающий идеал как источник смыслов и ценностей.
Эстетизация этики как методологический подход предполагает приобщение ребенка к многообразию прекрасного, апеллируя к чувствам, эстетическим и нравственным ценностям, образам, идеалам и оценкам детей. Он предполагает нравственное совершенствование личности через эстетическое восприятие мира, через плоды «пробуждения человеческого в человеке», «приобщения к искусству как культуре
духовной»2. В отличие от любого социального идеала этико-эстетический идеал изначально формируется в эстетическом сознании ребенка в чувственно-образной форме, как эстетическое восприятие нравственного совершенства красивых поступков, потому что этико-эстетический идеал тесно связан с эмоциями, с миром человеческих чувств, который так близок ребёнку. Именно ранняя ориентация детей на эстетическое восприятие и созидание гарантирует обретение духовности и нравственности. В позициях сегодняшней дня правильнее говорить об эстетике взгляда, об эстетизации этического», когда «аргументация эстетическая» становится более предпочтительной...»3. Красота интуитивно располагает детей к добру, и естественное мо-тивационно-ценностное стремление ребёнка-дошкольника к прекрасному необходимо использовать в его нравственно-эстетическом воспитании. Методологический подход эстетизации этики позволяет рассматривать этико-эсте-тический идеал в качестве соединительного моста между красотой и добром на пути к этической ответственности через эстетическую интуицию и сильную эмоцию, ведь «ни одна форма поведения не является столь крепкой, как связанная с эмоцией»4.
Теоретическое обоснование синкретического подхода эстетизации этики мы нашли в различных концепциях социально-гуманитарных наук: «эстетической жизни как этики» (Р.Рорти), «эстетизированной этики вкуса» (Р.Шустер-
° Павлова Любовь Александровна, аспирант. E-mail: pa lyubov@mail.ru
1 Колышева Т.А. Рефлексия в деятельности музыканта и педагога // Известия Самарского научного центра РАН. - 2013. - Том 15. № 2 (3) - С. 807 - 812; Павлова Л.А. Этико-эстетические идеалы: Синкретический подход // Известия Самарского научного центра РАН. - 2013. - Том 15. № 2 (2) - С. 516 - 520.
2 Алексеева Л.Л., Быховская И.М. и др. Художественное образование в Российской Федерации: Развитие творческого потенциала в XXI веке: Аналит. доклад. - М.: 2011. - С.26.
3 Shusterman R. Pragmatist Aesthetics: Living Beauty, Rethinking Art (Ch. IX «Postmodern Ethics and the Art of Living»). - Oxford: 1992. - P. 239 - 240.
4 Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.:
1996. - С. 104.
ман), выбора жизни как произведения искусства (М.Фуко) и др. Б.Дземидок отмечает, что возникшие в рамках постмодернистской философии этические концепции «благой жизни» понимаемой как жизнь эстетическая - это первый шаг на пути к этико-эстетической рефлексии. Американские ученые выдвигают идею эстетического «самоконструирования», проще говоря, способ выявления связи между этикой и эстетикой (Дж. Абрамс, С.Кейвелл, А.Неймас, Р.Шустерман). В отечественной науке всесторонне освещаются философские проблемы эстетизации культуры и этики (С.С.Аверинцев, Ю.Б.Борев, В.П.Бранский, М.С.Каган, Л.Н.Столович, Н.В.Хамитов и др.). В последнее время понимание и переживание единства этики и эстетики обретают особенную ясность: важнейшими концептами и эстетики, и этики становятся «красота поступков» и «красота отношений». Н.В.Хамитов называет этот процесс «экзистенциально-эстетическим поворотом в этике» - концептуальным изменением в этическом знании, основанном на понимании красоты как этической категории. Через категорию внутренней, моральной красоты можно сегодня создать этику без морализаторства. Такая этика есть философия жизненная, «она не просто помогает нам быть успешными, она помогает не утратить себя в коллизионном мире современности, наполненном соблазнами и искушения-ми»5.
Мы не склонны идеализировать постулаты последовательного эстетизма, который провозглашает признание красоты самым высшим благом и высшей истиной. Но, изучая различные варианты концепций «эстетической жизни» («эстетического самоконструирования», «жизни как произведения искусства» и т.п.), в которых соотношение эстетического и этического рассматривается в пользу эстетики, мы предположили, что их научные выводы отчётливо фокусируются на экран музыкально-педагогической практики и могут дать желаемые результаты при формировании этико-эстетических идеалов. В современных условиях особенно актуальной становится теория калогатии (термин античной этики для обозначения идеального человека). В научной литературе понятие калогатия трактуется как «нравственная красота», этически-эстетическое, прекрасно-доброе, синкретичное, единое отношение к идеалу в образовании. Этико-эстетический идеал есть идеальный образ нравственной красоты, нарисованный в инди-
5 Хамитов Н., Крылова С., Минева С. Экзистенциально-эстетический поворот в этике // Этика и эстетика. Словарь ключевых терминов. 2009 [Электронный ресурс] URL: http://swetly .info/books /slovar.htm (Дата обращения 05.02.2014).
видуальном сознании ребенка. Этико-эсте-тические идеалы, воплощенные в художественных образах культуры - слове, музыке, живописи, в различных жанрах, видах, формах искусства, а также в национальных и культурных обычаях и традициях, дают детям духовную пищу для нравственного совершенствования. Культура и искусство во все времена были и остаются носителями эстетических и нравственных идеалов. Искусство позволяет детям увидеть, почувствовать и осознать этические и эстетические ценности жизни и на их базе сконструировать благодетельные представления и этико-эстетические идеалы - самые надёжные регуляторы поведения. Они ориентируют личность ребёнка-дошкольника на самовоспитание, на осознание ценностей познания, переживания и преобразования.
Ценностно-смысловой подход выдвигает в качестве значимых понятий ценность и смысл, объединенные в целостное понимание целей и задач воспитания растущего человека. В рамках нашего исследования сущность ценностно-смыслового подхода сводится к успешному формированию этико-эстетических идеалов у старших дошкольников на базе разноплановых представлений о жизни, музыке и искусстве в процессе их ценностного осмысления детьми.
По мнению специалистов, идеалы становятся регуляторами поведения личности, стимулами его активности в творческой деятельности только в процессе их осознания (К.А.Абульханова-Славская, А.Н.Леонтьев, Д.А.Леонтьев, В.С.Мухина, С.Л.Рубинштейн, В.И.Слободчи-ков и др.). Ценности, идеалы и смыслы человека всегда находятся во взаимосвязи, представляют собой сложные системные образования, некую целостность, исследование которой является фундаментальной проблемой педагогики и психологии (Ф.Е.Василюк, Д.А.Леонтьев, В.Ф.Сержантов, В.Франкл и др.). Идеал выступает как ценностно-смысловое образование в жизнедеятельности и развитии человека (Л.И.Божович, З.И.Гришанова, С.Л.Рубинштейн и др.). В.С.Мухина считает, что «потребность соответствовать положительному эталону поведения возникает лишь в том случае, когда для ребёнка тот или иной поступок или те или иные формы поведения приобретают определенный личностный смысл»6. Идеалы складываются в сознании ребёнка на основе переработки множества этико-эстетических восприятий, индивидуальных вкусов, жизненных, музыкальных и художественных образов. В сознании ребенка идеал интегрирует отдельные
6 Мухина В.С. Детская психология. - М.: 1985. - С. 194.
этико-эстетические представления, впечатления, которые дети получают в результате познания и преобразования действительности, отбирая для себя приемлемые ценности и конструируя из них свои идеалы. «В структуре личности возникает и укореняется личностная ценность -идеальное представление о должном, задающее направление жизнедеятельности и выступающее источником смыслов»7. Многообразие ценностей культуры соотносится с имеющимся у ребёнка на данный момент идеалом и наоборот. Художественный образ всегда является носителем и выразителем смысла, который вкладывает художник-автор, и ценностей-смыслов, которые ищет человек, воспринимающий этот образ.
Уже к 3 - 5 годам у ребенка складываются на бессознательном уровне определенный смысл и направленность жизни, цементирующие ее в единое целое8. Начиная со старшего дошкольного возраста, смысл в той или иной мере осознаётся ребенком. Именно общие смысловые образования (в случае их осознания - личностные ценности-идеалы), определяют главные и относительно постоянные отношения ребенка к основным сферам жизни - к миру, к другим людям, к самому себе9. Идеалы как высшие ценности придают реальности высшее значение и являются базой для формирования системы личностных смыслов. Образование у детей старшего дошкольного возраста фрагментов духовной культуры имеет в основании эстетическую базу и нравственные эталоны. Саморазвитие личности ребенка осуществляется через «взращивания» этико-эстетических идеалов.
Ценностно-смысловой подход является системообразующим, так как обеспечивает ориентацию на духовные ценности и идеалы. Его педагогический потенциал раскрывается и реализуется через ценностно-ориентационную функцию, обеспечивая единство всех компонентов духовного воспитания ребёнка. И как бы ни малы были дети, процесс самосовершенствования идёт непрерывно. Роль смысловых представлений в организации системы ценностных ориентаций проявляется в следующих функциях: принятии (или отрицании) и реализации определенных ценностей; усилении (или снижении) их значимости; удержании (или потере) этих ценностей во времени10. Именно так вы-
кристаллизовываются, конструируются, закрепляются в сознании ребёнка базовые этико-эстетические идеалы.
Как известно, ведущим механизмом осознания смысловых новообразований и превращения их в идеалы и «личностные ценности» является рефлексия11. Рефлексия старшего дошкольника изучена очень поверхностно. Специалисты выявляя предпосылки и особенности рефлексии на ранних этапах развития, рассматривают рефлексию по аналогии с периодизацией развития интеллекта (ребенка В.С.Мухина, Ж.Пиаже, Н.И.Рослякова, Л.В.Тру-байчук). Все они отмечают рефлексивные способности старших дошкольников и включают этот возраст в периодизацию онтогенеза рефлексии. Ученые утверждают, что рефлективность ребёнка дошкольного возраста является естественной особенностью его когнитивного развития. Развитие рефлексии старшего дошкольника осуществляется во всех видах познавательной и социально организованной деятель-ности12. Всё возрастающие духовные потребности активизируют развитие способности к рефлексии и самосовершенствованию, без которого невозможно никакое движение в развитии. Важнейшей функцией рефлексии является обеспечение осознанного отношения к своей деятельности, поступкам и собственным мыслям, приобретению идеалов (обретение смысла и осознание ценности). Для нашего исследования важно, что рефлексия, во-первых, помогает ребёнку обрести смысл и ценность, во-вторых, устраняет дискомфорт внутреннего мира ребёнка и, в-третьих (так же как эмпатийные компоненты духовного развития) способствует разрешению противоречий в сфере нравственных взаимоотношений. Именно рефлексия помогает ребёнку в выборе базовых идеалов. Вне рефлексии нет полноценного личностного развития. Без рефлексии нет и этико-эстетических идеалов, ведь идеал - это отражение своих потребностей, смыслов и ценностей в нравственном и эстетическом развитии. Именно рефлексия позволяет ребёнку превратить идеал в свое внутреннее свойство и убеждение. Как справедливо подчеркивали западные психологи Д.Боуд, Р.Кеог и Д.Уокер, рефлексия может стать фундаментом для всего образовательного про-
7 Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. - М.: 1993. - С.27.
8 Леонтьев Д.А. Очерк психологии.... - С.30.
9 Братусь Б. С. Смысловая сфера личности // Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. - СПб.: 2009. - С.85.
10Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В.
Философско-психологическая концепция С.Л.Рубин-
штейна: к 100-летию со дня рождения. - М.: 1989. - С. 232.
11Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: 1988. - С.89 - 90.
12 Рослякова Н.И. Возрастные предпосылки развития рефлексии у старшего дошкольника // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. - 2008. - № 66. - С. 314 - 319.
цесса. Рефлексия - самая многокомпонентная педагогическая категория. Обучение на основе анализа опыта рефлексии эффективно, уже потому что рефлексия сама по себе - это «всегда порождение нового знания в сознании индиви-да»13. Любое детское творчество, исполнительство, любая целенаправленная деятельность требуют сравнения с этико-эстетическим идеалом, самоконтроля, рефлексивной саморегуля-циии. Рефлексия рождает индивидуальные идеалы. В результате рефлексии система идеалов не только ставится в новые отношения, но достраивается и перестраивается, т.е. становится иной, чем она была до процесса рефлексии. «Эмоциональная эстетическая, художественная, музыкальная рефлексия, подкреплённая нравственными нюансами, несомненно, поможет детям легче осмыслить абстрактные этические категории, и прийти к рефлексии морального плана»14.
Смысловой уровень рефлексивной регуляции не предписывает готовых рецептов поступкам, но дает общие принципы оценки. «Как только мы переходим в план нравственных смыслов, мы говорим о поступках, деяниях, которые бывают низкими (т.е. определяемыми эгоцентризмом, себялюбием, как бы прижатыми к прагматическим смыслам) и высокими (т.е. устремленными к общечеловеческим идеа-лам)»15. Критериями сформированности этико-
эстетических идеалов у старших дошкольников становятся знания детей об общечеловеческих идеалах, ценностях, их эмоциональное отношение к идеалам Истины, Добра и Красоты, характер отношения к присвоению идеалов-ценностей, а также эмпатия - способность к эмоциональной рефлексии своих поступков, управление своими эмоциями, действенная эмоциональная отзывчивость.
Синкретический подход эстетизации этики и ценностно-смысловой подход к формированию этико-эстетических идеалов дают педагогу-музыканту возможность опереться на естественное для детей старшего дошкольного возраста сенситивность - обострённую чувственность, сохранённое голографическое восприятие мира, целостное понимание ценности и смысла, быстрое развитие рефлексивных умений и естественную тягу детей этого возраста к красоте.
13Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Психология рефлексии; проблемы и исследования // Вопросы психологии. - 1985. - №3 - с.31-40.
14Колышева Т.А., Павлова Л.А. Особенности музыкальной рефлексии старшего дошкольника как психолого-педагогическая проблема обучения учителя // Известия Самарского научного центра РАН. -2011. - № 2. - С.1482 - 1486.
15Братусь Б.С. Смысловая сфера личности.....- С.88.
SCIENTIFIC APPROACHES TO FORMATION OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN'S
ETHICAL AND AESTHETIC IDEALS
© 2014 L. A. Pavlova
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
The article is devoted to the problem of formation of ethical and aesthetic ideals as the dominant of axiological attitude to life and art. The article gives a rationale for the choice of methodological approaches to the development of strategy for the formation of older preschoolers' ethical and aesthetic ideals; an older preschooler's reflexive ability is regarded as a reliable mechanism for self-development.
The key words: ethico-aesthetic ideals, older preschoolers, methodological approaches, aestheticization of ethics, meanings, values, reflection, integration of arts.
о
Lyubov Aleksandrovna Pavlova, Postgraduate. E-mail: pa lyubov@mail.ru