УДК 159.92
Н.С. Ежкова (Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого)
Тел.:(4872) 35-56-68, e-mail: [email protected]
Э.А. Добриян (Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого)
Тел.:(4872) 35-22-89, e-mail: almo stbrunette@mail .ru
ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: АКСИОЛОГИЧЕСИЙ АСПЕКТ
В статье рассматривается проблема формирования ценностных представлений у дошкольников как одно из направлений аксиологического подхода. Раскрываются педагогические возможности разрешения противоречия между необходимостью приобщения детей к ценностям и фрагментарно используемым методическим инструментарием процесса формирования ценностных представлений у детей старшего дошкольного возраста, описываются возможности ценностного принятия информации для сохранения психического здоровья дошкольников.
Ключевые слова: представления, ценность, ценностные представления.
Одной из важных задач, стоящих перед современным обществом и образованием, является приобщение будущего поколения к общественно значимым ценностям. Исследователи (Ананьев Б.Г., Кон И.С., Матюшкин А.Н., В.Б. Ольшанский В.Б. и мн. др.) утверждают, что действия человека определяются выбором конкретных ценностей, ориентацией на них. В связи с этим в науке и практике уделяют внимание проблеме формирования ценностных представлений, так как именно они указывают на важность всего человеческого опыта, помогают разрешить многие важных жизненные вопросы. Система ценностных представлений является важной характеристикой человека, определяет содержание личности и составляет основу ее мировоззрения.
Одним из важных направлений в исследовании ценностных представлений считается исследование, которое проводилось в конце 60-х - 70-х годов в США Рокичем, а также в других странах на основе выделенного им метода ранжирования ценностей. Ценность Рокич характеризует как "устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный им способ поведения, либо конечная цель существования". Общечеловеческие ценности определяются следующими основными признаками: 1) общее число ценностей, которые являются достоянием человека, сравнительно невелико; 2) все люди имеют одни и те же ценности, хотя и в разной степени; 3) ценности организованы в систему; 4) начало человеческих ценностей можно проследить в культуре, обществе и его институтах и личности; 5) влияние ценностей имеется
практически во всех общественных феноменах, заслуживающих изучения. Данный исследователь выделяет две группы ценностей: терминальные и инструментальные Терминальные ценности определяются им как убеждения в том, что любая конечная цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживает того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности - как убеждения в том, что определенный образ действий (например, порядочность) с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях. В 80-е годы Шварц С. и Билски В. попытались создать более подробную и обоснованную, чем у Рокича, классификацию ценностей и разработали свою диагностическую методику.
В СССР практически одновременно с выходом в свет основных научных публикаций Рокича по вопросам ценностей была создана исследовательская группа по изучению ценностных ориентации. Методика Рокича уже в 70-е гг. адаптирована Гоштаутасом А., Семеновым А. А. и Ядовым В. А. Однако эти исследования не были нацелены на изучение ценностных представлений детей дошкольного возраста.
Выявляясь в разных формах (цели, установки, оценки, нормативные представления, императивы, запреты и др.), ценностные ориентации являются ориентиром деятельности человека и позволяет ему оценить окружающий мир в плане «добро-зло», «правда-ложь», «красота-безобразие», «допустимо-запретно», «справедливо-несправедливо». Воспринимая от окружающих людей взгляд на что-либо как на ценность, достойную того, чтобы на нее ориентироваться в своем поведении, человек способен тем самым закладывать в себе основы потребностей, которые раньше у него отсутствовали.
Ценности не всегда осознаются человеком, при этом их регулярное влияние не исчезает. Сам человек может вообще не осознавать, прявляет ли он ценностное отношение к данному моменту, и если да, то какое. Действенная же сила ценностного отношения от этого не исчезнет. Вышесказанное позволяет сделать вывод, что ценности представляют собой начальные представления о том, что всякая идея, цель, форма поведения является индивидуально или общественно предпочтительнее другой идеи, цели, формы поведения и т.д. Ценность несет в себе нравственное представление человека о том, что является настоящим, положительным или желательным, они - осознанный или интуитивный нравственный выбор того, что для человека является важным.
Ценности человека обычно формируются в раннем возрасте. Их источник - это, как правило, те люди, которые непосредственно находятся с ребенком, окружают его. Первоначальные представления о том, что хорошо, а что нет обычно складываются под влиянием действий и мнений родных и близких, и основа ценностных представлений, обычно, закладывается внутри семьи. Малыши тщательно наблюдают за своими родителями и следят за их действиями в различных жизненных ситуациях. Смотря на реакции родителей в обычные и неожиданные моменты, в минуты беспокойства и покоя, анализируя их поступки и слова, дети начинают практически всему подражать. Благодаря семье они понимают различия между хорошим и плохим, добром и злом, они
ищут возможные пути преодоления пока еще детских проблем. До определенного возраста взгляды ребенка практически идентичны взглядам родителей, они поступают, говорят как родители. Взрослея, ребенок знакомится с другими ценностными представлениями, и это неизбежно (в большей или меньшей степени) меняет его ценности.
Проблема формирования ценностных представлений у дошкольников относится к числу сложных и недостаточно полно раскрытых в научной и методической литературе. Л.Я. Карпенко, давая определение понятия «представление», обращает внимание на то, что это образы предметов, различных сцен или событий, которое возникающие на основе их припоминания или непродуктивного воображения. В ХХ веке все чаще в теоретических подходах к образованию детей отражается понятие «ценностные представления».
Соединение представлений с ценностями позволило увидеть особый ракурс педагогической работы, направленный на приобщение детей к ценностям. Многие ученые, пытаясь определить содержание понятия «ценность» раскрывают его через выделение определенного ряда признаков: значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность (Тугаринов В.П., Дробницкий О.Г., Василенко В.О. и др.). Так, П.С. Гуревич определяет ценности как «личностно окрашенное отношение к миру, возникающее не только на основе знаний и информации, но и собственного жизненного опыта человека».
Анализ проблемы позволил выявить, что сегодня в образовательном поле выделяют большое количество подходов к переосмыслению ценностей образования из-за изменений общества. По исследованиям кандидата педагогических наук Л.В. Безруковой, на первом месте стоят аксиологический и социокультурный подходы в образовании. Эти подходы ставят в центр психолого-педагогических теорий и технологий общечеловеческие ценности, которые преобразовывают в соответствии с ними природу человека и его среду - мир орудий его материальной и духовной деятельности (Роджерс К., Маслоу А., Абульханова К.А., Мудрик А.В., Орлов А.Б. и др.). Это положение является основанием для образования личности, ядром которой являются субъектные свойства, определяющие меру её свободы, гуманности, духовности и жизнетворчества. Основные качества такой личности: способность к культурной идентификации, освоение ценностей культуры, выбор и осуществление культурного образа жизни, самодетерминация в культуре. Согласно этим положениям, у дошкольника должен сформироваться цельный образ культуры, с которым неразрывно связан обобщенный образ мира. Обучение и воспитание дошкольников в данном контексте можно понимать как работу со смыслами, ценностями, системой отношений ребенка, с его эмоционально-волевой и рефлексивной сферами. Именно ценности становятся основой, на которой происходит обогащение картины мира у детей, организованное под влиянием диалога взрослой и детской субкультур.
Ученые обратили свое внимание на проблему ориентации дошкольников на социальные ценности, на закономерности, внешние и внутренние
детерминанты данного процесса только в последние, годы общественного развития.
Педагогическая сторона вопроса формирования ценностных представлений об окружающем мире недостаточно полно изучен и не имеет однозначного решения в зарубежной и отечественной науке, особенно в отношении дошкольников. Изучение научных работ позволило определить несколько направлений в разработке проблемы:
- определение социокультурных оснований педагогической деятельности (Беляева Л.А., Протанская Е.С., Шмулевская М.В. и др.);
- изучение места ценностей в структуре личности (Платонов К.К., Столин В.В., Василюк В.Е., Выготский Л.С., Залесский Г.Е., Ананьев Б.Г., Бодалев А.А., Кон И.С., Божович Л.И., Непомнящая Н.И. и др.);
- условия становления ценностного отношения личности к миру, механизмы данного процесса (Бердяев А.А., Симонов П.В., Мясищев В.П., Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Иванчук Н.В., Брожик А., Казакина М.Г., Кирьякова А.В., Щукина Г.И., Елизаров С.Г., Савкииа Г.П. и др.);
- нравственное развитие личности ребенка дошкольного возраста, (Божович Л.И., Буре Р.С, Маркова Т.А., Нечаева В.Г., Якобсон С.Г., Козлова С.Л., Антонова Т.В., Репина Т.Л., и др.);
- условия формирования образа мира у дошкольников (Виноградова A.M., Субботский Е.В., Купецкова Е.Ф., Виноградова Н.Ф.);
- формирование ценностного отношения к окружающему миру у старших дошкольников (Безрукова Л.В.)
- приобщение дошкольников к ценностям: теория и методика (Ежкова
Н.С.).
Формирование лично значимых ценностей можно представить как процесс интериоризации, т.е. присвоения личностью общественных ценностей. Д. Леонтьев выделил три формы, в которых существуют ценности и которые взаимопереходят друг в друга: общественные идеалы, предметное воплощение этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей и мотивационные структуры личности («модели должного»), подталкивающие ее к предметному воплощению в своем поведении и деятельности общественных ценностных идеалов. Если эту схему взаимопереходов упростить, то она будет выглядеть следующим образом: «общественные идеалы усваиваются личностью и начинают в качестве «моделей должного» побуждать ее активность, в процессе которой происходит предметное воплощение этих моделей; предметно воплощенные ценности, в свою очередь, становятся основой для формирования общественных идеалов и т. д. по бесконечной спирали».
Анализ проблемы образования определил, что на сегодняшний день в ней выделяется множество направлений для переосмысления ценностей. Однако основная проблема заключается в том, что исследователи ценностных представлений (Кунявский М.Б., Моин В.Б., Попова И.М.), раскрывают опытно-экспериментальный материал с ориентацией на школьный возраст, аргументируя тем, что ценностное принятие основано на механизме
осознанности и сформированности устойчивых элементов мировоззрения. Вместе с тем, как в отечественных (Лурия А.Р., Мухина В.С.), так и в зарубежных научных школах (Рокич М.) особое значение придают дошкольному периоду в становлении личности и ее смыслообразующих ценностных компонентов. Исследователи определили, что процесс становления ядра личности - системы ценностных представлений и отношения к окружающему миру может осуществляться с позиции постижения и принятия образно насыщенного материала аксиологического содержания. Способность дошкольников «запечатлевать» нормы, ценности, правила, отношение к ним и образцы проведения позволяет реализовать работу по формированию ценностных представлений у детей, начиная с раннего детства и успешность данного направления образовательной работы определяется развитием личностного интереса, желания воспринимать ценностно-ориентированный материал, обогащением детей новыми впечатлениями, образами окружающего мира, что лежит в пласте эмоциональной регуляции процесса постижения ценностей [3]. Эмоциональное принятие информации важнейшим образом влияет на здоровье человека. Если человек испытывает благоприятные эмоция, обсуждая определенную тему, то и его самочувствие находится в комфортной зоне. Исходя из этого, мы пришли к выводу, что формирование ценностных, значимых представлений об окружающем играет большую роль в сохранении здоровья и профилактике различных заболеваний как у взрослых, так и детей.
Формируя ценностные представления необходимо учитывать возрастную специфику детей-дошкольников. В ряде работ выделены следующие основания для отбора ценностей, которые должны постигаться детьми на этом этапе жизнедеятельности:
- ориентировка на духовные традиции общества;
- опора на общечеловеческую культуру, историю социума и конкретного народа;
- гуманистическое направление и индивидуальный подход;
- ограниченность в количественном отношении и обобщенный характер постижения, обеспечивающий гармонизацию отношений человек-природа-общество.
Данные основания позволяют выделить следующие ценности, отвечающие требуемым характеристикам и представляют ценностно-ориентационный аспект содержания обучения и воспитания дошкольников. К ним относится: Человек и его Жизнь, Семья, Труд, Знание, Родина, Красота, Мир. В этих ценностях представлены основные смысловые стороны жизни и культуры современного общества.
Проблема своеобразия способов формирования ценностных представлений об окружающем мире у дошкольников принадлежит к числу важных и практикозначимых. Вместе с тем, несмотря на достаточное количество теоретического материала, в настоящее время не выделены в полном объеме продуктивные средства, методы перевода социально значимых ценностей в субъективно значимые, условия перевода ценностных представлений о мире на действенный уровень. Успешность данного
направления образовательной работы определяется не только и не столько информированностью детей о ценностях жизни, культуры, сколько развитием личностного интереса, желания воспринимать ценностно-ориентированный материал, обогащением детей новыми мотивационно-значимыми впечатлениями, образами окружающего мира, что лежит в области эмоциональной регуляции процесса постижения ценностей [1]. Важное место в приобщении дошкольников к ценностям имеют эмоции. Ребенок должен идти к постижению ценностей через эмоциональное принятие, личностное переживание их значимости, развитие отношения к различным областям миропознания и т. д. Формирование ценностных представлений - это работа, прежде всего, в области эмоционального обогащения жизни дошкольников. Основой для ценностных представлений являются образы, которые служат источником рождения и воплощения эмоциональных проявлений детей, они оживляют внутренний мир ребенка и служат основой эмоционально-ценностного отношения к миру. Развитие ценностных представлений должно происходить в результате поэтапного постижения ценностей в процессе восприятия явлений жизни и переживания их содержания с последующим их преобразованием в индивидуальные, лично значимые, неповторимые образы [2].
Анализ психолого-педагогической литературы, помог определить, что процесс формирования ценностных представлений представляет собой становление ядра личности в виде иерархии ценностей человека, определяющей избирательность его поведения, мотивы и цели деятельности.
Основываясь на опыте отечественной педагогики в области развития детей дошкольного возраста можно выделить различные уровни ценностных представлений у детей старшего дошкольного возраста:
• образное постижение ценностей;
• ценностная форма поведения, строящаяся на ценностных представлениях;
• эмоционально-ценностное отношение к миру, основой для проявления которого служат также ценностные представления.
Анализируя современный методической материал можно утверждать, что формирование ценностных представлений у дошкольников происходит в следующих направлениях:
• развитие положительной эмоциональной реакции на проявления общественно значимых ценностных представлений;
• развитие общественно приемлемых эмоциональных откликов, адекватных конкретной ситуации или игнорирования социально направленных ценностных представлений;
• содержание ситуаций, которые способствуют открытому проявлению ценностного отношения к окружающим во взаимодействии с ними;
• интериоризация общественно значимых ценностных представлений через узнавание знакомых ценностей в новых ситуациях;
• обогащение активного словаря благодаря словам, обозначающих ценности и антиценности;
• воспитание ценностной оценки к сторонам общественной жизни через побуждение к выражению эмпатии, сочувствия и содействия как проявления ценностных представлений об окружающем;
• формирование умения проявлять в действиях, выражать в игровых и жизненных ситуациях общественно ценные представления, которые основываются на уважении к другому человеку и признании его как ценности;
• формирование целостной картины мира на основе первоначальных ценностных представлений;
• формирование личностных свойств на основе общественно значимых ценностных представлений.
Таким образом, формирование личности старшего дошкольника предполагает выстраивание конкретной системы ценностных представлений. Ценностные представления дошкольников являются основным фактором и условием общественного развития, успешности обучения и воспитания в целом. Ребенок осваивает опыт регуляции своего общественного поведения и взаимоотношений с людьми согласно принятым в социуме ценностями, которые в структуре личности ребенка при грамотной педагогической поддержке переходят в ценностные представления.
Для того чтобы определить насколько у детей старшего дошкольного возраста сформированы ценностные преставления был подобран ряд методик. Для начала детям предлагалось ответить на вопросы, которые позволили бы вывить, насколько ценностные представления широки и глубоки, какое место доступные для старшего дошкольного возраста ценности занимают в представлениях детей. Также каждому ребёнку раздавались листы бумаги, в центре которых символично изображались ценности: семья, родина, труд, человек и его жизнь, познание, красота, мир. Каждое изображение рассматривалось вместе с детьми и обозначалось словами. Затем давалась инструкция нарисовать вокруг этого изображения то, что раскрывает его более конкретно, без чего оно не может существовать, что отражает, описывает его различные стороны. Если это трудно, можно рассказать, описать словами. Данная методика была направлена на выявление понимания детьми содержательной стороны ценностей. Целью заключительной методики было определить значимость ценностей в жизни детей. Это задание было направлено на выбор поведения в воображаемых ситуациях. Для этого использовалось две группы рассказов. Первая группа рассказов раскрывает события связанные с чувствами другого человека. При этом детям предлагается описать переживания главного героя и затем завершить рассказ, его последующие действия. Героями второй группы рассказов являются сверстники, как близкие (друзья, партнёры по играм), так и индифферентные, не признанные ребёнком. Эти рассказы носят провоцирующий характер, побуждая ребёнка сделать свой выбор.
Проведенное исследование показало необходимость организации специальной работы по формированию ценностных представлений у детей старшего дошкольного возраста и дальнейшая целенаправленная педагогическая работа по формированию ценностных представлений должна
найти свое место в педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений и добиться важных позитивных сдвигов в личностном развитии дошкольников.
Литература
1. Ежкова Н.С. Приобщение дошкольников к ценностям: теория и методика. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2006. 119 с.
2. Ежкова Н.С. Теория и практика эмоционально-развивающего образования детей дошкольного возраста. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2008. 264 с.
3. Космачева Н.В. Формирование нравственных ценностных ориентаций у дошкольников: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Коломна, 2009. 222 с. ; то же [Электронный ресурс] // Электронная библиотека «Веда». URL: http://lib.ua-ru.net/diss/cont/364467.html (дата обращения: 28.09.2014).
N.S. Egkova
E.A. Dobriyan
THE HEALTH CARE WITH VALUE APPROACH IN EDUCATION PRESCHOOL.
Currently in pre-school education is increasingly sounds problem of formation of value concepts of children as the direction of the spiritual and moral development. This article explains the relevance of this line of pedagogical work, highlighted the contradiction between the need to introduce children to the values and the lack of actual ongoing process of the formation of value concepts in preschool children, as well as reveal the possibility of the adoption of the valuable information to save the mental health of preschool children.
Keywords: performance, value, values, health presser.