Научная статья на тему 'Научные подходы к формированию этико-эстетических идеалов у старших дошкольников'

Научные подходы к формированию этико-эстетических идеалов у старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
397
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ИДЕАЛЫ / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ЭСТЕТИЗАЦИЯ ЭТИКИ / СМЫСЛЫ / ЦЕННОСТИ / РЕФЛЕКСИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ ИСКУССТВ / AN ETHICO-AESTHETIC IDEAL / OLDER PRESCHOOLERS / METHODOLOGICAL APPROACHES / AESTHETICIZATION OF ETHICS / MEANINGS / VALUES / REFLECTION / INTEGRATION OF ART

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Павлова Любовь Александровна

Статья посвящена актуальной проблеме формирования этико-эстетических идеалов как доминанты ценностного отношения к жизни и искусству. В статье даётся обоснование выбора методологических подходов при выработке стратегии формирования этико-эстетических идеалов у старших дошкольников. Рефлексивная способность старшего дошкольника рассматривается как надежный механизм саморазвития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC APPROACHES TO FORMATION OF ETHICAL AND AESTHETIC IDEALS OF THE OLDER PRESCHOOL CHILDREN

The article is devoted to the problem of formation of ethical and aesthetic ideals as the dominant of value attitude to life and art. The article gives a rationale for the choice of methodological approaches in the development strategy for the formation of ethical and aesthetic ideals of the older preschoolers, reflexive ability of older preschooler regarded as a reliable mechanism for self-development.

Текст научной работы на тему «Научные подходы к формированию этико-эстетических идеалов у старших дошкольников»

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 16, №2(3), 2014

УДК 78 +37

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЭТИКО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ИДЕАЛОВ

У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

© 2014 Л.А.Павлова

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 16.05.2014

Статья посвящена актуальной проблеме формирования этико-эстетических идеалов как доминанты ценностного отношения к жизни и искусству. В статье даётся обоснование выбора методологических подходов при выработке стратегии формирования этико-эстетических идеалов у старших дошкольников. Рефлексивная способность старшего дошкольника рассматривается как надежный механизм саморазвития. Ключевые слова: этико-эстетические идеалы, старшие дошкольники, методологические подходы, эстетизация этики, смыслы, ценности, рефлексия, интеграция искусств.

Изучение процесса формирования этико-эстетических идеалов у старших дошкольников, обучающихся в музыкальной школе, привело нас к мысли, что этико-эстетический идеал формируется у ребёнка через эмоционально-чувственное принятие нравственных и эстетических знаний, образов, ценностей. Идеал становится регулятором поведения только в ходе осознания детьми его значимости и красоты. Нами была предпринята попытка научного обоснования методологических подходов, которые определили общие стратегии исследования процесса формирования этико-эстетических идеалов у детей. В результате ведущими были выбраны: синкретический подход эстетизации этики1, опирающийся на эстетические стратегии и механизмы совершенствования личности и ценностно-смысловой подход, рассматривающий идеал как источник смыслов и ценностей. В ходе экспериментальной педагогической деятельности сделан вывод о результативности сочетания эстетизации этики с ценностно-смысловым подходом.

Эстетизация этики как методологический подход предполагает приобщение ребенка к многообразию прекрасного, апеллируя к чувствам, эстетическим и нравственным ценностям, образам, идеалам и оценкам детей. Он предполагает нравственное совершенствование личности через эстетическое восприятие мира, через плоды «пробуждения человеческого в человеке», «приобщения к искусству как культуре духовной»2. В отличие от любого социального

идеала этико-эстетический идеал изначально формируется в эстетическом сознании в чувственно-образной форме, как эстетическое восприятие нравственного совершенства красивых поступков, потому что этико-эстетический идеал тесно связан с эмоциями, с миром человеческих чувств, который так близок ребёнку. Именно ранняя ориентация детей на эстетическое восприятие и созидание гарантирует обретение духовности и нравственности. В формах сегодняшней жизни правильнее говорить об эстетике взгляда, об эстетизации этического», когда «аргументация эстетическая» становится более предпочтительной...»3. Красота интуитивно располагает к добру, и естественное мотиваци-онно-ценностное стремление ребёнка-дошкольника к «прекрасному» необходимо использовать в нравственно-эстетическом воспитании. Методологический подход эстетизации этики позволяет рассматривать этико-эстетический идеал в качестве соединительного моста между красотой и добром на пути к этической ответственности через эстетическую интуицию и сильную эмоцию, ведь «ни одна форма поведения не является столь крепкой, как связанная с эмоцией»4.

Теоретическое обоснование необходимости внедрения в практику идеалоформирующего воспитания подхода эстетизации этики мы нашли в различных концепциях социально-гуманитарных наук: «эстетической жизни как этики» (Р.Рорти), «эстетизированной этики вкуса» (Р.Шустерман), выбора жизни как произведения искусства (М.Фуко) и др. Б.Дзе-

Павлова Любовь Александровна, аспирант.

E-mail: pa lyubov@mail.ru

1 Павлова Л.А. Этико-эстетические идеалы: синкретический подход // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2013. - Т.15. - № 2(2). - С.516 - 520; 517.

2 Алексеева Л.Л., Быховская И.М. и др. Художественное образование в Российской Федерации:

Развитие творческого потенциала в XXI веке: аналит. доклад. - М.: 2011. - С.26.

3 Shusterman R. Pragmatist Aesthetics: Living Beauty, Rethinking Art (Ch. IX «Postmodern Ethics and the Art of Living»). Oxford, 1992. - P. 239 - 240.

4 Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: 1996. - С. 104.

мидок отмечает, что возникшие в рамках постмодернистской философии этические концепции «благой жизни» понимаемой как жизнь эстетическая - это первый шаг на пути к этико-эстетической рефлексии. Американские ученые выдвигают идею эстетического «самоконструирования», проще говоря, способ выявления связи между этикой и эстетикой (Дж.Абрамс, С.Кейвелл, А.Неймас, Р.Шустерман). В отечественной науке всесторонне освещаются философские проблемы эстетизации культуры и этики (С.С.Аверинцев, Ю.Б.Борев, В.П.Бранский, М.С.Каган, Л.Н.Столович, Н.В. Хамитов и др.). В последнее время понимание и переживание единства этики и эстетики обретают особенную ясность: важнейшими концептами и эстетики, и этики становятся «красота поступков» и «красота отношений». Н.В.Хамитов называет этот процесс «экзистенциально-эстетическим поворотом в этике» - концептуальным изменением в этическом знании, основанном на понимании красоты как этической категории. Через категорию внутренней, моральной красоты можно сегодня создать этику без морализаторства. Такая этика есть философия жизненная, «она не просто помогает нам быть успешными, она помогает не утратить себя в коллизионном мире современности, наполненном соблазнами и искушениями»5.

Мы не склонны идеализировать постулаты последовательного эстетизма, который провозглашает признание красоты самым высшим благом и высшей истиной. Но, изучая различные варианты концепций «эстетической жизни» («эстетического самоконструирования», «жизни как произведения искусства» и т.п.), в которых соотношение эстетического и этического рассматривается в пользу эстетики, мы предположили, что их научные выводы отчётливо фокусируются на экран современной педагогической практики и могут дать желаемые результаты при формировании этико-эстетических идеалов. В современных условиях особенно актуальной становится теория калогатии (термин античной этики для обозначения идеального человека). Приблизительный перевод понятия калогатия -«нравственная красота», этически-эстетическое, прекрасно-доброе, синкретичное, единое отношение к идеалу в образовании. Этико-эстетический идеал - и есть идеальный образ нравственной красоты, нарисованный в индивидуальном сознании. Этико-эстетические идеалы, воплощенные в художественных образах культуры - слове, музыке, живописи или иных формах искусства, а также в обычаях и тради-

5 Хамитов Н., Крылова С., Минеева С. Экзистенциально-эстетический поворот в этике // Этика и эстетика. Словарь ключевых терминов. - Киев: 2009. - С. 322.

циях, дают духовную пищу для нравственного совершенствования. Культура и искусство во все времена являются носителями эстетических и нравственных идеалов. Искусство даёт детям возможность увидеть, почувствовать и осознать этические и эстетические ценности жизни и на их базе сконструировать благодетельные представления и этико-эстетические идеалы - самые надёжные регуляторы поведения. Они ориентируют личность ребёнка-дошкольника на самовоспитание, на осознание ценностей познания, переживания и преобразования.

Ценностно-смысловой подход выдвигает в качестве значимых понятий ценность и смысл, объединенные в целостное понимание целей и задач воспитания растущего человека. В рамках нашего исследования сущность ценностно-смыслового подхода сводится к успешному формированию этико-эстетических идеалов у детей старшего дошкольного возраста на базе разноплановых представлений о жизни и искусстве в процессе их ценностного осмысления детьми. По мнению специалистов, идеалы становятся регуляторами поведения личности, стимулами его активности в творческой деятельности только в процессе их осознания (К.А. Абульханова- Славская, А.Н.Леонтьев, Д.А.Леонтьев, В.С.Мухина, С.Л.Рубинштейн,

B.И.Слободчиков и др.). Ценности, идеалы и смыслы человека всегда находятся во взаимосвязи, представляют собой сложные системные образования, некую целостность, исследование которой является фундаментальной проблемой педагогики и психологии (Ф.Е.Василюк, Д.А.Леонтьев, В.Ф.Сержантов, В.Франкл и др.). Идеал выступает как ценностно-смысловое образование в жизнедеятельности и развитии человека (Л.И.Божович, З.И.Гришанова,

C.Л.Рубинштейн, А.И.Шемшурина и др.). В.С.Мухина считает, что «потребность соответствовать положительному эталону поведения возникает лишь в том случае, когда для ребёнка тот или иной поступок или те или иные формы поведения приобретают определенный личностный смысл»6. Идеалы складываются в сознании ребёнка на основе переработки множества этико-эстетических восприятий, индивидуальных вкусов, жизненных и художественных образов. В сознании ребенка идеал интегрирует отдельные этико-эстетические представления, впечатления, которые дети получают в результате познания и преобразования действительности, отбирая для себя приемлемые ценности и конструируя из них свои идеалы. «В структуре личности возникает и укореняется

6 Мухина В.С. Детская психология. - М.: 1985. -С.194.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 16, №№2(3), 2014

личностная ценность - идеальное представление о должном, задающее направление жизнедеятельности и выступающее источником смы-слов»7. Многообразие ценностей культуры соотносится с имеющимся у ребёнка на данный момент идеалом и наоборот. Художественный образ всегда является носителем и выразителем смысла, который вкладывает художник-автор, и ценностей-смыслов, которые ищет человек, воспринимающий этот образ.

Уже к 3 - 5 годам у каждого человека складываются на бессознательном уровне определенный смысл и направленность жизни, цементирующие ее в единое целое8. Начиная со старшего дошкольного возраста, смысл в той или иной мере осознаётся ребенком. Именно общие смысловые образования (в случае их осознания - личностные ценности-идеалы), определяют главные и относительно постоянные отношения ребенка к основным сферам жизни - к миру, к другим людям, к самому себе9. Идеалы как высшие ценности придают реальности высшее значение и являются базой для формирования системы личностных смыслов. Образование у детей старшего дошкольного возраста фрагментов духовной культуры имеет в основании эстетическую базу и нравственные эталоны. Саморазвитие осуществляется через «взращивания» этико-эстетических идеалов.

Ценностно-смысловой подход является системообразующим, так как обеспечивает ориентацию на духовные ценности и идеалы. Его педагогический потенциал раскрывается и реали-зовывается через ценностно-ориентационную функцию, обеспечивая единство всех компонентов духовного воспитания ребёнка. И как бы ни малы были дети, процесс самосовершенствования идёт непрерывно. Роль смысловых представлений в организации системы ценностных ориентаций проявляется в следующих функциях: принятии (или отрицании) и реализации определенных ценностей; усилении (или снижении) их значимости; удержании (или потере) этих ценностей во времени10. Именно так выкристаллизовываются, конструируются, закрепляются в сознании ребёнка базовые этико-эстетические идеалы.

Как известно, ведущим механизмом осознания смысловых новообразований и превраще-

ния их в идеалы и «личностные ценности» является рефлексия11. Рефлексия старшего дошкольника изучена очень поверхностно. Некоторые учёные (В.С.Мухина, Ж.Пиаже, Н.И.Рослякова, Л.В.Трубайчук), выявляя предпосылки и особенности рефлексии на ранних этапах развития, рассматривают рефлексию по аналогии с периодизацией развития интеллекта ребенка. Все они отмечают рефлексивную способность старших дошкольников и включают этот возраст в периодизацию онтогенеза рефлексии. Специалисты утверждают, что рефлективность ребёнка дошкольного возраста является естественной особенностью его когнитивного развития. Развитие рефлексии старшего дошкольника осуществляется во всех видах познавательной и социально организованной деятельности12. Важнейшей функцией рефлексии является обеспечение осознанного отношения к своей деятельности, поступкам и собственным мыслям, приобретению идеалов (обретение смысла и осознание ценности). Для нашего исследования важно, что рефлексия, во-первых, помогает ребёнку обрести смысл и ценность, во-вторых, устраняет дискомфорт внутреннего мира ребёнка и, в-третьих (так же как эмпатийные компоненты духовного развития) способствует разрешению противоречий в сфере нравственных взаимоотношений. Именно рефлексия помогает ребёнку в выборе базовых идеалов. Именно рефлексия позволяет ребёнку превратить идеал в свое внутреннее свойство и убеждение. Как справедливо подчеркивали западные психологи Д.Боуд, Р.Кеог и Д.Уокер рефлексия может стать фундаментом для всего образовательного процесса. Рефлексия - самая многокомпонентная педагогическая категория. Обучение на основе анализа опыта рефлексии эффективно, уже потому что рефлексия сама по себе - это «всегда порождение нового знания в сознании индивида»13. Любое детское творчество, исполнительство, любая целенаправленная деятельность требуют сравнения с этико-эстетическим идеалом, самоконтроля, рефлексивной саморегуляциии. Рефлексия рождает индивидуальные идеалы. В результате рефлексии система идеалов не только ставится в новые

7 Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. - М.: 1993. - С.27.

8 Леонтьев Д.А. Очерк психологии.....- С.30.

9 Братусь Б.С. Куликов Л.В. Смысловая сфера личности. Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: 2009. - С.85.

10 Абульханова-Славская К.А., Брушлижкий А.В. Фило-

софско-психологическая концепция С.Л.Рубинштейна: к

100-летию со дня рождения. - М.: 1989. - С. 232.

11 Колышева Т.А. Подготовка учителя музыки к профессионально-личностной рефлексии в системе высшего педагогического образования. - М.: 1997. - С. 3 - 5; Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: 1988. - С.89 - 90.

12 Рослякова Н.И. Возрастные предпосылки развития рефлексии у старшего дошкольника // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. - 2008. - № 66. - С. 314 - 319.

13 Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Психология рефлексии. Проблемы и исследования // Вопросы психологии. - 1985. - № 3 - С.31 - 40.

отношения, но достраивается и перестраивается, т.е. становится иной, чем она была до процесса рефлексии». Эмоциональная эстетическая, художественная, музыкальная рефлексия, подкреплённая нравственными нюансами, несомненно, поможет детям легче осмыслить абстрактные этические категории, и прийти к рефлексии морального плана»14.

Смысловой уровень рефлексивной регуляции не предписывает готовых рецептов поступкам, но дает общие принципы оценки. «Как только мы переходим в план нравственных смыслов, мы говорим о поступках, деяниях, которые бывают низкими (т.е. определяемыми эгоцентризмом, себялюбием, как бы прижатыми к прагматическим смыслам) и высокими (т.е. устремленными к общечеловеческим идеа-лам)»15. Критериями сформированности этико-эстетических идеалов у старших дошкольников становятся знания детей об общечеловеческих идеалах, ценностях, их эмоциональное отношение к идеалам Истины, Добра и Красоты, характер отношения к присвоению идеалов-

ценностей, а также эмпатия - способность к эмоциональной рефлексии своих поступков, управление своими эмоциями, действенная эмоциональная отзывчивость.

Синкретический подход эстетизации этики и ценностно-смысловой подход к формированию этико-эстетических идеалов дают возможность опереться на естественное для детей старшего дошкольного возраста сенситивность - обострённую чувственность, сохранённое голографи-ческое восприятие мира, целостное понимание ценности и смысла, быстрое развитие рефлексивных умений и естественную тягу детей этого возраста к красоте.

14 Колышева Т.А., Павлова Л.А. Особенности музыкальной рефлексии старшего дошкольника как психолого-педагогическая проблема обучения учителя // Известия Самарского научного центра РАН. -2011. - № 2. - С.1482 - 1486.

15 Братусь Б.С., Куликов Л.В. Смысловая сфера личности.....- С.88.

SCIENTIFIC APPROACHES TO FORMATION OF ETHICAL AND AESTHETIC IDEALS

OF THE OLDER PRESCHOOL CHILDREN

©2014 L.A.Pavlova0

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

The article is devoted to the problem of formation of ethical and aesthetic ideals as the dominant of value attitude to life and art. The article gives a rationale for the choice of methodological approaches in the development strategy for the formation of ethical and aesthetic ideals of the older preschoolers, reflexive ability of older preschooler regarded as a reliable mechanism for self-development.

Keywords: an ethico-aesthetic ideal, older preschoolers, methodological approaches, aestheticization of ethics, meanings, values, reflection, integration of art.

Pavlova Lyubov Alexandrovna, Postgraduate student. E-mail: pa lijubov&mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.