Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА'

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
407
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональный интеллект / интерактивные методы обучения / высшее образование / студент / преподаватель / emotional intelligence / interactive teaching methods / higher education / student / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — П.П. Ростовцева

В настоящей статье исследуются основные интерактивные методы обучения, способствующие развитию эмоционального интеллекта у студентов современного вуза. Эффективность данных методов исследуется на основе анализа научно-исследовательской литературы и опыт преподавательской деятельности автора в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации. При этом основное внимание уделяется роли интерактивных методов обучения в формировании эмоционального интеллекта обучающихся в рамках учебных занятий по иностранному языку у студентов неязыковых специальностей. Кроме того, в исследовании демонстрируется основная специфическая особенность интерактивных методов, заключающаяся в высоком уровне взаимодействия участников образовательного процесса, имеющем место в ходе их применения. В этой связи также говорится об определённых трансформациях в роли и месте участников образовательного процесса в современном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE TEACHING METHODS AS WAYS TO INCREASE EMOTIONAL INTELLIGENCE

The article examines the main interactive teaching methods that contribute to the development of emotional intelligence in modern university students. The methods’ effectiveness is investigated based on the analysis of research literature and the author’s teaching experience at the Financial University under the Government of the Russian Federation. At the same time, the main attention is paid to the role of interactive teaching methods in the formation of emotional intelligence of students in the framework of foreign language classes for non-linguistic specialties students. In addition, the study demonstrates the main specific feature of interactive methods, which lies in a high level of interaction between participants in the educational process that takes place during their application. In this regard, they also talk about certain transformations in the role and place of participants in the educational process in a modern university.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА»

Библиографический список

1. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Москва: Просвещение, 2018.

2. Мухина В.С. Возрастная психология. Москва: Просвещение, 2017. Академия, 2011.

3. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Москва: Издательство педагогического университета, 2015.

4. Кон И. Психология ранней юности. Москва: Просвещение, 2011.

5. Сорокопуд Ю.В., Матвеева О.А. Влияние семейного воспитания на подростковую тревожность. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 66 - 68.

6. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва, 2000.

7. Астапов В.М. Тревожность у детей. Москва: Per Se, 2008.

8. Кустова В.В. Проблемы психологического здоровья студентов, обучающихся на заочном отделении транспортного вуза. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 5 (84): 46 - 48.

9. Агарагимова В.К., Абдулаев М.А., Амамбаева Н.С., Амчиславская Е.Ю. и др. Подготовка студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры к осуществлению будущей профессиональной деятельности на основе современных социокультурных реалий: коллективная: монография. Москва: Деловая карьера, 2021.

10. Айсувакова Т.П., Ахмедова Э.М., Горбунова Н.В., Давыдова Л.Н. и др. Психолого-педагогические аспекты осуществления образовательного процесса в современных социокультурных условиях: коллективная монография. Москва: Деловая карьера, 2021.

11. Джиоева А.Р, Бесаева А.Г., Хадикова И.М. Формирование ценностно-смысловой ориентации подрастающего поколения средствами произведений художественной литературы. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 1 (80): 133 - 135.

References

1. Kulagina I.Yu., Kolyuckij V.N. Vozrastnayapsihologiya. Moskva: Prosveschenie, 2018.

2. Muhina V.S. Vozrastnaya psihologiya. Moskva: Prosveschenie, 2017. Akademiya, 2011.

3. Bozhovich L.I. Izbrannyepsihologicheskie trudy. Moskva: Izdatel'stvo pedagogicheskogo universiteta, 2015.

4. Kon I. Psihologiyarannejyunosti. Moskva: Prosveschenie, 2011.

5. Sorokopud Yu.V., Matveeva O.A. Vliyanie semejnogo vospitaniya na podrostkovuyu trevozhnost'. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 66 - 68.

6. Prihozhan A.M. Trevozhnost' u detej ipodrostkov: psihologicheskaya priroda i vozrastnaya dinamika. Moskva, 2000.

7. Astapov V.M. Trevozhnost' udetej. Moskva: Per Se, 2008.

8. Kustova V. V. Problemy psihologicheskogo zdorov'ya studentov, obuchayuschihsya na zaochnom otdelenii transportnogo vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 46 - 48.

9. Agaragimova V.K., Abdulaev M.A., Amambaeva N.S., Amchislavskaya E.Yu. i dr. Podgotovka studentov bakalavriata, magistratury, aspirantury k osuschestvleniyu buduschej professional'noj deyatel'nosti na osnove sovremennyh sociokul'turnyh realij: kollektivnaya: monografiya. Moskva: Delovaya kar'era, 2021.

10. Ajsuvakova T.P., Ahmedova 'E.M., Gorbunova N.V., Davydova L.N. i dr. Psihologo-pedagogicheskie aspekty osuschestvleniya obrazovatel'nogo processa v sovremennyh sociokul'turnyh usloviyah: kollektivnaya monografiya. Moskva: Delovaya kar'era, 2021.

11. Dzhioeva A.R., Besaeva A.G., Hadikova I.M. Formirovanie cennostno-smyslovoj orientacii podrastayuschego pokoleniya sredstvami proizvedenij hudozhestvennoj literatury. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 1 (80): 133 - 135.

Статья поступила в редакции 29.07.21

УДК 378

Rostovtseva P.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University under the Government of Russian Federation (Moscow, Russia)

INTERACTIVE TEACHING METHODS AS WAYS TO INCREASE EMOTIONAL INTELLIGENCE. The article examines the main interactive teaching methods that contribute to the development of emotional intelligence in modern university students. The methods' effectiveness is investigated based on the analysis of research literature and the author's teaching experience at the Financial University under the Government of the Russian Federation. At the same time, the main attention is paid to the role of interactive teaching methods in the formation of emotional intelligence of students in the framework of foreign language classes for non-linguistic specialties students. In addition, the study demonstrates the main specific feature of interactive methods, which lies in a high level of interaction between participants in the educational process that takes place during their application. In this regard, they also talk about certain transformations in the role and place of participants in the educational process in a modern university.

Key words: emotional intelligence, interactive teaching methods, higher education, student, teacher.

П.П. Ростовцева, канд. пед. наук, доц., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации ФГБОУ ВО «Финансовый

университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

В настоящей статье исследуются основные интерактивные методы обучения, способствующие развитию эмоционального интеллекта у студентов современного вуза. Эффективность данных методов исследуется на основе анализа научно-исследовательской литературы и опыт преподавательской деятельности автора в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации. При этом основное внимание уделяется роли интерактивных методов обучения в формировании эмоционального интеллекта обучающихся в рамках учебных занятий по иностранному языку у студентов неязыковых специальностей. Кроме того, в исследовании демонстрируется основная специфическая особенность интерактивных методов, заключающаяся в высоком уровне взаимодействия участников образовательного процесса, имеющем место в ходе их применения. В этой связи также говорится об определённых трансформациях в роли и месте участников образовательного процесса в современном вузе.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, интерактивные методы обучения, высшее образование, студент, преподаватель.

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счёт бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

За последний период, связанный, прежде всего, с пандемией, цифрови-зацией экономики, в мире труда произошли существенные изменения. В ответ на эти изменения система высшего образования должна быстро реагировать и выстраивать подготовку будущих специалистов различных сфер таким образом, чтобы они были готовы к эффективному осуществлению профессиональной деятельности не только обладая профессиональными компетенциями, но также и профессионально значимыми качествами, в том числе так называемыми soft skills (англ. - «мягкие навыки»), среди которых значительное внимание уделяется эмоциональному интеллекту [1 - 12].

Требования, предъявляемые современным обществом к выпускнику системы ВО, непосредственно связаны с рядом особенностей его развития. Перечислим их:

• организационная структура ряда компаний претерпевает определённые изменения, что, в свою очередь, связано с возрастание количества горизонтальных коммуникаций;

• все большее значение приобретает самореализация сотрудников при сохранении важности миссии компаний;

• конкуренция по сервису преобладает над конкуренцией по товару;

• складывается «экономика отношений»;

• актуализация явления, которое может быть обозначено термином «вовлеченность» - рационального и эмоционального состояния сотрудника, при котором он хочет максимально задействовать свои способности и ресурсы на достижение целей организации;

• в ряду ценностей общества и многих компаний всё большую актуальность приобретает социальная ответственность бизнеса и забота о персонале [1, с. 8].

В этой связи профессиональная успешность личности будущего специалиста связана со знаниями, умениями и навыками, эрудицией и способностью к мышлению в целом, то есть с уровнем общего интеллекта. Однако в большинстве случаев высокого уровня общего интеллекта оказывается недостаточно. Данная ситуация вплотную подводит нас к проблеме эмоционального интеллекта, которая в последнее время активно обсуждается академическим и бизнес-сообществами. Анализ зарубежных и отечественных работ показал, что исследования эмоционального интеллекта ведутся в разных направлениях [1 - 6; 7 - 11]. В рамках нашей работы интерес представляют исследования, посвящённые развитию эмоционального интеллекта в процессе обучения студентов [3, с. 115].

Исследование процесса развития у студентов данной характеристики позволяет изучить способности личности к эффективному общению за счет понимания эмоций окружающих и умения подстраиваться под их эмоциональное состояние, тем самым удовлетворять потребность общества в квалифицированных специалистах. С другой стороны, на сегодняшний день в педагогической науке нет единого мнения относительно определения данной дефиниции.

На данный момент существует несколько основных моделей эмоционального интеллекта [1; 2; 4 - 7; 10; 12]. При этом большинство исследователей сходится во мнении относительно того, что модель эмоциональной компетентности включает следующие умения: осознавать свои эмоции; осознавать эмоции других; управлять своими эмоциями; управлять эмоциями других. Приведённая выше модель является иерархической, то есть процесс развития эмоционального интеллекта у будущих специалистов начинается именно с осознания своих эмоций.

В 2017 г в работе Х.М.М. Наваса был предложен подход к развитию эмоционального интеллекта в процессе профессиональной подготовки. В основу этого подхода была положена идея о возможности и необходимости развития эмоционального интеллекта во всех обязательных преподаваемых дисциплинах (математического, гуманитарного, естественнонаучного циклов), т.е. системно [12, с. 67 - 68]. Отечественные исследователи этой проблемы акцентируют внимание на способах развития эмоционального интеллекта у студентов разных профессиональных направлений подготовки (психологов, педагогов, инженеров, медиков и др.) [1 - 12]. Они подчеркивают важность непрерывного и системного развития эмоционального интеллекта в процессе профессиональной подготовки студентов.

На основе анализа различных точек зрения, существующих в педагогической науке на данную проблему, можно с определённой долей уверенности утверждать, что эмоциональный интеллект представляет собой сумму навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач [1, с. 71].

Такое умение владеть собой и грамотно организовывать взаимодействие в обществе оказывается незаменимым, если речь идет о сфере деятельности, которая подразумевает непосредственное общение с окружающими. Если общий интеллект является фактором академической успешности, то высокий уровень развития эмоционального интеллекта позволяет добиваться профессионального и жизненного успеха в целом и рассматривается как способность идентифицировать себя как члена социальной группы [2, с. 43].

В последнее время для профессиональной деятельности все больше становятся востребованы способности, позволяющие человеку осуществлять эмоционально-волевую регуляцию, идентифицировать эмоциональное состояние окружающих, разбираться в межличностных отношениях и заботиться о собственном психологическом состоянии в условиях динамичных межличностных отношений и высокого эмоционального напряжения. Как показывает практика, наибольшего эффекта в процессе формирования эмоционального интеллекта у студенческой молодёжи можно достичь, используя интерактивные методы обучения. Во многом это связано с тем, что эмоциональный интеллект как личностное образование невозможно сформировать в теории, на основе лишь осведомлённости о данном феномене. Этот процесс должен сопровождаться при активном участии всех психических процессов личности. В этой связи очевиден вывод о том, что традиционные методы с этой миссией справиться не смогут.

Интерактивное обучение представляет собой форму организации познавательной деятельности, при которой познание осуществляется через совместную деятельность студентов.

Специфическая особенность методов такого обучения состоит, следовательно, в высоком уровне взаимодействия между участниками образовательного процесса. При этом активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для развития их инициативы.

Опыт преподавательской деятельности автора в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации наглядно демонстрирует определённые возможности развития эмоционального интеллекта, существующие на занятиях по иностранному языку со студентами неязыковых специальностей. В ходе таких занятий может быть развит ряд компонентов эмоционального интеллекта: рефлексия; эмпатия; мотивация достижения; саморегуляция.

В процессе преподавания иностранного языка студентам неязыковых специальностей возможно моделирование различных коммуникативных ситуаций, позволяющих им представить себя вне аудиторных стен и отработать определённые модели поведения в различных ситуациях общения. С другой стороны, подключение эмоциональной сферы способствует более успешному усвоению иностранного языка. При этом наиболее сложной задачей преподавателя является обучение студентов языку эмоций. Последнее, в свою очередь, возможно через виды учебной деятельности, способствующие обмену идей и коммуникации в студенческой группе: через проектную деятельность; используя ролевые игры и моделирование ситуаций; организовывая групповую работу студентов в микрогруппах; в процессе использования мозгового штурма и дискуссий на иностранном языке [7 - 10].

Преподаватель иностранного языка, планируя занятия по тематике, согласно рабочей программе, должен разработать ФОСы (фонды оценочных средств) с применением вышеуказанных методов. При этом тематика проектов, конкретных производственных ситуаций, дискуссий должна быть такова, чтобы отражать эмоциональный настрой работника в условиях данной ситуации. Это, например, могут быть какие-то внештатные ситуации, которые могут вывести работника из равновесия и т.д. При этом необходимо отработать лексику, которая касается эмоциональных состояний, которые может испытывать работник в той или иной ситуации. При выполнении заданий, относящихся к вышеперечисленным типам, в ходе занятий по иностранному языку со студентами неязыковых специальностей у обучающихся с большой вероятностью могут развиться речевые умения и навыки активного слушания. Кроме того, появляется возможность повышать самооценку студентов и их способности открыто выражать свои эмоции.

В целях развития данной характеристики могут быть использованы такие упражнения, как комплимент-похвала. Например, можно предложить студентам обменяться мнениями о своих друзьях. Здесь же можно использовать прилагательные, описывающие деловые качества, стиль работы, умственные способности, поведение (clever - умный, quick-minded - сообразительный, active - активный, passive - пассивный, hard-working - трудолюбивый, energetic - энергичный, enthusiastic - полный энтузиазма, talkative - разговорчивый).

При осуществлении нами педагогической деятельности в образовательном пространстве Финансового университета при Правительстве Российской Федерации были использованы разновидности таких упражнений:

1. «Поделись радостью» - перечисленные выше фразы могут относиться не только к процессу работы и общения студенческой группы, но и к любым событиям жизни студентов [7, с. 51].

2. Упражнения, в которых есть различного рода эмоциональные пожелания, помогающие проникнуться жизнью товарищей, воспитать сочувствие и сопереживание.

3. Комплимент и похвала играют разные роли в диалоговом общении. Похвала представляет собой позитивную оценку деятельности или подкрепление в ходе успешной работы, комплимент же - способ выразить одобрение, независимо от того, что человек сделал.

Широкое использование интерактивных технологий на занятиях по иностранному языку представляет собой средство интенсификации процесса обучения. Они способны активизировать интересы и эмоции обучающихся, их мотивацию и тем самым заставить более эффективно функционировать мышление и память студентов неязыковых вузов. Кроме того, мультимедийные технологии развивают автономию студента в учебной деятельности, что в дальнейшем может положительно повлиять на его профессиональную деятельность и возможность непрерывного обучения, столь необходимого современному высококвалифицированному специалисту [4; 5; 11; 12]. Их широкое применение с высокой вероятностью будет способствовать более быстрому пониманию обучающимися языковых явлений, что в конечном итоге помогает сформировать коммуникативную компетенцию, а, значит, и способствовать развитию эмоционального интеллекта.

Таким образом, чтобы сформировать устойчивую профессиональную личность будущего специалиста, актуальным и необходимым является развитие эмоционального интеллекта наряду с другими личностными качествами. Развитый эмоциональный интеллект помогает работнику:

• быстро и верно определять ключевые индикаторы эмоциональных проявлений человека,

• распознавать на их основе свои эмоции и эмоции другого человека,

• выбирать наиболее эффективные стратегии поведения в социуме;

• максимально полноценно проживать текущие эмоциональные состояния и верно использовать их для решения профессиональных задач или достижения личных целей;

• умело применять техники управления эмоциями, а также техники восстановления эмоционального и физического равновесия после стрессов и перегрузок [4, с. 112].

При этом, согласно предположениям Х.М.М. Наваса, с котором солидарны многие современные исследователи, развивать эмоциональный интеллект у будущих специалистов необходимо средствами различных дисциплин, особенно психолого-педагогического, гуманитарного направлений, а также средствами иностранных языков [12, с. 73]. Нами в процессе профессионально-педагогической деятельности

Библиографический список

на базе Финансового университета при Правительстве Российской Федерации [12; 13; 14], был получен определённый опыт формирования эмоционального интеллекта в процессе обучения студентов экономических специальностей иностранному языку. Наиболее эффективно формирование эмоционального интеллекта осуществлялось в процессе применения интерактивных методов обучения.

1. Алешина А., Шабанов С. Эмоциональный интеллект. Москва, 2014.

2. Стейн С.Дж., Бук ГИ. Преимущества EQ. Эмоциональный интеллект и ваши успехи. Москва, 2007.

3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Москва, 2008.

4. Зембатова Л.Т., Зембатова М.А. Проблемы подготовки специалистов экономической направленности в условиях информатизации учебного процесса. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 113 - 116.

5. Чсттбаева Э.А., Усубалиев К.Н. Роль преподавателя в формировании и развитии эмоционального интеллекта студентов. Высшее образование сегодня. 2019; № 8: 69 - 73.

6. Исаева О.М., Савинова С.Ю. Развитие эмоционального интеллекта в профессиональной подготовке студентов - hr-менеджеров. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2018; № 1-1: 77 - 82.

7. Кошелева И.Н. Развитие эмоционального интеллекта как один из путей повышения социальной компетенции студентов в процессе обучения иностранному языку Филологические науки в МГИМО. 2013: 123 - 132.

8. Ежова Н.Ф. Развитие эмоционального интеллекта студентов-юристов на занятиях английского языка. Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2018; № 11 (51): 47 - 53.

9. Стасюкевич И.В., Малоокая Ж.Ю., Нищимова Е.А. Интернет-технологии и развитие эмоционального интеллекта в процессе билингвального обучения студентов неязыковых факультетов. Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013; № 42: 174 - 179.

10. Сорокопуд Ю.В., Романюк Е.В., Локтионова И.А., Арипов М.А. Развитие коммуникативных навыков у студентов учреждений СПО на основе интерактивных форм обучения и воспитания. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 6 (85): 97 - 99.

11. Navas J.M., Perez N., De La Torre G.G. The development of emotional intelligence optimizing cognitive abilities through the compulsory education. Contextos Educativos-Revista de Education. 2017; Vol. 20: 57 - 75.

12. Ростовцева П.П., Гусева Н.В. Развитие творческого потенциала будущих экономистов с помощью современных технологий. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 316 - 318.

13. Ростовцева П.П. Совершенствование иноязычной межкультурной компетенции студентов неязыковых вузов на курсах дополнительного профессионального образования. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3 (82): 257 - 258.

14. Ростовцева П.П. Развитие компенсаторной компетенции в иноязычной подготовке студентов неязыковых вузов. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3 (82): 259 - 260.

References

1. Aleshina A., Shabanov S. 'Emocional'nyjIntellekt. Moskva, 2014.

2. Stejn S.Dzh., Buk G.I. Preimuschestva Eq. 'Emocional'nyj intellekt i vashi uspehi. Moskva, 2007.

3. Goulman D. 'Emocional'nyj intellekt. Moskva, 2008.

4. Zembatova L.T., Zembatova M.A. Problemy podgotovki specialistov 'ekonomicheskoj napravlennosti v usloviyah informatizacii uchebnogo processa. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 113 - 116.

5. Chotbaeva 'E.A., Usubaliev K.N. Rol' prepodavatelya v formirovanii i razvitii 'emocional'nogo intellekta studentov. Vysshee obrazovanie segodnya. 2019; № 8: 69 - 73.

6. Isaeva O.M., Savinova S.Yu. Razvitie 'emocional'nogo intellekta v professional'noj podgotovke studentov - hr-menedzherov. Gercenovskie chteniya: psihologicheskie issledovaniya v obrazovanii. 2018; № 1-1: 77 - 82.

7. Kosheleva I.N. Razvitie 'emocional'nogo intellekta kak odin iz putej povysheniya social'noj kompetencii studentov v processe obucheniya inostrannomu yazyku. Filologicheskie nauki v MGIMO. 2013: 123 - 132.

8. Ezhova N.F. Razvitie 'emocional'nogo intellekta studentov-yuristov na zanyatiyah anglijskogo yazyka. Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina (MGYuA). 2018; № 11 (51): 47 - 53.

9. Ctasyukevich I.V., Malookaya Zh.Yu., Nischimova E.A. Internet-tehnologii i razvitie 'emocional'nogo intellekta v processe bilingval'nogo obucheniya studentov neyazykovyh fakul'tetov. Sborniki konferencij NIC Sociosfera. 2013; № 42: 174 - 179.

10. Sorokopud Yu.V., Romanyuk E.V., Loktionova I.A., Aripov M.A. Razvitie kommunikativnyh navykov u studentov uchrezhdenij SPO na osnove interaktivnyh form obucheniya i vospitaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 6 (85): 97 - 99.

11. Navas J.M., Perez N., De La Torre G.G. The development of emotional intelligence optimizing cognitive abilities through the compulsory education. Contextos Educativos-Revista de Education. 2017; Vol. 20: 57 - 75.

12. Rostovceva P.P., Guseva N.V. Razvitie tvorcheskogo potenciala buduschih 'ekonomistov s pomosch'yu sovremennyh tehnologij. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 316 - 318.

13. Rostovceva P.P. Sovershenstvovanie inoyazychnoj mezhkul'turnoj kompetencii studentov neyazykovyh vuzov na kursah dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 257 - 258.

14. Rostovceva P.P. Razvitie kompensatornoj kompetencii v inoyazychnoj podgotovke studentov neyazykovyh vuzov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 259 - 260.

Статья поступила в редакцию 28.07.21

УДК 356.2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Savchenko V.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Federal State Educational Institution of Higher Education "Military

University' of the Ministry of Defense of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: svm2108@yandex.ru

Shikhgafizov A.P., cadet, 1st Faculty (Military-political work and journalism), Federal State Educational Institution of Higher Education "Military University' of the

Ministry of Defense of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: 76www76@bk.ru

PEDAGOGICAL INTERACTION WITH PUBLIC ASSOCIATIONS AND ORGANIZATIONS DURING MILITARY-POLITICAL WORK. The article deals with problems of pedagogical interaction with public associations and organizations in the course of military-political work. The author emphasizes the need for normative and legal consolidation in activities of public associations and organizations of participation in military-political work in military units and subunits in general, and in patriotic education in particular. The article gives a brief description of peculiarities of interaction with public associations and organizations, as well as with local government bodies in the course of military-political work. Possibilities for increasing the efficiency of this interaction are shown. The authors conclude that with proper organization and planning in the course of military-political work of interaction with public associations and organizations, as well as local self-government bodies, they are able to have an effective educational impact on the personnel of the unit, to form a positive opinion of the civilian population about military service.

Key words: military-political work, officer, serviceman, collective, formation, education, interaction, public associations, public organizations, local government bodies.

В.М. Савченко, канд. пед. наук, доц., ФГКВОУ ВО «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва,

E-mail: svm2108@yandex.ru

А.П. Шихгафизов, курсант, ФГКВОУ ВО «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва,

E-mail: 76www76@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.