Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ XXI В.: ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ XXI В.: ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технические средства обучения / экономическое образование / развитие творческого потенциала / студент / преподаватель / technical means of teaching / economic education / development of creative potential / student / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — П П. Ростовцева

В статье рассматриваются особенности процесса развития навыков XXI в. в образовательном пространстве современного российского вуза. Данное исследование проводится в тесной связи с анализом текущего состояния рынка труда в Российской Федерации и в целом требований современного социума к специалистам с высшим образованием. При этом особое внимание уделяется развитию у будущих специалистов эмоционального интеллекта как одной из важнейших характеристик современной успешной личности. После изучения теоретических аспектов поставленной проблемы исследуется опыт развития этого и других «мягких навыков» (англ. ─ soft skills) в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации. На основании полученных данных делается вывод о необходимости развития у будущих специалистов такого рода навыков как одном из важнейших условий успешности дальнейшей модернизации системы российского ВО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

21-CENTURY SKILLS DEVELOPMENT: EMOTIONAL INTELLIGENCE AND UNIVERSITY EFFECTIVENESS

The article discusses the main features of skills of the 21-century developing process in the modern Russian university educational space. This research is carried out in close connection with the current state of the labor market in the Russian Federation analysis and, in general, the requirements of modern society for specialists with higher education. At the same time, special attention is paid to the development of emotional intelligence in future specialists as one of the most important modern successful personality characteristics. After studying the theoretical aspects of the problem, the experience of developing this and other soft skills at the Financial University under the Government of the Russian Federation is investigated. Based on the data obtained, it is concluded that it is necessary to develop such skills in future specialists as one of the most important conditions for the success of further modernization of the Russian higher educational system.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ XXI В.: ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

ности через социальную активную полезную деятельность. В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.

Передача студентам СМГ знаний в области физического воспитания, систематическое пополнение и углубление их является важной задачей физического воспитания. Задачи, решаемые в процессе физического воспитания, получают свое конкретное преломление по профилю физического воспитания.

Анализ теоретических источников позволил принять в качестве структурных компонентов построения процесса физического воспитания студентов специальной медицинской группы в адаптивной безопасной развивающей образовательной среде вуза: учебно-воспитательную, организаторскую, управленче-ско-коммуникативную, спортивно-техническую, функциональную и методическую компетентности, которые обусловливают способность занимающихся в СМГ физической культурой и спортом решать задачи физического воспитания молодёжи в различных организационных структурах учебного процесса.

Библиографический список

Анализ результатов (оценка достоверности различий) в ЭГ показал, что динамика уровня физической подготовленности студентов СМГ достоверно выше (р < 0,05), чем у студентов КГ по большинству тестов (в подтягивании на перекладине более 16% в ЭГ и чуть больше 10% в КГ; в прыжке в длину с места в ЭГ более 8%, а в КГ чуть больше 5%; приседание на двух ногах в ЭГ более 5%, а в КГ чуть больше 4%; бег 30 м с ходу в ЭГ более 7%, а в КГ чуть больше 5%.

Реализация выявленных педагогических условий (учебные занятия построены на использовании ценностей и средств физического воспитания; определены педагогические условия и способы их выполнения и др.) способствовала формированию построения процесса физического воспитания студентов специальной медицинской группы вАБРОС вуза.

Следует сказать, что в ходе эксперимента были выявлены затруднения студентов СМГ при осуществлении рефлексии, планирования со сложной структурой этапов, трансформации творческих действий в конкретный методический продукт, что позволяет наметить перспективы совершенствования работы по построению процесса физического воспитания студентов специальной медицинской группы в АБРОС вуза.

1. Бехтенова Е.Ф. Условия формирования проектной деятельности учащихся (на материале национально-регионального компонента школьного исторического образования). Диссертация ... кандидата педагогических наук. Новосибирск, 2006.

2. Виленский М.Я., Горшков А.Г Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие (бакалавриат). Москва, 2019.

3. Кокорев В.Н. Педагогические условия реализации конвенции ООН о правах ребенка в современной школе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Тобольск, 2007.

4. Комарницкая Е.А. Моделирование методического обеспечения образовательного процесса в многопрофильном колледже. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Калининград, 2011.

5. Лубышева Л.И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике. Москва, 2017.

6. Магин В.А. Модернизация высшего профессионального образования в области физической культуры: монография. Москва: Илекса; Ставрополь, 2006.

7. Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья. Методические рекомендации от 30.05.2012 г. № МД-583/19. Available at: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minobrnauki-Rossii-ot-30.05.2012-N-MD-583_19/

8. Магомедов РР, Стрельников РВ., Мхце Б.А. и др. Методика оздоровительной физической культуры: антрополого-педагогический подход: учебное пособие. Ставрополь, 2019.

9. Современные дидактические средства обучения физической культуре и спорту по направлениям педагогической подготовки: учебнoе пoсoбие. Москва, 2020.

10. Соловьёв Г. М. Здоровьесберегающая система в обеспечении качества образования, здоровья и формирования культуры здорового образа жизни учащейся молодёжи: монография. Москва, 2009.

11. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон. Москва, 2015.

12. О физической культуре и спорте в Российской Федерации. Федеральный закон от 04.12.2012 № 329-Ф3. Available at: https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-04122007-n-329-fz-o/#:~:text=

13. Хазова С.А. Формирование опыта профессионально-творческого мышления у будущих специалистов по физической культуре и спорту. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Майкоп, 2004.

References

1. Behtenova E.F. Usloviya formirovaniya proektnoj deyatel'nosti uchaschihsya (na materiale nacional'no-regional'nogo komponenta shkol'nogo istoricheskogo obrazovaniya). Dissertaciya . kandidata pedagogicheskih nauk. Novosibirsk, 2006.

2. Vilenskij M.Ya., Gorshkov A.G. Fizicheskaya kultura i zdorovyj obraz zhizni studenta: uchebnoe posobie (bakalavriat). Moskva, 2019.

3. Kokorev V.N. Pedagogicheskie usloviya realizacii konvencii OON o pravah rebenka v sovremennoj shkole. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tobol'sk, 2007.

4. Komarnickaya E.A. Modelirovanie metodicheskogo obespecheniya obrazovatel'nogoprocessa v mnogoprofil'nom kolledzhe. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kaliningrad, 2011.

5. Lubysheva L.I. Sportizaciya v sisteme fizicheskogo vospitaniya: ot nauchnoj idei k innovacionnojprakiike. Moskva, 2017.

6. Magin V.A. Modernizaciya vysshego professional'nogo obrazovaniya v oblasti fizicheskoj kul'tury: monografiya. Moskva: Ileksa; Stavropol', 2006.

7. Mediko-pedagogicheskij kontrol' za organizaciej zanyatij fizicheskoj kul'turoj obuchayuschihsya s otkloneniyami v sostoyanii zdorov'ya. Metodicheskie rekomendaciiot 30.05.2012 g. № MD-583/19. Available at: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minobrnauki-Rossii-ot-30.05.2012-N-MD-583_19/

8. Magomedov R.R., Strel'nikov R.V., Mhce B.A. i dr. Metodika ozdorovitel'noj fizicheskoj kul'tury: antropologo-pedagogicheskij podhod: uchebnoe posobie. Stavropol', 2019.

9. Sovremennye didakticheskie sredstva obucheniya fizicheskoj kul'ture i sportu po napravleniyam pedagogicheskoj podgotovki: uchebnoe posobie. Moskva, 2020.

10. Solov'ev G.M. Zdorov'esberegayuschaya sistema v obespechenii kachestva obrazovaniya, zdorov'ya i formirovaniya kul'tury zdorovogo obraza zhizni uchaschejsya molodezhi: monografiya. Moskva, 2009.

11. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon. Moskva, 2015.

12. O fizicheskoj kul'ture i sporte v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 04.12.2012 № 329-FZ. Available at: https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-04122007-n-329-fz-o/#:~:text=

13. Hazova S.A. Formirovanie opyta professional'no-tvorcheskogo myshleniya u buduschih specialistov po fizicheskoj kul'ture i sportu. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Majkop, 2004.

Статья поступила в редакцию 28.07.21

УДК 378

Rostovtseva P.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecture, Financial University under the Government of Russian federation (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

21-CENTURY SKILLS DEVELOPMENT: EMOTIONAL INTELLIGENCE AND UNIVERSITY EFFECTIVENESS. The article discusses the main features of skills of the 21-century developing process in the modern Russian university educational space. This research is carried out in close connection with the current state of the labor market in the Russian Federation analysis and, in general, the requirements of modern society for specialists with higher education. At the same time, special attention is paid to the development of emotional intelligence in future specialists as one of the most important modern successful personality characteristics. After studying the theoretical aspects of the problem, the experience of developing this and other soft skills at the Financial University under the Government of the Russian Federation is investigated. Based on the data obtained, it is concluded that it is necessary to develop such skills in future specialists as one of the most important conditions for the success of further modernization of the Russian higher educational system.

Key words: technical means of teaching, economic education, development of creative potential, student, teacher.

П.П. Ростовцева, канд. пед. наук, доц., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации ФГБОУ ВО «Финансовый

университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, E-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ XXI В.: ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

В статье рассматриваются особенности процесса развития навыков XXI в. в образовательном пространстве современного российского вуза. Данное исследование проводится в тесной связи с анализом текущего состояния рынка труда в Российской Федерации и в целом требований современного социума к специалистам с высшим образованием. При этом особое внимание уделяется развитию у будущих специалистов эмоционального интеллекта как одной из важнейших характеристик современной успешной личности. После изучения теоретических аспектов поставленной проблемы исследуется опыт развития этого и других «мягких навыков» (англ. - soft skills) в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации. На основании полученных данных делается вывод о необходимости развития у будущих специалистов такого рода навыков как одном из важнейших условий успешности дальнейшей модернизации системы российского ВО.

Ключевые слова: технические средства обучения, экономическое образование, развитие творческого потенциала, студент, преподаватель.

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счёт бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Одной из характерных тенденций социально-экономического развития РФ на современном этапе является возрастание мобильности персонала на рынке труда. При этом спрос на квалифицированных работников превышает предложение. В конкретной организации такого сотрудника удерживают, скорее, морально-этические соображения и привычные условия работы. Однако баланс корпоративных стимулов при чрезмерном управленческом давлении, зачастую требующем от специалистов огромных усилий, вполне может превратиться в дисбаланс, что, в свою очередь, зачастую приводит к их эмоциональной усталости и готовности в любой момент оставить место работы из-за невозможности осуществлять профессиональную деятельность без перегрузок [1 - 10]. Таким образом, перед современными организациями ВО возникает задача создания необходимых условий для получения будущими специалистами качественного образования. Последнее должно быть направлено на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики. В этой связи возросло значение развития у будущих специалистов, особенно работающих в сфере «человек - человек», различных так называемых soft skills (англ. - «мягкие навыки»), среди которых значительное внимание уделяется эмоциональному интеллекту.

Эмоциональный интеллект - сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач [1].

В отличие от абстрактного и конкретного интеллекта, которые отражают закономерности внешнего мира, эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связи с поведением личности и взаимодействием с реальностью [7, с. 430 - 431]. Его развитие подразумевает наличие у современного руководителя следующих качеств и компетенций:

• сопереживание, искренность, умение прислушаться к чувствам других, понимание их позиции и активное проявление внимания к их проблемам, восприятие эмоциональных сигналов;

• деловая осведомленность, политическая проницательность, понимание сути происходящих корпоративных событий, тонкостей властной иерархии, разделения полномочий и зон ответственности, знание негласных организационно-корпоративных правил и установок;

• предупредительность, клиентоориентированность, умение создать хороший эмоциональный климат, готовность к общению;

• умение повести людей за собой, воодушевить их, сформировав привлекательный образ будущего, подать личный пример;

• владение техниками убеждения, умение выбрать верный тон, обаяние;

• способность к наставничеству, поощрение развития подчиненных посредством поддержки и коучинга, умение увидеть достоинства и недостатки, а также возможные цели сотрудников;

• готовность инициировать преобразования, осознав необходимость изменений и бросив вызов устаревшему порядку вещей, желание усовершенствовать методы управления;

• справедливость, способность понять разногласия и определить точку соприкосновения интересов сторон, чтобы грамотно урегулировать конфликт;

• создание атмосферы общности, уважительное и товарищеское отношение к людям, налаживание и поддержание сети социальных связей, создание команды, формирование стремления к общим целям, морального духа и чувства единства коллектива.

Развитие в процессе профессиональной подготовки эмоционального интеллекта подразумевает внедрение и эффективное использование новых технологий обучения, способствующих своевременной адаптации профессионального образования к динамично меняющимся потребностям современного социума [1; 4 - 6; 8].

В Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации развитию этого и других soft skills (англ. - «мягкие навыки») уделяется значительное внимание, которое с каждым годом возрастает всё больше. С учётом

того, что выпускники вуза со временем нередко становятся руководителями, формирование эмоционального интеллекта приобретает особое значение. И, безусловно, в наибольшей степени из всех экономических специальностей, по которым в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации идёт подготовка, наибольшее значение эмоциональный интеллект имеет в структуре необходимых профессиональных навыков у будущих менеджеров. Наш опыт преподавания иностранного языка свидетельствует именно об этом [7 - 10].

Для успешной профессиональной деятельности современному менеджеру недостаточно иметь хорошо развитые знания и навыки в области управления проектами, процессами, ресурсами, в области цифровой экономики, предпринимательства и инноваций, взаимодействия и сотрудничества с людьми. Большое значение имеют и soft skills, ориентированные на развитие личностных качеств и способностей. К их числу относятся креативность, умение работать в команде, коммуникабельность, гибкость мышления и т.д. Важное место в этом ряду занимает эмоциональный интеллект как основа для развития целого ряда профессиональных навыков. При этом, как уже отмечалось выше, современный динамичный рынок труда способствует созданию жестких условий трудоустройства и деятельности молодых специалистов. Сегодня наличие документа о высшем образовании еще не гарантирует получения престижного рабочего места по специальности. Поэтому становление и развитие личности студента в процессе обучения в вузе, в частности формирование у него эмоционального интеллекта, является важной общественно-государственной проблемой [8; 10].

При справедливости вышеизложенного приходится констатировать, что развитие эмоционального интеллекта у будущих специалистов, в т.ч. управленцев, выпускников экономических специальностей, требует более пристального внимания со стороны научной общественности как в теоретическом плане, так и в плане анализа существующего опыта формирования эмоционального интеллекта у студентов различных направлений обучения, накопленного в вузах страны [6, с. 346].

В этой связи примечателен опыт Высшей школы экономики в Нижнегородском филиале, в котором был разработан и внедрён практико-ориентированный курс «Эмоциональный интеллект». Он направлен на обобщение, уточнение и систематизацию тех знаний и навыков эмоционального интеллекта, которые были получены в контексте других дисциплин. Курс был разработан на основе ФГОС, программы и учебного плана подготовки бакалавров по направлению 38.03.02 Менеджмен» НИУ «Высшая школа экономики».

Цель курса: конкретизировать, обобщить и систематизировать знания студентов об эмоциональном интеллекте, выявить уровень его развития у каждого студента, оснастить инструментами для дальнейшего саморазвития эмоционального интеллекта.

Содержание курса представлено в 4 основных темах: «Понятие эмоционального интеллекта как развивающейся способности», «Оценка эмоционального интеллекта»; «Развитие эмоционального интеллекта»; «Лучшие практики развития управления эмоциональным интеллектом сотрудников в российских и зарубежных компаниях».

В рамках лекционных занятий студенты знакомятся с ключевыми понятиями: «аффект»; «эмоции»; «чувства»; «настроение»; «интеллект»; «социальный интеллект»; «эмоциональный интеллект»; «эмоциональная компетентность» и др. Также на лекционных занятиях по данному курсу происходит знакомство будущих специалистов с психологическими теориями эмоций, а равно теориями и моделями эмоционального интеллекта. Они также узнают о роли и значении эмоционального интеллекта в жизни и профессиональной деятельности современных менеджеров, изучают опыт российских и зарубежных компаний в оценке уровня эмоционального интеллекта сотрудников, а также практики управления им. На практических занятиях студенты знакомятся с эффективными методами и техниками развития собственных способностей в идентификации, понимании, использовании эмоций, управлении ими. В качестве технологий и инструментов

реализации курса используются дидактические, деловые, ролевые, имитационные игры, решение кейсов, анализ фотографий, ведение индивидуального дневника эмоций, наблюдение за поведением различных категорий людей, работа с художественными, научными, публицистическими текстами, просмотр и анализ художественных и документальных фильмов и т.д.

В результате изучения курса студент должен знать:

• подходы к определению эмоционального интеллекта;

• существующие теории и модели;

• методы диагностики;

• основные методы и технологии развития.

После успешного усвоения учебной программы курса студент должен уметь:

• ориентироваться в существующих подходах к интерпретации эмоционального интеллекта;

• использовать знания об эмоциональном интеллекте для личностного роста и развития.

Владеть:

• методами оценки эмоционального интеллекта для диагностики уровня его развития;

• навыками идентификации, понимания, использования и управления собственными эмоциями и эмоциями других для совершенствования межличностных отношений [3, с. 125 - 126].

Резюмируя вышеизложденное, отметим, что особенности влияния эмоционального интеллекта на подготовку к профессиональной деятельности наиболее отчетливо проявляются в следующих сферах студенческой жизни:

В когнитивной сфере уровень эмоционального интеллекта влияет на степень согласованности представлений о себе и о других. Поэтому студенты с высоким уровнем эмоционального интеллекта имеют адекватную самооценку, умеют правильно оценить и интерпретировать ситуацию, свое состояние,

Библиографический список

добиваются больше успехов в учебе, а потом и в работе, способны рефлексировать.

В эмоциональной сфере эмоциональный интеллект выполняет регулятивную роль. Студенты с высоким уровнем эмоционального интеллекта в стрессовые периоды менее подвержены физическому и эмоциональному напряжению, они способны не поддаваться «нахлынувшим» эмоциям.

Коммуникативная сфера предполагает стабильность статусных позиций личности в группе. Как известно, одной из важных составляющих развития личности студента является и его потребность в самореализации. Без самореализации развитие отдельной личности не представляется возможным. Она является атрибутом самого существования человека, играет важнейшую роль на всем жизненном пути личности, определяет его.

Мы считаем, что подобный опыт, с учётом полученных положительных результатов, заслуживает более пристального внимания со стороны преподавательского состава и может быть рекомендован к тиражированию в других вузах страны. В период обучения студенты уже примерно представляют, чего хотят достичь в своей жизни, просчитывают все возможные варианты профессионального становления и делают осознанные шаги по достижению своей цели. Однако процесс самореализации в юношеском возрасте является достаточно сложным и противоречивым (поставленные цели не всегда могут соответствовать имеющимся возможностям). В связи с этим для лучшего понимания себя и окружающих людей, своих профессиональных перспектив студентов необходимо обучать различным надпрофессиональным навыкам, среди которых достойное место занимает эмоциональный интеллект. С учётом современных тенденций развитие надпрофессиональных навыков и эмоционального интеллекта во многом предопределяет эффективность профессиональной подготовки в вузах страны, которая в дальнейшем, при трудоустройстве, будет выражаться в положительных отзывах работодателей о подготовке выпускников и желании видеть их среди своих сотрудников.

1. Александрова Н.П. К вопросу о сущности понятия «эмоциональный интеллект». Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2009; № 1: 71 - 75.

2. Карпов А.В. Психология эмоционального интеллекта: теория, диагностика, практика: монография. Ярославль: ЯрГУ, 2008.

3. Исаева О.М., Савинова С.Ю. Сетевая модель взаимодействия кафедры вуза и компаний-партнеров для развития эмоционального интеллекта у студентов - будущих hr-менеджеров. Педагогика и психология образования. 2020; № 2: 112 - 131.

4. Дрогобыцкий А.И. Эмоциональный интеллект современного менеджера. Вестник НГУ. Вологда, 2007; Т. 7, Выпуск 2: 111 - 113.

5. Пономарёва Е.Ю. Проблема формирования эмоционального интеллекта студентов: теоретический и методический аспекты. Педагогический вестник. 2019; № 11: 65 - 67.

6. Снесарева Е.В., Скриптунова Е.А. Развитие эмоционального интеллекта руководителя для совершенствования управления в бизнесе. Менеджмент сегодня. 2007; № 6: 344 - 353.

7. Ростовцева П.П., Гусева Н.В. Развитие мышления у студентов с использованием рефлексивных технологий в процессе обучения. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 314 - 316.

8. Ростовцева П.П., Гусева Н.В. Развитие творческого потенциала будущих экономистов с помощью современных технологий. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 316 - 318.

9. Ростовцева П.П. Совершенствование иноязычной межкультурной компетенции студентов неязыковых вузов на курсах дополнительного профессионального образования. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3 (82): 257 - 258.

10. Ростовцева П.П. Развитие компенсаторной компетенции в иноязычной подготовке студентов неязыковых вузов. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3 (82): 259 - 260.

References

1. Aleksandrova N.P. K voprosu o suschnosti ponyatiya «'emocional'nyj intellekt». Vestnik RUDN. Seriya: Psihologiya i pedagogika. 2009; № 1: 71 - 75.

2. Karpov A.V. Psihologiya 'emocional'nogo intellekta: teoriya, diagnostika, praktika: monografiya. Yaroslavl': YarGU, 2008.

3. Isaeva O.M., Savinova S.Yu. Setevaya model' vzaimodejstviya kafedry vuza i kompanij-partnerov dlya razvitiya 'emocional'nogo intellekta u studentov - buduschih hr-menedzherov. Pedagogika i psihologiya obrazovaniya. 2020; № 2: 112 - 131.

4. Drogobyckij A.I. 'Emocional'nyj intellekt sovremennogo menedzhera. VestnikNGU. Vologda, 2007; T. 7, Vypusk 2: 111 - 113.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ponomareva E.Yu. Problema formirovaniya 'emocional'nogo intellekta studentov: teoreticheskij i metodicheskij aspekty. Pedagogicheskij vestnik. 2019; № 11: 65 - 67.

6. Snesareva E.V., Skriptunova E.A. Razvitie 'emocional'nogo intellekta rukovoditelya dlya sovershenstvovaniya upravleniya v biznese. Menedzhmentsegodnya. 2007; № 6: 344 -353.

7. Rostovceva P.P., Guseva N.V. Razvitie myshleniya u studentov s ispol'zovaniem refleksivnyh tehnologij v processe obucheniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 314 - 316.

8. Rostovceva P.P., Guseva N.V. Razvitie tvorcheskogo potenciala buduschih 'ekonomistov s pomosch'yu sovremennyh tehnologij. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 316 - 318.

9. Rostovceva P.P. Sovershenstvovanie inoyazychnoj mezhkul'turnoj kompetencii studentov neyazykovyh vuzov na kursah dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 257 - 258.

10. Rostovceva P.P. Razvitie kompensatornoj kompetencii v inoyazychnoj podgotovke studentov neyazykovyh vuzov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 259 - 260.

Статья поступила в редакцию 20.07.21

УДК 373.2

Rodina O.A., postgraduate, Institute of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

ABOUT FORMING THE FUNCTIONAL UNITY BETWEEN SPEECH AND SINGING IN 6-7-YEAR-OLD CHILDREN. Speaking and singing are two interdependent functions of the vocal apparatus which determine opportunities of a speech level singing approach in 5-7-year-old children. The article presents the approach enhancement. The study aimed to detect the optimal way to form the functional unity of speaking and singing in 5-7-year-olds in voice training. The paper reveals general characteristics of the speech level singing approach in teaching children: 1) voice games at the introductory stage; 2) the voice develops in the comfortable speaking pitch at the initial stage; 3) "from sound to speech - from speech to singing" algorithm composes the main stage; 4) the vocal range develops by moving up. The author analyzes two directions of the speech level singing approach, which differ by register adjustment techniques. Considering the objective results of the studies, the author demonstrates advantages and disadvantages of the approach in contemporary teaching of 5-7-year-old children. The article describes the way of forming the functional unity between speech and singing based on the adjustment of the falsetto-mixed register and its prospects. The other algorithm of the child voice

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.