Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
военно-политическая работа / офицер / военнослужащий / коллектив / формирование / воспитание / взаимодействие / общественные объединения / общественные организации / органы местного самоуправления / military-political work / officer / serviceman / collective / formation / education / interaction / public associations / public organizations / local government bodies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В М. Савченко, А П. Шихгафизов

В статье рассматриваются проблемы педагогического взаимодействия с общественными объединениями и организациями в ходе проведения мероприятий военно-политической работы. Подчеркивается необходимость нормативно-правового закрепления в деятельности общественных объединений и организаций участия в военно-политической работе в воинских частях и подразделениях в целом, и в патриотическом воспитании в частности. В статье дана краткая характеристика особенностей взаимодействия с общественными объединениями и организациями, а также органами местного самоуправления в ходе военно-политической работы. Показаны возможности по повышению эффективности данного взаимодействия. Авторы делают вывод о том, что при правильной организации и планировании в ходе военно-политической работы взаимодействия с общественными объединениями и организациями, а также органами местного самоуправления они способны оказать эффективное воспитательное воздействие на личный состав подразделения, сформировать у гражданского населения положительное мнение о военной службе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL INTERACTION WITH PUBLIC ASSOCIATIONS AND ORGANIZATIONS DURING MILITARY-POLITICAL WORK

The article deals with problems of pedagogical interaction with public associations and organizations in the course of military-political work. The author emphasizes the need for normative and legal consolidation in activities of public associations and organizations of participation in military-political work in military units and subunits in general, and in patriotic education in particular. The article gives a brief description of peculiarities of interaction with public associations and organizations, as well as with local government bodies in the course of military-political work. Possibilities for increasing the efficiency of this interaction are shown. The authors conclude that with proper organization and planning in the course of military-political work of interaction with public associations and organizations, as well as local self-government bodies, they are able to have an effective educational impact on the personnel of the unit, to form a positive opinion of the civilian population about military service.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ»

При этом, согласно предположениям Х.М.М. Наваса, с котором солидарны многие современные исследователи, развивать эмоциональный интеллект у будущих специалистов необходимо средствами различных дисциплин, особенно психолого-педагогического, гуманитарного направлений, а также средствами иностранных языков [12, с. 73]. Нами в процессе профессионально-педагогической деятельности

Библиографический список

на базе Финансового университета при Правительстве Российской Федерации [12; 13; 14], был получен определённый опыт формирования эмоционального интеллекта в процессе обучения студентов экономических специальностей иностранному языку. Наиболее эффективно формирование эмоционального интеллекта осуществлялось в процессе применения интерактивных методов обучения.

1. Aлeшина A., Шабанов С. Эмоциональный интеллект. Москва, 2014.

2. Стейн С.Дж., Бук ГИ. Преимущества EQ. Эмоциональный интеллект и ваши успехи. Москва, 2007.

3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Москва, 2008.

4. Зембатова Л.Т., Зембатова МА Проблемы подготовки специалистов экономической направленности в условиях информатизации учебного процесса. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 113 - 116.

5. Чотбаева ЭА, Усубалиев К.Н. Роль преподавателя в формировании и развитии эмоционального интеллекта студентов. Высшее образование сегодня. 2019; № 8: 69 - 73.

6. Исаева О.М., Савинова С.Ю. Развитие эмоционального интеллекта в профессиональной подготовке студентов - hr-менеджеров. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2018; № 1-1: 77 - 82.

У. Кошелева И.Н. Развитие эмоционального интеллекта как один из путей повышения социальной компетенции студентов в процессе обучения иностранному языку. Филологические науки в МГИМО. 2013: 123 - 132.

8. Ежова Н.Ф. Развитие эмоционального интеллекта студентов-юристов на занятиях английского языка. Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2018; № 11 (51): 47 - 53.

9. Стасюкевич И.В., Малоокая Ж.Ю., Нищимова E.A. Интернет-технологии и развитие эмоционального интеллекта в процессе билингвального обучения студентов неязыковых факультетов. Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013; № 42: 174 - 179.

10. Сорокопуд Ю.В., Романюк Е.В., Локтионова ИА, Aрипов МА Развитие коммуникативных навыков у студентов учреждений СПО на основе интерактивных форм обучения и воспитания. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 6 (85): 97 - 99.

11. Navas J.M., Perez N., De La Torre G.G. The development of emotional intelligence optimizing cognitive abilities through the compulsory education. Contextos Educativos-Revista de Education. 2017; Vol. 20: 57 - 75.

12. Ростовцева П.П., Гусева Н.В. Развитие творческого потенциала будущих экономистов с помощью современных технологий. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 316 - 318.

13. Ростовцева П.П. Совершенствование иноязычной межкультурной компетенции студентов неязыковых вузов на курсах дополнительного профессионального образования. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3 (82): 257 - 258.

14. Ростовцева П.П. Развитие компенсаторной компетенции в иноязычной подготовке студентов неязыковых вузов. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3 (82): 259 - 260.

References

1. Aleshina A., Shabanov S. 'Emocional'nyjintellekt. Moskva, 2014.

2. Stejn S.Dzh., Buk G.I. Preimuschestva Eq. 'Emocional'nyj intellekt i vashi uspehi. Moskva, 2007.

3. Goulman D. 'Emocional'nyj intellekt. Moskva, 2008.

4. Zembatova L.T., Zembatova M.A. Prablemy podgotovki specialistov 'ekonomicheskoj napravlennosti v usloviyah informatizacii uchebnogo pracessa. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 113 - 116.

5. Chotbaeva 'E.A., Usubaliev K.N. Rol' prepodavatelya v formirovanii i razvitii 'emocional'nogo intellekta studentov. Vysshee obrazovanie segodnya. 2019; № 8: 69 - 73.

6. Isaeva O.M., Savinova S.Yu. Razvitie 'emocional'nogo intellekta v professional'noj podgotovke studentov - hr-menedzherov. Gercenovskie chteniya: psihologicheskie issledovaniya v obrazovanii. 2018; № 1-1: 77 - 82.

7. Kosheleva I.N. Razvitie 'emocional'nogo intellekta kak odin iz putej povysheniya social'noj kompetencii studentov v processe obucheniya inostrannomu yazyku. Filologicheskie nauki v MGIMO. 2013: 123 - 132.

8. Ezhova N.F. Razvitie 'emocional'nogo intellekta studentov-yuristov na zanyatiyah anglijskogo yazyka. Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina (MGYuA). 2018; № 11 (51): 47 - 53.

9. Ctasyukevich I.V., Malookaya Zh.Yu., Nischimova E.A. Internet-tehnologii i razvitie 'emocional'nogo intellekta v processe bilingval'nogo obucheniya studentov neyazykovyh fakul'tetov. Sborniki konferencij NIC Sociosfera. 2013; № 42: 174 - 179.

10. Sorokopud Yu.V., Romanyuk E.V., Loktionova I.A., Aripov M.A. Razvitie kommunikativnyh navykov u studentov uchrezhdenij SPO na osnove interaktivnyh form obucheniya i vospitaniya. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 6 (85): 97 - 99.

11. Navas J.M., Perez N., De La Torre G.G. The development of emotional intelligence optimizing cognitive abilities through the compulsory education. Contextos Educativos-Revista de Education. 2017; Vol. 20: 57 - 75.

12. Rostovceva P.P., Guseva N.V. Razvitie tvorcheskogo potenciala buduschih 'ekonomistov s pomosch'yu sovremennyh tehnologij. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 316 - 318.

13. Rostovceva P.P. Sovershenstvovanie inoyazychnoj mezhkul'turnoj kompetencii studentov neyazykovyh vuzov na kursah dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 257 - 258.

14. Rostovceva P.P. Razvitie kompensatornoj kompetencii v inoyazychnoj podgotovke studentov neyazykovyh vuzov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 259 - 260.

Статья поступила в редакцию 28.07.21

УДК 356.2

Savchenko V.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Federal State Educational Institution of Higher Education "Military

University' of the Ministry of Defense of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

Shikhgafizov A.P., cadet, 1st Faculty (Military-political work and journalism), Federal State Educational Institution of Higher Education "Military University' of the

Ministry of Defense of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

PEDAGOGICAL INTERACTION WITH PUBLIC ASSOCIATIONS AND ORGANIZATIONS DURING MILITARY-POLITICAL WORK. The article deals with problems of pedagogical interaction with public associations and organizations in the course of military-political work. The author emphasizes the need for normative and legal consolidation in activities of public associations and organizations of participation in military-political work in military units and subunits in general, and in patriotic education in particular. The article gives a brief description of peculiarities of interaction with public associations and organizations, as well as with local government bodies in the course of military-political work. Possibilities for increasing the efficiency of this interaction are shown. The authors conclude that with proper organization and planning in the course of military-political work of interaction with public associations and organizations, as well as local self-government bodies, they are able to have an effective educational impact on the personnel of the unit, to form a positive opinion of the civilian population about military service.

Key words: military-political work, officer, serviceman, collective, formation, education, interaction, public associations, public organizations, local government bodies.

В.М. Савченко, канд. пед. наук, доц., ФГКВОУ ВО «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва,

E-mail: [email protected]

А.П. Шихгафизов, курсант, ФГКВОУ ВО «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва,

E-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

В статье рассматриваются проблемы педагогического взаимодействия с общественными объединениями и организациями в ходе проведения мероприятий военно-политической работы. Подчеркивается необходимость нормативно-правового закрепления в деятельности общественных объединений и организаций участия в военно-политической работе в воинских частях и подразделениях в целом, и в патриотическом воспитании в частности. В статье дана краткая характеристика особенностей взаимодействия с общественными объединениями и организациями, а также органами местного самоуправления в ходе военно-политической работы. Показаны возможности по повышению эффективности данного взаимодействия. Авторы делают вывод о том, что при правильной организации и планировании в ходе военно-политической работы взаимодействия с общественными объединениями и организациями, а также органами местного самоуправления они способны оказать эффективное воспитательное воздействие на личный состав подразделения, сформировать у гражданского населения положительное мнение о военной службе.

Ключевые слова: военно-политическая работа, офицер, военнослужащий, коллектив, формирование, воспитание, взаимодействие, общественные объединения, общественные организации, органы местного самоуправления.

Актуальность статьи вызвана тем, что в Вооруженных Силах Российской Федерации были восстановлены органы военно-политической работы. Об этом свидетельствуют соответствующие Приказы министерства обороны РФ, а также научные разработки учёных в области военной педагогики [1 - 10].

Ведущей задачей восстановленных органов военно-политической работы является «создание условий для удовлетворения военнослужащих, членов их семей и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ культурных и духовных потребностей, реализации установленных Российской Федерации прав и социальных гарантии» [5, с. 3].

Для решения поставленных задач в процессе военно-политической подготовки ведущее внимание военнослужащими уделяется изучению вопросов военно-политической обстановки, государственного и военного строительства, отечественной истории, норм морали и этики, а также законодательства Российской Федерации и др. [6, с. 3].

При изучении данных вопросов возрастает роль общественных объединений и организаций, что требует раскрытия проблем педагогического взаимодействия с ними Вооруженных Сил Российской Федерации.

Выдающиеся политические и военные деятели во все времена уделяли особое внимание воспитанию военнослужащих. Генерал от инфантерии М.И. Драгомиров отмечал, что «воспитание должно обращать на себя преимущественное внимание». Военное командование и руководство государства при его организации в войсках основное внимание уделяло формированию у подчиненных верности Родине и воинскому долгу, смелости, устойчивости к трудностям и отваги, что позволяло им уверенно выполнять как служебные, так и боевые задачи. Это подтверждает и девиз армии Российской империи «За веру, царя и Отечество» [1, с. 237].

После Октябрьской революции 1917 г. в воспитании военнослужащих стал доминирующим классовый подход, а акцент был сделан на партийную и военно-политическую работу в армии и на флоте. В основу военно-политической работы, в ее теоретико-методологический базис были положены идеи марксизма-ленинизма, которые нашли свое применение в Рабоче-крестьянской Красной армии, позднее, в Вооруженных Силах Советского Союза, активную военно-политическую деятельность в которых вели не только политические руководители страны, но и командиры, комиссары, а впоследствии политруки и заместители командиров по политической части [2, с. 184].

В период развала СССР военно-политическая работа в вооруженных силах потерпела ряд изменений. В условиях перестройки проводимая в стране военно-политическая работа была заменена на воспитательную, которая в меньшей степени привязывалась к идеологии государства и партии, а впоследствии полностью попала под запрет: «Армия вне политики». Однако военнослужащие -это, прежде всего, граждане Российской Федерации, которые должны иметь активную гражданскую позицию.

В настоящее время военно-политическая работа - это комплекс согласованных и взаимосвязанных мероприятий военно-политической пропаганды, агитации, культурно-досуговых, психологических и прочих мероприятий, которые направлены на обеспечение высокого уровня морально-политического и психологического состояния личного состава, на поддержание воинской дисциплины и правопорядка, а также на формирование у военнослужащих соответствующих морально-политических, психологических качеств, на сплочение воинских коллективов, обеспечивающих выполнение задач в любых условиях [6, с. 3].

При этом данная работа должна осуществляется на основании нормативно-правовых актов, в которых нашли свое отражение вековые нравственные устои, патриотизм, уважительное отношение к народам Российской Федерации и воинскому долгу, а также с учетом состояния развития Российской Федерации и ее гражданского общества, инициативные группы которого объединяются в общественные объединения и организации [10, с. 5, 8]. Следовательно, можно

сформировать основные задачи, на которые необходимо обратить внимание при организации военно-политической работы в воинских частях и подразделениях:

• воспитание у военнослужащих, прежде всего, осознанного отношения к защите Отечества, к воинскому долгу;

• формирование у военнослужащих активной гражданской позиции и чувства патриотизма;

• развитие общей и правовой культуры;

• формирование стремления к добросовестной высокоэффективной профессиональной военной деятельности;

• организация личному составу и членам их семей разнообразного досуга [6, с. 4].

При организации военно-политической работы в воинских частях и подразделениях также уделяется большое внимание организации взаимодействия с общественными объединениями и организациями. Однако основные усилия сосредоточиваются при реализации мероприятий военно-социальной и культурно-досуговой работы, а также в ходе работы с верующими военнослужащими [4, с. 10].

В целом при организации и планировании взаимодействия с общественными объединениями и организациями в ходе военно-политической работы необходимо учитывать ряд особенностей.

Основная особенность всего взаимодействия - это ориентированность всех мероприятий и всей деятельности в этом направлении на выполнение слу-жебно-боевых задач. Тем самым взаимодействие с общественными объединениями должно быть направлено, прежде всего, на формирование сильной духом личности военнослужащего и сплочение воинских коллективов, готовых к выполнению служебно-боевых задач в различных условиях.

Другой особенностью взаимодействия с общественными объединениями является его регламентация нормативно-правовыми актами со стороны Министерства обороны РФ.

Кроме того, при организации и планировании взаимодействия с общественными объединениями необходимо учитывать их наличие в районе дислокации воинских частей, в последнее время особенно важно следить за тем, чтобы их деятельность не противоречила законодательству РФ.

Необходимо учитывать, что взаимодействие с общественными объединениями и организациями, которые не получили государственную регистрацию и являются представителями враждебно настроенных по отношению к государству, в ходе военно-политической работы запрещено. Также необходимо анализировать и прогнозировать результаты такого взаимодействия и его влияния на воспитание личного состава. При этом важно иметь постоянные контакты и взаимодействие с руководством данных объединений и организации.

Как показывает практика, взаимодействие с общественными объединениями при организации военно-политической работы должно быть ориентировано на совместную деятельность, прежде всего, в интересах патриотического воспитания военнослужащих [3, с. 21]. Как показывает практика, взаимодействие в большей степени происходит с общественными организациями, которые имеют патриотическую направленность, а также активно поддерживают государственный строй и политику руководства страны. В значительной степени взаимодействие проводится с ветеранскими объединениями.

Необходимо обратить внимание на то, что в местах постоянной дислокации воинских частей и подразделений на организацию военно-политической работы, уровень морально-политического и психологического состояния влияние в них оказывают муниципальные органы, являющиеся проводниками государственной власти на местах. Так как муниципальные органы - это органы местного самоуправления, учреждения, которые позволяют осуществлять социально-культурные, воспитательные и иные функции некоммерческого характера и финансируются полностью или частично государством, то с ними необходимо осуществлять тесное взаимодействие [8, с. 34].

При организации и планировании взаимодействия с органами местного самоуправления в ходе военно-политической работы необходимо также учитывать ряд особенностей, от которых во многом зависит эффективность воспитания и развития личного состава воинских частей и подразделений. Это, прежде всего:

• реализация правовой и социальной защищенности военнослужащих и гражданского персонала, а также защита их семей;

• создание условий для реализации мероприятий военно-политической работы с личным составом частей и подразделений, а также военно-патриотической работы с населением в местах постоянной дислокации;

• обеспечение совместно с органами военного управления Вооруженных Сил РФ единого понимания, твердого и последовательного проведения в войсках и среди местного населений политики Российской Федерации по обеспечению военной безопасности государства [4, с. 34];

• целенаправленный анализ морально-политического и психологического состояния личного состава и населения в местах нахождения воинской части и в районах боевой деятельности, а также пропаганда и агитация военной службы;

• взаимодействие телерадиоцентров и государственных социально-культурных организаций в целях военно-политической работы и, прежде всего, патриотического воспитания;

• удовлетворение духовных и религиозных потребностей военнослужащих;

• реализация избирательных прав военнослужащих и их семей на местах;

Библиографический список

• выполнение мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу;

• оказание социальных, правовых, финансовых и иных видов гарантий, трудоустройство членов семей военнослужащих, обеспечение жильем, местами в образовательных учреждениях детей военнослужащих и др.;

• совместное решение острых социальных проблем военнослужащих, граждан и их семей и др. [7, с. 31].

В целом военнослужащие и члены их семей является активными участниками социальных и политических процессов, происходящих в регионе их дислокации. В результате взаимодействия с органами местного самоуправления в ходе военно-политической работы происходит сближение и взаимопроникновение военной и гражданской сфер в местах дислокации воинских частей и подразделений, активизируя факторы, влияющие на развитие общественно-политической активности военнослужащих.

Таким образом, комплекс согласованных мероприятий взаимодействия с общественными объединениями и организациями, а также органами местного самоуправления в ходе военно-политической работы позволяет решать задачи по формированию общественно активной личности военнослужащего, сплочению воинских коллективов, готовых к выполнению служебно-боевых задач в условиях изменяющейся обстановки. При правильной организации и планировании в ходе военно-политической работы взаимодействия с общественными объединениями и организациями, а также органами местного самоуправления, они способны оказать эффективное воспитательное воздействие на личный состав подразделения, сформировать у гражданского населения положительное мнение о военной службе.

1. Алехин И.А. Развитие теории и практики военного образования в России XVIII - начала XXвека. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2004.

2. Бондаренко И.А. Формирование системы воспитания курсантов в военно-учебных заведениях в 1918 - 1991 гг. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2012.

3. Основы военно-политической работы: учебное пособие. Москва, 2020.

4. Алёхин И.А., Федак Е.И., Захаренко С.В., Ленёв Ю.А. и др. Педагогические основы военно-политической работы (версия 1.0): электронный учебник. Москва: ВУ, 2019.

5. Об организации военно-политической работы в Вооруженных силах Российской Федерации. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 22 июля 2019 г № 404. Available at: http://www.base.garant.ru/72713628/

6. Об организации военно-политической подготовки в Вооруженных силах Российской Федерации. Приказ министра обороны Российской Федерации от 22 февраля 2019 г. № 95. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72104464/

7. Социально-педагогические основы военно-политической работы: учебное пособие. Москва, 2019.

8. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 (ред. от 01.07.2021). Available at: // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/

9. Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ (ред. от 30.12.2020 г.) «Об общественных объединениях». [Электронный ресурс] // legalacts.ru/doc/FZ-ob-obwestvennyh-obedinenijah/

10. Об органах воспитательной работы Вооружённых Сил Российской Федерации. Приказ Министерства обороны РФ от 11 марта 2004 г. N 70. Available at: http:// businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_103319.html

References

1. Alehin I.A. Razvitie teoriiipraktiki voennogo obrazovaniya v RossiiXVIII - nachala XX veka. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2004.

2. Bondarenko I.A. Formirovanie sistemy vospitaniya kursantov v voenno-uchebnyh zavedeniyah v 1918 - 1991 gg. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2012.

3. Osnovy voenno-politicheskoj raboty: uchebnoe posobie. Moskva, 2020.

4. Alehin I.A., Fedak E.I., Zaharenko S.V., Lenev Yu.A. i dr. Pedagogicheskie osnovy voenno-politicheskoj raboty (versiya 1.0): 'elektronnyj uchebnik. Moskva: VU, 2019.

5. Ob organizacii voenno-politicheskoj raboty v Vooruzhennyh silah Rossijskoj Federacii. Prikaz Ministra oborony Rossijskoj Federacii ot 22 iyulya 2019 g. № 404. Available at: http:// www.base.garant.ru/72713628/

6. Ob organizacii voenno-politicheskojpodgotovki v Vooruzhennyh silah Rossijskoj Federacii. Prikaz ministra oborony Rossijskoj Federacii ot 22 fevralya 2019 g. № 95. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72104464/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Social'no-pedagogicheskie osnovy voenno-politicheskoj raboty: uchebnoe posobie. Moskva, 2019.

8. Ob obschih principah organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 06.10.2003 g. № 131-FZ (red. ot 01.07.2021). Available at: // http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/

9. Federal'nyj zakon ot 19.05.1995 g. № 82-FZ (red. ot 30.12.2020 g.) «Ob obschestvennyh ob'edineniyah». ['Elektronnyj resurs] // legalacts.ru/doc/FZ-ob-obwestvennyh-obedinenijah/

10. Ob organah vospitatel'noj raboty Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii. Prikaz Ministerstva oborony RF ot 11 marta 2004 g. N 70. Available at: http://businesspravo.ru/Docum/ DocumShow_DocumID_103319.html

Статья поступила в редакцию 21.07.21

УДК 378

Storoj R.I., postgraduate, Department of Production Technologies and Professional Education, OU VO LPR"Lugansk State Pedagogical University'

(Donetsk, Donetsk People's Republic), E-mail:[email protected]

STRUCTURES AND THE MAIN STAGES OF VOCATIONAL INTEREST FOR TRAINERS OF THE COAL PROFESSIONAL INSTITUTIONS IN THE SYSTEM OF VOCATIONAL EDUCATION. The article deals with the structure of professional interests of trainees, future workers of the coal industry in educational organizations of secondary vocational education. The research is carried out on the basis of the theoretical analysis and comparative characteristics of works on similar topics. The essence of the concepts is disclosed: "interest", "cognitive interest", "professional interest". The leading role of "cognitive interest" in the structure of students' professional interests is pointed out. The author upgrades the structure of professional interest by A.V. Mordovskaya. Theoretical and practical significance of the article lies in the substantiation of the formation of professional interests as a reserve not fully realized, the actualization of which will improve the quality of professional training of future workers of the coal industry. The article is addressed to specialists working in the system of educational organizations of secondary vocational education.

Key words: trainees, interest, professional interest, professional education.

Р.И. Сторож, соискатель, ОУ ВО ЛНР «Луганский государственный педагогический университет», г. Донецк,

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.