Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНСТВА РЕЧЕВОЙ И ПЕВЧЕСКОЙ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНСТВА РЕЧЕВОЙ И ПЕВЧЕСКОЙ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
звукообразование / развитие певческого голоса / певческие навыки / старший дошкольный возраст / вокальная методика / грудной регистр / фальцетный регистр / микст / phonation / development of singing voice / singing skills / 5-7-year-old children / vocal training technique / chest register / falsetto register / mixed register

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.А. Родина

Речь и пение – две взаимовлияющие функции голосового аппарата, что определяет возможности речепевческого подхода к вокальному обучению старших дошкольников. Статья посвящена совершенствованию данного подхода. Целью настоящего исследования является выявление оптимального пути формирования единства речевой и певческой функций у старших дошкольников в процессе постановки голоса. В работе выявляются общие особенности применения речепевческого подхода к работе с детьми: 1) голосовые игры на пропедевтическом этапе; 2) начальный этап развития голоса осуществляется в примарной зоне; 3) основной этап реализуется на основе алгоритма «от звука к речи – от речи к пению» в игровой деятельности; 4) вокальный диапазон развивается в восходящем движении. Автором анализируются два направления речепевческого подхода, различающихся способами регистровой настройки. Опираясь на результаты объективных исследований, автор показывает сильные и слабые стороны применения данного подхода к современной практической работе с детьми старшего дошкольного возраста. В статье предлагается путь к формированию единства речевой и певческой функций, основанный на регулировании фальцетно-микстового режима голосообразования и его перспективы. Альтернативный алгоритм развития детских голосов имеет существенные отличия: речепевческий подход актуализируется в последовательности «от пения к речи»: певческие навыки, сформированные средствами вокально-дидактических игр, в процессе вокальной деятельности переносятся на речевую фонацию. Достижение цели реализуется на основе пяти этапов. У детей последовательно формируются умения и навыки правильного певческого дыхания, звукообразования, артикуляции гласных и согласных звуков в соответствии с координацией отделов голосового аппарата, в нисходящем движении развивается вокальный диапазон, настраиваются слуховые координации. На завершающем этапе осуществляется синтез речи и пения. В результате в ходе игровой деятельности у детей эффективно формируется единство речевой и певческой функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT FORMING THE FUNCTIONAL UNITY BETWEEN SPEECH AND SINGING IN 5-7-YEAR-OLD CHILDREN

Speaking and singing are two interdependent functions of the vocal apparatus which determine opportunities of a speech level singing approach in 5-7-year-old children. The article presents the approach enhancement. The study aimed to detect the optimal way to form the functional unity of speaking and singing in 5-7-year-olds in voice training. The paper reveals general characteristics of the speech level singing approach in teaching children: 1) voice games at the introductory stage; 2) the voice develops in the comfortable speaking pitch at the initial stage; 3) “from sound to speech – from speech to singing” algorithm composes the main stage; 4) the vocal range develops by moving up. The author analyzes two directions of the speech level singing approach, which differ by register adjustment techniques. Considering the objective results of the studies, the author demonstrates advantages and disadvantages of the approach in contemporary teaching of 5-7-year-old children. The article describes the way of forming the functional unity between speech and singing based on the adjustment of the falsetto-mixed register and its prospects. The other algorithm of the child voice development is significantly different: a speech level singing approach works from singing to speech: singing skills formed by vocal didactic games are transferred to phonation during speaking. The aim is achieved in five stages. Children consequently acquire the skills of the correct breathing for singing, phonation, vowel and consonant articulation according to the coordination of the voice tract departments, the vocal range develops moving down, auditory coordination adjusts. The synthesis of speech and singing develops at the final stage. The play activities result in the effective formation of the functional unity of speech and singing.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНСТВА РЕЧЕВОЙ И ПЕВЧЕСКОЙ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

реализации курса используются дидактические, деловые, ролевые, имитационные игры, решение кейсов, анализ фотографий, ведение индивидуального дневника эмоций, наблюдение за поведением различных категорий людей, работа с художественными, научными, публицистическими текстами, просмотр и анализ художественных и документальных фильмов и т.д.

В результате изучения курса студент должен знать:

• подходы к определению эмоционального интеллекта;

• существующие теории и модели;

• методы диагностики;

• основные методы и технологии развития.

После успешного усвоения учебной программы курса студент должен уметь:

• ориентироваться в существующих подходах к интерпретации эмоционального интеллекта;

• использовать знания об эмоциональном интеллекте для личностного роста и развития.

Владеть:

• методами оценки эмоционального интеллекта для диагностики уровня его развития;

• навыками идентификации, понимания, использования и управления собственными эмоциями и эмоциями других для совершенствования межличностных отношений [3, с. 125 - 126].

Резюмируя вышеизложденное, отметим, что особенности влияния эмоционального интеллекта на подготовку к профессиональной деятельности наиболее отчетливо проявляются в следующих сферах студенческой жизни:

В когнитивной сфере уровень эмоционального интеллекта влияет на степень согласованности представлений о себе и о других. Поэтому студенты с высоким уровнем эмоционального интеллекта имеют адекватную самооценку, умеют правильно оценить и интерпретировать ситуацию, свое состояние,

Библиографический список

добиваются больше успехов в учебе, а потом и в работе, способны рефлексировать.

В эмоциональной сфере эмоциональный интеллект выполняет регулятивную роль. Студенты с высоким уровнем эмоционального интеллекта в стрессовые периоды менее подвержены физическому и эмоциональному напряжению, они способны не поддаваться «нахлынувшим» эмоциям.

Коммуникативная сфера предполагает стабильность статусных позиций личности в группе. Как известно, одной из важных составляющих развития личности студента является и его потребность в самореализации. Без самореализации развитие отдельной личности не представляется возможным. Она является атрибутом самого существования человека, играет важнейшую роль на всем жизненном пути личности, определяет его.

Мы считаем, что подобный опыт, с учётом полученных положительных результатов, заслуживает более пристального внимания со стороны преподавательского состава и может быть рекомендован к тиражированию в других вузах страны. В период обучения студенты уже примерно представляют, чего хотят достичь в своей жизни, просчитывают все возможные варианты профессионального становления и делают осознанные шаги по достижению своей цели. Однако процесс самореализации в юношеском возрасте является достаточно сложным и противоречивым (поставленные цели не всегда могут соответствовать имеющимся возможностям). В связи с этим для лучшего понимания себя и окружающих людей, своих профессиональных перспектив студентов необходимо обучать различным надпрофессиональным навыкам, среди которых достойное место занимает эмоциональный интеллект. С учётом современных тенденций развитие надпрофессиональных навыков и эмоционального интеллекта во многом предопределяет эффективность профессиональной подготовки в вузах страны, которая в дальнейшем, при трудоустройстве, будет выражаться в положительных отзывах работодателей о подготовке выпускников и желании видеть их среди своих сотрудников.

1. Александрова Н.П. К вопросу о сущности понятия «эмоциональный интеллект». Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2009; № 1: 71 - 75.

2. Карпов А.В. Психология эмоционального интеллекта: теория, диагностика, практика: монография. Ярославль: ЯрГУ, 2008.

3. Исаева О.М., Савинова С.Ю. Сетевая модель взаимодействия кафедры вуза и компаний-партнеров для развития эмоционального интеллекта у студентов - будущих hr-менеджеров. Педагогика и психология образования. 2020; № 2: 112 - 131.

4. Дрогобыцкий А.И. Эмоциональный интеллект современного менеджера. Вестник НГУ. Вологда, 2007; Т. 7, Выпуск 2: 111 - 113.

5. Пономарёва Е.Ю. Проблема формирования эмоционального интеллекта студентов: теоретический и методический аспекты. Педагогический вестник. 2019; № 11: 65 - 67.

6. Снесарева Е.В., Скриптунова Е.А. Развитие эмоционального интеллекта руководителя для совершенствования управления в бизнесе. Менеджмент сегодня. 2007; № 6: 344 - 353.

7. Ростовцева П.П., Гусева Н.В. Развитие мышления у студентов с использованием рефлексивных технологий в процессе обучения. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 314 - 316.

8. Ростовцева П.П., Гусева Н.В. Развитие творческого потенциала будущих экономистов с помощью современных технологий. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 316 - 318.

9. Ростовцева П.П. Совершенствование иноязычной межкультурной компетенции студентов неязыковых вузов на курсах дополнительного профессионального образования. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3 (82): 257 - 258.

10. Ростовцева П.П. Развитие компенсаторной компетенции в иноязычной подготовке студентов неязыковых вузов. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3 (82): 259 - 260.

References

1. Aleksandrova N.P. K voprosu o suschnosti ponyatiya «'emocional'nyj intellekt». Vestnik RUDN. Seriya: Psihologiya i pedagogika. 2009; № 1: 71 - 75.

2. Karpov A.V. Psihologiya 'emocional'nogo intellekta: teoriya, diagnostika, praktika: monografiya. Yaroslavl': YarGU, 2008.

3. Isaeva O.M., Savinova S.Yu. Setevaya model' vzaimodejstviya kafedry vuza i kompanij-partnerov dlya razvitiya 'emocional'nogo intellekta u studentov - buduschih hr-menedzherov. Pedagogika i psihologiya obrazovaniya. 2020; № 2: 112 - 131.

4. Drogobyckij A.I. 'Emocional'nyj intellekt sovremennogo menedzhera. VestnikNGU. Vologda, 2007; T. 7, Vypusk 2: 111 - 113.

5. Ponomareva E.Yu. Problema formirovaniya 'emocional'nogo intellekta studentov: teoreticheskij i metodicheskij aspekty. Pedagogicheskij vestnik. 2019; № 11: 65 - 67.

6. Snesareva E.V., Skriptunova E.A. Razvitie 'emocional'nogo intellekta rukovoditelya dlya sovershenstvovaniya upravleniya v biznese. Menedzhmentsegodnya. 2007; № 6: 344 -353.

7. Rostovceva P.P., Guseva N.V. Razvitie myshleniya u studentov s ispol'zovaniem refleksivnyh tehnologij v processe obucheniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 314 - 316.

8. Rostovceva P.P., Guseva N.V. Razvitie tvorcheskogo potenciala buduschih 'ekonomistov s pomosch'yu sovremennyh tehnologij. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 316 - 318.

9. Rostovceva P.P. Sovershenstvovanie inoyazychnoj mezhkul'turnoj kompetencii studentov neyazykovyh vuzov na kursah dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 257 - 258.

10. Rostovceva P.P. Razvitie kompensatornoj kompetencii v inoyazychnoj podgotovke studentov neyazykovyh vuzov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 259 - 260.

Статья поступила в редакцию 20.07.21

УДК 373.2

Rodina O.A., postgraduate, Institute of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University (Moscow, Russia), E-mail: oksana-rodina@mail.ru

ABOUT FORMING THE FUNCTIONAL UNITY BETWEEN SPEECH AND SINGING IN 6-7-YEAR-OLD CHILDREN. Speaking and singing are two interdependent functions of the vocal apparatus which determine opportunities of a speech level singing approach in 5-7-year-old children. The article presents the approach enhancement. The study aimed to detect the optimal way to form the functional unity of speaking and singing in 5-7-year-olds in voice training. The paper reveals general characteristics of the speech level singing approach in teaching children: 1) voice games at the introductory stage; 2) the voice develops in the comfortable speaking pitch at the initial stage; 3) "from sound to speech - from speech to singing" algorithm composes the main stage; 4) the vocal range develops by moving up. The author analyzes two directions of the speech level singing approach, which differ by register adjustment techniques. Considering the objective results of the studies, the author demonstrates advantages and disadvantages of the approach in contemporary teaching of 5-7-year-old children. The article describes the way of forming the functional unity between speech and singing based on the adjustment of the falsetto-mixed register and its prospects. The other algorithm of the child voice

development is significantly different: a speech level singing approach works from singing to speech: singing skills formed by vocal didactic games are transferred to phonation during speaking. The aim is achieved in five stages. Children consequently acquire the skills of the correct breathing for singing, phonation, vowel and consonant articulation according to the coordination of the voice tract departments, the vocal range develops moving down, auditory coordination adjusts. The synthesis of speech and singing develops at the final stage. The play activities result in the effective formation of the functional unity of speech and singing.

Key words: phonation, development of singing voice, singing skills, 6-7-year-old children, vocal training technique, chest register, falsetto register, mixed register.

О.А. Родина, аспирант, Институт изящных искусств ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва,

E-mail: oksana-rodina@mail.ru

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНСТВА РЕЧЕВОЙ И ПЕВЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Речь и пение - две взаимовлияющие функции голосового аппарата, что определяет возможности речепевческого подхода к вокальному обучению старших дошкольников. Статья посвящена совершенствованию данного подхода. Целью настоящего исследования является выявление оптимального пути формирования единства речевой и певческой функций у старших дошкольников в процессе постановки голоса. В работе выявляются общие особенности применения речепевческого подхода к работе с детьми: 1) голосовые игры на пропедевтическом этапе; 2) начальный этап развития голоса осуществляется в примарной зоне; 3) основной этап реализуется на основе алгоритма «от звука к речи - от речи к пению» в игровой деятельности; 4) вокальный диапазон развивается в восходящем движении. Автором анализируются два направления речепевческого подхода, различающихся способами регистровой настройки. Опираясь на результаты объективных исследований, автор показывает сильные и слабые стороны применения данного подхода к современной практической работе с детьми старшего дошкольного возраста. В статье предлагается путь к формированию единства речевой и певческой функций, основанный на регулировании фальцетно-микстового режима голосообразования и его перспективы. Альтернативный алгоритм развития детских голосов имеет существенные отличия: речепевческий подход актуализируется в последовательности «от пения к речи»: певческие навыки, сформированные средствами вокально-дидактических игр, в процессе вокальной деятельности переносятся на речевую фонацию. Достижение цели реализуется на основе пяти этапов. У детей последовательно формируются умения и навыки правильного певческого дыхания, звукообразования, артикуляции гласных и согласных звуков в соответствии с координацией отделов голосового аппарата, в нисходящем движении развивается вокальный диапазон, настраиваются слуховые координации. На завершающем этапе осуществляется синтез речи и пения. В результате в ходе игровой деятельности у детей эффективно формируется единство речевой и певческой функций.

Ключевые слова: звукообразование, развитие певческого голоса, певческие навыки, старший дошкольный возраст, вокальная методика, грудной регистр, фальцетный регистр, микст.

В современном обществе активизировался интерес к певческому искусству. Сложившаяся ситуация обусловлена популяризацией детского пения средствами массовой информации. Проводятся многочисленные телевизионные вокальные конкурсы и фестивали как в России, так и в современном международном культурном пространстве. Старшие дошкольники принимают в них активное участие, демонстрируя свои вокальные и артистические возможности.

Не только в центрах дополнительного образования, но и в детских дошкольных учреждениях создаются вокальные студии. С каждым годом возрастает количество коллективов, в которых как в индивидуальной, так и в групповой форме обучают детей пению. В большинстве случаев на занятиях осваиваются современные эстрадные песни с применением фонограмм, реже - традиционный детский вокальный репертуар с аккомпанементом фортепиано. Как правило, освоению репертуара предшествует постановка голоса, то есть начальный этап обучения вокальному искусству. Постановка голоса детей старшего дошкольного возраста представляет собой процесс формирования основных певческих умений и навыков: дыхания, голосообразования, артикуляции, вокального слуха и эмоциональной выразительности. «Поставленный голос обладает повышенной выносливостью, красивым тембром, устойчивостью, большой силой и диапазоном» [1, с. 52].

Наряду с категорией «поставленный голос» в вокально-педагогической практике существует другое понятие: «от природы поставленный голос», что в профессиональном вокальном сообществе признается безусловной ценностью с позиций перспективности для обучения и дальнейшей профессиональной деятельности, независимо от выбранного жанра. Голоса с природной постановкой характеризуются единством речевой и певческой функции - «рефлекторной координацией всех певческих систем - голосообразующей, дыхательной и артикуляционной, приводящей в действие речь и пение, звуки которых обладают схожими вокальными признаками: наличием высоких певческих формант в спектре, свободным широким вокальным и динамическим диапазоном» [2, с. 14].

Описание певцов, обладающих природной постановкой голоса, встречается в вокально-методической литературе. Так, основоположник школы профессионального русского народного пения Н.К. Мешко сообщает о том, что от природы поставленные голоса ей встречались в разных областях России: «Автор слышал такое пение в Рязанской, Смоленской, Брянской, Ульяновской и других областях» [3, с. 33]. Н.К. Мешко пишет о народных певицах Архангельской области: «Песенницы Беломорья свободно владели многоголосным распевом от Си малой октавы до Соль 2: «Голоса «играли» чисто, звонко, виртуозно заплетая бисерные узоры импровизаций» [там же].

В.П. Морозов указывает на единство речевой и певческой функций у выдающихся оперных певцов. Спектральный анализ записей звучания голоса Ф.И. Шаляпина выявил близость частотных спектров в пении и речи [4, с. 137].

По мнению Г.П. Стуловой, основными вокально-техническими признаками поставленного речевого и певческого голоса являются «умеренный вдох на

зевке при помощи нижних ребер; задержка дыхания перед атакой звука; мягкая атака звука на «затаенном» дыхании; сохранение положения вдоха в процессе фонации; стабилизация положения гортани, как при пении, так и в речи; единая манера произношения гласных; оптимальная мышечная активность всего тела» [5, с. 190]. Речь и пение имеют тесную взаимосвязь: «Если голосообразование в речи и пении являются функциями одного и того же голосового аппарата, то можно предположить, что в процессе совершенствования одной из них другая, соответственно, тоже будет качественно изменяться» [там же, с. 192]. Педагогический подход, основанный на взаимовлиянии речи и пения, целью которого является формирование единства речевой и певческой функций, мы называем речепевческим подходом.

Анализ методической литературы показал расхождения в применении речепевческого подхода к вокальной работе. Таким образом, возникает необходимость поиска наиболее оптимальных путей синтеза речи и пения у старших дошкольников.

Мы провели анализ современных методик вокального развития детей. Исследование показало, что большинство методических разработок [6 - 9 и др.] включает в себя пропедевтический период, построенный на следующем алгоритме:

1) начальный этап этого периода составляют голосовые игры;

2) на речевом этапе осуществляется настройка речевого голоса детей от примарной зоны. Примарная зона включает в себя первичные удобные тоны, «на которых легче всего находится естественное ненапряженное звучание каждого голоса» [10, с. 539]. У детей примарную зону составляют привычные речевые звуки, которые, как правило, располагаются в нижней квинте первой октавы;

3) на вокальном этапе формируются умения и навыки в движении от при-марной зоны вверх по диапазону, подводящие к пению репертуара.

В результате анализа учебных пособий нами было выявлены основные направления применения речепевческого подхода. Они отличаются по регистровой настройке голосов.

Первое направление узко представлено методикой Н.Т. Гатауллиной. Данное направление речепевческого подхода разработано для развития голосов младших школьников в православных учебных заведениях. Методика основана на принципах, исторически сложившихся в православно-регентских структурах со времен «Азбуковника», учебника XVII века, в котором излагались правила к чтению Псалтыри с указанием на негромкое звучание детских голосов.

После этапа голосовых игр в соответствии с алгоритмом Н.Т. Гатауллиной начинается последовательная декламационная проработка отдельных фонем, слогов и фраз на церковно-славянском языке [7]. Принципиально важным, по указаниям автора, является динамическое регулирование: произнесение звуков в примарной зоне способом активного piano, что по результатам объективных исследований ГП. Стуловой способствует настройке голоса на фальцетный режим голосообразования [11]. Далее постепенно осваиваются средний и верх-

ний участок диапазона на церковно-певческом материале. Фальцетный регистр по мере его постепенного уплотнения в период взросления детей микстуется, следовательно, он является эффективным стартом для потенциальной профессиональной деятельности [12]. В этом режиме быстрее осуществляется настройка слуховых координаций [11]. Результаты диссертационного исследования Н.Т. Гатауллиной показывают, что предложенный ею алгоритм развития певческих голосов детей способствует эффективному формированию единства функций речи и пения [7]. Формирование правильного режима фонации является несомненным достоинством методики Н.Т. Гатауллиной. Однако возможности ее применения ограничены учебным пространством православных образовательных учреждений.

Второе направление речепевческого подхода представлено работами О.В. Кацер, Т.Д. Крошилиной, К.В. Тарасовой и др. Развитие детских голосов на основе данного подхода начинается с примарной зоны в грудном регистре. Проведенный опрос 42 педагогов-вокалистов дополнительного образования из различных городов Российской Федерации показал, что его в основном используют 82% респондентов. Действительно, по данным ГП. Стуловой, у необученных певцов, в том числе у детей, звуки нижнего участка диапазона легче всего извлекаются в грудном режиме фонации: «Это явление соответствует натуральной природе певческого голоса [13, с. 91]. Методические пособия вышеуказанных авторов обладают рядом достоинств:

1) комплексы голосовых игр соответствуют возрастной группе;

2) процесс развития детских голосов дидактически обоснован;

3) поэтические тексты для развития речевого и певческого голоса способствуют формированию художественного вкуса детей;

4) фразовое деление рассчитано на короткое певческое дыхание дошкольников;

5) мелодии в песенном материале имеют устойчивую ладовую основу.

Прослушивание 117 детей из 6 коллективов учреждений дополнительного

образования показало, что большинство ребят, обучение которых осуществлялось на основе второго направления речепевческого подхода, исполняют концертный репертуар в грудном регистре, часто форсируя звучание. Объяснение этому факту мы находим в следующем:

1. Ограниченный опыт работы педагогов.

Нарастающая популярность песенного жанра потребовала от ДОУ новых педагогических кадров. Начинающие педагоги чаще всего не обладают навыками вокальной диагностики, которая необходима в процессе настройки регистровых режимов.

2. Стремление педагогов показать быстрые вокальные результаты.

Грудной режим фонации характеризуется эффектным ярким звучанием,

что является привлекательным для родителей учеников, выигрышным для сольного участия дошкольников в эстрадных и народных конкурсах вокального искусства. «Естественное желание любого педагога (да и администрации) показать «товар лицом», вывести на сцену еще слабенькие, не окрепшие голоса..., а то и «пришпорить» их, чтобы произвести впечатление» [4, с. 333].

3. Соответствие зоны грудного режима голосообразования старших дошкольников вокальному диапазону большинства детских песен.

Компьютерные исследования Т.Д. Крошилиной показали, что зона грудного регистра в процессе обучения у детей домутационного возраста развивается до Ре - Ми бемоль 2 октавы [12]. На основе собственных наблюдений об этом пишет В.В. Емельянов: «Детские голоса могут использовать грудной регистр до его верхнего предела (ре-ми второй октавы) - вспомните Робертино Лоретти» [14, с. 81]. Таким образом, пение в грудном режиме не ограничивает репертуарные возможности старших дошкольников.

Педагоги, настраивая голоса в грудном регистре, на первый взгляд, решают проблему синтеза речевой и певческой деятельности - дети поют и говорят единым биомеханизмом. Однако, по мнению различных авторов, грудное пение амортизирует неокрепшую голосовую систему детей. И, что важно, настройка в грудном режиме является нецелесообразной с точки зрения развития голоса. И.И. Левидов пишет: «Среди детей-исполнителей довольно часто встречаются характерные, искусственно напетые, однорегистровые голоса, сплошь грудного характера., которые при всем их богатстве (в смысле красоты и яркости звучания) с точки зрения предъявляемых к художественному пению требований могут считаться совершенно загубленными» [15, с. 37]. Технология фонопедического метода В.В. Емельянова основана на ограничении применения грудного режима фонации в детском голосе: «... первое ограничение, на котором строится ФМРГ -принципиальный запрет на использование грудного (не фальцетного) регистра детского и женского голоса выше «Ми - бемоль» («Ре - диез») первой октавы» [14, с. 116].

Обсуждение данной проблемы с педагогами кружков и студий певческого воспитания детей выявило следующее: большинство из опрошенных уверены, что вокальный диапазон в грудном режиме фонации, ограниченный звуками ре-ми второй октавы, является возрастной нормой старших дошкольников. По мнению педагогов, речевой и певческий голоса детей будут развиваться, постепенно перерастая в микст по мере взросления. Физиологически это исключено. Компьютерные исследования показывают, что в начале мутации у детей, поющих в грудном режиме, верхний участок диапазона сокращается примерно на 4 - 5 тонов и ограничивается нотами Ля - Си 1 октавы [12].

Голоса в грудном режиме характеризуются ярким и звонким тембром. Однако звонкость, как показывают компьютерные исследования, достигается за счет большого количества составляющих в спектре: от 15 обертонов в нижнем участке диапазона до 40 в верхнем участке [там же]. Large G., Iwate S., H. von Leden выявили наличие корреляции между количеством обертонов в спектре голоса и плотностью смыкания голосовых складок [16]. В связи с этим можно сделать вывод об увеличении плотности смыкания голосовых складок и напряжения голосового аппарата у детей при пении в грудном режиме с повышением звука. Подобная амортизация голосообразующей системы, особенно в верхнем участке вокального диапазона, может негативно сказаться на здоровье неокрепших детских голосов.

Грудной режим фонации применяется, как правило, только в фольклор-но-этнографическом направлении русского народно-певческого искусства [3]. Таким образом, пение в грудном регистре ограничивает возможности дальнейшего развития голосов детей.

Смешанный механизм голосообразования (микст) является наиболее перспективным для певческой деятельности. Известно, что большинство профессиональных певцов поют в смешанном фонационном режиме. Профессиональные народные певцы поют в манере открытого микста, так же, как и эстрадные певцы [там же]. Академические певцы поют прикрытым микстом [10]. Детский микст «произрастает» из фальцета - это его уплотненный вариант [12].

Проведенный анализ методической литературы, результаты прослушивания детей и анкетирования педагогов определили понимание необходимости поиска новых дидактических подходов в области синтеза речевой и певческой деятельности детей в фальцетно-микстовом режиме.

Автором статьи был разработан алгоритм формирования единой речепев-ческой функции у старших дошкольников в рамках методики «Вокальная азбука».

Предложенный алгоритм основан на речепевческом подходе с приоритетом фальцетной настройки голосовых регистров: в процессе формирования правильного регистрового режима в пении речь детей приобретает характеристики певческого голоса.

Принципиально важным в реализации данного подхода является соблюдение алгоритма «от пения к речи»: сформированные певческие навыки в процессе вокальной деятельности переносятся на речевую фонацию в условиях, определяемых возрастной спецификой.

Известно, что вокальная функция дана человеку от рождения. Объективные исследования показывают тембральную яркость и широкий вокальный диапазон до трех октав у новорожденных детей: они «подсознательно правильно производятся с точки зрения координации в работе всех частей голосообразую-щего комплекса» [11, с. 99]. Однако в процессе формирования речевой функции в онтогенезе вокальная функция постепенно теряет свою активность: «.каждый из нас одарен феноменальным голосом от рождения. Практически все начинают терять его с трехлетнего возраста» [17, с. 13], Дети учатся говорить, подражая речи окружающих его взрослых, все более отдаляясь от вокальной природы своего тембра. Певческий голос «блокируется физическими и эмоциональными зажимами» [18, с. 20]. По мере взросления эта блокировка становится устойчивее. Старший дошкольный возраст имеет особое значение в вокальном развитии ребенка. Начиная с 5 лет, у дошкольников начинают обособляться и развиваться вокальные мышцы [19]. В этом возрасте в головном мозге ребенка происходит активное наращивание синапсических связей - нейронных цепочек, влияние которых может как облегчить в дальнейшем профессиональную работу с голосом во взрослом возрасте, так и препятствовать ей, если в детстве «природа голоса» формировалась неэффективно. Ненужные нейронные структуры головной мозг удаляет. Происходит явление, называемое синаптической обрезкой: «Если синапс успешно участвует в работе нейронной сети, он усиливается, и наоборот, не приносящий пользы синапс ослабляется и в конечном итоге исчезает» [20, с. 13]. Данная ситуация происходит с невостребованной вокальной функцией в процессе онтогенеза. Опыт 20-летней работы автора статьи по постановке голоса у дошкольников показал, что занятия вокалом в этом возрасте приносят особую пользу. Ослабленные нейронные цепочки под влиянием направленной восстановительной работы способны вновь активизироваться. Таким образом, если в работе с взрослыми певцами приоритетным является развитие вокальных навыков (как говорил С.Я. Лемешев, «не испортить природу голоса, а улучшить ее» [4, с. 105]), то целью вокальной работы с детьми старшего дошкольного возраста является восстановление «природы голоса», то есть восстановление вокальной функции, блокированной в процессе взросления.

На начальном этапе осуществляется восстановление правильного режима голосообразования. Восстановительный процесс вокальной функции у старших дошкольников осуществляется при помощи вокально-дидактических игр.

Отличительными особенностями начального этапа в предлагаемом нами алгоритме являются следующие положения, основанные на данных объективных исследований ГП. Стуловой [11]:

1. Голосовые игры выполняются в динамике активного piano (динамический регулятор фальцетного регистра).

2. Развитие вокального диапазона начинается с верхнего участка вниз (тесситурный регулятор фальцетного регистра).

3. Содержание вокально-дидактических игр радостное, веселое, но образы героев при этом нежные и ласковые (мышата, лисята, зайчата и др.), не

провоцирующие детские голоса на форсированное звучание (эмоциональный регулятор фальцетного регистра).

Общение педагога с детьми осуществляется резонативным голосом, пение педагога - только в фальцетном режиме тихим голосом.

Первый этап методики «Вокальная азбука» включает в себя два блока вокально-дидактических игр, направленных на решение 2-х основных задач:

1) формирование вокального дыхания и фальцетного голосообразования средствами звукоподражания;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) формирование правильной артикуляции отдельных гласных звуков, затем слогосочетаний на основе вокально-дидактических игр.

Второй этап - слухокоординационный. Задача данного этапа - чистое интонирование в фальцетном регистре. ПП. Стулова на основе экспериментальной работы выявила, что фальцетный режим голосообразования способствует формированию чистоты интонации в пении [11]. К вокально-дидактическим играм начального этапа присоединяются игры с нисходящими попевками в диапазоне Соль 1 - Ре 2 октавы. Заметим, что нисходящее движение попевок способствует распространению фальцетного режима с верхнего участка диапазона на его среднюю часть [там же].

Третий этап - тембральный. Задача данного этапа - усиление яркости звука за счет использования губных и сонорных согласных, а также стаккато на основе вокально-дидактических игр и слоговых попевок. К концу этапа у детей формируется фальцетно-микстовый режим голосообразования, характеризующийся некоторым уплотнением смыкания голосовых складок.

Четвертый этап - дикционный. Задача данного этапа - совершенствование качества дикции в процессе пения. Вокальная работа основывается на применении слоговых попевок, игровых вокальных скороговорочных упражнений.

Пятый этап - синтезирующий. Задача данного этапа - объединение речевой и певческой функций. Содержание занятий обогащается чтением стихотворений. Речевой материал исполняется в фальцетно-микстовом регистре с интонационным рисунком классической сценической речи: «не петь, как гово-

Библиографический список

рить, а говорить, как петь». В процессе занятий применяются фольклорные игры, основанные на синтезе речи и пения.

Данный алгоритм формирования единства речевой и певческой функции голосообразования у старших дошкольников был успешно апробирован в студиях певческого воспитания детей в г Москве: ансамбле «Рыжий кот» («Муниципальное бюджетное учреждение «ДК Мосрентген»); студии «Вокальная азбука» (Московское бюджетное учреждение культуры «Культурный центр «Вдохновение»); «Студии вокала» (Методический центр «Музыка с мамой»).

Из вышесказанного следуют следующие выводы.

Природа человеческого голоса формируется в дошкольном возрасте. На педагогов возлагается большая ответственность по воспитанию голосов дошкольников: «Детскую психику справедливо сравнивают с чистой грифельной доской: что на этой доске впервые пишется, то плохо стирается, а то и вовсе невозможно будет стереть» [4, с. 334]. Сформированный в детстве механизм звукообразования влияет на дальнейшее певческое развитие в процессе взросления.

В связи с формированием речевой функции в онтогенезе вокальная функция у большинства людей постепенно вытесняется, не будучи востребованной. Поэтому внимание педагога-вокалиста, работающего с детьми старшего дошкольного возраста, должно быть обращено на вокальную функцию, ее восстановление и объединение с речевой на единой акустической основе.

Современная вокально-педагогическая практика накопила обширный опыт различных подходов к процессу синтеза речи и пения. В предлагаемом варианте речепевческого подхода доминирует вокальная составляющая. Путь «от пения к речи» традиционен: своими истоками он восходит к старой итальянской вокальной школе (рпта risonanza, poi pronuncia - вначале резонанс, потом произношение). Применение вокально-дидактических игр и обоснованный алгоритм настройки голосового инструмента адаптируют данный подход к воспитанию детских голосов. Он доступен для педагогов независимо от опыта их работы с детскими голосами и является органичным и эффективным средством формирования единства речевой и певческой функций у старших дошкольников.

1. Кочнева И.С., Яковлева A.C Вокальный словарь. Москва: Музыка, 1986.

2. Крошилина Т.Д. Причины угасания единой речепевческой функции у современных народных певцов. Из опыта подготовки исполнителей народной песни сольной традиции: сборник статей и материалов. Составители Н.В. Ерохина, E.A. Михайлова. Москва: Государственный музыкально-педагогический институт им. Ипполито-ва-Иванова, 2021.

3. Мешко Н.К. Искусство народного пения. Aрхангельск: Правда Севера, 2007.

4. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. Москва: ИП РAН, МГК им. П.И. Чайковского, Центр «Искусство и наука», 2002.

5. Стулова ГП. Взаимосвязь речевой и певческой функции учащихся в процессе их вокального воспитания. Наука и Школа I Science and School. 2021; № 1: 191 - 198.

6. Кацер О.В. Методическая разработка «Основы игрового обучения пению»: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: Музыкальная палитра, 2005.

7. Гатауллина Т. Г Совершенствование вокально-хорового воспитания младших школьников на основе синтеза речевой и певческой деятельности (в условиях православных учебных заведений). Aвтореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2000.

8. Крошилина Т.Д. Мы - птицы. Сочи: Центр русской культуры, 1998.

9. Тарасова К.В. Лекции о развитии музыкальных способностей. Москва: Центр Гармония, 2010.

10. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. Москва: Музыка, 1968.

11. Стулова ГП. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. Москва: Прометей, 1992.

12. Крошилина Т.Д. Развитие женского народно-певческого голоса периода взросления. Сочи: Центр русской культуры, 2002.

13. Стулова ГП. Факторы педагогического воздействия на тембр певческого голоса. Музыкальное искусство и образование: вестник кафедры ЮНЕСКО. 2014; № 4: 90 - 104.

14. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. Санкт-Петербург: Лань, 1997.

15. Левидов И.И. Певческий голос в здоровом и больном состоянии. Ленинград; Москва: Искусство, 1939.

16. Larçe G., Iwate S., H. von Leden. The Male Operatic Head Register Versus Falsetto. Folia phomat. 1972; № 24: 19 - 29.

17. Багрунов В.П. Азбука владения голосом. Санкт-Петербург: Композитор, 2010.

18. Линклейтер К. Освобождение голоса. Перевод с английского. Москва: ГИТИС, 1993.

19. Грачева М.С. Голосовая складка человека. Материалы III научной конференции. Москва: ИХВ AПН СССР 1971: 20 - 30.

20. Иглмен Д. Мозг: Ваша личная история. Перевод с английского Ю. Гольдберга. Москва: Колибри, Aзбука-Aттикус, 2021.

References

1. Kochneva I.S., Yakovleva A.S. Vokal'nyjslovar'. Moskva: Muzyka, 1986.

2. Krashilina T.D. Prichiny ugasaniya edinoj rechepevcheskoj funkcii u sovremennyh naradnyh pevcov. Iz opyta podgotovki ispolnitelej narodnojpesni sol'noj tradicii: sbomik statej i materialov. Sostaviteli N.V. Erahina, E.A. Mihajlova. Moskva: Gosudaretvennyj muzykal'no-pedagogicheskij institut im. Ippolitova-Ivanova, 2021.

3. Meshko N.K. Iskusstvo narodnogo peniya. A^angel'sk: Pravda Severa, 2007.

4. Morazov V.P. Iskusstvorezonansnogopeniya. Osnovy rezonansnoj teorii i tehniki. Moskva: IP RAN, MGK im. P.I. Chajkovskogo, Cenfr «Iskusstvo i nauka», 2002.

5. Stulova G.P. Vzaimosvyaz' rechevoj i pevcheskoj funkcii uchaschihsya v pracesse ih vokal'nogo vospitaniya. Nauka i Shkola I Science and School. 2021; № 1: 191 - 198.

6. ^гег O.V. Metodicheskaya razrabotka «Osnovy igrovogoobucheniya peniyu»: uchebno-metodicheskoe posobie. Sankt-Pete^wg: Muzykal'naya palitra, 2005.

7. Gataullina T.G. Sovershenstvovanie vokal'no-horovogo vospitaniya mladshih shkol'nikov na osnove sinteza rechevoj i pevcheskoj deyatel'nosti (v usloviyah pravoslavnyh uchebnyh zavedenij). Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2000.

8. Krashilina T.D. My - pticy. Sochi: Cenfr rnsskoj Ы'Шгу 1998.

9. Tarasova K.V. Lekcii o razvitii muzykal'nyh sposobnostej. Moskva: Cenfr Gamoniya, 2010.

10. Dmitriev L.B. Osnovy vokal'nojmetodiki. Moskva: Muzyka, 1968.

11. Stulova G.P. Razvitie detskogo golosa v processe obucheniya peniyu. Moskva: Prametej, 1992.

12. Krashilina T.D. Razvitiezhenskogo narodno-pevcheskogo golosa perioda vzrosleniya. Sochi: Cenfr rnsskoj Ы'Шгу 2002.

13. Stulova G.P. Faktay pedagogicheskogo vozdejstviya na temb pevcheskogo golosa. Muzykal'noe iskusstvo iobrazovanie: vestnikkafedry YuNESKO. 2014; № 4: 90 - 104.

14. Emel'yanov V.V. Razvitie golosa. Koordinaciya i trening. Sankt-Pete^u^: Lan', 1997.

15. Levidov I.I. Pevcheskijgolos vzdorovom ibol'nom sostoyanii. Leningrad; Moskva: Iskusstvo, 1939.

16. Larçe G., Iwate S., H. von Leden. The Male Operatic Head Register Versus Falsetto. Folia phomat. 1972; № 24: 19 - 29.

17. Bagmnov V.P. Azbuka vladeniya golosom. Sankt-Pete^u^: Kompozito^ 2010.

18. Linklejteг K. Osvobozhdenie golosa. Perevod s anglijskogo. Moskva: GITIS, 1993.

19. Gracheva M.S. Golosovaya skladka cheloveka. Materialy III nauchnojkonferencii. Moskva: IHV APN SSSR, 1971: 20 - 30.

20. Iglmen D. Mozg: Vasha lichnaya istoriya. Perevod s anglijskogo Yu. Gol'dberça. Moskva: Kolibri, Azbuka-Attikus, 2021.

Статья поступила в редакцию 27.07.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.