Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОЗИЦИИ ТЕОРИИ ПОСТРОЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ Н.А. БЕРНШТЕЙНА'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОЗИЦИИ ТЕОРИИ ПОСТРОЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ Н.А. БЕРНШТЕЙНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАВЫК ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ / ВОКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ / ОСВОЕНИЕ ВОКАЛЬНОГО РЕПЕРТУАРА / АРТИКУЛЯЦИЯ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / ФАЛЬЦЕТНЫЙ РЕЖИМ / МИКСТОВЫЙ РЕЖИМ / VOICE FORMATION SKILL / VOCAL ACTIVITY OF PRESCHOOLERS / MASTERING VOCAL REPERTOIRE / ARTICULATION / DIDACTIC GAME / FALSETTO REGISTER / MIXED REGISTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родина Оксана Александровна

В статье рассматривается процесс формирования навыка голосообразования у старших дошкольников с позиции теории построения двигательных навыков выдающего отечественного психолога Н.А. Бернштейна. Автор статьи анализирует алгоритм вокальных занятий, который позволяет сформировать у детей старшего дошкольного возраста единство основных голосообразовательных функций на каждой стадии певческого развития. В работе описываются стадии этого процесса, которые, по мнению автора, отличаются от стадий вокального развития взрослых певцов. Раскрывается цель каждой стадии, содержание и форма ее освоения в работе со взрослыми голосами и сравнивается с аналогичными показателями на занятиях с детьми дошкольного возраста. Опираясь на научные данные о психологических особенностях старших дошкольников, автор показывает, что содержанием занятий и основой для формирования навыка голосообразования в этой возрастной группе является комплекс вокальных игр, организованных по принципу бернштейновской «цепи».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Родина Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICULAR ASPECTS OF DEVELOPING SOUND CREATION SKILLS WITH OLDER PRESCHOOL CHILDREN

The article analyzes the process of developing sound creation skills with preschool children from the perspective of a theory on acquiring motion skills by a prominent Russian psychologist N.A. Bernstein as well as the understanding of algorithms of vocal work that allows to form a unity of basic voice producing functions with children at every stage of vocal development. According to the author the stages of development of sound producing skills with preschool children, that are described in the article, differ from the stages of vocal development with adult singers. The goal of every stage of developing sound producing skills, its content and the way it is acquired with adult singers is laid out and compared with equivalent characteristics in the work with children. Based on scientific findings on peculiarities of psychology of older preschool children, the author shows that the main content of the lessons and the base for developing voice producing skills in this age group is the set of vocal games organized according to the principle of "Bernstein chain”.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОЗИЦИИ ТЕОРИИ ПОСТРОЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ Н.А. БЕРНШТЕЙНА»

DOI: 10.31862/2500-297X-2020-4-49-60 О.А. Родина

Московский педагогический государственный университет, 119991 г. Москва, Российская Федерация;

Культурный центр «Вдохновение», 117593 г. Москва, Российская Федерация

Особенности формирования навыка голосообразования у старших дошкольников с позиции теории построения двигательных навыков Н.А. Бернштейна

В статье рассматривается процесс формирования навыка голосообразования у старших дошкольников с позиции теории построения двигательных навыков выдающего отечественного психолога Н.А. Бернштейна. Автор статьи анализирует алгоритм вокальных занятий, который позволяет сформировать у детей старшего дошкольного возраста единство основных голосообразова-тельных функций на каждой стадии певческого развития. В работе описываются стадии этого процесса, которые, по мнению автора, отличаются от стадий вокального развития взрослых певцов. Раскрывается цель каждой стадии, содержание и форма ее освоения в работе со взрослыми голосами и сравнивается с аналогичными показателями на занятиях с детьми дошкольного возраста. Опираясь на научные данные о психологических особенностях старших дошкольников, автор показывает, что содержанием занятий и основой для формирования навыка голосообразования в этой возрастной группе является комплекс вокальных игр, организованных по принципу бернштейновской «цепи». Ключевые слова: навык голосообразования, вокальная деятельность дошкольников, освоение вокального репертуара, артикуляция, дидактическая игра, фальцетный режим, микстовый режим

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Родина О.А. Особенности формирования навыка голосообразования у старших дошкольников с позиции теории построения дви- ш ™ гательных навыков Н.А. Бернштейна // Педагогика и психология образования. ы ^ 2020. № 4. С. 49-60. ЭО!: 10.31862/2500-297Х-2020-4-49-60 § %

О.

О ^ о> ю

© Родина О.А., 2020 Н- О

Ч у О О

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

I _

ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2020. No. 4 _)

DOI: 10.31862/2500-297X-2020-4-49-60 O.A. Rodina

Moscow Pedagogical State University, Moscow, 119991, Russian Federation; Culture Centre "Vdokhnovenje", Moscow, 117593, Russian Federation

Particular aspects

of developing sound creation skills with older preschool children

The article analyzes the process of developing sound creation skills with preschool children from the perspective of a theory on acquiring motion skills by a prominent Russian psychologist N.A. Bernstein as well as the understanding of algorithms of vocal work that allows to form a unity of basic voice producing functions with children at every stage of vocal development. According to the author the stages of development of sound producing skills with preschool children, that are described in the article, differ from the stages of vocal development with adult singers. The goal of every stage of developing sound producing skills, its content and the way it is acquired with adult singers is laid out and compared with equivalent characteristics in the work with children. Based on scientific findings on peculiarities of psychology of older preschool children, the author shows that the main content of the lessons and the base for developing voice producing skills in this age group is the set of vocal games organized according to the principle of "Bernstein chain". Key words: voice formation skill, vocal activity of preschoolers, mastering vocal repertoire, articulation, didactic game, falsetto register, mixed register

CITATION: Rodina O.A. Particular aspects of developing sound creation skills with older preschool children. Pedagogy and Psychology of Education. 2020. No. 4. Pp. 49-60. (In Russ.). DOI: 10.31862/2500-297X-2020-4-49-60

чу В системе дополнительного образования в настоящее время активно

| ™ создаются вокальные студии, ориентированные на развитие детей стар-

s § шего дошкольного возраста. Открываются такие студии и в детских

s ï дошкольных учреждениях. Увеличивается количество детских коллек-

тивов, в которых как в индивидуальной, так и в групповой форме осуществляется вокальная подготовка детей.

Однако формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста, важнейшим из которых является навык голосообразования, ведется без учета возрастных особенностей, часто имеет бессистемный, фрагментарный характер, что приводит к неэффективному развитию певческих голосов. Навык голосообразования - комплексный двигательный навык, состоящий из нескольких компонентов, т.е. навыков более простого порядка: открытия ротоглотки «как при зевке»; поднятия мягкого неба по вертикали; мягкой атаки звука и др. Он формируется в результате координации работы дыхания с определенными режимами гортани (регистровыми приспособлениями) и артикуляцией. Правильно сформированный навык голосообразования обеспечивает чувство свободы звукоизвлечения, эффективность певческих резонаторов и чистоту интонации. Данный навык является фундаментом всего певческого процесса как у взрослых, так и детей: «Привитый ребенку механизм голосообразования - основа голоса будущего взрослого человека» [4, с. 332].

Анализ учебных программ, пособий, интернет-изданий показывает, что вокальная деятельность детей дошкольного возраста рассматривается педагогами либо как один из компонентов общемузыкального и эстетического развития, либо как образовательное поле для применения вокальной методики, разработанной для обучения взрослых учащихся. Некоторые профессиональные педагоги-вокалисты считают настройку голосов у дошкольников преждевременной. Между тем старшему дошкольному возрасту свойственна сензитивность. Дети готовы к систематической обучаемости: «целенаправленное педагогическое воздействие является в этот период определяющим фактором психического развития детей» [11, с. 6]. Таким образом, сформировалась потребность в разработке научно-обоснованного алгоритма формирования навыка голосообразования у детей-дошкольников с позиции возможностей профессиональных вокальных подходов и учетом возрастных особенностей детей.

Такой алгоритм представляет комплекс дидактических игр «Вокальная азбука». Игра - ведущий вид деятельности дошкольников. В игре дети легко подчиняются различным педагогическим требованиям. В игре, как показали исследования А.В. Запорожца, создают- | ся благоприятные условия для организации произвольных движений ^ | [Там же, с. 64]. Обучаясь звукоизвлечению в игре, дети получают боль- g: у шой эмоциональный заряд: «Эмоция - это тот ключ, которым откры- | ™ ваются не только эстетические чудеса певческого голоса, но и технические приемы их достижения. Только этим ключом вскрываются § ^ и активизируются самые глубокие эволюционно-древние механизмы голоса человека, в значительной мере непроизвольные» [13, с. 58].

Алгоритм формирования навыка голосообразования в комплексе дидактических игр «Вокальная азбука» основывается на теории построения двигательных навыков Н.А. Бернштейна, который утверждал: «Всякий двигательный навык сложен и его освоение совершается в связи с этим через целый ряд последовательных этапов» [2, с. 749].

Автором статьи предлагается рассмотреть этапы формирования навыка голосообразования, раскрывая методические особенности комплекса дидактических игр «Вокальная азбука» в параллели с методикой классической вокальной школы развития голосов у взрослых певцов.

Начальная стадия

формирования навыка голосообразования

На первой стадии формирования двигательного навыка (по Н.А. Бернштейну) происходит определение «ведущего уровня действий» [2, с. 759]. Ведущий уровень - это привычные для человека мышечные движения, имеющиеся в его «двигательном словаре», которые Н.А. Бернштейн называет «фонами» (не в звуковом смысле). «Двигательный словарь» вокалиста: речедвигательные навыки, зевок, поднятие щек при улыбке, дыхательные и другие мышечные движения. «Фоны» «двигательного словаря» являются стартовой платформой для формирования вокальных навыков у певцов всех возрастных групп.

Цель начальной стадии у взрослых певцов - первичная организация голосообразования: достижение резонативного звучания на отдельном участке диапазона полным голосом и, в большинстве случаев, на отдельном гласном звуке. Например, маэстро Эудженио Барра, ведущий профессор Центра усовершенствования при театре Ла Скала, предпочитал начинать вокальную работу с тенорами на звуке «И», а с басами - на звуке «У», устанавливающем гортань в более низкое положение [5, с.125].

Процесс обучения взрослых осуществляется в форме диалога: показ -исполнение ученика - комментарий педагога. Ученик выполняет упражнение - педагог комментирует особенности звучания и дает свои корректирующие рекомендации. Формирование навыка протекает на основе | вокальных упражнений в выбранной педагогом тесситуре. Занятия ^ | проходят с учетом различий, связанных с типом голоса, его массой, 5 5 выносливостью и индивидуальными психофизическими особенностями ш ™ ученика.

Цель начальной стадии в комплексе дидактических игр - восстановление у детей вокальной функции.

Для выявления своеобразия начальной стадии у детей дошкольного возраста необходимо рассмотреть особенности развития голосовой

ян ие о. ^

о ^

системы ребенка от рождения до 6 лет. Дети с первого года жизни владеют выраженным вокально-диафрагмальным дыханием (грудной тип вдоха начинает постепенно преобладать к 7 годам в процессе развития плечевого пояса). Исследования детских вокализаций в период гуления (2-6 месяцы первого года жизни) показывают, что они «подсознательно правильно производятся с точки зрения координации в работе всех частей голосообразующего комплекса» [15, с. 99] и отличаются эмоциональной окрашенностью. Грудные дети могут подолгу резонативно «голосить» и не утомляются. Постепенно к 3-4 годам речевая функция у большинства детей, систематически не занимающихся пением, начинает доминировать над вокальной. В этом возрасте природный голос «блокируется физическими и эмоциональными зажимами» [8, с. 20]. Чем старше ребенок, тем эта блокировка устойчивее. Таким образом, формирование навыка голосообразования у старших дошкольников начинается с восстановления природной вокальной функции.

Начальная стадия разработанного алгоритма включает в себя 2 этапа: пропедевтический и слухо-координационный.

Пропедевтический этап применяется в обучении детей дошкольного возраста во многих видах деятельности, требующих психофизической настройки в условиях общей мышечной свободы (спорт, танец, актерское мастерство, фонопедия, логопедия). О необходимости пропедевтического этапа пишет американский педагог Кристин Линклейтер, отечественные авторы В.П. Багрунов и В.В. Емельянов и другие. В работах В.В. Емельянова данный этап назван координационно-тренировочным. В его диссертационном исследовании раскрыто теоретическое обоснование координационно-тренировочного этапа в вокальной подготовке студентов вуза и доказана его эффективность в подготовке учителей пения [5].

Пропедевтический этап в комплексе «Вокальная азбука» включает в себя два блока вокально-дидактических игр. Задача первого блока -восстановление вокального дыхания и активизация артикуляционного аппарата. Задача второго блока - формирование регистровой настройки в фальцетно-микстовом режиме смыкания голосовых складок на гласных звуках.

Пропедевтический этап плавно переходит во второй этап начальной ^ ^ стадии - слухо-координационный. Задача этапа - достижение чистого Ц 5 интонирования в фальцетно-микстовом регистре на гласных звуках. ш ™

Научно доказано, что правильно сформированный механизм голосо-образования способствует формированию чистоты интонации в пении. Экспериментальная работа Г.П. Стуловой показала, что слуховые координации формируются наиболее эффективно при пении в фальцетном

СС X

X ф

о.

о ^

J

ч у о о

К X

X ф

о. ^

о ^

регистре: «голос меньше утомляется, а звуковысотная интонация становится точнее по сравнению с любым другим, нефальцетным звукообразованием» [15, с. 207]. Скорость формирования навыка зависит от индивидуальных психофизических особенностей детей.

На слухо-координационном этапе начальной стадии используются вокально-дидактические игры пропедевтического периода, при этом добавляются игровые упражнения, основанные на попевках в объеме чистой квинты. Певческие слоги на данном этапе постепенно обретают в представлениях детей точную высоту. Подражая пению педагога, «ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения» [3, с. 74]. Педагог мягко акцентирует внимание детей на положительных результатах.

Запрет на громкое звучание и пение в грудном регистре, а также отказ от музыкально-исполнительских задач являются важными особенностями начальной стадии формирования навыка голосообразова-ния в «Вокальной азбуке». Данное положение связано с тем, что у большинства детей старшего дошкольного возраста тормозная функция коры головного мозга еще недостаточно развита, дошкольникам трудно соизмерять громкость пения [9, с. 122]. Опыт автора (17 лет вокальной работы с детьми дошкольного возраста) показывает: если позволить дошкольникам петь полным голосом, то они увлекаются, начинают форсировать звук, что приводит к регистровой ломке. Настройка голосов на тихое легкое звучание в режиме краевого смыкания голосовых складок имеет принципиальное значение для формирования навыка голосо-образования у дошкольников на начальном этапе.

Все звуки организовываются в зоне соль первой - ре второй октавы. Указанная тесситура способствует регистровой настройке на фаль-цетное звучание [15, с. 69]. На пропедевтическом этапе дети образовывают звуки вне точной высоты, но обязательно в указанной тесситуре. Слуховые координации у каждого ребенка формируются с индивидуальной скоростью по мере развития вокальной моторики и восстановления вокальной функции.

Вторая стадия формирования голосообразования -

коррекционная

Цель данной стадии едина для взрослых и детей - коррекция певческого тембра. У взрослых певцов данная стадия включает два этапа. На первом этапе вокальные навыки, сформированные на отдельной гласной, переносятся на другие гласные звуки. На втором этапе педагог постепенно начинает добавлять к упражнениям вокализы.

В обучении дошкольников коррекционная стадия также состоит из двух этапов: тембрального и дикционного.

Задача тембрального этапа - усиление звонкости голосов детей. Этап реализуется средствами вокально-дидактических игр с применением сонорных и губных согласных, а также использованием стаккато. Данные вокально-дидактические игры способствуют усилению плотности смыкания голосовых складок, в результате чего звонкость детских голосов возрастает.

Задача дикционного этапа - формирование качественного произношения всех согласных в пении. Для этого в обучение включается блок вокально-дидактических игр с применением несложных вокальных фраз в диапазоне терция - чистая кварта в тесситуре соль1 - до2. К концу коррекционной стадии дети, как правило, уверенно образовывают звук в микстовом режиме и овладевают качественной дикцией.

Третья стадия формирования голосообразования -

автоматизация навыка

В теории Н.А. Бернштейна понятие «автоматизация» не означает автоматизированность, а указывает на наличие соответствующего процесса. Напомним, что с этапа автоматизации по Н.А. Бернштейну только начинается приобретение динамической устойчивости и стабилизации двигательного навыка. Необходимо подчеркнуть две особенности, присущие автоматизации певческого процесса у всех возрастных групп.

Первая особенность - невозможность достижения полной автоматизации. Сложность координаций, за счет многообразия мышечных операций, участвующих в голосообразовании, не позволяет даже профессиональным взрослым певцам довести навык голосообразования до полного автоматизма. И.Е. Герсамия в исследовании психологических аспектов вокальной деятельности подчеркивает возможность автоматизации лишь отдельных компонентов вокального процесса: «Сложность и многообразие компонентов вокального исполнительства, наличие разных творческих задач служат препятствием к достижению полной автоматичности. Автоматизм, срабатывающий при выполнении деталей, является средством разгрузки сознания певца-исполнителя от технических подробностей для того, чтобы настроить его на воплощение целого» [8, с. 272].

Вторая особенность - обратимость процесса формирования певческих навыков. По данным Н.А. Бернштейна, процесс автоматизации является обратимым, т.е. может как прогрессировать, так и регрессировать: «Деавтоматизация, т.е. разрушение автоматизации, уже

ч у о о

К X

X ф

о.

о ^

I _

ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2020. No. 4

достигнутой исполнителем, - большой и опасный враг двигательного навыка» [2, с. 784]. Преодоление «деавтоматизации» Н.А. Бернштейн видит в постоянном развитии: «чтобы движения улучшались», т.е. изменялись [Там же, с. 791].

Цель стадии автоматизации как у взрослых, так и у детей - формирование устойчивой связи между вокально-двигательной системой и слуховым анализатором. У взрослых певцов процесс автоматизации связан с освоением несложных вокальных произведений. Алгоритм формирования навыка голосообразования у дошкольников на стадии автоматизации включает два этапа.

Первый этап содержит авторские дидактические игры. Задача этапа -расширение вокального диапазона. Навык голосообразования у детей формируется в диапазоне октавы: от ре1 до ре2. Мелодия строится без широких интервалов. В каждой игре исполняется один песенный куплет (попевка) в умеренном темпе.

Задача второго этапа - закрепление навыка голосообразования в октавном диапазоне. На втором этапе дети осваивают русские фольклорные игры с несложными песнями, состоящими из двух и более куплетов.

Четвертая стадия формирования голосообразования -стабилизация навыка

Цель данной стадии у взрослых певцов - стабилизация певческих навыков в процессе освоения вокального репертуара.

Цель стадии стабилизации в комплексе вокально-дидактических игр - настройка единой речепевческой функции. Пение и речь осуществляются едиными мышечными системами и нуждаются в общей сона-стройке, в связи с этим стабилизация навыка голосообразования в пении зависит от правильности голосообразования в речи. При помощи компьютерных исследований В.П. Морозов показал, что звуки речи и пения выдающихся певцов имеют схожие акустические параметры и содержат высокую певческую форманту [13, с. 133]. В процессе вокальной работы | речь певца настраивается в кинестетике певческого голосообразования. ™ | В противном случае навыки бытовой речи могут стать разрушающим § 5 средством - «деавтоматизацией», о которой сообщал Н.А. Бернштейн. S ™ В.В. Каменский писал: «процесс занятия пением постоянно вступает s § на своем пути в конфликт с уже сформировавшимися и продолжаю-s ï щими закрепляться условными рефлексами речевой функции. Поэто-°vq му от учителя пения требуется много выдержки и терпения, особенно на начальном этапе обучения, чтобы не поддаться соблазну случайных,

кажущихся успехов, которые в конечном итоге ведут к усилению разницы между механизмом речи и пения» [10, с. 261-262]. Таким образом, процесс настройки единой речепевческой функции - единственный путь достижения стабилизации навыка голосообразования у детей дошкольного возраста.

В «Вокальной азбуке» на первом этапе стадии стабилизации включаются игры не только с попевками, но и с речевыми элементами, стихотворный материал. Детские голоса проходят путь развития не «от речи к пению», а «от пения к речи». Этап включает фольклорные игры, в ходе которых у детей происходит освоение резонативной речи с сохранением внутренних и внешних вокально-артикуляционных укладов. Закрепление единой речепевческой функции голосообразования осуществляется посредством чередования резонативной речи и пения в диапазоне октавы. У детей формируется звонкая, мелодически окрашенная речь. Речевое голосообразование настраивается в вокальной позиции, внимание детей обращается на мелодический рисунок и сохранение в речи певческого тембра.

На втором этапе единая речепевческая функция голосообразования у детей закрепляется в диапазоне полутора октав. Репертуар включает в себя театрализованные русские фольклорные игры с речью и пением, стихи и песни.

Представленный комплекс дидактических игр «Вокальная азбука» был экспериментально апробирован в «Культурном центре «Вдохновение» города Москвы: в течение первого года обучения дети овладевают тремя стадиями, четвертая стадия (стабилизация навыка) осваивается в течение второго года обучения. Алгоритм формирования навыка певческого голосообразования представлен в табл. 1.

Изучение теории построения двигательных навыков выдающего отечественного психолога Н.А. Бернштейна показывает высокую степень ответственности педагога, работающего с детьми дошкольного возраста. Сформированные в детстве двигательные навыки не стираются, а уходят в «двигательный словарь» подсознания. Таким образом, от того, насколько правильно будут сформированы основные элементы навыка голосообразования у ребенка, будет зависеть вся будущая вокальная деятельность певца: «Детскую психику справедливо сравни- ^ | вают с чистой грифельной доской: что на этой доске впервые пишется, ч у то плохо стирается, а то и вовсе невозможно будет стереть» [14, с. 334]. ш ™

Представленный алгоритм позволяет поэтапно формировать навык голосообразования, параллельно развивая слуховые координации и настраивая единую речепевческую функцию у детей. Данный навык, сформированный в игровой форме у старших дошкольников, является

К X

X ф

о.

о ^

базисом для последующей вокальной деятельности не только в детском, но и во взрослом возрасте.

Таблица 1

Стадии формирования навыка голосообразования у детей дошкольного возраста

ч у о о

СС X

X ф

о. ^

о ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стадия Цель стадии Этапы формирования навыков и их задачи

Начальная стадия Восстановление вокальной функции 1. Пропедевтический этап: восстановление вокального дыхания, активизация артикуляционного аппарата, формирование регистровой настройки в фальцетном режиме смыкания голосовых складок на гласных звуках 2. Слухо-координационный этап: чистое интонирование в фальцетном регистре на гласных звуках в диапазоне соль1-ре2

Коррекционная стадия Коррекция певческого тембра 1. Тембральный этап: усиление звонкости голоса в микстовом регистре на гласных звуках с применением сонорных, губных согласных и стаккато 2. Дикционный этап: качественное произношение всех согласных в пении отдельных слогов в диапазоне соль1-ре2

Стадия автоматизации Установление связи между двигательной системой и слуховым анализатором 1. Октавно-попевочный этап: закрепление навыка голосообразования в октавном диапазоне на материале отдельных попевок 2. Октавно-песенный этап: закрепление навыка голосообразования на материале несложных песен в диапазоне октавы

Стадия стабилизации Настройка речепевческой функции 1. Речепевческий октавный этап: закрепление навыка голосообразова-ния на материале резонативных фраз и отдельных попевок в октавном диапазоне 2. Речепевческий полутораоктавный этап: закрепление навыка голосо-образования на материале фольклорных игр, стихов и песен в диапазоне до полутора октав

Библиографический список / References

1. Багрунов В.П. Азбука владения голосом: Методика, основанная на раскрытии трех секретов феномена Шаляпина. СПб., 2010. [Bagrunov V.P. Azbuka vladeniya golosom: Metodika, osnovannaya na raskritii tryokh sekretov fenomena Shalyapina [The ABC of mastering your voice: Method based on revealing three secrets of Chaliapin's phenomenon]. St. Petersburg, 2010.]

2. Бернштейн Н.А. Об упражнении и навыке // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М., 1998. [Bernstein N.A. About exercise and skill. Psihologiya pamyati. Y.B. Gippenreiter, V.Y. Romanova (eds.). Moscow, 1998.]

3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 56-67. [Vygotsky L.S. Play and its role in the mental development of the child. Voprosy Psikhologii. 1966. No. 6. Pp. 56-57. (In Russ.)]

4. Герсамия И.Е. К проблеме психологии творчества певца. Тбилиси, 1985. [Gersamiya I.Y. K probleme psikhologii tvorchestva pevtsa [On the problem of psychology in the work of a singer]. Tbilisi, 1985.]

5. Дмитриев Л.Б. О воспитании певцов в Центре усовершенствования оперных артистов при театре «Ла Скала» // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 5. М., 1976. [Dmitriev L.B. On fostering singers in La Scala Academy. Voprosy vokalnojpedagogiki. Issue 5. Moscow, 1976. (In Russ.)]

6. Емельянов В.В. О неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции // Музыкальное движение: вчера, сегодня, завтра. СПб., 1998. С. 37-39. [Yemelyanov V.V. On the lack of steadiness in voice box and voice function development. Muzykalnoe dvizhenie: vchera, segodnya, zavtra. St. Petersburg, 1998. Pp. 37-39. (In Russ.)]

7. Емельянов В.В. Развитие голоса: координация и тренинг. Изд. 6-е. СПб., 2010. [Yemelyanov V.V. Razvitie golosa: koordinatsiya i trening [Development of voice: Coordination and training]. 6nd ed. St. Petersburg, 2010.]

8. Емельянов В.В. Методика координационно-тренировочного этапа вокальной подготовки будущих учителей музыки в педагогическом вузе: Дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005. [Yemelyanov V.V. Metodika koordinatsionno-trenirovochnogo ehtapa vokalnoi podgotovki budushchikh uchitelei muzyki v pedagogicheskom vuze [Methodology of coordination and practice stage of vocal training with future teachers of music at a pedagogical university]. PhD Diss. Ekaterinburg, 2005.]

9. Ермолаев В.Г., Лебедева Н.Ф. Особенности

рата у детей. Охрана детских певческих голосов // Развитие детского 1

голоса / под ред. В.Н. Шацкой. М., 1963. [Ermolaev V.G., Lebedeva N.F. ^ t= Development of children's voice box. Protection of

Razvitie detskogo golosa. V.N. Shatskaya (ed.). Moscow, 1963. (In Russ.)] ь- m

10. Каменский В.В. Формирование детского голоса на уроках пения в I

и II классах // Развитие детского голоса / под ред. В.Н. Шацкой. М., 1963. ее i [Kamenskiy V.V. Development of a child's voice in singing lessons in 1st and ^ ^ 2nd year of school. Kamenskiy V.V. Razvitie detskogo golosa. V.N. Shatskaya ^ (ed.). Moscow, 1963. (In Russ.)]

I _

ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2020. No. 4

11. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя. М., 1988. [Kolomonskiy Y.L. Panko E.A. Uchitelyu o psihologii detej shestiletnego vozrasta [On the psychology of 6-year-old children for teachers]. Textbook. Moscow, 1988.]

12. Линклейтер К. Освобождение голоса / Пер. с англ. М., 1993. [Linklater K. Osvobozhdenie golosa [Freeing the natural voice]. Translated in Russ. Moscow, 1993.]

13. Морозов В.П. Язык, понятный всем на земле // Наука и жизнь. 1980. № 10. С. 57-60. [Morozov V.P. The language that is clear to all. Nauka i zhizn. 1980. No. 10. Pp. 57-60. (In Russ.)]

14. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. М., 2008. [Morozov V.P. Iskusstvo rezonansnogo peniya. Osnovy rezonansnoj teorii i tekhniki [The art of resonance singing. Basics of resonance theory and technique]. Moscow, 2008.]

15. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М., 1992. [Stulova G.P. Razvitie detskogo golosa v processe obucheniya peniyu [Development of Children's voices in the course of singing training]. Moscow, 1992.]

16. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: Учебное пособие. М., 2002. [Stulova G.P. Teoriya i praktika raboty s detskim horom [The theory and practice of directing a children's choir]. Textbook. Moscow, 2002.]

17. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. [Elkonin D.B. Psihologiya igry. [Psychology of play]. Moscow, 1978.]

Статья поступила в редакцию 09.04.2020, принята к публикации 04.09.2020 The article was received on 09.04.2020, accepted for publication 04.09.202

ч у о о

К X

X ф

о. ^

о ^

Сведения об авторе / About the author

Родина Оксана Александровна - аспирант кафедры музыкально-исполнительского искусства Института изящных искусств, Московский педагогический государственный университет; педагог дополнительного образования, Культурный центр «Вдохновение», г. Москвa

Oхana A. Rodina - postgraduate student at the Department Musical and Performing Arts, Institute of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University; teacher of additional education, Moscow State Public Centre for Culture "Vdokhnovenje" E-mail: oksana-rodina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.