Научная статья на тему 'Теоретические аспекты освоения детьми регистрово-фонационных навыков в  современном этнопедагогическом процессе'

Теоретические аспекты освоения детьми регистрово-фонационных навыков в  современном этнопедагогическом процессе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
555
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИСТРЫ НАРОДНОГО ГОЛОСА / FOLK SINGING REGISTERS / ВИДЫ НАРОДНОЙ ФОНАЦИИ / TYPES OF FOLK PHONATION / ВОКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / VOCAL PEDAGOGY / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ETHNOPEDAGOGICAL PROCESS / ЭТНОФОР / ГОЛОСОВЫЕ СВЯЗКИ / VOCAL CORDS / ПОДСВЯЗОЧНОЕ ДАВЛЕНИЕ / SUBGLOTTIC PRESSURE / СИЛА ГОЛОСА. / ETHNOPHORS / VOICE POWER.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бурьяк М. К.

Автор статьи ставит перед собой цель поиска наиболее эффективных подходов к процессу освоения детьми вокально-стилевых технологий народно-певческой деятельности, составляющими которых являются регистрово-фонационные. Поскольку аналогичных исследований в вокальной этнопедагогике нет, внимание автора направлено на изучение особенностей детского/взрослого голоса в вокальной академической/народной педагогике и фониатрии, а также на изучение специфики взрослого пения аутентичных исполнителей с опорой на певческо-стилевую теорию автора статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of the article aims to find the most effective approaches to the process of development of children’s vocal style techniques, particularly phonational register technique in children’s folk singing activities. Because of the lack of similar studies in vocal ethno-pedagogics, our attention is especially directed to study the comparative characteristics of child’s/adult vocal voices in academic/popular pedagogy and phoniatrics, based on the predecessor’s laboratory studies, as well as on examination of the specificity of adult authentic singing performers, relying on the author’s theory of vocal styles.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты освоения детьми регистрово-фонационных навыков в  современном этнопедагогическом процессе»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ РЕГИСТРОВО-ФОНАЦИОННЫХ НАВЫКОВ В СОВРЕМЕННОМ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

М. К. Бурьяк,

Новгородская детская музыкальная школа русского фольклора (Великий Новгород)

Аннотация. Автор статьи ставит перед собой цель поиска наиболее эффективных подходов к процессу освоения детьми вокально-стилевых технологий народно-певческой деятельности, составляющими которых являются регистрово-фонационные. Поскольку аналогичных исследований в вокальной этнопедагогике нет, внимание автора направлено на изучение особенностей детского/взрослого голоса в вокальной академической/народной педагогике и фониатрии, а также на изучение специфики взрослого пения аутентичных исполнителей с опорой на певческо-стилевую теорию автора статьи.

Ключевые слова: регистры народного голоса, виды народной фонации, вокальная педагогика, этнопедагогический процесс, этнофор, голосовые связки, подсвязоч-ное давление, сила голоса.

Summary. The author of the article aims to find the most effective approaches to the process of development of children's vocal style techniques, particularly phonational register technique in children's folk singing activities. Because of the lack of similar studies in vocal ethno-pedagogics, our attention is especially directed to study the comparative characteristics of child's/adult vocal voices in academic/popular pedagogy and phoniatrics, based on the predecessor's laboratory studies, as well as on examination of the specificity of adult authentic singing performers, relying on the author's theory of vocal styles.

Keywords: folk singing registers, types of folk phonation, vocal pedagogy, ethnopedagogi-cal process, ethnophors, vocal cords, subglottic pressure, voice power.

161

Проблема освоения детьми ре-гистрово-фонационных навыков в современном этнопедагогическом процессе вплоть до настоящего времени остаётся одной из наименее изученных. В значительной степени это обусловлено тем, что в специальной

литературе до сих пор терминологически не определены регистры детского голоса и соответствующие им виды фонации, не в полном объёме раскрыты теоретические основы их освоения. В этой связи наше внимание изначально было направлено на

162

ознакомление с позициями специалистов, изучавших регистрово-фонаци-онные особенности детского голоса в фониатрии и в академической вокальной педагогике, а также соотнесение их с данными нашего исследования по изучению специфики детских и взрослых голосов в контексте освоения новгородской народно-певческой традиции. Необходимость обращения к исследованиям, проведённым в контексте изучения академического пения, становится тем более очевидной, что лабораторных исследований по изучению детского голоса народного типа фонации на сегодняшний день не существует.

Первым, как известно, научное определение регистра представил в 1859 г. вокальный педагог Мануэль Гарсиа, который ввёл в исследовательский аппарат учёных ларинге-альное зеркальце. С этого времени под регистром стали подразумевать «ряд следующих друг за другом тонов, которые продуцируются по одному и тому же механическому принципу. Все тоны, принадлежащие к одному регистру, обладают одной природой независимо от того, каким изменениям они могут подвергаться по отношению к звучанию или силе» (Цит. по: [1, с. 118]).

До ларингологических исследований регистры певческого голоса было принято подразделять на грудной и головной (фальцетный). Применение ларингологических методов привело к принципиально новому взгляду на диапазоны певческих голосов, развитие которых осуществлялось в академической певческой практике: их подразделение на грудной, головной (фальцетный) и смешанный (микстовый).

Рассмотрим каждый из этих регистров более подробно в контексте исследуемой нами проблемы.

Грудной регистр образуют низкие и средние по высоте звуки. Название регистра связано с физиологическим эффектом фонации, при которой передняя грудная стенка даёт сильное дрожание, ощутимое рукой. Данный регистр исследователи называли по-разному: «нижний регистр» (Хенниг), «хрящевой» (Зейдель), «полный» (Шейдельман) и т. д. Кроме того, неоднократно предлагалось подразделять его на два отдельных регистра и более [2, с. 22].

Головной (фальцетный) регистр образуют искусственные звуки в не свойственной голосу тесситуре. Этот регистр, название которого произошло от итальянского слова falsetto/falso -«ложный», применяли к искусственным (ложным) звукам мужских и женских голосов. Поскольку резонирование фальцетного звука ощущается в голове, фальцетный регистр принято называть головным [Там же, с. 28].

Смешанный (микстовый) регистр образуют средние звуки между низким и высоким регистрами. Гарсиа называл данный регистр «фальцетом», Россбах - «головным голосом», Зей-дель - «связочным», Меркель - «фальцетом» или «миттель-штимме» в зависимости от окраски (светлая - фальцет, тёмная - миттель-штимме). Во Франции его принято называть voix mixte или просто medium. У данного регистра нет чёткого определения границ [Там же, с. 22-23], поскольку у каждого исполнителя он индивидуален. Смешанный (микстовый) регистр соответствует той зоне диапазона голоса (и переходной в том числе), звучание которой тембрально выровне-

но с головным и грудным регистрами, что достигается посредством вокальных технологий.

Заметим, что представленная классификация регистров относится к сформированным взрослым голосам академического типа фонации. В детском развивающемся голосе микстовый регистр отсутствует, так как процесс его формирования и развития требует окрепшего и сформированного певческого аппарата - после мутационного периода в развитии голоса детей.

Большое значение для теоретического осмысления фонационно-ре-гистровых особенностей детского голоса имеет исследование И. И. Леви-дова «Певческий голос в здоровом и больном состоянии» [3], основанное на результатах лабораторных испытаний. Учёный даёт научное обоснование различному поведению голосовых связок при грудном и фальцетном звучании голоса в одном регистре: «Стробоскопией установлен, а затем фотографией подтверждён тот факт, что при одном звукоряде - грудном голосе - происходит полное замыкание связок, а при другом - фальцете - между голосовыми связками имеется щель, и что в первом случае голосовые связки колеблются целиком, всей своей массой, а во втором - только своими краями» [Там же, с. 3].

Важными в плане рассматриваемой проблемы являются и представленные И. И. Левидовым характеристики детского голоса относительно четырёхэтапной периодизации его развития [Там же, с. 14-16].

К первому периоду исследователь относит голоса в чисто детской стадии развития исключительно фальцетно-го (головного) характера, небольшого диапазона до первой - до второй окта-

вы. Такие голоса схожи по звучанию с женским сопрановым звучанием в верхнем регистре, но отличаются меньшей силой и полнотой. Можно предположить, что голосовые связки смыкаются краевым способом (между ними имеется щель) при минимальном подсвязочном давлении и силе голоса. Показательно, что автор не соотносит данную им характеристику с возрастом детей, а следовательно, необходимы дальнейшие исследования в этом направлении.

Ко второму периоду И. И. Леви-дов относит голоса в стадии формирования преимущественно головного (фальцетного) типа, когда в голосе начинают проявляться некоторая полнота и сила с элементами грудного звучания. Диапазон голосов - до первой - ми-фа второй октавы - незначительно шире по сравнению с голосами, развитие которых находится на первом периоде. Можно предположить, что при грудном звучании/фонации голосовые связки смыкаются полностью посредством насыщенного подсвязочного давления и силы голоса тГ/£ Давая характеристику второму периоду развития детских голосов, исследователь также не соотносит данные с возрастом детей, что говорит о необходимости продолжения исследований и в этом направлении.

К третьему периоду И. И. Леви-дов относит голоса подростков, в определённой степени оформившиеся, но ещё сохранившие черты детского звучания, когда элементы детского звучания в разных пропорциях смешиваются с элементами взрослого женского голоса. В этот период преобладает смешанное (микстовое) звучание с элементами грудного. Можно предположить, что голосовые связки смы-

163

164

каются полностью при насыщенных подсвязочном давлении, силе голоса Г - в смешанном и естественном регистрах подросткового голоса. Обращает на себя внимание тот факт, что в приводимых исследователем характеристиках не отражены звуковысот-ные особенности голоса на этом этапе развития.

К четвёртому периоду, согласно периодизации И. И. Левидова, относятся голоса, вполне сформировавшиеся, но менее насыщенные по сравнению с женскими голосами. Следует отметить, что в характеристике развития голосов в этот период не отражены звуковысотные особенности голоса, а также не указан возраст детей. Можно предположить, что голосовые связки смыкаются полностью при насыщенном подсвязочном давлении, силе голоса Г посредством соединения смешанного и естественного регистров подросткового голоса после мутационных процессов.

С точки зрения И. И. Левидова, данная периодизация развития детского голоса в равной степени относится к голосам и девочек, и мальчиков (до наступления мутации у последних), когда разница между их голосами практически незаметна. При этом у мальчиков элементы грудного звучания проявляются несколько заметнее и раньше, чем у девочек.

И. И. Левидов отмечает также, что «...у огромного количества детей, голоса которых находятся ещё в стадии формирования [второй период развития голоса], и даже у ребят с чисто детскими голосами [первый период развития голоса] на некоторых участках голосовой шкалы, а нередко и на всём протяжении голоса, преждевременно проявляется грудное звучание» [3,

с. 16] (курсив и пояснения в квадратных скобках мои. - М. Б.).

Представленные характеристики позволяют сделать следующие выводы:

1. Пение детей, голоса которых находятся на первом и втором периодах развития с фальцетным звучанием во всём диапазоне голоса: до первой -до-фа второй октавы, относится к фаль цетному виду академического типа фонации в условиях естественного и фаль-цетного регистров детского голоса и осуществляется на основе прикрытого типа звукообразования, при силе голоса р/тр, средней плотности под-связочного давления, краевом колебании голосовых связок и небогатой тембральности голоса.

2. Пение детей, голоса которых находятся на первом и втором периодах развития с грудным звучанием на всём диапазоне голоса: до первой - мифа второй октавы, является единореги-стровым, так как голосовые связки смыкаются полностью на всех звуках диапазона голоса. И здесь мы имеем дело с одарёнными от природы голосами с безрегистровым строением, объединяющим всю звуковысотную шкалу диапазона: низкую, среднюю и высокую. То есть данному пению соответствует вид фонации, который может быть обозначен как микстовый единорегистровый.

3. Пение испытуемых детей подросткового возраста, голоса которых находятся на третьем и четвёртом периодах развития с мягко выраженными чертами грудного звучания, относится к естественно-регистровому виду фонации академического типа в условиях естественного регистра детского голоса, в рамках звуковысотной шкалы до-ля первой октавы, по всей видимости, на основе открытого типа звукообразова-

ния, при силе голоса Г/ш£ насыщенном подсвязочном давлении, полном смыкании голосовых связок (по всей длине), богатой тембральности голоса.

Обобщая результаты проведённого анализа, можно отметить, что исследования И. И. Левидова имеют большое значение для педагогики музыкального образования в плане выявления фонационных особенностей детского голоса, их зависимости от силы голоса. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что вне сферы внимания учёного остался низкий регистр диапазона голосов подростков, так как за основу лабораторно-теоретиче-ских исследований была взята звуко-высотная шкала от до первой октавы и выше. Мы же, гипотетически, можем предположить, что низкому регистру подростковых голосов соответствует звуковысотная шкала соль-си малой октавы, формирование которой предпочтительно осуществлять после мутационного периода развития голосов подростков. В равной степени это относится и к формированию у подростков смешанного - переходно-микстового регистра в полном режиме работы голосовых связок.

Особого внимания в академической вокальной педагогике в рамках рассматриваемой нами проблемы заслуживают труды Г. П. Стуловой. Опираясь на исследования И. И. Левидо-ва, В. Г. Ермолаева, Н. Ф. Лебедева и В. П. Морозова, а также на результаты собственных лабораторных исследований по изучению вокальной фонации и регистровых особенностей детского голоса (регистры - в термино-

логии предшественников), Г. П. Сту-лова даёт следующие характеристики детского голоса:

• фальцетный (или головной) регистр детского голоса характеризуется неполным замыканием голосовой щели, краевым колебанием голосовых складок1 (поверхность складок плоская, сильно растянутая; голосовые складки работают как проходящие язычки при относительно высоком положении гортани) [2, с. 78];

• грудной регистр детского голоса (до-ля первой октавы) характеризуется полным замыканием голосовой щели, колебанием складок по всей длине (поверхность складок вздутая; они колеблются как ударяющиеся языки) при относительно низком положении гортани [Там же]. То есть данные технологии соответствуют виду фонации, который мы предлагаем обозначить как естественно-регистровый вид фонации.

Отметим также, что Г. П. Стуловой выявлены обертоновые особенности детского голоса при различных видах фонации, обоснованные данными электронной стробоскопии. Исследования показали, что:

• в фальцетной фонации особенность спектра голоса детей составляет две-три гармоники в одной фор-мантной обертоновой структуре, при которой высокая певческая форманта равна нулю (ВПФ = 0) и утрачивает своё значение. При восприятии на слух фальцетный тип звучания соответствует лёгкому, звонкому голосу при исключительно головном резонировании [Там же, с. 68];

165

1 В вокально-методической литературе разных лет, наряду с традиционным термином «голосовые связки», встречается и новый - «голосовые складки», рекомендованный для употребления в анатомической и ларингологической литературе [5, с. 14]. В целях единообразия нами принят термин «голосовые связки».

166

• гармоническии состав спектров грудного звука детеИ значительно отличается от взрослых, у которых спектр грудного звучания на несколько десятков обертонов больше, чем у детеИ. Границы грудного звучания индивидуальны и зависят от возраста детеИ, типа их голоса. Чем меньше ребёнок по возрасту, по своеИ конституции и общему физическому развитию, тем меньше спектр грудного звучания [2, с. 69-70].

Таким образом, исследователь приходит к следующим выводам:

1. При чистом фальцете спектр голоса по количеству составляющих является постоянным: две-три гармоники для всех возрастных групп испытуемых. На наш взгляд, такоИ вид фонации может быть обозначен как классически фальцетныИ, для которого характерен прикрытыИ способ звукоизвлечения при силе голоса тр/р, слабом подсвязочном давлении, краевом способе колебания голосовых связок.

2. При грудной фонации спектр голоса меняется в достаточно широких пределах - от 10 до 20 гармоник - и зависит от возраста, индивидуальных возможностеИ, природы голоса и пр. С нашеИ точки зрения, данныИ вид фонации соответствует естественно-регистровому, для которого характерен открытыИ способ звукоизвлече-ния при силе голоса тГ/Г, активном подсвязочном давлении и полном смыкании голосовых связок.

3. Наиболее изученным регистровым звучанием детского голоса является фальцетныИ, все остальные феномены регистровоИ фонации нефальцетные.

Представляется возможным внесение некотороИ корректировки

в определение названиИ нефальцет-ных регистров детского голоса (терминология моя. - М. Б.):

• естественному регистру голоса (у Г. П. СтуловоИ - натуральныИ. -М. Б.) соответствует звуковысотная шкала до-ля первоИ октавы общего диапазона детского формирующегося голоса;

• среднему регистру - в среднеИ тесситуре диапазона формирующегося женского голоса (с 15-16 лет) - соответствует звуковысотная шкала до-ля первоИ октавы;

• низкому регистру - в низкоИ тесситуре диапазона формирующегося женского голоса (с 15-16 лет) - соответствует звуковысотная шкала соль-си малоИ октавы;

• переходно-микстовому регистру - за рамками естественно-регистрового (тембрально окрашенныИ) в детском формирующемся голосе как девочек, так и мальчиков и формирующемся женском голосе (с 15-16 лет) -соответствует индивидуальная звуко-высотная шкала голоса;

• микстовому высокому и низкому регистрам - за рамками естественного регистра в формирующемся женском и мужском тембрально окрашенных голосах (с 15-16 лет) - соответствует индивидуальная звуковысотная шкала голоса;

• среднему регистру - в среднем участке диапазона формирующегося мужского голоса (с 15-16 лет) - соответствует звуковысотная шкала голоса ми-си малоИ октавы.

При кажущеИся ясности в терминологии регистров имеются и неосвещённые вопросы относительно фаль-цетных технологиИ фонации при неполном смыкании голосовых связок, грудном виде фонации (естественно-

регистровом. - М. Б.), незначительной силе подсвязочного давления и силе голоса mp/mf.

Важно и то, что при академическом типе фонации, динамике forte происходит полное колебание голосовых связок при минимально открытой голосовой щели: «в результате большого напора воздуха голосовые складки смыкаются плотно, на всю глубину, колеблясь всей своей массой; тембр голоса при этом типичен для грудного звучания» [2, с. 145]. При динамике piano в процессе фонации наблюдается большая голосовая щель, когда в процесс колебания вовлекается не вся масса голосовых связок, а лишь краевая, но «...не в продольном, а в поперечном направлении, вдоль всей щели, уходящей вглубь. <...> Спектр такого звука по количественному составу столь же бедный, как и при обычном фальцете в высокой тесситуре» [Там же, с. 146] (курсив мой. - М. Б.).

С точки зрения рассматриваемой нами проблемы представляются чрезвычайно важными теоретические положения Г. П. Стуловой о том, что:

• фальцетное пение возможно в любом регистре детского голоса, что недоступно для других видов фонации;

• при грудном виде фонации в низкой тесситуре диапазона голоса детей полное смыкание связок (в продольном направлении) происходит при минимальном размере голосовой щели, на основе силы голоса forte и при максимальном подсвязочном давлении; краевое колебание голосовых связок (в поперечном направлении, вдоль всей щели) происходит при большом

размере голосовой щели, на основе силы голоса piano и при незначительном подсвязочном давлении. В этой связи заметим, что данные характеристики, как показывают результаты нашего исследования, отвечают и народному типу фонации, что свидетельствует об идентичности применяемых технологий.

Таким образом, специфика фаль-цетной фонации и при академическом, и при народном типах фонации зависит от силы голоса и плотности подсвязочного давления.

Спектральные характеристики голоса в процессе фонации также зависят от силы голоса и плотности под-связочного давления: в пении на forte при плотном подсвязочном давлении гармонический спектр голоса тем-брально насыщенный; в пении на piano при незначительном подсвязочном давлении гармонический спектр голоса бедный.

На основе этих выводов можно предположить, что в народном пении также есть фальцетный вид фонации при силе голоса на piano, слабом подсвязочном давлении, неполном замыкании голосовой щели и, скорее всего, краевом колебании голосовых связок (вероятно, в поперечном направлении, вдоль всей щели). Но «народный» фальцет (или вид фонации) отличается от «классического» фальцета более богатым тембральным спектром.

Этот вывод вполне согласуется с данными рентгенотомографии В. Л. Чаплина2 и Л. Б. Дмитриева [5] в работе со взрослыми певцами: при

167

2 Л. В. Шамина обращает внимание на то, что, по мнению В. Л. Чаплина, использование того или иного регистра зависит не только от высоты звука, но и от динамики фонации звучания - на одной и той же частоте происходит регистровая перестройка. Регистровые переходы (по Чаплину, 1963 г.) определяются одним показателем - плотностью смыкания связок [4, с. 111].

168

грудном типе фонации на piano остаётся голосовая щель, голосовые связки смыкаются не полностью - лишь своими утончёнными краями; при пении на forte происходит глубокое смыкание голосовых связок и нет голосовой щели, звучание голоса напоминает микст. При этом на одной и той же высоте спектр звука в пении на forte намного богаче, чем в пении на piano. То есть тембральность регистрового звучания зависит от силы звука.

Возвращаясь к рассмотрению теории Г. П. Стуловой, выделим концептуальные положения, необходимые для регистрово-фонационной теории автора статьи в работе с детским голосом народного типа фонации:

• сила голоса прямо пропорциональна величине подсвязочного давления и является регулятором регистрового механизма и тембрального спектра голоса;

• в условиях академической фонации при одном и том же положении гортани голосовые связки при максимальном подсвязочном давлении начинают колебаться по всей длине и вызывают более богатое по тембру звучание голоса, приближающееся к грудному типу. Данный вывод ещё раз доказывает сходство вокальных технологий академического и народного пения в условиях естественно-регистрового и фаль-цетного видов фонации.

Ценно и то, что Г П. Стуловой на основе спектральных исследований В. П. Морозова удалось выявить в фонации детей 7-10-летнего возраста наличие высокой певческой форманты. Это значит, что «испытуемые пели не фальцетом, а использовали иную манеру звукообразования, нежели фальцет-ную, т. е. это были дети с ярко выраженным микстовым или даже грудным

звучанием» [3, с. 69]. С нашей точки зрения, данное пение соответствует естественно-регистровому, переходно-микстовому или микстовому единоре-гистровому видам фонации при силе голоса Г насыщенном подсвязочном давлении и открытой/смешанной технике звукообразования.

Данные выводы опровергают общепринятое мнение педагогов-музыкантов 30-90-х годов ХХ века, согласно которому все дети без исключения до наступления мутации могут пользоваться только фальцетной манерой пения.

В академической народно-певческой педагогике большое значение имеет регистрово-фонационная теория Л. В. Шаминой, представленная в трудах «Основы народно-певческой педагогики» [4], «Теоретико-методические основы обучения русскому народно-певческому искусству» [6], «Школа русского народного пения» [7] и др.

На основе лабораторных исследований Л. В. Шаминой удалось выявить акустические особенности взрослого народного голоса. Исследования показали, что межформантные области народного голоса в большей степени насыщены гармониками по сравнению с академическим голосом: выше расположена область второй форманты; значительно меньше акустической энергии приходится на основную частоту; выше второй певческой форманты имеется ещё одна формантная область, которая различается у различных народных голосов в пределах 4000-4800 Гц; гармоники, которые явственно проявляются в диапазоне выше 5 кГц, что свидетельствует о более широком спектре исходного звука голосовых связок народных голосов [6, с. 23].

Несомненной заслугой Л. В. Ша-миной является разработанная ею ме-

тодика сглаженного соединения регистров взрослого голоса народного типа фонации (автор применяет академическую терминологию регистров) посредством:

• метода речевой манеры звукове-дения (голосоведения) - глиссандиро-вание голосом за пределы регистра на различных гласных вверх и вниз, начиная с зоны примарного тона; применение данного метода позволяет добиться ровного перехода голоса из регистра в регистр (посредством вокальных упражнений в медленном темпе);

• метода ассоциативного мышления певца - представление вертикальной структуры голоса («пение на столбе»), подразумевающее резонирующую воздушную вертикаль;

• фонетического метода округления гласных;

• метода пения на фиксированном «зевке» [4, с. 112-115].

Все эти методы эффективно способствуют процессам соединения регистров, развития диапазона голоса до двух октав, его гибкости/подвижности. Данная методика, как показывает наша многолетняя работа с детьми, может в щадящем режиме применяться в постановке детского народного голоса в домутационный и мутационный периоды и активно - в работе с голосами подростков после мутационного периода.

Принимая во внимание результаты проведённого нами теоретическо-

го анализа, а также многолетние наблюдения (1983-2013) за процессом формирования регистрово-фонаци-онных навыков в работе с новгородскими этнофорами (женское пение3), представляется целесообразным далее охарактеризовать разработанную нами классификацию регистров детского народного голоса и классификацию народных видов фонации. Ориентир на женское пение обусловлен тем, что основными участниками этнопедаго-гического процесса являются дети с годовалого возраста до 13 (15) лет, голоса которых и у девочек, и у мальчиков идентичны. При этом в научный оборот нами впервые вводится авторская терминология.

Итак, народно-певческой деятельности детей соответствуют, как показывают результаты нашего исследования, естественный, высокий, низкий (редко) и смешанный регистры диапазона голоса. Охарактеризуем хотя бы в первом приближении каждый из них.

Естественный регистр детского голоса (или средний регистр взрослого голоса) образуют звуки до-ля первой октавы. Пению в данном регистре соответствует:

• народный естественно-регистровый вид фонации на основе открытого способа звукообразования и различных типов голосоведения4 при силе голоса шГ/Г, плотном подсвязоч-ном давлении, полном смыкании голосовых связок, насыщенном тем-

169

3 Регистрово-фонационные особенности мужского пения в данной статье не рассматриваются.

4 «Повествовательному» типу голосоведения соответствует кантиленность звукового потока при динамике шГ мягкая атака звука, спокойный тип фонационного дыхания; «плясовому» - кантиленность звукового потока с элементами «гейканья», «глиссандирования», «скандирования» при динамике шГ/Г «смешанный» вид атаки на основе сочетания «придыхательной» и «твёрдой», активный (частый) тип фонационного дыхания; «обрядовому» - кантиленность звукового потока с элементами «гейканья», «глиссандирования», «скандирования» при динамике 1/Т, «смешанный» вид атаки на основе сочетания «придыхательной» и «твердой», глубокий («во весь дух») тип фонационного дыхания [8, с. 135-139].

170

бральном спектре голоса (в пении песенного фольклора с узким амбитусом напевов - ранней песенной лирики, духовных стихов, календарно-обрядо-вого материала, музыкальных игр/ хороводов, плясовых песен и др.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• народный фальцетный естественно-регистровый вид фонации на основе открытого типа звукообразования и «повествовательного» типа голосоведения при силе голоса р/тр, средней плотности подсвязочного давления, краевом смыкании голосовых связок, незначительно насыщенном тем-бральном спектре голоса (в пении колыбельных песен и прибауток);

• народный классически фальцетный вид фонации на основе прикрытого типа звукообразования и «повествовательного» типа голосоведения при силе голоса р/тр, средней плотности подсвязочного давления, краевом смыкании голосовых связок, минимальном тембральном спектре голоса (в пении сольных плачей; в пении эт-нофоров, владеющих партесными народно-певческими и церковно-певче-скими технологиями).

Высокий регистр детского голоса образуют звуки си первой - ми второй октавы. Пению в данном регистре соответствует:

• народный классически фальцетный вид фонации на основе прикрытого типа звукообразования и «повествовательного» типа голосоведения при силе голоса р/тр, средней плотности подсвязочного давления, краевом смыкании голосовых связок, минимальном тембральном спектре голоса (в пении сольных плачей, вокализированных ауканий и др.);

• народный микстово-регистровый-1 вид фонации на основе открытого способа звукообразования и «обрядового»

типа голосоведения при силе голоса Г/ ГГ, насыщенной плотности подсвязоч-ного давления, полном смыкании голосовых связок, насыщенном тембраль-ном спектре голоса (в пении произведений с широким амбитусом напевов при переходе голоса из естественного (среднего) регистра в высокий).

Низкий регистр в звуковысотной шкале голоса - ми-си малой октавы. Пению в данном регистре соответствует:

• народный микстово-регистровый-2 вид фонации в пении произведений с широким амбитусом напевов при переходе голоса из естественного (среднего) регистра в низкий на основе фальцетных технологий (народного классически фальцетного вида фонации).

Смешанный (микстовый) единый регистр на всей звуковысотной шкале диапазона детского голоса: до первой - фа второй октавы. Пению в данном регистре соответствует:

• микстовый единорегистровый вид фонации (применяют этнофоры с одарёнными от природы голосами с безрегистровым строением голоса на всей звуковысотной шкале диапазона) на основе открытого способа звукообразования при различных типах го-лосообразования, дифференцированной силе голоса и подсвязочного давления, полном смыкании голосовых связок, насыщенном тембральном спектре голоса;

• микстовый фальцетный единореги-стровый вид фонации, технологии которого схожи с народным фальцет-ным естественно-регистровым видом фонации (в пении колыбельных песен и прибауток).

Смешанный переходный регистр образуют переходные зоны от естествен-

ного (среднего) регистра к низкому или высокому и обратно. У каждого исполнителя данный регистр индивидуален - зависит от переходных тонов его голоса.

Пению соответствует тембрально ровный переход фонации от народного естественно-регистрового вида к народному микстово-регистровому-1-2 (достигается посредством вокальных упражнений).

Важно отметить, что каждый этно-фор, воспитанный в традициях народной педагогической школы (рождённый до 20-х годов ХХ века), владел качественными регистрово-фонацион-ными технологиями. При этом русское народно-певческое семейное / общинно-родовое образование детей на протяжении многовековой отечественной истории (от истоков до 20-х годов прошлого столетия) основывалось преимущественно на народном естественно-регистровом виде фонации -исходном, базовом, который имел идентичные вокально-стилевые технологии с древнерусским церковным пением (до XVII века) [9, с. 41, 43], далее - дополнялся регистрово-фонаци-он ными технологиями партесного церковно-певческого исполнительства [Там же, с. 42-43]. Данный вывод вполне объективно опровергает общепринятое мнение академической вокальной педагогики о фальцетной природе голоса детей как исходной.

Важно и то, что амбитусовое пространство многочисленных жанров песенного фольклора, и детского песенного фольклора в том числе, как правило, соответствует интервалам кварты - сексты (октава - редкость) [10, с. 138-356]. В данных тесситур-ных условиях пение не требует перехода из естественного в фальцетные/

смешанные регистры. Более того, напевы детского песенного фольклора (музыкальные игры, хороводы, за-клички и пр.) соответствуют естественно-регистровой природе детского голоса.

К сожалению, светская певческая школа Х1Х-ХХ веков, культивируя прикрытую манеру звукоизвлечения, постепенно вытеснила семейное/ общинно-родовое естественно-регистровое пение, максимально удобное для вокальной природы детского голоса. Более того, светская певческая школа практически вытеснила и детский песенный репертуар (музыкальные игры и хороводы, детские заклички, считалки и пр.), по всем параметрам соответствующий певческой физиологии детей и особенно необходимый в аспектах формирования и развития регистрово-фонационных навыков, в том числе и навыков качественного певческого интонирования [Там же, с. 4-6].

В данной связи современный эт-нопедагогический процесс по формированию, развитию и совершенствованию вокального голоса детей предполагает системное, поэтапное освоение детьми певческих технологий в соответствии с возрастными особенностями детского голоса. Охарактеризуем каждый из этих этапов, заметив, что эффективность предлагаемых далее содержания и организации процесса освоения регистрово-фонаци-онных навыков подтверждена результативностью занятий в возглавляемой нами Новгородской детской музыкальной школе русского фольклора.

1-й этап. На дошкольном отделении (дети от 1 года до 6 лет) идёт процесс освоения лишь народного естествен но-регистрового вида народной

171

172

фонации, в звуковысотных условиях ре-ля первой октавы, посредством имитационно-творческого общения этно-преподавателя с детьми.

2-й этап. На школьном отделении (дети с 7 до 13 (15) лет, включая мутационный период) образовательный процесс предусматривает развитие и совершенствование навыков народного естественно-регистрового вида фонации и формирование/развитие/ совершенствование навыков народного классически фальцетного вида фонации - сочетание в пении различных видов фонации с исключением переходных зон на звуках до-ля первой октавы: народного естественно-регистрового вида фонации в естественном (среднем) регистре; народного классически фальцетного вида фонации в высоком/низком регистрах. До XIII века данная методика, когда певцы ограничивались естественным регистром, а затем использовали фальцет, применялась в европейской вокальной педагогике [4, с. 112]. Подобное пение в работе по формированию и развитию детского голоса до 14-16-летнего возраста не создаёт физиологических неудобств (применяется в авторской регистрово-фонационной методике).

3-й этап. Пение в условиях критического, мутационного, периода (дети 12-15 лет) осуществляется посредством народного классически фальцетного вида фонации в щадящем голосовом режиме.

4-й этап. На допрофессиональном отделении (молодые люди с 15-16 лет) образовательный процесс предусматривает дифференцированный подход к голосам девушек и юношей на основе методики соединения регистров, при формировании/разви-

тии / совершенствовании народного микстово-регистрового-1-2 видов фонации в целях тембрально ровного звучания голоса и его гибкого перехода из одного регистра в другой и обратно.

В целом формирование и развитие регистрово-фонационных навыков детей в современной народно-певческой практике осуществляется на основе эффективных методов народно-певческой педагогики и народной академической школы пения (посредством вокальных упражнений) [11, с. 102-104, 138]. Отметим также, что суть вокальной педагогики любого певческого направления заключается в определении индивидуальных естественно-регистровых особенностей голоса каждого ребёнка в качестве ключевых для его дальнейшего развития и совершенствования.

Таким образом, процессы освоения регистрово-фонационных технологий в современном народно-певческом образовании совпадают с длительным, 15-20-летним процессом освоения детьми навыков качественного певческого интонирования, технологий унифицированной и диалектной школы пения, стройного многоголосного участия, а также с процессом формировании/становления современного носителя народно-певческих традиций.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Максимов, И. Фониатрия [Текст] / И. Максимов. - М. : Медицина, 1987. - 283 с.

2. Стулова, Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению [Текст] / Г. П. Стулова. - М. : Прометей, 1992. -272 с.

3. Левидов, И. И. Певческий голос в здоровом и больном состоянии [Текст] /

И. И. Левидов. - Л. : Искусство, 1939. -251 с.

4. Шамина, Л. В. Основы народно-певческой педагогики [Текст] / Л. В. Шамина. -М. : Графика, 2010. - 200 с.

5. Фониатрия и фонопедия [Текст] / Л. Б. Дмитриев [и др.]. - М. : Медицина, 1990. - 270 с.

6. Шамина, Л. В. Теоретико-методические основы обучения русскому народно-певческому искусству [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Л. В. Шамина. -М., 1996. - 43 с.

7. Шамина, Л. В. Школа русского народного пения [Текст] / Л. В. Шамина. - М. : Русская песня, 1997. - 87 с.

8. Бурьяк, М. К. Технологии народно-певческого звукообразования и голосоведения [Текст] / М. К. Бурьяк // Этносоциум и межнациональная культура. - 2013. -№ 11 (65). - С. 132-145.

9. Бурьяк, М. К. Новгородское народно-певческое искусство: научное исследование [Текст] / М. К. Бурьяк. - Великий Новгород : Новгородский технопарк, 2000. -120 с.

10. Бурьяк, М. К. Певческое этновоспитание детей (на примере этнокультурных традиций Новгородской земли). - Ч. 4. Интонационно-формульные напевы детского песенного фольклора в аспектах формирования певческого интонирования детей [Текст и ноты] : монография / М. К. Бурьяк. - Великий Новгород : Новгородский технопарк, 2010. - 378 с.

11. Бурьяк, М. К. Певческое этновоспитание детей (на примере этнокультурных традиций Новгородской земли). - Ч. 1 : учебная программа (авторская) для предмета «фольклорное ансамблевое пение» в музыкальных школах [Текст] / М. К. Бу-рьяк. - Великий Новгород : Новгородский технопарк, 2009. - 140 с.

173

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.