УДК 37.013
ДЕТСКИИ ГОЛОС: ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ CHILD'S VOICE: PRINCIPLES AND WAYS OF DEVELOPMENT
© М.Л. Платонова Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
(Россия, Самара)
© M.L. Platonova Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)
В статье представлены различные уровни интерпретации понятия «голос»; дана характеристика особенностей развития детского голоса; определены факторы, влияющие на его развитие, и принципы, лежащие в основе работы по развитию детского голоса; рекомендованы конкретные приемы, которые могут быть использованы в данном процессе.
The article focuses on different levels of the interpretation of the notion "voice", characterizes the peculiarities of the child voice development, highlights the factors providing its development and the principles crucial for work with the child voice, offers the particular methods.
Ключевые слова: человеческий голос; голосовой аппарат; детский голос; принципы развития; механизмы звукообразования; регистры; сигналы доречевой коммуникации; речевые игры.
Keywords: human voice; vocal mechanism; a child's voice; development principles; sound production mechanisms; registers; signs of preverbal communication; verbal games.
Человеческий голос - явление уникальное и многозначное. Первая ступень его постижения связана прежде всего с восприятием голоса как физиологического механизма образования различных звуков при прохождении воздуха через гортань. Помимо основных (фонации, произношения) этот механизм осуществляет и альтернативные голосовые функции - воспроизведение определенной тональности и диапазона звуков (например, при пении, бормотании), громкий крик и визг и др.
Неизмеримо глубже становится понимание феномена человеческого голоса при восприятии его как транслятора слова, мысли, чувства. Социально-эстетический уровень интерпретации понятия «человеческий голос» мы находим в книге замечательного певца и философа Н. Андгуладзе «Homo cantor: Очерки вокального искусства». Вот некоторые положения, сформулированные им на основе изучения взглядов философов разных эпох. «Человеческий голос, сам звук, звук интонированный, рожденный в недрах духа, звук внутренний, звук как тон, "предартикулированное звучание" (Хайдеггер), которое так же, как мысль, предшествует дискретному феномену языка, является условием самого языка, поэзии и всего символического» [1, с. 25]. «По аналогии с известным высказыванием Н.А. Бернштейна можем сказать: всегда,
когда мы говорим, мыслим, поем или музицируем, в нас звучит vox humana - человеческий голос, возраст которого равен возрасту рода человеческого» [1, с. 21]. «Звук речи и пения посредством человеческого голоса доносит до нас историю человечества, и не только доносит, но и вмещает в себя духовную историю человека и, что главное, процесс становления человечности» [1, с. 22].
Именно «становление человечности» и человека, на наш взгляд, и должно стать целью деятельности педагога по развитию голоса, особенно детского. На обоснованность и значимость данного положения указывает еще один факт. Научно доказано, что голосовой аппарат человека принимает активное участие в процессе восприятия любой звуковой информации, которую мы эмоционально переживаем мышцами гортани, а не ухом. «По мнению академика Ухтомского, "ухо - это пассивный вход распознающей системы". А путь звукового сигнала таков: ухо (восприятие сигнала) -мозг (приказ к его расшифровке) - гортань (расшифровка сигнала) - мозг (реакция на сигнал всего организма)» [2, с. 2]. То есть в эмоциональной реакции на звуковые сигналы непосредственно участвует гортань, которую В. Буланов образно назвал «вторым сердцем человека» [3]. Таким образом,
занимаясь развитием голосового аппарата ребенка, мы способствуем обогащению его эмоциональной, чувственной сферы, расширяем его возможности в постижении мира и самого себя.
Несомненно, наиболее планомерно и эффективно развитие голоса происходит в процессе певческого обучения. Педагоги дошкольного образования и начальной школы могут достаточно результативно работать в этом направлении, если они оснащены знаниями об особенностях детского голоса и владеют специальными методиками его развития.
Голосовой аппарат имеет интегральную организацию: в процессе звукообразования одновременно задействованы все его составные части - дыхание, гортань, резонаторы, артикуляционный аппарат. По сути, звук голоса человека - это фонационный (озвученный) выдох, которому придают определенную окраску, объем резонаторы (грудной и головной) и артикуляционный аппарат.
Голос - врожденный механизм, который как природное явление совершенен. Достаточно вспомнить голос новорожденного: малыш может долго, по-разному, в том числе и очень громко «звучать» -плакать, визжать, не срывая при этом голоса благодаря природной организации работы дыхания, резонаторов и так называемых защитных механизмов (прежде всего гортани). Далее, в доречевой период, он также эффективно, выразительно и безопасно использует «сигналы доречевой коммуникации» (В.В. Емельянов) - скрип, крик, визг, писк, вой - в играх, выражая свои требования, радость, недовольство. При этом диапазон и сила голоса ребенка достаточно широки и разнообразны. К сожалению, с началом говорения происходит постепенное ограничение работы голосового аппарата - он все больше переходит на работу только в речевом регистре.
Негативное воздействие на сохранность и развитие природных возможностей голоса оказывают социальные факторы, среди которых самым разрушительным для голоса ребенка становится звуковая среда, создаваемая вокруг растущего человека. Дело в том, что главным регулятором и корректором работы всего голосового аппарата является слух. Звуковые образы
накапливаются в слуховой памяти еще до их использования в речи или пении, а затем сложившиеся слуховые представления на подсознательном уровне становятся ориентирами для организации работы голосового аппарата в том или ином режиме, качестве. Иначе говоря, звучание голоса ребенка в значительной степени есть отражение того, что он слышит, имеет в своем слуховом багаже. Какими же могут быть голоса у современных детей, если они, не слыша с рождения нежного и трепетного человеческого голоса, например, мамы в колыбельной, сразу погружаются в мир синтезированных звуков, пусть самых красивых, но лишенных «живой» вибрации, да еще закованных в рамки стандартных ритмов? Прибавить к этому запретительные в отношении голоса воспитательные меры - «Не кричи!», «Не пищи!», «Закрой рот!» - и негативно влияющую на голос, экологическую ситуацию - и мы к 6-7 годам имеем детей с приобретенными и, к сожалению, уже закрепленными голосовыми зажимами и дефектами, с раскоор-динированной работой голосового аппарата и слуха; детей сипящих, не интонирующих и, пожалуй, что самое печальное, боящихся звучания живого человеческого голоса, в том числе и своего собственного.
Проблема сохранения и развития детского голоса на сегодняшний день стоит очень остро; ее решение - в совместной, целенаправленной и систематической работе педагогов и родителей.
Работа по развитию детского голоса строится на общепедагогических принципах (последовательности, доступности, принципе элементарных операций, повторяемости), а также с учетом принципа при-родосообразности. Данный принцип определяет безусловность построения педагогически организованного процесса развития детского голоса в соответствии природными закономерностями развития голосового аппарата ребенка, а также в соответствии с психофизиологическими особенностями возраста. Так, необходимо помнить, что голос ребенка - достаточно хрупкий и очень гибкий природный инструмент; он находится в состоянии постоянного изменения, роста, особенно после 7 лет, когда начинают формироваться и развиваться непосредственно вокальные мышцы. Поэтому заня-
Детский голос: принципы и методы развития
тия не могут быть длительными и с большими нагрузками. Но так как голосовой аппарат - это прежде всего большой комплекс различных мышц, специальные упражнения должны повторяться регулярно, с постепенным увеличением нагрузки -можно сказать, необходим некий мышечный тренаж.
К природным особенностям детского голоса относится и его регистровая структура. Регистровые возможности детского голоса научно обосновала Г.П. Стулова в книге «Развитие детского голоса в процессе обучения пению», которая стала настольной для всех педагогов, работающих с детским голосом. Несмотря на то, что данное научное исследование адресовано педагогам-вокалистам и хормейстерам, многие его положения могут быть использованы не только в организации процесса певческого обучения.
Г.П. Стулова утверждает, что под развитием детского голоса необходимо понимать «качественные и количественные изменения состояния голосового аппарата и основных характеристик его звучания, куда входит анатомо-морфологиче-ское развитие голосообразующей системы на фоне роста всего организма ребенка, а также функциональное совершенствование центральных отделов мозга, управляющих певческим процессом, и всей системы обратной связи "голос - слух"» [4, с. 8]. По мнению Г.П. Стуловой, на путь произвольного управления процессом голосооб-разования педагога выводит понимание физиологических механизмов звукообразования в различных голосовых регистрах. «Следовательно, проблема произвольного управления качеством звучания детского голоса, направленного на его развитие, сводится главным образом к проблеме управления правильным звукообразованием в различных регистрах» [5, с. 8]. Таких голосовых регистров изначально, с момента рождения у детей два: грудной и фаль-цетный (в переводе с итальянского - ложный; связан исключительно с головным резонированием; звук легкий, тонкий).
С учетом регистровой структуры детского голоса на начальном этапе процесс его развития и воспитания должен быть направлен на активизацию двух изначально присущих ему регистров - груд-
ного и фальцетного, без труда различимых и неспециалистом в области вокальной педагогики: звук в грудном регистре -низкий и густой, в фальцетном - высокий, звонкий, прозрачный.
Совокупность знаний о функциях и строении голосового аппарата, о механизмах звукообразования, о регистровой структуре детского голоса определяет практические приемы работы, направленные на развитие голоса ребенка на этапе, предшествующем певческому обучению, а значит, они могут быть использованы педагогами, не владеющими музыкальными, вокальными навыками.
Основной, определяющей и самой сложной в процессе звукообразования является дыхательная система. Работа по постановке дыхания - это удел специалистов. Однако, как показала практика, широко известная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой благотворно влияет на развитие голоса, и ее элементы необходимо включать в занятия с детьми не только с целью оздоровления, но и решая задачу воспитания голоса.
Артикуляционный аппарат - наиболее поддающаяся коррекции часть голосового аппарата благодаря постоянному визуальному наблюдению и узконаправленному действию специальных упражнений. Артикуляционная гимнастика (систематически выполняемые упражнения для языка, губ, нижней челюсти, мышц лица, особенно щек) - обязательный раздел занятия по развитию голоса. Такая гимнастика детально разработана в фонопедическом методе развития голоса (ФМРГ) В.В. Емельянова и представлена во всех его многочисленных изданиях [6].
Эффективность фонопедического метода развития голоса В.В. Емельянова доказана многолетней практикой; он используется педагогами по всей стране и за рубежом, результативен в работе и с голосами детей, начиная с дошкольного возраста, и с профессиональными голосами.
Отдельный раздел метода - речевые игры. Рассказывание сказок со звуковыми иллюстрациями, с использованием сигналов доречевой коммуникации (скрип -крик - вой - визг - писк); чтение стихов сначала в разных регистрах (например, от лица сказочных героев: Карабас Барабас -
грудной регистр, Пьеро - фальцет), а затем с переходом из регистра в регистр (с произвольным стремительным глиссан-дированием, скольжением на одном гласном звуке из грудного регистра в фаль-цетный или наоборот) - все это приемы, которые и снимают зажимы, и оптимизируют работу всего голосового аппарата, особенно резонаторной системы и гортани. Детям такие занятия доставляют большое удовольствие, так как проходят в форме увлекательной творческой игры, в процессе которой им не только разрешается, но вменяется в правила пищать, кричать, визжать. А педагог при систематическом использовании данных приемов достаточно быстро получает ощутимый и слышимый результат - даже «гудящие» дети начинают использовать разнообразные по высоте, силе и краске звуки, корректируются дефекты дикции, дети становятся более эмоциональными, свободными. Стоит подчеркнуть, что такой результат достигается при определенных условиях. Во-первых, если педагог сам хорошо владеет голосом и выразительно пока-
зывает, так как известно, что для детей младшего возраста характерно подражание, репродуктивный способ освоения нового. Во-вторых, на занятии должна быть создана дружелюбная и доверительная обстановка, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и раскрепощенно.
В заключении необходимо подчеркнуть, что бесспорно наиболее эффективно и полноценно детский голос развивается в процессе певческой деятельности. Во взаимодействии с музыкой ребенок не только эмоционально, духовно обогащается, музыка становится своеобразным мощным катализатором процесса развития и совершенствования его голоса. Занятия пением, в свою очередь, способствуют развитию интеллекта, мыслительной деятельности, речи, снятию всевозможных речевых дефектов, развитию фонематического слуха, укреплению здоровья детей в целом. Подобное воздействие активной вокальной деятельности на ребенка подтверждается физиологами, педиатрами, логопедами, учителями средней школы, родителями [9].
Литература
1. Андгуладзе Н. Homo cantor: Очерки вокального искусства. М. : Аграф, 2003.
2. Буланов В. Метод музыкального и вокального развития учащихся в условиях интенсивной работы детского хора (Обучающая техника Классик-хора «Аврора»). Екатеринбург : Экспериментальная детская хоровая музыкальная школа, 2007.
3. Буланов В. Метод музыкального и вокального развития учащихся...
4. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М. : Прометей,
1992.
5. Стулова Г.П. Развитие детского голоса...
6. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. 6-е изд. СПб. : Планета музыки, 2010.
Сведения об авторе
Марина Львовна Платонова, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой хорового дирижирования и сольного пения Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.
Marina Lvovna Platonova, Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, head of Department of Choral Conducting and Recital Singing, Samara State Academy of Social Sciences and Humanities.
E-mail: [email protected].