Научная статья на тему 'Становление современных носителей русских народно-песенных традиций в системе дополнительного музыкального образования'

Становление современных носителей русских народно-песенных традиций в системе дополнительного музыкального образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
250
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ЭТНООБРАЗОВАНИЯ / НОСИТЕЛЬ НАРОДНО-ПЕСЕННЫХ ТРАДИЦИЙ / ТЕОРЕТИКОМЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ФОЛЬКЛОРИЗМ / PEDAGOGICAL STRATEGY OF MUSICAL ETHNO-EDUCATION / CARRIER OF FOLK SONG TRADITIONS / THEORETICAL AND METHODOLOGICAL MODEL OF THE EDUCATIONAL PROCESS / FOLKLORISM / НАРОДНО-ПЕВЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА АУТЕНТИЧНАЯ (ПОДЛИННАЯ) / ФОЛЬКЛОРИЗИРОВАННАЯ (ВТОРИЧНАЯ) / ЭТНОИСПОЛНИТЕЛЬ / ЭТНОФОР / ЭТНОПРЕПОДАВАТЕЛЬ / FOLK SINGING PEDAGOGY AUTHENTIC (GENUINE) / FOLKLORIC (SECONDARY) / ETHNO-PERFORMER / ETHNOPHOR / ETHNO TEACHER

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бурьяк М.К.

В статье представлено теоретическое обоснование авторской педагогической стратегии поэтапного становления современных носителей русских локально-региональных народно-песенных традиций в системе дополнительного музыкального образования. Последовательно рассматривается содержание каждого из трёх выделенных этапов, сориентированных на становление таких носителей: 1) в статусе этноисполнителя, владеющего фрагментарным этнокультурным опытом к подростковому (13-14 лет) возрасту; 2) в статусе этнофора транслятора традиции, владеющего в полном объёме унаследованным этнокультурным опытом к юношеско-молодёжному (16-20 лет) возрасту; 3) в статусе этнопреподавателя, владеющего этнокультурным исполнительским опытом и педагогическими технологиями по окончании средних и высших образовательных учреждений. Теоретически обоснованы образовательные модели новгородской аутентичной (подлинной) народно-певческой педагогики, инструментальные механизмы функционирования народных традиций и становления их носителей. В качестве образца представлена авторская теоретико-методическая модель образовательного процесса освоения новгородской фольклоризированной локально-региональной народно-песенной традиции с младенческого возраста детей до их становления в статусе этноисполнителя. Модель включает освоение субъектами новгородского этнокультурного, православного внехрамового и светского певческого наследия; комплексы предметов фольклорных дисциплин и общей музыкальной подготовки. Педагогические подходы к образовательному процессу освоения созданной традиции объединяют ценный методико-педагогический потенциал аутентичной народно-певческой и светской педагогики; обеспечивают процессы функционирования созданной традиции и процессы становления её носителей. Модель является универсальной приемлемой для внедрения в систему дополнительного образования детей любого региона России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Modern Carriers of Russian Folk Singing Traditions in the System of Additional Musical Education

This article provides a theoretical ground for the author’s pedagogical strategy, which consists in the gradual formation of modern carriers of Russian singing traditions, within the framework of the system of additional musical education. The author consistently reviews the content of each of the three selected stages of formation: Stage 1: ethno-performer teenager (13-14 years of age) who have their fragmentary ethno-cultural experience; Stage 2: ethnophor is the translator of the tradition fully mastered the inherited ethno-cultural experience to the youthful age of 16-20 years; Stage 3: ethno-teacher who owns ethno-cultural performing experience and pedagogical techniques after graduating from the secondary and higher education. The author theoretically substantiates the educational models of Novgorod authentic (genuine) folk singing pedagogy, explaining the instrumental mechanisms of the functioning folk traditions and the formation of the carriers of these traditions. As an example, the author presents its educational methodological model of the education process for the Novgorod folkloric local and regional song tradition from infancy to their formation as ethno-performers. The model includes the development of the Novgorod ethno-cultural, orthodox extra temple and secular singing heritage by students; the complexes of objects of folklore disciplines and general music courses. Pedagogical approaches to learning established tradition combine the valuable methodological and pedagogical potential of authentic folk singing and secular pedagogy. They provide the processes of functioning of the established tradition and the processes of formation of its carriers. This model is universal, acceptable for the introduction into the system of additional children’s education in any Russian region.

Текст научной работы на тему «Становление современных носителей русских народно-песенных традиций в системе дополнительного музыкального образования»

СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ НОСИТЕЛЕЙ РУССКИХ НАРОДНО-ПЕСЕННЫХ ТРАДИЦИЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

М. К. Бурьяк,

Новгородская детская музыкальная школа русского фольклора, Великий Новгород, Российская Федерация, 173000

Аннотация. В статье представлено теоретическое обоснование авторской педагогической стратегии поэтапного становления современных носителей русских локально-региональных народно-песенных традиций в системе дополнительного музыкального образования. Последовательно рассматривается содержание каждого из трёх выделенных этапов, сориентированных на становление таких носителей: 1) в статусе этноисполнителя, владеющего фрагментарным этнокультурным опытом к подростковому (13-14 лет) возрасту; 2) в статусе этнофора - транслятора традиции, владеющего в полном объёме унаследованным этнокультурным опытом к юношеско-молодёжному (16-20 лет) возрасту; 3) в статусе этнопреподавате-ля, владеющего этнокультурным исполнительским опытом и педагогическими технологиями по окончании средних и высших образовательных учреждений. Теоретически обоснованы образовательные модели новгородской аутентичной (подлинной) народно-певческой педагогики, инструментальные механизмы функционирования народных традиций и становления их носителей. В качестве образца представлена авторская теоретико-методическая модель образовательного процесса освоения новгородской фольклоризированной локально-региональной народно-песенной традиции с младенческого возраста детей до их становления в статусе этноисполнителя. Модель включает освоение субъектами новгородского этнокультурного, православного внехрамового и светского певческого наследия; комплексы предметов фольклорных дисциплин и общей музыкальной подготовки. Педагогические подходы к образовательному процессу освоения созданной традиции объединяют ценный методико-педагогиче-ский потенциал аутентичной народно-певческой и светской педагогики; обеспечивают процессы функционирования созданной традиции и процессы становления её носителей. Модель является универсальной - приемлемой для внедрения в систему дополнительного образования детей любого региона России.

161

Ключевые слова: народно-певческая педагогика - аутентичная (подлинная), фольклоризированная (вторичная); педагогическая стратегия музыкального этнообразования; носитель народно-песенных традиций; этноисполнитель, этнофор, этнопреподаватель; теоретико-методическая модель образовательного процесса; фольклоризм.

FORMATION OF MODERN CARRIERS OF RUSSIAN FOLK SINGING TRADITIONS IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL MUSICAL EDUCATION

Marina K. Buryak,

162

Novgorod Children's Music School of Russian Folklore, Veliky Novgorod, Russian Federation, 173000

Abstract. This article provides a theoretical ground for the author's pedagogical strategy, which consists in the gradual formation of modern carriers of Russian singing traditions, within the framework of the system of additional musical education. The author consistently reviews the content of each of the three selected stages of formation: Stage 1: ethno-performer teenager (13-14 years of age) who have their fragmentary ethno-cultural experience; Stage 2: ethnophor is the translator of the tradition fully mastered the inherited ethno-cultural experience to the youthful age of 16-20 years; Stage 3: ethno-teacher who owns ethno-cultural performing experience and pedagogical techniques after graduating from the secondary and higher education. The author theoretically substantiates the educational models of Novgorod authentic (genuine) folk singing pedagogy, explaining the instrumental mechanisms of the functioning folk traditions and the formation of the carriers of these traditions. As an example, the author presents its educational methodological model of the education process for the Novgorod folkloric local and regional song tradition from infancy to their formation as ethno-performers. The model includes the development of the Novgorod ethno-cultural, orthodox extra temple and secular singing heritage by students; the complexes of objects of folklore disciplines and general music courses. Pedagogical approaches to learning established tradition combine the valuable methodological and pedagogical potential of authentic folk singing and secular pedagogy. They provide the processes of functioning of the established tradition and the processes of formation of its carriers. This model is universal, acceptable for the introduction into the system of additional children's education in any Russian region.

Keywords: folk singing pedagogy - authentic (genuine), folkloric (secondary); pedagogical strategy of musical ethno-education; carrier of folk song traditions; ethno-performer, ethnophor, ethno teacher; theoretical and methodological model of the educational process; folklorism.

Русские народно-песенные традиции как национальное достояние России

В начале 80-х годов ХХ столетия мне, выпускнице кафедры народно-песенного искусства Ленинградского института культуры имени Н. К. Крупской, впервые посчастливилось встретиться с коренными жителями северо-западных деревень России, хранящих художественные этнокультурные традиции своих родителей, своего рода. Стройное коллективное пение простых людей, не имеющих музыкального образования, их потрясающие способности созидать необыкновенную палитру многоголосного пения с уникальными импровизациями то одного, то другого исполнителя открыли для начинающего фольклориста неизвестный ему ранее многогранный мир песенного наследия и музыкальной грамотности певцов из народа.

Поиск научных подходов к раскрытию основ народно-певческой педагогики по воспитанию носителей этнокультурного опыта Новгородской земли стал смыслом моей профессиональной деятельности.

Выбранный ракурс исследования представляет собой актуальное направление педагогики музыкального образования по освоению русского песенного наследия в современной системе дополнительного образования детей. Исследование представляется весьма важным, проблема требует незамедлительного решения, поскольку русские аутентичные (подлинные) фольклорные традиции к настоящему времени в значительной мере утрачены. Утрата традиций связана, прежде всего, с измене-

нием социопроизводственного и социокультурного образа жизни русского народа, изменением его менталитета, упразднением функций носителей традиционного опыта, отсутствием потенциальных наследников и процессов межпоколенной передачи художественных знаний и опыта.

Отметим, что продуктивный процесс русского аутентичного народно-певческого образования относится к многовековому периоду функционирования песенных традиций восточных славян, древнерусского, великорусского и русского народа — от истоков до 20-30-х годов ХХ века.

Ориентировочно с 20-х годов ХХ века процессы функционирования русских аутентичных фольклорных традиций становятся фрагментарными и угасающими — невостребованными. По мнению А. С. Каргина, наибольший ущерб русские фольклорные традиции понесли в послереволюционные десятилетия, когда фольклор «объявлялся засохшей мумией, музейным экспонатом, свидетельствующим якобы о культурной отсталости народа» [1, с. 28].

Сегодняшнее состояние русских аутентичных фольклорных традиций характеризуется глобальным переходом функционального обрядо-во-бытового фольклора в образцы художественного наследия, а аутентичной народной педагогики — в сферу формирующейся музыкальной этно-педагогики.

Ценно, что в русле музыкальной этнопедагогики к настоящему времени оформилось несколько фолькло-ризированных (вторичных) видов народно-певческого образования:

• локальный вид, включающий образовательные модели практиче-

163

164

ского этномузыковедения (с 60-х годов ХХ века по настоящее время) по реставрации («музеефикации») русских аутентичных фольклорных традиций на основе скрупулёзного изучения народно-певческих технологий аутентичных исполнителей, многогранной фиксации и расшифровки их песенного наследия;

• культивированный вид, включающий образовательные модели профессионального академического народно-певческого образования по освоению национально-русского народно-песенного наследия в системе средних и высших специальных учебных заведений России (со второй половины ХХ века до современности);

• обобщённый вид, включающий образовательные модели освоения общерусских или региональных народно-песенных традиций в системе общего музыкального образования детей (с 70-х годов ХХ века по настоящее время).

Вышеуказанные виды отечественного народно-певческого образования представляют собой значимые социокультурные явления, однако большой потенциал аутентичной народно-певческой педагогики в них оказывается задействованным далеко не в полной мере. Как правило, отсутствует реализация межпоколенных процессов освоения этнокультурного опыта, процессов становления его носителей и процессов функционирования осваиваемых традиций в том числе.

Как показало проведённое нами исследование, аутентичная народно-певческая педагогика включает в себя целый комплекс образовательных моделей, оформившихся

в процессе её историческом эволюции: классических, специфичных — двух-трёхслойных, обособленных. При всём многообразии образовательных моделей инструментальные механизмы освоения различных этнокультурных традиций оставались неизменными на протяжении многовековой истории народного музыкального образования. К ним относятся:

• межпоколенная преемственность этнокультурных ценностей посредством носителей традиции на принципах вариативности, инклю-зивности (включённости всей фольклорной культуры и отдельных конкретных её слагаемых в систему жизнедеятельности этноса [2, с. 59]), половозрастной стратификации и функциональных связей фольклорного творчества;

• взаимосвязь всех поколений (от младенцев до стариков) в наследственно-преемственных процессах освоения этнокультурного исполнительского и педагогического опыта;

• поэтапные процессы освоения народно-певческих навыков.

Всё перечисленное обеспечивало функционирование этнокультурных традиций и становление носителей этнокультурного опыта. При этом в истории бытования этнокультурных традиций мог изменяться их жанрово-стилевой облик (жанрово-видовой потенциал, певческо-стиле-вые особенности, специфика многоголосия), социокультурная, хозяйственно-производственная, межэтническая среда сообщества.

Очевидно, что назрела необходимость в разработке научно обоснованной педагогической стратегии музыкального этнообразования по формированию современных носите-

лей этнокультурного опыта, способных обеспечивать процессы функционирования новых моделей фольк-лоризированных (вторичных) этнокультурных традиций.

Сущность педагогической стратегии музыкального этнообразования на современном этапе его развития

Авторская педагогическая стратегия музыкального этнообразования предусматривает поэтапный процесс формирования носителя фольклори-зированных локально-региональных народно-песенных традиций.

Первый этап в целевом и содержательном отношении направлен на становление каждого обучаемого в качестве носителя традиции в статусе этноисполнителя, владеющего фрагментарным этнокультурным исполнительским (локально-региональным) и унаследованным педагогическим опытом к подростковому возрасту (к 13—14 годам).

В основу этого этапа положена теоретико-методическая модель образовательного процесса освоения детьми фольклоризированной локально-региональной народно-песенной традиции в течение 12-летнего курса обучения. Принципиально важное значение имеет реализация образовательного процесса этнопре-подавателями, владеющими в полном объёме этнокультурным (локально-региональным) исполнительским и педагогическим опытом — унаследованным и/или академическим.

Второй этап направлен на становление носителя традиции в статусе этнофора - транслято-

ра, владеющего в полном объёме унаследованным этнокультурным исполнительским и педагогическим опытом к юношеско-молодёжному, то есть к 16-20-летнему, возрасту (из числа мотивированных этноиспол-нителей). Как и на предыдущем этапе, образовательный процесс осуществляется этнопреподавателями, передающими исполнительский (локально-региональный) и педагогический опыт (унаследованный) вновь прибывшим участникам (этноиспол-нителям) в фольклорно-этнографи-ческий коллектив.

Третий этап направлен на становление носителя традиции в статусе этнопреподавателя, владеющего этнокультурным исполнительским опытом (локально-региональным, в том числе академической школой народного пения) и педагогическими технологиями — унаследованными и академическими. Данный процесс обучения носителей этнокультурного наследия осуществляется в отечественных средних и высших образовательных учреждениях этнопреподавателями или преподавателями-академистами. Овладение академическими народно-певческими технологиями и приобретение педагогического опыта в средних и высших образовательных учреждениях расценивается нами как процесс, совершенствующий вокально-исполнительское и педагогическое мастерство субъектов фольклоризированных сообществ [3, с. 180-181].

С нашей точки зрения, процессы сохранения этнокультурных ценностей в новых формах их реализации исторически обусловлены и неизбежны по аналогии с формированием

165

таких новообразований, как фольклорные традиции старообрядцев, переселенцев, казаков, военных поселян, включая образовательные модели данных традиций.

Различие заключается в том, что на первых этапах могут отсутствовать целые поколения носителей этнокультурного наследия, поскольку процесс их формирования длится 15—20 лет. При этом в аутентичной фольклорной среде освоение этнокультурных традиций и певческой практики также продолжалось на протяжении 15—20 лет — с младенческого возраста детей до их творческого становления в статусе полноценного носителя традиции. Вре-меннь1е рамки становления носителя традиции зависели от готовности субъекта к передаче освоенного опыта последователям (обучаемым), а также от наличия в среде этнокультурного сообщества потенциальных преемников.

Образовательные модели новгородской аутентичной народно-певческой педагогики

Теоретические аспекты заявленной проблематики — сущность образовательного процесса освоения новгородской народно-песенной традиции и процессов формирования и становления современного носителя традиции — с 1992 года осуществляются в Новгородской детской музыкальной школе русского фольклора (далее - Школа). В Школе созданы все необходимые организационно-педагогические условия по реализации авторской педагогической стратегии музыкального этнообразова-ния детей и подготовке их в статусе этноисполнителя.

В содержательном отношении такая подготовка осуществляется в соответствии с авторской теоретико-методической моделью образовательного процесса освоения новгородской фольклоризиро-ванной народно-песенной традиции - интегрированной (специфичной). Данная модель разработана с учётом историко-территори-альных, этносоциокультурных особенностей региона и рассчитана на длительный адаптационный процесс анимации аутентичных форм новгородской народно-песенной традиции в отечественной музыкальной культуре и образовании.

В основу данной модели положено органическое единство интонационно-формульного, вокально-фонационного, локально-стилевого, многоголосно-видового подходов, в каждом из которых получают педагогическую интерпретацию соответствующие особенности новгородского аутентичного народно-песенного наследия, певческо-стилевых исполнительских технологий и образовательных моделей их освоения.

Так, пению этнофоров деревень Жилой Бор и Комарово Хвойнинско-го района Новгородской области соответствуют: зычная манера; скованный тип певческой артикуляции при узком фокусе фонационного потока; преимущественно смешанный тип звукорезонирования при ярком форсированном вибрато и максимальном тембральном спектре голоса; специфичные элементы голосоведения — гейканье, «курлыканье», мар-като/скандирование. Для ансамблевой фактуры пения характерны единые виды народной вокальной фонации: естественно-регистровые или

микстово-регистровые; ранние виды народного многоголосия. Данный стиль пения присутствует в пении этнофоров многочисленных деревень северо-восточных территорий Новгородской области, а специфика песен-но-певческого фонда соответствует содержанию образовательных моделей русских аутентичных классических народно-песенных традиций [4, с. 40-41].

Далее представим специфичные трёхслойные образовательные модели русских аутентичных народно-песенных традиций военных поселян, рассмотренные автором статьи на примере многочисленных песенных традиций Новгородской области. Так, пению этнофоров деревни Клопцы Волотов-ского района (в Х1Х веке деревня относилась к восьмому округу военных поселений) соответствуют: естественно-речевой тип певческой артикуляции при дифференцированном фокусе звукового потока (объёмном/суженном); дифференцированные типы звукообразования (открытый, прикрытый или смешанный); дифференцированные типы голосоведения (повествовательный или плясовой; исключение - обрядовый) в соответствии с жанрово-акустически-ми особенностями, статичным или в движении поведением певиц. Для ансамблевой фактуры пения этнофо-ров деревни Клопцы характерны единые виды народной вокальной фонации: естественно-регистровые или микстово-регистровые - при подвижном поведении певиц в хороводах, музыкальных играх, плясках (особенность данного народно-певческого стиля); сочетание различных видов народной вокальной фона-

ции - классически-фальцетных, мик-стово-регистровых и естественно-регистровых - при статичном поведении певиц (особенность данного народно-певческого стиля); ранние и развитые виды многоголосия в соответствии с жанровыми особенностями песенного репертуара и со статичным или подвижным поведением певиц. При этом преимущественным видом многоголосия являлся аккордо-гар-монический (трезвучия, секстаккорды, квартсекстаккорды, септаккорды неполного вида и др.) с параллельным терцовым движением голосов на фоне нижнего или верхнего бурдона. Отметим, что на фактуру народного многоголосия оказало влияние участие певиц в профессиональном кли-росном пении. Ценно, что данная народно-песенная традиция сохранила богатейший потенциал детского пе-сенно-игрового фольклора, напевы которого содержат полный корпус интонационно-формульного попевочно-го фонда [4, с. 41].

Примером специфичных трёхслойных образовательных моделей русской аутентичной на- '6' родно-певческой педагогики могут служить песенные традиции эт-нофоров деревни Мшага Шимского района Новгородской области (ранее там проходил старинный тракт Новгород - Псков, находился почтовый двор и ямщицкая слобода; деревня являлась центром православного прихода и входила в состав Медвед-ской волости Новгородского уезда Шелонской пятины). Пению соответствуют: естественно-речевой тип певческой артикуляции при дифференцированном фокусе звукового потока (объёмном/суженном); дифференцированные типы звукообра-

зования (открытый, прикрытый или смешанный — отдельные ансамблевые голоса); дифференцированные типы голосоведения (повествовательный или плясовой; исключение — обрядовый) согласно жанровым особенностям. Для ансамблевой фактуры пения этнофоров деревни Мшага характерны: сочетание различных видов народной вокальной фонации — микстовых единореги-стровых, классически-фальцетных, естественно-регистровых и миксто-во-регистровых, являющихся особенностью данного народно-певческого стиля; ранние виды многоголосия — полифонический и развитые: ленточный (терцовая втора) и аккордо-гармонический. Ансамблевая вокально-фонационная и многоголосная фактура пения данной группы этнофоров не зависела от акустических особенностей и подвижного или статичного поведения певиц (особенность данного певческого стиля), но обусловливалась жанровой спецификой и амбитусом 1D0 напевов. В целом пение этнофоров 168 деревни Мшага на протяжении многовековой певческой практики сформировалось в самостоятельный народно-певческий стиль под влиянием древнерусской и партесной цер-ковно-певческой практики и образования, а также традиций светского музыкального образования. Данный певческий стиль — уникальное явление новгородской аутентичной народно-певческой культуры. Уникален и богатейший песенный жанро-во-видовой материал с доминированием лирических, солдатских песен, музыкальных игр, хороводов и восстановленным в конце 80-х годов ХХ века песенным репертуаром из на-

родной драмы «Царь Максемьян» [4, с. 41—42].

Безусловно, в данной статье не представляется возможным отразить в полном объёме локально-региональный потенциал песенно-певче-ских традиций новгородцев, и новгородской аутентичной народно-певческой педагогики в том числе. Ценно то, что выявленный фонд новгородских народно-певческих технологий послужил основанием для создания специализированных методик, а структура и инструментальные механизмы образовательных моделей новгородской аутентичной народно-певческой педагогики легли в основу авторской теоретико-методической модели освоения новгородской фольклоризированной народно-песенной традиции.

Теоретико-методическая образовательная модель освоения новгородской фольклоризированной народно-песенной традиции

Представленная далее авторская теоретико-методическая модель основана на потенциале образовательных моделей новгородской аутентичной народно-певческой педагогики и теоретического обоснования пения новгородских этнофоров. Модель является интегрированной (трёхслойная, специфичная), включает освоение субъектами новгородского этнокультурного, православного внехра-мового и светского певческого наследия, а также комплексы предметов фольклорных дисциплин и общей музыкальной подготовки.

Объектами модели являются созданные организационно-педагогические условия в сформированной

этнокультурной музыкально-образовательной среде:

• целостный системный и поэтапный 12-летний образовательный процесс освоения новгородской фольклоризированной народно-песенной традиции с 4-5-летним курсом обучения на дошкольном (с младенческого возраста детей) и 7-летним курсом обучения на школьном (с 7 до 13-14 лет) отделениях. Связующим механизмом образовательного процесса являются ежегодные фольклорно-этнографические экспедиции к этнофорам региона в целях корректировки и верификации освоенных детьми программных певческих / пластических / обрядовых технологий, а также погружения обучаемых в среду бытования песенных жанров/обрядов и совместного творческого общения;

• системно выстроенный учебный план образовательной деятельности, объединяющий разработанные комплексы предметов фольклорных дисциплин и общей музыкальной подготовки;

• подобранный и выстроенный с учётом продуктивных этапов певческой стратификации обучающихся песенный репертуар;

• созданное теоретико-методическое обеспечение: авторские певческие методики (интонационно-формульная, вокально-фонационная, локально-стилевая, многоголосно-видовая, жанрово-стилевая), учебные программы, учебные CD- и DVD-пособия, нотные репертуарные сборники [5-13];

• созданное техническое оснащение образовательного процесса: музыкальные инструменты, CD-, DVD-проигрыватели, электронные носи-

тели, костюмы, концертно-сцениче-ский реквизит;

• особая инфраструктура этнокультурной музыкально-образовательной среды: образовательная, календарно-обрядовая, событийная, концертно-сценическая, досугово-бы-товая.

Субъектами модели являются:

• носители традиции: в статусе этнопреподавателей, владеющих в полном объёме новгородским этнокультурным исполнительским опытом (и академической школой народного пения в том числе) и педагогическими технологиями - унаследованными и академическими; в статусе этнофоров — трансляторов традиции, владеющих в полном объёме новгородским этнокультурным исполнительским и унаследованным педагогическим опытом, приобретённым к 16-20-годам, — из числа мотивированных этноисполните-лей - участников фольклорных коллективов; в статусе этноисполни-телей, владеющих фрагментарным новгородским этнокультурным исполнительским и унаследованным педагогическим опытом к подростковому (13—14 лет) возрасту, — выпускники Школы;

• обучаемые - дети дошкольного, младшего и старшего школьного возраста и их родители;

• фольклорный коллектив «Ку-десы», объединяющий этнопрепода-вателей, этнофоров и этноисполните-лей, а также разновозрастные детские фольклорные коллективы.

К инструментальным механизмам модели относится интегрированный способ освоения, воспроизводства, обновления и передачи этнокультурного наследия на принци-

169

170

пах имитации, вариативности, творческой импровизации, стереотипиза-ции коллективного опыта, межпоколенной преемственности фольклорных текстов и педагогического опыта на принципах половозрастной стратификации, фольклорной инклюзив-ности и функциональных связей фольклорного творчества.

Образовательный процесс реализуется на основе:

• исторически сложившегося устного способа освоения этнокультурного наследия, как правило, с учащимися дошкольного и младшего школьного отделений;

• письменного способа освоения песенных текстов по нотным песенным сборникам, CD- и DVD-этногра-фическим записям этнофоров, многоканальным записям этнопрепода-вателей и др., как правило, с учащимися школьного отделения;

• теоретически обоснованных педагогических технологий, объединяющих ценный методико-педагоги-ческий потенциал аутентичной народно-певческой и светской педагогики по освоению детьми интонационно-певческих, вокально-фонационных, локально-стилевых и многоголосно-видовых народно-певческих навыков посредством: индивидуального способа передачи этнокультурного опыта — от этнопреподавателя к учащемуся и группе учащихся; коллективного способа передачи этнокультурного опыта (инновационный метод преподавания) — от группы этнопреподавателей к группе учащихся по освоению ролевого обрядового и актёрского мастерства, ансамблевой фактуры пения, эмоциональной энергетики, фольклор -ной хореографии и др.

Выводы и предложения

Представленные в статье концептуальные положения — результат анализа философских трудов о развитии русских культурных традиций, этномузыковедческих работ о сущности фольклорных традиций и русского песенного фольклора, историко-педагогических исследований о русском народно-певческом, православном и отечественном светском музыкальном образовании, вокальной педагогики и педагогики музыкального образования. Позиция автора исследования во многом сформировалась на основе собственного полевого опыта в фольклорно-этнографических экспедициях и 30-летней этнопедагогической практики в Новгородской детской музыкальной школе русского фольклора.

Особенно ценными для предпринятого исследования стали теоретические концепции Б. Н. Путилова о том, что фольклорная традиционная культура в своём конкретном наполнении всегда региональна и локальна как в историко-социаль-ном, так и в пространственном отношении: «Общенародного фольклора, который бы стоял над фольклорными диалектами (подобно национальному языку по отношению к территориальным диалектам) ни в реальности, ни в исторической перспективе не существует» [2, с. 145—146].

Вот почему так важно рассматривать музыкальное этнокультурное образование детей каждого отдельного региона России не столько как общерусское явление, сколько как региональное и локальное. Особенность предлагаемой нами педагогической стратегии заключается в том, что су-

ществовавшие ранее аутентичные локальные и местные традиции1 смогут обрести новое творческое воплощение в специально организованной музыкально-образовательной среде в различных регионах русского населения России. Для этого следует предусмотреть целенаправленную подготовку носителей таких традиций - этно-исполнителей, этнофоров, этнопрепо-давателей, способных обеспечить в системно организованных педагогических условиях сохранение и развитие аутентичного локально-регионального народно-песенного наследия. Необходимо также скрупулезно изучить аутентичные локально-региональные песенно-стилевые системы и реализующие их образовательные модели аутентичной народно-певческой педагогики.

С этой точки зрения, представленная в данной статье авторская модель является универсальной на уровне научно обоснованных педагогических технологий - приемлемой для внедрения в систему дополнительного образования детей любого региона России. При этом её вариативными структурными элементами станут песенные тексты, певческо-стилевые технологии этнофоров, региональные этно- и историко-социо-культурные особенности.

Целесообразность и перспективность внедрения данной модели в педагогическую практику подтверждает многолетний опыт по её стереоти-

пизации и совершенствованию форм музыкально-образовательной, кон-цертно-сценической, культурно-досу-говой деятельности субъектов сформированной новгородской фолькло-ризированной народно-песенной традиции в Новгородской детской музыкальной школе русского фольклора.

Отметим, что в Школе русского фольклора ежегодно обучается более двухсот детей. И у многих из них есть свои заветные желания. Приведём некоторые из них:

«Я готов продолжать мужские песенные традиции новгородцев, как это делают Владимир Михайлович и Виталий Владимирович Бурьяк, Андрей Алексеевич Смирнов. Они изумительно строят голоса, всегда слушаю их пение, затаив дыхание», -говорит Калясин Максим (17 лет);

«Я хочу научиться петь и плясать, как бабушка Вера из д. Наволок Новгородского района Новгородской области (Лузанова Вера Ивановна 1933 года рождения, уроженка д. Наволок. - М. Б.). Ей 85 лет, а она пляшет лучше молодых; её песни "Про блоху", "Ленок", "Калинушка" - мои самые любимые», - делится своими впечатлениями Кукушкина Света (5 лет);

«Я очень люблю фольклор и все песни в "Кудесах"; я пришла в "Ку-десы", потому что я очень поющая», -признаётся Агата Бицукова (6 лет).

Нам очень дороги высказывания детей, которые в настоящее время яв-

171

1 Согласно определению В. А. Лапина, местная традиция - «это весь фольклорно-этногра-фический комплекс народной культуры, включающий в себя все жанрово-исторические слои, образующий целостную систему и, следовательно, максимально глубокий по временной шкале и минимальный в территориальном отношении» [14, с. 50]; локальная фольклорная традиция -«наиболее обобщённое понятие, вытекающее из необходимости ареального, то есть территориально определённого и жанрово дифференцированного изучения фольклорных явлений. <...> Предполагает любой по масштабу, но при этом обоснованно выявленный по комплексу признаков ареал» [Там же].

ляются преемниками этнокультурного наследия новгородцев и вносят свой вклад в сохранение и развитие новгородских локально-региональных народно-песенных традиций.

В целом авторские педагогические подходы по становлению современного носителя этнокультурных знаний на принципах межпоколен-

ной передачи этнокультурного опыта подрастающим поколениям открывают путь к процессам восстановления инструментальных механизмов аутентичной народно-певческой педагогики, формирования новых русских субкультурных народно-песенных традиций, их развития и функционирования.

Данная статья выполнена в контексте научной работы кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

This article was designed in the context of the research for the Department of Methodology and Technology of the Music Education at the Moscow Pedagogical State University (MSPU).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Каргин, А. С., Хренов Н. А. Фольклор и кризис общества [Текст] / А. С. Каргин, Н. А. Хренов. - М. : Изд-во Государственного центра русского фольклора, 1993. -163 с.

2. Путилов, Б. Н. Фольклор и народная культура [Текст] : монография / Б. Н. Пу-

172 тилов. - СПб. : Наука, 1994. - 225 с.

3. Бурьяк, М. К. Феномен русской народно-песенной традиции в музыкальном образовании [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / М. К. Бурьяк. - М., 2016. -Т. I. - 351 с.

4. Бурьяк, М. К. Образовательные модели народно-певческой педагогики [Текст] / М. К. Бурьяк // История музыкального образования: новые исследования. Материалы международного семинара VI сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования. - М. ; Пермь, 2017. - С. 39-44.

5. Бурьяк, М. К. Певческое этновоспитание детей (на примере этнокультурных традиций Новгородской земли) [Текст]. Часть 1. Учебная программа (авторская) для предмета «Фольклорное ансамблевое пение» в

музыкальных школах / М. К. Бурьяк. -В. Новгород, 2009. - 140 с.

6. Бурьяк, М. К. Певческое этновоспитание детей (на примере этнокультурных традиций Новгородской земли). Часть 2. Сборник песенного фольклора для дошкольников: потешки, прибаутки, музыкальные игры, детские песни, сказки [Ноты] : фольклорные песенные образцы / вступ. ст., составление М. К. Бурьяк. - В. Новгород, 2009. - 56 с.

7. Бурьяк, М. К. Певческое этновоспитание детей (на примере этнокультурных традиций Новгородской земли). Часть 3. Сборник песенного фольклора для школьников: обрядовые календарные и свадебные песни, хороводные, плясовые, лирические песни, частушки [Ноты] : фольклорные песенные образцы / вступ. ст., составление М. К. Бурьяк. - В. Новгород, 2009. - 80 с.

8. Бурьяк, М. К. Городенская свадьба [Звукозапись] : учеб. DVD-пособие на основе фольклорно-этнографических исследований, реставрации и восстановления свадебных обрядов д. Городня Батецкого района (2005) - при поддержке Гранта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 год» № 12-05/4-3018 от 03.09.2004 / М. К. Бу-

рьяк. - В. Новгород, 2005. - 1 электрон. опт. диск (DVD).

9. Бурьяк, М. К. Исполнительские технологии этнопедагогики на примере этнокультурных традиций Новгородской земли: колыбельные песни [Звукозапись] : свод фольклорно-этнографических записей колыбельных песен Новгородской области - при поддержке Гранта Российского гуманитарного научного фонда № 06-06-46601а/з, соглашение № 109-06/0723 от

22.08.2006 : учеб. CD-пособие / М. К. Бу-рьяк. - В. Новгород, 2006. - 1 электрон. опт. диск (CD).

10. Бурьяк, М. К. Исполнительские технологии этнопедагогики на примере этнокультурных традиций Новгородской земли: потешки, прибаутки и заклички [Звукозапись] : свод фольклорно-этнографиче-ских записей потешек, прибауток и закли-чек Новгородской области - при поддержке Гранта Российского гуманитарного научного фонда № 06-06-46601а/з от

02.03.2007 : учеб. CD-пособие / М. К. Бу-рьяк. - В. Новгород, 2007-2008. - 1 электрон. опт. диск (CD).

11. Бурьяк, М. К. Исполнительские технологии этнопедагогики на материале этнокультурных традиций Новгородской земли [Звукозапись] : учеб.-методич. DVD-пособие - при поддержке Гранта Российского гуманитарного научного фонда № 06-06-46601а/з от 02.03.2007 / М. К. Бу-рьяк. - В. Новгород, 2007-2008. - 1 электрон. опт. диск (DVD).

12. Бурьяк, М. К. Новгородские свадебные обряды [Звукозапись] : учеб.-методич. DVD-пособие по освоению свадебных обрядов деревень Мшага Шимского района, Васильево Мошенского района, Го-родня Батецкого района, п. Поддорье Поддорского района, Вязовня Волотов-ского района, Передки Боровичского района, Комарово Хвойнинского района Новгородской области - при поддержке Президентского Гранта № 15/07 от 06.08.2007 / М. К. Бурьяк. - В. Новгород, 2007-2008. - 1 электрон. опт. диск (DVD).

13. Бурьяк, М. К. Новгородские народно-песенные традиции [Звукозапись] : свод фольклорно-этнографических записей

новгородского песенного фольклора в звучании этнофоров для предмета «Фольклорное ансамблевое пение» : учеб. CD-пособие / М. К. Бурьяк ; сост. М. К. Бурьяк. - В. Новгород, 2001. -1 электрон. опт. диск (CD).

14. Лапин, В. А. Историческая проблематика русского музыкального фольклора [Текст] дис. ... д-ра искусствоведения в форме науч. докл.: 17.00.02 / В. А. Лапин. -СПб., 1999. - 56 с.

REFERENCES

1. Kargin A. S., Khrenov N. A. Fol'klor i krizis obshchestva [Folklore and Crisis of Society]. Moscow: State Center of Russian Folklore Publ., 1993. 163 p. (in Russian).

2. Putilov B. N. Fol'klor i narodnaya kul'tura [Folklore and folk culture]. St. Petersburg: Nauka Publ., 1994. 225 p. (in Russian).

3. Bur'yak M. K. Fenomen russkoj narodno-pesennojtraditsiivmuzykal'nom obrazovanii [Phenomenon of the Russian Folk-Song Tradition in Music Education]. Doctoral dissertation (Pedagogy): 13.00.02. Moscow, 2016. Vol. I. 351 p. (in Russian).

4. Bur'yak M. K. Obrazovatel'nye modeli narodno-pevcheskoj pedagogiki [Educational models of folk singing pedagogy]. Istoriya muzykal'nogo obrazovaniya: novye issledova-niya. Materialy mezhdunarodnogo seminara

VI sessii Nauchnogo soveta po problemam iiq istorii muzykal 'nogo obrazovaniya [History of music education: new research. Materials of the international seminar of the VI session of the Scientific Council on the problems of the history of music education]. Moscow; Perm', 2017, pp. 39-44 (in Russian).

5. Bur'yak M. K. Pevcheskoe etnovospitanie detej (na primere etnokul'turnykh traditsij Novgorodskoj zemli) [Singing Ethnic Education of Children (on the example of ethno-cultural traditions of Novgorod region)]. Part 1. Uchebnaya programma (avtorskaya) dlya predmeta "Fol'klornoe ansamblevoe penie" v muzykal'nykh shko-lakh [The curriculum (author's) for the subject of "folk ensemble singing" in music schools]. Introductory article and edition by M. Bur'yak. V. Novgorod, 2009. 140 p. (in Russian).

174

6. Bur'yak M. K. Pevcheskoe etnovospitanie de-tej (na primere etnokul'turnykh traditsij Novgorodskoj zemli) [Song ethnical education of children (on the example of the ethno-cul-tural traditions of Novgorod region)]. Part 2. Sbornik pesennogo fol'klora dlya doshkol'ni-kov: poteshki, pribautki, muzykal'nye igry, detskie pesni, skazki: fol'klornye pesennye obraztsy [Collection of song folklore for preschoolers: plays, jokes, musical games, children's songs, fairy tales: folk songs samples]. Introductory article and edition by M. Bur'yak]. V. Novgorod, 2009. 56 p. (in Russian).

7. Bur'yak M. K. Pevcheskoe etnovospitanie de-tej (na primere etnokul'turnykh traditsij Novgorodskoj zemli) [Traditional (ethnic) Singing Education of Children (on the example of the ethno-cultural traditions of Novgorod region)]. Part 3. Sbornik pesennogo fol'klora dlya shkol'nikov: obryadovye ka-lendarnye i svadebnye pesni, khorovodnye, plyasovye, liricheskie pesni, chastushki: fol'klornye pesennye obraztsy [Collection of song folklore for schoolchildren: ritual calendar and wedding songs, round dances, lyric songs, chastooshkas: folk song samples]. Introductory article and edition by M. Bur'yak. V. Novgorod, 2009. 80 p. (in Russian).

8. Bur'yak M. K. Gorodenskaya svad'ba: ucheb. posobie na osnove fol'klorno-etno-graficheskikh issledovanij, restavratsii i vosstanovleniya svadebnykh obryadov d. Gorodnya Batetskogo rajona [Wedding Gorodnya: textbook based on folklore and ethnographic research, restoration and restoration of wedding ceremonies in the village of Gorodnya, Batetsky district]. V. Novgorod, 2005. 1 DVD (in Russian).

9. Bur'yak M. K. Ispolnitel'skie tekhnologii et-nopedagogiki na primere etnokul'turnykh traditsij Novgorodskoj zemli: kolybel'nye pesni [Performing technologies of ethno-pedagogy on the example of ethnocultural traditions of Novgorod region: lullabies]. Svod fol'klorno-etnograficheskikh zapisej kolybel'nykh pesen Novgorodskoj oblasti [Code of folklore-ethnographic records of lullabies of Novgorod region]. V. Novgorod, 2006. 1 CD (in Russian).

10. Bur'yak M. K. Ispolnitel'skie tekhnologii et-nopedagogiki na primere etnokul 'turnykh tra-

ditsij Novgorodskoj zemli: poteshki, pribautki i zaklichki [Performing technologies of eth-nopedagogy on the example of the ethnocul-tural traditions of Novgorod region: poteshki, jokes and zaklichka]. Svod fol'klorno-etno-graficheskikh zapisej poteshek, pribautok i zaklichek Novgorodskoj oblasti [Code of folklore and ethnographic recordings of poteshki, jokes and zakllek of the Novgorod region: textbook]. V. Novgorod, 2007-2008. 1 CD (in Russian).

11. Bur'yak M. K. Ispolnitel'skie tekhnologii et-nopedagogiki na materiale etnokul'turnykh traditsij Novgorodskoj zemli [Performing techniques of ethno-pedagogy on the material of ethno-cultural traditions of Novgorod region]. V. Novgorod, 2007-2008. 1 DVD (in Russian).

12. Bur'yak M. K. Novgorodskie svadebnye ob-ryady: ucheb.-metodich. posobie po osvoe-niyu svadebnykh obryadov dereven' Mshaga SHimskogo rajona, Vasil'evo Moshenskogo rajona, Gorodnya Batetskogo rajona, p. Poddor'e Poddorskogo rajona, Vyazovnya Volotovskogo rajona, Peredki Borovichsk-ogo rajona, Komarovo Khvojninskogo rajona Novgorodskoj oblasti [Wedding Rituals of Novgorod region: teaching aid for mastering wedding rituals in the villages of Msha-ga, Shimsky district; Vasilyevo, Moshensky district; Gorodnya, Batetsky district; village Poddorye, Poddorsky district; Vyazovnya, Volotovsky district; Peredki, Borovichsky district; Komarovo, Khvoyninsky district; Novgorod region]. V. Novgorod, 2007-2008. 1 DVD (in Russian).

13. Bur'yak M. K. Novgorodskie narodno-pesen-nye traditsii [Novgorod folk song traditions]. Svod fol'klorno-etnograficheskikh zapisej novgorodskogo pesennogo fol'klora v zvucha-nii etnoforov dlya predmeta "Fol'klornoe an-samblevoe penie" [Code of folk-ethnographic records of Novgorod song folklore performed by ethnophors for "Folk ensemble singing"]. Compiled by M. Bur'yak. V Novgorod, 2001. 1 CD (in Russian).

14. Lapin V. A. Istoricheskaya problematika russkogo muzykal'nogo fol'klora [Historical problems of Russian musical folklore]. Doctoral dissertation (Arts). St. Petersburg, 1999. 56 p. (in Russian).

Статья поступила в редакцию 02.09.2018. The article was received on 02.09.2018.

Бурьяк Марина Клавдиевна, доктор педагогических наук, директор e-mail: buriak@yandex.ru

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Новгородская детская музыкальная школа русского фольклора», ул. Большая Московская, д. 7, Великий Новгород, 173000

Marina K. Buryak, Doctor of Pedagogy, Director e-mail: buriak@yandex.ru

Novgorod Children's Music School of Russian Folklore,

Bolshaya Moskovskaya Street, 7, Veliky Novgorod, Russian Federation, 173000

175

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.