Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА'

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
855
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагог / эмоциональный интеллект / составляющие эмоционального интеллекта / структура эмоционального интеллекта / коммуникативная компетентностиь педагога / teacher / emotional intelligence / components of emotional intelligence / structure of emotional intelligence / communicative competence of teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — З.А. Саидов, Н.У. Ярычев, И.А. Локтионова

В статье рассматриваются вопросы необходимости наличия и развития эмоционального интеллекта у педагога как одного из главных факторов самореализации и успеха в профессиональной деятельности. Показаны пять основных составляющих эмоционального интеллекта: самосознание; саморегуляция; мотивация; эмпатия; социальные навыки; выделены структурные компоненты эмоционального интеллекта. Авторы делают вывод о том, что использование эмоционального интеллекта в профессиональной деятельности педагога приводит к повышению продуктивности профессиональной деятельности. Также демонстрируется, что особенно хорошо данная тенденция прослеживается на современном постиндустриальном развитии общества и высшего образования. В настоящей статье авторами предпринята попытка исследования понятия эмоционального интеллекта как одного из составляющих коммуникативной компетентности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL INTELLIGENCE AS A COMPONENT OF A TEACHER’S COMMUNICATIVE COMPETENCE

The article discusses the need for the presence and development of emotional intelligence in a teacher as one of the main factors of self-fulfillment and success in professional activity. The five main components of emotional intelligence are shown: self-awareness, self-regulation, motivation empathy, social skills structural components of emotional intelligence are highlighted. The authors conclude that the use of emotional intelligence in the professional activities of the teacher leads to increased productivity of professional activities. It is also demonstrated that this trend is particularly well traced in the modern, post-industrial development of society and, in particular, in the field of higher education. In the article, the authors study the concept of emotional intelligence as one of the components of the communicative competence of the teacher.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА»

К проектным технологиям относят систему обучения, при которой знания, умения и навыки обучающихся формируются в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических действий на основе заданий на создание нового продукта заданного типа. Особенностью технологии проекта (метод проекта) является его ориентированность на активную самостоятельную работу обучающихся в течение определённого времени с учетом специфики требований к результатам обучения и условий образовательной среды. Этот подход органично встраивается в групповые методы и формы обучения в военном вузе. И хотя большинство современных ученых и педагогов-практиков убеждены, что перевод всего образовательного процесса на проектное обучение нецелесообразен, на уровне профессионального обучения проектные технологии позитивно влияют на качество подготовки будущих специалистов [2, с. 16 - 17].

Создание проекта - уникальный «набор» процессов, включающий скоординированные и управляемые действия по решению задач с начальной и конечной датами, а цель проекта обоснована системой требований, где в качестве основных - регламентированные информационные ресурсы, средства и время. К проектным заданиям, которые могут быть использованы в образовательной деятельности военного вуза, можно отнести следующие: разработку устного сообщения (доклада, сообщения, тезисов), создание презентации, разработку методических (дидактических) материалов для проведения «круглого стола», сценарий тематического вечера и др. Любое устное выступление требует предварительной подготовки, включающей разработку плана и переработку достаточно большого объема информации. Особенность такого вида проекта заключается в том, что его целью является усвоение представленного материала аудиторией, получение прогнозируемого эмоционального и интеллектуального отклика. Для офицера такой вид познавательной деятельности является способом формирования навыков взаимодействия с подчиненными, первичного практического опыта.

Презентация позволяет сочетать в себе текст, гипертекстовые ссылки, компьютерную анимацию, графику, видео-, музыкально-звуковое оформление, что требует высокого уровня технической и технологической подготовки курсанта. Создание презентации способствует развитию способностей к самостоятельной деятельности от постановки цели до результата. Презентация может использоваться и в учебном процессе, и в ходе организации воспитательных воздействий.

Библиографический список

Это способствует развитию мотивации обучающихся к изучению дисциплины, активизирует творческое воображение курсантов. Разработка методических (дидактических) материалов - один из видов проектов, в котором реализуется обратная связь, у курсантов развивается умение логически выстраивать алгоритм представления отдельной темы, занятия. На практических занятиях возможна проверка эффективности предложенного проекта, выявление недочетов. [4].

Существует ряд условий для успешного применения метода проектов:

- четко сформулированная социально значимая проблема, решение которой требует наличия интегрированных знаний, способности к творческому, исследовательскому поиску решения;

- создание организационно-методических условий для самостоятельной деятельности курсантов (методические рекомендации, доступ к информационным источникам и техническим средствам);

- разработка возможных алгоритмов обратной связи с участниками аналогичных проектов и теми, кому он адресован;

- определены конкретные требования к содержанию, типу, виду, форме

т.д.

Современными учеными отмечается, что информационный поток сегодня настолько мощный и динамичный, что в этом направлении требуются регламентированные меры, определяющие дифференцированный подход к источникам получения информации; своевременное информирование личного состава о СМИ, распространяющих негативные, необоснованные, ложные сведения; необходимость развития у военнослужащих навыков критического оценивания фактов, событий, представляемых общественности данных с учетом интересов безопасности государства [6]. При разработке проектных заданий целесообразно учитывать морально-психологические аспекты влияния информации на сознание человека, следовательно, и на его профессиональные действия.

Таким образом, развитие навыков работы с информацией курсантов военных вузов представляет собой процесс становления одного из важных элементов профессиональной подготовки, обеспечивающих способность не просто использовать некоторые данные при выполнении должностных обязанностей, но и оперировать актуальными истинными сведениями и фактами в интересах эффективного выполнения личным составом служебных и боевых задач.

1. Дьюи Д. От ребенка - к миру, от мира - к ребенку. Москва, 2009.

2. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. Завуч. 2003; № 3: 14 - 20.

3. Словарь военных терминов. Составитель А.М. Плехов. Москва, 1988.

4. Пахомова Н.В. Оптимизация содержания самостоятельной работы курсантов военных вузов на основе применения проективных методов. Мир образования - образование в мире. 2013; № 4: 133 - 139.

5. Федак Е.И. Информационный вброс как популярный прием негативного информационно-психологического воздействия. Военный академический журнал. 2020; № 2: 85 - 88.

6. Ценцеря С.В., Егоров Д.А. Формирование положительного образа действий войск как элемент информационного противодействия. Академический вестник войск национальной гвардии Российской Федерации. 2020; № 4: 43 - 47.

7. Аветисян А.Д., Рясов А.А., Жигалова Г.Г О формировании отдельных профессиональных компетенций при подготовке участковых уполномоченных полиции в высших учебных заведениях МВД России. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 1 (80): 128 - 131.

8. Аветисян А.Д., Рясов А.А., Жигалова Г.Г Инновационные методы в обучении следователей органов внутренних дел. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 1 (80): 131 - 133.

References

1. D'yui D. Ot rebenka - k miru, ot mira - k rebenku. Moskva, 2009.

2. Sidenko A.S. Metod proektov: istoriya i praktika primeneniya. Zavuch. 2003; № 3: 14 - 20.

3. Slovar' voennyh terminov. Sostavitel' A.M. Plehov. Moskva, 1988.

4. Pahomova N.V. Optimizaciya soderzhaniya samostoyatel'noj raboty kursantov voennyh vuzov na osnove primeneniya proektivnyh metodov. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2013; № 4: 133 - 139.

5. Fedak E.I. Informacionnyj vbros kak populyarnyj priem negativnogo informacionno-psihologicheskogo vozdejstviya. Voennyjakademicheskijzhurnal. 2020; № 2: 85 - 88.

6. Cencerya S.V., Egorov D.A. Formirovanie polozhitel'nogo obraza dejstvij vojsk kak 'element informacionnogo protivodejstviya. Akademicheskij vestnik vojsknacional'nojgvardii Rossijskoj Federacii. 2020; № 4: 43 - 47.

7. Avetisyan A.D., Ryasov A.A., Zhigalova G.G. O formirovanii otdel'nyh professional'nyh kompetencij pri podgotovke uchastkovyh upolnomochennyh policii v vysshih uchebnyh zavedeniyah MVD Rossii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 1 (80): 128 - 131.

8. Avetisyan A.D., Ryasov A.A., Zhigalova G.G. Innovacionnye metody v obuchenii sledovatelej organov vnutrennih del. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 1 (80): 131 - 133.

Статья поступила в редакцию 26.03.21

УДК 371

Saidov Z.A, Doctor of Sciences (Law), Rector, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: z.saidov@chesu.ru

Yarychev N.U., Doctor of Sciences (Pedagogy), Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Vice-Rector of Educational Management

of Chechnya State University (Grozny, Russia), E-mail: nasrudiny@mail.ru

Loktionova I.A., postgraduate, Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University (Elektroizolyator, Russia), E-mail: ilchuk-inna@rambler.ru

EMOTIONAL INTELLIGENCE AS A COMPONENT OF A TEACHER'S COMMUNICATIVE COMPETENCE. The article discusses the need for the presence and development of emotional intelligence in a teacher as one of the main factors of self-fulfillment and success in professional activity. The five main components of emotional intelligence are shown: self-awareness, self-regulation, motivation empathy, social skills structural components of emotional intelligence are highlighted. The authors conclude that the use of emotional intelligence in the professional activities of the teacher leads to increased productivity of professional activities. It is also demonstrated that this trend is particularly well traced in the modern, post-industrial development of society and, in particular, in the field of higher education. In the article, the authors study the concept of emotional intelligence as one of the components of the communicative competence of the teacher.

Key words: teacher, emotional intelligence, components of emotional intelligence, structure of emotional intelligence, communicative competence of teacher.

З.А. Саидое, д-р юрид. наук, ректор ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, Е-mail: z.saidov@chesu.ru Н.У. Ярычее, д-р пед. наук, д-р филос. наук, проф., проректор по учебной работе ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, Е-mail: nasrudiny@mail.ru

И.А. Локтионова, аспирант, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор, Е-mail: ilchuk-inna@rambler. ru

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОММУНИКАТИВНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

В статье рассматриваются вопросы необходимости наличия и развития эмоционального интеллекта у педагога как одного из главных факторов самореализации и успеха в профессиональной деятельности. Показаны пять основных составляющих эмоционального интеллекта: самосознание; саморегуляция; мотивация; эмпатия; социальные навыки; выделены структурные компоненты эмоционального интеллекта. Авторы делают вывод о том, что использование эмоционального интеллекта в профессиональной деятельности педагога приводит к повышению продуктивности профессиональной деятельности. Также демонстрируется, что особенно хорошо данная тенденция прослеживается на современном постиндустриальном развитии общества и высшего образования. В настоящей статье авторами предпринята попытка исследования понятия эмоционального интеллекта как одного из составляющих коммуникативной компетентности педагога.

Ключевые слова: педагог, эмоциональный интеллект, составляющие эмоционального интеллекта, структура эмоционального интеллекта, коммуникативная компетентностиь педагога.

Изучение эмоционального интеллекта человека имеет сравнительно недолгую историю в отечественной и мировой психологии и педагогике. История разработки большинства проблем, которые отнести к данной области исследований, насчитывает лишь немногим больше одного десятилетия [1 - 4]. Однако в последнее время такие темы приобрели существенную актуальность [5; 6]. Данная тенденция не должна вызывать удивления, если учесть, что современное общество предъявляет к своим членам следующие требования:

• повышенная ответственность за собственные поступки и принятые решения;

• проявление инициативы в процессе взаимодействии с другими членами общества.

С вышеперечисленными связано ещё одно немаловажное требование социума, предъявляемое к индивиду на современной стадии его развития. Заключается оно в том, что последний должен в максимальной степени реализовы-вать собственную потребность в развитии, успешно достигая намеченных целей, не нарушая при этом прав и свобод других членов общества. В свою очередь, этот тип поведения связан с умением современного человека понимать эмоции окружающих, значит, и анализировать собственные эмоциональные переживания. Другими словами, одним из главных требований современного общества, в том числе российского, к индивиду является наличие сформированного эмоционального интеллекта [7]. В дальнейшем мы постараемся продемонстрировать, что сказанное в полной мере относится к педагогическим работникам российских школ.

На настоящем этапе разработки данной темы эмоциональный интеллект может быть определён как вид интеллекта, который отвечает за распознавание личных эмоций и эмоций окружающих людей, а также за управление ими [4; 7]. С точки зрения раскрытия основной темы настоящей статьи небезынтересна точка зрения американского психолога Дэниела Гоулмана, высказанная им в

работе «Эмоциональный интеллект Почему он не может значить больше, чем Ю». Данный автор утверждает, что эмоциональные способности представляют собой не врожденные таланты, но навыки, которым индивид может научиться в течение своей жизни [2]. Таким образом, мы можем с определённой долей уверенности утверждать, что эмоциональные способности - это такие качества, которые современный специалист, в частности педагог, может целенаправленно развить благодаря практике.

Сформулировав определение термина «эмоциональный интеллект», необходимо охарактеризовать его основные компоненты (табл. 1).

Уже упоминавшимся Д. Гоулманом эмоциональный интеллект характеризовался как структура, подразделяющаяся его на пять областей (табл. 2).

Как отмечает ряд зарубежных авторов, при осуществлении профессиональной деятельности достаточный уровень развития эмоционального интеллекта позволяет специалисту достичь трёх важных результатов:

1. Высокой продуктивности деятельности.

2. Выдающихся лидерских качеств.

3. Способности создавать условия для счастья [1; 3].

В связи с вышеизложенным мы можем утверждать, что наличие развитого эмоционального интеллекта у педагога является одним из немаловажных условий для успешной модернизации современного российского образования.

Например, что касается достижения первого из вышеперечисленных результатов - повышения продуктивности профессиональной деятельности педагога, следует отметить, что для достижения высокого качества педагогической деятельности эмоциональные способности в ряде случаев представляются не менее важными, чем знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к педагогической профессии [8]. Развитый эмоциональный интеллект, как уже говорилось, может также способствовать формированию у педагога лидерских качеств. Д. Гоулман, например, утверждает, что большая часть спо-

Таблица 1

Основные компоненты эмоционального интеллекта

Компоненты Направленность эмоционального интеллекта

эмоционального интеллекта Внутриличностная Межличностная

Когнитивный Идентификация собственных эмоциональных состояний Идентификация эмоциональных состояний других людей

Рефлексивный Рефлексия собственных поступков и причин возникновения эмоциональных состояний Анализ мотивов поступков других людей

Поведенческий Контроль своего эмоционального состояния; настойчивость в достижении поставленной цели; выбор наиболее оптимальных способов её достижения Использование полученной информации об эмоциональном состоянии других людей в общении с ними

Коммуникативный Внутренний позитивный настрой Коммуникабельность и чувство эмпатии

Таблица 2

Структура эмоционального интеллекта (по Д. Гоулману)

Область Характеристика

Самосознание Знание о собственных внутренних состояниях, предпочтениях, возможностях и интуитивных предчувствиях

Саморегуляция Управление собственными внутренними состояниями, импульсами и возможностями.

Мотивация Эмоциональный настрой, ведущий к достижению цели и способствующий ему

Эмпатия Осознание чувств, потребностей и забот других людей

Социальные навыки Умение вызывать желаемую реакцию у других людей [2]

собностей, присущих выдающимся лидерам, относится именно к эмоциональным [2].

Кроме того, эмоциональный интеллект даёт современному педагогическому работнику навыки, помогающие создавать условия для собственного устойчивого счастья. Французский автор Рикар Матье определяет счастье как чувство процветания, которое может возникнуть только «в здравом уме», представляя собой, по существу, «оптимальное состояние бытия» [9]. Такое состояние бытия, в свою очередь, связано с «глубоким эмоциональным равновесием». Таким образом, счастье, подобно прочим эмоциям, можно трактовать как навык, вырабатываемый в ходе тренировки. Такая тренировка, в свою очередь, подразумевает глубокое проникновение в сущность ума, эмоций и нашего переживания явлений. Таким образом, счастье может стать побочным эффектом развития эмоционального интеллекта у современного педагогического работника. К другим такого рода эффектам можно отнести следующие:

• оптимизм;

• гибкость.

С развитием эмоционального интеллекта педагогического работника связана его эмоциональная культура. Последняя отражает его эмоциональную зрелость, а также уровень профессионального мастерства, соответствующим образом влияя на имидж. Далее. Известно, что по своей роли в системе образования профессия педагога является преобразующей и управляющей [10; 11]. Для эффективного же управления развитием личности учащихся необходимо обладать соответствующей компетентностью. По этой причине в русле личностно ориентированного подхода к обучению и воспитанию развитие эмоциональной культуры учителей приобретает особую актуальность. Важнейшим показателем развития эмоциональной культуры современного педагога является высокий уровень развития следующих качеств:

• эмпатии;

• эмоциональной устойчивости;

• эмоциональной гибкости [12].

В свою очередь, эмоциональная устойчивость представляет собой способность индивида к противодействию неблагоприятным факторам, преодолению состояния эмоционального возбуждения и быстрому возвращению к состоянию душевного равновесия после переживания стрессовой ситуации. Это последнее качество является важным фактором сохранения нормальной работоспособности современного педагога, обеспечения его эффективного взаимодействия с другими участниками образовательного процесса. Эмоциональная гибкость проявляется в способности педагогического работника правильно понимать, искренне принимать переживания учащихся, проявлять к ним теплоту и участие. Эмпатия включает отражение и понимание эмоционального состояния другого человека, сопереживание или сочувствие другим и активное помогающее поведение. Её основу составляют разум, эмоциональная отзывчивость и рациональное восприятие окружающего [12].

Широко известно, что современный педагогический работник осуществляет профессиональную деятельность в условиях больших психических и эмоциональных нагрузок. Практически перманентно он сталкивается с различного рода конфликтными, эмоционально напряжёнными ситуациями, которые требуют умения владеть собой, сохранять способность к дальнейшей педагогической деятельности [3; 5; 6; 8]. По результатам анализа педагогической практики российских учителей представляется правомерным выделить ряд наиболее характерных ситуаций, выступающих фоном эмоционального переживания в ходе осуществления ими профессиональной деятельности (табл. 3).

Исходя из вышеизложенного можно выделить ряд составляющих эмоционального интеллекта современного педагога:

• способность понимать устойчивые способы эмоциональной деятельности, сложившиеся у других участников образовательного процесса и могущие проявляться как в общении, так и в познавательной деятельности, влияя на успешность взаимодействия с ними;

Библиографический список

Таблица 3

Ситуации, выступающие фоном эмоционального переживания современного педагога

Категория Примеры ситуаций

Ситуации в системе педагогического взаимоотношения между педагогом и обучающимися Нарушение учениками правил поведения, плохая дисциплина на учебных занятиях

Плохая успеваемость учеников

Несовпадение оценки учителем личности и результатов деятельности учащегося с самооценкой последнего

Ситуации в системе взаимоотношений с родителями Педагог имеет дело с родителями, уклоняющимися от воспитания детей

Расходится оценка ученика со стороны педагога с одной стороны и родителей - с другой

Ситуации в системе взаимоотношений педагога с руководством ОО Излишне критическая оценка представителями управленческой команды результатов проведённых педагогом учебных занятий

Чрезмерный контроль за учебной и воспитательной работой со стороны руководителей и заместителей руководителей ОО

• способность распознавать свои эмоции, владеть ими, адекватно реагировать на эмоции других участников образовательного процесса;

• способность понимать отношения между участниками образовательного процесса, воспроизводимые в их эмоциях, управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального синтеза и анализа.

Эмоциональная компетентность педагога связана с эмоциональным интеллектом и основана на нем [8]. Для обучения конкретным компетенциям, связанным с эмоциями, необходимо достижение педагогом определенного уровня эмоционального интеллекта. Педагогическим работникам, в большей степени способным управлять собственными эмоциями, существенно легче развивать такие компетенции, как способность сохранять работоспособность в стрессовых ситуациях и инициативность. Формирование эмоциональных компетенций также необходимо для прогноза успешности в работе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие у учителей эмоционального интеллекта приобретает ещё большее значение в современных условиях, если учесть, что данная характеристика подлежит развитию у людей любой возрастной категории. Это утверждение доказывается сравнительно недавними научными открытиями, в результате которых в научный оборот был введён такой термин, как «ней-ропластичность».

Суть дефиниции «нейропластичность» заключается в том, что мысли индивида, его поступки и концентрация внимания на тех или иных предметах и явлениях способны менять структуру и непосредственно влиять на процесс функционирования головного мозга [13; 14]. Из этого вытекает, что человек способен к целенаправленному изменению собственных мозговых структур с помощью тренировок. Исследования американского психолога, проф. Филиппа Голдина, например, демонстрируют, что всего за шестнадцать сессий когнитивно-поведенческой психотерапии люди, у которых перед этим была диагностирована социофобия, способны путём целенаправленной работы со своей негативной самооценкой усилить активность участков мозга, связанных с саморегуляцией, лингвистической обработкой и вниманием [14].

Таким образом, развивая эмоциональный интеллект, современный педагог может добиться высоких результатов в профессиональной сфере, стать высокоэффективным и результативным специалистом.

1. Ricard M. Happiness: A Guide To Developing Lefes Most Important Skilt monography. New York: Little, Brown and Company, 2003.

2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он не может значить больше, чем IQ: монография. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2018.

3. Робертс РД. Эмоциональный интеллект Психология. Журнал высшей школы экономики. 2004; Т. 1, Выпуск 4: 3 - 26.

4. Яшкова Е.В. и др. Роль эмоционального интеллекта в профессиональной деятельности менеджера. Международный электронный научный журнал. 2017; № 6 (30): 41 - 44.

5. Дудаев ГС., Сушкова С.А., Локтионова И.А. Формирование коммуникативной компетентности в условиях среднего и высшего профессионального образования. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № 69 (4): 82 - 86.

6. Сорокопуд Ю.В., Романюк Е.В., Локтионова И.А. Развитие коммуникативных навыков у студентов на основе интерактивных форм обучения и воспитания. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 6 (85): 97 - 100.

7. Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта. Вопросы психологии. 2007; № 5: 57 - 65.

8. Серафимович И.В., Посысоев Н.Н. Эмоциональный интеллект - предиктор профессионализма педагога? Образовательная политика. 2020; № 2 (82): 106 - 114.

9. Матье Р Искусство медитации: монография. Москва: Эксмо, 2012.

10. Мальцева Т.И. Система управления персоналом образовательного учреждения. Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Международной научной конференции. Пермь, 2012: 43 - 44.

11. Резник С.Д., Фомин ГБ. Формирование резерва управленческих кадров высших учебных заведений. Вестник Кемеровского государственного университета. 2012; № 1: 319 - 324.

12. Гарднер Г Структура разума: теория множественного интеллекта: монография. Перевод с английского. Москва: ООО «И.Д. Вильяме», 2007.

13. Zhao C. Mechanisms and functional implications of adult neurogenesis. Cell. 2008; Vol. 132 (4): 645 - 660.

14. Ярычев Н.У., Магомедова З.З. Формирование коммуникативно-речевой компетентности будущего учителя начальных классов в вузе. Кисловодск, 2015.

References

1. Ricard M. Happiness: A Guide To Developing Lefes Most Important Skill: monography. New York: Little, Brown and Company, 2003.

2. Goulman D. 'Emocional'nyj intellekt. Pochemu on ne mozhet znachit' bol'she, chem IQ: monografiya. Moskva: Mann, Ivanov i Ferber, 2018.

3. Roberts R.D. 'Emocional'nyj intellekt. Psihologiya. Zhurnal vysshej shkoly 'ekonomiki. 2004; T. 1, Vypusk 4: 3 - 26.

4. Yashkova E.V. i dr. Rol' 'emocional'nogo intellekta v professional'noj deyatel'nosti menedzhera. Mezhdunarodnyj 'elektronnyj nauchnyjzhurnal. 2017; № 6 (30): 41 - 44.

5. Dudaev G.S., Sushkova S.A., Loktionova I.A. Formirovanie kommunikativnoj kompetentnosti v usloviyah srednego i vysshego professional'nogo obrazovaniya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 69 (4): 82 - 86.

6. Sorokopud Yu.V., Romanyuk E.V., Loktionova I.A. Razvitie kommunikativnyh navykov u studentov na osnove interaktivnyh form obucheniya i vospitaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 6 (85): 97 - 100.

7. Andreeva I.N. Predposylki razvitiya 'emocional'nogo intellekta. Voprosy psihologii. 2007; № 5: 57 - 65.

8. Serafimovich I.V., Posysoev N.N. 'Emocional'nyj intellekt - prediktor professionalizma pedagoga? Obrazovatel'naya politika. 2020; № 2 (82): 106 - 114.

9. Mat'e R. Iskusstvomeditacir monografiya. Moskva: 'Eksmo, 2012.

10. Mal'ceva T.I. Sistema upravleniya personalom obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Problemy iperspektivyrazvitiya obrazovaniya: materialy II Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Perm', 2012: 43 - 44.

11. Reznik S.D., Fomin G.B. Formirovanie rezerva upravlencheskih kadrov vysshih uchebnyh zavedenij. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012; № 1: 319 - 324.

12. Gardner G. Struktura razuma: teoriya mnozhestvennogo intellekta: monografiya. Perevod s anglijskogo. Moskva: OOO «I.D. Vil'yame», 2007.

13. Zhao C. Mechanisms and functional implications of adult neurogenesis. Cell. 2008; Vol. 132 (4): 645 - 660.

14. Yarychev N.U., Magomedova Z.Z. Formirovanie kommunikativno-rechevoj kompetentnosti buduschego uchitelya nachal'nyh klassov v vuze. Kislovodsk, 2015.

Статья поступила в редакцию 23.03.21

УДК 378

Sedykh T.V., Cand. of Sciences (Political Studies), senior teacher, Department of Criminal Procedure, Stavropol Branch of the Krasnodar University of the Ministry

of Internal Affairs of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: sedix81@mail.ru

THE USAGE OF INTERACTIVE METHODS IN "CRIMINAL PROCEDURE LAW" COURSE AT UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS. In

this article, based on the consideration of the trends that are most characteristic of the process of development of the modern system of departmental universities, the need for the introduction of interactive teaching methods in them is proved. In particular, this need is considered in relation to the modernization of the teaching process of the academic discipline "Criminal procedure law". With the help of an analysis of the special literature and practice of Russian universities of the Internal Affairs Ministry, a modern form of interactive training sessions like a moderation seminar effectivenes is proved. After considering this interactive form of training sessions, it is concluded that its implementation is useful for further modernization of the system of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the entire system of natonal higher education at the present stage of its existence.

Key words: interactive educational technologies, moderation, moderation seminar, universities of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, cadet, teacher.

Т.В. Седых, канд. полит. наук, ст. преп., Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, г. Ставрополь,

E-mail: sedix81@mail.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ НА ЗАНЯТИЯХ С КУРСАНТАМИ ВУЗОВ МВД ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО»

В настоящей статье на основе рассмотрения тенденций, наиболее характерных для процесса развития современной системы ведомственных вузов, доказывается необходимость внедрения в них интерактивных методов обучения. В особенности данная потребность рассматривается применительно к модернизации процесса преподавания учебной дисциплины «Уголовно-процессуальное право». На основе анализа специальной литературы и практики отечественных вузов МВД доказывается эффективность применения такой современной формы интерактивных учебных занятий, как модерационный семинар. После рассмотрения данной интерактивной формы учебных занятий делается вывод о пользе её внедрения для дальнейшей модернизации системы вузов МВД РФ и всей системы отечественного высшего образования на современном этапе ее существования.

Ключевые слова: интерактивные образовательные технологии, модерация, модерационный семинар, вузы МВД РФ, курсант, преподаватель.

Фиксирующиеся на протяжении трёх последних десятилетий метаморфозы в социокультурной, политической и экономической сферах жизни российского общества представляются столь масштабными, что попросту не могут не затрагивать систему высшего профессионального образования, в том числе ведомственного [1 - 5]. Современная образовательная парадигма характеризуется следующими тенденциями: актуализацией обеспечения эффективного процесса личностного развития индивида; активизацией поиска путей получения и эффективного использования знаний в едином информационном пространстве.

В данной связи становится весьма актуальной проблема активно-деятель-ностной направленности подготовки специалистов в учреждениях системы ВО. В полной мере это касается вузов МВД России.

Тем самым на современном этапе развития системы отечественного высшего образования, в том числе системы вузов МВД России, одной из её важнейших задач становится формирование у обучающихся личностных качеств, позволяющих им эффективно взаимодействовать с социумом, самостоятельно решая возникающие проблемы как профессионального, так и личного характера [4 - 7].

Выпускник вуза МВД должен владеть не только теоретическими знаниями, но и практическими умениями, связанными с действиями в конкретных ситуациях. Чрезвычайно важными в этом ряду являются:

- умение нести личную ответственность в ходе самореализации, в том числе профессиональную;

- умение строить жизненную стратегию [8, с. 207].

Данные умения, предполагающие наличие активной жизненной позиции, не могут быть сформированы традиционными методами обучения.

В связи с вышеизложенным особенно остро встают вопросы, касающиеся выбора методов и технологий обучения. Преподаваемая нами дисциплина «Уголовно-процессуальное право» относится к дисциплинам, направленным на формирование профессиональных компетенций будущих сотрудников ОВД, поэтому применение интерактивных методов и технологий обучения в ходе её преподавания является важным компонентом в процессе формирования основ профессиональной компетентности курсантов.

Немаловажным с точки зрения раскрытия темы настоящей статьи является тот факт, что наиболее значимые методические инновации в педагогике трёх последних десятилетий связаны, прежде всего, с разработкой и апробацией интерактивных методов обучения в учреждениях высшего профессионального образования, в том числе в. вузах МВД [1 - 2; 7 - 11].

Дефиниция «интерактивность» в применении к педагогическим технологиям связана, прежде всего, с приёмами, формами и методами организации учебной деятельности как процесса эффективного взаимодействия между участниками образовательной деятельности в рамках работы с различными источникам информации, её типологизации и осмысления [12, с. 12].

Процесс интерактивного обучения происходит в среде постоянного непосредственного взаимодействия между всеми его участниками. В ходе образовательной деятельности с широким использованием интерактивных технологий курсант и преподаватель представляют собой равноправные субъекты обучения. Интерактивное обучение, как видим, представляет собой диалоговое обучение, в ходе которого интенсифицируется взаимодействие в среде курсантов; между преподавателем и курсантами [5, с. 369].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.