УДК 37.015.3
DOI: 10.17673/vsgtu-pps.2020.2.3
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТУИЦИЯ Ю.М. Гарипова1
Набережночелнинский государственный педагогический университет Российская Федерация, 423806, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, 28 E-mail: [email protected]
Аннотация
В современных условиях педагог все чаще сталкивается с необходимостью действовать быстро. В частности, из-за повсеместного экстренного перехода на дистанционные формы обучения. Ключевым качеством для педагога становится мобильность и умение быстро принимать профессиональные решения, связанные с развитием педагогической интуиции. Большинство ученых, изучавших феномен интуиции, в частности А.С. Кармин и Е.С. Хайкин, рассматривают интуицию как опыт эмоционального восприятия образов. Поэтому в данной статье выдвинуто предположение о том, что развитие интуиции должно быть непосредственно связано с развитием эмоционального интеллекта. Проведено пилотажное исследование на студентах выпускных курсов Набережночелнинского государственного педагогического университета. Выборка составила 50 юношей и девушек, которые были продиагностированы по трем методикам: «Эмоциональный интеллект» Дж. Майера, П. Сэловея и Д. Карузо; «Интуиция в структуре саморегуляции деятельности» И.В. Васильевой; «Представления о собственной интуиции» П.Е. Григорьева, И.В. Васильевой. В результате исследования получены статистически значимые результаты по двум шкалам указанных методик.
Ключевые слова: образование, педагог, педагогическая интуиция, интуиция в образовании, эмоциональный интеллект.
Введение
В современном ускоренном ритме цифровой, информационно насыщенной профессиональной жизни, в условиях непрерывного развития образования России очевидным становится и появление новых профессионально важных качеств педагога. Дистанционное обучение, неоднородный контингент учеников, повышение требований к качеству образования, ограниченность во времени для решения профессиональных задач требуют от педагога мобильности, умения ориентироваться в большом потоке информации и быстроты принятия профессиональных решений. Более того, на современного педагога возлагаются все новые профессиональные обязанности, из-за чего он вынужден действовать в профессиональных ситуациях довольно быстро, что возможно зачастую благодаря использованию им педагогической интуиции.
Решение сложившихся противоречий между необходимостью действовать быстро в профессиональных ситуациях и качеством образования заключается в профессиональном и личностном совершенствовании. Профессиональное совершенствование педагога, в свою очередь, нам видится в развитии его педагогической интуиции, имеющей
1 Гарипова Юлия Мазитовна, аспирант кафедры «Педагогика» им. З.Т. Шарафутдинова
большое значение для мобильности педагога в условиях необходимости быстрого принятия профессиональных решений. Значимость развития педагогической интуиции обусловлена спецификой работы учителя, которая заключается:
- в необходимости индивидуального подхода к каждому ученику как к уникальной личности со своими интеллектуальными, физическими и другими особенностями здоровья;
- в разноплановости педагогических проблем, с которыми сталкивается педагог;
- в необходимости накопления опыта решения профессиональных ситуаций, постоянного информационного обогащения в области решения профессиональных задач;
- и др. [8].
1. Обзор литературы
Большинство ученых связывают педагогическую интуицию с эмоциональностью, поэтому мы рассматриваем возможность формирования и развития педагогической интуиции через развитие эмоционального интеллекта, считая реальной возможность их взаимосвязи. Хотя древние философы, такие как Платон и Аристотель [6, с. 283], противопоставляли интеллект таким качествам, как интуиция, чувства и воображение, современные ученые рассматривают интуицию как одну из составляющих интеллекта, в том числе и эмоционального.
Тема эмоционального интеллекта является сравнительно новой и довольно актуальной в последние 20 лет. Она сконцентрирована на идее о том, что эффективность деятельности в социальной сфере определяется не только количеством знаний и способностями человека оперировать логическими построениями, но и его пониманием своих эмоций, эмоций других людей и способностями управлять ими [9]. В 1995 году преподаватель Гарварда Д. Гоулман доказывает, что жизненный успех человека определяется не столько коэффициентом интеллекта, сколько особенностями разума, а именно - эмоциональным интеллектом, который наиболее явно проявляется в искусстве общения, доброжелательности, тактичности, умении быстро оценить ситуацию и соответствующим образом отреагировать на нее [7]. Кроме того, эмоциональный интеллект является важнейшим условием успешности во многих социальных сферах, и одной из них является сфера образования.
Рассматривая эмоциональный интеллект как совокупность субсистем личности, Дж. Мейерс и П. Сэловей [21] выделили три уровня компонентов личности. Низкий уровень представлен как биологически связанные механизмы, представленные в моти-вационной направленности, эмоциональных качествах и когнитивных способностях. Средний уровень включает в себя взаимодействующие функции как мотивационные и эмоциональные взаимодействия с одной стороны, эмоциональное и когнитивное взаимодействие - с другой. Причем мотивационные и эмоциональные взаимодействия выступают в качестве удовлетворения внутренних потребностей, а эмоциональное и когнитивное взаимодействие - в качестве реакции на внешний мир. Высокий уровень развития личности в схеме Дж. Мейерса и П. Сэловея [21] представлен как интраперсо-нальные качества, которые могут проявляться как удовлетворение внутренних потребностей (например, понимание себя) и как реакции на внешний мир (например, знания о социально приемлемом поведении). Способность чувствовать эмоции, иметь доступ к
их регуляции и осознанию содействует эмоциональному и интеллектуальному росту, поскольку позволяет управлять не только эмоциональным процессом, но и процессом мышления, что объединяет интеллект и эмоции.
Эмоциональный интеллект описывает множество дискретных эмоциональных способностей. Эти эмоциональные способности могут быть разделены на четыре класса, или ветви. Большинство из них опирается на перцепцию и оценку эмоций. Например, вначале младенец узнает об эмоциях, передающихся через выражение лица. Он наблюдает боль или радость, отражаемые на лицах родителей, поскольку родители четко выражают эти чувства. По мере развития ребенок более точно различает искренние чувства, просто вежливые улыбки и другие выражения чувств. Также важно, что люди обобщают эмоциональный опыт, касающийся объектов, генерализуя эмоции. Второй набор навыков включает умственный процесс сравнения эмоций друг с другом и с другими имеющимися понятиями и представлениями. Например, образ эмоционального переживания сохраняется в сознании, позволяет сравнить его с подобным чувством, вызываемым звуком, цветом или вкусом. Третий уровень включает понимание и рассуждения об эмоциях. Опыт определенных эмоций - счастья, гнева, страха и т. п. - приобретается в определенных ситуациях. Гнев появляется из-за несправедливости, страх часто сменяется облегчением, уныние может отдалить нас от других. Печаль и гнев имеют различную специфику проявлений и изменений, так же как фигуры коня и короля по-разному ходят на шахматной доске. Например, женщина, которая выглядит чрезвычайно сердитой, час спустя стыдится своей злости. Вероятно, что на изменение эмоциональных состояний повлияли определенные события. Например, она выразила свой гнев неуместно или обнаружила, что она ложно полагала, что друг предал ее. Эмоциональный интеллект включает способность распознавать эмоции, знать их динамику и адекватно рассуждать о них. Четвертый, самый высокий уровень эмоционального интеллекта включает управление эмоциями и их регулирование в себе и других, например знание, как успокоиться после гнева, или способность облегчить беспокойство другого человека [1].
Эмоциональный интеллект, как и другие виды интеллекта, отвечает трем эмпирическим критериям. Первый критерий для теории интеллекта состоит в том, что мыслительные задачи имеют правильные или неправильные решения, что оценивается конвергенцией альтернативных методов. Второй критерий означает, что измерения отдельных умственных навыков коррелируют друг с другом, но остаются самостоятельными. Третий критерий указывает на то, что абсолютный уровень интеллектуальных способностей повышается с возрастом. Мэйерс, Сэловей и Карузо [21] показали, что эмоциональные навыки, описываемые их моделью, могут рассматриваться как интеллект, так как они представляют взаимосвязанный набор компетент-ностей, которые могут быть интерпретированы как единый фактор с 4 субуровнями. Эти навыки, имея взаимосвязи, отличны друг от друга и переплетены с другими способностями типа вербального интеллекта. Способности, составляющие эмоциональный интеллект, развиваются с возрастом. Таким образом, конструкт эмоционального интеллекта отвечает всем трем критериям интеллекта. Рассматриваемая модель предсказывает, что эмоционально интеллектуальные люди более вероятно выросли в биосоциально-адаптивных домашних условиях (имели эмоциональное воспитание), в состоянии повторно испытывать эмоции (т. е. бывают искренне оптимистическими
и благодарными), выбирают хорошие эмоциональные образцы для подражания (в состоянии общаться и обсуждать чувства, развивают опыт знаний в специфической эмоциональной области типа эстетики, морального или этического чувства, социального решения проблем, лидерства или духовных чувств) [21].
С. Шабанов [19], описывая изучение эмоционального интеллекта в российской практике, сопоставляет эмоции и интуицию в психологии принятия решений рациональности. Совместно с А. Алешиной автор представляет интуицию как умение прислушиваться ко всем своим эмоциям (даже очень слабым) при принятии решений и включать эту информацию в логический анализ. Ученые сомневаются в возможности разработки точного алгоритма развития интуиции, но считают значимым развитие навыков осознания и понимания своих эмоций.
Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько [15] рассматривают интуицию и эмоциональный интеллект как две отдельные составляющие в структуре социальной одаренности, которая, в свою очередь, является составной частью социального интеллекта. Впрочем, существует и другая точка зрения, что социальная одаренность и есть социальный интеллект. Так считает, например, О.Б. Чеснокова [18]. Есть различия в понимании эмоционального интеллекта и с исследованиями Е.С. Михайловой [13], которая считает, что эмоциональный интеллект - это вид социального интеллекта, а интуиция и другие способности являются его проявлениями.
Х. Вайсбах, У. Дакс [4] представляют интуицию и умение выражать чувства словами как структурные компоненты эмоционального интеллекта, относящиеся к пониманию собственных чувств.
А.В. Карпов [11] утверждает, что в познании следует отталкиваться от некоторых интуитивно ясных истин, называемых им интеллектуальной интуицией, являющейся «вершиной достоверных знаний». Согласно Б. Спинозе, интуиция связана с дедуктивным способом познания, так как является бесспорным суждением, полным случайностей и противоречий, не зависящем от эмпирического обобщения.
А. Бергсон [2] рассматривает интуицию как способность к «жизненному порыву», недоступному интеллекту, а значит, рассматривает понятия интеллект и интуиция как отдельные способности человека.
А. Пиза писал об интуиции как способности человека «проникать во внутренний мир других людей», «способности постижения особенностей других людей путем их непосредственного усмотрения, без обоснования с помощью доказательства». Ученый отмечал, что интуиция является «одним из способов осознания человеком действительности, представляет собой такой феномен, в котором тесно связаны восприятие, мышление и чувство» [13, с. 51].
Д. Гоулман [7] называет эмоциональный интеллект «основополагающей интуицией», представленной особенностями нервной системы каждого человека, развивающимися в течение всей жизни.
И.С. Степанов [17] в своих исследованиях обнаружил положительную, умеренную связь интегрального уровня эмоционального интеллекта с интуицией, честностью, доверием, а также творческим решением проблем, маскулинностью и лидерством.
Л.Д. Камышникова, И.В. Дробышевская [9] относят использование интуиции при принятии решений как проявление эмоционального самосознания, относящегося к личностным навыкам социального интеллекта.
Дж. Мейер и П. Сэловей [21] полагают, что эмоциональный интеллект - это часть социального интеллекта, который включает способность контролировать собственные чувства и эмоции и чувства и эмоции других, различать их и использовать эту информацию, чтобы контролировать мышление и действия.
Опираясь на данное определение педагогической интуиции, мы пришли к выводу, что она тесно связана с эмоциональным интеллектом, так как предполагает принятие решения на так называемом «аффективном» уровне. С.Л. Рубинштейн в своих трудах писал про аффективность как составляющую интеллекта: «Эмоциональность, или аффективность, - это всегда лишь одна, специфическая сторона процессов, которые в действительности являются вместе с тем познавательными процессами, отражающими - пусть специфическим образом - действительность. Эмоциональные процессы, таким образом, никак не могут противопоставляться процессам познавательным как внешние, друг друга исключающие противоположности» [16]. Дж. Мейерс и П. Сэловей четко сформулировали понятие эмоционального интеллекта, под которым понимается «способность воспринимать и выражать эмоции, ассимилировать эмоции и мысли, понимать и объяснять эмоции, регулировать свои эмоции и эмоции других людей» [21].
Рассмотрим понятие педагогической интуиции и возможности ее развития с точки зрения различных авторов. Понятие педагогической интуиции является одним из относительно новых, профессионально важных качеств педагога. В бытовом понимании слово «интуиция» всегда ассоциируется с чем-то иррациональным, с не постижимым разумом феноменом [10]. Однако большинство научных деятелей не согласны с данной позицией и считают, что бессознательное не есть иррациональное, не подчиненное определенным механизмам переработки информации (А.С. Кармин, Г.Г. Бернацкий, В.М. Аллахвердов, Е.А. Гусева, М.В. Иванов) [10]. А.С. Кармин определяет интуицию как способность человека получать какое-то знание так, что оно появляется у него в сознании как бы само собой. Однако ученый подчеркивает значимость рационального познания для проявления интуиции.
Л.Р. Данакари [1] рассматривает интуицию как способность к постижению истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.
Н.И. Климова, И.В. Микитюк [12] относят педагогическую интуицию к конструктивным, специальным способностям педагога, которые предполагают прогнозирование в построении педагогического процесса в соответствии с его целями и задачами.
В 1970-1980-х гг. понятие педагогической интуиции встречается довольно часто в российских и зарубежных исследованиях. Л.Л. Гурова [10] рассматривала интуицию и логику в психологической структуре решения задач, выявляя различия объективно-логической и психологической структуры решения задач и уделяя особое внимание роли интуиции в поиске решений. Ученый выявил, что интуитивные и дискурсивные процессы закономерно взаимодействуют в решении задач: выбор стратегии решения сложной задачи, основанный на «одномоментном» суждении области поиска, является проявлением интуиции при условии предварительной сфор-мированности образной логики решения подобных задач.
Р.И. Хмелюк относил педагогическую интуицию к педагогическим способностям, важным в профотборе и подготовке обучающихся педагогических вузов. Ученый отмечает, что в педагогической практике часто бывают случаи, когда ситуация требует от педагога стремительной реакции, находчивости и быстрой, точной ориентировки без достаточной информации, фактов и времени на размышления [5]. Таким образом, ученый подчеркивает важность педагогической интуиции как профессиональной способности педагога.
А.Н. Леонтьев [5] считает педагогическую интуицию, как и любую другую, результатом интериоризированной деятельности, превратившейся в компонент личности, описывая ее как переход осознанных фактов в виде правил во внутренний подсознательный механизм. Он отмечал, что данный механизм проявляется у всех по-разному из-за различий людей в характерах, темпераментах, типах личности.
В 1990 году С.А. Гильманов в своих исследованиях доказал, что педагогическая интуиция играет значимую роль в сложной, динамической профессиональной деятельности педагога. Ученый отмечал, что значимость педагогической интуиции заключается в компенсации недостатка опыта и информации, что очень актуально для будущих и молодых профессионалов, а также в ориентации деятельности педагога в педагогически целесообразном направлении, помогает прогнозировать ход педагогического процесса, сокращает время и усилия педагога и т. д. В зависимости от педагогических задач педагогу приходится принимать как логические, так и интуитивные решения, поэтому использование педагогами интуиции не исключает логических умозаключений, а лишь является их дополнением [12].
Развивая идеи важности педагогической интуиции в деятельности педагога, ученый доказал связь ее формирования и развития с развитием других качеств, таких как эмоциональность, образность, воображение, умение строить ассоциативные, образно-эмоциональные связи. Перечисленные качества входят в структуру эмоционального интеллекта, поэтому возможно, что, развивая свой эмоциональный интеллект, педагоги смогут развивать и свою педагогическую интуицию.
В те же годы А.К. Маркова отнесла к важным профессиональным качествам педагога педагогическую интуицию наряду с педагогической эрудицией, педагогическим целеполаганием, педагогическим мышлением, педагогической импровизацией, педагогической наблюдательностью, педагогической находчивостью, педагогическим предвидением и педагогической рефлексией. Она определяет педагогическую интуицию как быстрое принятие педагогического решения с учетом предвидения дальнейшего развития педагогических ситуаций без развернутого осознанного анализа. Педагогическая интуиция здесь выступает как интуитивный способ мышления педагога, так ему необходимый из-за ограниченности во времени [5].
В 1999 году П.Ф. Каптерев относит интуицию к профессионально важным качествам наряду с готовностью педагога к эмпатии, потребностью в социальном взаимодействии, наблюдательностью и находчивостью [5].
В работах И.Е. Авдониной, С.А. Земляковой, Т.А. Марфутенко, Л.М. Романовой, С.Г. Тишулиной, Л.А. Энеевой, Т.А. Фокиной, Л.Д. Якимовой и др. в 20002010-х гг. доказана необходимость развития педагогической интуиции педагогов дошкольного, начального, дополнительного образования и педагогов высшей школы [22]. Ученые рассматривают педагогическую интуицию как внутренний механизм
педагогической импровизации, считая ее, как и педагоги 90-х [23], отправной точкой импровизации. Причем Л.А. Энеева отмечает, что уровень развития педагогической интуиции у преподавателей выше, чем у педагогов, занимающихся творческой деятельностью. Данные результаты своего исследования она объясняет тем, что для педагогов, занимающихся творческой деятельностью, педагогическая деятельность является не основной и им особенно необходимо целенаправленно развивать педагогическую интуицию [20].
А.А. Власова рассматривает педагогическую интуицию как один из показателей конкурентоспособности будущих учителей, которую можно развивать с помощью психолого-педагогических тренингов. Н.Н. Черкасов изучает педагогическую интуицию как один из параметров сферы педагогического влияния в адаптационных процессах, обуславливающих повышение эффективности мотивации и адаптации учащихся к профессии начального профессионального образования. Г.И. Золотова, О.В. Юдин относят педагогическую интуицию к одному из психологических качеств, отражающих психологическую культуру личности преподавателя наряду с такими качествами, как педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое прогнозирование, педагогическая импровизация, педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическая фасилитация, педагогическая рефлексия [10].
Л.А. Корнилова [12] связывает развитие педагогической интуиции с развитием перцептивных педагогических способностей в процессе профессионально-педагогической подготовки в университете. Перцептивные педагогические способности, в свою очередь, ученый определяет как синтез умений, навыков и профессионально значимых качеств личности, соответствующих основным свойствам педагогической деятельности и обуславливающих уровень ее успешности. Условно перцептивные педагогические способности она представила в виде единства четырех взаимосвязанных и взаимообусловленных структурных компонентов: коммуникативного, эмоционального, когнитивного и мотивационно-личностного. Причем педагогическая интуиция входит в состав каждого компонента структуры перцептивных способностей и одновременно характеризует уровень их развития [12].
В коммуникативном блоке педагогическая интуиция проявляется как интуиция, позволяющая мгновенно ориентироваться в ситуации общения: определить степень готовности партнера к вступлению в контакт, прерыванию контакта, предвидеть реакцию партнера, уловить отношение обучающегося к содержанию общения, к себе, выбрать или изменить технику, тактику и стратегию общения. В эмоциональном структурном блоке педагогическая интуиция проявляется в основном как интуитивное постижение эмоционального состояния обучающихся, эмоциональное озарение, возникновение эмоционального отклика на чувства обучающегося, уверенность в правильности восприятия его эмоций, педагогическое предчувствие и предвидение. Педагогическая интуиция в когнитивном блоке педагогических способностей проявляется как интеллектуальная и творческая интуиция, позволяющая создать при опоре на понимание внутреннего мира обучающегося новые методы и приемы педагогической деятельности, минуя логические рассуждения. Сюда будут входить и умения прогнозировать поступки обучающихся и развитие отношений, поведения окру-
жающих. Мотивационно-личностный блок будет связан с использованием интуиции в альтруистических, гуманистических целях педагога по отношению к обучающимся. Мы согласны с Л.А. Корниловой, что в качестве основного мотива понимания педагогом внутреннего мира учащегося выступает вера в возможности ученика, мотив актуализации и отказ от манипуляции. Педагогическая интуиция рассматривается ею как интегральное свойство перцептивных педагогических способностей в связи с вариативностью, неопределенностью, динамичностью, напряженностью педагогической деятельности. Вариативность и неопределенность профессиональной деятельности педагога ученый связывает с вероятностным характером педагогических законов, а также с неполнотой и приблизительностью информационного поля, в котором ориентируется педагог, анализируя ситуацию и принимая решение.
Л.А. Корнилова отмечает динамичность педагогической деятельности в связи с ограниченностью педагогов во времени на принятие решения, выбора метода, способа и характера воздействия на обучающихся в конкретной педагогической ситуации. Так как анализ педагогической ситуации требует некоторого количества времени, то решение педагогической задачи на основе педагогической интуиции будет оптимальным. Успешность решения, таким образом, будет зависеть от способности педагога к предвидению, чувственной интуиции [12].
К.Э. Казарьянц относит педагогическую интуицию к неосознаваемым, непреднамеренным воздействиям педагога на обучающихся, функционирующим наряду с осознаваемым, как подструктуру в педагогическом взаимодействии [10].
И.Ю. Кулагина связывает понятие педагогической интуиции с проявлением чувства такта, обозначив ее как «быстрое понимание главного в личности конкретного ученика и ситуации, создавшейся в классе». По ее мнению, педагог, обладающий развитой педагогической интуицией, не выглядит слабым и наивным, его трудно обмануть, что вызывает уважение учеников, особенно подростков. Такой учитель не просто хорошо ориентируется в педагогических ситуациях, но и своевременно реагирует на каждое новое событие, происходящее в классе. Педагогическая интуиция в сочетании с любовью к детям, требовательностью и справедливостью обеспечивают педагогу истинный авторитет [10].
Рассматривая интуицию в контексте научных достижений, можно говорить об интуиции как о своего рода «толчке», «озарении», «сумасшедшем знании» [21], благодаря которому у ученого формируется принципиально новое знание. Как правило, все великие достижения были сформулированы сначала просто в виде «догадок», так называемого «инсайта», а затем уже в течение определенного времени у ученых получалось обосновать свои «догадки» в научном ключе. Следовательно, интуиция играет существенную роль в выдвижении новых открытий и идей. Об этом пишут А.А. Подобреева и Е.А. Подобреева, которые рассматривают интуицию как процесс перехода из чувственно-наглядного в сферу абстрактно-понятийного и наоборот [14]. Они пришли к выводу, что интуиция является неотъемлемой частью творческого познания, и действие интуиции (озарение) так же невозможно без долгой предварительной работы ума, как невозможно преодоление реки, если не умеешь плавать [14].
С.Н. Томчикова и Н.С. Томчикова, считая педагогическую интуицию одной из составляющих педагогического мастерства, предлагают использовать рефлексивный опросник для определения склонности к педагогической интуиции (автор методики С.А. Гильманов) в качестве дидактического материала для контроля и самоконтроля усвоения учебного материала [12].
И.В. Васильева, П.Е. Григорьев определяют интуицию как «...феномен, относящийся к когнитивной сфере, механизм, осуществляющий принятие решений на бессознательном уровне, посредством невербальной, параллельной обработки большого массива информации, хранящейся в долговременной памяти в ситуациях, когда рациональный способ принятия решения затруднен» [5]. Авторы подробно описывают интуицию в качестве процесса и результата восприятия и переработки локальной и нелокальной информации, где интуиция рассматривается, с одной стороны, как продукт неосознаваемого «локального» восприятия, мышления и накопленного опыта решения подобных задач, а с другой стороны - как продукт «нелокального» восприятия (связанного со сверхчувствительностью). Причем о неосознаваемом «локальном» восприятии можно говорить тогда, когда есть некая возможность отследить весь путь сигнала от источника до приемника, а о «нелокальном» восприятии - когда такой возможности нет [5].
Таким образом, большинство ученых связывают интуицию с эмоциональностью, образностью, действие которой осуществляется на основе предварительной сформи-рованности образной логики решения подобных задач.
2. Материалы и методы
Так как мы рассматриваем интуицию как переход от понятий к образам или, наоборот, переход от образов к понятиям (придерживаясь концепции А.С. Кармина, Е.С. Хайкина), на наш взгляд, формировать и развивать педагогическую интуицию возможно через формирование опыта эмоционального восприятия образов, через развитие эмоционального интеллекта. С этой точки зрения люди с высоким уровнем развития показателей эмоционального интеллекта должны иметь более развитую интуицию. С целью проверки достоверности данного предположения было проведено пилотажное исследование, в котором приняли участие 53 выпускника педагогического университета г. Набережные Челны.
В качестве методик исследования были выбраны:
- методика «Эмоциональный интеллект» Дж. Майера, П. Сэловея и Д. Карузо [21];
- методика «Интуиция в структуре саморегуляции деятельности» И.В. Васильевой [3] и «Представления о собственной интуиции» П.Е. Григорьева, И.В. Васильевой [5].
Согласно теории авторов, методика эмоционального интеллекта Дж. Майера, П. Сэловея и Д. Карузо позволяет рассмотреть результаты по четырем его компонентам. Каждый компонент включает в себя результаты двух секций методики. Условно представим структуру методики в таблице.
Результаты по каждому из компонентов эмоционального интеллекта мы сравнили с каждой из шкал методики «Интуиция в структуре саморегуляции деятельности» И.В. Васильевой и с каждой из шкал методики «Представления о собственной интуиции» П.Е. Григорьева, И.В. Васильевой. Для нахождения связи между исследуемыми показателями был использован коэффициент корреляции Пирсона.
Компоненты Секции и их содержание
Восприятие, оценка и выражение эмоций или же идентификация эмоций Секции А (измерение восприятия лиц) и Е (измерение восприятия картинок)
Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности Секции В (измеряет способность ассимилировать свой текущий опыт, описать свои чувства к определенному человеку) и Р (измеряет способность человека описать свои эмоциональные состояния)
Понимание и анализ эмоций Секции С (понимание протекания эмоций во времени, а также понимание того, как эмоции следуют одна за другой, сменяют друг друга) и О (измерение способности различать смешанные и сложные чувства)
Сознательное управление эмоциями для личностного роста и улучшения межличностных отношений Секции Б (управление своими эмоциями) и Н (управление эмоциями других людей). Испытуемых просили представить себя на месте героев предложенной ими истории и оценить варианты дальнейших действий
3. Результаты исследования
В результате расчетов коэффициента корреляции была получена прямая корреляция только для двух шкал: между показателями использования эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности с параметрами модальности интуиции гху = 0,39, при а>0,05.
Обсуждение и заключение
В результате исследования выяснилось, что люди, использующие свои эмоции для повышения эффективности мышления и деятельности, более четко идентифицируют модальность интуиции при ее проявлении. Соответственно, для развития профессиональной интуиции будущих педагогов необходимо проведение развивающих мероприятий с включением упражнений на развитие эмоционального интеллекта, а именно - на осознание значимости проявления, контроля и идентификации своих эмоций для повышения эффективности своего мышления и деятельности.
Подводя итог анализа понятий «эмоциональный интеллект» и «педагогической интуиция», ее значимости в деятельности современных педагогов, можно сделать вывод о том, что педагогам для повышения эффективности своей работы с детьми и молодежью необходимо развивать свою педагогическую интуицию через развитие способности воспринимать и выражать эмоции, ассимилировать эмоции и мысли, понимать и объяснять эмоции, регулировать свои эмоции и эмоции других людей. Развитие данных качеств позволит педагогам не только повысить эффективность своей работы с обучающимися, но и с большей эффективностью выявлять мотивированных к обучению детей и молодежь той образовательной организации, в которой они работают.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Андреева И.Н. О становлении понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. - 2008. - № 5. - С. 83-95.
2. Бергсон А. Творческая революция. - СПб., 1914.
3. Букалов А.В. Соционика, типологии Юнга и Майерс-Бриггс: сходства и различия // Со-ционика, ментология и психология личности. - 1998. - № 4. - С. 24-32.
4. ВайсбахХ., Дакс У. Эмоциональный интеллект. - М.: Лик Пресс, 1998. - 160 с.
5. Васильева И.В., Григорьев П.Е. Теоретические и экспериментальные проблемы профессиональной интуиции сотрудников МВД: учеб. пособие / Тюменский государственный университет, Институт психологии и педагогики. - Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2017. - 206 с.
6. Гильбух Ю.З. Измерение интеллекта детей. - Киев, 1992.
7. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. - М.: Манн, Иванов, Фербер, 2018. - 535 с.
8. Гурская С.М. Развитие педагогической интуиции в процессе подготовки студентов-психологов // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы. - 2018. -С. 74-76.
9. Камышникова Л.Д. Структура эмоционального интеллекта в контексте социальных ситуаций: дисс. ... канд. псх. наук: 19.00.01 / Камышникова Любовь Дмитриевна. М., Ин-т психологии РАН, 2012. - 144 с.
10. Кармин А.С. Интуиция. Философские концепции и научное исследование. - Спб.: Наука, 2011. - 901 с. (Серия «Психология сознания»).
11. Карпов А.В., Петровская А.С. Психология эмоционального интеллекта: теория, диагностика, практика: монография. - Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2008. - 344 с.
12. Корнилова Л.А. Развитие перцептивных педагогических способностей в процессе профессионально-педагогической подготовки в технологическом университете: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Корнилова Людмила Аркадьевна. - Краснодар, 2002. - 198 с.
13. Михайлова Я.И. Взаимосвязь уровня развития социального интеллекта с интеллектуально-личностными характеристиками у детей 6-7 лет: дисс. ... канд. псх. наук: 19.00.13 / Михайлова Яна Ивановна. - СПб, 2001. - 242 с.
14. Подобреева Е.А., Подобреева А.А. Интуиция и ее роль в познании [Электронный ресурс]. - URL: http://uran.donntu.org/~masters/2009/eltf/podobreeva_ann/library/tez1.htm (дата обращения 14.05.2020).
15. Психология социальной одаренности: пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - М.: Линка-Пресс, 2009.
16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2008. - 713 с.
17. Степанов И.С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и гендерной идентичности личности // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. - 2008. - № 88. -С. 110-115.
18. Чеснокова О.Б. Анализ феномена хитрости как формы социального интеллекта в детском возрасте // Психолог в детском саду. - 2007. - № 3. - С. 21-46.
19. Шабанов С., Алешина А. Эмоциональный интеллект. Российская практика. - 6-е изд. -М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. - 432 с.
20. Энеева Л.А., Жерносенко И.А., Валицкая А.П. Инновационные школы регионов России: культуротворческая модель. - Барнаул: Изд-во Жерносенко С.С., 2013. - 134 с.
21. Salovey P., Mayer J.D. Emotional intelligence. Imagination, Cognition, and Personality. 1990. Vol. 9.
22. Землякова С.А. Формирование умений педагогической импровизации у преподавателя высшей школы. - М., 2003. - 135 с.
23. Харькин В.Н. Педагогическая импровизация. Теория и методика. - М.: Магистр, 1992. -159 с.
Поступила в редакцию 03.03.2020 В окончательном варианте 14.04.2020
UDC 37.015.3
EMOTIONAL INTELLIGENCE AND PEDAGOGICAL INTUITION
Yu. M. Garipova1
Naberezhnye Chelny State Pedagogical University 28, Nizametdinova st., Naberezhnye Chelny, Republic of Tatarstan, 423806, Russian Federation E-mail: [email protected]
Abstract
Teachers are increasingly faced with the need to act quickly, in today's environment., There are due, in particular, to the widespread emergency transition to distance learning. A key quality for the educator is mobility and the ability to make professional decisions quickly related to the development of pedagogical intuition. According to most scientists who have studied the phenomenon of intuition, in particular, A.S. Carmin and E.S. Haikin, intuition is seen as an experience of emotional perception of images. Therefore, this paper suggests that the development of intuition should be directly related to the development of emotional intelligence. A pilot study was carried out on Naberezhnye Chelny State Pedagogical University graduate students. The sample consisted of 50 young men and women, who were diagnosed using three methods: "Emotional intelligence " by J. Mayer, P. Salovey and D. Caruso; "Intuition in the structure of self-regulation of activity" by I.V. Vasilyeva and "Intuition ideas" by P.E. Grigoriev and I. V. Vasilyeva. As a result of the research, statistically significant results were obtained on two scales of the mentioned methods.
Keywords: education, teacher, pedagogical intuition, intuition in education, emotional intelligence.
REFERENCES
1. Andreeva I.N. O stanovlenii ponyatiya «emotsional'nyy intellekt» [About formation of the concept "emotional intellect"]. Voprosypsikhologii. 2008. No. 5. Pp. 83-95.
2. Bergson A. Tvorcheskaya revolyutsiya [Creative Revolution]. St. Petersburg, 1914.
3. Bukalov A.V. Sotsionika, tipologii YUnga i MayYErs-Briggs: skhodstva i razlichiya [Socionika, Jungian and Myers-Briggs typologies: similarities and differences]. Sotsionika, mentologiya ipsikhologiya lichnosti. 1998. No. 4. Pp. 24-32.
4. Vaysbakh Kh., Daks U. Emotsional'nyy intellekt [Emotional intelligence]. Moscow: Lik press Publ., 1998. 160 p.
5. Vasil'yeva I.V., Grigor'yev P.E. Teoreticheskiye i eksperimental'nyye problemy profession-al'noy intuitsii sotrudnikov MVD: ucheb. posobiye [Theoretical and experimental problems of professional intuition of the Ministry of Internal Affairs staff: textbook]. Tyumen State University, Institute of Psychology and Pedagogy. Tyumen: Tyumen State University Publishing House, 2017. 206 c.
6. Gilbukh Y.Z. Izmereniye intellekta detey [Measuring Children's Intellect]. Kiev, 1992.
7. Goulman D. Emotsional'nyy intellekt. Pochemu on mozhet znachit' bol'she, chem IQ [Emotional Intellect. Why it can mean more than IQ]. Moscow: Mann, Ivanov, Ferber Publ., 2018. 535 c.
1 Yulia M. Garipova, Postgraduate Student of Pedagogy Department named after Z.T. Sharafutdinov
8. Gurskaya S.M. Razvitiye pedagogicheskoy intuitsii v protsesse podgotovki studentov-psikhologov [Development of the pedagogical intuition in the process of students-psychologists training]. Vzaimodeystviye nauki i obshchestva: problemy i perspektivy. 2018. Рр. 74-76.
9. Kamyshnikova L.D. Struktura emotsional'nogo intellekta v kontekste sotsial'nykh situatsiy: diss. ... kand. pskh. nauk [Structure of the emotional intellect in the context of the social situations: thesis cand. of ps. sci.]. Moscow, 2012. 144 p.
10. Karmin A.S. Intuitsiya. Filosofskiye kontseptsii i nauchnoye issledovaniye [Intuition. Philosophical concepts and scientific research]. St. Petersburg: Science, 2011. 901 р. (Psychology of Consciousness Series).
11. Karpov A.V., Petrovskaya A.S. Psikhologiya emotsional'nogo intellekta: teoriya, diagnostika, praktika: monografiya [Psychology of emotional intellect: theory, diagnostics, practice: monograph]. Yaroslavl: YarSU Publ., 2008. 344 р.
12. Kornilova LA. Razvitiyepertseptivnykh pedagogicheskikh sposobnostey vprotsesse professional'no-pedagogicheskoypodgotovki v tekhnologicheskom universitete: diss. ... kand. ped. nauk [Development of perceptual pedagogical abilities in the process of professional-pedagogical training in Technological University: thesis cand. of ps. sci.]. Krasnodar, 2002. 198 р.
13. Mikhaylova Ya.I. Vzaimosvyaz' urovnya razvitiya sotsial'nogo intellekta s intellektual'no-lichnostnymi kharakteristikami u detey 6-7 let: diss. ... kand. pskh. nauk [Relationship of the level of development of social intellect with intellectual and personal characteristics in children of 6-7 years old: thesis cand. of ps. sci.]. St. Petersburg, 2001. 242 р.
14. Podobreyeva E.A., Podobreyeva A.A. Интуиция и ее роль в познании [Intuition and its role in cognition]. http://uran.donntu.org/~masters/2009/eltf/podobreeva_ann/library/tez1.htm (accessed May 14, 2020).
15. Psikhologiya sotsial'noy odarennosti: posobiye po vyyavleniyu i razvitiyu kommunikativnykh sposobnostey doshkol'nikov [Psychology of social talent: a manual for identifying and developing the communication abilities of preschool children]. Moscow: Linka-Press Publ., 2009.
16. Rubinshteyn S.L. Osnovy obshcheypsikhologii [Basics of general psychology]. St. Petersburg, 2008. 713 р.
17. Stepanov I.S. Vzaimosvyaz' emotsional'nogo intellekta i gendernoy identichnosti lichnosti [Interrelation of emotional intellect and gender identity of personality]. Izvestiya Rossiyskogo gos. ped. un-ta im. A.I. Gertsena. 2008. No. 88. Рр. 110-115.
18. Chesnokova O.B. Analiz fenomena khitrosti kak formy sotsial'nogo intellekta v detskom vozraste [Analysis of the phenomenon of cunning as a form of social intellect in childhood]. Psikholog v detskom sadu. 2007. No. 3. Рр. 21-46.
19. Shabanov S., Aleshina A. Emotsional'nyy intellekt. Rossiyskaya praktika [Emotional intellect. Russian practice]. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber Publ., 2019. 432 р.
20. Eneyeva L.A., Zhernosenko I.A., Valitskaya A.P. Innovatsionnyye shkoly regionov Rossii: kul'turotvorcheskaya model' [Innovation schools of Russian regions: cultural model]. Barnaul: Izd-vo Zhernosenko S.S., 2013. 134 p.
21. Salovey P., Mayer J.D. Emotional intelligence. Imagination, Cognition, and Personality. 1990. Vol. 9.
22. Zemlyakova S.A. Formirovaniye umeniy pedagogicheskoy improvizatsii u prepodavatelya vysshey shkoly [Pedagogical improvisation formation of higher education teacher's skills]. Moscow, 2003. 135 р.
23. Khar'kin V.N. Pedagogicheskaya improvizatsiya. Teoriya i metodika [Pedagogical improvisation. Theory and Methodology]. Moscow: Magistr Publ., 1992. 159 р.
Original article submitted 03.03.2020 Revision submitted 14.04.2020