УДК 37.015.3
DOI: 10.17673/vsgtu-pps.2019.4.3
ИМПЛИЦИТНЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ КАК ПРЕДПОСЫЛКА
РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНТУИЦИИ
Ю.М. Гарипова1
Набережночелнинский государственный педагогический университет
Российская Федерация, 423806, Республика Татарстан, г. Набережные Челны,
ул. Низаметдинова, 28
E-mail: [email protected]
Аннотация
Исследование посвящено изучению педагогической интуиции, ее взаимосвязи с представлениями человека об интеллекте и личности. Педагогическая интуиция часто используется в работе учителей, но концепция педагогической интуиции и пути ее развития не всегда ясны. В то же время высокоразвитая педагогическая интуиция как способность учителя быстро принимать решения позволяет упростить и ускорить процесс принятия профессиональных решений, что особенно важно для современных российских учителей. Из-за высокого уровня бюрократизации образования и большой учебной нагрузки учителя в России очень ограничены во времени. В статье выдвинуто предположение о том, что педагогическую интуицию можно развивать через развитие других личностных особенностей. В данном исследовании рассмотрена связь интуитивных способностей, с одной стороны, и имплицитных теорий личности, ее целей обучения - с другой. Для проверки этой гипотезы было проведено пилотажное исследование на выборке из 53 студентов старших курсов педагогического университета города Набережные Челны. В результате исследования были получены значимые результаты по опроснику имплицитных теорий и целей обучения К. Двек и опроснику интуитивного стиля С. Эпстайна.
Ключевые слова: образование, педагог, педагогическая интуиция, интуиция в образовании, имплицитные теории и цели обучения.
Введение
Большую часть своей жизни среднестатистический человек проводит на работе. Профессиональная деятельность, как правило, является одной из тех сфер жизни человека, где он может самореализовываться, развиваться и чувствовать свою причастность к полезному общему делу. По мнению современных ученых в области педагогики, эффективная профессиональная самореализация личности обеспечивается взаимосвязанной совокупностью социальных и индивидуально-личностных факторов [12].
1 Гарипова Юлия Мазитовна, специалист по учебно-методической работе.
На данный момент в педагогической науке активно обсуждаются вопросы максимального использования внутренних ресурсов профессионалов. Современные ученые, такие как А. А. Потебня, Г.Г. Шлет, С. Московиси и др., опираясь на культурно-историческую парадигму исследования, показали такую особенность профессиональной самореализации, как опосредование профессиональной самореализации личности социальными представлениями, ценностными ориентациями и эталонами, транслируемыми обществом, которые, в свою очередь, определяются историческим периодом, культурой и общественными установками, идеологией того общества, в котором живет человек [12].
Одними из ключевых представлений человека, влияющих на успешность деятельности профессионала, являются представления о возможности наращивания интеллекта, а также о том, что личность в течение жизни обогащается, развивается. Положения о влиянии данных представлений на успешность в профессиональной деятельности были сформулированы, доказаны и обозначены как имплицитные теории личности американским психологом, профессором Стенфордского университета К. Двек [7]. Особое внимание ею уделяется неявным теориям интеллекта, которые определяют гибкость мышления или же, наоборот, его фиксированное состояние. Неявные теории интеллекта можно связать и с другими представлениями человека о явлениях действительности. Представления человека о том, что успех связан с такими личностными характеристиками, как упорство, усердие, постоянное саморазвитие и обучение, возможно, связаны с его интуитивными способностями, так как большинство ученых, изучая феномен интуитивного принятия профессиональных решений, связывают его с неким имеющимся у человека опытом представлений. Другими словами, интуиция в профессиональной сфере - это способность человека быстро принимать решение, в основе которого лежит преобразование подсознательной и бессознательной психической информации.
Вопросы использования интуиции в профессиональной деятельности имели большую популярность в психологии и педагогике в 70-80-х годах. В настоящее время тема интуитивных способностей в сфере образования часто упоминается учеными поверхностно и требует, на наш взгляд, более подробного изучения. Сам термин «интуиция», как правило, ассоциируется с чем-то сверхъестественным и необъяснимым по своей сути. Однако отсутствие удовлетворительных научных объяснений феноменов, встречающихся нам в жизни, не должно являться поводом для того, чтобы отказывать им в праве на существование. Если рассматривать педагогическую интуицию как подсознание и соответственно часть когнитивности человека [20], можно произвести попытку рассмотреть особенности ее проявления, попытаться найти пути ее формирования и развития.
Анализируя научную литературу в вопросах изучения интуиции в профессиональном и субъектном опыте педагога, А.Д. Барбитова подчеркивает, что
творческий педагог обладает способностью выходить за рамки границ сознания благодаря не только собственному развитому сознанию, но и так называемому сверхсознанию, а также способности оценить любую ситуацию в целости, опираясь на свой чувственный, субъективный и профессиональный опыт. Ученый отмечает, что чаще всего педагогическая деятельность становится творческой в тех случаях, когда алгоритмическая деятельность не дает желаемых результатов, когда усвоенные педагогом алгоритмы, приемы и способы нормативной педагогической деятельности включаются в огромное количество нестандартных, непредвиденных ситуаций, решение которых требует постоянного упреждения, внесения изменений, коррекций и регулирования, умения предвидеть, предугадать, предвосхитить, что побуждает учителя к проявлению нового (интуитивного) стиля педагогического мышления [1].
Наиболее проработанной теорией интуитивных способностей является концепция интуитивного стиля С. Эпстайна, который рассматривает интуитивный стиль как устойчивое предпочтение опираться на интуитивное познание в качестве основы для решений и действий. На основе представлений о независимости интуитивного и аналитического стилей Эпстайном и его коллегами был разработан опросник «Рациональный - опытный», включивший шкалы рациональности и интуитивного стиля. Последняя шкала задана двумя субшкалами - интуитивной способности и использования интуиции [19]. В нашем исследовании мы использовали его опросник на русском языке, переведенный и валидизированный в 2013 г. Т.В. Корниловой и С. А. Корниловым [9].
Итак, развитая педагогическая интуиция рассматривается нами как одна из важных личностных предпосылок успешности в профессиональной деятельности учителя. На основании данного предположения нами было проведено исследование, направленное на установление связи между особенностями интуитивного стиля, использования интуиции человеком и его представлениями о личности и интеллекте, а также его целями обучения.
Методологическую основу нашего исследования составил сравнительный и личностный подход к изучению интуитивных и других личностных особенностей, а именно так называемые имплицитные теории интеллекта и целей обучения. Таким образом, теоретико-методологической основой нашего исследования являются зарубежные теории о представлениях человека о собственном интеллекте и целях обучения К. Двек [7], теории об интуитивном познавательном стиле С. Эпстайна [19].
1. Обзор литературы
В современных условиях в связи с глобальной информатизацией и циф-ровизацией общества заметно ускоряется темп жизни. Это обусловило ограничение во времени людей разных профессий, в том числе и педагогов. Современные учителя просто вынуждены быстро и качественно принимать
профессиональные решения. Сталкиваясь с различными профессиональными задачами, большинство педагогов принимают решения, опираясь лишь на свою педагогическую интуицию.
Интуиция в образовании, или педагогическая интуиция, как правило, рассматривается отечественными и зарубежными учеными как способность быстро принимать профессиональные решения, основываясь не на логически обоснованных мыслительных операциях, а на внутреннем ощущении правильности выбора.
Рассматривая интуицию в контексте научных достижений, можно говорить об интуиции как о своего рода «толчке», «озарении», «сумасшедшем знании» [11, 17], благодаря которому у ученого формируется принципиально новое знание. Как правило, все великие достижения были сформулированы сначала просто в виде «догадок», так называемого «инсайта», а затем уже в течение определенного времени у ученых получалось обосновать свои «догадки» в научном ключе. Следовательно, интуиция играет существенную роль в выдвижении новых открытий и идей. Об этом пишут A.A. Подобреева и Е.А. Подобреева, которые рассматривают интуицию как процесс перехода из чувственно-наглядного в сферу абстрактно-понятийного и наоборот. Они пришли к выводу, что интуиция является неотъемлемой частью творческого познания, и действие интуиции (озарение) так же невозможно без долгой, предварительной работы ума, как невозможно переплыть реку, если не умеешь плавать [14].
Также интуицию можно рассматривать в качестве процесса и результата восприятия и переработки локальной и нелокальной информации. И.В. Васильева, П.Е. Григорьев описывают интуицию, с одной стороны, как продукт неосознаваемого «локального» восприятия, мышления и накопленного опыта решения подобных задач, с другой - как продукт «нелокального» восприятия, связанного со сверхчувствительностью в ноосфере по В.И. Вернадскому [5], с открытым индивидуализмом по Д. Колак [21], с синхронистичностью по К.Г. Юнгу [18], а также с пространственными или временными вариантами реализации квантовой запутанности. Причем о неосознаваемом «локальном» восприятии можно говорить тогда, когда есть некая возможность отследить весь путь сигнала от источника до приемника, а о «нелокальном» восприятии - когда такой возможности нет [2].
Раскрывая понятие интуиции, И.В. Васильева, П.Е. Григорьев пришли к выводу, что интуиция - это разноплановое психическое явление, имеющее в своей основе некую структурную модель, которая, в свою очередь, представляет собой определенную иерархию элементов [4]. Ученые отмечают, что «интуиция - как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях - феномен, относящийся к когнитивной сфере, механизм, осуществляющий принятие решений на бессознательном уровне, посредством невербальной, параллельной обработки большого массива информации, хранящейся в долговременной памяти в ситуациях, когда рациональный способ принятия решения затруднен» [4].
В нашем исследовании мы рассматриваем интуицию только через ее проявления в ходе принятия профессиональных решений педагогами. В «Педагогическом словаре» под редакцией Г.М. Коджаспировой дается следующее определение [8]: «Интуиция педагогическая - быстрое, одномоментное принятие учителем педагогического решения, основанное не на развернутом осознанном анализе, а на предвидении дальнейшего развития ситуации. Совершенствуется на основе необходимых знаний и опыта».
Нам близки идеи H.A. Лавровой, которая, рассматривая самооценку человека и принятие решения в контексте дефицита времени, рассуждает о том, что интуиция в сочетании с логическим мышлением, эмоциональной оценкой событий и рациональным расчетом, стремлением к безопасности и склонностью к риску отражает структуру решения (если речь идет о его принятии). Более того, «процесс принятия решения во многом определяется внутренним и внешним контекстами поведения и деятельности человека» [10]. По нашему мнению, интуиция относится к внутреннему контексту поведения.
Понятие и механизм педагогической интуиции изучал С. А. Гильманов, который отмечал, что решения, имеющие все признаки интуиции, довольно распространены в педагогической практике. Ученый доказал, что главная роль в принятии правильных интуитивных решений принадлежит в первую очередь профессиональному опыту, далее следуют зрительная образность, общекультурный опыт, воспроизводящее воображение, импровизация, эмоциональность, богатство ассоциаций, память и т. д. [13]. Наличие педагогической интуиции обусловливает способности учителя к педагогической импровизации, что позволяет педагогам быть более креативными и открытыми для внедрения новшеств в образовании, совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Подчеркивая значимость педагогической интуиции для современных педагогов, мы поставили перед собой задачу установления ее связи с другими личностными характеристиками человека. Среди таких индивидуальных характеристик педагога мы рассмотрим социальный интеллект, эмоциональный интеллект, тип саморегуляции, профессиональный опыт и др. Нахождение связи между ними и профессиональной интуицией позволит рассуждать о развитии педагогической интуиции через развитие этих личностных характеристик.
На наш взгляд, понимание интуитивного познавательного стиля С. Эпстайна схоже с нашим представлением о педагогической интуиции, а также данным в педагогическом словаре, выпущенном под редакцией Г.М. Коджаспировой [8]. Однако в теории С. Эпстайна интуитивный познавательный стиль рассматривается как устойчивое предпочтение опираться на интуитивное познание в качестве основы для решений и действий [19]. Ученый подчеркивает независимость показателей измерения интуитивного стиля от показателей аналитического стиля. Таким образом, педагогическая интуиция рассматривается как личностная характеристика, проявляющаяся в процессе принятия профессиональных решений.
В нашем понимании принятие педагогических решений на основе интуиции должно быть тесно связано с определенными представлениями человека о развитии личности и ее интеллекта. Наиболее глубоко эти представления субъекта о развитии личности и интеллекта исследовала К. Двек [7]. Субъектные репрезентации интеллекта и личности психологи современности называют имплицитными теориями. Предметом нашего анализа стали взаимосвязи определенных имплицитных теорий, репрезентирующих возможности развития интеллекта и личности в обучении, с интуитивной способностью и использованием интуиции студентами старших курсов педагогического университета.
2. Материалы и методы
Нами были продиагностированы 53 студента педагогического университета г. Набережные Челны, среди них - четверо юношей 20-22 лет и 49 девушек, возраст которых в основной массе составляет также 20-22 года. В качестве методик нашего исследования выступили опросник имплицитных теорий К. Двек и опросник интуитивного стиля С. Эпстайна. Мы рассчитали коэффициент корреляции по Пирсону, так как результаты выбранных нами методик представлены в виде шкалы интервалов.
Опросник имплицитных теорий К. Двек [7] состоит из 28 пунктов, ответы на которые формируются по 6-балльной шкале Ликкерта. Пункт № 4 представляет собой вопрос с двумя вариантами ответа. Опросник включает в себя четыре шкалы: принятие теории «наращиваемого» интеллекта, принятие теории «обогащаемой» личности, принятие целей обучения, самооценка обучения. Использование опросника позволяет диагностировать переменные имплицитных теорий интеллекта и личности, находящиеся в разной степени близости с факторами осознанной целевой регуляции учебной деятельности студентов, прояснять связи в динамических смысловых системах саморегуляции, а также включать имплицитную самооценку обучения в контекст анализа личностных предикторов академических достижений.
Опросник интуитивного стиля С. Эпстайна [19] - психодиагностическая методика, измеряющая степень ориентации субъекта на рациональные или интуитивные способы выбора. Он состоит из 20 пунктов, с которыми респондент должен выразить степень своего согласия по 5-балльной шкале Ликкерта. Пункты группируются в две шкалы: интуитивная способность и использование интуиции.
3. Результаты исследования
Результаты исследования были получены с помощью корреляционного анализа, при этом показатели каждой шкалы опросника К. Двек коррелировали со шкалой «интуитивная способность», а затем со шкалой «использование интуиции» опросника С. Эпстайна. Результаты исследования были занесены в сводную таблицу (см. таблицу). Каждому испытуемому был присвоен порядковый номер для соблюдения конфиденциальности исследования.
Результаты исследования
Ип/п испытуемого Принятие теории наращиваемого интеллекта Интуитивная способность Принятие теории обогащаемой личности Интуитивная способность Принятие целей обучения Интуитивная способность Самооценка обучения Интуитивная способность
XI ХР У1 УР XI ХР У1 УР XI ХР У1 УР XI ХР У1 УР
1 5 25 1 1 -7 49 1 1 0 0 1 1 5 25 1 1
2 7 49 2 4 -4 16 2 4 1 1 2 4 3 9 2 4
3 11 121 3 9 4 16 3 9 6 36 3 9 15 225 3 9
4 18 324 9 81 16 256 9 81 -1 1 9 81 9 81 9 81
5 6 36 4 16 1 1 4 16 2 4 4 16 5 25 4 16
6 -9 81 5 25 0 0 5 25 2 4 5 25 -1 1 5 25
7 5 25 5 25 -3 9 5 25 4 16 5 25 10 100 5 25
8 2 4 5 25 2 4 5 25 4 16 5 25 9 81 5 25
9 15 225 5 25 12 144 5 25 13 169 5 25 9 81 5 25
10 7 49 6 36 2 4 6 36 2 4 6 36 17 289 6 36
11 10 100 4 16 5 25 4 16 -1 1 4 16 2 4 4 16
12 1 1 6 36 0 0 6 36 4 16 6 36 0 0 6 36
13 1 1 4 16 -3 9 4 16 2 4 4 16 6 36 4 16
14 7 49 8 64 -6 36 8 64 5 25 8 64 11 121 8 64
15 1 1 8 64 0 0 8 64 -3 9 8 64 9 81 8 64
16 6 36 5 25 1 1 5 25 2 4 5 25 4 16 5 25
17 -9 81 4 16 0 0 4 16 2 4 4 16 0 0 4 16
18 7 49 2 4 2 4 2 4 2 4 2 4 10 100 2 4
19 5 25 6 36 -7 49 6 36 0 0 6 36 4 16 6 36
20 12 144 3 9 -2 4 3 9 -2 4 3 9 -1 1 3 9
21 7 49 7 49 6 36 7 49 4 16 7 49 7 49 7 49
22 14 196 1 1 7 49 1 1 0 0 1 1 4 16 1 1
Продолжение таблицы
N11/11 испытуемого Принятие теории наращиваемого интеллекта Интуитивная способность Принятие теории обогащаемой личности Интуитивная способность Принятие целей обучения Интуитивная способность Самооценка обучения Интуитивная способность
XI ХР УР XI ХР У1 УР XI ХР У1 УР XI ХР У1 УР
23 10 100 2 4 6 36 2 4 0 0 2 4 0 0 2 4
24 13 169 2 4 10 100 2 4 7 49 2 4 11 121 2 4
25 2 4 5 25 0 0 5 25 -5 25 5 25 3 9 5 25
26 9 81 2 4 2 4 2 4 3 9 2 4 3 9 2 4
27 7 49 3 9 -6 36 3 9 5 25 3 9 11 121 3 9
28 8 64 8 64 -15 225 8 64 -10 100 8 64 -3 9 8 64
29 12 144 8 64 8 64 8 64 1 1 8 64 4 16 8 64
30 9 81 4 16 1 1 4 16 -3 9 4 16 -2 4 4 16
31 7 49 5 25 3 9 5 25 -2 4 5 25 -12 144 5 25
32 10 100 7 49 5 25 7 49 0 0 7 49 5 25 7 49
33 15 225 4 16 12 144 4 16 -4 16 4 16 7 49 4 16
34 9 81 3 9 1 1 3 9 -4 16 3 9 3 9 3 9
35 20 400 2 4 -6 36 2 4 -2 4 2 4 3 9 2 4
36 3 9 1 1 -1 1 1 1 -2 4 1 1 14 196 1 1
37 9 81 5 25 -4 16 5 25 -1 1 5 25 4 16 5 25
38 1 1 6 36 -1 1 6 36 -5 25 6 36 8 64 6 36
39 5 25 6 36 -7 49 6 36 0 0 6 36 4 16 6 36
40 9 81 5 25 -1 1 5 25 6 36 5 25 15 225 5 25
41 12 144 4 16 5 25 4 16 -1 1 4 16 2 4 4 16
42 9 81 3 9 1 1 3 9 -1 1 3 9 5 25 3 9
43 0 0 6 36 0 0 6 36 1 1 6 36 -5 25 6 36
Окончание таблицы
N11/1 испытуемого Принятие теории наращиваемого интеллекта Интуитивная способность Принятие теории обогащаемой личности Интуитивная способность Принятие целей обучения Интуитивная способность Самооценка обучения Интуитивная способность
XI ХР У1 УР XI ХР УР XI ХР У1 УР XI ХР У1 УР
44 5 25 2 4 0 0 2 4 -3 9 2 4 3 9 2 4
45 8 64 6 36 -1 1 6 36 2 4 6 36 4 16 6 36
46 9 81 6 36 8 64 6 36 4 16 6 36 8 64 6 36
47 -3 9 6 36 2 4 6 36 -4 16 6 36 8 64 6 36
48 2 4 2 4 0 0 2 4 0 0 2 4 3 9 2 4
49 -5 25 3 9 -5 25 3 9 0 0 3 9 8 64 3 9
50 3 9 2 4 0 0 2 4 3 9 2 4 9 81 2 4
51 14 196 5 25 14 196 5 25 4 16 5 25 16 256 5 25
52 6 36 5 25 5 25 5 25 0 0 5 25 8 64 5 25
53 14 196 8 64 10 100 8 64 1 1 8 64 12 144 8 64
I 361 4285 239 1303 72 1902 239 1303 38 736 239 1303 296 3224 239 1303
600 311 277 535
Сначала мы сравнили каждую шкалу опросника К. Двек со шкалой интуитивной способности опросника С. Эпстайна. Мы рассчитали коэффициент корреляции по Пирсону, так как результаты выбранных нами методик представлены в виде шкалы интервалов:
ЛУг
Т;Хг*Т;Уг
Г =
ху
2>г-
/■„=0,27; 0,35
Ниже представлены наши расчеты.
1. Шкалы «Принятие теории наращиваемого интеллекта - Интуитивная способность»:
гху = (600 - 361x239 / 53) / л/[4285 - (361)2/53]х[1303 - (239)2/53] = -1,6.
Так как Гкр = 0,27; 0,35, Гху<Гкр - корреляция по данным шкалам не является статистически значимой.
По этим данным мы можем сделать следующий вывод: у людей, имеющих четкие представления о том, что развивая свои интеллектуальные способности они будут достигать успеха в профессиональной сфере, или наоборот, что это никак не связано, равные шансы в развитии интуитивных способностей.
Рассмотрим результаты по другим шкалам.
2. Шкалы «Принятие теории обогащаемой личности - Интуитивная способность»:
гху = (311 - 72x239 / 53) / л/[1902 - (72)2/53] х [1303 - (239)2/53] = -0,02.
Так как Гкр = 0,27; 0,35, Гху<Гкр - корреляция по данным шкалам не является статистически значимой.
Снова получены результаты, частично опровергающие гипотезу нашего исследования. Таким образом, интуитивные способности не связаны с представлениями человека о том, что личности необходимо (или нет) непрерывно развиваться для того, чтобы достигать успеха в профессиональной деятельности.
Произведем расчеты следующих шкал.
3. Шкалы «Принятие целей обучения - Интуитивная способность»:
Гху = (277 - 38x239 / 53) / л/[736 - (38)2/53] х [1303 - (239)2/53] = 0,4288.
Так как Гкр = 0,27; 0,35, Гху>Гкр - корреляция по данным шкалам является статистически значимой.
Расчеты по шкалам принятия целей обучения и интуитивных способностей дали основание рассматривать взаимообусловленность этих личностных характеристик. Другими словами, принятие целей обучения как овладение
его непосредственным содержанием, мастерством и способом деятельности как качество личности непосредственно связано с ее интуитивными способностями.
Перейдем к рассмотрению следующих шкал.
4. Шкалы «Самооценка обучения - Интуитивная способность»:
гху= (535 - 296x239 / 53) / л/[3224 - (296)2/53] х [1303 - (239)2/53] = -1,34.
Так как Гкр = 0,27; 0,35, Гху<Гкр - корреляция по данным шкалам не является статистически значимой.
На основании отсутствия корреляции между шкалами надо отметить, что оценка вкладываемых в достижения усилий и отнесение себя к успешным или неуспешным обучающимся никак не связаны с интуитивными способностями.
Затем мы сравнили каждую шкалу опросника К. Двек со шкалой использования интуиции опросника С. Эпстайна. Мы рассчитали коэффициент корреляции по Пирсону, так как результаты выбранных нами методик представлены в виде шкалы интервалов. Ниже представлены наши расчеты.
5. Шкалы «Принятие теории наращиваемого интеллекта - Использование интуиции»:
гху= (612 - 361x251 / 53) / л/[4285 - (361)2/53]х[1361 - (251)2/53] = -1,6.
Так как Гкр = 0,27; 0,35, Гху<Гкр - корреляция по данным шкалам не является статистически значимой.
Значит, представления людей о том, что развивая свои интеллектуальные способности они будут достигать успеха в профессиональной сфере, или наоборот, что это никак не связано, никак не влияют на развитие у них интуитивных способностей.
Перейдем к рассмотрению следующих шкал.
6. Шкалы «Принятие теории обогащаемой личности - Использование интуиции»:
гху= (323 - 72x251 / 53) / л/[1902 - (72)2/53]х[1361 - (251)2/53] = -0,032.
Так как Гкр = 0,27; 0,35, Гху<Гкр - корреляция по данным шкалам не является статистически значимой.
Здесь снова были получены результаты, частично опровергающие гипотезу нашего исследования. Следовательно, использование интуиции не связано с представлениями человека о том, что личности необходимо (или нет) непрерывно развиваться для того, чтобы достигать успеха в профессиональной деятельности.
Перейдем к рассмотрению следующих шкал.
7. Шкалы «Принятие целей обучения - Использование интуиции»: гху= (289-38x251 / 53)/л/[736 -(38)2/53]х[1361 -(251)2/53] = 0,312.
Так как Гкр = 0,27; 0,35, Гху>Гкр - корреляция по данным шкалам является статистически значимой.
И снова расчеты по шкалам принятия целей обучения и использования интуиции дали основание рассматривать взаимообусловленность этих личностных характеристик. Другими словами, принятие целей обучения как овладение его непосредственным содержанием, мастерством и способом деятельности как качество личности непосредственно связано не только с ее интуитивными способностями, но и с использованием интуиции.
Заключительные подсчеты по шкалам опросников представлены ниже.
8. Шкалы «Самооценка обучения - Использование интуиции»: гху= (547 - 296x251 / 53) / л/[3224 - (296)2/53]х[1361 - (251)2/53] = -0,015.
Так как Гкр = 0,27; 0,35, Гху<Гкр - корреляция по данным шкалам не является статистически значимой.
Следовательно, оценка вкладываемых в достижения усилий и отнесение себя к успешным или неуспешным обучающимся никак не связаны с использованием интуиции обучающимися.
Итак, в результате подсчета коэффициента корреляции шкал «принятие теории наращиваемого интеллекта», «принятие теории обогащаемой личности», «самооценка обучения» опросника К. Двек со шкалами «интуитивная способность», «использование интуиции» опросника С. Эпстайна получены показатели статистически незначимые, что говорит об отсутствии связи между ними. Расчеты коэффициента корреляции по шкалам «принятие целей обучения» опросника К. Двек и шкалам опросника С. Эпстайна «интуитивная способность», «использование интуиции» показали статистически значимую положительную корреляцию (соответственно Гху= 0,43; Гху= 0,312 при р = 0,05; р = 0,01).
Обсуждение и заключение
Таким образом, можно сделать следующие предварительные выводы: интуитивные способности людей и использование интуиции не связаны с представлениями человека о том, что личности необходимо непрерывно развиваться с целью достижения успеха в профессиональной деятельности. В общем виде это сводится к утверждению, что интуитивные и интеллектуальные способности не связаны между собой.
Кроме того, и оценка вкладываемых в достижения усилий, и отнесение себя к успешным или неуспешным обучающимся никак не связаны ни с интуитивными способностями, ни с их использованием. Полученные результаты частично опровергают гипотезу нашего исследования.
Выдвинутое предположение о том, что педагогическую интуицию можно развивать через развитие других личностных особенностей, подтверждено частично. Полученные результаты дали основание говорить о наличии связи между принятием целей обучения как овладением его непосредственным содержанием, мастерством и способом деятельности как качеством личности, с одной стороны, и интуитивными способностями личности, а также использованием интуиции, с другой.
В целом по результатам исследования важно отметить, что большое значение для развития интуитивных способностей будущих учителей имеет мотивация обучающихся, их личные, индивидуальные цели обучения. Кроме того, велика значимость усилий воли обучающихся и различных психотехник, которые, согласно исследованиям П.Е. Григорьева, И.В. Васильевой, могут повысить вероятность достижения желаемых результатов [3]. Соглашаясь со взглядами ученых, подчеркнем и важность наличия интереса, отношения экспериментатора к обучающимся как к сознательным, ответственным, стремящимся к овладению профессиональным мастерством личностям, так как от этого во многом зависит эффект принятия ими целей обучения. Большую роль играет преподаватель как наставник, модератор, стимулирующий обучающихся к успешности выполнения деятельности. Кроме того, П.Е. Григорьев, И.В. Васильева отмечают, что величина эффекта, как правило, индивидуально зависит от наличия информации о промежуточных успехах деятельности [3]. Такая обратная связь от преподавателя будет являться дополнительным стимулом овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками.
Таким образом, при составлении программы подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности, направленной на развитие педагогической интуиции, необходимо включать в нее упражнения, задания, кейсы, направленные на принятие учащимися «правильных» целей обучения. Под «правильными» целями обучения мы понимаем осознанное стремление обучающихся овладевать способами деятельности, непосредственным содержанием обучения, когда для обучающихся это будет важнее внешней оценки деятельности или какого-либо вознаграждения. Причем важный акцент мы делаем на осознанном принятии таких целей обучения и на содержательном компоненте обучения, так как осознанность не всегда легко удается распознать, а содержательная сторона обучения, обучение способу деятельности во время обучения в университете во многом зависит от преподавателей.
Результаты исследования получены в ходе пилотажного исследования, и мы допускаем возможность некоторой их погрешности. Однако в исследовании показана значимость использования деятельностного подхода, сделан акцент на индивидуальных целях обучения как необходимых компонентах учебно-воспитательного процесса, показано их влияние на развитие интуитивных способностей и их использование обучающимися в современном, ускоренном ритме жизни.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Барбитова АД. Интуиция в профессиональном и субъектном опыте педагога // Психология творчества: наследие Я.А. Пономарева и современные исследования: Тезисы докладов Всероссийской научной конференции. Пермский государственный институт искусства и культуры; Институт психологии РАН; науч. ред. Л.Я. Дорфман, Д.В. Ушаков. - Пермь: Изд-во Перм. гос. ин-та культуры, 2010. -С.214-218.
2. Васильева И.В., Григорьев П.Е. Анализ междисциплинарных подходов исследования интуиции // Гуманитарно-педагогическое образование. - 2018. - Т. 4, №2.-С. 13-21.
3. Васильева И.В., Григорьев П.Е. Организация и результаты исследования интуиции посредством экспериментальной игровой процедуры в социальной сети // Альманах Пространство и Время: электронное научное издание. - 2016. - Т. 12, Вып. 2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ni/article/v/ organizatsiya-i-rezultaty-issledovaniya-intuitsii-posredstvom-eksperimentalnoy-igrovoy-protsedury-v-sotsialnoy-seti
4. Васильева И.В., Григорьев П.Е. Теоретические и экспериментальные проблемы профессиональной интуиции сотрудников МВД: учеб. пособие // Министерство образования и науки Российской Федерации, Тюменский государственный университет, Институт психологии и педагогики. - Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. унта, 2017. - 206 с.
5. Вернадский В.И. Собрание сочинений. Т. 5. - М.: АН СССР, 1960.
6. Воловикова М.И., Джидарьян И.А. Развитие идей C.J1. Рубинштейна в исследованиях лаборатории психологии личности института психологии РАН // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. - 2018. - Т. 3. - №1 (9). - С. 20-42.
7. Джоб В., Двек К, Уолтон Г. Эго истощение - это все в вашей голове? (англ.) // Психологическая наука. - 2010. - Вып. 21, вып. 11. - С. 1686-1693.
8. КоджаспироваГ.М., Коджаспиров А.К). Педагогический словарь. - М.. 2005. -448 с.
9. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д., ЧумаковаМ.В. [и др.]. Модификация опросников К. Двек в контексте изучения академических достижений студентов // Психологический журнал. - 2008. - № 3. - С. 86-100.
10. Лаврова H.A. Самооценка и принятие решения в контексте дефицита времени // Высшее образование сегодня. -2010,-№8.-С. 46-50.
11. Майерс Д. Интуиция / Сер: Мастера психологии. - СПб.: Питер, 2009. - 450 с.
12. Манжос Л.В., Хазова С.А., Хатит Ф.Р. (2015) Особенности профессиональной самореализации педагогов в современных условиях [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/ri/osobennosti-professionalnoy-samorealizatsii-pedagogov-v-sovremennyh-usloviyah
13. Ожегов С.И. Талант // Толковый словарь русского языка: 57 000 слов; под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. 17-е изд., стер. - М.: Рус. яз., 1985. - С. 684.
14. Подобреева Е.А., Подобреева A.A. (2009) Интуиция и ее роль в познании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://uran.donntu.org/~masters/2009/ cl tf7podob rcc vaan n/1 i b rary/tcz 1 .htm
15. Прыгин Г.С. Неклассическая психология: психология субъектной реальности: монография. - Набережные Челны: Изд-во Набережночелн. гос. пед. ун-та, 2018.-268 с.
16. Прыгин Г.С. Психология самостоятельности: монография. - Набережные Челны: Изд-во Ин-та управления, 2015. - 304 с.
17. Миронов В.В. Философия: учебник для вузов. - М.: Наука, 2005. - 928 с.
18. Юнг КГ. Синхронистичность. - М.; К.: Рефл-бук; Ваклер, 1997. - 216 с.
19. Epstein S. (2003). Cognitive-experiential self-theory of personality. Handbook of psychology. Vol. 5: Personality and social psychology. Ed. By I. B. Weiner. Hoboken, NJ: John Wiley & Sons, Inc. 2003, pp. 159-184 Л.В.
20. Garipova Yu.M. (2018). Pedagogical intuition, emotional intelligence as an important constituent cognitivity component of a modern teacher. Modern Journal of Language Teaching Methods (MJLTM), Vol. 8, 11, 934-93.
21. Kolak D. (2004). I Am You: The Metaphysical Foundations for Global Ethics. Dordrecht: Synthese Library, Springer.
22. Robinson Ch. (2017) Growth mindset in the classroom. Science Scope, Vol. 41, No. 2, Climate Change, 18-21.
Поступила в редакцию 03.10.2019 В окончательном варианте 09.11.2019
UDC 37.015.3
IMPLICIT THEORY OF PERSONALITY AS A PREREQUISITE FOR PEDAGOGICAL INTUITIONS DEVELOPMENT
Yu.M. Garipova1
Naberezhnye Chelny State Pedagogical University
28, Nizametdinova str., the city of Naberezhnye Chelny, Republic ofTatarstan, 423806, Russian Federation E-mail: [email protected]
Abstract
The article is devoted to the study of pedagogical intuition, its interconnection with the ideas of man about intellect and personality. Pedagogical intuition is frequently used in teachers' work, but the concept of pedagogical intuition and ways of its development is not clear. At the same time, developed pedagogical intuition, as an ability of a teacher to make quick decisions in their professional activity, allows them to simplify and speed up the process of solving professional issues, which is especially important for modern Russian teachers. Due to the high level of bureaucratization of education and a large teaching load, teachers in Russia are very time-bounded in their work.
The article suggests that pedagogical intuition can be developed through the development of other personal characteristics. This study examined the relationship of intuitive abilities on the one hand, and the implicit theories of the personality, its learning objectives - on the other. To confirm this thesis, 50 senior students of the pedagogical university of Naberezhnye Chelny were interviewed. Since the sample was not large, the author of this article does not deny the possible error in the results of the study. However, it should be noted that the sample of the study will be increased several times to confirm the results obtained.
As a result of the study, significant results were obtained on two scales of the questionnaire of implicit theories and learning objectives by C. Dweck and the questionnaire of the intuitive style of S. Epstein.
Keywords: education, teacher, pedagogical intuition, educational intuition, implicit theories and learning objectives.
1 Yulia M. Garipova, Training and Methodology Specialist.
REFERENCES
1. Barbitova A.D. Intuiciya v professional'nom i sub"ektnom opyte pedagoga [Intuition in the professional and subject experience of a teacher], Psikhologiya tvorchestva: naslediye YA.A. Ponomareva i sovremennyye issledovaniya: Tezisy dokladov Vse-rossiyskoy nauchnoy konferentsii. Permskiy gosudarstvennyy institut iskusstva i kul'tury; Institut psikhologii RAN; nauch. red. L.YA. Dorfman, D.V. Ushakov [Psychology of creativity: the legacy of Ya.A. Ponomarev and contemporary research. Abstracts of the All-Russian Scientific Conference. Perm State Institute of Art and Culture; Institute of Psychology RAS; Scientific editors: Dorfman L.Ya., Ushakov D.V.]. Perm: Publishing house: Perm State Institute of Culture, 2010. - Pp. 214-218.
2. Vasil'eva I.V., Grigor'ev P.E. Analiz mezhdisciplinarnyh podhodov issledovaniya in-tuicii [Analysis of interdisciplinary approaches to the study of intuition], Gumanitar-no-pedagogicheskoye obrazovaniye [Humanitarian-pedagogical education], 2018. vol.
4, №2. Pp. 13-21.
3. Vasil'eva I.V., Grigor'ev P.E. Organizaciya i rezul'taty issledovaniya intuicii posredstvom eksperimental'noj igrovoj procedury v social'noj seti [Organization and results of intuition research through an experimental gaming procedure in a social network], Al'manakh Pros trans tvo i Vremya: elektronnoye nauchnoye izdaniye [Electronic scientific publication Almanac: Proststanstvo i Vremya], 2016. V. 12, iss. 2. Access mode: https ://cyberleninka. ru/article/v/organizatsiya-i-rezultaty-issledovaniya-intuitsii-posredstvom-eksperimentalnoy-igrovoy-protsedury-v-sotsialnoy-seti
4. Vasil'eva I.V., Grigor'ev P.E. Teoreticheskie i eksperimental'nye problemy profes-sional'noj intuicii sotrudnikov MVD: ucheb. posobie [Theoretical and experimental problems of professional intuition of the employees of the Ministry of Internal Affairs: study guide]. Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Tyumen State University, Institute of Psychology and Pedagogy. Tyumen: Publishing house of Tyumen State University, 2017. 206 p.
5. Vernadskij V.l. Sobranie sochinenij [Collected Works]. Vol. 5. Moscow: USSR Academy of Sciences, 1960.
6. Volovikova M.I., Dzhidar'yan I.A. Razvitie idej S.L. Rubinshtejna v issledovaniyah laboratorii psihologii lichnosti instituta psihologii RAN [The development of ideas
5.L. Rubinstein in the research of the laboratory of psychology of personality of the Institute of Psychology RAS]. Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Social and economic psychology. 2018. Vol. 3, № 1 (9). Pp. 20-42.
7. Dzhob V, Dvek K., Uolton G. Ego istoshchenie - eto vse v vashej golove? (angl.) [Ego Depletion - Is It All in Your Head?]. Psikhologicheskaya nauka [Psychological Science], 2010. Vol. 21, iss. 11. Pp. 1686-1693.
8. Kodzhaspirova G.M., Kodjaspirov A.Yu. Pedagogicheskij slovar' [Pedagogical Dictionary], Moscow, 2005. 448 p.
9. Kornilova T.V., Smirnov S.D., Chumakova M.V. [et al.J. Modifikaciya oprosnikov K. Dvek v kontekste izucheniya akademicheskih dostizhenij studentov [Modification of K. Dweck questionnaires in the context of studying the academic achievements of students]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal]. 2008. № 3. Pp. 86-100.
10. Lavrova N.A. Samoocenka i prinyatie resheniya v kontekste deficita vremeni [Self-esteem and decision making in the context of time constraints]. Vyssheye obrazovani-ye segodnya [Higher education today]. 2010. № 8. Pp. 46-50.
11. Majers D. Intuiciya. Mastera psihologii [Intuition. Masters of Psychology]. - St. Petersburg: Publishing House: Peter, 2009. 450 p.
12. Manzhos L.V., Hazova S.A., Hatit F.R. (2015) Osobennosti professional'noj samoreal-izacii pedagogov v sovremennyh usloviyah [Features of professional self-realization of teachers in modern conditions]. Access Mode: https://cyberleninka.ru/article/ri/ osobennosti-professionalnoy-samorealizatsii-pedagogov-v-sovremennyh-usloviyah]
13. Ozhegov S.I. Talant [Talent]. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka: 57 000 slov; pod red. chl.-korr. AN SSSR N.Yu. SHvedovoy. 17-e izd., ster. [Explanatory Dictionary of the Russian language: 57 000 words. Ed. Corr. USSR Academy of Sciences N.Yu. Shve-dova. 17th ed., Stereotype]. Moscow: Rus. Lang, 1985. 684 p.
14. Podobreeva E.A., Podobreeva A.A. (2009) Intuiciya i ee rol' v poznanii [Intuition and its role in cognition]. Access Mode: http://uran.donntu.org/~masters/ 2009/eltf/podobreeva_ann/library/tezl .htm ]
15. Prygin G.S. Neklassicheskaya psihologiya: psihologiya sub"ektnoj real'nosti. Mono-grafiya [Non-classical psychology: psychology of subject reality. Monograph], - Naberezhnye Chelny: Publishing house ofNGPU, 2018. 268 p.
16. Prygin G.S. Psihologiya samostoyatel'nosti. Monografiya [Psychology of independence. Monograph], Naberezhnye Chelny: Publishing house of Institute of Management, 2015.304 p.
17. Mironov V.V. Filosofiya: Uchebnik dlya vuzov [Philosophy: A textbook for high schools]. Moscow: Science, 2005. 928 p.
18. Yung K.G. Sinhronistichnost' [Synchronicity]. - Moscow, Q.: Refl-beech; Wackier, 1997. 216 p.
19. Epstein S. (2003). Cognitive-experiential self-theory of personality. Handbook of psychology. Vol. 5: Personality and social psychology. Ed. by I. B. Weiner. Hoboken, NJ: John Wiley & Sons, Inc. 2003, pp. 159-184 JIB.
20. Garipova Yu.M. (2018). Pedagogical intuition, emotional intelligence as an important constituent cognitivity component of a modern teacher. Modern Journal of Language Teaching Methods (MJLTM), Vol. 8, 11, 934-93.
21. Kolak D. (2004). I Am You: The Metaphysical Foundations for Global Ethics. Dordrecht: Synthese Library, Springer.
22. Robinson Ch. (2017) Growth mindset in the classroom. Science Scope, Vol. 41, No. 2, Climate Change, 18-21.
Original article submitted 03.10.2019 Revision submitted 09.11.2019