Научная статья на тему 'Проблема воспитания интуиции в формировании музыкальной культуры у студентов-музыкантов педагогических вузов'

Проблема воспитания интуиции в формировании музыкальной культуры у студентов-музыкантов педагогических вузов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
267
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ / ИНТУИЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ВОСПРИЯТИЕ / MUSICAL CULTURE / TEACHER-MUSICIAN / INTUITION / EDUCATION / PERCEPTION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — У Шуан, Санжеева Л. В.

Формирование музыкальной культуры у студентов педагогических вузов продолжается в течение всего процесса обучения. Студент-музыкант должен владеть профессиональными компетенциями, связанными с интуитивной идентификацией музыкальных произведений, интуитивным осознанием культурной целостности, формированием интуиции у подрастающего поколения и др. Проблема владением интуицией связана с тем, чтобы студент осознанно создавал интуитивные основы для развития музыкальных и педагогических навыков в профессиональной деятельности. Профессиональное интуитивное обладание музыкой становится признаком осознанного и подсознательного музыкального бытия личности в культуре. Смыслы и ценности сознательной музыкальной деятельности, заложенные в педагогическом процессе опредмечивания и распредмечивания, отражают интуитивные основы музыкальной культуры. Интуиция активизирует мыслительную деятельность при обучении музыке, развивая подсознательную потребность музыкального восприятия. Музыка создает интуитивные смыслы бытия, оказывая влияние на развитие творческой деятельности личности, способствуя подсознательному приобщению к музыкальным культурам, что формирует толерантное отношение к другим народам. Воспитание интуитивных основ музыкальной культуры в процессе педагогической деятельности рождает гуманистические ориентиры у студента. Интуиция является важным фактором в формировании музыкальной культуры, необходимым в педагогической деятельности будущего учителя-музыканта. Цель статьи заключается в обосновании проблемы воспитания интуиции у студентов педагогических вузов в формировании музыкальной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF EDUCATION OF INTUITION IN THE FORMATION OF MUSICAL CULTURE AT MUSIC STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES

The formation of musical culture among students of pedagogical universities continues throughout the entire learning process. A student-musician must possess professional competencies related to the intuitive identification of musical works, intuitive awareness of cultural integrity, the formation of intuition among the younger generation, etc. The problem of mastering intuition is related to the fact that the student consciously creates intuitive foundations for the development of musical and pedagogical skills in professional activities. Professional intuitive possession of music becomes a sign of a conscious and subconscious musical being of a person in culture. The meanings and values of conscious musical activity, embedded in the pedagogical process of objectification and objectification, reflect the intuitive foundations of musical culture. Intuition activates the mental activity in teaching music, developing the subconscious need for musical perception. Music creates intuitive meanings of being, influencing the development of the creative activity of the individual, contributing to the subconscious familiarization with musical cultures, which forms a tolerant attitude towards other peoples. The upbringing of the intuitive foundations of musical culture in the process of pedagogical activity gives rise to humanistic landmarks for the student. Intuition is an important factor in the formation of musical culture, necessary in the pedagogical activity of the future teacher-musician. The purpose of the article is to justify the problem of educating intuition among students of pedagogical universities in the formation of musical culture.

Текст научной работы на тему «Проблема воспитания интуиции в формировании музыкальной культуры у студентов-музыкантов педагогических вузов»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 6 (72). 2020. № 2. С. 66-74.

УДК 378.011.3

ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ИНТУИЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

УШуан1, Санжеева Л. В.2

*'2Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена,

Санкт-Петербург, Россия

E-mail: [email protected]' [email protected]

Формирование музыкальной культуры у студентов педагогических вузов продолжается в течение всего процесса обучения. Студент-музыкант должен владеть профессиональными компетенциями, связанными с интуитивной идентификацией музыкальных произведений, интуитивным осознанием культурной целостности, формированием интуиции у подрастающего поколения и др. Проблема владением интуицией связана с тем, чтобы студент осознанно создавал интуитивные основы для развития музыкальных и педагогических навыков в профессиональной деятельности. Профессиональное интуитивное обладание музыкой становится признаком осознанного и подсознательного музыкального бытия личности в культуре. Смыслы и ценности сознательной музыкальной деятельности, заложенные в педагогическом процессе опредмечивания и распредмечивания, отражают интуитивные основы музыкальной культуры. Интуиция активизирует мыслительную деятельность при обучении музыке, развивая подсознательную потребность музыкального восприятия. Музыка создает интуитивные смыслы бытия, оказывая влияние на развитие творческой деятельности личности, способствуя подсознательному приобщению к музыкальным культурам, что формирует толерантное отношение к другим народам. Воспитание интуитивных основ музыкальной культуры в процессе педагогической деятельности рождает гуманистические ориентиры у студента. Интуиция является важным фактором в формировании музыкальной культуры, необходимым в педагогической деятельности будущего учителя-музыканта. Цель статьи заключается в обосновании проблемы воспитания интуиции у студентов педагогических вузов в формировании музыкальной культуры.

Ключевые слова: музыкальная культура, педагог-музыкант, интуиция, воспитание, восприятие.

ВВЕДЕНИЕ

В XXI веке важное значение для развития государства имеет высшее образование, главная цель которого заключается в подготовке высококвалифицированных специалистов. Педагогическое образование занимает особое место и характеризуется реформами, связанными с разработками педагогических технологий, предметно-ориентированных методов обучения, личностно ориентированного образования, основная задача которых заключается в развитии интеллектуального уровня и творческого потенциала студента.

Современные требования к становлению профессиональной компетентности студента-музыканта предполагают осмысление воспитательной работы в контексте модернизации образования. Воспитание в подготовке учителя-музыканта связано с гуманистическими, духовно- нравственными и эстетическими компонентами развития личности студента, готового к организации педагогического процесса в

66

условиях общеобразовательной и профильной школы и способного к применению профессиональных навыков обучения. Проблема владением интуицией связана с тем, чтобы студент самостоятельно создавал основы для развития педагогических навыков в профессиональной деятельности. Педагогическая деятельность учителя музыки направлена на самостоятельное решение сложных задач, заключающихся, в том числе, и в применении интуиции в формировании музыкальной культуры. Требования к педагогу-музыканту постоянно возрастают в связи с реформой высшей школы и инновациями в обучении. Специальная музыкально-педагогическая подготовка включает множество качественных характеристик, в том числе личностно-ориентированную, мотивационную, практико-ориентированную. Реализация музыкального образования и воспитания, включая воспитание музыкальной интуиции, должна отвечать профессиональным компетенциям высшего образования.

Цель статьи заключается в обосновании проблемы воспитания интуиции у студентов педагогических вузов в формировании музыкальной культуры.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Профессионализм учителя-музыканта проявляется не только в применении полученных знаний, он также определяется в умении использовать подсознательные компоненты духовно-нравственной культуры, в данном случае интуицию. Интуиция музыкальной культуры в педагогических исследованиях недостаточно разработана. В психологии выделены два вида интуиции: чувственная и интеллектуальная [1, с. 100]. В. Ф. Асмус рассматривает чувственную интуицию, как «прямое усмотрение истины с помощью внешнего чувства» [2, с. 4]. Интеллектуальная интуиция предполагает «прямое постижение умом истины, не выведенной из других истин посредством доказательства» [3, с. 6]. Кроме них выделяются виды интуиции, такие как - воображение, восприятие, разум и т. д. [3, с. 94-122]. В современных исследованиях интуиция стала рассматриваться как инструмент познания в процессе мыслительной деятельности.

В характеристиках интуиции указано отсутствие внутренней логики, рационального мышления, присутствие подсознательной формы, предчувствия, дологического мышления. Вместе с этим, интуицию невозможно выделить как отдельную форму существования в психологии личности. [4]. Подсознание фиксирует интуитивные навыки, необходимые музыканту в восприятии и воспроизведении музыкальных произведений, создавая духовную осмысленность в восприятии звуков музыки, формирующих пространство культуры.

Подготовка требует профессионально-ориентированного воспитания будущих учителей музыки - студентов педагогических вузов. В педагогическом образовании и воспитании формирование музыкальной культуры у студентов продолжается в течение всего процесса обучения. Воспитание профессиональных навыков будущего педагога-музыканта непосредственно связано с воспитанием интуиции в восприятии музыки. Проблема воспитания заключается в развитие самостоятельных навыков применения интуиции в работе педагога-музыканта.

67

Педагог-музыкант и его деятельность неоднократно становились объектом внимания ученых в российской музыкальной педагогике, среди них Э. Б. Абдуллин [5], Ю. Б. Алиев [6], Л. Г. Арчажникова [7], Л. А. Безбородова [8] и другие. Методологическая база была разработана в трудах педагогов-музыкантов: Б. В. Асафьева [9], Д. Б. Кабалевского [10] и многих других. Современная подготовка студентов, будущих учителей музыки, рассматривалась в разных контекстах: музыкально-педагогическом общении [11], художественно -педагогическом творчестве [12], профессионально-педагогическом умении учителя музыки [13] и т. д. При этом исследований формирования музыкальной культуры студента в высших учебных учреждениях не проводилось.

Ученые-педагоги выделяют необходимость владения учителем музыки многочисленными знаниями, умениями и навыками, среди них - музыкальность (Э. Абдулин) [5], музыкальные знания (Ю. Алиев) [6], любовь к детям (Л. Арчажникова) [7], артистизм (Д. Кабалевский) [10], поликультурная компетентность (Е. Щеглова) [14] и многое другое. Все исследователи отмечают необходимость профессиональных навыков музыканта, связанных с формированием музыкальной культуры.

В своих работах Д. Кабалевский [10] и Г. Цыпин [15] выделили музыкально-педагогическую интуицию учителя, необходимую для развития музыкальных способностей и личностного роста учащегося в музыкальной деятельности. Музыкальная интуиция является важным средством воспитания, считал Д. Кабалевский, на ее основе формируется духовная культура, «...уроки музыки... ставят задачу воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры» [10, с. 5]. Воспитание музыкальной и духовной культуры включено во все обучающие программы по музыке на всех уровнях образования, начиная с дошкольного обучения и продолжающееся в высшем педагогическом образовании.

В рабочих программах высшей школы по педагогическому образованию учителя-музыканта прописываются профессиональные компетенции, связанные с воспитанием музыкальной культуры. Вследствие этого, мы считаем, что воспитание интуиции в формировании музыкальной культуры способно раскрывать педагогические способности учителя. Поэтому знание об интуиции и умение ее использовать в педагогической деятельности становится одним из важных компонентов воспитания интуиции в музыкальной культуре студента-музыканта высшего педагогического учебного учреждения.

В профессиональной деятельности взаимодействие «учитель-музыка-ребенок» являются ключевыми объектами в формировании интуиции музыкальной культуры. Интуиция учителя должна сопровождать обучение музыке детей и создавать атмосферу духовной эмоциональной чувственности, формирующей гуманистические, нравственно-эстетические ориентиры личности. Так, «.важнейшим итогом музыкального воспитания является формирование общей культуры личности» [10, с. 5]. Интуиция влияет на педагогическую деятельность музыканта в формировании музыкальной культуры личности, как на личном, так и на социальном уровне.

68

Значит, интуиция должна сопровождать студента постоянно в музыкальной и педагогической деятельности. Поэтому воспитание интуиции необходимо для реализации профессиональной компетентности студента. Не менее важным фактором в воспитании интуиции является эмоциональность. Эмоциональность в работе учителя-музыканта непосредственно связана с интуитивным познанием музыки. Эмоциональный опыт в воспитании музыкальной культуры приобщает студента к культурному наследию человечества - «добру, красоте, человечности». [5]. Эмоциональность необходима как средство постижения музыки в ее нравственно-эстетических переживаниях [7], поэтому непосредственно используется в обучении. Эмоция непосредственно связана с интуитивным переживанием музыкальных произведений, фиксируемых на уровне подсознания в процессе восприятия. Интуитивное закрепление эмоционального в подсознании способствует духовному осмыслению музыкального мира культуры.

Будущий учитель музыки должен обладать интуицией в музыкальной культуре для реализации профессиональной деятельности педагога, способного воспитывать подрастающее поколение в эмоционально-чувственной атмосфере духовности и нравственности. Так как, отмечает А. С. Кармин, сила интуиции состоит в том, что формируется на основе накопленных знаний и опыта. [16, с. 94]. Интуитивная рефлексия учителя создает творческую созидательную активность, позволяющую раскрыть способности детей в восприятии музыки и понимания музыки, как жизненной необходимости.

Именно воспитание интуиции дает возможность студенту приобщиться к смыслам и ценностям культуры, через музыку постигая сущность жизненного бытия на духовном уровне. В теории М. С. Кагана [17] именно культура определяет смыслы и ценности деятельности человека. В процессе опредмечивания и распредмечивания у человека закладываются основы музыкальной деятельности на уровне мировоззренческой бытийности, что рассматривается в философском и культурологическом познании многими учеными.

Например, Б. В. Асафьев писал о познавательных свойствах музыки и ее гносеологической ценности [9]. А. Ф. Лосев отмечал вечность и бесконечность музыки в пространстве бытия [18]. И. В. Гёте говорил о лучшей работоспособности после прослушивания музыкальных произведений [19, с. 84]. Э. Делакруа, описывая влияние музыки на творчество, считал, что музыка рождает глубокие мысли [20, с. 11]. Влияние музыки подчеркивали многие философы и художники, значит, музыка создает творческую рефлексию, когда реакция интуитивного осознания реальности философов, художников, музыкантов развивает созидательную активность в науке и искусстве.

Музыка является сложным структурным образованием в системе бытия культуры, где сущность и функции музыки отражают сознательные и подсознательные представления и интуитивные ощущения о мироустройстве культуры. Поэтому изучение музыкальной культуры в разных научных направлениях способно раскрыть особенности функционирования музыки во всех ее проявлениях. В контексте нашего исследования мы придерживаемся мнения Н. Н. Гаврюшенко, предлагающего рассматривать музыкальную культуру как часть

69

духовной культуры человечества, направленной на духовное совершенствование человека и достижение его целостности с окружающим миром [21, с. 13].

Владение музыкой становится признаком осознания музыкального бытия личности в культуре, что создает музыкальную культуру на основе подсознания, сознания и деятельности. В частности, Р. А. Куренкова отмечает, что сущность музыкальной культуры человека «.определена как совокупность качеств музыкальной деятельности и сознания.» [22, с. 17]. В деятельностном осознании музыки можно выделить в онтологии бытия метексис, сопричастность, и мимесис, подражание. Сознание рождает трансцендентные и имманентные ценности, включающие разнородные по содержанию и структуре ценности, метаценности, повседневные ценности и т.д. Вследствие чего, сознание создает смыслы и ценности, которые в процессе подсознательной деятельности формируют основы музыкальной культуры.

В формировании музыкальной культуры большое значение имеет развитие интуитивной потребности музыкального бытия в мире культуры, независимо от видов деятельности, меняющихся в процессе становления личности. В связи с этим, необходимость музыкального воспитания и образования подчеркивается многими учеными, так как звуки музыки не только развивают умственную деятельность человека, они способствует интеллектуальному росту личности, обладают лечебными свойствами и т.д.

Значит, формирование музыкальной культуры - это естественный процесс подсознательного освоения и осознания человеком окружающего мира с помощью использования ритма, тона и звука. Звуки музыки создают гармоничное пространство бытия личности в сфере культуры. В. Н. Холопова отмечает, что «.немаловажное свойство личного отношения к творчеству. - ставка на интуицию» [23, с. 38]. Вследствие воспитания интуиции, звуки музыки являются необходимым средством постижения мира в его подсознательном бытийном и событийном сознании, дающим возможность реализации потребностей и способностей личности в творческой деятельности.

Интуиция в воспитании музыки связана с сенсорным восприятием и восприятием звука. Сенсорное восприятие развивает представление о свойствах предметов, формах, цветах, запахах и т.д. Воспитание звукового и сенсорного восприятия начинается в рождения ребенка и продолжается в течение жизни, так как сенсорное развитие влияет на интеллект, мышление, творчество и т. д. Звук в природе создает множество ощущений и смыслов, так В. Г. Ражников пишет - «звук по своей природе живой» [24, с. 18]. Звук обладает полимодальной энергией в эмоциональном воплощении и создает интуицию восприятия на уровне подсознательного, что создает интуитивные музыкально-перцептивные процессы. Значит, звуки способствуют эффективному освоению подсознательного и сознательного восприятия окружающего мира в условно-рефлекторной деятельности нервных связей. В итоге, звуки музыки в сочетании с сенсорным восприятием создают интуитивные основы музыкальной культуры.

Также в образовательном процессе необходимо понимание развития интуиции вербального и невербального интеллекта. Особую роль в развитии невербального

70

интеллекта, основанного на интуитивном компоненте умственной деятельности, также занимает музыка. Обучение музыке обеспечивает общее интеллектуальное развитие будущего учителя, включая интуитивность познания, интуитивность восприятия в мышление и т.п. Учитывая музыкальные способности студента необходимо отметить особую роль интуитивной основы умственной деятельности. Образовательный процесс предполагает владение умениями и навыками интуитивных, дологических рассуждений, формирующих базовые смыслы и ценности интуиции музыкальной культуры.

Субстанциональность и духовность музыкального бытия формируют внутреннюю интуитивную сущность мира культуры личности, проявляющуюся в творчестве композиторов П. И. Чайковского, Л. Бетховена, Ф. Шопена, С. С. Прокофьева, М. И. Дунаевского и других, создавших шедевры мирового искусства. Что определяет необходимость воспитания интуитивных чувств и эмоций, которые влияют на становление внутренней музыкальной культуры личности, связанной с умением студента интуитивно чувствовать и ощущать мир музыки, определять характер, стили, жанры, предназначение музыки и музыкальных произведений.

Народная музыка, в отличие от профессиональной, сформировалась на основе интуиции выживания для диалога с окружающим миром культуры, где звуки природы стали звуками души, эмоций и чувств. Так рождалась интуитивная музыка фольклора [25]. В результате у каждого народа сложилась собственная музыкальная культура, в процессе познания раскрывающая духовные интуитивные смыслы и ценности культуры.

Познание способствует воспитанию интуиции в формировании музыкальной культуры, поэтому ее необходимо применять в педагогическом образовании. А. В. Бондаренко пишет, что «интуиция - это один из высших способов человеческого познания действительности» [26, с. 202]. Воспитание музыкальной культуры предусматривает целенаправленное развитие интуиции студента в формировании профессиональных компетенций, так как интуитивное осмысление музыки в результате способствует формированию высокой квалификации будущего учителя музыки. Показателем квалификации школьных учителей становится выявление музыкальных способностей детей и как результат получение наград на конкурсах, фестивалях, концертах и т. д.

С внедрением информационных технологий музыкальная подготовка студента расширилась, появились новые профессии: музыкальный редактор, звукооператор, аранжировщик и др. Профессия педагога в совокупности с музыкальным образованием расширяет профессиональные возможности студента в реализации личного потенциала. Педагог-музыкант должен стать универсалом в профессиональной деятельности. Важная роль в универсальном владении профессией отводится интуиции, так как именно она раскрывает внутренний потенциал эмоционально-чувственной сферы личности студента.

Таким образом, проблема воспитания интуиции заключается в том, что она не поддается логике научного анализа, при этом она активизирует мыслительную деятельность в обучении музыке, развивая подсознательную потребность

71

музыкального восприятия. Музыка создает интуитивные смыслы бытия, оказывая влияние на развитие творческой деятельности, способствуя приобщению студента к разным культурам, что формирует толерантное отношение к другим народам. Также, интуиция становится важным инструментом в формировании музыкальной культуры у студентов, проявляясь в педагогической деятельности на уровне владения профессиональными компетенциями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный анализ показал проблему воспитания интуиции в связи с ее подсознательной формой бытия у студента. Проблема владением интуицией также связана с тем, чтобы студент осознанно создавал интуитивные основы для развития собственных навыков в профессиональной деятельности. Постановка проблемы развития интуиции в формировании музыкальной культуры студента обусловлена тем, что: во-первых, воспитание интуиции в процессе формирования музыкальной культуры является важным фактором для профессиональной подготовки студента-музыканта; во-вторых, профессиональная компетентность будущего учителя музыки зависит не только от комплекса базовых знаний в области музыки и педагогики, она также зависит от умения применять интуицию в будущей педагогической деятельности; в-третьих, обладание интуицией дает возможность реализации профессиональных качеств будущего учителя музыки в формировании музыкальной культуры обучающихся; в-четвертых, подготовка учителя непосредственно связана с воспитанием интуиции, так как она в совокупности с другими знаниями, умениями и навыками обеспечивает высокий уровень готовности студента-музыканта к профессиональной педагогической деятельности с учетом требований ФГОС ВО.

Список литературы

1. Федоров Е. Е. Интуиция в музыкально--исполнительской деятельности / Е. Е. Федоров // Вопросы психологии. - 1985. - № 2. - С. 100.

2. Асмус В. Ф. Проблема интуиции в философии и математике: очерк истории: XVII - начало XX в. / В. Ф. Асмус / Вступ. ст. В. В. Соколова. 3-е изд., стер. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 310 с.

3. Бунге М. Интуиция и наука / М. Бунге / пер. с англ. - М., 1967. - 187 с.

4. Лобастов Г. В. Интуиция как проявленная тотальность субъективности / Г. В. Лобастов // Экономические и социально-гуманитарные исследования. - 2017. - № 1 (13). - С. 51-59.

5. Абдуллин Э. Б. Теория и методика музыкального образования школьников: программа-конспект высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин. - М.: МШУ, 1996. - 53 с.

6. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю. Б. Алиев. - М.: Владос, 2000. -336 с.

7. Арчажникова Л. Г. Профессия - учитель музыки / Л. Г. Арчажникова. - М.: Просвещение, 1984. -111 с.

8. Безбородова Л. А. Методика преподавания музыки в начальной школе / Л. А. Безбородова // Музыка в школе. - 2000. - № 1. - С. 45-57.

9. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев. - Л.: Музыка, 1971. - 373 с.

10. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца / Д. Б. Кабалевский. - М.: Просвещение, 1984. - 206 с.

11. Алимская Л. Ф. Формирование готовности студентов к музыкально-педагогическому общению: дисс. канд. пед. наук / Л. Ф. Алимская. - Саратов, 2001. - 234 с.

72

12. Прокофьева И. В. Формирование готовности студентов вузов искусств и культуры к художественно-педагогической деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук / И. В. Прокофьева. -Тюмень, 2002. - 161 с.

13. Исаева Л. А. Формирование профессионально-педагогических умений учителя музыки в процессе учебно-воспитательной практики: автореф. дис. канд. пед. наук / Л. А. Исаева. - М., 1964. - 16 с.

14. Щеглова Е. М. Развитие поликультурной компетентности будущих специалистов: дис. канд. пед. наук / Е. М. Щеглова. - Омск, 2005. - 164 с.

15. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / под ред. Г. М. Цыпина. - М.: Академия, 2003. - 368 с.

16. Кармин А. С. Интуиция и бессознательное / А. С. Кармин // Бессознательное: коллективная монография: В 4 т. - Тбилиси, 1978. - Т. 3. - С. 90-97.

17. Каган М. С. Философия культуры / М. С. Каган. - СПб., 1996 г. - 415 с.

18. Лосев А. Ф. Основной вопрос философии музыки / А. Ф. Лосев // Советская музыка, 1990. - № 12.

- С. 66-69.

19. Роллан Р. Гёте и Бетховен / Р. Роллан // Собр. соч.: пер. с фр.: В 20 т. - Л., 1933. - Т. 15. - С. 84.

20. Делакруа Э. Дневник / Э. Делакруа / пер. с фр. В 2 т. - М., 1961. - Т. 1. - С. 11.

21. Гаврюшенко Н. Н. О системной трактовке понятия музыкальная культура / Н. Н. Гаврюшенко // Методологические аспекты музыкознания и музыкальной педагогики: материалы Всероссийской научной конференции. - Краснодар, 1997. - С. 13.

22. Куренкова Р. А. Музыка и культура / Р. А. Куренкова. - М., 1986. - С. 17.

23. Холопова В. Н. Новация-интуиция-смысл: «маятник Фуко» для ансамбля Владимира Тарнопольского / В. Н. Хоропова // Musiqi Dunyasi. - 2013. - № 3 (56). - С. 36-46.

24. Ражников В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике / В. Г. Ражников. - М.: ЦАПИ, 1994. - 142 с.

25. Санжеева Л. В. Интуитивная музыка фольклора коренных народов Севера в педагогическом образовании / Л. В. Санжеева // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 4. - С. 87.

26. Бондаренко А. В. Становление и развитие понятия интуиция / А. В. Бондаренко // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право.

- 2010. - № 20 (91). - С. 196-203.

THE PROBLEM OF EDUCATION OF INTUITION IN THE FORMATION OF MUSICAL CULTURE AT MUSIC STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES

Wu Shuang1, Sanzheeva L. V.2

12Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint-Petersburg, Russian Federation E-mail: [email protected], [email protected]

The formation of musical culture among students of pedagogical universities continues throughout the entire learning process. A student-musician must possess professional competencies related to the intuitive identification of musical works, intuitive awareness of cultural integrity, the formation of intuition among the younger generation, etc. The problem of mastering intuition is related to the fact that the student consciously creates intuitive foundations for the development of musical and pedagogical skills in professional activities. Professional intuitive possession of music becomes a sign of a conscious and subconscious musical being of a person in culture. The meanings and values of conscious musical activity, embedded in the pedagogical process of objectification and objectification, reflect the intuitive foundations of musical culture. Intuition activates the mental activity in teaching music, developing the subconscious need for musical perception. Music creates intuitive meanings of being, influencing the

73

development of the creative activity of the individual, contributing to the subconscious familiarization with musical cultures, which forms a tolerant attitude towards other peoples. The upbringing of the intuitive foundations of musical culture in the process of pedagogical activity gives rise to humanistic landmarks for the student. Intuition is an important factor in the formation of musical culture, necessary in the pedagogical activity of the future teacher-musician. The purpose of the article is to justify the problem of educating intuition among students of pedagogical universities in the formation of musical culture.

Keywords: musical culture, teacher-musician, intuition, education, perception.

References

1. Fedorov E.E., Intuition in music performance, Psychology Issues, 2, 100 (1985).

2. Asmus V.F., The problem of intuition in philosophy and mathematics: an outline of history: XVII -beginning of XX century / Entry. Art. V.V. Sokolova. 3rd ed., Erased, 310 p. (URSS Editorial, M., 2004).

3. Bunge M., Intuition and science / trans. from English, 187 p. (Moscow, 1967).

4. Lobastov G.V., Intuition as a manifested totality of subjectivity, Economic and socio-humanitarian studies, 1 (13), 51 (2017).

5. Abdullin E.B., Theory and methodology of musical education of schoolchildren: a compendium of higher pedagogical educational institutions, 53 p. (LNA, Moscow, 1996).

6. Aliev Y.B., Handbook of a school musician teacher, 336 p. (Vlados, Moscow, 2000).

7. Archazhnikova L.G., Profession - music teacher, 111 p. (Education, Moscow, 1984).

8. Bezborodova L.A., Methods of teaching music in elementary school, Music at school, 1, 45 (2000).

9. Asafiev B.V., Musical form as a process, 373 p. (Music, Leningrad, 1971).

10. Kabalevsky D.B., Education of the mind and heart, 206 p. (Education, Moscow, 1984).

11. Alimskaya L.F., Formation of students' readiness for musical and pedagogical communication: dis. cand. ped. sciences, 234 p. (Saratov, 2001).

12. Prokofieva I.V., Formation of readiness of students of art and culture universities for artistic and pedagogical activity: dis. cand. ped. sciences, 161 p. (Tyumen, 2002).

13. Isaeva L.A., The formation of professional and pedagogical skills of a music teacher in the process of educational practice : dis. cand. ped. sciences, 16 p. (Moscow, 1964).

14. Scheglova E.M., The development of multicultural competence of future specialists: dis. cand. ped. sciences, 164 p. (Omsk, 2005).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Psychology of musical activity: Theory and practice, red. G.M. Tsypin, 368 p. (Academy, M., 2003).

16. Carmine A.S., Intuition and the unconscious, Unconscious: collective monograph, 3, 90 (Tbilisi, 1978).

17. Kagan M.S., The philosophy of culture, 415 p. (SPb., 1996).

18. Losev A.F., The main issue of the philosophy of music, Soviet music, 12, 66 (1990).

19. Rolland R., Goethe and Beethoven. Sobr. op.: Per. with fr.: In 20 vols, 15, 84 (1933).

20. Delacroix E., Diary, per. with fr. In 2 vols, 1, 11 (Moscow, 1961).

21. Gavryushenko N.N., On the systematic interpretation of the concept of musical culture, Methodological aspects of musicology and musical pedagogy: Materials of the All-Russian Scientific Conference, p. 13 (Krasnodar, 1997).

22. Kurenkova R.A., Music and culture, p. 17 (Moscow, 1986).

23. Kholopova V., Novation - intuition - sense: "Foucault's pendulum" for the ensemble of Vladimir Tarnopolsky, Musiqi Dunyasi, 3 (56), 36 (2013).

24. Razhnikov V.G., Dialogues on musical pedagogy, 142 p. (TsAPI, Moscow, 1994).

25. Sanzheeva L.V., Intuitive music of folklore of the indigenous peoples of the North in teacher education, Modern problems of science and education, 4, 87 (2019).

26. Bondarenko A.V., The formation and development of the concept of intuition, Scientific reports of Belgorod State University. Series: Philosophy. Sociology. Right, 20 (91), 196 (2010).

74

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.